Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Каменская Мария Викторовна

Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект
<
Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каменская Мария Викторовна. Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Каменская Мария Викторовна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2009.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/480

Содержание к диссертации

Введение

1. Первая глава. сущность и содержание социальной несправедливости 16

1.1. Природа социальной несправедливости 23

1.2. Социальная несправедливость и ее современное социально-философское понимание 47

1.3. Функции и типология социальной несправедливости 71

2. Вторая глава. детерминанты и механизмы воспроизводства социальной несправедливости в современном российском обществе 94

2.1. Воспроизводство социальной несправедливости в политико-правовой сфере 103

2.2. Рыночная реальность россии как пространство социальной несправедливости 122

2.3. Социальная несправедливость в системе тендерных, поколенческих, региональных отношений 142

Заключение 161

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В конце XX - начале XXI вв. социальная несправедливость как феномен некачественной, антигуманной, унижающей человеческое достоинство жизненной реальности, включая антнгуман-ность духовных ресурсов, проявляется во всех типах, формах общественных, корпоративных, индивидуальных отношений, во всех сегментах чувственно-рациональной рефлексии противоречивого, конфликтного бытия.

В силу как объективных (прежде всего, экономических) условий нарастающей конкуренции, так и субъективных факторов тотальной информатизации, плюрализации сознания, мировоззренческого, культурного разнообразия проявляется тенденция не только расширения границ социальной несправедливости, но и воспроизводства ее новых содержательных, качественных, функциональных характеристик.

Определенный рост личностного, гражданского, национального самосознания обуславливает иные, чем раньше, более критические, а нередко и более эмоциональные модели восприятия и оценки проявлений социальной несправедливости.

Тематика социальной несправедливости нередко доминирует не только в сфере экономических неравенств, но и в семейно-бьгтовых, поколен-ческих, тендерных, экологических и многих иных отношениях и сферах жизнедеятельности.

Особую актуальность проблематика социальной несправедливости приобретает в контексте системного глобального кризиса, деструктивные последствия которого проявляются повсеместно и затрагивают всех и каждого.

В современных условиях особо остро проявляется отсутствие приемлемого консенсуса различных представителей социально-гуманитарных наук по поводу теоретического, категориально-понятийного ядра современной, адекватной жизненной реальности, концепции социальной несправедливости как своеобразной социальной болезни современности.

Социальная несправедливость в особых конфликтогенных формах появилась в России конца XX - начала XXI вв. В этот период под воздействием различных условий и факторов сложились модели и механизмы воспроизводства социальной несправедливости по отношению к личности, семье, к социальным, профессиональным группам, поселенческим сообществам, персоналу различных отраслей хозяйственно-экономической деятельности.

В системе несправедливого распределения, перераспределения материальных и финансовых ценностей и доходов, заработной платы, социальных

выплат, информационных, социокультурных, образовательных, медико-профилактических ресурсов оказалось большинство населения России.

Жизненные коллизии подобной несправедливости усугублялись еще и тем, что в 80-90-е годы XX века в России были нарушены отношения стабильной жизненной поколенческой преемственности, оптимальности в реализации экономических, социальных прав различных групп населения. Государство революционно-несправедливым образом освободило себя от многих фундаментальных обязанностей по отношению к человеку и гражданину. Жизненная ситуация усугублялась еще и тем, что государство не смогло выработать механизмы, создающие благоприятные экономические, правовые, социальные условия для перехода от устоявшейся модели государственного патернализма к обществу личностной самореализации, в том числе и в условиях капиталистической конкуренции.

Социальная несправедливость не только способствовала резкому снижению качества и уровня жизни населения, его массовому обнищанию, но и росту деструктивно-пессимистического потенциала общественного сознания, деформациям в сфере ценностных ориентации.

Стоит также заметить, что включение в объектно-предметное поле социальной философии проблематики социальной несправедливости может оказать позитивное влияние на более системное, диалектическое восприятие и проблематики социальной справедливости как конституционно декларируемого целевого приоритета развития российского социального государства и гражданского общества.

Решение любой социальной проблемы начинается с ее комплексной диагностики, в том числе и с использованием познавательных возможностей современной социальной философии.

Одна из актуальных задач современной социальной философии, с нашей точки зрения, - разработка эпистемологического образа социальной несправедливости.

Степень научной разработанности проблемы исследования. К сожалению, интенсивный рост социальной несправедливости не стал предметом социально-гуманитарных, в том числе и социально-философских комплексных исследований.

Более того, в 90-е годы XX века массовому сознанию навязывалась вульгарно-либеральная идеология, в соответствии с которой социальная справедливость, равно как и социальная несправедливость, признавались атавизмом рыночной современности, а проблематика социальной справедливости-несправедливости выводилась из сферы актуальных исследований.

Отношение к социальной несправедливости структур политической, экономической власти, политических партий, общественных объединений, других институтов гражданского общества, представителей социально-гуманитарных паук начало меняться в связи с определенными изменениями курса развития России, в большей степени сориентированного на интересы широких слоев и групп населения страны, на проблемы эффективной социальной политики, на актуализацию социальных функций государства.

В конце XX - начале XXI вв. появляются исследования, посвященные тем или иным аспектам социальной справедливости и социальной несправедливости: Т.А. Алексеева «Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса», B.C. Мартьянов «Об условиях возникновения теории справедливости в Российской политике».

В большей мере данная проблематика привлекает исследователей-юристов: С.А. Иванова. Ф.С. Хайруллоев, А.А. Соловьева.

Проблема социальной справедливости исследуется и социологами: В.Н. Аргунова. Ю.В. Деньгуб.

Новый импульс для дискуссий и исследований социальной справедливости-несправедливости дали публикации на русском языке известной работы Дж. Ролза «Теория справедливости», книги П. Рикёра «Справедливое», а также весьма дискуссионной работы А. Макинтайра «После добродетели: исследования теории морали».

Некоторые теоретические, прикладные аспекты социальных неравенств, социальных противоречий, имеющих отношение к проблематике социальной несправедливости, рассматриваются современными отечественными философами, экономистами, социологами, юристами: Н.Н. Нефедкова, В.А. Казначеев, Н.Г. Бондаренко, О.О. Куликова, СВ. Лемешев, Т. Малева, Е. Гонтмахер. 10. Иванов, В.В. Казарезов, Е.А. Гришина, Г.Г. Пирогов, Н.К. Новиков, Н.К. Долгушкин, Э.В. Ковалева.

Вместе с тем, несмотря на определенное освещение в монографической литературе, диссертационных исследованиях, периодических изданиях отдельных вопросов, затрагивающих те или иные современные проблемы социальных неравенств, проблема социальной несправедливости разработана недостаточно: нет системного рассмотрения генезиса, детермпнационных связей и последствий социальной несправедливости, за скобки рассмотрения выносятся теоретико-концептуальные проблемы социальной несправедливости, ее развитие в контексте российской реальности; не анализируются исследования, осуществленные в нашей стране в советский период; не уделяется должного внимания феномену социальной несправедливости.

Таким образом, настоящее исследование представляет собой работу, посвященную разработке категориально-понятийного аппарата концепции социальной несправедливости, ее типологии, выявлению функционального содержания.

Теоретико-методологические основания настоящей исследовательской программы образуют следующие группы идей. Положения философов, других представителей социально-гуманитарных наук об условиях и способах преодоления жизненных проблем, социальных неравенств, формирования идеального общества, идеальных моделей власти, управления, регулирования социальных общественных отношений, восходящие к идеям Платона, Аристотеля. Фундаментальные положения теоретиков классической политической экономики, нашедшие свое воплощение в работах А. Смита, К. Маркса, Г.В. Плеханова, Д. Лукача, В.И. Ульянова (Ленина) и их последователей. Положения отечественных, российских философов, разрабатывающих концепцию диалектической взаимосвязи, взаимообусловленности социальной несправедливости и деструкции морали, ее низкого уровня развития во всей человеческой жизнедеятельности. Основы данной актуальной концепции были заложены в трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина и получили свое развитие в советский и постсоветский периоды в публикациях А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, З.А. Бербешкиной, А.И. Титаренко.

В конструктивную научно-методологическую основу диссертации включены также некоторые положения зарубежных исследований моральных добродетелей: речь идет о публикациях Дж. Ролза.

Теоретико-методологическая основа исследования прежде всего представлена фундаментальными концептуальными положениями философского реализма (материализма), методологией осмысления на философском уровне диалектической взаимообусловленности базисно-объективных и субъективно-духовных начал бытийной реальности, в том числе и реальности социальной несправедливости.

В работе использованы методы системного анализа, философской интерпретации, бытийных аналогий, исторических, ситуативных сравнений.

Фактологической базой социально-философского анализа являются складывающиеся в современном российском обществе социоэкономи-ческие, правовые модели воспроизводства несправедливости в системе отношений субъектов собственности, распределения доходов, налоговых обязательств, заработной платы, ресурсов социальной поддержки, распределения государственных финансовых трансфертов, финансовых ресурсов частных транснациональных корпораций и международных финансовых

структур. Именно в этой системе базисных отношений распределения, перераспределения жизненных ресурсов и формируются проявления социальной несправедливости базисного и духовно-надстроечного уровня.

Объектом исследования является социальная несправедливость как социальный феномен в его различных проявлениях.

В системе несправедливого бытия, рассматриваемого в контексте современного российского общества, воспроизводятся, остаются неразрешенными и слабо исследованными следующие противоречия:

между декларируемыми принципами социальной справедливости и наличием социальной несправедливости в повседневной реальности;

между нормами социальной справедливости, изложенными в федеральном законодательстве, и их бюрократической несправедливой интерпретацией чиновниками разного уровня;

между легитимной трудовой деятельностью работающего населения, качеством его труда, его квалификацией, социальной значимостью и неадекватной системой стимулирования, размером оплаты труда;

между мерой справедливости и несправедливости в государственных и частных сферах трудовой деятельности и социальной поддержки соответствующих категорий персонала;

между нравственными и правовыми регуляторами социальной справедливости и несправедливости распределительных отношений;

между качеством, количеством труда работающих, их заработной
платой и несправедливым пенсионным обеспечением;

между универсальностью общефедеральных норм трудового, социального законодательства и предельно высокими различиями в уровне жизни населения, проживающего в различных регионах;

между сверхдоходами немногочисленного слоя богатых и критиче
ски низкими доходами значительного числа как трудоспособного населе
ния, так и пенсионеров.

Предметом исследования является система данных противоречий, позволяющая раскрыть сущность, природу, детерминационные связи, функции, типологию социальной несправедливости.

Цель диссертационного исследования - осуществить социально-философский анализ генезиса, различных свойств, типов социальной несправедливости, синтезировать полученные аналитические результаты в рамках определенной социально-гуманитарной концепции, обновить, дополнить соответствующий категориально-понятийный аппарат, сформулировать научно-практические рекомендации, направленные на снижение уровня социальной несправедливости в современном российском обществе.

Задачи диссертационного исследования:

сформулировать и обосновать авторское понимание сущности социальной несправедливости;

исследовать объективные условия и субъективные факторы генезиса, воспроизводства социальной несправедливости;

выявить основные признаки социальной несправедливости, ее функции, модели, механизмы, особенности проявления в различных сферах жизненного, социального пространства современной России;

обосновать содержание и социально-философский статус таких научных понятий, как «социальное неравенство», «социальная деструктив-ность», «социальная напряженность», «социальный эгоизм», «социальный пессимизм»;

сформулировать на основе проведенного исследования научно-практические рекомендации по более активному включению проблематики социальной справедливости и социальной несправедливости в систему основного профессионального дополнительного образования, а также рекомендации по совершенствованию некоторых положений российского гражданского, социального, трудового законодательства.

Предмет исследования, его цели и задачи предопределили логику и структуру диссертационной работы.

Научная гипотеза. Исходную гипотезу настоящего исследования составляют положения о том, что социальная несправедливость является естественным компонентом публичного жизненного мира людей, воспроизводится в нх поступках (действиях, бездействиях), в нх отношениях друг к другу, в восприятии и оценивании уровня, качества жизни, роли и положения в актуальном социуме. Феномен социальной несправедливости понимается в работе как познаваемая действительность.

Субстанциональную основу социальной несправедливости образуют несправедливые, прежде всего, неравнозначные, клиентальные, унижающие человеческое достоинство социальные отношения.

Важнейшими детерминантами и одновременно признаками социальной несправедливости выступают аморальность поведения субъекта, эгоизм, социальная агрессивность, дегуманизация властных, правовых, политических, экономических отношений, низкий уровень социальной ответственности, понимание свободы публичного бытия как преодоленной необходимости.

В определенном смысле социальная несправедливость есть экзистенциальный проект существующих, действующих людей, но, как правило, с дефицитом культуры, нравственности и социальной ответственности.

Основные научные результаты, полученные соискателем, и их научная новизна:

сформулировано и обосновано авторское понимание сущности социальной несправедливости, ее концептуального социально-философского содержания;

выявлена взаимозависимость социальной деструктивности в разнообразных формах ее проявления и социальной несправедливости;

обоснован социально-философский статус научных понятий: «социальная несправедливость», «социальное неравенство», «социальная де-структивность», «социальная напряженность», «социальный эгоизм», «социальный пессимизм», раскрыто и уточнено их содержание;

выявлены с новых научно-исследовательских позиций объективные условия, субъективные факторы генезиса социальной несправедливости, осуществлен анализ признаков, структуры, функций, моделей, типов социальной несправедливости, характерной для современной России;

исследованы диалектика социальной несправедливости и социальной справедливости, механизмы, регулирующие снижение уровня социальной несправедливости.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Социальная несправедливость есть субстанциональный признак социального мира, обусловленный синтезом генетических качеств его субъектов, совокупностью неравнозначных, клнентальных, антигуманных, унижающих человеческое достоинство публичных отношений.

  2. В структуре социальной несправедливости следует выделить класс социально несправедливых поступков (действий, бездействий) и класс социально несправедливых суждений, мнений, оценок. По шкале справедливое-несправедливое воспринимаются и оцениваются: социальные обычаи; правовые нормы; социальные институты, в том числе государство; социальные системы; социальные отношения: социальные положения и статусы; действия различных субъектов; правовые, управленческие решения; легитимные мнения, суждения, оценки; моральные и правовые обычаи; публичные отношения друг к друг)' конкретных людей; обобщенные характеристики того или иного человека.

  3. Социальная несправедливость является исходно естественным, субстанциональным свойством жизненных отношений людей: экономических, социальных, властно-политических, нравственно-духовных.

Первичность социальной несправедливости по отношению к социальной справедливости детерминирована тремя группами условий и факторов: объективным неравенством жизненных ресурсов конкретных лю-

дей, субъектов различных отношений (коммуникаций); неравенством распределения воспроизводимого потенциала (капитала, власти, статуса и т.д.) и отсутствием оптимальных механизмов их вторичного перераспределения по справедливости; неравенством физических, психических, интеллектуальных и иных личностных свойств субъектов социальных отношений.

  1. Социальная несправедливость как объективная реальность и субъективная интерпретация не является зеркальным отражением, прямой противоположностью соци-альной справедливости. Бытие социальной справедливости и социальной несправедливости представляет собой «неравновесное» диалектическое единство и взаимопроникновение противоположностей, его развитие на различных уровнях социальности. «Неравновесность» проявляется в развитии социальной несправедливости и социальной справедливости, в их структурах, в функциях, в способах воздействия на жизненные ресурсы, субъектов и объекты.

  2. Социальная несправедливость проявляется в неадекватном положении субъекта в социальном, жизненном пространстве, определенном на основе принятых стандартов и правовых норм; неадекватном распределении, перераспределении материальных благ и иных ресурсов, с учетом их общепризнанных качественных и количественных характеристик; доминирующих, легитимных субъективных оценках состояний (ситуаций) несправедливого положения субъекта в жизненном, ресурсно-доступном мире; оценке субъектом своих жизненных состояний.

  3. Социальная несправедливость как системное явление имеет достаточно сложную структуру и может быть классифицирована по разным основаниям. По критерию субъектности можно выделять социальную несправедливость по отношению к личности, к семье, к социальной, профессиональной, поселенческой группе, к тому или иному поколению. Этот критерий является основанием для выделения тендерной несправедливости и даже несправедливости по отношению к отдельным странам и народам. По другим критериям выделяются экономическая, политическая и иные формы социальной несправедливости.

  4. Социальная несправедливость выполняет целый ряд функций: побуждения личности к критической рефлексии своего бытия; актуализации жизненных ресурсов и конкурентной борьбы; провоцирования социальных напряжений, конфликтов.

  5. Понимание социальной несправедливости как объективно-аксиологического материально-духовного феномена обуславливает необходимость уточнения базовых категорий, образующих понятийную

структуру современной теории социальной несправедливости, таких как: «социальное неравенство», «несправедливое равенство», «ресурсная недостаточность», «личностная самооценка», «субъектность социальной несправедливости», «объекты социальной несправедливости», «функции социальной несправедливости», «индикаторы социальной несправедливости».

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре философии Российского государственного социального университета, где получила положительную оценку.

Основные положения и теоретические выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, изложены соискателем в научных публикациях общим объемом более 10 п. л. Результаты исследования включены в авторский курс лекций «Теория социальной несправедливости» и внедрены в учебный процесс Института социальных отношений Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского на отделении «Социальная педагогика»; представлены на ряде теоретико-методологических семинаров, круглых столов, конференций, проводимых кафедрой социальной антропологии и сервиса ИСО КГПУ им. К.Э. Циолковского; апробированы в выступлениях автора на Международном социальном конгрессе «Россия в многополярном мире: новые реалии и перспективы развития», проводимом РГСУ в 2008 г.; опубликованы в журналах, включенных в перечень периодических научных изданий, которые рекомендуются для публикации основных результатов исследования на соискание ученой степени кандидата наук по философии; освещались автором на Всероссийских социально-педагогических конгрессах, проводимых РГСУ в 2007-2008 гг., годичных чтениях «Проблемы актуализации политического, социально-экономического и духовно-нравственного потенциала России в условиях глобального кризиса» Социально-гуманитарного института в 2009 г., на научно-практической конференции «Гражданское право в правовой системе России», проводимой РГСУ на кафедре гражданского права и процесса, на Калужских областных конференциях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Социальная несправедливость и ее современное социально-философское понимание

Различные явления, социальной несправедливости зарождаются; воспроизводятся в жизненном мире через отношения человека и общества. Отношения человека и общества предопределяют многое, в том числе меру добра И зла, богатства и; бедностщ справедливости и несправедливости, цинизма и гуманизма и т.д. Но для того, чтобы адекватно осмыслить сущность социальной несправедливости, её предопределенность этим типом социальных. отношений, необходимо- научно-мировоззренческое самоопределение в понимании; и: человека;, и общества; и моделей, механизмов, их взаимозависимости, взаимообусловленности.

В; системе современного; философского; знания представлены три- группы концептуальных: положенийv о взаимозависимом бытии человека и„ общества.-Авторы одной из них выдвигают и обосновывают положения об общественных. доминантах. Общество, государство; класс, иные массовые субъекты предопределяют публичное бытие человека, «делают» его личностью через механизмы социализации. Обществу, его институтам принадлежит «право» творения социальной несправедливости и социальной справедливости. Личность в большинстве, случаев является жертвой социально несправедливых поступков (действий, бездействий) общества — государства. Данные идеи получили широкое развитие в рамках марксистской материалистической парадигмы.

Сторонники другой, по сути, прямо противоположной, концепции, обосновывают идеи о самоценности личности, о её доминировании; в системе взаимодействия: с обществом. Одним из; признанных сторонников данного философского направления- является Н.А. Бердяев. «Фундаментальной проблемой, - писал Н.А. Бердяев, - является проблема соотношения между личностью и обществом. Общество представляет собой объективацию человеческих отношений. Внутри общества «я» может остаться одиноким и не встретиться с «ты». Для социологии личность есть ничтожная часть, подчиненная обществу. Для экзистенциальной философии, напротив, общество является частью личности, её социальной стороной. В личности имеется духовное начало, глубина, которая не определяется обществом, в ней есть духовная основа... существуют пределы власти государства и общества над человеком. Общество не есть организм. Реальность общества определяется реальностью человеческого общения, реальностью «мы»8.

Третье направление представлено теми исследователями социальной реальности, которые обосновывают положение о том, что доминирующая, определяющая роль общества, или личности в тех или иных социальных отношениях предопределяется не только их ресурсами, но и бытийным, историческим, ситуативным контекстом. В пределах одного контекста обстоятельства складываются таким образом, что в системе социальных отношений доминирует общество, его институты и прежде всего государство, а в условиях другой- исторической4 ситуации ведущую роль в этих отношениях может играть личность.

Авторское самоопределение в этом концептуально-мировоззренческом многообразии имеет принципиальное значение.

Особую актуальность для настоящего исследования имеет положение Н.А. Бердяева о том, что в личности имеется духовное начало, глубина, которая не определяется обществом. Можно предположить, что Н .А. Бердяев ассоциировал эти начала, их глубину с божественным промыслом. Но, с нашей точки зрения, эти начала в определенной степени предопределялись человеческой природой, генетическими особенностями человеческого рода, его двойственностью, представляющей собой диалектический, естественный синтез добра и зла, альтруизма и эгоизма, щедрости и жадности, других признаков родовой человечности. Именно в сфере подобного диалектического

8 Бердяев Н.А О русской философии.- часть I- Свердловск, 1991. - С. 23. сосуществования этих родовых черт в системе публичных взаимоотношений их носителей и зарождается, воспроизводится феномен социальной несправедливости.

В этих глубинных началах необязательно доминируют позитивные свойства. Нарушение баланса конструктивных и деструктивных начал в пользу зла, эгоизма, жадности, других симптомов в характере личности создает питательную основу для социально несправедливых поступков.

Не менее актуальны для настоящего исследования положения о том, что і на поступки (действия, бездействия) каждого конкретного человека непосредственное или опосредованное воздействие оказывает среда его жизнедеятельности, в широком понимании - общество и государство. Общество, государство, другие социальные институты, могут создавать более или менее благоприятные условия для воспроизводства социальной несправедливости.

Эти два положения и образуют исходную научно-мировоззренческую основу исследования проблем социальной несправедливости.

В начале первой главы следует конкретизировать положения о методологической основе исследования, сформулированные во введении. «В современной философии науки, - пишет И. Лакатос, - в ходу различные методологические концепции, но все они довольно сильно отличаются от того, что обычно понимали под «методологией» в XVII веке и даже в XVIII веке. Тогда надеялись, что методология снабдит ученых сводом механических правил для решения проблем. Теперь эта надежда рухнула: современная методологическая концепция, или «логика открытия», представляет собой просто ряд правил (может быть, даже не особенно связанных друг с другом)... Эти правила имеют двойную функцию. Во-первых, они функционируют в качестве кодекса научной честности, нарушать который непростительно; во-вторых, они выполняют функцию жесткого ядра (нормативной)

Функции и типология социальной несправедливости

В отечественной социально-гуманитарной литературе, в профильных исследованиях традиционно уделяется много внимания взаимосвязи; взаимообусловленности права и социальной справедливости и практически не исследовано с научных позиций соотношение права и социальной несправедливости, хотя отдельные авторы и затрагивают в своих работах данную проблематику.

Размышляя по поводу этой диалектики, B.C. Нерсесянц пишет: «Понимание права как формального равенства включает в себя наряду со всеобщей равной мерой и свободой также и справедливость. В контексте различения права и закона это означает, что справедливость входит в понятие права, что право по определению справедливо, а справедливость - внутреннее, свойство и качество права... Поэтому всегда уместный вопрос о-справедливости закона - это, по существу, вопрос о правовом или неправовом 78 характере закона, его соответствии или несоответствии праву.» В соответствии с данной авторской позицией справедливость априори присуща праву, а это означает несовместимость права и социальной несправедливости, а также, что присутствие несправедливости в тех или иных правовых нормах означает их неправовой характер. Положение весьма актуальное, и его можно рассматривать в качестве определенного правового, мировоззренческого идеала.

В жизненной- реальности, как нам представляется, соотношение права, справедливости и несправедливости более диалектично. И в этом смысле нам близка позиция известного отечественного Нерсесянц B.C. Философия права: либерально-юридическая концепция // Философия и теория философии. Актуальные проблемы. - М., 2004. - С. 244. правоведа Н.М. Коркунова, который писал: «... если право вполне безразлично относится к нравственным правилам, то это неизбежно приводит к признанию права и на безнравственные деяния, если только при этом личность формально не выходит из пределов отмежеванной ей свободы.

Самые возвышенные нравственные интересы должны при таком взгляде уступать формальным требованиям права, приноситься им в жертву. Строгое осуществление права оказывается при таких условиях нередко вопиющей несправедливостью: summumjus, summa injuria».

С нашей точки зрения, право как элемент социальной реальности, как регулятор социальных отношений детерминирует воспроизводство и социальной справедливости и социальной несправедливости, а мера бытия этих феноменов в структуре права предопределяется множеством и объективных условий, и субъективных факторов.

Право выступает как регулирование отношений свободы людей, их интересов. Причем, в отличие от морали, при реализации функции регулирования право использует потенциал принуждения.

Отсюда в механизме осуществления права, как принудительного ограничения свободы одних субъектов во имя свободы других, ограничения интересов одних для того, чтобы создать правовые возможности для реализации интересов других, воспроизводятся феномены несправедливости как конкретного юридического решения, так и оценок этого решения участниками правоприменительного действия.

Право справедливо лишь на уровне принципов, как некий идеал. Реальные правовые действия по принудительному ограничению свободы и интересов конкретных субъектов третьей стороной в большинстве случаев оказываются несправедливыми для одной стороны или воспринимаются, оцениваются как несправедливые.

Недостаточно исследованной и с юридических, и с философских позиций является проблематика законодательных предпосылок воспроизводства потенциала социальной несправедливости в современной России. Как правило, право и текущее законодательство связываются с принципами социальной справедливости. Между тем текущее законодательство как результат субъективной деятельности персоналий власти в одних случаях способствует установлению социальной справедливости, в других - наоборот, создает правовые предпосылки для социальной несправедливости. Для современной России проблема подобной вариативности текущего законодательства федерального уровня и правовых нормативных документов, принимаемых субъектами РФ, очень актуальна. На теоретическую и практическую актуальность подобного плюрализма права и текущего законодательства обращает наше внимание известный отечественный теоретик права, академик РАН Д.А. Керимов, который пишет: «Все имеют (или должны иметь) одинаковые субъективные права (назовем их «первичным равноправием») и отправные стартовые условия самореализации (назовем их «равноправием возможностей»). Эти теоретические посылки на практике порождают, по-крайней мере, два парадоксальных противоречия. Первое, равенство неизбежно влечет за собой разрушение равноправия, ввиду того, что уравнивание людей в распределении общественных благ несправедливо и, следовательно, отрицает равноправие... Здесь закон вступает в явное противоречие со справедливостью, с правом, более того, отрицает последнее. Второе, равноправие - закрепленное в законе равное положение субъектов права в реализации своих возможностей - объективно становится источником неравенства, поскольку сами возможности у разных людей довольно различны. Если закон позволяет, в частности, изворотливым бизнесменам-посредникам в условиях примитивной, «провинциальной» рыночной экономики наживать огромные состояния посредством элитарной спекуляции, а ученый, лишенный такого рода изворотливости, но обогативший науку новыми исследованиями, или представитель любой иной творческой профессии находится на грани бедности, то подобное равноправие порождает вопиющее неравенство, ничего общее с правом не имеющее. «Трагическая диалектика», драматизм и несправедливость такого положения очевидны» .

В правовой реальности современного общества и государства можно выделить, на основе критериев меры социальной справедливости и социальной несправедливости, три возможные модели. 1. Модель абсолютной или доминирующей социальной справедливости действующего права. В рамках данной правовой модели социальная несправедливость права вытеснена на периферию правового поля. Её воспроизводство случайно и фрагментарно. Высокий уровень правовой, в том числе правоприменительной, культуры населения создает гарантии против распространения несправедливых правовых отношений. К этой модели правовой реальности применимы фундаментальные принципы права, сформулированные римским юристом Доминицием Ульпианом: «Указания закона таковы: жить честно, не обижать другого, каждому воздавать должное»81.

Рыночная реальность россии как пространство социальной несправедливости

Как уже отмечалось, социальная несправедливость - естественный компонент общественного бытия, причем компонент и материальной, и духовной жизни.

По сути, жизнедеятельность общества, ее содержание, оценка качества, уровня жизни во многом предопределяются диалектикой социальной справедливости и социальной несправедливости тех или иных субъектов, в том числе личности, семьи, женщин и мужчин, представителей различных поколений, жителей региональных сообществ.

На данной стадии исследовательской работы сосредоточим внимание на выявлении тенденций и механизмов воспроизводства социальной несправедливости в системе тендерных, поколенческих, региональных отношений современной России, сформулировав исходный тезис о том, что на переходной стадии развития российского общества не выявляются позитивные, устойчивые тенденции к снижению уровня социальной несправедливости в данной системе общественной жизнедеятельности людей. Более того, системный глобальный экономический кризис, в полной мере затронувший и Россию, усугубляет социальное неравенство данного типа и повсеместное воспроизводство ресурсов социальной несправедливости.

Представители различных социально-гуманитарных наук уделяют много внимания анализу тендерных отношений, в том числе и тендерному неравенству.

Из всей совокупности тендерных социальных неравенств выделим лишь те, которые следует определять как социально несправедливые, ибо, с нашей точки зрения, не все неравенства между полами следует рассматривать как социально несправедливые.

В этих условиях целесообразно определиться с пониманием соотношения понятий «гендерное неравенство», «тендерная несправедливость». Мы считаем, что гендерное неравенство детерминировано совокупностью физиологических, психических, ментальных особенностей женщин и мужчин, их определенной исходно генетической неодинаковостью, что в свою очередь предопределяет два типа социальных неравенств между ними - справедливых социальных неравенств и несправедливых социальных неравенств.

Справедливость тендерного неравенства предопределена не только генетически-родовыми особенностями женщин и мужчин, но и их повседневной жизнедеятельностью. Женщины исходно специализированы на выполнение функций по воспроизводству новых поколений, по воспитанию детей, по выполнению семейно-бытовых функций. Мужчины выполняют функции добытчиков жизненных ресурсов, защитников жизненного пространства, впоследствии мужчины специализировались на выполнении властно-государственных и некоторых иных функций. Подобные тендерные специализации во многом и предопределяли формы социальных неравенств, которые на уровне индивидуального, общественного сознания, включая их нравственные, правовые аспекты, не воспринимались большинством населения как проявления социальной несправедливости.

Но по мере развития цивилизованных образований отдельных государств, в общественном сознании некоторой части населения, как правило, женской части, представительницы которой отличались высоким уровнем образования, своей профессиональной успешностью, социальной, гражданской активностью, формировались весьма критические взгляды по поводу исторически складывающихся специализаций мужчин и женщин, неравенств в сфере труда, занятости, реализации семейно-бытовых, политических и иных функций.

Движения подобной направленности начали формироваться в России с конца XIX века. В начале XX века это движение приобретает социально-политическое, идеологическое содержание. Женский вопрос, тендерные неравенства, которые ассоциировались с социальной несправедливостью по отношению к женщине, активно использовались в процессе подготовки революционных событий 1917 года, в борьбе за власть представителями левого радикализма. Стоит заметить, что в досоветской России проявления реальной социальной несправедливости по отношению к женскому населению; особенно к женщинам из крестьянской и рабочей среды, были повсеместными. Нередко вопиющие формы социальной несправедливости по отношению к женскому населению проявлялись в регионах Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Сибири.

На социалистическом этапе правящей партией, государством были приняты меры по снижению уровня социальной- несправедливости, социального неравенства по отношению к женскому населению в сфере образования, здравоохранения, вовлеченности женщин в трудовую общественно-политическую деятельность.

Проблематика тендерных неравенств, проявлений социальной несправедливости по отношению к женскому населению страны была признана неактуальной.

К началу 70-х годов официальная1 пропаганда выдвинула и. обосновала партийные установки о полном и окончательном решении по отношению к советской женщине всех социальных проблем, включая проблемы социальной несправедливости. Стоит заметить, что для подобного вывода были и реальные, фактические основания. Хотя некоторые проблемы тендерных, весьма острых социальных неравенств оказались не решенными до конца, а меры по обеспечению тотального социального равенства мужчин и женщин нередко приводили к далеко не лучшим результатам и не всегда отвечали принципам гуманизма и социальной справедливости по отношению к женщине.

Социальная несправедливость в системе тендерных, поколенческих, региональных отношений

В исследовании реализована поставленная во введении задача типологии \ социальной несправедливости. Разработаны основания, критерии, типологии, выявлены типичные свойства той или иной модели, того или иного типа социальной несправедливости.

Принципиальное значение имеет обоснование тезиса о двух классах социальной несправедливости, которые и образуют её социальную системность. - социальной несправедливости как совокупности несправедливых поступков, публичных отношений и социальной несправедливости как духовных оценочных суждений. Совокупность мотивированных социально несправедливых поступков образует базис той или иной системной модели социальной несправедливости.

Принципиальность, актуальность данного вывода определяется тем, что делается акцент на социально-деятельностной составляющей несправедливости, а не только на её духовно-моральной, оценочной составляющей. Социальная несправедливость - это предметная сфера исследования социальной философии, наряду с такими реальностями жизненного мира, как социальное пространство, социальный капитал, социальный институт, социальный характер, социальная деструктивность и т.д.

Подобный подход к исследованию отвечает тенденциям постепенного отхода от узкой предметной специализации, доминирующей в системе социальных, гуманитарных наук, позволяет сблизить проблематику социальной философии с моральной философией, с теорией нравственности или безнравственности, аморальности, с рядом разделов теоретической социологии, социологии социальных отношений. Теоретический анализ актуальных проблем социальной несправедливости, механизмов, способов, методов её воспроизводства в современной России позволяет сформулировать ряд научно-практических рекомендаций, направленных на снижение уровня негативного воздействия социально несправедливых поступков, отношений порождаемого ими социального пессимизма, социальной напряженности и конфликтогенности.

В настоящее время по инициативе Президента Российской Федерации осуществляется комплексный анализ текущего федерального и регионального законодательства отраслевой нормативной базы на предмет наличия в них коррупционной составляющей. В русле данной установки целесообразно при участии наиболее компетентных, независимых юристов, социологов, философов, экономистов, политологов провести аналогичный анализ законодательной нормативной базы на предмет наличия в ней явных элементов правового обеспечения социальной несправедливости.

Особенно это касается трудового, налогового \ законодательства, права социального обеспечения, банковского, таможенного законодательства, законодательства в сфере ЖКХ, регулирования земельных отношений.

Как отмечает польский экономист Гж. В. Колодко, «трудно найти более подходящий, пример, чем псевдонаучные дебаты о так называемом линейном (плоском) налоге. По существу, речь идет о снижении налогов для узкой группы «благотворителей» путем перекладывания издержек на группы с низкими доходами (цель подлинная), а провозглашается (или в данном случае лгут, или кто-то только ошибается, так как по-прежнему не понимает, в чем дело) цель иная - создание лучших условий для формирования капитала и инвестирования (цель декларируемая)»140.

В современной России подобных примеров можно найти множество. Все это подтверждает практическую значимость данной рекомендации. (РГНФ) предусматривать проведение конкурсов и выделение специальных грантов на разработку фундаментальных и прикладных исследований актуальных проблем современной социальной несправедливости, механизмов противодействия ей, а также финансирование проведения по данной проблематике общероссийских и международных, научно-практических конференций.

Одним из условий преодоления негативных последствий социально несправедливых поступков, общественных отношений является организация массового просвещения населения по актуальным нравственным; правовым. проблемам противодействия проявлениям социальной несправедливости. Проблематику социальной несправедливости и социальной справедливости, целесообразно более активно использовать в .учебно-воспитательной работе в школах, профессиональных учебных заведениях, в, системе дополнительного образования. Её следует более активно использовать, в социальной рекламе. Данная проблематика должна занять свое место в средствах массовой информации1. 4. Федеральным министерствам социально-гуманитарного профиля совместно с органами государственной статистики целесообразно разработать и реализовать программу мониторинга социальной несправедливости и социальной- справедливости, причем не только в экономической, но и в других сферах жизнедеятельности людей: Концепцией1 проведения данного мониторинга следует предусмотреть возможность доведения его результатов до тех, кто создает и воспроизводит социальную несправедливость, и для тех, кто стал её жертвой. 5. Целесообразно издать: серию фундаментальных работ зарубежных авторов по актуальным проблемам теории несправедливости, и справедливости (стоит в связи с этим напомнить, что широко известная во всем цивилизованном мире, изданная в 1971 году «Теория- справедливости» Дж. Ролза была издана в Новосибирске лишь в 1995 году и мизерным для России тиражом); серию работ о зарубежной практике позитивного разрешения 168 проблем социальных противоречий, конфликтов, проявлений социальной несправедливости в зарубежных странах. Систематически издавать достаточным тиражом, с соответствующими комментариями действующие в зарубежных странах законы, социальные стандарты, отвечающие критериям социальной справедливости.

Похожие диссертации на Феномен социальной несправедливости: социально-философский аспект