Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен социального регресса Тысячина, Анна Дмитриевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тысячина, Анна Дмитриевна. Феномен социального регресса : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Тысячина Анна Дмитриевна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2013.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/141

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Конец XX - начало XXI века все больше ассоциируется с постоянными социальными, политическими, экономическими кризисами, экологическими и техногенными катастрофами, локальными войнами и террористическими актами. Рост социальной поляризации в мире, в частности в России, эскалация насилия, коррупция уже признаются многими авторами как глобальная проблема. Все это происходит на фоне безудержного научного и технологического прогресса. Поэтому актуальность анализа взаимодействия прогрессивных и регрессивных явлений в обществе связана со все возрастающим вниманием к кризисным и регрессивным процессам в современном мире.

Проблемы кризисных и регрессивных явлений всегда интересовали мыслителей, особенно в переломные эпохи. Так, начиная с конца XX века, в западных изданиях появляются работы, которые свидетельствуют о все большем доминировании в общественном сознании не столько идеи кризиса, сколько идей социального регресса, коллапса общества, их философское осмысление. В России в 2002 г. Санкт-Петербургским философским обществом была проведена конференция «Социальный кризис и социальная катастрофа». При наличии большого количества исследований разных мыслителей (философов, историков, социологов, культурологов и т. д.), которые в той или иной степени уделяют внимание проблеме социального регресса (деградации, варварству, упадку, коллапсу, системному кризису, катастрофе и т. п.), остается неясным вопрос об общей концепции социального регресса, его механизме.

Активный интерес к проблеме регрессивных явлений в обществе наблюдается и в отечественной науке. Исходя из анализа современных отечественных работ, в том числе диссертационных исследований, мы констатируем увлечение авторов синергетическим подходом, соответствующей терминологией, а также определенное пренебрежение к философской традиции, хотя регрессивные явления, как мы знаем, сопровождали общества на всем протяжении их истории. Без понимания этого создается иллюзия, что благодаря использованию именно современных научных подходов и/или парадигм только и можно рассчитывать на самое исчерпывающее объяснение развития общества. Хотя, с другой стороны, в последнее время возрастает количество публикаций, в том числе и зарубежных, где говорится о необходимости включения в объективный анализ социальных проблем субъективных факторов. Об этом также свидетельствует тот факт, что если внимательно проанализировать выводы по поводу выявления причин различных катастроф (экологических, техногенных, социальных и т. д.), чаще всего главной причиной становится человеческий фактор. Поэтому весьма актуальным становится выявление субъективных мотивов человеческого поведения, способствующих запуску в обществе механизма социального регресса. Сохраняется потребность выработки общей терминологии для обозначения любых разновидностей регрессивных явлений, их систематизации и структуризации с учетом традиционных и современных подходов.

Степень разработанности проблемы. Проблема социального регресса была предметом анализа на протяжении всей истории интеллектуальной мысли вообще и западноевропейской философской мысли в частности. Для античных мыслителей (Гесиод, Софокл, Фукидид, Платон, Аристотель, Сенека, Саллюстий и др.) было типично связывать социальный регресс с упадком нравов и/или нравственности как следствием погони за материальным богатством и жаждой власти (алчность и честолюбие), утратой чувства меры.

В дальнейшем такое понимание проблемы социального регресса сохраняется, и его можно считать традиционным подходом. В нем имеет смысл выделить две составляющие. Одна - идея цикличности и другая - идея противоречивости развития, когда социальные прогресс и регресс тесно связаны между собой и составляют диалектическую пару.

К традиционному подходу относятся все циклические теории общественного развития. В период средневековья наиболее ярким представителем такой теории был Ибн-Хальдун. В период Нового времени ее поддерживал Дж. Вико. В XIX - XX веках - И. Валлерстайн, Л. Н. Гумилев, Н. Я. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби, О. Шпенглер и др.

Идея противоречивости общественного развития становится актуальной с эпохи Просвещения: в Англии - у Б. Мандевиля, во Франции - у Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, О. Конта и др., в Германии - у Я. Буркхардта, в России - в трудах Н. Я. Данилевского и др.

Начиная с конца XIX в. идея противоречивости развития и прогресса как его этапа, выступает уже как саморефлексия эпохи модерна. Критика идеи прогресса в целом, капитализма - в экономике, сциентизма и позитивизма - в науке, авторитаризма и тоталитаризма - в политике нашла свое отражение в работах Ф. Тённиса, М. Вебера, К. Маркса и Ф. Энгельса, К. Н. Леонтьева, Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева , С. Л. Франка, Л. П. Карсавина, А. Швейцера, Ч. Сноу и др.

В 20-30-е годы ХХ в. представители франкфуртской школы (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.) вскрыли потенциальную регрессивность таких явлений, как рационализация и даже просвещение в целом, что отразилось в понятии «инструментальный разум»; в ходе своего развития именно в своей тотальности «инструментальный разум» оборачивается против самого человека. В результате в обществе происходит зарождение «массового человека» как почвы для возникновения тоталитарного общества.

Появление «массового человека» в качестве феномена именно XX века проанализировано такими авторами, как Г. Лебон и Х. Ортега-и-Гассет, Н. А. Бердяев, Й. Хейзинга, К. Ясперс, К. Мангейм, Х. Арендт и др., но одним из первых эту тему затронул уже Ф. Ницше.

Анализ проблем, связанных с регрессивным воздействием индустриального общества, «общества потребления» на психику и личность человека дан в работах социологов, экзистенциально ориентированных философов, представителей различных школ психоанализа и др.

Проблема «аномии» (разрыва с традицией, когда прежняя ценностно- нормативная система уже не работает, а новой еще нет) как оборотной стороны прогресса активно исследовалась мыслителями на протяжении всего прошлого века. При этом Э. Дюркгейм сделал акцент на росте аномичных самоубийств. Р. Мертон анализирует аномию как выражение девиантного поведения в США. Ж. Бодрийар исследует аномию общества потребления, в первую очередь такие ее проявления, как скрытое насилие или зарождение молодежной субкультуры, например, хиппи.

Формирование конкретных типов неврозов, патологических характеров и негативных моделей поведения описали З. Фрейд, М. Шелер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Шостром, И. Ялом, Л. Зойя. Явление возрастания человеческой агрессивности, насилия в связи с процессами усиливающейся урбанизации, было раскрыто в трудах Э. Фромма, Л. Мамфорда, К. Лоренца, Г. Зиммеля, Ж. Бодрийара, М. Фуко и др. Проблема состояния человека в пограничной ситуации отражена в работах А. Камю, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, П. Тиллиха, М. Бубера и др.

Глобальные проблемы человеческой цивилизации впервые были отражены в трудах членов Римского клуба (А. Печчеи, Д. Медоуз и др.). Проблемы негативных воздействий достижений современной науки, биотехнологий, фармакологии на здоровье и генофонд людей отражены в работах Н. Н. Моисеева, Ф. Фукуямы и др.

Проблема, связанная с выявлением альтернативных путей развития современной западной цивилизации, ее социально-политических институтов отражена главным образом в работах представителей социальной антропологии и неоэволюционизма, например, К. Леви-Стросса, М. Салинза, X. Дж. М. Классена, Э. Саутхолла, М. Берента, Дж. Даймонда, Э. Тоффлера, Н. Н Крадина, О. А. Артемовой и др.

С конца 90-х годов XX века на Западе возрастает количество работ, где говорится уже не столько о кризисе, сколько о социальном регрессе, который может привести общество к распаду, коллапсу. Такие работы, как: «Смерть Запада» П. Бьюкенена (2003), «Конец знакомого мира» И. Валлерстайна(2004), «После империи. Pax Americana - начало конца» Э. Тодда (2004), «Закат Америки. Впереди Средневековье» Д. Джекобс (2006), «Расколотый

Запад» Ю. Хабермаса (2008), «Коллапс. Почему одни общества выживают, а другие умирают» Д. Даймонда (2010), «Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы» З. Бжезинского (2010), «Германия: Самоликвидация» Т. Саррацина (2012) и др.

В отечественной социально-философской литературе анализ различных регрессивных явлений с точки зрения диагноза состояния современного общества стал возможен начиная с 90-х годов XX века. В той или иной степени он представлен у многих авторов, в частности у таких, как Б. Н. Бессонов, И. В. Бесстужев-Лада, Ю. М. Бородай, Б. С. Ерасов,

  1. А. Зиновьев, А. А. Кара-Мурза, Г. С. Киселев, А. В. Коротаев, Н. Н. Моисеев, Н. В. Мотрошилова, К. С. Пигров, Н. Н. Розов, О. А. Сергеева, Р. Х. Симонян, М. Т. Степанянц, В. С. Степин, Г. Ф. Сунягин,

  2. Н. Сагатовский и др.

В последние годы не появилось диссертаций, в которых системно исследовалось бы явление социального регресса. В некоторых диссертационных работах представлен лишь частичный анализ его различных сторон.

Тема диссертации была определена исходя из актуальности исследовательской проблемы и ее недостаточной разработанности в социально-философском аспекте.

Объект исследования - регрессивные явления в обществе. Предмет исследования - сущность, механизм и признаки социального регресса.

Цель исследования - выявить основные характеристики социального регресса и определить закономерности этого процесса.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. провести историко-философский анализ различных подходов к пониманию сущности регресса;

  2. дать экспликацию понятия регресс;

  3. выявить механизм нарушения состояния относительного равновесия прогресса и регресса в процессе функционирования общества;

  4. определить маркеры, показывающие динамику состояния данного равновесия и его нарушения;

  5. обобщить сущностные признаки социального регресса и сформулировать его закономерности;

  6. исследовать феномен социального регресса на примере истории западной цивилизации;

  7. дать возможный прогноз развития современного общества.

Основная гипотеза исследования: сущность социального регресса

связана в первую очередь с утратой нравственности как базового регулятора в отношениях между различными субъектами (люди, группы, общества) и по отношению к природе.

Методологические основания исследования. В качестве основного выступает диалектический метод. Используются цивилизационный и системный подходы к анализу общественных явлений, метод единства исторического и логического. Герменевтический метод позволил провести экспликацию основных идей и понятий из работ классических и современных авторов. Междисциплинарный подход позволил использовать результаты и достижения таких наук, как социология, история, культурология, социальная антропология, психология, этология. Компаративистский метод направлен на выяснение общего и особенного при анализе социальных процессов различных обществ.

Исследование проводилось в социально-философской парадигме, предполагающей взгляд на проблемы в социуме через человека и его ценности (Н. А. Бердяев, Ф. Ницше, Й. Хейзинга, А. Швейцер, О. Шпенглер), заложенной в античной философии, где культура понималась как cultura animi (возделывание души).

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. На основе культурологического подхода, выделены две основные сферы общества: сфера интеллекта и сфера нравственности, равновесие которых удерживает в обществе баланс прогрессивных и регрессивных изменений.

    1. Показан механизм регрессивных изменений, который запускается в результате нарушения относительного равновесия двух основных сфер общества, когда прогресс сферы интеллекта оборачивается регрессом сферы нравственности. При этом состояние относительного равновесия, баланса может периодически восстанавливаться.

    2. Введены в философский оборот понятия «частный регресс» и «общий регресс». «Частный регресс» - это регресс одной сферы общества за счет прогресса (качественных, революционных изменений) другой. «Общий регресс» приводит к ухудшению качества обеих сфер общества.

    3. Выявлены факторы, запускающие механизм социального регресса и являющиеся универсальными маркерами динамики данного процесса: алчность и честолюбие. Такие человеческие качества, как алчность и честолюбие в зависимости от степени их выраженности определяют степень регресса общества.

    4. Сформулированы сущностные признаки социального регресса. Это - рост социального неравенства, утрата чувства личной ответственности различными субъектами, в первую очередь властвующими субъектами, за результаты своей деятельности. Но главным признаком следует считать насилие, его эскалацию как основной способ решения проблем. Применение насилия, особенно массового и/или систематического, невозможно без использования механизма создания образа внутреннего и внешнего врага в зависимости от идеологии общества. Чем изощреннее механизм создания образа врага и активнее степень его использования в общественном сознании, тем о большей степени выраженности социального регресса идет речь.

    5. Дана альтернатива развития человеческой цивилизации в ХХІ веке - от необходимости восстановления баланса между сферами интеллекта и нравственности в обществе до прогноза его общего регресса и деградации.

    Положения, выносимые на защиту.

        1. Понятие социального регресса тесно взаимосвязано с понятием социального прогресса, когда прогресс и регресс вместе составляют диалектическую пару. Если прогресс традиционно связан со сферами политики, экономики, сферой знания (науки и/или техники) как условием роста богатства и могущества (экономические показатели роста) государства и отдельных граждан, то регресс ассоциируется прежде всего с упадком сферы нравственности и/или духовности, в зависимости от мировоззренческой трактовки последней. Запуск механизма регресса связан с нарушением состояния относительного баланса прогресса и регресса.

        2. Исходя из культурологической парадигмы и не пренебрегая марксистской традицией, мы считаем возможным в нашем исследовании выделить две принципиальные сферы социума: сферу интеллекта и сферу нравственности. Сфера интеллекта предполагает направленность активности субъекта вовне, и рассматривается на основе субъектно-объектных отношений. Она проявляется в таких формах, как преобразование, контроль, господство и т. п. Сфера нравственности предполагает направленность активности субъекта на себя и анализируется с точки зрения субъектно- субъектных отношений. Нарушение баланса функционирования сфер общественной жизни (нравственности и интеллекта) ведет к частному прогрессу/регрессу.

        3. Социальный регресс является оборотной стороной социально- экономического прогресса. Сущность регресса в контексте данного исследования заключается в упадке нравственности в большинстве сфер жизни общества и человека. Социальный регресс и нравственный регресс - понятия с тождественными значениями. Основные виды регресса характеризуются двумя понятиями: «частный регресс» и «общий регресс». «Частный регресс» - ухудшение нравственности, оборотная сторона прогресса сферы интеллекта. «Общий регресс» - ухудшение качества обеих сфер общества.

        4. Отношение субъектов к власти и богатству в обществе следует выделить в качестве универсального индикатора состояния нравственно- интеллектуального баланса. Проявление таких человеческих качеств, как алчность и честолюбие, следует считать универсальными маркерами динамики регресса.

        5. В качестве реального признака нравственного регресса следует выделить такую модель поведения субъекта (человека, группы, общества) в координатах «цели-средства», как hybris (греч. «неуважение к законным пределам различных видов»), детально разработанную в античной философии, когда в качестве целей выступают власть и/или богатство, сочетающиеся с неразборчивостью в средствах. Сначала данная модель поведения формируется в элите, а потом распространяется на значительную часть общества, что неизбежно приводит к его деградации.

        6. Существенным признаком социального регресса в обществе следует считать эскалацию насилия, которое невозможно без использования механизма создания образа врага. Это социально-психологический механизм, целью которого является переход с субъектно-субъектных отношений к субъектно-объектным отношениям.

        Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке целостной концепции социального регресса, способствующей более глубокому пониманию процессов, происходящих в современном мире, в России в частности.

        Результаты и материалы исследования могут использоваться в подготовке аналитических материалов для органов управления и общественных организаций, учебно-методических пособий, курсов по этике, социальной философии, философии истории, политологии, спецкурсов, посвященных проблемам кризисных и регрессивных процессов в обществе.

        Апробация работы. Основные идеи диссертационного исследования были представлены на научных историко-археологических межвузовских конференциях «Открытия минувшего», проходивших в Московском городском педагогическом университете и в Московском педагогическом государственном университете, а также на круглых столах, организованных различными кафедрами Института гуманитарных наук ГБОУ ВПО МГПУ. Положения диссертации были дважды обсуждены на заседаниях общеуниверситетской кафедры философии МГПУ.

        Итоги исследования представлены в 6 публикациях общим объемом 2,4 п. л., включая 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАКом.

        Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, включающих 8 параграфов, Заключения и списка использованной литературы.