Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философское исследование проблемы нравственного выбора в творчестве Мустая Карима Хусаинова, Айсылау Хамзеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хусаинова, Айсылау Хамзеевна. Философское исследование проблемы нравственного выбора в творчестве Мустая Карима : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Уфа, 1995.- 19 с.: ил.

Введение к работе

і '

Актуальность темы исследования. Крупнейшие социальные погрясения конца XX века сделали проблему свобода одной из центральных гем человеческого бытия. Свобода как субстанция человека детерминирует и.,проблему морального выбора. Ведь, последний зависит от того, что собой представляет человек. Именно, человек делает выбор: 'будет ли принято решение в пользу свободы или против нее.

/ Человек в конечном счегб должен принять решение в пользу свободы, И данное решение продиктовано прежде всего его сознанием. Самораскрытие свободы каждый раз достигается новой постановкойлгроблемн человека. Коллизий й парадоксы человека и социума, происходящий процесс переоценки моральных ценностей человека и человечества все более актуализируют . проблему морального выбора, решение которой не может, мыс-1 литься в отрыве от широкого контекста всей мировой духовной культуры в целом.

Своеобразие духовного микроклимата Башкортостана заключается в том, что здесь происходит пересечение различных культурных магистралей, действующих мировых тенденций, обусловленных соборным слиянием идей Востока и Запада.

Творчество Народного поэта Башкортостана Мустая Карима -это образец подлинного "вживания" /М.Хайдеггер/ в исторический, историко-философский и историко-культурный контекст эпохи. Настоящая диссертация является первой попыткой широкомасштабного синтеза различных влияний, позволяющих выйти многообещающим горизонтам историко-философских и мировоззренческих генерализаций. Произведения М.Карима явл.штся в то же время уникальным документом, раскрыващим самобытный фольклор, в основании которого покоится не только мифология к традиция, но и художественное слово, своеобразно охватывагывающее эпоху и делающее свой выбор в-пользу человека.

Степень разработанности проблемы. Впервые проблему свобода выбора в истории философии ставит Аристотель, который решает ее сообразно специфике морали как социального, отношения.

В арабр-мусулъманской философии средних Веков проблема выбора и ответственности человека в теоретико-философском аспекте исследуется в. философии восточного перипатетизма /аль-ч&араби,. Йбн Сина, Иба Рущц и др./,- а также в крупном.течении ислама - суфизме /аль-Халлада,'аль-Газали, Иба Араби и др./.

В дальнейшем проблема свободы как возможности выбора сгано-.
вится краеугольным камнем в филооофии историк Гегеля, антропологии
Канта, экзистенциализме Кьер'кегора и XX века.' "*

Марксизм рассматривал человека как -частицу социума, и онтология человеческой субъективности не стала доминирующей в науке./Архангельский Л.ЇД., Бандзеладзе Г.Д;, Иванов В.Н., Рыбакова Н.В., Харчев А.Г., Уткал С.С.-, Шишкин А.Ф. и др./.

Социальные корни проблемы морали и выбора в фщгософско-зги-ческом аспекте рассматриваются в работах таких-исследователей, .как А.А.Гусейяов, Г.Н.Гушицкии,.О.Г.Дробяицкий, В.П.Кобляков,.М.Г.Лазарь, Р.Д.Петропавловский, В.Н.Савельев, А.П.Скришшк, Ь.М.Смолен-цев, А.И.Титаренко и др.

. Философскую антропологию в литературе'с точки зрения морального выбора исследует М.М.Бахтин, считавший, что пока человек жив,. 'оя еще живет тем, что еще не завершен и не сказал своего последнего слова. Выбравтероя и доминанту его изображения, автор, по мнении. ученого, уже связан с внутреннею, логикой выбранного, что'подтверждается творчеством М.Карша и Других художников слова, яеоднозяач-. но раскрывающих социально-исторические потрясения века /М.Булгаков, Л.Леояов, А.Толстой, М.Шолохов,. Д.Кдгый, Х.Давлетшина, И.Наснри, З.Биишева, Н.Надаши, ї-.Бондарев, В,Быков, .Я.Айтматов и др./. Эти социальные перипетии проникают и в произведения М-.Карида, исследующего поведение человека в экстремальной ситуации.

... Социальные аспекты, проблемы морали научно разрабатываются в
Башкортостане только с конца 70-х - начала 80-х годов Д.М.Азамаго-
вым, Д.Х.Валеевым, которые, выпустили ряд монографий, посвященных
вопросам, философии и этики, но моральный выбор как отдельная проб
лема ими не исследуется. -

Цели, и задачи исследования. Основной целью данной работы является исследование проблемы морального выбора в творчестве М.Карима в контексте философия Востока и' Запада.

В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи исследования: v

изучить проблему человека и морального выбора в философии античности, в арабо-мусульманской философии средних веков, в немецкой классической философии и в философии' экзистенциализма;

исследовать влияние данных философских учений на мировоззрение М.Карима;

рассмотреть проявление различных элементов язычества, христианства и мусульманства в поведении героев в произведениях писателя;

проследить своеобразие влияния социально-исторических перемен на'моральный выбор героев в произведениях М.Карима;

выявить специфику проблемы морального выбора в творчестве башкирского писателя'в контексте литература народов.

В работе применялись исторический и логический методы исследования, метод сравнйгельно-типологйчёскбго анализа и системности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили сочинения Платона, Аристотеля, аль-Фараби, Ибн Рушда, аль-Газа-ли, а также работы Гегеля, Канта, Кьеркегора, М.де Унамуно, Н.А6-' баньяно, Ж.-П.Сартра, А,.Камю; труды отечественных философов B.C. Соловьева, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, В.В.Розанова.

Значительный материал обнаружен в исследованиях А,Ф.Лосева,. Л.Н.Гумилева,'С.Н.Григоряна,, М.В.Вагабова, А.Х.Касынжанова, Л.И. Климовича, С.Н.Кирабаева, А.В.Сагадеева, Е.А.Фроловрй, а также зарубежных ученых Дж.Дж.Фрэээра, Дж.С.Тршгаягэма, Г.Э.фбн Гршебаума.

Использованы монографий и.публикации местных исследователей: И.Г.Акманова, Н.В.Бикбулатова, Р.Г.Кузеева, Т.А.Кильмухаметова, Г.Б.^саинова, БД.Юлдашбаева.

Научная новизна исследования может быть сведена к следующим положениям:

- на основе изучения историко-философского материала раскрыто
влияние философии античности, арабо-мусульшшской философии сред
них веков, немецкой классической философии и философии экзистенциа
лизма на мировоззрение М.Карима; в определенной мере на мировидение
башкир; . '

- 'предложен свой вариант рассмотрения творчества М.Карима в
контексте философии Востока и Запада, основанный на эволюционном
подходе: проанализировано пересечение, синтез, динамическая вза
имосвязь и столкновение разных национально-культурных и религиоз
ных парадигм; различное влияние нравственных норм язычества, хрис-

. тиансгва и мусульманства на моральный выбор героев в произведениях писателя;

раскрыто влияние социально-исторического фактора на поведение героев в произведениях М.Карима;

выявлена специфика проблемы морального выбора в творчестве башкирского писателя в контексте литературы народов;

вводится понятие "пайлаяыш яроблемапы" /проблема выбора/ в анализ философии башкирского народа. ' >

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации положения и выводы в определенной мере * раскрывают истоки философии башкирского народа, так как' творчество М.Карима основывается на башкирском материале. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса философии, истории, культуры, литературы республики, чтении специальных кур-' сов ав литературе народов России, СНГ.

Апробация исследования. Диссертация была обсудена на заседаниях Ученого Совета Института истории, языка и литературы УЩ РАН, кафедры философии Баикіфского государственного университета. Основные положения работы докладывались на научно-теоретических конференциях, на методологических семинарах. Промежуточные положения исследования использовались в ходе проведения лекций и семинарских , занятий у студентов исторического и филологического факультетов ' Башкирского государственного педагогического института. '

Содержанщеся в диссертации положения излокевы в опубликован
ных работах. (

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения к списка использованной литературы. '

Произведения писателя в диссертации и автореферате цитируются по изданиям: Карим Ы. Собрание сочинений, В 3-х т. М., "Художественная литература", 1983; Карим М., Сочинения. В 4-х т. /На баш', яе Уфа, Башкяигоиздат, 1967-1988; Карим Ы. Деревенские адвокаты: Повес ти. Ы., "Современник", 1989. 528.с; эссе: " -Карим М. Притча о тре> братьях. М., "Современник", 1988". 367 с.