Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философский консерватизм Томаса Карлейля Звездина Елена Васильевна

Философский консерватизм Томаса Карлейля
<
Философский консерватизм Томаса Карлейля Философский консерватизм Томаса Карлейля Философский консерватизм Томаса Карлейля Философский консерватизм Томаса Карлейля Философский консерватизм Томаса Карлейля Философский консерватизм Томаса Карлейля Философский консерватизм Томаса Карлейля Философский консерватизм Томаса Карлейля Философский консерватизм Томаса Карлейля
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Звездина Елена Васильевна. Философский консерватизм Томаса Карлейля : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Саранск, 2003 186 c. РГБ ОД, 61:04-9/114-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-политические и исторические условия формирования социально-философского консерватизма Томаса Карлейля 16

1.1. Исторические вехи жизненной философии шотландского мыслителя 16

1.2. Консервативные и романтические, гносеологические основания социальной философии Томаса Карлейля 28

Глава II. Базовые аспекты консервативной концепции философии Томаса Карлейля 56

2.1. Роль личности в истории по теории «героического» 56

2.2. Философия религии Томаса Карлейля 68

Глава III. Концепция Французской революции Томаса Карлейля 81

3.1. Причинная обусловленность «санкюлотизма» 81

3.2. Герои Французской революции 93

3.3. Томас Карлейль о значении и уроках революции 104

Глава IV. Социально-философский консерватизм Томаса Карлейля 119

4.1. Критика либеральной модели основ общества 119

4.2. Конструктивная модель общества 140

Заключение 160

Библиография 172

Введение к работе

Актуальность темы. На современном этапе исторического развития Российская Федерация вступила в эпоху строительства качественно нового общества, кардинально отличного от модели общества советского периода, основанного на либерально-демократических ценностях, капиталистических подходах к общественной структуре взаимоотношений. Вместе с тем экономические, политические и социальные новации внедряются в жизнь российского общества в условиях объективно обусловленного своими трудностями переходного периода. Меняются мировоззренческие ориентации, приобретает совершенно иную смысловую нагрузку жизнедеятельность людей, терпят крах усвоенные обществом старые этические правила поведения, только начинают давать первые ростки совершенно новые нормы морали, пронизанные капиталистическими нравственными принципами. В связи с чем изучение наследия Томаса Карлейля - великого шотландского мыслителя XIX века, становится весьма актуальным и своевременным шагом автора с точки зрения осмысления тех проблем, которые являлись предметом изучения философа, особенно учитывая тот факт, что в настоящее время в российской государственности эта проблематика переживает второе рождение.

Дело в том, что в основе своих философских работ шотландский мыслитель пытался решить ряд неоднозначных проблем нравственного порядка, а именно: соотношение политики и морально-религиозных начал в обществе, процесс разрушения ценностей и основ традиционного устоя в общественных отношениях и становление общества индустриального типа с его либерально-демократической идеологией. Томас Карл ей ль, исследуя эволюцию становления политических и социальных институтов современной для него общественной структуры капитализма, подчеркивал роль духовного фактора в жизни общества. Он рассматривал ценности буржуазно-либерального общества с позиций морали, общечеловеческих ценностей, а не права. Его ведущий тезис — о бездушии буржуазной цивилизации, о том, что богатство материальное не

гарантирует богатства духовного, о том, что достижения и прогресс оказываются с другой стороны одичанием.

Первоочередно, не западная цивилизация, а русская культура исторически является христианской и основывается на постулатах православной нравственности в большей степени, чем на ранне-либеральных представлениях о человеке как о жадном и пронырливом эгоисте. Поэтому, многие логические умозаключения чисто нравственного порядка, высказанные шотландским мыслителем, в современном социально-философском контексте могут трактоваться далеко не только прекраснодушными, но и в более широкой перспективе являться вполне прагматичными. Иными словами такие понятия как нравственность и мораль могут служить не только высокими и идеальными категориями, но и быть основой для процветания общества.

Применительно к политико-экономической, духовно-религиозной ситуации в современной России, подход Томаса Карлейля служит как бы тестирующим вопросом: признает ли наше общество вслед за Максом Вебером тезис о решающем воздействии религиозных и этических воззрений на политическое и экономическое развитие страны, или принимается общеизвестный тезис о диалектическом взаимодействии «надстроечных» и «базисных» факторов - в любом случае оказывается, что выход из политического, экономического, социального кризиса неотделим от духовного оздоровления общества.

Степень научной разработанности проблемы. Главным источником при написании диссертационного исследования служило английское издание: The works of Thomas Carlyle, Centenary Edition ed H.D. Trail. 30 vols. London: Chapman and Hall. 1896-1901, а также труды шотландского мыслителя, изданные на русском языке.

Творчество Томаса Карлейля достаточно широко освещено в зарубежной историографии. Подавляющее число исследовательских работ посвящено

биографическим изысканиям, а также историческому и литературному анализу трудов шотландского мыслителя.

Большой интерес представляет работа Ч. Харрольда [191], в которой проводится исследование связи Томаса Карлейля с немецкой культурой. Кроме того, в статье отмеченного автора [192], а также в монографиях Т. Бенкена [189] и Э. Кассирера [186] подвергается анализу природа кальвинизма шотландского мыслителя. Влиянием сен-симонизма на творчество шотландского мыслителя занимались Д. Кофер [188], Р. Пенкерхест [193], X. Шайн [195]. На связи мировоззрения Томаса Карлейля с фашизмом настаивал X. Гриерсон [190]. Исследование исторической стороны творчества шотландского мыслителя было осуществлено в работах X. Бен-Израэль [185], Дж. Розенбергом [194], Дж. Томпсоном [197] и др.

Бум изучения наследия Томаса Карлейля в России приходится на конец XIX - начало XX вв. В основном это статьи (Булгаков С.Н., Михайловский Н., Тарле Е.В. и др.), но выходили и работы, которые освещали годы жизни великого шотландского мыслителя.

В переведенной работе И. Тэна «Новейшая английская литература в современных представителях» [170] автор соглашается с главным тезисом Томаса Карлейля на всемирную историю: «Истинная история и есть эпопея героизму. По моему мнению, взгляд этот совершенно правильный». [170, с.214]

Первой биографической работой, изданной на русском языке, стал труд основателя российского карлейлеведения - Яковенко В. И. «Томас Карлейль, его жизнь и литературная деятельность» [183], где хронологически изложен путь, по которому прошел Томас Карлейль в своей жизни. А его тезис, что он писал «кровью своего сердца и соком своих нервов» [183, с. 70], а «его голос звучал как десять тысяч труб» [183, с. 86], перейдет в работы последующих авторов.

Следующей работой, изучающей творчество Томаса Карлейля, стала книга Окольского А.С. «Фома Карлейль и английское общество в XIX

столетии». [124] В ней рассматриваются взгляды Карлейля в связке с развитием Англии XIX в. Окольский А.С. подробно рассматривает экономическое, политическое и социальное развитие Великобритании в годы жизни великого шотландского мыслителя.

Интересная и выделяющаяся из других работ в подходе написания явилась книга Ольден-Уард Мэя «Три биографии: Томас Карлейль, Джон Рёскин, Лев Толстой.» [125], в английском издании название было несколько иное: «The Prophets of the XIX centery», то есть «Пророки XIX столетия». [125, с. 3] Ольден-Уард рассказывает о судьбе трех великих людей, но не констатирует факты в написании биографий, а рассматривает их жизнь изнутри, то есть через призму внутренних переживания. В конце он приходит к выводу, что между Томасом Карлейлем, Джоном Рёскиным и Львом Толстым есть внутренняя связь — стремление нести свет людям.

В своем творчестве обращался к нему и крупный историк Кареев Н. И., написавший в 1923 г. работу «Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи» [60]. Это была последняя монография, которая характеризовала Карлейля с общечеловеческих позиций, без классового подхода.

В советское время наследие шотландского мыслителя также являлось предметом изучения отечественных исследователей, однако нельзя забывать, что это было особое время в истории науки, поэтому ко всем проблемам подходили с классовых позиций марксистско-ленинской теории.

Свою характеристику Томасу Карлейлю как историку дала Е. Гутнова, где, несмотря на классовый подход, выделила и положительные стороны его трудов — «исключительное своеобразие его исторических методов и литературного стиля». [43, с.181]

И. Н. Неманов в статье, написанной в годы Холодной войны, считает Карлейля «идеологом реакционной буржуазии». [122, с. 155]

Одним из ведущих специалистов в советское время по изучению наследия Томаса Карлейля была И.В. Костикова [87-93]. Ею были рассмотрены работы философа с позиции «феодального социализма».

Биографической работой после Кареева Н. И. станет переведенная на русский язык книга Дж. Саймонса «Карлейль» [143]. Читатель заново станет знакомиться с жизнью этого выдающегося шотландского мыслителя.

В последние годы интерес к наследию Томаса Карлейля вновь стал возрастать, чему, в частности, свидетельствует написанная Смоленковым В.Е. кандидатская диссертация на тему: «Карлейль как политический мыслитель» [148]. Отмеченная работа оказала существенную помощь при написании настоящей диссертации, поскольку является первым систематическим изложением в отечественной историографии взглядов шотландского мыслителя на политический процесс.

Вместе с тем, в настоящее время ощущается острый дефицит работ, в которых был бы изложен философский взгляд Томаса Карлейля на историю общества.

Теоретические и методологические основания исследования.

Философские основания исследования - это философия истории Г. Фихте и философии консерватизма Э. Берка и Ж. де Местра, философия истории СМ. Соловьева.

Теоретические основания исследования составили:

теория консерватизма Э. Берка,

теория консерватизма Ж. де Местра,

теория консерватизма и истории И. А. Ильина,

теория социологии, истории и протестантизма, становления капитализма М. Вебера,

теория истории К. Поппера,

теория истории школы Анналов.
Методологическими принципами исследования явились:

принцип методологического уникализма (моделирование не всеобщего и общего, а единичного и однократного переживания и действия, оригинального в этом человека, которое изменяет среду);

антропологический принцип рассмотрения хода истории через личность и ее биографию;

принцип единства и множественности исторической истины;

аксиологический принцип (оценивание в истории с позиций мировоззрения, а не абсолютизация безличности суждения в истории);

принцип цитирования с целью моделирования Т. Карлейля;

сравнительно-исторический принцип (сравнение консерватизма Э. Берка, Ж. де Местра, русского консерватизма К.Н. Леонтьева и формы консерватизма Т. Карлейля).

В отношении последнего методологического принципа важно отметить следующее. Понятие «консерватизм» в философско-политическом лексиконе появился в конце XVIII века. Отцом «консервативной мысли» стал известный английский философ Э. Берк, который изложил свой взгляд на бурные исторические события в Европе в работе «Размышления о революции во Франции». В отмеченной работе автор отверг понятие государства как договора. Э. Берк утверждал, что общественные институты любого народа являются следствием длинного пути исторического развития и основаны, прежде всего, на обычаях и традициях нации, поэтому главным и основным императивом в политике государства должно явиться не разрушение и произвольное преобразование общественное структуры, а бережное сохранение всех историко-культурных ценностей, выраженных в традициях, обрядах, обычаях, общественных порядках, но самое существенное - это сохранение духовной основы народа - религии. Сходные идеи в своей работе «Размышления о Франции» развивал и Ж. де Местр.

В русской историософской мысли ярким представителем консервативного направления в философии является К.Н. Леонтьев, который

выступил с позиции «охранения» главных российских ценностей: православие, самодержавие, народность (ярко выраженная и сохраненная в неизменности сословность).

На основе отмеченного можно сделать вывод, что для консервативной мысли главным объектом исследования представляется социально-культурная жизнь общества. Если для либерализма основной доминантой служит индивид и его деятельность, то для консерватизма — это нация и ее культурно-исторические ценности: религия, культура, обычаи, мораль, традиции.

В западной историографии основа понимания понятия «консерватизма» как конкретно исторического явления - реакции на французскую революцию -впервые была заложена К. Манхеймом [104]. В тоже время, проделанное К. Манхеймом исследование оказалось недостаточным, поскольку ее автор не ставил перед собой цель подвергнуть анализу срочную адекватную реакцию консерватизма на либеральное апробирование универсальных моделей улучшенного политического устройства общества. Исследователь коснулся только перспективного аспекта - противопоставление оппонентам из либерального лагеря иных алгоритмов рефлексии, обесценивающих либеральные построения.

Таким образом, достаточно полный план теории консерватизма мог бы ускользнуть из контекста анализа. Однако, К.Р. Поппер в своей книге «Открытое общество и его враги» проанализировал механизм формирования утопических моделей и один из возможных вариантов адаптации к условиям лавинообразных изменений. Для более глубокого изучения понятие К.Р. Поппера автором диссертационной работы используется в двух значениях: психологическом (историцистская установка, где подразумевается драматическое восприятие изменчивости, ее абсолютизация и внутреннее неприятие (Э. Берк, К.Н. Леонтьев) и теоретическом (логический стиль, располагающий к созданию идеальных политических моделей, согласно «мировому предопределению» (Ж. де Местр).

1 Между тем, смысловая нагрузка, вкладываемая Томасом Карлейлем в

понятие «консерватизм», заметно разнится в интерпретации этого определения от других представителей данного течения. Главное отличие состоит в том, что шотландский мыслитель в своих философских взглядах придерживается позиции разумного и умелого преобразования в общественных структурах со стороны «героя» и сохранения.

К.Р. Поппер в своей работе «Открытое общество и его враги» одним из главных признаков теистического историцизма считает появление в концепции философа «избранного народа» и на основе этого выделения законов, «на базе которых можно строить предсказания о будущем человечества». [136, т. I.e. 39]

В концепции «героев и героического в истории» Томас Карлейль разрабатывает теорию «избранности», при этом отвергая понятие «предопределенности» исторической действительности. Философ считает нецелесообразным создание законов истории, кроме призыва к деятельности личности на своем поприще.

В целом, философский консерватизм шотландского мыслителя предполагает определенное понимание консерватизма как философии: это философия оптимизации порыва человека к изменению, улучшению жизни и

1г-.

сохранению традиций в стремлении стать внутренним человеком, знать суть вещей, истину, хотеть преобразовать мир к лучшему эволюционными средствами.

Методика исследования:

  1. Сравнительно-исторический метод исследования текстов;

  2. Введение общего понятия консерватизма и развитие его специфической модели в философии Т. Карлейля.

Методы исследования следующие:

1. Исходный синтетический принцип: создание модели героя вообще в философии Т. Карлейля. Система героев.

  1. Основная аналитическая система: социальные процессы во времени и адекватные им герои во взаимном определении, то есть и среда вызывает определенных героев, и герои формируют активно определенную среду, следуя и преодолевая социальные необходимости.

  2. Вторичные аналитические системы:

психологическая модель истории и религиозная модель истории (воплощение Абсолюта);

модель причинно-коррелятивных связей в истории;

Реформация, Английская революция XVII века и Французская революция XVIII века как ось прогресса и регресса человека.

4. Субстанциональный синтетический принцип: конструктивная модель
этнокультурного общества.

5. Адстратный принцип: критика модели эволюции

частнособственнического либерального демократического общества.

В основу исследования положены современные методы познания.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает философия истории и общества Томаса Карлейля. При этом в качестве ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ рассматривается социальная форма этой философии -философский консерватизм в его критических и конструктивных основаниях.

Состояние изученности философской концепции Томаса Карлейля определяет цель и задачи исследования.

ЦЕЛЬЮ работы является создание модели философского консерватизма Т. Карлейля и его отличение от консерватизма Э. Берка, Ж. де Местра, К. Леонтьева.

Для достижения этой цели автором были поставлены следующие задачи исследования:

1. Создать психологическую интерпретацию биографии Т. Карлейля.

  1. Выявить консервативные, романтические, гносеологические основания философского консерватизма Т. Карлейля, специфику консерватизма Э. Берка, Ж. де Местра, К. Леонтьева.

  2. Построить модель роли личности в истории.

  3. Выявить отношение Т. Карлейля к религии.

  4. Создать модель причин «санкюлотизма».

  5. Создать модель героев Французской революции.

  6. Создать модель понимания Т. Карлейлем уроков Французской революции.

  7. Создать модель критики Т. Карлейлем либерализма.

  8. Создать модель конструктивного представления Т. Карлейлем общества и его эволюции.

Научная новизна исследования. До настоящего времени в отечественной историографии отсутствовал целостный подход в изучении философского консерватизма Томаса Карлейля. Наряду с тем, в условиях, когда в научной области знания отпала необходимость в привязке шотландского философа к классовому подходу марксистско-ленинской теории исследования, представляется возможным и целесообразным рассмотреть наиболее полно и разносторонне философские взгляды этого мыслителя на историю общественных структур.

Проведением данного исследования автор делает попытку анализа консервативной философии шотландского мыслителя в аспекте сравнения с другими формами консерватизма Э. Берка, Ж. де Местра и русского консерватизма К. Леонтьева.

Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования были получены следующие результаты:

1. Рассмотрены жизненные основные вехи биографии Томаса Карлейля через призму внутренних переживаний. Шотландский мыслитель вырос в

религиозной семье и стал понимать жизнь и историю сообразно идеалам пуританизма.

2. Выявлены консервативные, романтические и гносеологические
основания философского консерватизма Томаса Карлейля. Рассмотрены
специфика взглядов шотландского мыслителя по отношению к консервативной
мысли Э. Берка, Ж. де Местра, К.Н. Леонтьева.

Отмечено, что некоторые положения консервативной теории шотландского мыслителя несут иную смысловую нагрузку, отличную от других представителей данного течения в философии. Главное и основное отличие заключено в определенном понимании консерватизма как философии, где мыслитель обозначил не только значимость термина «сохранение», но и отметил ценность понятия «изменение». В общественной структуре важно сохранить то, что сообразуется с заповедями Библии, но подлежит устранению то, что им не соответствует. Но процесс изменения в обществе, в целом, должен носить поэтапный и эволюционный характер, проводимый рукой «героя». Также в ходе исследования показано, что основное романтическое основание философского консерватизма Томаса Карлейля отражено в понимании им истории как нравственного процесса, где раскрывается Абсолют, а философия исторического познания в творчестве шотландского мыслителя была выражена неприятием рационального сведения исторического процесса к законообразности.

3. На основе изучения наследия Томаса Карлейля исследована модель
роли личности в истории, которая выражена идеей героизма и основана на
постулате избранности в протестантизме, но при отрицании догмата
предопределенности исторических событий.

4. Выявлено отношение Томаса Карлейля к религии как к
трансцендентальной устремленности. Религия для шотландского мыслителя -
это до конца нераскрытый пласт человеческой культуры, который содержит

отличные друг от друга варианты сердечной веры (язычество, католичество, протестантизм, ислам, православие).

5. Исследовано соотношение нравственного падения общества и
деградации веры с экономическими, политическими и социальными причинами
«санкюлотизма» во Франции. Показан процесс духовного обнищания
французской нации, который привел к экономическому и политическому
банкротству королевской власти.

  1. Рассмотрены герои Французской революции: Мирабо (одновременный процесс, с одной стороны, борьба с деспотизмом, представленным абсолютной властью монарха, с другой стороны, сохранение старого государственного здания), Дантон (патриотизм, основанный на внешней опасности, призыве к действию, как отдельной личности, так и масс во имя независимости французского народа), Наполеон (герой, заложивший основы буржуазного строя). Отмечено, что в карлейлевской концепции Французской революции герои были выдвинуты сообразно ходу и насущным проблемам самой революции.

  2. Обоснованы значение и уроки Французской революции в соответствии с теорией Томаса Карлейля о едином социальном взрыве: Реформация, Английская революция XVII века и как итог - Французская революция 1789 года. Завершение отмеченного триединого процесса шотландский мыслитель видел в построении общества на капиталистических основах.

  1. Создана модель критики Томаса Карлейля либерализма на основе главного догмата христианства - любовь к Богу и Ближнему. Критика общества, во главе которого стоят постулаты теории laissez fairy основывается на том, что отмеченная общественная структура исключает возможность появления Царства Божьего на земле, так как происходит деградация человека: «Если сами мы холопы; для нас не может быть героев». [74, с. 329]

  2. Исследована карлейлевская конструктивная модель общества как идеала, где основой является структура христианства вообще - католицизма,

протестантизма. Данная модель созвучна марксизму в ограничении частной собственности, а управление в обществе основано не на правах и обязанностях, а на нравственности. Томас Карлейль понимал утопичность своей программы.

Научно-практическая значимость исследования. Основные результаты проделанной работы могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения как наследия и творчества Томаса Карлейля, так и философии консерватизма. Работа представляется значимой при осмыслении развития русских форм консерватизма. Материалы и выводы диссертации окажутся полезными при разработке общих курсов по философии и специальных по истории философии Великобритании викторианской эпохи, социальной философии, религиоведению и другим сопряженным научным дисциплинам.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева и рекомендована к защите. Результаты исследования нашли отражение в ряде опубликованных по теме диссертации статьях.

Исторические вехи жизненной философии шотландского мыслителя

Выдающийся английский мыслитель Томас Карлейль родился 4 декабря 1795 года в семье Джеймса Карлейля и Маргарет Эйткин, в Экклифечене (Ecclefechan), в небольшом местечке одного из самых южных графств Шотландии (Dumfries), недалеко от ее границы с Англией. В семье было семеро детей, Томас был первенец.

Шотландия навсегда оставит в маленьком мальчике своим черты: шотландский тип был сильно отмечен природой во всей его фигуре, а его речь навсегда сохраняла резко местный акцент, за что его долго будут критиковать в последствии в английской литературе. Но эта горная, красивая местность оставила след и на его характере. Вот как об этом пишет 3. Венгерова: «Карлейль наследовал расовые особенности своего народа: практический ум — он сказывался у историка в его поклонении пред всякими фактическими подробностями — и угрюмый, суровый юмор горный жителей; детство, проведенное в рабочей среде, между отцом — каменщиком и матерью — простой крестьянкой, еще более укрепило в будущем философе эти национальные черты». [26, с. 35]

В 1805 году родители, несмотря на денежные затруднения, отправляют сына в Аннанскую семинарию. Отец решил, что ребенку, их первенцу, все-таки нужно дать образование, несмотря на все уговоры родных и знакомых, которые внушали и убеждали, что «юноша станет презирать своих необразованных родителей». [161, с. 272]

При поступлении в Аннанскую семинарию, мать заставила сына дать слово, что, ни при каких обстоятельствах, он ни с кем не будет драться, но судьба распорядилась иначе. Сначала маленький Томас держал свое слово, когда же чаша терпения переполнилась, то он «отшлепал» одного мальчика. После этого его перестали дразнить, но не приняли. Взрослый Томас Карлейль не любил вспоминать эти годы, но все-таки в «Sartor Resartus» он с горечью вспомнит данный период своей жизни: «Его школьные товарищи, как обыкновенно, преследовали его. Они были мальчики по большей части грубые Мальчики, и повиновались импульсам грубой Природы, которое побуждает оленье стадо нападать на каждого раненого оленя, утиную стаю - забивать до смерти каждого брата или сестру с надломленным крылом, и во всех случаях побуждают сильного помыкать слабыми». [62, с. 114] Отсюда и идут истоки того, что он никогда не мог, да уже и не хотел, сблизиться с окружающим его обществом. И несмотря, в последствии, на протесты Ирвинга, шотландский мыслитель своим пренебрежительным отношением к людям отталкивал их. Хотя именно в Аннанах, отвергнутый своими сверстниками, он научился свободно читать по-латыни и по-французски. В то же самое время он постигал основы геометрии, алгебры и арифметики. И почти все свободное время тратил на чтение книг из библиотеки бондаря Маконаки. Учась в Аннанской семинарии, он с нетерпением ждал пятницу — день, когда он окажется в кругу семьи.

Описывая отношения внутри семьи, Томас Карлейль напишет: «Нас всех с детства приучили к мысли, что труд (физический и умственный) единственное дело, которое обязательно должен делать, и нас постоянно поощряли наставлениями и примерами делать его хорошо. Затем, нас вечно окружала атмосфера непреклонного авторитета. С первого же момента жизни мы чувствовали, что наше собственное желание часто не значит еще ничего. Нельзя сказать, чтобы это была радостная жизнь (но что такое жизнь?); однако, во всяком случае, жизнь спокойная, правильная и, что важнее всего - здоровая, какая встречается вообще крайне редко. Мы все были скорее молчаливы, чем болтливы; но зато в том немногом, что говорилось, всегда было известное содержание». [183, с. 9] Уважение к родителям, особенно, к авторитету отца, воспитание и приверженность строгому пуританизму, но в тоже время горячий, неукротимый нрав были характерными чертами всех членов семьи Карлейлей. Отец с незаурядной силой воли, фанатично—религиозная мать и пуританизм оказали влияние на формирование характера шотландского мыслителя, его правил поведения, способов мышления. В данной плоскости лежит корень истоки его жизненной философии, которая принесла славу Томасу Карлейлю.

Томасу было 14 лет, когда он поступил в Эдинбурский университет. Вот как шотландский мыслитель в последствии описал учебу в отмеченном заведении в работе «Sartor Resartus»: «Голодные питомцы университета тянулись к своим духовным кормильцам, но вместо пищи их кормили баснями. ... Инстинкт и счастливый случай сделали так, что я пристрастился не к буйству, а к размышлениям и чтению, последнему в особенности ничего не препятствовало. ... Своими силами я научился свободно читать почти на всех европейских языках, на любые темы и по всем наукам. Определенная схема человеческой природы и жизни уже начала вырисовываться во мне, но ее предстояло уточнить при помощи новых опытов и бесконечно расширять». [62, с. 126]

Роль личности в истории по теории «героического»

Томас Карлейль относится к числу противоречивых и загадочных мыслителей XIX века. Одним из основных пунктов его учения является «культ героев» и почитание этих великих, богом избранных, людей.

Центральной работой для изучения и рассмотрения концепции о героях служат получившие широкую известность его лекции «Герои, почитание героев и героическое в истории», прочитанные им в Лондоне и имеющие бурный успех у интеллигентной публике того времени. Когда происходило чтение лекций Томаса Карлейля о великих людях, все прилегающие улицы были усыпаны экипажами и извозчиками, ждущими своих известных хозяев.

Однако, героическая концепция пронизывает все творчество великого шотландского мыслителя. Нет ни одной работы, где бы он ни коснулся этого вопроса.

Нужно учитывать и тот факт, что Томас Карлейль был человеком, живущим в определенном историческом времени, поэтому для него «культ героев» был также протестом против всеобщего, прирожденного равенства всех людей, протест против Идей Века Просвещения, для которых: «мир превратился в мировую машину, эфир в газ, Бог в силу, а загробный мир в гроб». [69, с. 76]

На «вечные» вопросы о роли личности в истории, толпы и уникальности в философии, о лидерстве в политологии — известный шотландский мыслитель дает ответы в своей теории «героического».

Он решает эту проблему однозначно: только герои облагораживают нашу Вселенную, ведут за собой людей, оставляя след в истории. Для него сама «Всемирная История ... есть История Великих Людей». [196, v. 5. р. 1] Положение о том, что герои - это двигатели истории, традиционно в литературе, не посвященной специальному изучению наследия великого шотландского мыслителя, трактуется в субъективистски-волюнтористском духе. Нужно отметить, что такой взгляд на творчество Томаса Карлейля является неправильным и нуждается не только в уточнении, но и в пояснении. Для решения этого вопроса нужно рассмотреть саму концепцию «героев», а в частности, одно из положений: кто же эти великие, карлейлевские личности.

Самое простое определение героя, которое можно встретить у Томаса Карлейля — это «человек, который знает и может». [196, v. 5. р. 12] Шотландский историк — поэт во главе любого исторического периода находит великого человека, который ощущает Божественную суть времени, олицетворяет и является «духом» конкретной эпохи, он может и делает, воплощая в себе и в своих творениях весь смысл Задуманного Всевышним.

Но как найти этого великого человека во всемирной истории? В лекциях-беседах «Герои, почитание героев и героическое в истории» Томас Карлейль дает описание основным чертам человека, который может стать «героем» и внести свой дар в сокровищницу истории. Великим может быть и пророк и поэт, и писатель, и вождь... не важно какую форму выберет Бог: «Такого человека мы называем оригинальным человеком; он приходи к нам из первых рук. Это вестник, посланный к нам с вестями из глубины неведомой бесконечности. Мы можем называть его поэтом, пророком, богом; так или иначе, но все мы чувствуем, что речи его не похожи на речи всякого другого человека» [74, с. 41]

Какой же это человек? Что его отличает от других смертных? Томас Карлейль выделяет две главных, на его взгляд, черты «героя»:

1). Искренность, глубокая, великая подлинная искренность составляет первую характерную черту великого человека, проявляющего тем или иным образом свой героизм. ... Нет, великий человек не хвастает тем, что он искренен, далеко нет; быть может, он даже не спрашивает себя, искренен ли он; я сказал бы охотнее всего, его искренность не зависит от него самого, он не может помешать себе быть искренним!... Его ум так создан; в этом прежде всего и заключается его величие! [74, с. 40]

Причинная обусловленность «санкюлотизма»

«Появилась на свет французская философия. ... Долой веру, да здравствует скептицизм!» [75, с. 16], в результате чего «в небесах для них нет больше Бога — его заменил телескоп. Правда, есть еще такой институт, как церковь, но она после недолгой борьбы с философией Просвещения совершенно покорилась своей судьбе — ее час пробил». [75, с. 32] Томас Карлейль считает, что влияние французской философии на историю страны было пагубное и сравнивает просветителей с Иезавель. [75, с. 32] Шотландский мыслитель полагает, что философы XVIII века уподобились этой наглой, по Библии, распутной женщине. Они не внесли в сокровищницу человеческой мудрости ни одного положительного зерна, отмечает в своей работе Томас Карлейль, только отрицательно оценили поле посева предыдущих поколений: «во всяком случае гораздо легче и гораздо менее благородно находить ошибки, чем раскрывать красоты». [74, с. 372] Критиковать и ломать всегда легче, чем создавать, строить, возводить.

Поэтому для шотландского мыслителя: «Век Людовика XV во всех отношениях принадлежит к бесплоднейшим эпохам в истории. ... Они жили не для того, чтобы производить, но чтоб критиковать созданное, хулить и рвать его на части - ремесло не завидное, иногда полезное, но в целом пошлое». [65, с. 199] Философы века Просвещенности усомнились в старых общественных ценностях, но не создали новых, а одним умственным отрицанием человек, как и общество, жить не может, потребуется «сердечное» согласие.

Для эпохи Просвещения характерен девиз: все должно предстать перед судом Разума. Поэтому исходной идеей этого исторического периода является культ науки. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силе, пронизывающей мглу и хаос. Обретает широкий размах развитие науки, которая становится достоянием широких кругов мыслящих людей. Шотландский мыслитель полагает, что утрата людьми веры взаимосвязана с победой нового просветительского мировоззрения, с бурным развитием науки, которая постепенно охватывает и проникает во все сферы жизнедеятельности человека и во все уголки неповторимой природы, и те утрачивают свою таинственность, омертвляются в результате грубого и беспощадного научного анализа, превращаясь из живой материи в абстрактно-рассудочные механические схемы. Томас Карлейль болезненно реагирует на научную и технологическую экспансию нового времени, вследствие своего пантеизма, который предполагает неразрывную связь Творца и Творения, поэтому осквернение Вселенной для него — это осквернение Бога. Если из души человека стереть образ Бога, то подобная утрата не восполнится ни какой внешней активностью. Таким образом, Томас Карлейль приходит к выводу, что Просвещение подготовило почву и стало одной из причин для появления нового, агрессивного, научно-индустриального, атеистического мировоззрения, благодаря которому происходит разрушение веры, а вера является основой нравственности в обществе.

Конечно, это мнение не является бесспорным, но нельзя забывать, что шотландский мыслитель относится к поколению тех людей, которое было напугано событиями Великой Французской революции 1789 года, походами Наполеона в Европу... Отзываясь о веке Просвещения отрицательно, Томас Карлейль не забывает, что все-таки, для Франции того времени М.Ф. Вольтер — это герой: «оказалось, что Париж умеет не только смеяться и иронизировать; оказалось, что Париж может испытывать едва ли не религиозное поклонение к своим героям». [75, с. 35]