Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса Копылова Ольга Станиславовна

Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса
<
Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Копылова Ольга Станиславовна. Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2003 172 c. РГБ ОД, 61:04-9/55-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эмоциональный компонент в религии как предмет философско-социального анализа 19 - 87

1 Историко-философский аспект исследования эмоционального компонента в религиозном комплексе 19-42

2 Эмоциональный компонент религиозного комплекса в исследовании представителей психоанализа 42-65

3 Эмоциональный аспект религиозной духовности 65-87

Глава 2. Проявление религиозной эмоциональности в социальных отношениях 88-156

1 Религиозная эмоциональность в социальной адаптации личности

2 Нетрадиционная религиозность как форма адаптации верующих в социуме 109-128

3 Предрассудки и отчуждение как формы адаптации верующих 128-156

Заключение 157-163

Библиография 164-172

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Важность исследования эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса ] обусловлена своеобразием социально-политического и духовного развития современного мира, для которого стало характерным возрастание роли религиозного фактора. Усиливается влияния религиозных организаций на различные стороны общественной жизни, повышается интерес к религии со стороны граждан. В политическом пространстве активизируется деятельность религиозных политических партий и их лидеров, стремящихся непосредственно участвовать в политической жизни общества.

Сложность социально-экономических преобразований в России сопровождается ломкой прежних идеологических, нравственно-духовных ценностей. Происходит смена приоритетов в индивидуальном и общественном сознании. «Религия в нынешней России - больше, чем религия. О ней речь заходит при обсуждении и вопросов образования, и перспектив нравственного возрождения общества, и даже проблем хозяйственной этики... Это поистине бездонная тема. Однако до сих пор она научно не освоена и окутана мифологемами» .

От всеобщего атеистического воспитания заметен переход к религиозному мировоззрению. Глубинные изменения в сознании людей требуют переосмысления значимости религии в обществе с учетом наличия в нем многих религиозных направлений, оккультно-мистических

1 Религия -представляет сложный комплекс разнородных элементов, среди которых
можно отметить совокупность верований, культы, учреждения, мораль, эмоции. В
своей целостности они приобретают религиозный характер и включаются в систему
общественных отношений в том случае, если связаны верованиями.

2 Митрохин Л.Н Философия религии: новые перспективы // Вопросы философии. 2003,
№8, с. 18, 22.

объединений при значительной активизации деятельности колдунов, экстрасенсов, взявших на вооружение опыт древних эзотерических и современных психофизических систем. Это приводит к расширению мифологической и эмоциональной компоненты в общественном сознании, что оказывает влияние на духовные и социальные процессы, на социальную адаптацию индивида.

Обращение к теме исследования эмоционального фактора в формировании религиозных представлений, интересов и настроений определяется также тем, что в религиозном сознании важная роль принадлежит неосознанным явлениям общественной и групповой психологии. Неосознанные аспекты имеются и в общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, подражания, в общественном и групповом мнении, традициях и обычаях. За счет неосознанных механизмов коллективные представления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности принудительно навязываются индивиду помимо его воли и сознания. В этих феноменах образ связан с эмоционально-моторными элементами и поэтому не подвергается интеллектуальной обработке. Все это делает возможным манипулирования человеческой психикой и использования методов внушения.

За последние годы в различных странах мира религиозная эмоциональность открыто проявляется в деятельности религиозных фанатиков, в экстремистских и террористических действиях со стороны представителей отдельных религиозных сект. Трагические события на Ближнем Востоке, в США, в России и во многих странах показывают, что «международный терроризм замешан на религиозном экстремизме» Понять - как и почему происходят эти процессы - одна из актуальнейших задач современной науки.

Путин ВВ. Прямая связь с гражданами России. ТВ. 19 декабря 2002.

Актуальность темы определяется еще и тем, что эта важная междисциплинарная проблема не была предметом специальных исследований в нашей стране, поскольку главное внимание обращалось на атеистическое воспитание граждан, с одной стороны, а с другой - в общественной жизни не было такого, как сегодня, повышенного интереса к религии. Поэтому на протяжении многих десятилетий проблеме эмоционального элемента в религиозном комплексе не уделялось со стороны отечественных ученых должного внимания. Хотя большая научная значимость ее неоднократно отмечалась в публикациях отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов.

При трактовке эмоционального в религии основное внимание сосредотачивалось на ее психологической стороне, как важного элемента религиозного сознания. Атеистическая литература представляла религиозные чувства, как чувства, направленные на религиозный объект, что делало их, по мнению советских ученых, искаженными, не адекватными социальной реальности. Оставалось без должного внимания исследование эмоционального аспекта в идеологических религиозных отношениях, его проявление в деятельности верующих и религиозных организациях.

Если эмоциональность рассматривать только как компонент религиозного сознания, то тогда трудно объяснить активное влияние духовного лица на сознание верующих, а это влияние во многом определяется не столько рациональным, сколько эмоциональным аспектом. Именно во время религиозного контакта, наиболее отчетливо проявляются эмоционально окрашенные человеческие отношения, включающие в себя страсти, переживания.

Возросший в настоящее время интерес к социально-философским проблемам эмоционального аспекта религии определяется, на наш взгляд, следующими факторами.

Во-первых, необходимостью осмысления повышающейся роли религиозного фактора в изменившейся социальной реальности, что, в свою очередь, сказывается на духовности людей, их переоценкой ценностей. Во-вторых, происходит заметное усиление деятельности не только традиционных, но и нетрадиционных религиозных организаций, влияющих на общественную жизнь. В-третьих, коренная ломка прежних экономических и социальных, политических и духовных отношений оказывает влияние на поиск новых путей адаптации личности к социуму посредством церкви. В-четвертых, существует потребность объяснения такого социально-психологического явления на индивидуальном и групповом уровнях, как происходящий «сдвиг» общественной психики в сторону бессознательной доминанты поведения. Это, в частности, проявляется в религиозном фанатизме и экстремизме.

Таким образом, исследование роли эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса представляет не только теоретическую, но и практическую значимость.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Религиозные верования и культы складывались постепенно из различных иллюзорных представлений и обусловленных ими эмоций и действий. Религия являлась одним из компонентов духовных предпосылок возникновения философии. Поэтому первые попытки социально-философского подхода к изучению эмоционального компонента в религии были предприняты еще мыслителями древности - в Индии, Китае, Египте,

Греции. В философских воззрениях представителей чарвака и джайнизма , даосизма и легизма рациональный и чувственно-эмоциональный моменты гносеологии служили основой для противопоставления души и тела, для выделения значимости религиозного комплекса для социальной адаптации верующего.

Мыслители Древней Греции - Гераклит и Ксенофан, Эмпедокл и Анаксагор, Демокрит и Эпикур, Платон и Аристотель, римские стоики (Лукреций, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) - с материалистических или идеалистических позиций рассматривали эмоциональный аспект в религиозном сознании и в нравственных действиях людей . Многие из античных философов считали, что человек может стать счастливым только познав себя, контролируя происходящую борьбу между чувственностью и разумом.

В условиях Средних веков при господствующей не только в духовной, но и в социальной сфере религии в ее монотеистических формах (христианство, ислам) представителями схоластики была остро поставлена проблема о соотношении веры и разума. В понимании Тертуллиана, Аквинского и других сторонников реализма богословские истины утверждались как «сверхразумные», но не «противоразумные». Авторитет веры, утверждали философы-богословы, должен быть одобрен «истинным разумом», божественным откровением, подчинившим себе и рациональное мышление, и эмоциональные чувства.

1 Древнеиндийская философия. М.. 1972; Чаттерджи С, Датта Д. Индийская философия.
М., 1994

2 Древнекитайская философия. В 2 т. М., 1972-1973

3 Платон. Соч. В 4 т. М., 1990-1994; Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1975-1984; Антология
мировой философии. М., 1969, т. 1.; Хрестоматия по эллинистическо-римской
философии. Свердловск, 1987; Эпикур Письма. Главные мысли / Лукреций. О природе
вещей. М.-Л., 1946, т. 2.; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях
знаменитых философов. М, 1979; Древне-римская философия. М, 1999.

В дальнейшем, когда уровень развития общества и общественной мысли определялся особым отношением к религии, а апологетика Средневековья сменилась Новым временем, Просвещением, мыслители утверждали, что религия противостоит разуму. Она есть следствие обмана и невежества людей, отражает его эмоциональное состояние, связанное с чувством страха, боязни смерти. Именно опытное познание мира, просвещение масс, с точки зрения Ф. Бэкона и Т. Гоббса, Б. Фонтенеля и К. Гельвеция, Ф. Вольтера и Ж. Мелье, Д. Дидро и П. Гольбаха \ должно ослабить религиозное воздействие на общественное и индивидуальное сознание.

Философский подход в изучении религии, предпринятый Б. Спинозой, Д. Юмом, И. Кантом, Г. Гегелем, определял ее как явление трансцендентное, то есть выходящее за рамки опытного и теоретического изучения . Впервые же о компенсаторной функции религии в обществе заявили Л. Фейербах и основоположники марксистской мысли - К. Маркс, Ф. Энгельс 3.

На протяжении всего XIX века возникали и развивались различные философские направления, которые ставили и пытались решить проблему эмоционального элемента в религиозном комплексе (А. Шопенгауэр, А. Бергсон) 4. Но их попытки объяснения роли эмоций в религии как

1 Бэкон Ф. Соч. В 2 т. М., 1971-1972; Гоббс Т. Избр. произ. В 2 т. М., 1964; Дидро Д.
Соч. В 2 т. М., 1986-1991; Гельвеций К. А. Соч. В 2 т. М., 1974; Гольбах П. Избр. произ.
В 2 т. М., 1963; Вольтер Ф. Философские сочинения. М., 1988; Фонтенель Б.
Рассуждения о религии, природе и разуме. М, 1979.

2 Спиноза Б. Избр. произведения. В 2 т. М., 1957; Юм Д. Трактат о человеческой
природе. Книга вторая. Об аффектах. М., 1995; Гегель Г. Философия религии. В 2 т. М.,
1975-1977.

3 Фейербах Л. Сущность христианства. М., 1965; Фейербах Л. История философии.
Собр. соч. В 3 т. М., 1974; Маркс К., Энгельс Ф. О религии. М., 1956.

4 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. В 2 т. М., 1993; Бергсон А. Два
источника морали и религии. М., 1994.

социальном явлении несли в себе главным образом гуманистическую направленность.

Философское направление - феноменология, предопределило дальнейшее развитие вопроса о роли эмоций в религии. В трудах ее таких представителей, как Э. Гуссерль, М. Шелер, П. Бергер и др.1 не просто анализируется религия и ее конкретные проявления, а была предпринята попытка понять, что такое религиозность вообще, что делает религиозными несхожие действия и обряды. Представители этого направления исследовали, в первую очередь, устойчивые компоненты в религиозном материале и изучали структуру и элементы различных форм религии.

Начало нового этапа в изучении эмоционального фактора в религиозности человека ознаменовало экзистенциальное понимание религии и религиозных эмоций. Большинство экзистенциалистов определяли бытие как эмоциональное общение Бога и человека, обозначив тем самым главенствующую роль эмоций в формировании религии и ее воздействие на поведение верующих (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю)2.

Особый интерес для нашей работы имеют исследования представителей психоаналитической теории (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм и др.). Они отвергли попытку рассматривать религию как некую самостоятельную сферу человеческой жизни, которую можно было бы противопоставить другим сферам 3. Представив религию как

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М, 1999; Шелер М. Избр. произ. М., 1994.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993; Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1994; Бубер М. «Я» и «ты». М., 1992; Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. М., 1995; Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989; Юнг К.-Г. Бог и бессознательное. М., 1997; Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990;

невротическое состояние общества, они стремились подчеркнуть значимость исследования не только психологических, но и социальных аспектов религии. Психоанализ отошел от привычного взгляда на религию, поставив конкретные вопросы в изучении религиозности: роль эмоций в религии, их значимость в адаптации личности к социуму и в формировании различных социально-религиозных процессов.

Русские философы конца XIX- начала XX вв. (Бердяев Н.А., Соловьев B.C., Розанов В.В., Флоренский П.А., Франк С.А., Шестов Л., Вышеславцев Б.П., Трубецкой Е.Н., Ильин И.А., Булгаков С.Н. и др.) также не могли обойти вопрос относительно эмоционального элемента в религии как социальном явлении 1.

Советскими и современными российскими учеными - Гараджа В.И., Гуревич П.С., Васильев Л.С., Бабинов Ю.А., Девятова СВ., Лосев А.Ф., Межуев В.М., Миронов А.В., Митрохин Л.Н., Токарев С.А., Крывелев И.А., Куценок Б.М., Мень А.В., Сухов А.Д., Угринович Д.М., Торчинов Е.А. и многими другими - проблеме религии, ее месту в структуре общественного сознания, раскрытию ее гносеологических и социальных корней, исследованию религиозного чувства придавалось и придается важное значение 2.

1 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни.
Избр. М., 1995; Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М. 1994; Бердяев НА.
Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995; Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве.
Соч. В 2 т. 1989, т. 2.; Шестов Л. На весах Иова (Странствования по душам). Соч. В 2 т.
М., 1993, т. 2.

2 Васильев Л.С. История религий Востока. М, 1988; Гараджа ВИ. Религиоведение.
М.,1995; Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. М., 1998; Токарев С.А.
Ранние формы религии. М., 1990; Крывелев И.А. История религий. В 2 т. М., 1988;
Куценок Б.М. Эмоции и религия. К., 1987; Мень А.В. История религии: В поисках
Пути, Истины и Жизни. В 7 т. М.,1991; Религия и общество: Хрестоматия по
социальной религии. М., 1996; Угринович ДМ. Психология религии. М., 1986;
ТорчиДОв Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и
психотехника. СПб., 1997,

Сегодня становятся нормой проводить социологические опросы с целью выяснения картины современной религиозности в России, связей между религиозными чувствами, убеждениями и политическими установками. В рамках «круглого стола» , за которым собираются философы и социологи, психологи и богословы, обсуждаются процессы в обществе, связанные с изменившимся образом религии в общественном сознании и проявлением религиозности на ее эмоциональном уровнях в различных социальных проявлениях.

Невозможно не отметить, что на повышенный интерес современных ученых (Скородумов А.А. Полищук Ю.И., Балагушкин Е.Г., Михайлова Г.А., Колосницын В.И. и др.) , к выяснению роли эмоций в религиозном комплексе оказал характерный для конца XX - начала XXI века всплеск нетрадиционной религиозности и религиозного отчуждения.

Интересен анализ современных исследователей - Овчаренко В.И., Лейбин В.М., Буянов М.И. и др., раскрывающий феномен отчуждения через призму психоаналитического учения 3. Религия не только

Религия и политика в посткоммунистической России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992, № 7; О социальных функциях церкви // Социс. 2002, № 4; Религиозные организации и государство, перспективы взаимодействия. Международ. конференция (22-23 фев. 1999 г.). М,. 1999; Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Матер, межд. науч. - практ. конф. (2-3 окт. 1997 г.). Казань, 1998; Религия, общество и государство в XX веке: Матер, межд. конф. (Москва, 22-25 окт. 1991 г.). М., 1991; Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего // СОЦИС, 2002, № 7, с. 68-77.

2 Скородумов А.А. Увлечение религиозным сектантством: психологический анализ //
Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Рос. Таможен.
Академии, №1, 1998; Полищук Ю.И. Влияние новых религиозных культов на
психическое здоровье и личность человека // Прикладная психология, №4, 1998;
Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России, морфологический
анализ. М., 1999.; Михайлова Г.А. Особенности религиозной ситуации в России //
Религия и право. №1, 1999; Религия и общество. Очерки религиозной жизни
современной России. М., 2002.; Колосницын В.И. Религиозное отчуждение.
Свердловск, 1987.

3 Буянов М.И. Религия и психотерапия М., 1998; Лейбин В.М., Овчаренко В.И.
Антология российского психоанализа. В 2 томах. М., 1999; Социологический
Психологизм. Минск, 1990.

воспроизводит отчужденные отношения, но и выступает в качестве их преодоления. Освобождение от эмоций отчужденного характера проявляется в ритуалах очищения, покаяния, оправдания, спасения, обретения потерянного рая, утешения и других формах религиозного верования. Необходимо отметить, что религиозное отчуждение может иметь как негативные последствия - конформизм, фанатизм и экстремизм, так и позитивные - возможность успешной адаптации личности к социуму.

Заслуживают внимания работы философов, социологов, психологов С. Хассена, Р. Лифтона, Г. Оллпорта, Г. Ленски, П. Берара, А. Маслоу и др.1, в которых исследуется проявление эмоционального религиозного элемента как в личностном аспекте, так и в общественном, а также феномены религиозных предрассудков и нетрадиционной религиозности.

Таким образом, на основе сказанного можно сделать определенные выводы. Во-первых, всей историей развития философской и социологической мысли созданы основательные предпосылки для исследования эмоционального компонента религии, как определяющего в понимании современных религиозно-общественных явлений. Во-вторых, духовная и религиозная жизнь общества претерпевает глобальные изменения, вызывая к себе все больший интерес со стороны научной мысли. В-третьих, активизация экстремистских, а то и открыто террористических организаций, духовно связанных с религиозным фанатизмом, или придающих своим действиям религиозную оболочку, подводит нас к необходимости более глубокого исследования эмоционального фактора в структуре религии как социальном явлении.

Современные же идеи, представления, взгляды и концепции отечественных и зарубежных ученых, связанные с их анализом роли

1 Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб., 2002.; ОллпортГ. Личность в психологии. М.; СПб., 1998.; Берар П. Религия в современном мире. М., 1979; Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

эмоционального элемента в религиозном комплексе, дают возможность расширить и углубить традиционные научные представления относительно эмоционального компонента в религиозном комплексе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В представленной работе исследуется влияние эмоциональности на религиозность человека через соотношение и взаимодействие с бессознательными слоями и духовной компонентой психики. Это позволяет определить важную значимость эмоционального фактора в религиозном комплексе и более обстоятельно понять различные общественно-религиозные феномены. Социально-философский аспект исследования роли эмоционального аспекта в религии позволяют выявить особенности современной религиозности, духовные компоненты религиозного комплекса, а также стереотипы психики в поведении верующих.

Цель исследования: рассмотреть философско- социальный аспект проблемы эмоциональности как элемента религиозного комплекса. Выявить нетрадиционную религиозность, предрассудки и отчужденность как специфические формы современной социальной адаптации верующих. Показать связь религиозной отчужденности с религиозным фанатизмом и религиозным экстремизмом.

Для достижения поставленной цели важно было решить в ходе исследования следующие задачи:

  1. рассмотреть историю развития представлений о религии в философской и социологической мысли;

  2. проанализировать структуру религиозного сознания;

  3. определить связь эмоционального и бессознательного;

  1. обосновать такой важный фактор воспроизводства религиозности как эмоциональный стресс;

  2. проанализировать значимость религиозной эмоциональности в социальной адаптации личности;

  3. выявить отрицательное проявление в современном социуме таких форм религиозной эмоциональности, как отчуждение, фанатизм, экстремизм и др.

Объектом исследования является религия, которая рассматривается не только как важный элемент индивидуального или общественного сознания, но как комплекс в его социально- культурном проявлении посредством культов, идеологических религиозных отношений, организаций, средств массовой информации.

В качестве предмета исследования выделяется эмоциональный элемент в структуре религиозного комплекса. Эмоциональное рассматривается в социально-философском контексте как духовный аспект религиозности, имеющий свое проявление не только в структуре религиозного сознания, но и в религиозных идеологических отношениях, в общении и социальных действиях верующих.

ТЕОРЕТЖО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Теоретическую основу диссертации составляет анализ философских, социологических, психологических и богословско-теологических направлений и синтез тех идей, которые на наш взгляд, позволяют раскрыть роль эмоционального элемента в религиозном комплексе, что особенно актуально на сегодняшний день, - в формировании современных религиозно-общественных феноменов.

В теоретическую основу диссертации легли фундаментальные философские труды Г. Гегеля, И Канта, Л. Фейербаха, представителей

экзистенциализма, «философии жизни», феноменологии, фрейдизма и неофрейдизма (3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма), исследования современных философов, социологов, психологов.

При анализе социально-религиозных процессов, эмоционального компонента в религиозном комплексе главной общефилософской методологической основой послужили законы, категории, принципы диалектики. Подобная методология позволяет анализировать предмет объективно, в его взаимосвязи с другими, придерживаться комплексного подхода в изучении поставленной проблемы.

При постановке и решении научной проблемы, с учетом ее междисциплинарного статуса, также использовались общенаучные методы моделирования, анализа и синтеза, структурно-функциональный подход, с опорой на теоретический и методологический фундамент, подготовленный раннее философско-историческим периодом и современными работами ведущих специалистов в данной области исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

В диссертации на основе систематизации разнообразного философского, психологического и социологического материала дано обобщенное представление о роли эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса. Рассмотрена эмоциональная составляющая религии как социального явления и активное проявление религиозной эмоциональности в современной общественной жизни.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

  1. Дан философско-социальный аспект роли эмоционального компонента в религиозном комплексе;

  2. Религиозная эмоциональность рассмотрена в структуре индивидуального и коллективного бессознательного;

  1. Раскрываются эмоционально-религиозные феномены как механизмы защиты современного человека от негативного воздействия на него социальных отношений;

  2. Показана функциональная значимость эмоциональности в условиях адаптации личности в социальной среде;

  3. Анализируется роль эмоций в формировании нетрадиционной религиозности;

  4. Выделяется эмоциональная сторона религиозного отчуждения;

  5. Исследуется значимость эмоционального компонента в формировании религиозных предрассудков и их негативное (фанатизм, экстремизм) проявление в социуме.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ, ПРЕДПОЛАГАЮТ ИССЛЕДОВАНИЕ:

религиозной эмоциональности в структуре индивидуального и

коллективного бессознательного;

эмоционально-религиозных феноменов как механизмов защиты

современного человека от негативного воздействия на него

социальных факторов;

функционального значения религиозной эмоциональности для

адаптации личности в социальной среде;

роли эмоций в формировании нетрадиционной религиозности;

эмоциональной стороны религиозного отчуждения;

эмоциональности в формировании религиозных предрассудков и

их проявления в негативной (фанатизм, экстремизм) деятельности

социальных субъектов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что она позволяет выявить место, роль эмоционального компонента в каждом из элементов структуры религиозного комплекса, проявление эмоциональности в нетрадиционных религиях, в религиозном отчуждении и религиозных предрассудках, которые проявляются в поведении верующих, в их адаптации к современным социальным отношениям.

Теоретическое значение диссертации также в том, что проблема взаимосвязи эмоций и религии имеет большое значение для более четкого понимания социальных и психологических корней религии и их роли в формировании религиозности. Осуществленное исследование взаимообусловленности механизма адаптации и религиозности, особенностей формирования религиозного отчуждения и религиозных предрассудков позволяет понять роль эмоционального в формировании современных социально-религиозных процессов.

Практическая значимость диссертационного исследования
определяется реальной возможностью применения его результатов в
учебном процессе при изучении студентами темы «Структура и формы
общественного сознания». Материалы диссертации и содержащиеся в ней
выводы могут быть использованы при подготовке учебных курсов по
религиоведению, социологии и психологии религии, в соответствующих
разделах учебников по данным дисциплинам. Например, «Роль
эмоционального компонента в религиозном комплексе»,

«Эмоциональность в формировании религиозных предрассудков и их проявление в социуме», «Роль эмоций в формировании нетрадиционной религиозности» и т.п.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. По теме диссертации опубликованы следующие работы:

  1. Религиозная вера и эмоции// Вестник Сев .У. - Севастополь, 1999, № 20

  2. Эмоциональная природа религиозного культа// Вестник СевГТУ. -Севастополь, 2001, № 29

  3. Эмоциональная обусловленность религиозного отчуждения// Вестник СевГТУ. - Севастополь, 2001, № 35

  4. Адаптационные процессы в современных поликонфессиональных обществах/ Взаимоотношения религиозных конфессий в многонациональном регионе. Сборник научных трудов. -Севастополь: «Вебер», 2001.

  5. Значимость религиозных предрассудков в формировании религиозности как социально-адаптационного явления//Социально-гуманитарные знания. - М., 2002, №6

Материалы диссертационного исследования использовались на конференциях:

Международные конференции, посвященные проблемам духовности. Севастополь, 1999-2000гг. Выступления на тему: «Эмоции и социальная адаптация»; «Религиозные переживания в процессе духовного становления».

III Международная Крымская конференция по религиоведению, 2001г.: «Взаимоотношения религиозных конфессий в многонациональном регионе», «Адаптационные процессы в современных поликонфессиональных обществах».

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Историко-философский аспект исследования эмоционального компонента в религиозном комплексе

Религия является одной из важнейших духовных предпосылок возникновения философии и не случайно, что проблемы о существовании, происхождении, природе и функциях богов затрагивались практически всеми древнейшими философами. Так, с точки зрения Сократа, природа и человек являются творением божества «великого и всемогущего». Небо и землю, богов и людей гармонично объединяют общение, дружба, порядочность и высшая справедливость. По этой причине нашу Вселенную зовут «космос» (порядок), а не «беспорядком» \ Душа у человека бессмертная, как частица божественной души. В ней важнейшая духовная роль отводится такому понятию, как «daimonion» («божественное»). Сократ говорил о «внутреннем божественном голосе», который звучит в человеческой душе. Посредством демонии боги выделяют человека из всех других и сообщают ему смысл мироздания, предохраняют от совершения зла и ведут по пути добродетели.

Сам Сократ отмечал, что через прорицания, сновидения или другие способы ему с раннего детства является какое- то «чудесное божественное знамение». И оно всегда отвращает его от того, что он намеревается делать, и никогда не побуждает к не добродетельным поступкам. Некоторые считают этот демонии за предчувствие или голос совести. И если, когда кто-нибудь из моих друзей советуется со мной, мне слышится этот голос, он точно таким же образом предупреждает меня и не разрешает действовать. «Великая сила этого божественного знамения распространяется и на тех людей, что постоянно со мною общаются» 1.

Убежденный в бессмертии души, Сократ на суде говорил судьям: Боязнь смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ. Все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол. Мне суждено умирать, а вам, судьи, продолжать жить. А кому из нас отведена лучшая доля, это ни для кого не ясно, кроме бога .

Философия Платона тесно связана с религией, с признанием бессмертия души, которая, прежде чем вселиться в семя человека, пребывает в «мире идей». Чем больше по времени она там находится, тем больше несет в себе мудрости и на основе знаний способна руководить человеком по пути добродетели. От того, какое начало преобладает в человеке - добродетельное или злое, зависит дальнейшее перевоплощение души. В следующей жизни она может обрести тело человека более достойного или низменного, а то и животного. Вынужденное перевоплощение души продолжается 10 тысяч лет. За это время у нее могут вырасти крылья, с помощью которых она сможет из земной жизни устремиться в небеса. В этом случае осуществляется истинное благо души, т.е. ее возвращение не небо и приближение к божеству.

Душа является жизненным источником тела. Местоположение рассудка, или рациональной души, расположено богом в голове человека, т.е. в том месте, которое наиболее близко к небу. Иррациональная душа пребывает в теле. Ее такие составляющие чувства, как смелость, честолюбие, энергия располагаются в сердце. Другие - желания, наклонности, аппетит находятся под диафрагмой. Все тело в целом управляется рациональной душой \

Аристотель в своей теории происхождения богов соединил различные элементы представлений более древних ученых. Его Бог - это духовное начало всего сущего, «перводвигатель», первопричина бытия. Душа присуща всему живому: растению, животному и человеку. Но в каждом из них она проявляется по-разному. Так, для растения характерно питание и рост, для животного - наличие органов чувств, для человека -разум, размышления.

Стагирит четко описал различные человеческие чувства: осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Все ощущения получаются посредством органов чувств. Религиозное чувство определяется страхом за те возможные наказания после земной жизни, которые предстоит испытать тому, кто совершил злодеяние. Склонность же к греху, преступлению, жажде месте, с его точки зрения, порождается гневом. Гнев открывает дорогу злу и не способствует совершению добродетельного поступка, который был бы отмечен богами.

Для эпохи Средневековья присуще развитие богословской мысли, которая утверждала значимость религиозности над остальным общественным миропониманием. Несмотря на то, что большинство теологов видели в религии возможность объяснения возникновения человека, английский философ Роджер Бэкон предлагал рассматривать различные типы религий как попытки создать истинную теологию. Для Возрождения, также как и для Античности, было характерно натуристическое мышление, когда мифические образы истолковывались как идеи астрального миропонимания. Именно в это время зародилась тенденция систематизации мифологического материала. Открытия этого периода не содержат исследований о структурных элементах религии, но они положили начало накоплению знаний об иных культурах и исследованию нехристианских религий.

Вопрос о структуре религии возник тогда, когда были накоплены в достаточном объеме исторический, археологический, этнографический материалы и религия стала предметом специального научного изучения. Особое значение имеют работы нидерландского философа Б. Спинозы, английского философа Д. Юма, немецких мыслителей И. Канта и Ф. Гегеля, которые заложили основу философии религии.

Одним из первых философов, кто попытался представить религию как комплекс, был Бенедикт Спиноза. Вся философская система Спинозы определяется его концепцией «субстанции». По его мнению, если человек имеет идею бога, то бог должен существовать. Бога он понимал как субстанцию, бесконечное существо, «причину самого себя», состоящее из многих атрибутов, которые его определяют. Человек же из множества атрибутов знает только два: «мышление и протяжение» .

Эмоциональный аспект религиозной духовности

Духовная деятельность является основой духовной жизни общества, т.к. она есть производство, распределение, обмен и потребление духовных ценностей. Целью духовной деятельности является не только познание и преобразование природного и социального мира, но и одухотворение внутреннего мира человека, очеловечивание его через формирование, удовлетворение и возвышение его духовных потребностей. Важнейшей составной частью человеческой духовности является религия во всем своем сложном социально значимом комплексе

Русская Православная церковь вносит свой смысл в понятие духовности, целиком связывая его с Духом святым и его «стяжением». По учению преподобного Макария Египетского, «стяжение Духа Святого и его даров» обозначает «жить по вере, по христианскому обряду, отличаться духовной ревностью».

Понятие духовности в православии не ограничивается индивидуальным духовным подвигом, хотя он и высоко оценивается церковью, что дает ей возможность формировать пантеон святых, святителей, Учителей. Оно включает в себя живой интерес к разнообразным явлениям человеческого бытия. Умственное безразличие к основным вопросам бытия, забвения и незнания заветов Христа - таковы, по мнению богословов, опасные враги духовной жизни .

В религии как важнейшем факторе духовности человечества выделяются различные структурные компоненты. Так, в религиозном сознании можно отметить два уровня - обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание включает в себя образы, представления, стереотипы, настроения и чувства, волевые действия, привычки и традиции. Эмоциональное содержание на данном уровне играет доминирующую роль.

На концептуальном уровне сознание представляет собой совокупность понятий, идей, продуктов профессиональной деятельности мыслителей:

- учение о Боге, мире, природе, обществе, человеке (теология, богословие, символы веры и т.д.);

- интерпретация экономики, политики, права, морали и т.д. в соответствии с принципами религиозного мировоззрения;

- религиозная философия.

Концептуальный уровень религиозного сознания образует мировоззренческое «ядро», из которого исходят религиозные представления, убеждения и религиозная деятельность. В этой системе невозможно оторвать эмоциональный элемент, ибо у человека мысли, переживания, представления всегда связаны с чувствами. Тем самым, религиозная эмоциональность выступает неотъемлемым элементом религиозного сознания и религиозной деятельности.

Э. Фромм, анализируя религиозное сознание и религиозную эмоциональность, выделяет несколько аспектов, характерных для религиозных систем:

- переживание как религиозный аспект. Под ним он понимал чувственно-эмоциональную сторону воздействия религиозного культа;

- научно-логический аспект, как определенную систему знаний о природе;

- ритуалистический аспект, когда реализуется потребность человека в

единении с другими людьми в совместных культовых действиях;

- семантический аспект, выраженный в ярких символах '.

И в данном случае Фромм обращает особое внимание на эмоциональную составляющую в религии, без наличия которой невозможно представить сущность религиозного сознания.

Религиозная эмоциональность в социальной адаптации личности

Социальные отношения подразделяются на материальные, которые складываются между людьми независимо от их сознания, и идеологические, которые прежде чем сложиться проходят через сознание людей. Это не означает, что идеологические отношения только духовны. Они, во-первых, как и материальные отношения объективны. Например, верующие вступают в ходе совместной службы в религиозные идеологические отношения. Во- вторых, религиозные отношения включают в себя принципы практической деятельности верующих, связаны с их реальными повседневными потребностями.

В структуре религиозных отношений можно выделить такие элементы, как отношение верующего к богу, к своей религиозной общности, к инаковерующим и неверующим, к социальным институтам, к природе. Эти отношения определяются установившимися религиозными ритуалами, традициями, правилами и передаются из поколения в поколения. Тем самым, сохраняется и передается религиозная информация, осуществляется координация религиозной деятельности, контроль за поведением верующих, способствуя их адаптации в конкретных социальных условиях.

Действующее в рамках идеологических отношений религиозное сознание со своей специфической мировоззренческой картиной мира, системой нравственных ценностей, убеждений ориентирует деятельность верующих на адаптацию к социокультурной среде1. Религиозная деятельность требует регуляции и вызывает к жизни соответствующую систему организаций, институтов, которые формируют религиозное сознание и налаживают функционирование религиозных отношений. Эти отношения направлены на верующего человека и посредством его религиозного сознания осуществляется воздействие на его поведение.

Для верующих в процессе их социальной адаптации важная роль принадлежит религиозной эмоциональности. Успешная адаптация проявляется в их продуктивной социальной деятельности, в духовном уравновешенном состоянии. Неудачная адаптация приводит не только к эмоциональному стрессу, но и к социальному отчуждению. К основным проявлениям эмоционального кризиса можно отнести состояние стресса, эмоциональную дисгармонию, отчужденность, незрелость чувств, а также апатию, разочарованность в духовных ценностях и цинизм 1.

У верующих эмоциональные нарушения являются первичным звеном всевозможных социальных и психологических патологий и устойчивого стрессового состояния. Нервно-психическая перенапряженность разрушительно воздействует на базовые эмоции человека - удовольствие, гнев, страх и т.п. Они не только выступают реакцией на внешний раздражитель, но и выполняют адаптивную функцию организма.

В этом отношении представляет интерес исследование, которое в начале XX в. предложил Ганс Селье. В одном из экспериментов он обнаружил «синдром ответа на повреждение как таковое», который назвал эмоциональным стрессом, т.к. он представляет собой комплекс эмоциональных состояний, возникающих в ответ на различные экстремальные ситуации.

Эмоциональный стресс, или «триада», считал он, состоит из трех последовательных стадий.

Первая стадия развития стресса характеризуется мобилизацией адаптационных возможностей организма.

Вторая стадия обеспечивает сбалансированное расходование адаптационных резервов. Если на данном этапе приспособительные силы организма исчерпываются раньше, чем разрешается стрессовая ситуация, наступает истощение.

И третья стадия - истощение, характеризуется как болезненное состояние и требует к себе повышенного внимания и лечение \

Из данного анализа можно предположить, что под стрессом понимается неспецифический ответ, состояние нервного напряжения. Оно возникает у человека в ответ на воздействие экстремальных или патологических для организма человека раздражителей. Эмоциональные переживания, эмоциональная насыщенность выделяются в качестве основной характеристики этого состояния. Следует отметить, что состояние эмоционального перенасыщения, так же как эмоциональной неудовлетворенности, может привести к стрессовому состоянию.

Понятию «стресс» на личностном уровне идентично понятие «дезадаптация». Дезадаптация приводит к потере гармоничности, уравновешенности, формирует отчужденность, противоречивость и дисгармонию.

Состояние стресса или дезадаптации является одним из ведущих факторов в формировании религиозности, особенно у незащищенных слоев населения, появляясь вследствие воздействия на психику человека неблагоприятных социальных, экономических, этнических, социально-психологических и идеологических факторов. Формы внешней дезадаптации выражаются в эмоционально-психологической характеристике личности, которые в дальнейшем преобразуются во внутреннюю личностную дезадаптацию, в состояние стресса. Религиозность с позиций психофизиологии человека, выходящего из состояния стресса, своеобразная форма адаптации к социуму.

В современном всплеске религиозных и прорелигиозных тенденций, внимания к теософии, оккультизму проявляются обычный страх, неуверенность, бессилие перед создавшейся ситуацией, отсутствие позитивных перспектив. Внешним аспектом взаимосвязи религии и страха является то, что страх, проявляющийся в социальных условиях, может служить предпосылкой формирования религиозной эмоциональности, а внутренним - страх, как всегда присутствующий элемент религиозности.

Похожие диссертации на Философско-социальный анализ эмоционального элемента в структуре религиозного комплекса