Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские основы теории и практики социальной педагогики Филиппова, Людмила Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филиппова, Людмила Васильевна. Философские основы теории и практики социальной педагогики : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.11.- Н.Новгород, 1992.- 29 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Кризис современной цивилизации многие современные ученые, практики, политические деятели н международные движения связывают прежде всего с углубившимися процессами дегуманизации всех сфер общественной жизни.

Если в системе общества выделить технико-экономическую основу и се человеческое обеспечение, то кризис в первую очередь проявляется не в снижении технического уровня и не в экономическом обнищании общества, а в изменении способов человеческого измерения общественного прогресса. С одной стороны, все более осознается человек — его культура, уровень его развитости—как цель исторического процесса. Все более отчетливо звучат идеи о человеке как высшей ценности, как критерии общественного развития, о «человеческом» факторе, о необходимости гуманистической ориентации всех сфер общественной жизни. Иначе говоря, усиливается осознание объективно-целевой значимости человека (индивида, личности, индивидуальности). Ни сам по себе технический прогресс, ни самоценное развитие экономики, ни имманентно значимые достижения науки уже не представляют той ценности, которая придавалась им в начале или середине XX века. Вес более остро ставится вопрос: во имя чего осуществляется технический, научный, экономический прогресс? Что это дает человеку?

Абсурдно утверждать, что все виды общественного прогресса не обладают общественной ценностью. Вопрос в другом: какова их гуманистическая значимость? Каково их человеческое измерение? Что они дают человеку как носителю социального в обществе, как части общества н как отдельно^ му представителю человеческого рода?

С другой стороны, все более массово и глубоко осознается роль человека как субъекта исторического процесса, как того

живого духа, потенциалом которого, функциями и активностью которого создается все в системе общества. Глубокое осмысление субъектного статуса человека наиболее ярко проявляется в высокой оценке личностных характеристик человека, его личностного самоопределения. Дело не только ВТОМ, что общество начинает признавать ценность человека как субъекта исторического процесса, но и в том, что сам человек перестает довольствоваться положением «винтика» в сложном социальном механизме, собственными усилиями, собственной энергией преодолевает «пешечную» психологию. Самые высокие, гуманные ориентации общества, признающего человека лишь объектом воздействия («все для блага человека, все во имя человека»), еще не означают реализацию целостной концепции гуманизма. Более того, признание объективного статуса человека чревато опасностью трансформации концепции гуманизма в концепцию благотворительной филантропии. Такая опасность сегодня наиболее характеризует кризисное состояние нашего общества (спонсорство, многочисленные марафоны, гуманитарная помощь, благотворительная помощь и т. п.).

Исторический гуманизм предполагает прежде всего признание в человеке качеств субъекта общественной жизни, субъекта исторического процесса, субъекта собственного развития, субъекта жизни вообще. Создать в системе общества такие социальные механизмы, такие технологии социализации, которые превращали бы каждого человека в субъекта, обеспечивали бы его личностное самоопределение, культивировали его способности к саморазвитию и самодеятельности— путь реализации концепции гуманизма.

Именно в решении этой задачи решающая роль принадлежит становящейся социальной педагогике. Иначе говоря, все более утверждающаяся на планете концепция гуманизма, с ее пониманием человека как «альфы и омеги» общественного развития, как субъекта исторического процесса, заставляет с позиции принципа гуманизма переосмыслить содержание таких традиционно гуманитарных наук, как философия, социология, психология, социальная психология, педагогика, этика и др. Специфика предмета этих наук ограничивает их возможности в формировании целостной концепции социализации личности, социально-педагогической деятельности, социально-педагогических технологий. Как и в

?

других случаях, затруднение преодолевается междисциплинарной интеграцией. Нам представляется, что не только возникла общественная потребность в новой междисциплинарной пауке — социальной педагогике, но и созданы необходимые предпосылки ее становления.

Одной из таких важных предпосылок является введение министерством труда в перечень профессий новой должности «социальный педагог», а также введение государственным комитетом новой специальности по подготовке специалистов «социальная педагогика» (03.11.00). Получила свое организационное и юридическое оформление Всесоюзная ассоциация социальных педагогов (ВАСОП) с соответствующими республиканскими и региональными отделениями (регистрационный номер 163). Все это позволит создать систему служб киалифнцированной социальной помощи населению, а также способствовать самоопределению социальной педагогики не только в практически-прикладном направлении, но и в научно-теоретическом.

Таким образом, выстраивается цепочка из логически связанных звеньев:

— осознание высокой ценности человека как объекта и субъекта общественного развития; — признание обществом в связи с этим приоритетности и многоаспектное системы социализации личности;

понимание значимости социально-педагогической деятельности н обеспечивающих ее содержание социальных технологий;

самоопределение социальной педагогики как в научно-теоретическом, так н в практически-прикладном направлениях.

Безусловно, мы представляем весь диапазон трудностей, которые возникают при такой постановке вопроса. В частности, очевидно замечание о том, что такие функции могла бы взять на себя педагогика. Однако ее статус, ограниченность, теоретическая аморфность, индифферентное отношение к социальной практике, склонность к абсолютизации дидактических процессов уже давно зафиксированы в литературе1.

1 Костомаров В. Г. Педагогика в зеркале общественных перемен//Со-петская педагогика. 1991. № 2. С. 3—13; Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Свердловск, 1989.

Разрешить противоречие между необходимостью построения универсальной системы педагогического знания и ограниченностью традиционных педагогических наук можно двумя путями.

Первый путь (экстенсивный)—это постепенное количественное наращивание состава педагогических дисциплин: общая педагогика, педагогическая антропология, социология образования, педагогическая психология, философия образования, этнопедагогика, сравнительная педагогика, возрастная педагогика, педагогика высшей школы и т. д. Этот экстенсивный процесс без четких методологических принципов приводит в конечном счете к формированию такого конгломерата педагогических наук, который либо вбрете в себя все содержание человеческого знания (что, безусловно, невозможно), либо приведет к дурной бесконечности порождения неопределенного множества новых педагогических дисциплин (производственная педагогика, педагогика милицейской службы и т. д.). Бесперспективность такого подхода определяется его методологической несостоятельностью.

Второй путь (интенсивный) —это тоже постепенное насыщение традиционного педагогического знания (общая педагогика) теоретическим содержанием осмысления всех сторон центрального объекта педагогики — социализации личности.' Иначе говоря, речь идет не об умножении числа педагогических дисциплин (например «общая педагогика» и «социальная педагогика»), а об интеграции совокупного педагогического знания в системе принципиально новой науки — «социальная педагогика».

Социальная педагогика, в нашем понимании, — это не новая наука, стоящая в одном ряду с другими педагогическими науками, а качественно новое состояние традиционной педагогики, обогатившей себя содержанием новых становящихся педагогических дисциплин. В этом смысле понятие социальной педагогики со всей определенностью должно выражать конечную цель педагогической сферы — интегральное, социальное формирование личности. Это означает, что все педагогические механизмы должны быть пересмотрены с учетом ич функционирования в целостной системе социума.

Актуальность темы исследования определяется и тем, что вся многообразная социальная практика, все сферы общественной жизни, в которых человек функционирует как объект

и субъект, все более склонны к формированию социальных заказов именно социально-педагогического характера: создание региональных программ образования, социальное проектирование развития личности, разработка социально-педагогических технологий, выработка критериев оценки личностного потенциала каждой сферы и т. д.

В границах становления социальной педагогики в соответствии с интегральной социальной сущностью человека с полноценной биологической основой закономерно находит свое место знание широкого междисциплинарного комплекса: медицины, биологии, психологии, педагогики, социологии, юриспруденции, этики, эстетики и др.

Степень разработанности проблемы. Предложенное А. Ди-стервегом более 100 лет назад понятие «социальная педагогика» до сих пор не имеет однозначного толкования. В 1910— 20 гг. выявилось два направления исследования проблемы: 1) интеграция воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа (П. Наторп); 2) социальная помощь обездоленным детям, их опека, профилактика правонарушений несовершеннолетних (Г. Ноль, Г. Боймер).

В научных трудах и практической деятельности организаторов просвещения РСФСР в эти же годы идеи социальной педагогики разрабатывались С. Т. Шацким, В. Н. Шульгиным, М. В. Крупениной, А. Г. Калашниковым, А. П. Пинке-вичем и др. Развиваемые этими педагогами направления, в первую очередь теоретическое обоснование С. Т. Шацким социальной роли школы, по сути дела, составили фундамент исследования организации целостного воспитательного процесса в мнкросреде.

Однако ориентация школы к концу 30-х годов лишь на улучшение учебно-воспитательного процесса внутри учебного заведения отодвинула и научные исследования в области социальной педагогики.

Возобновление научной разработки проблемы социальной педагогики относится к 1950—60-м годам (организация дискуссии в ГДР Е. Молленхауэром о предмете социальной педагогики). К. сожалению, сведение проблем социальной педагогики Е. Молленхауэром лишь к теории п методике социальной опеки затормозили развитие идеи другого немецкого ученого X. Мискеса о социальной педагогике как научной

дисциплине, исследующей воспитательный процесс во всех возрастных группах населения.

Введение новой специальности «социальная педагогика»и разработка временным научно-исследовательским коллективом «школа-микрорайон», возглавляемым чл.-корр. АПН, доктором педагогических наук профессором В. А. Сластени-ным, пакета документов по обоснованию квалификационных и этических стандартов1 научно-методического обеспечения институтов социальных педагогов предоставляет возможность ученым человековедческого цикла переосмыслить идеи упомянутых зарубежных и отечественных ученых о статусе социальной педагогики в соответствии с потребностями общества на современном этапе его развития, интерпретировать и развивать дальше их ценностный потенциал на профессиональной основе (выявить концептуальные основы социальной педагогики, уточнить понятийный аппарат, определить содержание отдельных категорий и т. д.).

Это не означает, что автор диссертационного исследования недооценивает богатого содержания целого ряда работ отечественных, ученых, которые объективно выходят на проблематику социальной педагогики:

— Б. А. Грушина, Р. Г. Гуровой, С. Н. Иконниковой, В. Г. Лисовского, Ю. В. Торсусва и др., проводящих эмпирические исследования социальной детерминированности воспитания и социализации личности в зависимости от социально-экономического строя; И. В. Бестужева-Лады, Б. С. Гершунского, В. А. Караковского, М. Н. Скаткина, В. А. Ядова и др., изучающих проблемы социально-педагогического прогнозирования; В. И. Журавлева, Б. Т. Лихачева, В. Г. Разумовского, В. И. Столярова и др., исследующих специфику подготовленности современной молодежи к труду, семейной жизни, образованию, общественной деятельности, досугу; Ю. П. Азарова, В. А. Сластенина, В. Н. Турченко, М. X. Хитмы, С. С. Балабанова, В. Г. Мордковича, Ф. Р. Филиппова, Д. В. Ольшанского, А. Г. Харчева и др., проводящих социально-педагогические исследования многоаспектных проблем образования.

Безусловно, что традиционная общая педагогика, преодолевая дидактическую ограниченность, уже осмысливает шн-

1 Программы высших учебных заведений для специальности №03.11.00 «Социальная педагогика». Квалификация: «Социальный педагог», «Социальный работник», «Специалист по социальной работе». М., 1991.

рокую область проблем, по существу, социально-педагогического характера: понятие личности и этапов ее становления, разграничение разных форм социального бытия индивида (человек, индивидуальность, личность, субъект), осмысление содержания социализации, анализ взаимосвязей развития и саморазвития личности, осмысление социальной детерминации социального становления личности. В этом отношении мы прежде всего назвали бы работы В. В. Давыдова, В. В. Кра-евского, А. В. Мудрнка, Д. И. Фельдштейна, В. С. Шубин-ского, В. И. Журавлева, Б. С. Гершунского и др.

В психологии и социальной психологии достаточно серьезно исследована проблема психологической структуры личности, закономерностей рефлексии и саморефлексин, особенностей псичологии деятельности и личности, социально-психологические механизмы идентификации (эмпатия, подражание, заражение, внушение, убеждение н др.). Здесь мы обратили бы внимание прежде всего на работы таких ученых как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, В. М. Мерлин, В. М. Русалов, П. В. Симонов, В. Н. Мясшцев, Л. И. Анциферова, А. В. Брушлинскпй, Ю. М. Забродин, А. В. Петровский, А. Б. Орлов, 10. Н.Емельянов, В. В. Столин, Л. И. Божович, Б. Д. Парыгин, Е. В. [Дорохова іг многих других.

В области философии в последние годы серьезное внимание уделяется проблеме места человека в системе универсума, проблеме соотношения биологического и социального в человеке, проблеме социокультурной детерминации развития личности, деятельностного бытия человека, анализу основных сфер соцнума. осмыслению содержания концепции гуманизма. Мы прежде всего имеем в виду работы Л. П. Буевой, С. С. Батенина, Г. С. Батнщсва, Л. А. Зеленова, И. С. Кона, О. Н. Крутовой, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, В. В. Орлова, Н. Б. Оконскон, А. Б. Ласточкина, И. И. Резвпцкого, В. П. Тугаринова, В. Ф.Сержаитова, К- А. Шварцман и др.

При всей высокой оценке значимости научных исследований гуманистической проблематики в названных выше науках мы не имеем до сич пор ни целостной концепции социально-педагогической деятельности, ни целостной концепции

социализации1, которая могла бы лечь в оснопу концепция социальной педагогики.

Мы не хотим сказать, что в нашей работе такая задача решается полностью и окончательно. Нам было важно проанализировать методологические и теоретические принципы интеграции междисциплинарного знання в системе единого комплекса — социальной педагогике.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является философское обоснование закономерностей социализации личности как объективного основания становления новой меж-дисцплинарной науки — социальной педагогики.

Реализация данной цели обусловила необходимость решения ряда конкретных задач:

обоснование необходимости формирования нового междисциплинарного комплекса — социальной педагогики;

анализ сущности, содержания и структуры процесса социализации личности;

исследование этапов, уровней, аспектов социализации личности;

рассмотрение детерминант процесса социализации личности;

анализ состава н структуры социально-педагогической культуры;

исследование сущности и содержания социально-педагогического проектирования и социально-педагогических технологий;

выявление особенностей и механизмов реализации социально-педагогических проектов.

Теоретические и методологические основы исследования. В качестве методологической основы диссертации осмыслены положения, выявленные и развитые в отечественной и зарубежной философии, определяющие содержание принципов диалектического метода анализа объективный явлений (принципов системности, развития, социальности, поляризации, гуманизма, практики).

Теоретическое содержание работы составляет анализ результатов исследований крупнейших представителей отечественной и зарубежной философии, психологии, педагогической психологии, социологии, социальной психологии, педагогики.

1 Москаленко В. В. Культура и деятельность как факторы социализации: Автореф. дне. ...докт. филос. наук. Киев, 1988.

Изучение закономерностей социализации личности в диссертации опирается на многолетние исследования интегральной социальной природы человека кафедрой философии Пермского государственного университета и опыт построения общей теории человека (антропономия) Общероссийской академии человековедения.

Особенности организации исследования. Специфика исследования, с точки зрения автора, заключается в единстве всех основных уровней исследования. Прежде всего в диссертации серьезное внимание уделяется вопросам методологии и методологическим основаниям анализа социально-педагогической проблематики.

Поскольку в работе ставится и решается проблема формирования социальной педагогики как новой междисциплинарной науки, постольку в диссертации широко представлено теоретическое содержание данной науки.

Практическая ориентированность работы потребовала от автора разработки ряда социально-педагогических проектов, технологий и их обеспечений, что определило методико-техно-логпческое содержание работы.

Наконец, доведение исследования до логического конца потребовало от автора непосредственного участия 'в реализации социально-педагогических проектов на примере организации процесса социализации в физкультурно-педагогическои деятельности, что определяет прикладное значение работы.

Все основные положения диссертации обладают обидим значением, поскольку была поставлена задача выявления общих закономерностей социализации. Однако, с точки зрения проверки истинности и действенности основных положений необходимо было обратиться к конкретной предметной области. Нами была избрана в этих целях физкультурно-педаго-гнческая сфера, потому что, с одной стороны, здесь осуществляется учебный процесс в непосредственном виде (система вуза). С другой стороны, представилась возможность этот учебный процесс связать с особой физкультурно-педагогическои деятельностью, в которой наиболее полно решаются задачи социализации в силу специфики физической культуры: медицинские, этические, психологические, физкультурно-спортивные и др. В отличие от других учебных дисциплин именно основы физической культуры ориентированы на человека как целостность с его биопсихнческимн и социально-

духовными качествами. Именно здесь и можно было выявить закономерности, уровни, аспекты, механизмы целостной социализации личности.

Научная новизна исследования. В диссертации выносятся на защиту следующие основные теоретические положения:

  1. Концептуальное обоснование статуса, содержания и структуры социальной педагогики как нового междисциплинарного комплекса.

  2. Теоретическое обоснование социализации как интегрального процесса становлення личности.

  3. Содержательный теоретический анализ основных уровней социализации (идентификации, индивидуализации, пер-сонализации).

- 4. Осмысление специфики и взаимосвязей основных аспектов социализации (обучения, образования, воспитания) и их саморефлекснвных аналогов (самообразование, самообучение, самовоспитание).

  1. Выявление комплекса детерминант "процесса социализации личности.

  2. Анализ сущности, содержания и структуры социально-педагогического проектирования, социально-педагогических технологий и особенностей реализации социально-педагогических проектов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение осуществленного исследования состоит в том, что поставлена проблема построения социальной педагогики как нового междисциплинарного комплекса и предложено ее решение с точки зрения статуса данной науки, ее предмета, ее содержания, ее структуры. В системе человековедения, ориентированного на построение общей теории человека, могут быть эффективно использованы результаты теоретического анализа всей системы социализации личности (уровни, аспекты, механизмы, детерминанты).

Содержательный анализ социализации, социально-педагогической деятельности может обогатить ряд разделов других областей знания: педагогики (исследование образования, обучения, воспитания); психологии (закономерности идентификации, индивидуализации, нерсонализации); социологии (исследование детерминации социализации личности, специфики социально-педагогического проектирования и социально-педагогических технологий); философии (закономерности вклю-

чения личности в социум, основные формы социального бытия индивида).

Практическая значимость исследования уже подтверждена положительными результатами социально-педагогического эксперимента на кафедре социальной психологии и физической культуры Нижегородского архитектурно-строительного института и созданного на ее основе оздоровительно реабилитационного центра (1985—1992 гг.). Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности педагогами-методистами, педагогами-организаторами, педагогами-проектировщиками, педагогами-экспериментаторами. На основе представленного исследования органами власти могут быть построены региональные программы образования, организована подготовка специалистов нового профиля—социальных педагогов, организована системы повышения квалификации для педагогов-практиков, функционирующих в самых разных сферах.

Апробация. Основные концептуальные идеи диссертации докладывались автором на ряде всесоюзных, межзональных и международных конференциях и симпозиумах: Всесоюзной конференции «Профессиональная этика и вуз» (Владимир, 1985); Всесоюзном координационном совещании «Проблема человека в историческом материализме» (Москва, 1985); Всесоюзных конференциях «Концепция единого закономерного процесса и современность» (Пермь, 1987), «Труд и социальный прогресс» (Пермь, 1989); Международной конференции «Физическая культура и спорт как элементы образа жизни детей» (Шушенское, 1987); Всесоюзном совещании по философским и социальным проблемам науки и техники (Москва, 1987); Всесоюзной научно-практической конференции «Физическая культура и здоровый образ жизни» (Севастополь, 1990); на заседании «круглого стола» в ФО АН СССР «Побудительные силы социального обновления» (Москва, 1989); Межзональных симпозиумах (1980—1992 гг.) в г. Н. Новгороде.

Идеи диссертации неоднократно были предметом обсуждения на заседании Нижегородского философского клуба (1980—1992 гг.), на кафедре философии и политологии НАСИ (1991 —1992 гг.), на кафедре социальной психологии и физической культуры НАСИ (1991 — 1992 гг.), в Нижегородском [інституте усовершенствования учителей (1990—1992 гг.), в Нижегородском педагогическом институте.

Теоретические разработки и социально-педагогические методики внедрены на кафедре социальной психологии и физической культуры и оздоровительно-реабилитационном центре НАСИ.

Положительное заключение было дано экспертами-участниками XX Межзонального симпозиума «Система частных наук о человеке» (Н. Новгород, 1992).