Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен маргинальности в культуре Логачева Светлана Михайловна

Феномен маргинальности в культуре
<
Феномен маргинальности в культуре Феномен маргинальности в культуре Феномен маргинальности в культуре Феномен маргинальности в культуре Феномен маргинальности в культуре Феномен маргинальности в культуре Феномен маргинальности в культуре Феномен маргинальности в культуре Феномен маргинальности в культуре
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Логачева Светлана Михайловна. Феномен маргинальности в культуре : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Воронеж, 2002 154 с. РГБ ОД, 61:02-9/389-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Процесс маргинализации в современном обществе 14

1. Концепции маргинальности и история развития понятия 14

2. Маргинальность в социальных системах 30

3. Маргинальность, аномия и девиантность, как особое отношение к норме 56

Глава II. Маргинализм как тенденция развития культуры 71

1. Маргинальность в системе взаимоотношений традиций и новаций 73

2. Маргинальность как культуротворческое начало массовой культуры 90

3. Отражение маргинального образа

в художественной культуре 106

4. Вытесняющая (замещающая) функция маргинализма 129

Заключение 140

Список литературы 143

Введение к работе

Маргинальность — феномен сложный, многоплановый и до сих пор не получивший адекватного философского определения. Его проявление в различных сферах человеческой жизнедеятельности стало причиной неоднозначного понимания и спекулятивного использования понятия маргинальность.

Актуальность исследования

Повышенный исследовательский интерес к проблеме маргинальное вызван современным состоянием культуры. Теоретическое осмысление жизнедеятельности маргинальных субъектов становится особенно актуальным именно сейчас, в период экономического, политического, социального преобразования, которое сопровождается идеологическо-культурной вакуумностью.

Явная нестабильность современного российского общества, хаотичность процессов трансформации, происходящих в социальных группах и между ними, размывание традиционных групп населения, становление новых типов групповой интеграции — всё это стало одной из побудительных причин глобализации процесса маргинализации.

Актуальность данной проблемы усиливается в результате повсеместной глобализации взаимодействия культур. Стираются, размываются этнические границы, утрачивается национальная самоидентификация личности, что и приводит к массовому появлению маргинального субъекта, находящегося между двух культур и не принадлежащего полностью ни той, ни другой.

Несомненно, подобные процессы существовали всегда в истории. Взаимопроникновение культур и обществ в современном мире, полиэт-ничность и поликультурность большинства государств, сделали эти процессы заметными и более значимыми для философского анализа.

Ещё одна сторона показывающая актуальность темы исследования заключается в необходимости детального рассмотрения социопсихологиче-

4 ских особенностей маргинального субъекта. В период разрушения традиционного уклада потребность самоопределения со стороны личности актуализируется. Человек вынужден адаптироваться к изменениям и заново находить своё место в обществе. Лица, обладающие маргинальным статусом, испытывают затруднения при формировании моральных, идеологических, нравственных и иных установок. Такое влияние маргинальное на личность увеличивает вероятность конфликтного, девиантного поведения со стороны маргинального субъекта.

Перечисленные аспекты проявления маргинальное и многоплановость происходящих перемен затрудняют изучение феномена маргинальное. Однако при системном подходе можно выделить видовые, типологические черты, закономерные для данного явления. Актуальность данной темы связана ещё и с тем, что проблема сегодня находится в стадии недостаточной разработанности. В философской литературе до сих пор не сформирован понятийный аппарат по данному вопросу и не разработана единая научная концепция.

В своей работе диссертант обращает особое внимание на изучение феномена маргинальное в культуре. Современная культура по своей природе очень динамична, изменчива, непредсказуема и ориентирована на появление новаций. Новизна заложена в самой сути культуры, которая рождает бесконечное количество альтернативных вариантов своего развития, многие из которых вытесняются в маргинальное поле. Изучение влияния на традиционную культуру маргинальных новаций — это новое, еще не изученное направление и ещё одна возможность проследить и предусмотреть дальнейшее развитие культуры.

Степень разработанности проблемы

Междисциплинарность, многоплановость, полифункциональность феномена маргинальное обусловили то, что он стал предметом изучения различных наук: философии, социологии, культурологии, психологии, лингвистики и др. Выводы, сделанные в ходе научных изысканий, являют- ся ценным материалом для философского понимания сущности маргинализма и системного рассмотрения данного феномена.

В научной литературе особо выделяются работы основоположников теории маргинализма: представителей чикагской социологической школы Р. Парка и Э. Стоунквиста. В работах Парка впервые появляется понятие «маргинал», «маргинальная личность» для обозначения конкретной этнокультурной ситуации положения мигранта, столкнувшегося с трудностями в процессе культурной ассимиляции и адаптации. Парк исследовал особенности личности, находящейся на границах различных культур.

Далее проблему маргинальной личности стал рассматривать в своих работах ученик Парка Э. Стоунквист. Он выдвинул тезис о том, что наиболее важной чертой маргинального человека является его «гибридность», в нём переплавляются взаимодействующие культуры, общества и рождается новый социокультурный сплав. Делая акцент на этнопсихологических моментах, Стоунквист описывает жизненный путь маргинального человека, касаясь при этом вопросов его индивидуального развития, на которое не обращал своего внимания Парк. Стоунквист заметил, что сознание маргинала отличается внутренней противоречивостью, которая становится причиной неуравновешенности и агрессии.

В целом же, концепция Парка-Стоунквиста описывает маргиналь-ность как промежуточное, окраинное положение личности на границе двух культур.

В последствии исследования чикагских социологов продолжили в своих работах такие авторы, как М. Голдберг, А. Грин, Д. Головенски, А. Антоновски, Е. Хьюгз, Д.Б. Манчини.

Социолог А. Антоновски полагал, что процессы, порождающие «промежуточные» ситуации, следует отслеживать в объективном, историческом пространстве, анализируя, в первую очередь, сами культуры, а не результат их столкновения.

После окончания второй мировой войны, в 1949 году, социолог

Е. Хьюгз формирует в своих работах новый подход к изучению проблемы маргинальное. Он первым заметил, что маргинальность может быть следствием культурной и социальной мобильности внутри одного, определённого общества. Хьюгз называет маргинальной любую ситуацию, где человек даже в малейшей степени оказывается одновременно в двух социальных статусах, входит в две социальные группы.

Американский социолог Манчини, разрабатывая концепцию маргинальное, предложил своеобразную систему измерителей маргинально-сти, в которой крайней степенью проявления последней является суицид. Его взгляды перекликаются с концепцией аномии и девиантного поведения Э. Дюркгейма, Р. Мертона и Т. Парсонса.

В отечественной философской и социальной литературе последних десятилетий маргинальность описывается преимущественно как следствие социальной трансформации общества. В работах Е.Н. Старикова, И.П. Поповой, З.Т. Голенковой, Е.Д. Игитханян, И.В. Казариновой маргинальность рассматривается как обрыв социальных связей, как потеря объективной сопричастности к определённому социуму (классу или группе), как утрата своего социального статуса. Источниками маргинализации служат массовые процессы мобильности и разрушение социальной структуры общества в результате кризиса.

Следует заметить, что в течение долгого времени маргинальность, как специфическое состояние социальной структуры, рассматривалась в отечественной философии только как тенденция развития буржуазного общества. В монографиях и статьях С.Н. Артановского, И.И. Кравченко и др. доминирует эта точка зрения.

Актуальность и необходимость создания единой, цельной теории мар-гинализма обусловлена хаотичностью и раздробленностью существующих подходов и направлений в изучении маргинальности. В философских трудах Б.Г. Соколова, В.Б. Стрих, М.К. Рылкина, Е.М. Шапинской феномен маргинальности рассматривается как одна из основных характеристик по-

7 стмодернизма. Существуют работы (А. Фарш, Е. Рашковский), где марги-нальность расценивается как выход за пределы культурных норм, канонов, традиций. В.А. Шапинский, изучая проблему культурной маргинальное, акцентирует внимание на том, что маргиналов следует выделять не по социальным, а по внесоциальным (психологическим, моральным и т.д.) признакам.

В философском поле является распространенной концепция отождествления маргиналов с люмпенами, нищими и т.п. (Б. Михаилов, А.С. Панарин, М. Лесаж, Н. Абди, Г. Ланга). При анализе процесса маргинализации Е.В. Садков указывает на потенциальную девиантность, преступность маргинального субъекта.

Неординарный подход к изучению маргинальное, как к развитию экономико-правовых форм, не соответствующих существующей модели экономического и правового развития, обозначен в трудах Т. Шанина, Ю.В. Соколова, А.Г. Левицкой, Б.Н Шаталова, Ж. Шоншола, А.И. Атояна.

Вопрос о пространстве маргинальности детально анализируется в работах В. Каганского. Автор рассматривает феномен маргинальности с позиции соотношения центра и границ, как пространственное положение в пограничной зоне. По мнению Каганского, маргинальные группы заданы пространственно, но сами пространственно аморфны, и, таким образом, маргинален не сам субъект, а его позиция.

Выделяется блок работ, посвященный проблеме социализации маргинальной личности и её психологическим особенностям. Ю.М. Плюснин, Н.О. Навджавонов, М.Л. Кон, Р.Х. Тернер, СВ. Куртиян, Л.Г. Березовая, Т. Шибутани указывают, что маргинальная личность обладает мировоззренческой и психологической раздвоенностью. В силу такой раздвоенности, с одной стороны, усложняется процесс демаргинализации и адаптации, а с другой, — повышаются творческие, новаторские способности личности.

Ещё одно направление в изучении маргинальности образуют исследо-

8 вания, посвященные историческому анализу формирования новых социальных групп (слоев) по маргинальному принципу. В. Живов указывает на маргинальный характер зарождения класса интеллигенции в России.

С самых различных позиций рассматривается феномен маргинальности в работах М. Новиковой, З.Х. Галимуллиной, А.С. Каргина, Н.А. Хренова, Е.Ю. Иныпаковой, ЕЛ. Топоровой, А.В. Заверина, В.В. Чучупала, Н.А. Сосновского, Н. Мейлера и др.

Таким образом, различные авторы, поднимавшие в своих работах проблему маргинальности, сформировали следующие парадигмы изучения данного феномена: маргинальность как результат культурного взаимодействия; маргинальность как следствие социальных преобразований; маргинальность как особая психологическая и мировоззренческая установка личности.

Цель и задачи исследования

Основными целями исследования являются: системный анализ феномена маргинальности, рассмотрение маргинальности как специфического социокультурного явления, возникающего в качестве культуротворческой тенденции в процессе развития социальных систем.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач: провести обобщённый анализ сложившихся традиционных подходов к проблеме маргинальности; определить сущностные типологические признаки и раскрыть социальные и культурные функции маргинальности; раскрыть отношение феномена маргинальности к социокультурной норме и соотнести с понятиями девиантности и аномии; показать конструктивный и деструктивный характер влияния на культуру маргинальных новаций; обосновать закономерность процесса глобализации маргинализма

9 в период развития массового общества; проанализировать специфику маргинального образа в художественной культуре; отразить функцию замещения, выполняемую маргинальным феноменом в культуре.

Объект исследования

Особый, занимающий пограничное, межстратное положение в социальной системе субъект (маргинал).

Предмет исследования

Культуротворческие функции маргинального субъекта.

Методологические и теоретические основы исследования

Автор диссертационного исследования анализирует феномен маргинальности во всей его многоплановости и целостности, что предполагает сочетание разнообразных методологических подходов и принципов.

Теоретическими источниками исследования послужили работы, сделанные в области таких дисциплин , как философия, социология, культурология, филология, этнография, социальная психология.

В результате философского анализа диссертант представил феномен маргинальности как явление социального и культурного развития и взаимодействия, что потребовало от автора обращения к системно-историческому анализу явления маргинальности.

Системный подход позволил выделить и обозначить основные типологические черты феномена маргинальности. Историко-философский подход использовался при анализе закономерностей проявления и влияния маргинальности на развитие культуры. Диахронический анализ доказал перманентность существования маргинального феномена в истории.

Автор в процессе работы обращался к дедуктивному и индуктивному методам анализа, осуществляя переход от конкретного к абстрактному, от общего к частному.

Используемый методологический инструментарий позволил значи-

10 тельно углубить научное исследование и философски осмыслить феномен маргинальности, рассматривая его проявление на примере конкретных исторических реалий.

В своей работе диссертант опирался на эмпирические материалы, используя в качестве иллюстрации данные социологических исследований.

Научная новизна работы

В работе феномен маргинализма рассматривается в единстве социальных и культурных характеристик и проявлений.

В диссертации последовательно проводится идея единства системы и функций в оценке маргинализма. Маргиналы рассматриваются как особый, пограничный субъект социальной системы с соответствующей социокультурной функцией (поведенческим типом).

В диссертации раскрыто отношение маргинализма к социокультурной норме и показано, что маргинальный субъект изначально аномичен или девиантен, но впоследствии неизбежно адаптируется к норме.

Выявлен революционный характер маргинальных новаций, которые могут выполнять как конструктивную, так и деструктивную функции в развитии культуры.

Доказывается возрастание масштабности проявления феномена маргинализма в культуре XX века.

На основе анализа культуры делается вывод о перманентности маргинального феномена, как объективно-исторической тенденции, и говорится о локально-временном характере отдельного вида маргинальности, возникающего в конкретно-исторических условиях развития социума.

В работе анализируется замещающая функция маргинализма в культуре.

Положения, выносимые на защиту

1. Статус маргинального субъекта определяется двумя измерениями: местом в социальной системе (пограничное, межстратное положение) и социокультурной функцией (поведенческий тип).

Тенденция маргинальности является перманентной в процессе функционирования общества. Роль маргинальности и её масштабность возрастает в XX веке в силу повышения динамичности общественного развития. Однако конкретный вид маргинальности ограничен временными рамками в истории и носит эпизодический характер.

Социокультурная функция (поведенческий тип) маргинального субъекта определяется через отношение к норме (девиантность, аномичность). Однако не всякий девиант является маргиналом. Понимание маргинализма, как двуединого феномена (социальный статус и поведенческий тип), дает возможность провести различие между девиантностью (как более широкой социальной сущностью) и маргинальностью, представляющей собой социокультурную разновидность девиантности. Социокультурный поведенческий тип маргинала становится адекватным норме, когда он обретает в социальной структуре определённый статус.

В культуре маргинальность может проявляться в качестве революционной (базисной) новации, являясь вызовом существующей традиции. Социокультурные стратегии маргинального поведения могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Конструктивное влияние маргинальной новации выражается в формировании нового социального страта (направления культуры). Деструктивное воздействие влечёт за собой разрушение существующих культурно-нормативных канонов и размывание социальной структуры общества.

Отождествление гениальности, как яркого конструктивного феномена, и маргинальности в современной литературе явно ошибочно. Гений может созидать в рамках существующей культурной гради- ции и не являться маргиналом, достигая в своём творчестве высшей планки развития культуры. Под гением же маргинального типа можно понимать маргинальную личность, сумевшую заложить основы новой культурной традиции. 6. Маргинальный элемент в социокультурном пространстве выполняет замещающую (вытесняющую) роль, занимая нишу наиболее ослабленного, невостребованного социумом элемента. Научно-практическая значимость работы

Полученные в ходе исследования результаты позволяют углубить философское понимание современного социокультурного развития. Положения и выводы диссертационной работы о феномене маргинальности могут быть использованы: в дальнейшем изучении проблемы маргинальности; в преподавании общих и специальных курсов по философии, социальной философии, социологии, общей и практической психологии, культурологии и этнографических наук; в качестве концептуально-теоретической базы для проведения как социологических, так и культурологических исследований процессов трансформации современного общества, а также для проведения социально-экономических, общественно-политических и даже маркетинговых исследований (поскольку маргинализм является существенным явлением современной общественной жизни).

Апробация работы

Основные положения работы были представлены в научных публикациях автора. Материалы исследования были обсуждены на Международном научно-практическом семинаре «Межэтническая коммуникация в современном социокультурном пространстве» (Нижний Новгород, 2001 г.), а также во время работы научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитаризации высшего образования» (Воронеж, 2000 г.).

Теоретические наработки диссертационного исследования использу-

13 ются автором при чтении базовых курсов по философии и культурологии.

Структура работы

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Список опубликованных работ по теме диссертации

Логачёва СМ. Психологические проблемы социальной адаптации личности в системе высшего образования // Актуальные проблемы гуманитаризации высшего образования: материалы научно-методической конференции (30-31 мая 2000 г.). — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000, —С.167-168.

Логачёва СМ. Феномен маргинальное в социокультурных системах // Труды молодых учёных ВГУ. — Вып.2. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. —С.243-250.

З.Логачёва СМ. Маргинальный образ в кинематографе (на примере фильмов Люка Бессона) // Человек, познание, культура. (Сб.работ) — Вып.1. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. — С. 109-112.

Логачёва СМ. Маргиналы и система // Вестник научной сессии ф-та ФиПси ВГУ. — Вып.2. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. — С.32-34.

Логачёва СМ. Маргинальность малых этнических групп // Вестник научной сессии ф-та ФиПси ВГУ. — Вып.З. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. —С.30-31.

Концепции маргинальности и история развития понятия

Несмотря на то что понятия «маргинал», «маргинальность» существуют уже не один десяток лет (были введены американским социологом Р. Парком в 1928 г.), тем не менее популярными они стали совсем недавно. Если в начале своей «карьеры» понятие «маргинализм» носило скорее негативную окраску, более того, даже ругательную, то сегодня оно в центре внимания: им обозначают всё то, что по каким-либо причинам выделяется из традиционного потока. В моду вошло маргинальное искусство, или искусство маргиналов, и под этими понятиями может подразумеваться всё что угодно: любое новшество, эпатаж, окказиональность и так далее. Естественно, что такой подход лишает понятие смысловой нагрузки, размывает его границы и делает его бессодержательным, следовательно, бесполезным. Спекулятивное использование понятия приводит к тому, что явление, которое оно должно обозначать, остаётся неузнанным или воспринимается искажённо. Поэтому получается парадоксальное явление: несмотря на широкомасштабное распространение понятий «маргинал», «маргинальность», сегодня не всегда понятно, что за ними стоит и какое явление они отражают. Специфика понятия состоит и в том, что оно междисциплинарно. Оно употребляется в современной социологии, культурологии, психологии, экономике и юриспруденции. И естественно существуют общие черты, которые сохраняются в понятии несмотря на его принадлежность к различным наукам. Тем не менее, в зависимости от той или иной области употребления термина, наблюдаются и специфические значения этого понятия. То есть существует основное значение, где маргинальность трактуется как окраинное, пограничное или межстратное положение какого-либо объекта. Но если в юридических науках маргинальной называется личность, которая представляет собой угрозу нормам и порядку общества, то в культу 15 рологии то же самое рассматривается в несколько ином аспекте, когда маргинальный художник может выполнять созидательную функцию в качестве новатора и реформатора. В обиходном употреблении термин «маргинал» несет на себе, чаще всего, оценочный характер, однако подход к пониманию явления лишь с позиции «хорошо / плохо» не научный. Но при этом не стоит сбрасывать со счетов и то, что за такими различными оценочными характеристиками, возможно, стоит совершенно различное понимание одного и того же явления. И возникает вопрос: что есть явление маргинальное, каковы его общие, типологические черты и по каким характеристикам возможно его определение — независимо от области и сферы использования? Каковы функции и значение маргинальной личности в развитии культуры и общества?

Здесь представляется наиболее актуальным рассмотреть маргинальность как социокультурное явление. Хотя, в течение практически всей истории существования понятия, маргинальность воспринималась лишь как явление социальное. В этом, пожалуй, и заключается основная трудность данной проблемы — определить область исследования.

Само понятие «маргинальность» возникло для определения конкретного социального явления. Сегодня уже не ново его применение в культурной сфере. С другой стороны, разделить понятия «социум» и «культура» не так-то просто, поскольку трудно себе представить наличие одной сферы без другой. Социальная и культурная сферы — это две стороны одной медали, жизни человека, которые взаимосвязаны, неразрывны друг от друга и развиваются не сами по себе, а в единстве. Культура всегда была продуктом и индикатором общественной жизни, в свою очередь влияя на развитие общества. И поэтому, несмотря на то что социальная маргинальность и культурная маргинальность, на первый взгляд, являются разными явлениями, тем не менее, делать такие выводы было бы крайне ошибочно.

Маргинальность в социальных системах

Прежде чем говорить о маргинальное в социальных системах, вполне логично определиться с тем, какое понимание в термин «социальная система» мы будем вкладывать. Иными словами, нам следует подробнее остановиться именно на системном подходе к определению общества и его социальной структуры.

Личность, в процессе своего социального взаимодействия, реализуется через свои социальные роли, образует коллективы, группы. В свою очередь, коллективы управляются и образуются через общественные институты, общественные нормы. И последним системным звеном является само общество: с единой ценностной, политической, экономической направлен 31 ностью своего функционирования, развития. А «поскольку общество состоит обычно из многих миллионов конкретных индивидов, оно должно быть чрезвычайно дифференцировано и раздроблено на более низких уровнях. Но если оно должно представлять собой единство как систему, следовательно должно также иметь общую культуру, в высшей степени обобщённую институциональную систему и некоторую конкретную коллективную организацию как целое» .

Соответственно, для самосохранения социальная система фиксирует свои ценности в нормах, единых для всех групп общества. Любая социальная система, как на это указывал Парсонс, обладает необходимым числом составляющих её подсистем, которые действуют в соответствии с требованиями всей системы. В свою очередь, в этих требованиях далеко не последнюю роль играют культурные образцы, так как культура лежит в основе нормативной структуры социальной системы, определяя характер потребностей и характер развития каждой отдельной личности. Таким образом, социальная система не должна (да и не может) придерживаться таких культурных образцов, которые не в силах предоставить ей порядок или предъявляют к людям абсолютно невыполнимые требования, так как нереальные для выполнения требования порождают отклонения и конфликты. Социальная система складывается на основе устойчивой модели взаимодействия всех своих составляющих. Общество в целом можно определить как систему, состоящую из взаимосвязанных институтов. Для исследования маргинальности необходимо помнить, что социальная система ограничивается рамками культурных образцов и определяет систему личности.

Этот вывод указывает на то, что такие системы, как личностная, социальная и культурная неразрывно связаны между собой и образуют единую систему, называемую обществом. Иными словами, общество есть система социальных взаимодействий индивидов и институтов, которые регулируются культурными ценностями данного общества. В обществе через по 1 Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. — М., 1965. — С.30. средство культуры вырабатываются механизмы социализации, социального контроля и т.п. К примеру, Тернер рассматривал механизмы социализации в качестве средств, с помощью которых «культурные образцы — ценности, взгляды, язык и другие символы — интегрируются в системе личностей, обозначая при этом рамки структуры потребностей... Механизмы социального контроля включают в себя способы, при помощи которых в социальных системах организуются роли статуса с тем, чтобы уменьшить напряженность и отклонения»1. Ниже мы увидим, как нарушение работы этих механизмов порождает в обществе маргинальные явления.

Парсонс, уделяя в своих исследованиях огромное значение изучению социальных систем, пришёл к выводу, что социальные системы образуются состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Структура же социальных систем, по мнению социолога, анализируется при помощи следующих показателей: ценности, нормы, коллективы и роли. Первые играют главную роль в исполнении социальными системами функции сохранения и воспроизводства образца, с помощью которого регулируется действие социальных субъектов. Функцией норм является интегрирование систем. Нормы становятся конкретным способом ориентации для действия в определённых условиях. «Коллективы принадлежат к числу тех структурных компонентов, для которых наиболее важна целедостиженческая функция... Роль — это такой структурный компонент, который в первую очередь выполняет адаптивную функцию» .

Маргинальность в системе взаимоотношений традиций и новаций

Рассмотрим феномен маргинальное в культуре с точки зрения взаимодействия традиций и новаций. Мы уже говорили, что культура — это способность к накоплению знаний и навыков, умение передавать или воспринимать их с помощью памятников, произведений искусства и т.п. Культура это не некое статичное образование, это непрерывный процесс, который соткан из множества бесконечных нитей, связывающих каждого отдельного человека со своими предками и со своими современниками и создающих базу для потомков. Человек присутствует здесь не сам по себе, как нечто замкнутое в своей индивидуальности, — он сопричастен культуре. Благодаря механизму традиции достигается преемственность, возникают взаимосвязи живущих между собой людей. Тем не менее, конструирование культурного процесса есть напряжённое взаимодействие, включающее модификацию, отрицание уже застывших смыслов и создание новых. Культура, таким образом, — это передача и развитие традиций при помощи новаций.

Культура в определённом смысле представляет собой количественно-качественный процесс. В культуре имеется некоторый инвариативный комплекс, проходящий как бы «сквозь время» на протяжении всей истории того социума, в котором она существует. Это и позволяет говорить о культурной преемственности, о единой культуре. Но вместе с тем, в рамках одного культурного процесса, культурного типа можно выделить разные стадии, разные культурные слои, довольно существенно отличающиеся друг от друга. Сама преемственность обусловлена содержанием элементов, образующих ту или иную культурную систему.

Так, Парсонс определяет культуру следующим образом: «... во-первых, культура передаётся, она составляет наследство или социальную традицию; во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является проявлением генетической природы человека; и, в-третьих, она является общепринятой. Таким образом, культура, с одной стороны, является продуктом, а, с другой стороны, — детерминантом систем человеческого социального взаимодействия»1.

Художник делает традицию фундаментом своего произведения. Каждый новый шаг в искусстве отталкивается от традиций. Но это вовсе не отрицает появления нового, не отрицает само развитие, потому что в подлинно творческом процессе традиция не исключает, а предполагает нова 1 Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии//Социология сегодня. — М,, 1965. — С.458. цию. В любом случае, новация никогда не начинается с «чистого листа», а «опирается на созданные и освоенные творцом культурные предпосылки, то есть обязательно сопрягается с репродуктивными моментами»1.

Так, Карл Ясперс в своём знаменитом сочинении указывает на необходимость традиции, так как она воплощает в себе всю историю человечества. И именно традиция, по мнению учёного, делает нас людьми, ибо когда «повседневность порывает с традицией, утрачивается исторически сложившийся этнос, привычные формы жизни распадаются и воцаряется полнейшая неуверенность» . Традиция как бы обеспечивает само историческое развитие, его стабильность.

Другой исследователь современности Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» говорит о том, что сама культура немыслима без традиций. Он созвучен с Ясперсом, лишь заменяя понятие «истории» понятием «культура». Традиция — это определённые правила, без которых невозможна культура. «Эти правила — основы культуры... культуры нет, если нет устоев, на которые можно опереться. Культуры нет, если к любым, даже крайним взглядам нет уважения, на которое можно рассчитывать в полемике. .. .Мерой культуры служит чёткость установлений»3.

Таким образом, традиция одновременно является и процессом передачи устоявшихся образцов, и самими этими образцами, то есть традиция — это и процесс, и объект культурной преемственности.

Похожие диссертации на Феномен маргинальности в культуре