Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен Гендера : социально-философский анализ Стебунова, Евгения Игоревна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стебунова, Евгения Игоревна. Феномен Гендера : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Стебунова Евгения Игоревна; [Место защиты: Челяб. гос. ун-т].- Тюмень, 2012.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/498

Введение к работе

Актуальность исследования. Философская и общегуманитарная мысль конца ХХ – начала ХIХ вв. выразила новый взгляд на проблемы природы сексуальности, взаимоотношения полов и так называемый женский вопрос. Механизмы социализации пола уже абсолютно ясно высвечены в научной литературе как механизмы властного дискурса. Самые актуальные проблемы социума – власть, насилие, самосознание и свобода личности – в условиях постиндустриального общества предстали как проблемы половой идентификации индивида и выбора соответствующих социальных ролей. Основные философские вопросы – проблема сущности человека, смысл и предназначение, пространство и время человеческого бытия – получили гендерное измерение. Осмысление этого положения нашло отражение в гендерных исследованиях.

Масштабные социокультурные, политические, экономические изменения российского общества предопределили трансформацию статусных позиций различных социальных групп и категорий граждан. Изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, перестраивается механизм социальной стратификации, идет интенсивная смена элит. На общественную арену выходят новые социальные группы, массовые слои маргинализуются, расширяется «социальное дно». Соответственно, меняется система групповых интересов, способов поведения, социальных взаимодействий. В сфере гендерных отношений эти изменения привели к таким явлениям, как модификация структуры семьи, трансформирование системы социальных гарантий, появление социогрупп с нетрадиционными формами взаимоотношений (трансвеститы, гомосексуалисты, бисексуалы и др.), изменение положения женщин в сфере экономики и политики. Данные явления были обозначены при помощи специальных формулировок: феминизация безработицы и бедности, дискриминация по возрасту и полу при найме на работу, коммерциализация сексуальности, распространение насилия, легитимизация меньшинств и т.п.

Проблематизация гендерных отношений в публичном дискурсе приводит к росту исследовательского и общественного интереса к этой тематике. Гендер выступает как один из базовых принципов социальной стратификации. В каждом развитом демократичном обществе стоит задача достижения гендерного равенства. Гендерные исследования в значительной степени ориентированы на анализ и поиск путей решения реальных социокультурных проблем, и в первую очередь – проблему сущности и содержания гендерного равенства, а также соотношение гендерных асимметрий и гендерного баланса. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что понятие «гендер» включает в себя не только рассмотрение так называемого «женского вопроса», но и исследует проблематику «мужского вопроса», сексуальных меньшинств и других социогрупп. Фундаментальной задачей ученых является исследование социальной структуры (состав, положение и отношения различных социогрупп) и стратификации российского общества (расположение социогрупп на иерархической шкале социальных статусов).

Исследования последних лет заложили основу объективного изучения социальной структуры общества, однако российская наука пока не располагает надежным знанием последней. Анализу различных факторов этой структуры посвящены сотни работ, но большинство из них либо ограничивается теоретическим анализом проблемы, либо игнорирует гендерный аспект. В научной литературе достаточно широко представлены социальные портреты групп и слоев, занимающих важные места в общественной иерархии. Особенно пристальному анализу подвергаются недавно возникшие, интенсивно развивающиеся и социально активные группы. Однако еще слабо изучены гендерные связи и взаимодействия общественных групп, не выявлены причины появления и механизмы функционирования новых нетрадиционных социогрупп, не обозначены пути профилактики их негативного влияния на детей и подростков.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена, во-первых, проблемой необходимости изучения гендера как феномена и явной недостаточностью российских научно-исследовательских работ в данной области; во-вторых, внедрением принципов гендерных исследований во все области научного познания как в теоретическом дискурсе, так и в практическом применении для определения возможности и обоснованности устранения проявлений гендерных асимметрий; в-третьих, неспособностью социологической науки решить проблему сущности и содержания гендерного равенства; в-четвертых, интересом к различным социокультурным проявлениям гендера (например, в языке, в художественной литературе, в рекламе, СМИ и др. областях)

Степень разработанности проблемы. Проблема природы человека широко исследовалась в социально-философских учениях античности (Платон, Аристотель), философии Нового времени (Т. Гоббс, Р. Декарт, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо), классической немецкой философии (Гегель), философии жизни (Ф. Ницше), утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье), философии марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), психоанализе (З.Фрейд, Э. Фромм) и других направлениях. Особый интерес для исследователей гендера представляет, на наш взгляд, концепция архетипов коллективного бессознательного Карла Густава Юнга (в частности, архетипы Аниме и Анимус).

В русской философии также наличествует обсуждение проблемы дифференциации онтологических и гносеологических принципов маскулинного и феминного, которое развивалось по двум направлениям. С одной стороны, эта тема интересовала представителей философии пола (Н. Чернышевский), а с другой – теоретиков так называемой «теологии пола». Другое течение в русской философии пола представляли Н. Бердяев и В. Розанов. Главная тема их произведений – тема любви/эроса. Для них Бог и религиозность тесно связаны с любовью, страстью, Эросом, то есть тем, что в западной традиции маркируется как феминное. Третье течение в философии любви – ортодоксально-богословское – представлено работами П. Флоренского, С. Булгакова, И. Ильина.

В современной социальной философии наибольшую значимость в решении проблемы гендерного равенства имеет философия французского экзистенциализма во главе с Ж.-П. Сартром, чью методологию, а именно анализ экзистенциальных реальностей сознания и экзистенциалистскую концепцию субъективности, использовала С. де Бовуар. Ее фундаментальное исследование «Второй пол» (1949) содержит объяснение феномена гендерного неравенства и причины происхождения сексизма в обществе и культуре на уровне социально-философской теории, а потому имеет методологическое значение для диссертационного исследования.

Гендерная проблематика широко представлена в работах зарубежных представителей феминизма, например, у представительниц либерального феминизма (Э. Росси, Д. Ричардс, С. Окин, Н. Блюстоун), в теории социалистического феминизма, основанной на работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Последователями марксистского феминизма были А. Коллонтай, К. Цеткин, А. Бебель и др. Сегодня марксистский феминизм представлен в работах Э. Голдман, С. Кокбёрн, М. Эванс и др. Радикальные феминистки (К. Миллет, С. Файерстоун, К. Дельфи, М. Дэйли и др.) обратились к поискам глубинного основания угнетения женщины. Таковым, по их мнению, является патриархат – система мужского доминирования. Д. Митчелл, Д. Диннерстайн, Н. Чодороу, К. Гиллиган являются последователями психоаналитического феминизма, основанного на теории психоанализа З. Фрейда.

Во Франции развивалось течение постмодернистского феминизма во главе с С. де Бовуар. Его последователями также являются К. Дельфи, М. Плаза, М. Виттиг, Т. Мой, А. Жардин, Л. Иригарэй, Ю. Кристева, Э. Сиксу. В последнее время к этому направлению критики относят также Д. Батлер, Р. Брайдотти и некоторых других авторов. Этих исследовательниц объединяют темы исследования (язык, власть, понятие «женщина»).

Проблема гендерной дифференциации социума и гендерно обусловленной природы человека рассматривалась рядом отечественных и зарубежных авторов. В рамках философских концепций социогенеза в качестве системообразующих факторов выступают гендерная асимметрия (Л. Доминелли, С. Айвазова, Н. Ажгихина), гендерная система (Г. Рубин, И. Хирдман, Р. Коннелл, Е. Здравомыслова, Т. Клименкова. А. Темкина), гендерное неравенство (Д. Скотт, В. Геодакян, К. Хорни, К. Гуинчи, В. Агеев, О. Воронина, И. Клецина, Т. Репина), гендерные роли (М. Мид, С. Бем, Г. Хофстед, И. Кон, Н. Лебедева, Е. Иванова), гендерные стереотипы (Платон, Аристотель, Н. Бердяев, В. Иванов, П. Флоренский, В. Розанов, З. Фрейд, У. Штейнберг, К. Гиллиган, Г. Зиммель, С. де Бовуар, А. Логинов).

Проблемы половой дифференциации и сексуальности человека рассматривались в научном дискурсе с различных позиций и исследовались в философии (Н. Бердяев, О. Вейнингер, И. Кон, В. Соловьев, А. Шопенгауэр, З. Фрейд и др.); антропологии (М. Мид, Г. Мур, Е. Гапова, Н. Козлова, М. Рабжаева и др.); социологии (Дж. Масионис, Л. Доминелли, Т. Клименкова, Е. Здравомыслова, Е. Ярская-Смирнова, О. Лаврова, М. Рабжаева, П. Романов и др.); истории (Дж. Скотт, Г. Бок, М. Муравьева, Н. Пушкарева, Л. Репина, Х. Роджерс, И. Шаберт и др.); политической культуре (С. Айвазова, В. Брайсон, О. Вовченко, Дж. Мертус, О. Воронина, Т. Клименкова, М. Малышева, О. Хасбулатова, Н. Шведова и др.); психологии (Ю. Алешина, Т. Арканцева, М. Арутюнян, Т. Виноградова, А. Волович, Е. Дубовская, В. Каган, И. Клецина, Г. Крайг, С. Кудинов, А. Либин, О. Митина, Ю. Тюменева, Б. Хасан, К. Хорни и др.); лингвистике, философии языка и теории коммуникаций (Аристотель, М. Бахтин, Ф. Бэкон, Ю. Лотман, М. Мамардашвили, Р. Лакоф, Л. Пуш, А. Кирилина, Е. Земская, М. Китайгородская, Н. Розанова, Е.Горошко и др.) и в других направлениях.

Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается интерес к феномену гендера как отдельному объекту исследования. В частности, это работы О. Ворониной, Н. Пушкаревой, Е. Здравомысловой, А. Темкиной, З. Хоткиной, И. Жеребкиной, А. Кирилиной, Е. Горошко и др. Подобный интерес поднимает статус гендера до уровня общенаучной категории, что в свою очередь позволяет исследователям позиционировать гендер уже как социально-философский универсум.

Основная проблема исследования обусловлена отсутствием целостного представления о феномене гендера в бытии человека и социально-философском познании и заключается в выявлении его генезиса, сущности, значимости и тенденций развития.

Объектом диссертационного исследования является гендерная система как универсальная социально-философская категория.

Предметом исследования выступает феномен гендера, его роль и степень воздействия на социальные процессы в обществе в разные исторические периоды: социально-философский анализ.

Цель исследования состоит в определения места и роли феномена гендера, его тенденций и проблем в структуре социально-философского знания, раскрытии значимости гендерных исследований в описании трансформированной структуры социума для определения причин гендерных асимметрий, а также в разработке теоретико-методологических подходов изучения гендерной системы и модальностей самого гендера.

Исходя из данной цели, в диссертации поставлены следующие задачи исследования:

Концептуализировать понятие «гендер» в качестве социально-философского универсума.

Рассмотреть гендерные исследования в социально-философском дискурсе как одно из направлений изучения социальной структуры общества.

Проанализировать конструирование гендерной системы и ее компонентов в качестве одного из факторов социально-философского анализа.

Выявить своеобразие основных течений феминизма как теоретико- методологической базы исследований гендерной системы.

Показать человека и социум как предмет гендерной проблематизации в антропо- и социоориентированных науках.

Раскрыть модальности и тенденции развития гендерной проблематики в современном социокультурном пространстве.

Теоретическое основание диссертации складывается из идей, концепций и теорий классиков философской мысли, а также психологов, социологов, культурологов и историков, так или иначе связанных с изучением личности, духовно-нравственных ценностей и современных гендерных теорий. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды: С. де Бовуар («Второй пол»); О. Воронина («Универсализм и релятивизм культуры в конструировании гендерной системы» и др.); И. Жеребкина («Прочти мое желание…». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм»), Е. Здравомыслова («Социология гендера» и др.). Особую важность для исследования представляет концепция архетипов коллективного бессознательного К.Г. Юнга, рассмотривающая природообусловленные обоснования гендерных асимметрий. Также работа опирается на некоторые международные конвенции, декларации и законы РФ (Международная Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция об охране материнства, Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Концепция улучшения положения женщин в РФ и др.). В работе использовались следующие методы: анализ, синтез, классификация, индукция, дедукция; принципы диалектики, детерминизма при рассмотрении взаимодействия в человеке природного, культурного и социального; сравнительно-исторический метод при исследовании историко-философских учений о природе человека; системный и целостный подходы при характеристике биологических, культурных и социально обусловленных аспектов развития общества.

Научная новизна работы заключается в следующих положениях:

систематизированы теоретические сведения о гендере с целью корректировки его терминологического определения;

впервые интегральное понятие «гендер» формулируется как социально-философская научная категория;

концептуально обоснована необходимость учета гендерной дифференциации социума, влияющей на основные аспекты социального бытия (воспитание, образование, разделение труда, семейные отношения), а также регламентации моделей поведения индивида;

введено новое определение термина «гендер», а также понятия «гендерное равенство» как «равноценность, равнозначность мужчин и женщин»;

осуществлена рефлексия понятия «женское начало», определение его местоположения в современной повседневности и литературно-культурном пространстве.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Существующее в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют нам сделать вывод о том, что биологический пол (несмотря на всю его значимость) не может быть объяснением различий их социальных ролей. Понятие «пол» относится только к анатомо-биологическому строению индивидов. Гендер дифференцируется нами как совокупность психологических, социальных и культурных норм, определяющих правила и модели поведения индивида в зависимости от его биологического пола. Гендер является одним из измерений социальной организации, определяющим отношения личности с социумом и представления о себе. Гендер можно рассматривать как социально-философскую категорию, поскольку он позволяет исследовать всеобщие черты общества. Гендер предопределяет иерархию, деление мужчин и женщин на разные категории, образуя в результате гендерную стратификацию общества. Особенно ярко это прослеживается в языке.

  2. Современное общество нуждается в изучении такого важного для социума состояния как гендерное равенство. Необходимо, чтобы приоритетное направление в гендерных исследованиях проблем гендерного неравенства сменилось другим приоритетом - исследованием гендерного равенства.

  3. Гендерное равенство понимается нами как «равноценность, равнозначность» мужчин и женщин.

  4. Гендерное равенство возникает в результате функционирования гендерной системы, которая является разновидностью социальной системы, объединившей ряд элементов, к числу которых мы относим социальные институты, модели поведения, культурные и социальные взаимодействия, гендерные роли, предписывающиеся в соответствии с полом.

  5. Гендерная система включает несколько взаимосвязанных компонентов, в частности, социальную конструкцию гендерных категорий на основе биологического пола; половое разделение труда, в соответствии с которым мужчинам и женщинам приписываются разные задачи; социальную психологию и регуляцию сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуальности и негативно – другие.

  6. Гендерная система является системообразующим компонентом социальной структуры общества и важным фактором в осмыслении сущности гендерного равенства. Конструирование гендерной системы, которая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола, выступает как один из факторов социально-философского анализа структуры общества. Оно задается всей сложившейся в социуме системой отношений, а не детерминируется только природой.

  7. Социально-философское осмысление гендерного равенства возможно при рассмотрении гендерных ассиметрий как равнозначных и равноценных. Рефлексия проявлений гендерной проблематики в современном социокультурном пространстве показывает наличие гендерной асимметрии, которую, на наш взгляд, можно использовать в качестве ключа для определения сущности и содержания гендерного равенства. Поскольку именно гендерная асимметрия соответствует принципу природосообразности при выстраивании социальных связей и отношений.

Теоретическая значимость исследования обоснованы тем, что:

доказаны положения, характеризующие гендер как одно из измерений социальной организации, определяющее отношения личности с социумом и представления о себе, что вносит расширении социально-философского представления о феномене гендера, его роли и степени воздействия на социальные процессы в обществе;

применительно к проблематике диссертации результативно использован комплекс существующих базовых методов исследования, в том числе, принципы диалектики, детерминизма при рассмотрении взаимодействия в человеке природного, культурного и социального; сравнительно-исторический метод при исследовании историко-философских учений о природе человеке; системный и целостный подходы при характеристике биологических, культурных и социально обусловленных аспектов развития общества;

изложены доказательства необходимости приоритетного изучения в гендерных исследованиях проблем гендерного равенства, возникающего в результате функционирования гендерной системы;

раскрыта структура гендерной системы и этапы её конструирования в синхроническом аспекте, что позволило вычленить основные модальности и тенденции развития гендера в современном обществе, а также определить сущность и содержание понятия «гендерное равенство»;

изучены причинно-следственные связи гендерной системы с общей структурой современного общества, внутренние и внешние противоречия теории феминизма как теоретико-методологической базы гендерной теории, факторы влияния гендерных асимметрий на сущность гендерного равенства.

Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что:

разработана и обоснована необходимость учета гендерного фактора для раскрытия проблем самоидентификации человека, а также углубленного изучения особенностей межличностного взаимодействия субъектов в социокультурном пространстве; для решения практических задач достижения цели общения с точки зрения гендерной принадлежности участников коммуникации;

представлены предложения по дальнейшему изучению гендерного равенства, а также совершенствованию социальной иерархии и культурных ценностей с учетом гендерной проблематики исследований и женщин, и мужчин;

раскрыто содержание и значимость основных направлений феминизма, что позволит использовать их при разработке специальных программ курсов по гендерологии и феминологии для обучения специалистов в области гуманитарного знания, а также для разработки учебных курсов и спецкурсов по социальной философии, философии культуры, культурологи, лингвистике.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и кафедре социальной работы ТюмГНГУ, были изложены в ряде публикаций и выступлений на следующих конференциях: Всероссийской научной конференции «Модернизационные процессы в России (исторические, духовные и социальные аспекты)» (Тюмень, ТюмГНГУ, 2005); международной научно-технической конференции «Нефть и газ Западной Сибири» (Тюмень, ТюмГНГУ, 2005); научной конференции «Россия в XXI веке: прогнозы культурного развития. Качество жизни на рубеже тысячелетий. «Антропологические чтения – 2005» (Екатеринбург, 2005); Всероссийской научной конференции «Человек и мир. Социально-гуманитарные исследования: наука в современном обществе» (Тюмень, ТюмГНГУ, 2006); научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Новые технологии нефтегазовому региону» (Тюмень, ТюмГНГУ, 2007); в научно-теоретическом и прикладном журнале «Альманах современной науки и образования. Серия «История, антропология, археология, этнография, краеведение, философия, теология, культурология, политология, юриспруденция и методика их преподавания» (Тамбов, 2007); Всероссийской научно-практической конференции «Русский язык и культура: духовное и нравственное начало в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе» (Ростов-на-Дону, РГУПО, 2007); международной научно-практической конференции «Гуманитарные стратегии российских трансформаций» (Тюмень, ТюмГНГУ, 2008); в научно-теоретическом журнале «Вопросы философии» (Москва, 2009).

Структура и объем исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 130 наименований. Работа изложена на 150 страницах компьютерной верстки.

Похожие диссертации на Феномен Гендера : социально-философский анализ