Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские и правовые аспекты экологической ответственности Шарифов Мехти Шамат оглы

Философские и правовые аспекты экологической ответственности
<
Философские и правовые аспекты экологической ответственности Философские и правовые аспекты экологической ответственности Философские и правовые аспекты экологической ответственности Философские и правовые аспекты экологической ответственности Философские и правовые аспекты экологической ответственности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шарифов Мехти Шамат оглы. Философские и правовые аспекты экологической ответственности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Шарифов Мехти Шамат оглы; [Место защиты: Ин-т философии и политико-правовых исследований].- Баку, 2004.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/433

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Экологическая ответственность и общественное бытие стр. 14-31

Глава II. Философские аспекты экологической ответственности стр. 32-84

2.1. Экологическая ответственность как философская категория стр. 32-51

2.2. Мировоззренческие аспекты экологической ответственности стр. 51-69

2.3. Нравственно- этические, религиозные и эстетические аспекты экологической ответственности стр. 70-84

Глава III. Правовые аспекты экологической ответственности стр. 85-165

3.1. Понятие и основные характеристики юридической ответственности стр. 85-116

3.2. Понятие и содержание эколого- правовой ответственности стр. 116-128

3.3. Виды эколого- правовой ответственности стр. 128-158

3.4. Международно- правовая экологическая ответственность стр. 159-165

Заключение стр. 166-168

Список использованной литературы стр. 169-183

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Современные процессы, связанные с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня вопрос исследования необходимых гармоничных связей внутри системы «общество- природа», но выдвигают как наиболее актуальную проблему сохранения естественной природы.

Для определения пути дальнейшего развития необходимо на стыке различных наук проведение исследований в областях, охватывающих взаимодействие человека и природы: «Изучение многообразного влияния научно- технического прогресса на окружающую природную среду (биосферу)- одна из наиболее важных проблем современности. Фундаментальные исследования по дальнейшей разработке проблем рационального использования естественных ресурсов, охраны и улучшения окружающей природной среды, называемые в настоящем экологическими, должны проводиться во всех областях современной науки и иметь взаимосвязанный характер, так как их общий предмет- при- , родная среда или биосфера».(68, с.7) Проблема взаимодействия человека и | природной среды требует не просто проведение исследований в рамках отдель- j ных наук, а проведение комплексных междисциплинарных исследований.(212, с.37)

Одним из существенных аспектов исследуемого объекта является философские основы экологической ответственности. Проведение исследования изучаемого объекта с философских позиций необходимо для выявления комплексных представлений об экологической ответственности, т.к. именно философия, являясь формой общественного сознания,(215, с. 156) «выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно- историческая жизнь в целом».(56, ч.1., с.53) Философия, являясь по природе синкретич-ной,(238, с.167) обладает свойством интегрирования наук («она придает всем

4 другим наукам единство»(98, с.332). Неслучайно, что в Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки. Преодоление экологического кризиса без проведения соответствующих философских исследований представляется невозможным, так как именно философия изучает отношение человека к окружающей действительности: «проблема отношения человека, общества к природе была и остается важнейшей проблемой философии».(110, с. 177)

Исследование с философских позиций позволит также выявить наиболее существенные моменты категории экологической ответственности, наиболее значимые закономерности ее реализации и развития. Именно философия является «учением об общезначимых ценностях, которые возникают из природы человеческого разума».(64, с.40) «Термин философия за вычетом из этой области всех специальных знаний все более и более начинает обозначать идеи, исключительно относящиеся к сфере универсального».(83, с.8) Философия позволяет выделить наиболее значимые аспекты изучаемого объекта: «ценность философии в величии тех объектов, о которых она размышляет».(83, с.273)

Проведение философских исследований категории экологической ответственности актуально именно тем, что в настоящее время общество не смогло адекватно сегодняшним реалиям наполнить содержанием категорию экологической ответственности, в то время как философские исследования направлены на выявление ответов на неразрешенные до конца вопросы: «Философия сделалось собирательным термином для всех вопросов, на которые никто еще не мог дать ответа».(83, с. 180)

Необходимость проведения философских исследований обусловлена также тем, что именно в рамках философских знаний можно критически подойти к объекту исследования- важной характеристикой философии, отличающей ее от других наук, является критицизм. Помимо того, философия позволяет человеку с определенной уверенностью определить программу действий на будущее: «Конечно, философия не дает нам прямо технических средств для произведения, каких бы то ни было материальных ценностей, но изучение ее внутренне

5 преобразует мышление самого человека, делает более широким и критичным, внушает ему уверенность в правильности того пути, по которому он идет, и сопровождается общими подъемами мысли и жизненной энергии, благотворно отражающимися на всех тех видах деятельности, которые связаны с удовлетворением непосредственно нужд человека»(89, с. 13)- утверждает В.Л. Ивановский. Кроме этого «философия- это не просто форма самосознания, человека, рефлексия, это форма самополагания, самоопределения человека в мире».(215, с. 176) Поэтому именно с философских позиций возможно создание предпосылок для изменения отношения человека к природе, что объективно предопределяет изменение содержания экологической ответственности.

Необходимость философских исследований обусловлена также и тем кругом задач, которые охватываются философией: «Основных философских задач философия указала три: объяснение явлений природы, объяснение человеческого познания и человеческой деятельности».(57, с.7)

В рамках исследования через призму философских знаний рассматриваются различные аспекты экологической ответственности. Для раскрытия философского содержания феномена экологической ответственности необходимо провести анализ экологической ответственности в качестве философской категории, рассмотреть развитие исследуемого объекта в контексте исторического развития общества и философских представлений, проанализировать тенденцию развития категории экологической ответственности в рамках экофилосо-фии, как философии взаимоотношений «человек- природа» в перспективе.

Исследование философских аспектов категории экологическая ответственность предполагает рассмотрение экологической ответственности в качестве мировоззренческой категории. Формирование экологического мировоззрения, в основном, осуществляется в рамках теоретических концепций развития человечества и природы. Поэтому актуальным представляется проведение анализа содержания и пределов экологической ответственности в рамках отдельных экологических концепций. Раскрытие указанного момента позволит наиболее четко отобразить общие черты реализации категории экологической ответственно- сти в системе взаимоотношений «человек- природа». Помимо того, общественные концепции являются основой, определяющей развитие человечества в видимом будущем. Анализ экологических концепций позволит определить тенденции изменения содержания, оснований и пределов экологической ответственности в перспективе.

Экологической ответственности присущи нравственно- этические, религиозные и эстетические начала. Необходимо рассмотреть непосредственную связь экологической ответственности с моралью и нравственностью. Моральные ценности оказывают существенное влияние на содержание, пределы и основания экологической ответственности. Существует также обратное влияние категории экологической ответственности на развитие моральных ценностей. На протяжении исторического развития религиозные нормы оказывали решающее значение во взаимоотношениях человек- природа. Поэтому раскрытие религиозных аспектов экологической ответственности необходимо для создания полного представления. Сегодня может показаться, что религиозные представления стали оказывать менее значительное влияние на содержание взаимоотношений в системе человек- природа. Но это ошибочное представление. В современном мире религиозные нормы продолжают оказывать существенное влияние на общественные отношения. Дело в том, что в реалиях сегодняшнего дня характер этого влияния существенно изменился: религиозные нормы все больше перестают оказывать непосредственное влияние, начиная влиять косвенным путем. Этот фактор создает ошибочную иллюзию о том, что в современную эпоху роль религиозных представлений уменьшилось.

Природа обладает эстетической ценностью. Эстетическая значимость природы оказывает существенное влияние на содержание и пределы экологической ответственности.

Наиболее полное развитие ответственности наблюдается в рамках правовой системы: в праве ответственность, сформировавшись как правовой институт юридической ответственности, достигла пика своего развития. Экологическая ответственность, на теряя своего философского содержания, преобразуется

7в правовой институт. Посредством права, представляющей собой систему соци ального контроля, социального регулятора,(26, с.313) определенная часть соци альной ответственности преобразуется в юридическую ответственность, осно вываясь на общем свойстве права: обеспечить «господство общественности над личностью».(103, с.154) ;-

Юридическая ответственность возникает именно с возникновением государства, ибо право, являющееся функцией государства,(230, с.310) опирается «на принудительную силу публичной власти».(195, с. 15) Юридическая ответственность является одним из механизмов обеспечения реализации и соблюдения права, что является существенной целью государства как общественно-политического явления: «Государство- есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».(76, с.74) Право призвано реализовать свободу: «Право состоит в том, что наличное бытие есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея»- утверждает Гегель. С другой стороны, право также определяет границы свободы отдельных лиц: «право- утверждает И. Кант- это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Юридическая ответственность представляет собой «регулируемую правом обязанность дать отчет в своих действиях».( 192, с.8)

Таким образом, юридическая ответственность- это «применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершение правонарушения».(26, с.74) Юридическая ответственность, являясь механизмом обеспечения права, тем самым является одним из средств обеспечения свободы отдельных лиц- в этом заключается внутренняя сущность юридической категории как института права, несмотря на то, что в результате привлечения к ответственности происходит применение насилия в форме санкции правовой нормы: «насилие, считающееся необходимым для того, чтобы устанавливать и гарантировать право, не должно смешиваться с тем насилием, которое применяется вне всякого права».(78, с.273)

Юридическая ответственность возникает в силу нарушения норм права, так как «право есть совокупность жизненных условий общества в широком смысле слова, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью»(195, с.32)- утверждает Р. Иеринг.

Юридическая ответственность позволяет: «а) определить вид (и объем) возможного поведения обладателя субъективного права; б) требовать соответственного поведения (совершение определенных дей ствий либо воздержания от них) от других лиц (обязанного субъекта); в) прибегать в необходимых случаях к содействию соответствующих госу дарственных органов для реализации второй возможности».(108, с.41)

Эколого-правовая ответственность является одним из механизмов обеспечения норм экологического права, а также природоохранительной деятельности государства.

Представляется крайне актуальным раскрытие понятия, содержания, оснований и пределов эколого- правовой ответственности, так как правовые аспекты экологической ответственности находят свое проявление именно в институте эколого- правовой ответственности. Эколого- правовая ответственность в широком понимании- это правовой институт, который представляет собой совокупность юридических правил (норм) о разрешенных и поддерживаемых государством способах и мерах принудительного воздействия на лиц, которые уклоняются от добровольного исполнения возложенных на них законом обязанностей, либо договорных обязательств, либо когда они нарушают установленный законодательством экологический правопорядок.

Приступая к изучению эколого- правовой ответственности первоначально необходимо раскрыть содержание института правовой ответственности. Это позволит наиболее полно раскрыть содержание, основание и пределы, а также иные аспекты экологической ответственности. Анализируя юридическую ответственность как институт права, необходимо дать понятие юридической ответственности; раскрыть цели, функции и принципы юридической ответствен-

9 ности; проанализировать понятие и содержание правового поведения; рассмотреть понятие и признаки правомерного и противоправного поведения; проанализировать понятие и составные элементы состава правонарушения; рассмотреть классификацию правонарушений; исследовать юридическую ответственность как охранительное правоотношение.

Исследуя эколого- правовую ответственность как институт экологического права, необходимо дать понятие эколого- правовой ответственности; раскрыть содержание и пределы эколого- правовой ответственности; проанализировать экологическое правонарушение как основание эколого- правовой ответственности. Необходимо также рассмотреть вопросы, связанные с основаниями, освобождающими от эколого- правовой ответственности за деяния, формально подпадающие под признаки экологического правонарушения. Экологическое право является комплексной отраслью права. Последнее обуславливает комплексность большинства институтов в рамках данной отрасли права. Поэтому в рамках данного исследования необходимо рассматривается комплексный характер эколого- правовой ответственности. Эколого- правовая ответственность закреплена как в законодательных актах экологического законодательства, так и в законодательных актах иных отраслей права (например, уголовное право, административное права и т.д.).

Исследуя эколого- правовую ответственность, невозможно не рассмотреть виды эколого- правовой ответственности- проанализировать правовое регулирование эколого- правовой ответственности в рамках отдельных отраслей национального права (уголовно- правовая экологическая ответственность, административно- правовая экологическая ответственность, дисциплинарная экологическая ответственность, возмещение нанесенного вреда в результате нарушения эколого- правовых норм, конституционно- правовая экологическая ответственность).

Современное состояние экологической проблемы предопределило становление международного экологического права (как отрасли международного права),(137, с.252) в рамках которой нашло свое развитие международно- пра-

10 вовая экологическая ответственность. В рамках работы актуально исследовать институт международно- правовой экологической ответственности. В частности, дать определение международно- правовой экологической ответственности, а также раскрыть существенные характеристики и признаки международно- правовой экологической ответственности. Важным представляется в отдельности исследовать международно- правовое экологическое правонарушение, рассмотреть виды международно- правовой экологической ответственности. Для определения будущего состояния международного сотрудничества в исследуемой области актуально проанализировать тенденции развития международно- правовой экологической ответственности.

Резюмируя можно отметить, что полиаспектность взаимоотношений человек- природа предопределяет многогранность категории «экологическая ответственность». В силу этого комплексность исследования- необходимое условие для того, чтобы точно и полно отобразить исследуемый объект, охватить все его стороны одновременно, в их взаимосвязи. Данное исследование проведено на стыке двух дисциплин- философии и права.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ: Рядом исследователей были проведены ряд изысканий, касающихся отдельных сторон, аспектов экологической ответственности. Однако изменения, произошедшие в последнее время создали объективную предпосылку для проведения исследования, которое бы отразило новые тенденции и аспекты экологической ответственности. Экологическая ответственность как социальное явление претерпевает значительные изменения, что связано с продолжающимся ухудшением состояния окружающей среды, с усилением угрозы наступления^экологического кризиса, а также с гло-бализационными процессами. Помимо того объективной необходимостью является систематизация всех представлений о категории экологической ответственности, в частности, таких ее составных как философское и правовое содержание. С этих позиций тема является неразработанной, особенно в рамках отечественной науки. Хотя в ряде работ затрагиваются разные (философские, со- г\С\ ' циологические, политологические) аспекты этой фундаментальной пробле-мы.(11; 6; 16; 15; 2; 14; 5; 4; 10; 9; 7; 8; 3; 13; 12; 17; 1; 18)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИИ: Цель представленной диссертации / раскрыть во взаимосвязи рассмотреть философское и правовое содержание экологической ответственности, раскрыть неразрывную взаимосвязь этих со- ; ставных, определить тенденции развития экологической ответственности. Исходя из указанной цели, в диссертации ставятся и решаются следующие задачи: раскрыть содержание экологической ответственности как общественного явления; раскрыть содержание экологической ответственности как философской категории, в том числе в ракурсе исторического развития философских представлений, а также в рамках экофилософии; определить мировоззренческое значение категории экологической ответственности, в том числе в рамках отдельных концепций, определяющих основы взаимодействия человека и природы; раскрыть нравственно- этические, религиозные и эстетические аспекты экологической ответственности; раскрыть тенденции развития философских составляющих экологической ответственности; раскрыть во взаимосвязи с философскими составными правовые аспекты экологической ответственности; рассмотреть комплексный характер экологической ответственности; - исследовать отдельные виды эколого- правовой ответственности. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ: Научная новизна диссертации отражается в следующих моментах:

Впервые были рассмотрены в неразрывном единстве наиболее сущест- \ венные философские и правовые составные экологической ответственности как * общественного бытия. f

Исследованию подвернулись проблемы и противоречия между потреб- \ ностями человечества и необходимостью развития экологической ответствен-

12 ности с учетом современного состояния окружающей среды и тенденций его изменения.

Философские аспекты экологической ответственности были рассмотрены во всем их многообразии и взаимосвязи, как в рамках исторического развития и современного их состояния, так и с учетом перспектив их развития.

Эколого- правовая ответственность была исследована с учетом изменений на протяжении последних лет национального законодательства и международно- правовой системы.

НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИИ: Научно- методической основой исследования является историзм, применение основных закономерностей логики, всесторонность и комплексность исследования, объективность и конкретность, возможность практического применения результатов. Особое значение уделялось диалектическому методу, а также синергетической методологии. В ходе исследования использовались труды азербайджанских и иностранных авторов.

НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ: Экологическая ответственность является динамичной категорией. Изменения в современном мире предопределили объективные изменения и в категории экологическая ответственность. Сегодня стало крайне актуальным исследовать происходящие изменения в этой сфере и определить тенденции развития категории экологической ответственности. Имея четкое представление в данной сфере человечество способно определенным образом оказать влияние на состояние и развитие отношений в системе человек- природа. В целом, конкретизируя сказанное, можно определить следующие возможные сферы использования результатов данной диссертации: в процессе анализа политических, теоретических, философских, правовых и экологических знаний; при практическом применении экологических знаний; в ходе реализации социологического, философского, правового обучения; при проведении методических семинаров и специальных курсов; для экологического воспитания населения; при разработке государственной концепции экологического развития; в ходе правоприменительной практики в сфере привлечения к эколого-правовой ответственности; в ходе эколого- правового нормотворчества.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ: Диссертация была обсуждена и рекомендована для представления в Специализированный Совет в отделе «Глобализации и философских проблем социальной экологии» Института Философии и Политико- Правовых Исследований Национальной Академии Наук Азербайджана.

Содержание диссертации нашло свое отражение в опубликованных работах автора, в том числе и в одноименной монографии.

В ходе проведения исследования по данной тематике автор участвовал в различных международных и республиканских научно- практических конференциях, симпозиумах и апробировал данную тему.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованной литературы.

Экологическая ответственность и общественное бытие

Проблема экологической ответственности в настоящее время становится одной из центральных в обсуждении целого спектра вопросов. Актуализация данной проблематики обусловлена превращением человечества в геолого- образующую силу в результате увеличения масштабов и мощи воздействий человеческой деятельности на природу, а также глобализацией экологической проблемы.

Ответственность, представляет собой специфическое явление общественного бытия, «в котором отражается диалектика общественных и личных интересов, многообразие субъективных и объективных факторов, производственно-общественно- экономической деятельности субъектов исторического творчества, побуждений, целей поведения людей и внешних условий».(179, с. 12) Общество, членом которого является человек, обязывает последнего сообразовывать свои поступки с господствующими в обществе нормами и ценностями, а также с интересами других людей. Сложившиеся в обществе взаимодействие людей образуют общепринятую форму поведения, которая становится «нормой», принудительным образцом для членов общества.(43, с.237) Подобное нормирование является внутренней сущностной характеристикой человеческой деятельности: «деятельность «нормирована» изначально».(183, с. 136) Норме придается свойство «объективной властности».(46, с.42) Важнейшим аспектом нормы является ее «обязательность и фактическая реализация в поведении людей».(184, с.73) Таким образом, ответственность, предопределена нормативностью регулирования, общественных отношений. Действуя в соответствии с устоявшимися нормами, человек поступает ответственно- в этом и проявляется ответственность. Помимо того, общество посредством разнообразных механизмов постоянно контролирует поведение человека: поощряет, одобряет ответственное поведение, наказывает нарушителя. Ответственность возникает тогда, когда поведение индивида, имеющее общественное значение, нарушает существующие социальные нормы. Как отмечает в своей статье «Личность и общество: проблема социальной ответственности» О.М.Смирнова ответственность выступает регулятором поведения.

Следовательно, ответственность можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектом и контролирующей его поведение инстанцией. Экологическая ответственность представляет собой общественное отношение между субъектом и контролирующей его поведение инстанцией (обществом) относительно взаимодействия человека с окружающей его социоприрод-ной средой. При этом экологическая ответственность возникает лишь в том случае, когда поведение лица нарушает существующие экологические социальные нормы. (f.\ ])

Ответственность направлена на обеспечение соблюдения установившихся правил поведения. Исходя из этого, ответственность предполагает наступление неблагоприятных для индивида последствий. Помимо того, одна из значимых функций ответственности как регулятора общественных отношений- это восстановление того положения, которое было до нарушения господствующей социальной нормы. Наряду с этим, ответственность является фактором ограждения общепринятых социальных норм посредством превентивного влияния на индивидуумов.

Существенным аспектом феномена ответственности является наличие свободы: «свобода- предполагает ответственность».(24, с.445) Эти категории не могут находить свою реализацию друг без друга- одно предполагает другое: «Фактически ответственность и свобода взаимно предполагают друг друга и не потому, что они просто взаимосвязаны, а потому, что свобода может реализоваться только через ответственность (иначе она превращается в анархию), равно как и ответственность может проявляться через свободу (в противном случае явится средством подавления личности)».(179, с. 16) Ответственность предполагает свободу воли: «проблема свободы воли тесным образом связана с пробле мой моральной и правовой ответственности человека за свои поступки».(24, с.445)

Связь свободы и ответственности неразрывна: «свобода и ответственность- это две стороны одного целого- сознательной человеческой деятельности» 109, с.72) Но ответственность нельзя понимать как ограничение либо ущемление свободы, так как «свобода не означает полного пренебрежения интересами и правами других людей, безграничной вседозволенности. Свобода без границ- это саморазрушение, деструкция общества».(23, с.34)

Естественно, что феномен ответственности в определенном смысле ограничивает свободу. Содержание ответственности составляют обязанности, возлагаемые на субъекта, нарушившего установленные социальные нормы и господствующие ценности. Так лицо, нарушившее общепринятые правила даже в разрез со своей волей должно восстановить состояние общественной жизни, измененное в результате его действий, а также понести кару.

Однако указанные ограничения свободы не устраняют ее саму. Ответственность призвана обеспечить реализацию свободы, посредством ограничения произвола: «Свобода сама себя упраздняет- если она не ограничена»(23, с.34)- ) утверждает К. Поппер. В этом проявляется диалектическая взаимосвязанности, взаимообусловленность ответственности и свободы.

Свобода предполагает возможность выбора между различными вариантами поведения: «свобода всегда есть возможность несвязанного ничем выбора, решения, независимого ни от кого, ни от какой внешней силы».(28, с.84)

Возможность выбора между отдельными вариантами поведения предполагает свободу воли, реализующейся в целенаправленном поведении.(91, с.108) Свободная воля индивида- один из необходимых критериев, позволяющих налагать на лицо обязательства, за совершение действий, нарушающих установленные социальные правила и посягающие на господствующие социальные ценности. Свобода воли предполагает, что индивид действовал в соответствии со своими внутренними побуждениями.

Сегодня человечество стоит перед выбором пути дальнейшего развития. При этом у человечества есть возможность выбрать между различными вариантами. Концептуальные основы данных путей развития даются в создаваемых концепциях общественного развития, которые рассмотрены в последующих частях данной работы. Экологическая ответственность предполагает возможность человечества выбора пути общественного развития, позволяющего устранить существующие противоречия между человеком и природой.

Следует отметить, что детерминация объективных условий не является основанием, устраняющим возможность вменения ответственности, в том числе и экологической ответственности: «тезис об абсолютной детерминации действий не исключает устранения вменения ответственности».(78, с.445) Сегодня большинство философских концепций отреклись от теорий абсолютной детерминации. Предполагается, что несмотря на сложившиеся внешние обстоятельства, у индивида всегда есть возможность оценить обстановку и скоординировать свои действия в соответствии с устоявшимися социальными правилами поведения. Правда следует отметить, что в ряде случаев лицо освобождается от ответственности за совершение действий, которые по формальным признакам нарушают господствующие социальные нормы. Наиболее яркий пример этому служат такие основания освобождения от ответственности, которые сложились в рамках права (необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д.).

Это связано с тем, что ответственность предполагает не просто возможность выбора. Ответственность предполагает выбор, предполагающий возможность лица предвидеть результаты своих действий.(118, с.31) Именно осознание возможности наступления последствий, либо допустимая возможность такого осознания, позволяет накладывать на индивида определенные обязательства, вытекающие из сути ответственности.

Мировоззренческие аспекты экологической ответственности

Многослойность отношений и связей человека и природы обусловливает сложную структуру экологического мировоззрения, в котором отражаются не только рационально- интеллектуальные стороны этих отношений и связей, но и чувственно- эмоциональная сторона экологического сознания определенным образом синтезируется с умозаключениями и обобщениями. Мировоззрение, является «интегральным образованием»:(56, с.23) «в мировоззрении интегрируются все основные ипостаси культуры (когнитивная, этическая и эстетическая) и основные способы отношений (субъект- объектные и субъект- субъектные)».(219, с. 14) Мировоззрение рассматривается как «система таких общественных взглядов и представлений о действительности, систему таких убеждений и идеалов, которые раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру, его способ видения, понимания и оценки окружающей действительности, способ осознания себя как конкретно- исторического субъекта познания и практики».(225, с.54) Несмотря на то что, мировоззрение, являясь целостным явлением, не поддается структурированию, формализации,(102, с. 105) ее содержание можно условно распределить на определенные компоненты. Так в мировоззрении В.В. Романович в статье «О мировоззрении как системе и системе мировоззрений» выделяет такие элементы как, «мироощущение, мировосприятие, мирооценка (чувственная), миропредставление, миропонимание (умственное) и мироотношение (духовное)».(219, с.32)

Значение мировоззрения заключается в том, что она является «действенным фактором духовно- практического освоения и измерения действительно-сти»,(233, с.42) тем самым предопределяет поведение человека и общества в целом: «для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентированно-сти»,(227, с.82) так как мировоззрение представляет собой систематизирован- ную совокупность научных, ответов на мировоззренческие вопросы.(225, с.57) , Мировоззрение предопределяет основы поведения как социальных групп и общества в целом, так и индивида в отдельности. «Будучи, безусловно, общественным явлением, мировоззрение является в то же время и даже, прежде всего личностным качеством субъекта»- отмечают В.Н.Судакова и В.И.Судаков в статье «Анализ мировоззрения как социально- философской проблемы».

Именно в этом аспекте, в первую очередь, проявляется взаимоотношение категорий мировоззрение- ответственность, а также экологическое мировоззрение- экологическая ответственность. Современное господствующее миро- воззрение не способно обеспечить охрану природы на необходимом уровне. Так современному мировоззрению присущи следующие особенности: - Биосфера неистощима и обладает неограниченным механизмом для саморегуляции. Поэтому представляется оправданным в целях удовлетворения нарастающих потребностей увеличение антропогенного воздействия, так как оно служит для общественного блага. - Экономический рост за счет эксплуатации природных богатств не имеет пределов. Экономический рост последних столетий- это фактически рост за счет увеличения масштабов использования природных ресурсов в количествен ном аспекте. Качественный аспект частично стал учитываться лишь в последнее время. - Технический прогресс способствует социальному прогрессу. Уровень технического развития оказывает влияние на общественные отношения и в зна чительной степени влияет на социальное развитие в целом. Однако это влияние не имеет того, кардинального характера, которое ему придается господствую щим общественным мировоззрением. Социальный прогресс- зависит и от иных факторов. При этом крайне ошибочным является подход, когда уровень техни ческого оснащения принимается как основополагающий критерий определения степени развитости общества. — Покорение природы- это путь для обретения человечеством счастья. Со временное мировоззрение предполагает необходимость этого. Указанные аспекты господствующего мировоззрения значительно сужают то содержание, которое вкладывается в понятие «экологическая ответственность», чем это требуется для сохранения биосферы.

Современные исследователи «справедливо ставят вопрос о необходимости . формирования у людей экологического аспекта мировоззрения, поскольку речь / идет о существенной перестройке отношения людей к природе, о новой оценке человеком себя, своего места в общей цепи природных явлений».(238, с.172) В . основу нового экологического мировоззрения «должен быть положен социально- исторический антропо- экологический принцип».(212, с.39) Экологизация мировоззрения предполагает формирование у людей целостного, гармоничного ) представления о Земле, не сводящегося к традиционной научной механистической картине мира. Согласно последней, наша планета является всего лишь внешним по отношению к человеку механизмом, который надо изучить с целью управления (дуализм Декарта). На самом деле, человек на равных правах с дру- I гими существами является неотъемлемой частью этого гармоничного целого, огромной и бесконечно сложной глобальной симбиотической системы- биосферы (принцип соучастия включенного наблюдателя). Экологическая ответственность предполагает, ответственное отношение человека к природе, то есть осознание себя ответственной личностью и понимание ценности природы для него и для общества в целом. Ответственное отношение личности к природе есть отношение осознанное, т.е. основанное на понимании личной ответственности за состояние и сохранение окружающей природной среды. Осознание себя и природы как противоречивого единства является совершенно необходимой предпосылкой для выработки таких обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности личности в природе, которые, с одной стороны, реализуют духовные и физические потребности человека, с другой- не допускают нанесения ущерба окружающей среде. Следует также отметить, что экологическая ответственность неразрывно взаимосвязана со всеми элементами как экологического мировоззрения в частности, так и мировоззрения в целом. «Все больше людей склоняется к той мысли, что миру угрожают, не только гонка вооружений, региональные конфликты и социальная несправедливость, но и отсутствие должного уважения к природе, ограбление природных ресурсов и ухудшение окружающей среды. Ощущение нестабильности, которое рождается в результате подобной ситуации, развивает коллективный эгоизм, неуважение к другим и нечестность»- утверждает Папа Иоанн Павел П. В этом проявляется неразрывное единство экологической ответственности с экологическим мировоззрением. Следует особо отметить, что современный экологический кризис оказывает неблагоприятное влияние на развитие не только производственных сил, но также и на духовное состояние общества, вводя последнее в состояние экологического стресса: «экологический стресс-это массовое чувство тревоги, ощущение экологической опасности, возникающее на обширных территориях проживания людей. В настоящее время экологический стресс- это глобальная социально- психологическая характеристика состояния массового общественного сознания».(54, с.260-261).

Нравственно- этические, религиозные и эстетические аспекты экологической ответственности

Экологическая ответственность- как философская категория наполнена нравственно- моральным содержанием.

Ответственность- это «условия и способ реализации объективных требований морали, ее норм и ценностей».(179, с. 13) В силу этого одним из компонентов, составных экологической ответственности являются нормы морали, регулирующие взаимоотношения человека и природы.

Сегодня возникла крайняя необходимость качественного пересмотра этических основ отношения человека к природе для обеспечения развития и воспитания человечества.(53, с.43) Глобальная экологическая проблема предопре-делидс деобходимость коренного изменения этики взаимоотношения человече-ства и биосферы, так как именно понятие «этика» пронизано представлением о том, что человеку следует жить в соответствии с собственной сущностью и что в этом отношении этика представляется чем- то вроде панацеи против навязывания извне законов и принуждения.(21, с. 18-19) С этой позиции нового «экологизирования» этика призвана обеспечить образ действий в соответствии с его биологическим назначением. Сегодня реально прослеживается тенденция становления экологической этики. Современные этические нормы расходятся с генетическими (инстинктивными) устремлениями человека, что порождено рационализмом современного человека. Основой современного рационализма служит стремление к экспансии (территориальной, экономической, идеологической, политической, культурной) и господству, включая господство над природой. Сейчас очевиден кризис рационализма, в рамках которого человечество не смогло решить социальных проблем и пришло к противостоянию с природой. Необходимо развивать новую, так называемую «биосферную» этику, основанной на принципах: «1) Уважение ко всему живому (и в частности, к человеку); 2) уважение к природе; 3) уважение к космосу».(234, с.449-450) Новая экологическая, биосферная этика идет в разрез с господствующими этическими нормами. Основополагающие нормы и принципы этики традиционно имели антропоцентрический характер и распространялись только на прямые действия человека по отношению к другому человеку. Природа при этом не оценивалась с нравственной точки зрения: ее состояние в целом практически не зависело от характера и масштабов человеческой деятельности. Изменения среды обитания имели в основном локальный характер и оценивались с прагматической точки зрения. В наше время разрастание кризисных экологических тенденций приводит к отказу от антропоцентрической этики и поиску возможностей включения природы в сферу ответственности человека, так как нравственность в первую очередь предопределяется полезностью.(96, С.6)

В связи с этим возникли вопросы об источниках, основных принципах и нормах экологической этики, а это означает необходимость обращения к вопросу, имеющему давнюю историю, но не получившему однозначного решения: как понимать такие основные категории как добро и зло в отношении к внечеловеческой сфере

Мораль появилась вместе с образованием человеческого общества, и возникла она по причине того, что общественная жизнь предполагает наличие определенных норм общежития, основанных на единых критериях и оценках.(43, с. 138) Мораль не является институализированной системой, т.е. в зависимости от конкретно- исторических условий нормы морали содержатся как в религиозных нормах, так и в обычаях, традициях, ритуалах, произведениях фольклора и т.д.

Мораль служит для обеспечения введения индивида в рамки общества в целом, что позволяет гармонировать личные и общественные интересы- это функция морали,(96, с.57) имеющая непосредственное отношение к изучаемой проблеме. Мораль- это система определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, к государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного убеждения.(243, с.384) Из числа факторов, обеспечивающих соблюдение моральных норм, особое место занимает внутреннее убеждение человека.(32, с.369) В силу этого даже с появлением правовых норм, моральные нормы не утратили своего значения. Последнее является веским показателем роли моральных норм в обеспечении реализации экологической ответственности.

Современная экологическая проблема- это результат индустриальной революции, которая ознаменовала освобождение экономических процессов от механизмов социально- морального контроля. Для выхода из экологического кризиса имеет первостепенное значение «восстановление» морально- нравственных механизмов, регулирующих взаимодействие природы и человека, так как «выполнение «экологического императива» предполагает наличие еще одного императива- «нравственного».(139, с.258) Важнейшей проблемой экологической этики является проблема совмещения двух взаимоисключающих идей- свободы человека и его подчиненности Природе. Анализирующие эту дилемму авторы пишут, что преодоление противоречия возможно, если допустить, что главной целью свободы является совершенство. Следует отметить, что «деятельность человека может быть нравственной, если она вполне свобод-на».(199, с.245)

Этика никогда не была оторвана от природы. Однако в современную эпоху научно- технической революции этические вопросы взаимосвязи природы и человека крайне актуализировались. Этика в экологическом смысле- это ограничение свободы действий человечества. Следует особо отметить, что взаимоотношения экологической проблемы и нравственности происходит в двустороннем направлении. С одной стороны, нравственное состояние общества влияет на содержание и перспективы развития или разрешения экологической проблемы. С другой стороны, экоохранные идеи непосредственно влияют на изменение нравственности, видоизменение норм этики и морали:(75, с.561) «научно- практический потенциал экологических идей, успехи природоохранных мер, несомненно, вселяют надежды на жизнестойкость нашей планеты, на высокий этический заряд человеческой общности».

В становлении новой этики человечество должно учесть требования самой природы, так как именно природа является «первым учителем этики нравственного начала для человека».(111, с.55) Основным критерием должно быть благополучие человека, мыслимого как неразрывная часть биосферы, так как именно «благополучие человека- это единственный критерий этической оценки».(220, с.387) Новая экологическая, биосферная этика имеет своей внутренней направленностью именно обеспечение благополучного существования человека в современных условиях.

Биосферная этика оказывает значительное влияние на категорию экологической ответственности. Биосферная этика налагает ряд существенных запретов на человека, что исходит из ее самой сути. В основе биосферной этики лежит философия ненасилия, способствующая преодолению изоляционизма и конфронтации с биосферой. Философия ненасилия в XX веке стала обоснованием новой тактики борьбы за справедливость, подразумевающее культивирование начал добра и любви в каждом человеке, реалистическую оценку ситуации и персональную ответственность человека, придерживающегося ненасильственного идеала за свои действия. Стержнем биосферной этики является, предопределяющее этическое содержание экологической ответственности, чувство любви, «которое стоит у самих истоков существования человека».(216, с.335) Любовь к природе полностью меняет все этические основы отношения к природе. Так как «любовь- это не высшая сила, ниспосланная человеку, и не его обязанность, это его собственная сила, которая роднит и объединяет его с миром, делает этот мир его домом».(220, с.388)

Понятие и содержание эколого- правовой ответственности

Эколого- правовая ответственность, представляя собой одну из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов, имеет существенное значение для правового регулирования. Это обусловлено тем, что в экологическом праве удельный вес занимают обязательные предписания, проявляющиеся в запретах, которые обычно обеспечиваются к исполнению наличием ответственности за их нарушение. Преобладание запретительных предписаний в экологическом праве обусловлено столкновением личных и общественных интересов, разрешение которого неосуществимо без правового вмешательства.

Эколого- правовая ответственность, наряду с другими механизмами (экологическое нормирование, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, регулирование режима экологически неблагоприятных территорий, контроль и некоторые другие средства обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды), представляет собой существенное правовое средство, обеспечивающее реализацию со стороны государства экологической функции, включающей в свое содержание деятельность государства по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.(52, с.51-60) Экологическая ответственность призвана обеспечить соблюдение экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В связи с отсутствием единого подхода к определению юридической ответственности нет и единого подхода к определению эколого- правовой ответственности. Под эколого- правовой ответственностью принято понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды от вредных химических, физических, биологических, радиационных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности (оказывающей названное вредное воздействие на природную среду), а также по рациональному использованию природных ресурсов. Следует особо отметить, что под термином окружающая среда понимается совокупность природных объектов и природных ресурсов.

Эколого- правовую ответственность можно, в самом общем виде, определить как правоотношения между субъектами права по применению мер принуждения за совершенное экологическое правонарушение. Другие ученые полагают, что это эколого- правовая ответственность- система принудительных мер, применяемых к нарушителям законодательства в области природопользования в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения такого рода правонарушений и восстановления нарушенных прав.

Эколого- правовая ответственность призвана обеспечить законность в отношениях по использованию и охране природной среды (экологических правоотношениях) и экологического правопорядка, т.е. такого состояния общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, при котором соблюдаются нормы законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды и достигается наиболее благоприятное качество окружающей среды человека.(162, с. 143) Задачами эколого- правовой ответственность: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение со-1 вершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Сущность эколого- правовой ответственности проявляется в следующих функциях:(201, с. 122) а) стимулирующая функция- проявляется в наличии экономических и пра вовых стимулов, понуждающих к охране экологических интересов; б) компенсационная функция- предполагает устранение вреда, нанесенно го окружающей среде; в) превентивная функция- заключается в предупредительном воздействии путем применения мер наказания; г) карательная функция- заключается в наказании лица, виновного в со вершении экологического правонарушения. Необходимо уделить внимание структуре эколого- правовой ответственности. Анализ структуры эколого- правовой ответственности позволяет выделить две обособленные части: а) первая часть эколого- правовой ответственности возникает из природо охранительных правоотношений по факту нарушения природоохранных требо ваний; б) вторая часть эколого- правовой ответственности возникает из уголов ных, административных, гражданских, трудовых правоотношений, возникаю щих в связи с применением за совершенные правонарушения предусмотренных законодательством санкций.

Это обусловлено тем, что эколого- правовая ответственность сочетает в себе как ретроспективную, так и перспективную аспекты. Эколого- правовая ответственность объединяет указанные аспекты в один юридический комплекс. В силу этого эколого- правовая ответственность включает в себя две группы норм. Первая группа норм состоит из природоохранных норм, расположенные на трех уровнях: конституционные нормы об охране природы, нормы природоохранного законодательства; нормы хозяйственного законодательства. Вторая группа норм включает нормы других отраслей права, содержащих в себе санкции за неисполнение обязанностей или нарушение запретов, устанавливаемых номами первой группы.(162, с.144-145).

Следует отметить, что указанные части эколого- правовой ответственности составляют единое целое и функционируют на основе принципов синхронности и адекватности.(239, с.269) Эколого-правовую ответственность необходимо рассматривать в трех взаимосвязанных значениях: 1. Эколого- правовая ответственность как государственное принуждение к соблюдению и исполнению норм действующего законодательства. Эколого-правовая ответственность предполагает применение по отношению к лицу, признанному совершившим экологическое правонарушения, эколого- правовой санкции. Под санкцией эколого- правовой нормы принято понимать принудительные меры, которые применяются к лицу за невыполнение или за ненадлежащее выполнение требований гипотезы диспозиции эколого- правовой нормы. Именно посредством применения эколого- правовой ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. Однако эколого- правовая ответственность не является единственным правовым инструментом принуждения к исполнению экологических требований. Такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, разрешительная система, в том числе экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, экономико- административные меры. 2. Эколого- правовая ответственность как правоотношение: реализуются в рамках охранительных правоотношений возникающих между государством в лице правоохранительных органов и правонарушителем, который подвергается за содеянное неблагоприятным для него правовым санкциям. Так М.М. Брин-чук утверждает, что под юридической ответственностью за экологические пра вонарушения понимается «отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания».(52, с.475)

Похожие диссертации на Философские и правовые аспекты экологической ответственности