Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи Иванов Алексей Евгеньевич

Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи
<
Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванов Алексей Евгеньевич. Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2004 145 c. РГБ ОД, 61:04-9/659

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Идеи и концепции виртуальности и виртуальной реальности в европейской философской традиции 11

1.1 Понятие «виртуальность» и эволюция его содержания в философии и науке 11

1.2 Природа, сущность и классификации виртуальной реальности 19

1.3 Виртуальная реальность и виртуальная компьютерная реальность 30

Глава II. Философские, социологические и психологические аспекты функционирования Интернета 40

2.1 Современные тенденции общественного развития в контексте информационных технологий и компьютерной виртуальной реальности . 40

2.2 Влияние Интернета на социальную сферу 54

2.3 Виртуализация общественной деятельности в области политики 65

2.4 Виртуализация общественной деятельности в области экономики 82

2.5 Психологические механизмы и последствия воздействия информационных технологий на личность человека 94

Заключение . 108

Приложение 1. Общемировой опыт создания «Электронного государства» 111

Приложение 2. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» 123

Список использованной литературы

Введение к работе

Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.

Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается преимущественно планетарным масштабом распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.

Актуальность темы исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междиспипли-нарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.

Настоятельная необходимость философского исследования виртуальной реальности обусловлена преимущественно тем, что она оказывает и будет оказывать всевозрастающее непосредственное и опосредованное воздействие на общественную, групповую и индивидуальную жизнедеятельности людей.

Признание и понимание данного обстоятельства тем не менее пока еще не вызвали к жизни философские, социологические и психологические исследования, соответствующие сложности и важности данной проблемы.

В настоящее время даже само понятие «виртуальная реальность» весьма часто используется как метафора с довольно неопределенным, а иногда и произвольным содержанием. Не выявлены соотношения и взаимосвязи понятий «реальность», «объективная реальность», «субъективная реальность», «естественная реальность», «искусственная реальность», «виртуальность», «виртуальная реальность», «компьютерная виртуальная реальность», «вир-

туалистика» и т.д.; и не выстроены соответствующие категориально-понятийные ряды.

Существенной лакуной в современных исследованиях является философское осмысление виртуальной реальности и социальных последствий ее распространения, без которого многие теоретические, методологические и социальные проблемы не могут быть решены в соответствии с запросами современности и важности для всей общественной жизнедеятельности.

Осуществленное исследование «виртуальной реальности» в ее сопряженных философских, психологических и социальных измерениях создает определенные теоретические и методологические предпосылки для позитивного решения проблемы на теоретическом, методологическом, прикладном и практическом уровнях.

Степень разработанности проблемы. Эпизодические попытки философского и естественнонаучного осмысления феномена виртуальности и виртуальной реальности предпринимались еще в эпоху Средневековья (Ф.Аквинским, Н.Кузанским, Д.Скоттом и др.). Однако лишь в XX веке проблема виртуальной реальности обрела дополнительные актуальные измерения в связи с бурным развитием естествознания и техники, которое содействовало шленсификации исследований всей совокупности проблем виртуальности.

Ныне различные аспекты виртуальной реальности исследуются во всех странах мира.

Значительная часть ученых стремится связать современную трактовку понятия «виртуальная реальность» с содержанием понятия «virtus» (от лат. -потенциальный, возможный, мнимый, доблесть, энергия и др.), употреблявшимся в работах философов Средневековья и Нового времени (НКузанского, Г.Лейбница и др.).

В XX веке после ряда инноваций в физике в работах К.Ф.Вайцзеккера, П.Дэвиса, Э.Кассирера, В.Клиффорда, А.Пайса, И.Р.Пригожина,

И. Л.Розенгаля, КХюбнера и других физиков и философов развивалась идея о сопряжении и даже отождествлении понятия «виртуальная реальность» с понятиями «физический вакуум» и «физическая реальность».

В 1932 г. ААрто опубликовал статью (Алхимический театр», где впервые упомянул о существовании «виртуальной реальности» театра. Со временем в оборот были введены и такие понятия как «виртуальная деятельность» (А.Бергсон), «виртуальные способности» (АН. Леонтьев) и др.

Среди основных работ, охватьівающих философские, психологические, культурологические, юридические и экономические аспекты проблемы виртуальной реальности, необходимо отметить работы В.С.Бабенко, МАВайнппайна, О.И.Генисаретского, И.Г.Корсунцева, В.В.Кравченко, НАНосова, Т.В.Носовой, В.М.Розина и др.1, в которых был достигнут позитивный сдвиг в понимании и интерпретации виртуальной реальности.

Проблемы компьютерных виртуальных реальностей, (в частности Интернета, Интернет-зависимости и т.д.) особенно интенсивно исследуются в Западной Европе и США, где уже существуют философские, социологические и психологические школы, изучающие проблемы виртуальной реальности, ее места и роли в жизнедеятельности социума и человека.

Ныне во всех странах мира активно изучаются проблемы дистанционного образования и повышения профессиональной квалификации, виртуальных сообществ и корпораций, применения технологий виртуальной реальности в различных науках и дисциплинах, использования компьютеров для личностного развития и т.д. При этом особое внимание уделяется вопросам,

1 См.: Бабенко B.C. Две книги о виртуальной реальности // Труды лаборатории виртуали-стики. Выпуск 3. - М, 1997. - С. 56-69; Генисаретский О.И. Процепция и виртуальность в возможных жизненных мирах // Корсунцев И.Г. Виртуальные реальности как философская проблема // Философские исследования. - 1998. № 1, с. 70-95; Носов Н.А. Виртуальная психология. - М.: Аграф, 2000. - 432 с; Носова Т.В. Феномен соположения реальностей // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 11. - М.: Путь, 2000. - 62 с.

связанным с развитием Интернета, новых средств связи и обмена информацией и т.п.

Проблемы компьютерных виртуальных реальностей и Интернет-зависимости рассматриваются в работах Н.Винера, С.А.Дацюка, Н.А.Носова, Ж.Ланье, В.М.Розина, У.Эшби, К.Янг и других исследователей, труды которых придали существенный импульс актуализации всей проблематики вир-туалистики и формированию ее как комплексной научной диспитшиньї.

Комплекс вопросов, связанных с философскими и психологическими аспектами виртуальной реальности, рассматривался в работах В.С.Бабенко, Н.А.Носова, Е.В.Ковалевской, И.Г.Корсунцева, В.П.Котенко, М.Ю.Опенкова, Е.А.Шаповалова и др.1 К наиболее значимым достижениям этих исследователей можно отнести конструктивную разработку онто-диалогического подхода М.Ю.Опенковым, анализ бытия в рефлексии субъектов в работе И.Г.Корсунцева, комплексный анализ проблем происхождения, природы, и роли виртуальной реальности в работах Н.АНосова, разработку и описание симптомов интернет-зависимости в работе К.Янг «Caught in the Net» и др.2

Однако, несмотря на всевозрастающее количество частнонаучных публикаций, проблему виртуальной реальности нельзя считать разработанной, поскольку современный философский анализ виртуальной реальности должен включать эпистимологические проблемы, методологические, эвристические, социальные и аксиологические измерения феномена виртуальной реальности как социокультурного явления, с учетом ее разновидностей, функций и роли в жизни человека и общества.

1 См.: Ковалевская Е.В. Компьютерные виртуальные реальности: философский анализ //
Виртуальная реальность в" психологии и искусственном интеллекте. - М., 1998. - С. 287-
294; Шаповалов Е.А. Философские размышления о виртуальной реальности // Вестник
СПбТУ, серия 6, вып. 2 (№ 13), 1996. - С. 33-38.

2 См.: Опенков М.Ю. Виртуальная реальность: онто-диалогический подход.: Автореф. дис.
... доктора филос. наук. М. 1997. - 40 с; Корсунцев И.Г. Рефлексия и виртуальная реаль
ность // Философские исследования. - 1997. № 3. - С. 138-158; Young Kimberly S. Caught in
the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction—and a Winning Strategy for Recov
ery. -N.Y.: John Wiley & Sons, 1998. - 256 p.

Объектом исследования является виртуальная реальность как социокультурный и инженерно-технический феномен.

Предметом исследования являются философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи.

Основной целью исследования является изучение природы и сущности виртуальной реальности, выявление ее основных признаков и свойств, а также влияния виртуальной реальности на формирование, функционирование и развитие современного общества, социальных групп и личностей.

Достижение основной цели исследования предполагает необходимость решения комплекса основных задач:

определение базисных понятий виртуалистики, их взаимосвязи и статуса;

определение виртуальной реальности как искусственной реальности нового типа и выявление ее природы, сущности и основных признаков;

исследование взаимосвязи виртуальной реальности с объективной и субъективной реальностью;

анализ взаимосвязи виртуальной реальности и современных информационных технологий в контексте свойств информационного пространства;

исследование влияния виртуальной реальности на формирование, функционирование и развитие общества и ее воздействия на психику и поведение людей;

выявление тенденций потенциального применения технологий виртуальной реальности в социуме и возможных социальных последствий их распространения.

Теоретико-методологическую базу исследования составили фундаментальные положения диалектико-материалистической философии, на основе и с использованием которых осуществлено исследование философских и пси-

хологических аспектов виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи и определена мера достоверности полученных новых научных результатов.

При постановке и решении проблемы, в силу ее междисциплинарного статуса, также использовались диалектико-материалистически ориентированные концептуальные и методологические положения социологии, психологии, культурологии и истории, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Научная новизна работы заключается в следующих результатах, полученных в процессе диссертационного исследования:

  1. Предложены новые определения понятий «искусственная реальность», «виртуальность», «виртуальная реальность», «виртуальная компьютерная реальность», «виртуалистика» и выявлен их статус.

  2. Уточнены содержание, место и роль понятия «виртуальная реальность» в категориально-понятийном аппарате современной философии.

  3. Показаны влияние, роль и значение виртуальной реальности в формировании планетарного информационного пространства и новой конфигурации общества.

  4. Установлены и исследованы основные философские и психологические аспекты Интернета как компьютерной виртуальной реальности.

  5. Выявлены и исследованы основные современные тенденции развития информационных технологий и виртуальной реальности и показаны их позитивное и негативное влияние на социум и личность.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке категориально-понятийных, концептуальных и методологических оснований фило-

софских исследований виртуальной и социальной реальностей в их взаимосвязи. Тем самым выявлены и восполнены значительные лакуны в данной области философского познания.

В диссертации содержатся анализ и прогноз развития виртуальной реальности как одного из элементов искусственной реальности и отношений между ними. Показана роль виртуальной реальности в формировании новых ценностей личностей, социальных групп и социума. Выявлены и исследованы основные современные тенденции развития информационных технологий и Интернета и их влияние на социальную динамику, а также роль виртуальной реальности в формировании информационной и социальной конфигурации общества. Предложено описание общих методик применения технологий виртуальной реальности в практической деятельности людей и спрогнозирована их эволюция.

Материалы диссертации, ее выводы, результаты и прогнозы могут быть использованы в качестве теоретической и методологической основы при исследовании комплекса проблем развития социальной мысли и общества и решении различных прикладных задач.

Практическая значимость исследования состоит в определении понятий и категорий, представляющих значительный интерес для практической организации и повышения эффективности использования информационного пространства.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при исследовании философских, социологических, психологических и культурологических проблем, связанных с применением и влиянием технологий виртуальной реальности на развитие человека и общества.

Материалы диссертации могут найти применение при разработке и чтении курсов и спецкурсов по социальной философии, философии культуры, социологии, психологии и виртуалистике; формировании рациональной

политики в области развития и гуманистического использования современных информационных технологий.

Структура работы. Структура и объем работы соответствуют целям и задачам диссертационного исследования и включают: введение, две главы, два приложения и список использованной литературы.

Понятие «виртуальность» и эволюция его содержания в философии и науке

Отчетливая философская постановка проблемы виртуальности впервые была осуществлена в схоластической философии в ХП веке.

С тех пор проблемы виртуальности и виртуальной реальности исследуются в философии и науке с разной степенью интенсивности. Существенная актуализация данной проблематики произошла во второй половине XX века в связи с созданием новых информационных технологий и соответствующих технических средств.

Вместе с тем, в силу значительных достижений в данных областях в последние десятилетия в философии и науке проявилась и укрепилась односторонняя тенденция к анализу виртуальности и виртуальной реальности лишь в связи с современными компьютерными инновациями.

Это обстоятельство предполагает необходимость определенной коррекции и выработку целостных представлений о создании и эволюции идей и концепций виртуальности и виртуальной реальности в европейской рациональной мысли.

Опираясь на результаты исследований по истории философии, науки и техники и точки роста в исследовании и понимании данной проблематики в эволюции представлений о виртуальности и виртуальной реальности с весьма большой степенью условности и относительности можно выделить следующие фазисы дисциплинарного доминирования виртуалистской проблематики: математический, физический, философский, кибернетический и вир-туалистский.

В данном случае, намеренно оставляя в стороне рациональные манипуляции с различными виртуальными объектами (вроде точки, нуля, прямой в математике, абсолютно черного тела и идеального газа в физике и т.д.), а также разнообразные мысленные эксперименты, обратимся непосредственно к этимологии и философской традиции постижения виртуальной реальности.

Понятие «виртуальная реальность» (англ. virtual reality) происходит от латинского слова virtue (добродетель, достоинство; ср. лат. virtus — потенциальный, возможный, доблесть, энергия, сила, а также мнимый, воображаемый) и латинского слова realis (вещественный, действительный, существующий) и в общих чертах означает некий особый тип или вид воображаемой реальности, понимаемый и трактуемый далеко неоднозначно.

Впервые понятие «виртуальная реальность» было введено и использовалось в схоластической философии, где оно обрело значимый статус. В средние века категория «виртуальность» активно применялась для решения ряда фундаментальных философских проблем: конституирования сложных вещей из простых, энергетической составляющей акта действия, соотношения потенциального и актуального и др.

Наиболее значительные результаты в исследовании виртуальности были получены в работах Фомы Аквинского, Сигера Брабантского и Николая Кузанского.

Примером того, каким образом в средневековой философии ставилась и решалась проблема виртуальности может быть творчество Николая Кузанского. В работе «О видении бога» он решал проблемы виртуальности и актуальности существования и энергии. Размышляя о первоначале всего сущего, он привел пример орехового дерева, которое он реально видел огромным, раскидистым, зеленым, отягощенным ветвями, листвой и плодами, но продолжал Кузанский: «Потом умным оком я вижу, что тоже дерево пребывало в своем семени не так, как я сейчас его разглядываю, а виртуально; я обращаю внимание на дивную силу того семени, в котором было целиком заключено и это дерево, и все его орехи, и вся сила орехового семени, и в силе семян все ореховые деревья... Дерево, вижу я, есть некое развертывание семенной силы».1 Таким образом, виртуальное (Virtus) понималось им как активное начало, присущая объекту внутренняя возможность, потенция, которая при определенных условиях реализуется в действительность. Семя содержит в себе дерево виртуально, т.е. потенциально как способность вырасти в это дерево. В этом аспекте виртуальное сопоставлялось с субстанциальным. Это означает, что действительной актуальностью обладает действие, способ продуцирования, творческий акт, а определенная форма является только потенцией, возможностью данного способа действовать.

Другой средневековый мыслитель, Фома Аквинский использовал категорию «виртуальность» как инструмент для решения проблемы онтологического сосуществования реальностей разного иерархического уровня и проблему образования сложного из простого, в частности, сосуществования души мыслящей, души животной и души растительной. В работе «Сумма теологии» он писал: «Ввиду этого следует признать, что в человеке не существует иной субстанциальной формы, помимо одной только субстанциальной души, и что последняя, коль скоро она виртуально содержит в себе душу чувственную и душу вегетативную, равным образом содержит в себе формы низшего порядка и исполняет самостоятельно и одна все те функции, которые в иных вещах исполняются менее совершенными формами. - Подобным же образом должно сказать о чувственной душе в животных, о вегетативной душе в растениях и вообще обо всех более совершенных формах в их отношении к формам менее совершенным».2

Виртуальная реальность и виртуальная компьютерная реальность

В современной научной и популярной литературе понятие «виртуальная реальность» весьма часто употребляется в значении «компьютерная виртуальная реальность».

Употребление этих понятий как синонимов неправомерно, но оно свидетельствует о месте и роли виртуальной компьютерной реальности в современном мире.

Учитывая суть проблемы и обыденную практику словоупотребления, было бы целесообразно четко обозначить, что понятие «виртуальная реальность» ныне употребляется в широком и узком смысле.

В широком смысле это любая виртуальная реальность, в узком -только компьютерная.

При этом нужно принять во внимание и то обстоятельство, что в современной ингернетике под «компьютерной виртуальной реальностью», как правило, разумеют и подразумевают так называемые «системы погружения».

В виртуальной реальности погружения человек попадает в некую созданную при помощи специальных технических устройств искусственную среду, объекты которой он способен увидеть, услышать, иногда осязать и обонять, взаимодействовать с ними. Для того чтобы человек попал «внутрь» виртуальной реальности, смог воспринимать смоделированную среду не извне, а изнутри, как правило, используется специализированная аппаратура (шлемы виртуальной реальности, перчатки, цифровые костюмы и пр.).

В современной научной литературе обычно выделяют три основные черты виртуальной реальности:

1) В виртуальном мире человек получает воздействия на свои органы чувств от объектов и субъектов виртуального мира.

2) В виртуальном мире существует обратная связь, т.е. пользователь может взаимодействовать с объектами и субъектами виртуального мира.

3) В виртуальном мире могут быть своя логика событий, свои закономерности.

Известно, что сознание человека интенционально, в силу чего человек воспринимает не все сущее, а лить некоторые объекты окружающего мира. При этом он достраивает, конструирует внешний мир, «додумывает» те или иные фрагменты действительности. Довольно интересные феномены, иллюстрирующие работу сознания человека по достраиванию внешнего мира отмечал Ж.Ланье. Он указывал на то, что иногда человеку кажется, что он чувствует, осязает виртуальные объекты даже тогда, когда технологически симуляция тактильных ощущений не производится. Ж.Ланье писал: «Иногда виртуальная реальность работает лучше, чем она должна работать, потому что мозг хочет, чтобы реальность выглядела хорошо»1. Вопрос о возможности смешения различных типов реальностей является сложной философской проблемой. При появлении компьютерных виртуальных реальностей (осо-бенно систем погружения) проблема смешения реальностей приобрела особую актуальность. Внешний опыт, в том числе и опыт ишгерсубъективньгй, не может служить признаком, по которому можно определить в какой реальности мы пребываем. Внутренний опыт или критерий, основьтающийся на исследовании связности происходягцих в той ли иной реальности событий, также не является достаточным, так как, он во-первых, «выносит» наблюдателя из реальности, делает его внешним по отношению к реальности, а во-вторых, переживания в той или иной реальности не обязательно должны удовлетворять критерию связности.

В силу этого обстоятельства необходимо обратить особое внимание не столько на проблему различения реальностей, сколько определения границ между ними.

Единственным критерием, способным содействовать выявлению границ реальности, является система жизнеобеспечения, связанная с конечностью человеческого существования, поскольку для человека именно выход из той или иной реальности определяет ее границы. Человек может попасть в абсолютно достоверный, с точки зрения его органов чувств, виртуальный мир. Но он может находиться и действовать в этом мире лишь до тех пор, пока сигналы внешнего мира и система жизнеобеспечения не выведут за пределы, виртуального мира.

Сознание -дожег-не отличать виртуальный мир от мира константного, но материальная жизнь, жизнь тела происходят в мире константном, и это является основным отличием одного мира от другого. Но если бы возможно стало поддерживать нормальное функционирование еистемы жизнеобеспечения в виртуальном мире, то,, вероятно, с точки зрения сознания отдельного индивида могла бы произойти подмена константного мира миром виртуальным, поскольку единственным выходом из виртуального мира, также как и из константного была бы смерть.

Данный нам мир - не иллюзия. Но философский анализ компьютерный виртуальной реальности возвращает нас к давним вопросам о реальности как таковой, об объективности существования внешнего мира и т.д.

Исследование компьютерных виртуальных реальностей дает возможности по-новому взглянуть на эти проблемы, увидеть их в ином ракурсе. В этой связи интересно мнение исследователей виртуальных реальностей, которые отмечают, что длительное пребывание в компьютерных виртуальных реальностях изменяет восприятие объективного мира. Во-первых, увеличивается чувствительность нервной системы; А, во-вторых, находясь достаточно длительное время в виртуальной реальности, человек начинает понимать, что его собственная сенсорика, и, в первую очередь, зрительная система создает для него реальность, которая кажется вполне достоверной.

Современные тенденции общественного развития в контексте информационных технологий и компьютерной виртуальной реальности

В середине XX века внимание социальных философов, социологов, психологов и политологов обращается к исследованию качественно новой социально-философской проблематики.

В последней четверти прошлого века развитие современного общества стало прочно ассоциироваться с распространением персональных компьютеров, современных информационных технологий и компьютерных сетей (в особенности сети Интернет).

Компьютеризация всех сфер общественной деятельности предопределила необходимость философского осмысления постиндустриальных теорий развития общества, и в частности ковцепции так называемого «информационного общества».

В эпоху компьютерной революции и технологического скачка проблема философского обоснования новой общественной модели приобрела особую актуальность. Для всестороннего анализа влияния компьютерной виртуальной реальности и Интернета на характер общественных взаимоотношений и социальную динамику целесообразно, прежде всего, выявить и критически проанализировать теоретические основания концепции «информационного общества».

Истоки концепции информационного общества восходят к идеям индустриализма и концепции постиндустриализма, получившей широкое распространение в социологии в 60-е гг. XX века. Идеи о «постиндустриальном обществе» сформировались при исследовании социально-экономических по- следствий научно-технической революции. Основной идеей и положением постиндустриализма было акцентирование роли знания в развитии общества и констатация перехода приоритетов от производства материальных благ к производству услуг и информации. Процессам информационного обмена, то есть коммуникации, в теориях «постиндустриального» и «информационного общества» придается особое значение.

Возрастание роли информации и коммуникации в общественной жизнедеятельности является, по мнению авторов данных теорий, одной из наиболее стабильных характеристик развития социума.

Действительно, процессы коммуникации в обществе видоизменялись в связи с эволюцией средств связи и методов передачи знаний и информации.

Хронология и динамика этой эволюции в общем виде могут быть представлены следующим образом:

Основные исторические этапы эволюции средств связи и способов передачи информации.

IV тыс. до н.э. - VIII-VII вв. до н.э. - иероглифическая символика;

III тыс. до н.э. - IV в до н.э. - каменопись, клинопись, древопись;

Ш в. до н.э. - X в. н.э. - письмо на пергаменте, первые бумажные рукописные книги;

X в. - начало промышленного производства бумаги в Европе; повсеместное распространение рукописных книг;

XV-XVI вв. - появление почтового сообщения;

XV в. - изобретение книгопечатания (И.Гуттенберг и др.);

1844 г. - телеграф (С.Морзе);

1876 г. - телефон, (А.Белл);

1896 г. - телефонный кабель Европа-Америка;

1898 г. - радио (Г.Маркони);

1937 г. - телетрансляция ВВС;

50-60 гг. - появление ЭВМ;

80-е гг. - изобретение пейджинговой и сотовой связи;

90-е гг. - появление и массовое распространение средств электронного информационного обмена и глобальных компьютерный сетей (Интернет).

Сопоставление данной хронологии с основными историческими периодами развития общества позволяют сделать вывод, что внеинформационное существование общества невозможно. Все этапы развития общества всегда характеризовались наличием информационной составляющей, роль которой, как одного из основных условий исторического прогресса, постоянно возрастала. Эволюция способов передачи информации и технических средств связи, которую образно можно охарактеризовать как движение от Гуттенберга до Интернета, дает основание полагать, что одним из существенных факторов общественного развития является именно способ передачи информации и обмена знаниями. В связи с этим современные концепции «информационного общества», получившие достаточно широкое распространение в философии и науке, нельзя считать корректно обоснованными.

Понятие «информация» до начала XX века означало преимущественно любые сведения или знания, накопленные человечеством и передающиеся от поколения к поколению. В середине XX века в ходе развития научно-технической революции содержание понятия «информация» уже включало в себя моменты структурности, неоднородности и организованности.

Похожие диссертации на Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи