Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские основания экологической этики (на примере буддийской традиции ) Доржигушаева, Оюна Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Доржигушаева, Оюна Владимировна. Философские основания экологической этики (на примере буддийской традиции ) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Улан-Удэ, 1996.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная цивилизация переживает глобальный экологический кризис, который может закончиться ее гибелью. При сохраняющихся тенденциях разрушения природы катастрофа может произойти в пределах двухста лет. Сегодня человек все более проникается идеей разумно-экологического отношения к миру, но все еще не в силах преодолеть многовековую инерцию. Люди привыкли прагматически и потребительски относиться не только к природе, но и к самому себе и продуктам своей деятельности.

В природном кругообороте нарушенное равновесие восстанавливается жесткими мерами, путем гибели большей части популяции и т.д. Человечество не имеет морального права таким образом восстанавливать нарушенное равновесие.

Потребительское общество Запада, вызывающее восторг у приобретателей вещей, не может служить для нас образцом. Оно существует за счет потребления ресурсов других регионов и производит большую часть отбросов. Здесь «Порядок, организуемый людьми, разошелся с порядком Природы. «*

«Особую тревогу вызывает ситуация в России, где технократическая утопия была возведена в ранг государственной политики. На Западе господству технократической позиции всегда противостояли интеллектуальные и демократические силы. Такого равенства сопротивлений не было в России в силу незрелости гражданского общества.»*

Нам, живущим на берегу Байкала, особенно близка тема сохранения природы. Актуальность избранной нами темы исследования обусловлена необходимостью формирования нового ценностного сознания людей.

Общая характеристика, состояние и степень изученности проблемы. «Все существующее обусловлено мыслью. Мысль это высшее. Все сотворено Мыслью«. Так начинается Дхам-мапада. Глубинные корни глобального экологического кризиса восходят к той структуре рациональности, которую методологи и философы науки называют «картезианским идеалом

Григорьева Т. В. Красотой Японии рожденный. М., 1993. С.39.

Мантатов В. В. Ценностные ориентации и предпосылки экологического воспитания. Сб. научных трудов ВСГТУ. Серия: Общественные науки. Вып. 2. Улан-Удэ, 1995, стр. 3.

науки«. Это название не говорит о том, что он был выработан и реализован одним лишь Декартом. Реально он рос и формировался вместе с развитием европейской науки. Черты и варианты этого типа мышления можно найти у Галилея, Бэкона, Ньютона и др. Они полагали, что наука морально и эмоционально нейтральна, что она направляема собственными целями и ценностями, связанными с поисками истины; Что касается природы, то они считали что материя инертна и не способна к развитию. Еще средневековая европейская философия отводила природе лишь подножие в своей иерархической системе бытия. Френсис Бэкон разрабатывает планы покорения природы, а в глазах Беркли природа лишь сумма субьективных представлений. Картезианский идеал знания проводил резкую грань между природой и социокультурным бытием, между ценностным миром человеческого сознания и дегуманизированной картиной материального мира. Не будет преувеличением сказать, что эта грань пролегла через самого человека, тело которого принадлежит природе, a res cogitans представляет собой человеческое сознание. Декарт утверждал, что растения и животные - это своеобразные машины, поскольку не обладая сознанием, они не обладают внутренним миром. Природа представлялась некой аморфной средой, на фоне которой по своим автономным законам развиваются общество и человек. Эту особенность европейского менталитета обозначили в своих работах Линн Уайт и В. Хесле.**

На основе философской традиции сформировалась современная наука и новая «техногенная« цивилизация. Академик В.С.Степин считает эту цивилизацию мутацией традиционных культур. Научно-техническая мысль, не отягощенная нравственностью, породила духовный и экологический кризис.

Угроза экологической катастрофы заставила науку отойти от картезианского образа. Появились альтернативные проекты науки, например, в Америке научно-философская программа « New Age «. Она представляет собой синтез квантово-гологра-фических представлений, трансперсональной психологии и

Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса.В кн. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Хесле В. Философия и экология. М., 1993,

традиционных восточных систем мышления.* Также в числе таких альтернатив можно назвать и русский космизм представленный именами Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского и др. Русский космизм будучи сложным переплетением биогеохимии, гелиобиологии, теории освоения межпланетных пространств, своеобразной философии и религиозной мистики является серьезным альтернативным направлением в науке.* Альтернативным можно назвать новое зарождаю-щееся знание «критической экологии« формирующееся в лоне социально-экологического движения Green peace.* Но, все чаще, когда речь заходит о выработке экологического стереотипа поведения современного человека исследователи обращаются к восточной философии, к буддизму. На Востоке взаимоотно-шения человека и природы характеризовались уважением, граничащим с любовью, и в самом деле, мы не можем назвать ни одной экологической катастрофы спровоцированной восточным менталитетом.

Эту тенденцию в современной инвайронменталистской литературе подтверждают высказывания ряда известных ученых.

«нет ничего важнее, как обратиться лицом к Востоку, к его основным учениям, чтобы в какой-то мере разобраться в наших проблемах, которые между тем превратились не в западные или восточные, а в общечеловеческие.»*

«Экологическое воспитание, как процесс формирования ценностных предпосылок должно основываться на целостной культуре человечества. Это и обьективное научное знание, это и ша/чанистское одушевление природы, это и христианское совершенствование жизни, это и буддийское сострадание ко всем живым существам.»*

« Я предлагаю исследователям Востока более активно включаться в работу в этой новой для них сфере. Основы уже заложены, и время пришло. Экологическая этика может послужить делу практического применения восточной мысли на западном поприще.»*

Ж. Путь к себе. 1994-1995. * Ж. Экое. 1994-1995.

Загуменнов Б.И. У роковой черты. Ж. Ступени. 1991. H.I.C.I25.

Мантатов В. В. Там же. С. 6.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990.

К сожалению в отечественной философской литературе уделяется очень мало внимания проблемам экологической этики, нет диссертационных работ посвященных анализу экологической этики буддизма. Буддийская этика могла бы внести существенный вклад в формирование духовных основ постиндустриальной цивилизации.

Цель исследования состоит в том, чтобы выяснить цивилиза-ционный смысл экологической этики буддизма, ее философские основания. Практическое освоение мира тесно связано со способами его познания, поэтому buddhist non-violent mind и методы бережного рассматривания и медитации являют собой пример экологического мышления и деятельности. «Любая жизнеспособная экологическая этика обязательно должна ответить на три вопроса: 1) какова природа природы ? 2) какова природа человека ? 3) каким образом человек должен относиться к природе ?«* Мы усматриваем свою задачу в том, чтобы дать аргументированные ответы на эти вопросы, опираясь на буддийскую традицию.

Методологической основой диссертационного исследования является совокупность гносеологических и аксиологических подходов к изучению экологической этики буддизма.

Научная новизна и практическая значимость исследования.

Данная диссертация представляет собой первое диссертационное исследование философско-методологнческих оснований экологической этики буддизма. В диссертации рассмотрены - основные принципы и положения экологической этики буддизма; - онтологические и гносеологические основания экологической этики буддизма; - идеал экологического отношения к миру;

Впервые дается философский анализ экологических взглядов и деятельности лауреата Нобелевской премии мира Его Святейшества Далай-ламы XIY-ro. Материалы и результаты исследования могут найти применение в разработке эколого-этического кодекса Байкальского региона, в процессе формирования нового экологического мировоззрения, нового ценностного сознания общества. Содержание и выводы диссертации могут быть использованы также в процессе преподавания философии, социальной экологии и этики.

* Environmental ethics , 1983, No 5, p. 335.

Апробация работы. Основные идеи диссертации докладывались на Международном симпозиуме «Байкал - жемчужина мира« в г.Улан-Удэ, 1993 г., на Международной конференции «Тема смерти в духовном опыте человечества« в г.Санкт-Петербург, 1994 г. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии логики и социальной экологии ВСТГУ ( декабрь 1995 г.) и экспертной группой специализированного совета К 113.36.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Бурятском Государственном Университете.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.