Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-аксиологические основы экологической этики Протасов Руслан Станиславович

Философско-аксиологические основы экологической этики
<
Философско-аксиологические основы экологической этики Философско-аксиологические основы экологической этики Философско-аксиологические основы экологической этики Философско-аксиологические основы экологической этики Философско-аксиологические основы экологической этики Философско-аксиологические основы экологической этики Философско-аксиологические основы экологической этики Философско-аксиологические основы экологической этики Философско-аксиологические основы экологической этики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Протасов Руслан Станиславович. Философско-аксиологические основы экологической этики : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Улан-Удэ, 2004 131 c. РГБ ОД, 61:04-9/734

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ И ОСНОВАНИЯ 12

1.1 Этико-аксиологические корни экологического кризиса 12

1.2 Философские основания экологической этики 26

1.3 Теоретические источники экологической этики 40

1.4 Религия и экологическая этика 51

Глава 2. АКСИОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ: ПРИРОДНЫЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ 58

2.1 Природа ценности и ценность природы 58

2.2 Конвергенция природных и человеческих ценностей как аксиологическое ядро экологической этики 75

2.3. Ценностно-нормативные установки этики устойчивого развития (на примере Байкальской природной территории) 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В «Декларации Земли», принятой Международной комиссией ЮНЕСКО в марте 2000 г., современная мировая ситуация характеризуется следующим образом: «Доминирующие схемы производства и потребления ведут к экологическому опустошению, истощению ресурсов и массовому исчезновению биологических видов. Происходит разорение сообществ. Блага, приносимые экономическим развитием, доступны не всем, и пропасть между богатыми и бедными все более и более увеличивается. Во всем мире распространены несправедливость, нищета и насилие, которые являются причиной страдания. Увеличение роста населения Земли усиливает давление на экологические и социальные системы. Основы глобальной безопасности находятся под угрозой1. Подчеркиваем, что речь идет об угрозе миру со стороны человека как такового - человека как производителя и потребителя. Современное население Земли использует для своих нужд больше природных ресурсов, чем их было израсходовано за предыдущий миллион лет существования человека. Все это грозит возможной потерей стабильности биосферы. В этом случае произойдет экспоненциальный переход биосферы (как нелинейной системы) в новое состояние, в котором человеку просто может не оказаться места.

Проблема состоит в том, что формирование общественного сознания отстает от степени нарастания глобальной экологической угрозы. Нет надобности повторять, что любые социально-экологические изменения обусловливаются прежде всего духовно-нравственной атмосферой в обществе. На наш взгляд, ценностным основанием снятия противоречия между реальной экологической угрозой и уровнем ее осознания является экологическая этика. Не случайно на Всемирном Саммите по устойчивому

1 Цит. по: Парламентские слушания Государственной Думы ФС РФ «О проекте доклада Правительства Российской Федерации в ООН «О стратегии устойчивого развития России» 5 октября 2001 г. -С. 43-44.

развитию в Йоханнесбурге (2002г.) главное внимание было уделено проблемам глобальной этики. Политическая элита мирового сообщества начинает понимать, что утверждение нравственных норм и ценностей в отношениях человека и общества с окружающей природной средой необходимо для выживания человечества в условиях глобального экологического кризиса. Само происхождение рода человеческого связано с нравственным императивом и его выживание зависит от того, насколько люди в состоянии будут подчинить свою деятельность требованиям общественного и экосистемного блага. Эпоха покорения природы закончивается, и человек должен принять иные правила и парадигмы своего бытия, соответствующие «эпохе коэволюции человека и природы», по выражению Н.Н. Моисеева.

«Человечество спало и все еще спит, - писал Тейяр де Шарден, -
убаюканное маленькими радостями своих ограниченных, замкнутых
привязанностей. Огромная духовная сила, дремлющая в недрах нашего
множества, проявится лишь тогда, когда мы сумеем сломать перегородки
нашего эгоизма и, полностью переменив свои установки, подняться до
понимания универсальных принципов как чего-то обычного и

целесообразного» . Осознанием необходимости принятия новой парадигмы бытия обусловлен выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы экологической этики активно обсуждаются в последние десятилетия XX века в зарубежной философии. Под экологической этикой понимается совокупность норм и ценностей, выражающих многосторонние связи и отношения человека и общества с окружающей средой. Она отвечает на вопрос: «Как нам следует жить в гармонии с природой?» Этот фундаментальный вопрос экологической этики конкретизируется в

2 Тейяр де Шарден П. Божественная среда // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990. - С.137.

зависимости от того, что подразумевается под словом «нам» - индивида или
ь общество. В первом случае выше поставленный вопрос предстает как

проблема формирования экологической ответственности и экологического поведения каждого человека. Во втором случае вопрос формулируется так: какой должна быть этика природопользования, если общество претендует на устойчивое развитие?3

Побудительной причиной пробуждения научного интереса к
проблемам экологической этики стал углубляющийся экологический кризис.
Обращается внимание на то, что духовным истоком современного
экологического кризиса является христианство4. Например, по мнению
Линна Уайта, христианство не только установило дуализм человека и
природы, но и настояло на том, что воля Божия именно такова, чтобы
„ человек эксплуатировал природу ради своих целей. Для подтверждения этого

своего вывода он приводит цитату из Библии: «Человек призван владычествовать над рабами, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле». (Быт. 1:26)5. Концепция Линна Уайта вызвала острую полемику среди западных философов, историков, моралистов. Одни из них (П. Сингер и др.) поддержали оценки Л. Уайта и развивали мысль о том, что христианство - исток такого отношения человека к природе, когда она рассматривается как кладовая ресурсов, отданных в распоряжение человека. Другие, например, Р. Атфильд, полагали, что христианство устраняет антропоцентрический взгляд на природу, что Библия явно или неявно несет в

3 См. Environmental Ethics: Divergence and Convergence Ed. by Rishard Botzler and Susan
Armstrong. New - York - Boston: The Mc Grow - Hill Companies, 1998; Desjardiens J. Environmental
Ethics: concepts, policy and Theory. - London-Toronto Mayfield Publishing Company, 1999; An
Invitation to Environmental Philosophy. Ed. by Anthony Weston. - New -York- Oxford: Oxford
University Press, 1999.

4 Хесле В. Философия и экология. - М.: Наука, 1993.

5 См. White L The Historic Routs of our Ecological Crisis// Science 155, 1967. - PP. 1203-1207.

себе многие из необходимых составляющих для продуманно взвешенной
ъ экологической этики .

Арнольд Тойнби, определяя религиозные основания современного экологического кризиса, связывал их с победой монотеистической религии над пантеизмом и усматривал лекарство, представленное человечеству, в возврате от монотеизма к пантеистическому мировоззрению, прежде всего к восточным религиозно - философским системам. Эту точку зрения развивает Кеннет Инэда7.

Джон Родман и Энтони Уэстон усматривают в языческом натурализме ценностные основания экологической этики8. Как мы видим, постановка и решение эколого-этических проблем не выходят за рамки религиозного миросозерцания. Это заставляет нас обратиться к внерелигиозным ценностям, к обоснованию их роли в формировании экологической этики. Кроме всего прочего, в западной литературе прослеживается ярко выраженная экоцентристская тенденция, которая противопоставляется традиционному гуманизму. Например, Уильям Эйкен предлагает «элиминировать 90% людей, чтобы сохранить биосферу»9.

Что касается отечественной философии, то здесь главное внимание уделяется философским проблемам взаимоотношения общества и природы, культуры и экологии10.

6 См. Attfield R. The Ethics of Environmental Concern. - New-York: Columbia University Press, 1983. -
PP. 20-33.

7 Cm. Inada K. Environmental Problematics in the Buddist context. -"Philosophy East and West," Vol.
37. №2,1987.-P.P. 135-150.

8 Cm. An Invitation to Environmental Philosophy. Ed. by A. Weston. New - York - Oxford: Oxford Univ.
Press, 1999.

9 Цит. no : Callicot B. In Defence of the Land Ethic. - Albany: State University of New-York Press,
1989. -P.92.

10 Василенко Л.И., Шилин К.И. Проблемы экологии и культуры // Общие проблемы культуры и
культурного строительства. - М., 1980. - Вып. 2; Взаимодействие общества и природы. - М.:
Наука, 1986; Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М.: Наука, 1987; Гирусов Э.В.
Нормативный аспект экологической науки // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. -
М. : 1989; Карпинская Р.С., Лисеев И.С., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная
стратегия. - М.: Интерпракс, 1995; Кобылянский В.А. Природа и общество: специфика, единство,
взаимодействие. - Красноярск: Изд-во Красноярск. Университета, 1985; Комаров В.Д. Социальная
экология: философские аспекты. - Л.: Наука, 1987; Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г.

В контексте нашей темы представляет интерес тот вывод, к которому пришли исследователи экологической этики в Институте устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного технологического университета. Его можно сформулировать следующим образом. Главной причиной деградации окружающей среды является потребительский стиль жизни, базирующийся на эксплуатации природных ресурсов. Если корень экологического кризиса лежит в бездумном поощрении потребительских инстинктов людей, то спасение природы возможно только через нравственное самоограничение человека11. Этот вывод сибирских философов коррелируется с естественнонаучными исследованиями и прогнозами.

По мнению А.Д. Арманда, Н.Н. Моисеева, В.А. Зубакова, В.Г. Горшкова, не существует надежды на то, что решение экологической проблемы может быть достигнуто при дальнейшей технизации общества по сценарию «искусственно поддерживаемой биосферы». На функционирование такой системы потребовалось бы 99% всех ресурсов техногенной цивилизации, что абсолютно нереально . Единственный выход из этой

Экологическое знание и сознание: особенности формирования. - Новосибирск: Наука, 1987; Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. - Нижний Новгород, 1994; Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990; Никорова Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический аспект проблемы. Диссертация на соискание степени доктора философских наук. - М.: 1994; Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. - М.: Изд-во МГУ, 1989; Салов Е. Экологическая культура как основание современной цивилизационной трансформации // Безопасность Евразии, №3- 2003; Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. - М.: Наука, 1990; Яншин А.Л. Уроки экологических просчетов. - М.: Мысль, 1991.

11 См. Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. - В двух
томах. Улан-Удэ. Бурятское книжное изд-во. Т. 1., 1988; т. 2, 2000; Мантатов В.В. Зеркало
расколотого мира // Вестник Российского философского общества, №4. 2002; Мантатов В.В.,
Доржигушаева О.В. Экологическая этика: буддизм и современность. - Улан-Удэ. Бурятское
книжное изд-во, 1997; Мантатова Л.В. Устойчивое развитие: экология и человеческий дух. -
Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1999; Мантатова Л.В. Философские перспективы устойчивого
развития информационного общества. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002.; Мантатов В.В., Мантатова
Л.В. Этика устойчивого развития в информационную эпоху. - Улан- Удэ: Бурят, кн. изд-во, 2002.
и др.

12 Арманд А.Д., Люри Д.И. и др. Анатомия кризисов. - М., 1999; Зубаков В.А. Дом Земля.
Контуры экогеософского мировоззрения. - СПб., 2000; Горшков В.Г. Физические и биологические
основы устойчивости мира. - М., 1995; Моисеев Н.Н. Современный рационализм. - М., 1995;
Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. - М., 1992.

ситуации - это изменение характера и способа человеческой деятельности
ь на принципах экологической этики13.

Сейчас, в условиях глобального кризиса цивилизации, никто не станет отрицать, что только радикальное изменение взаимоотношений между человеком и природой на принципах экологической этики позволит избежать человеческому роду судьбы динозавров и обеспечить устойчивое развитие природы и общества. Тем не менее - и это в философской литературе признается - отечественные философы недостаточно разрабатывали проблемы экологической этики, сложные вопросы ценностной ориентации человеческого сознания в его отношении к природе; ими также плохо освоено этико-экологическое наследие как мировой, так и отечественной философской мысли14. Не нашли должного отражения и ценностные основания экологической этики. Мы надеемся, что наша работа сможет восполнить этот пробел в философско-этических знаниях.

Объектом исследования является философия экологической этики.

Предмет исследования - ценностные основания экологической этики.

Целью исследования является философский анализ ценностных оснований экологической этики.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

  1. Дать социально-философский анализ экологического кризиса и выявить его роль как побудительной причины становления экологической этики.

  2. Раскрыть философские основания экологической этики.

  3. Выявить теоретические истоки экологической этики.

  4. Осветить роль религии как духовного источника экологической нравственности.

13 См. Мантатов В.В. Устойчивое развитие как революция в ценностях. Отв. ред. В.Е. Сактоев. -
Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001. -С. 82, 189.

14 См. Вопросы философии, 1995, №3. - С. 27-29.

5. Разработать систему ценностей экологической этики и показать
у многосторонний характер ценности природы.

  1. Выявить роль и место конвергенции природных и человеческих ценностей как аксиологического ядра экологической этики.

  2. Исследовать ценностно-нормативные установки этики устойчивого развития в их связи с экологическими традициями местного населения Байкальского региона.

Гипотеза исследования. Решение экологической проблемы невозможно без смены парадигмы человеческого бытия. Ни рост экономики, ни рост науки и технологии не смогут вызволить нас из экологического кризиса, пока мы не переосмыслим антропоцентричную этику и не создадим новую этику - этику окружающей среды.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В диссертационном исследовании используется системно-аксиологический метод в современной интерпретации15. Здесь признается, с одной стороны, целостность и субстанциональность природы, с другой, - «абсолютное начало жизни» (А.А. Гусейнов), наличие которого обязывает нас руководствоваться его требованиями как категорическим императивом16.

Основную теоретическую базу исследования составили метаэтика Джорджа Эдуарда Мура, этика ненасилия Л.Н. Толстого, коэволюционная стратегия, восходящая к В.И. Вернадскому, натуралистическая этика Холмса

Рол стона, этика благоговения перед жизнью Альберта Швейцера и др .

Научная новизна работы состоит в том, что в ней дано философское х

обоснование системы ценностей экологической этики (на основе

15 Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М., 1987; Митрохин Л.Н. Философия
религии: опыт истолкования Марксова наследия. - М., 1993; Степин B.C. Теоретическое знание. -
М., 2000; Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. - М, 1986.

16 Гусейнов А.А. Философия, мораль, политика. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - С.112.

17 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988; Мур Дж. Принципы этики. - М.:
Прогресс, 1984; Толстой Л.Н. О жизни: мысли о новом жизнепонимании. - М., 1906.

современной научной методологии). В процессе исследования получены новые результаты, которые заключаются в следующем:

раскрыта роль экологического кризиса как побудительной причины становления экологической этики;

выявлены философские истоки и основания экологической этики;

дана философская критика экоцентризма и эгоцентризма;

разработана система ценностей экологической этики, при этом показано, что конвергенция природных и человеческих ценностей образует ее ядро и остов;

обоснована роль экологической этики как этики устойчивого развития;

определены ценностно-нормативные установки этики регионального устойчивого развития (на примере Байкальской природной территории).

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Этико-аксиологические корни экологического кризиса современной техногенной цивилизации лежат в культе потребительских ценностей, в эгоизме человеческого рода по отношению к природе.

  2. Экологическая этика формулирует ценностные предпосылки такого способа человеческой жизнедеятельности, который не ведет к экологической катастрофе, обеспечивает коэволюцию человека и природы.

  3. Экологическая этика имманентна духу социально-философской мысли: существуют концептуальные предпосылки и основания, которые делают ее вполне органичной частью интеллектуального движения современности.

  4. Наука и религия - это два столпа, на которых зиждется ценностная ось экологической этики. Тот, кто найдет научную истину о сущности материи и сумеет соединить ее с духовным предназначением

человека придет к экологической этике, которая поможет нам соблюдать
ъ надлежащую меру в отношениях с природой.

5. Аксиология экологической этики охватывает материальные и

*

духовные ценности, природные и человеческие ценности. Конвергенция природных и человеческих ценностей образует аксиологическое ядро экологической этики.

  1. Экологическая этика есть этика устойчивого развития в той мере, в какой она опирается на синтез антропоцентричной и биоцентричной систем морали.

  2. Учитывая многостороннюю ценность озера Байкал, необходимо разработать аксиологическую модель устойчивого развития Байкальской природной территории.

Теоретическая и практическая значимость работы. Разработка проблем, исследованных в диссертации, способствует формированию ценностного сознания современного российского общества, релевантного требованиям коэволюции общества и природы. Положения и выводы исследования были использованы при написании проекта международной кафедры ЮНЕСКО по экологической этике при Восточно-Сибирском государственном технологическом университете, направленного в штаб-квартиру ЮНЕСКО ООН (Париж, 2004). Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке норм и правил экологического поведения людей, при формировании целей и задач экологического воспитания населения, а также политики устойчивого развития Байкальской природной территории.

Представленный материал полезен преподавателям социальной философии, социальной экологии, политологии, культурологии, этики и других гуманитарных дисциплин.

Апробация работы. Основные положения и результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались на теоретических семинарах и заседаниях кафедры философии, логики и социальной экологии Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного технологического университета, на международном симпозиуме «XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие (Москва -Улан-Удэ, 2001 г.), на международной научно-практической конференции «Проблемы экологии на пути к устойчивому развитию регионов» (Вологда, 2001 г.), на Третьем Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002г.), на ежегодных научных конференциях преподавателей Восточно-Сибирского государственного технологического университета (2002-2003 г.г.) и т.д.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения и списка литературы.

Этико-аксиологические корни экологического кризиса

Социальная природа экологического кризиса. Во взаимоотношениях общества с биосферой специалистами выделяется пять экологических кризисов. (См. 4; 11; 34; 78; 96). Первый кризис - кризис примитивной охоты - кончился около 5 тыс. лет назад победой человека (Homo sapiens), сумевшего овладеть технологией загонной охоты с огнем. Второй кризис - резкое оскудение охотничьих ресурсов - падает на первую половину послеледниковья, когда исчезла крупная мамонтовая фауна. Он окончился так называемой неолитической революцией, то есть - переходом человечества к земледелию и скотоводству. Время этого перехода датируется от 10-8 до 5-4 тыс. лет. Третий кризис - предшествующий зарождению поливного земледелия - скорее всего был региональным. Он совпал с переходом от неолита к веку металлов и закончился 4-3 тыс. лет назад распространением технологии богарного земледелия. Четвертый кризис -кризис продуцентов — совпал с массовым сведением лесов на дрова и под поля). Он завершился промышленной революцией и переходом к использованию ископаемого топлива. Это время появления техногенеза (А.Е. Ферсман) и антропогенно обусловленной миграции химических элементов. Пятый экологический кризис начинается в середине XX века: он совпадает со временем химизации экономики промышленно развитых стран. Всего за несколько десятилетий в обиход было введено до 300-400 тысяч искусственных химических соединений (число их превысило видовое разнообразие растительного мира). Рост их производства за последние 25 лет прошлого столетия составил: синтетических волокон - 980%, ртути - 3930, пластмасс - 1960, азотных удобрений - 1050, синтетических органических веществ - 950, алюминия - 680, хлора - 600% и т.д. В целом человечество в прошлом столетии произвело промышленной продукции и товаров больше, чем за всю предшествующую историю цивилизации.

Уровень загрязнения окружающей среды за то же время возрос в разных странах на 200-2000% и он связан с качественным изменением технологии производства, его химизации прежде всего. С развитием химизации производства растет количество трудноокисляемого мусора, производимого человеком. Количество имеющегося мусора антропогенного происхождения составляет десять в двенадцатой степени. Эта цифра уже приближается к общей массе живых организмов биосферы, уступая ей лишь в 2 раза, но зато в 5 раз превышает производство этой биомассы в год. Как мы видим, мусоропроизводящая активность человечества сравнялась с активностью биосферы. И это тем более парадоксально, что биомасса человечества не превышает 0,01 % от биомассы биосферы, а живое вещество составляет 0,25% от массы планеты. (40). Быстрыми темпами идет обезлесение. С 1960 года уничтожена одна пятая часть всех тропических лесов. По оценкам глобального спутникового наблюдения коэффициент пантропического обезлесения за последние 10 лет составляет около 10 млн. га за год, что сопоставимо с территорией Португалии. Согласно оценке Института мировых ресурсов при ООН крупные естественные экосистемы сохранились лишь в одной пятой части коренных лесов Земли. По данным ЮНЕП, 34% всех видов рыб, 58% мировых коралловых рифов находятся под угрозой исчезновения из-за человеческой деятельности (29. С.2-3). Еще более впечатляют данные о годовой скорости вымирания видов всех животных и растений. Так, в 1985 году она составляла несколько тысяч видов в год, в 1990 году - около 10 тысяч, в 2000 году - около 20 тысяч. Видовое разнообразие биосферы сокращается экспоненциально. Если в неолите среднегодовая скорость вымирания млекопитающих и птиц составляла 1 вид в тысячу лет, то в XX веке она составляет 1 вид в год. (33. С.38). По мнению специалистов, загрязнение планеты достигло огромных размеров. Это не только мусор и отходы производства, объем которых достиг 800 тонн на человека за год, но и почти повсеместное заражение атмосферы, гидросферы и биосферы токсически вредными отходами химического производства, тяжелыми металлами и радиоактивными изотопами. (34. С.26). Биосфера как экологическая система истощена, 1/3 почвенного слоя утеряна, леса на 2/3 вырублены, степи (как тип ландшафта) исчезли; животный и растительный мир потерял едва ли не половину своего генетического разнообразия и только за XX век - 1/5 своего видового состава. Вот несколько примеров экологических прегрешений человечества. В 1810 году американскими орнитологами наблюдалась огромная стая странствующих голубей в долине реки Огайо. В течение нескольких дней колонна птиц шириной значительно больше километра пролетала над головой, закрывая небо. По подсчетам орнитологов, число птиц в этой стае превышало 2 млрд. особей. А примерно через 100 лет, в 1914 году умер последний странствующий голубь в мире -это была старая голубка, долго жившая в зоопарке. Последний голубь был убит в 1899 году. И единственной причиной его истребления стал человек.

Почти столь же трагична история с африканским носорогом, рога которого представляют коммерческий интерес. Страны Восточной Азии, в частности Китай, Южная Корея и Япония, издавна импортируют рог и мясо носорога для нужд своей традиционной медицины: полученный из них отвар пьют как средство от лихорадки. Северные йеменцы ввозят рог для изготовления рукояток к кинжалам «джамбия» - символу достижения зрелости. Если так будет продолжаться и впредь, африканский носорог полностью исчезнет с лица земли. Считается, что в Кении, Уганде и Танзании носорогов истребили на 90% и только в Заире они более или менее сохранились.

Теоретические источники экологической этики

Экологическая этика - это этика, обращенная к решению экологических проблем. Она вводит в сферу человеческой этики мир природы, который прежде считался лишенным ценностных характеристик. Это означает также, что экологическая этика «прежде всего антропологична и лишь во вторую очередь экологична» (83. С. 268)

Экологическая этика находится в таком же отношении к антропоцентричной этике, как эйнштейновская механика к ньютоновской. Экологическая этика рассматривает человеческие ценности в широком экосистемном контексте. Основная задача экологической этики -содействовать наибольшей полноте реализации человеческих ценностей. Но выполнение этой задачи невозможно без учета природной детерминации человеческого развития. В значительной мере мы формируем свои ценности в соответствии с нашими представлениями о природе вне нас и природе внутри нас. Естественнонаучные исследования все дальше продвигаются вперед, раскрывая красоту, целостность и устойчивость природного мира, и, полагаясь на эту тенденцию, мы уже не препятствуем экологии воздействовать на преобразование фундаментальных этических ценностей. Томас Колуэлл пишет: «Человеческие ценности основываются на объективно определяемых экологических отношениях с природой. Наши цели должны быть согласуемы с возможностями экосистем природы.» (Цит. по: 23. С.265). Экологическая этика очерчивает круг ценностей, внутри которого может действовать человек, тем самым ограничивая пространство свободы и риска человеческих поступков по отношению к природе. Этика не говорит, что надо делать внутри этого круга - в этом случае она подменила бы науку, политику и другие формы сознания; она говорит только о том, что не надо делать, чтобы не прекратилось существование человечества в условиях экологического кризиса. Если экология как наука изучает экологическую ситуацию с точки зрения причинно - следственных связей, то экологическая этика рассматривает ее с точки зрения экосистемного блага. Надо иметь в виду, что исследование мира природы с точки зрения причин и рассмотрения его с точки зрения ценности - совершенно разные, независимые друг от друга способы понимания мира. «Моральная оценка всегда есть род эксперимента, когда то, что оценивается, мысленно взвешивается на идеальных весах морали. Дать моральную оценку чему-то - значит помыслить это как то, что может иметь место в идеальном царстве». (26. С.23). Если экология как наука описывает действительное положение вещей со стороны порождающих его условий и неизбежных следствий, то экологическая этика рассматривает его с точки зрения идеала, или «абсолютного начала жизни» (А.А. Гусейнов). Одним из идеальных правил экологического поведения является требование: «Я не должен никогда поступать иначе, как только по такой максиме, относительно которой я мог бы также желать, чтобы она стала всеобщим законом." (35. С.85).

Экологическая этика, опираясь на экологию как науку, формулирует категорический императив экологического поведения, запрещающий антигуманное, антиэкологичное отношение к природе. Среди аргументов, объясняющих, почему нравственные императивы могут быть только запретами, самым существенным, по мнению А.А. Гусейнова, являются следующие три. (26. С.28-29). В сложной структуре поведения есть только одна точка, где мораль может быть властной действенной силой - это точка перехода мотива в действие, поступок и ее власть состоит в том, что она может на этот переход наложить запрет. Во-вторых, общезначимость морального поступка проявляется только в отрицательном действии, то есть в не - деянии, которое не делается по той единственной причине, что является нравственно неприемлемым. Например, предписание, обязывающее «не убивать», говорит нам, что ни одно убийство, ни при каких обстоятельствах не принесет столько добра, сколько его не - совершение. В третьих, идеальная устремленность морали реализуется в осознании человеком своего несовершенства (несоответствия идеалу). Иначе говоря, категоричность эколого-этического императива - сугубо внутренний духовный акт, это призыв к постоянному нравственному бодрствованию. «Это форма самообязывания, и ничего иного категорическая императивность морали не означает» (26. С. 26)

Экологическая этика есть та этика, которая формулирует ценностные предпосылки такого способа человеческой жизнедеятельности, который не ведет к экологической катастрофе и гарантирует гармонию человека с окружающей средой. С этической точки зрения условием экологической гармонии является отказ от насилия по отношению к природе, или ахимса, то есть ненанесение вреда всему живому. Моральность и сострадание суть одно и то же; и если не принято условие запрета на бессмысленное нанесение вреда живым существам, то об экологической этике не стоит и говорить. В этом смысле экологическая этика не является чем-то необычным и чуждым духу социально-философской мысли: существуют концептуальные предпосылки и основания, которые делают ее вполне органичной частью интеллектуального движения современности. Можно назвать, в частности, этику ненасилия Л.Н. Толстого, этику благоговения перед жизнью Альберта Швейцера и метаэтику Джорджа Мура.

Природа ценности и ценность природы

Какова природа ценности, каков ее «онтологический статус» в мире сущего? Представляет ли собой ценность нечто реальное, существует ли она в обычном понимании этого слова? На эти вопросы одним из первых в отечественной литературе попытался ответить О.Г. Дробницкий. Он писал: «Ценности - это, с одной стороны, характеристики предметов (явлений), в которых человек как-то заинтересован и которые он оценивает положительно или отрицательно, а с другой - такие формы сознания, в которых выражено нормативно-оценочное отношение человека к окружающей действительности». (ЗО. С.292). Но на чем же мы основываем наши оценки? Если они не произвольны то в самом предмете должно быть нечто такое, что позволяет его оценивать положительно или отрицательно. Например, В.П. Тугаринов полагал, что ценность объективна и что ценности надо исследовать не только в социальном, но и в естественнонаучном плане как явление, имеющее место в природе. (93. С.30). По мнению, В.А. Василенко, категория ценности раскрывает один из существенных моментов универсальной взаимозависимости явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого. Причем «другим» может быть не обязательно человек, но и любой субъект. Под понятием субъекта подпадает любое явление, границы бытия которого можно определить, т.е. всякое явление, вещь, или организм, которые имеют конечное существование (12. С.41-42).

Согласно вышеприведенной точке зрения, ценности представляют собой явления материального мира в целом, не только общественного, но и природного. Эту материалистическую позицию мы противопоставляем объективно-идеалистической концепции ценностей, согласно которой ценности суть «творящие принципы реальности». Непонятно только, каким образом эти принципы могут стать законом действительности, ведь мир идеального - согласно идеализму - несовместим с миром объективно-реального. Оказывается, идеальные ценности для своего осуществления «требуют» существования человека. Это уже мистика.

Человек живет в реальном мире и целиком подвластен его законам. Каким же образом он может реализовать то, что не согласуется с объективными законами бытия? На помощь приходит Кант с его учением о двойственной природе человека. Раз человек выступает «посредником» между царством абсолютных ценностей и миром необходимости без всяких ценностей, то он сам должен быть раздвоенным. Вот что пишет по этому поводу Николай Гартман: «Человек целиком и полностью подчинен законам действительности... и в то же время отличен от всякого другого бытия... Благодаря своему внутреннему миру, сознанию, имеет свое собственное законодательство» (130. Р.161). Наряду с законами природы человек «несет в себе высший закон» (130. Р. 153). Человек - «одновременно онтологическое и аксиологическое существо» (130. Р. 170). Как соединить между собой эти два различных способа бытия человека - по законам действительности и должного? Гартман уверен, что эти два начала в человеке находятся в неразрывном единстве, но вынужден признать, что постижение его «превосходит границы разумения» (130. Р. 170). Человеку, призванному осуществлять «высший закон», присущи атрибуты божественности. Существует ли божественная судьба, рассуждает Н. Гартман, этого никто не знает, но есть человеческая судьба - претворять в своей жизни божественные ценности.

С точки зрения субъективного идеализма, люди являются единственными субъектами, привносящими ценность в мир. Например, Вильгельм Виндельбанд и Уильям Джеймс считали, что ценность не является свойством внешних объектов. По Джеймсу, ценность - всего лишь дар сознания наблюдателя (135. Р. 150). По Виндельбанду, ценность проявляется в реакции оценивающего сознания на воздействие окружающей среды. «Уберите желания и чувства и не будет такой вещи, как ценность», -писал он. (166. Р.215). По мнению Ральфа Перри, природные субстанции не имеют ценности, пока им не найдут применения. Любой природный объект приобретает ценность только тогда, когда он вызывает интерес и когда его начнут использовать для удовлетворения человеческих нужд. Ральф Перри писал: «Тишина пустыни не имеет ценности, пока какой-нибудь путник не найдет ее ужасающей» (150. Р. 125). Мир, лишенный ценности, - таким предстает мир в глазах идеалистов.

На этом поставим точку: хватит идеализма. Экологический кризис, причиной которого является отрыв человека от природы, заставляет нас вернуться к материалистическому пониманию мира. Человек - часть природы, и он должен жить по законам природы. «...Законы природы обнимают собой общий естественный порядок, часть которого составляет человек», - провозглашает великий философ Бенедикт Спиноза. (87. С.567). Любая попытка навязать природе «высший закон» оборачивается катастрофой. Перефразируя Ф. Энгельса, можно сказать, что природа мстит нам за каждую нашу попытку осуществить в мире некие «сверхценности», предустановленные от сверхестественного начала бытия. Природа - закон всему и в ней следует искать происхождение, основание и критерий человеческих ценностей. «Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть, что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы». (59. С.565). Наша эпистемологическая стратегия заключается в том, чтобы защитить позицию, утверждающую объективность природных ценностей. Ценность существует в самой природе. Как писал Джон Лаирд, природа «носит» свою красоту, также как цвета или звуки (137. Р. 129.).