Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование политического сознания тружеников села (на примере Казахстана) Кожамберлиев, Баймырза

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кожамберлиев, Баймырза. Формирование политического сознания тружеников села (на примере Казахстана) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Алма-Ата, 1992.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теш исследования. Процессы осію нательного разрушения, дсмоитагд существовавшей системы политико-правовой надстройки, именуемой адмииистратчвно-ко'ландной системой, сформиро-ванной по принципам бюрократического централизма и параллельно с происходящие с. ними поиски других, соответствующих нашему бытию форм политической организации - характерные черты переживаемого периода наъ-его общества.

Етн крайнз сложные и драматические процессы, когда старые структуры еще полностью нр утратила своего значения, а становящиеся новые формы не успели укорениться и стабилизироваться, сопровождаются интенсивным идейным броиенисм, растерянностью и социальной апатией. Однако, эти же объективные изменения инициируют мотїршй импульс к теоретическому осмисленню сущности прошлого и порождают необходимость систематизации и концептуального офоркде-ния тенде!щии политического развития страна.

Десятилетиями марксистская, мысль курсировала по накатанной колее, догматически и упрощенно комментируя, и стало быть, дискредитируя наследие классиков ыаркоисна. Глубоко укоренившиеся принципы схоластического теоретиэкрозаиия канонизированного марксизма, не имеющие никакого отношения к социальной практике,убили всякую форму живой мысли. В результате из арсенала обществовед -ческой мысли выпали наиболее суп^ственные и фундаментальные категории культурно-цившіизационного развития: "гражданское общество", "правовое государство", "субъект политика", "государство а личность" и другие.

Застой и консерватизм в социально-философских и врідических исследованиях непосредственно сказались и на таком аспекте поли-

тики как политическое соєнглие. Пожалуй, следует особо подчеркнуть, что догматизация и мифологизация марксизма приобрели наиболее вульгаризованную, грубо-циничную форму именно б анализе. проблей, касающихся сущности политической и правовой надстройки. 3-го и понятно, ибо в сфере политики, особенно политического сознания, прежде всего концентрируются рсальине проблемы и противоречия экономического и социального развития общества. А для зак-1*плешш застойной практики поэтому потребовалось движение от утопии к мифологизации действительности.

Поотому кажущийся парадокс состоит именно б том, что при наличии огромного количества литературы пс общественно-политичес-kiiv проблемам, в настоящее Бреыя существует острая недостаточ -ность в социачьно-философских, юридических, политологических, социально-психологических и др. исследованиях сущности политической власти, формы государства, природы социально-классовых отношений, и в этом контексте особенности политического сознания и его структуры.

Кроме выие отмеченного обстоятельства существует собственно социально-философская актуальность изучения политического сознания. Дело в том, что долгое время проблемы политического сознания /других форм обществзнного сознания вообще/ рассматривались через призму упрощенно интерпретируемой дихотомия "общественное бытие-общсстзе;шое сознание". Исследовательское внимание было обращено в основном на содержание и характер анализируемых политических теорігі, идоГі, взглядов, чувств и т.д., как отражения общественного бытия,- как выражения классового ш.тереса. При этом вне поля

эраняя остались внутренние порождающие специфические механизму нолиїящеского сознанияукаїг особой формы общественного сознания.

Более того, сущность аполитического сознания как общественно сформировачного способа человеческой духовной деятельности, как специфического идеального образования, и стало быть, его актив -ная порождающая роль, по существу не осознавалась. Поэтому несмотря га дополнительно декларируемые положения об относительной самостоятельности, активности, ведущей роли и т.д. действитель -ная суцность политического сознания как общественно необходимого идеального способа деятельности,, как одной из исторических объективных мыслительных форм осталась нераскрытой. Вследствие чего в обществознагши утвердился и в настоящее время является господствующим так называемый многоаспектный методологический подход к исследованию общественного сознания.

Смысл отих методологических ухищрений выражается в том, что сознание рассматривается, во-первых, как отражение бытия /"гно -сеологизм"/; во-вторых, выяснению подлежит социальная функция форм сознания /"социологизм"/; в-третьих, необходимо классифицировать горизонтальные и вертикальные уровни и связи и т.д. Несмотря на внешнюю привлекательность принципы комплексного решения проблемы заводят в тупик, ибо в познании сущности ошибки в контексте фактов порой бывают несущественными, чем ошибки в контексте методологии /К.Маркс/.

В настоящей диссертационной работе сделана попытка рассмотреть сущность политического сознания в контексте культурологического и гуманистического поворота в марксистском обществозна-нии, в рамках целостной теории духовного производства, позволяющей сочетать основной материалистический принцип с объяснение,;!

порождающей активной роли политического сознания.

Перестроечный процесс неизбежно сопрововдается как разруше-

ниєм отживших фори социальности, так и зарождением новых форм. механизмов, способов жизнедеятельности различных социальных групп и слоев населения. Зпицеитром этих преобразований, своеобразным фокусом их преломления является характер и особенности полити -ческой ориентации. Как правило, становление нового типа полкти-ческого сознания и активное Бездействие его на происходящие явления жизни, по существу, есть единовременные процессы, взаимно опосредующие друг друга. Поэтому объективные экономические и социальные преобразования, являющиеся условиями развития и формирования политического сознания, сами в свою очередь направляются наличными политическими ориентирами.

Поэтому исследование путей и средств, способствующих ста -новлению зарожд&чгаегося нового типа политического сознания в различных социальных условиях является одной из актуальных политических и социальных проблем в настоянеє время.

В центре исследовательского интереса диссертанта находится поэтому анализ условий и предпосылок формирования нового типа политического сознания тружеников села Казахстана. Дело в том, что в условиях произвола централизма многие районы Казахстана быди задвинуты в дальнюю периферию политической и социальной жизни, т.е. отсутстие всякого внимания к условиям жизни сельс -ких районов /слабая техническая оснащенность, отсутствие инфраструктуры, низкий образовательный уровень и т.д.,/, привели к полной социальной и политической апатии, пассивности. И в современна условиях требуются немалые усилия не только в поднятии материального уровня жизни этих районов, но главным образом в пробуждении политической активности населения, превращении каждого человека в полноценного самостоятельного политического

- є -

субъекта, не идущего милости свыше, а самоутверждающегося.

Бсэ перечисленные ветіе аспекты и обусловили выбор теин исследования диссертантом.

Степень разработанности проблемы. В истории отечественного обїцествоізнания исследойанию проблемы политихи и политического сознания всегда придавалось болшое значение, хотя и, как выясняется в настоящее время, зачастую тенденциозное. Собственно социально-философские аспекты политического сознания наиболее ин -тенсивно стали разрабатываться в 60-е годы. Сущность политичес -кого сознания как составной части общественного сознанн-1 в эти годы рассматривается под углом зрения выяснения таких общих философских проблем, как материальное и идеальное в общественной жизни, сооткопение сознания и деятельности, взаимосвязь различных форм общественного сознания и т.д.

Поэтому специфика политического сознания в работах данного периода рассматривалась в paiwax структуры общественного сознания. В работах Гака М.Г., Куравлера В.В., Келлв В.П'.,Ковальзона М.Я., Серцсвой Д.П.,Грабоьского Ю.Е. и других политическое сознание рассматривается: а/ со стороны предмета отражения; б/ содержания политического сознания; в/ специфики его как отражения; г/ функций, которые политическое соанание выполняет в обществе.

В 70-е годы активно разрабатываются в основном проблемы методологии изучения общественного сознания. В этом идейном контекста и проводится дальнейшее исследование политического сознания. В работах Еурциной А.И., Демидова А.Й., Ковальзона И.Л., Макегсина Н.И., Ребркна В.А.Дугаринова В.П. и др. обосновывается необходимость разработки методологии исследования общественного сознания. Именно п этот период вырабатывается так называв-

і- 7 -

мый многоаспектный методологический подход к исследованию сущ -ности общественного сознания.

В конце 70-х и 60-е годы политическое сознание преимущественно изучается в качестве важнейшего (}>актора совврвенствования развитого социализма, поэтому наибольшее значение придавалось исследованию воспитательной роли политического сознания, повышения политической культуры трудящихся и т.д. /См.: работы того времени: Еикенина Н.Б.,Косолапова Р.И..Афанасьева В.Г.,Медведева В.Д..Яновского О.Г. и др./.

В 80-е годы интенсивно исследуется структура политического

*

сознания, уровни его существования ка основе принципов гносеологического и социологического подходов к общественному сознанию. /См.работы Демина А.П.,Гольдентрихта С.С.,Николаевой Л.В.,Рожно-ва В.П.,Уледрва А.К. и др./.

Проблемы формирования политического сознания тружеников села исследовались через анализ социальной структуры деревни, в контексте социально-экономического и культурного развития села. Интересующие нас аспекты жизни деревни рассматриваются в работах Аитова Н.А.,Великого Г1.П. .ЬКимуша Н.И..Староверова В.И. и др.

Историография вопроса будет неполной, если не отметить вклада казахстанских учение в разработку данной проблемы. Многие обществоведы республика - философы, экономисты, историки, такие как, Акопов М.С.Амаятаев Б.,Аубакиров Я.А.,Акмамбетов Г.Г.,Баши-ев С.Б.,Еурабаев М.С.Сужиков »иМ.,Йандильдин Н.Д.,Кшибеков Д., г,уста%н С.Т.,Сарсенбаев Ї.С.Соскич В.,Ялещева Р.А..Сегизбаев О.А. и другие в своих работах, посвященных актуальным проблемам социального и национального развития казахского народа, прямо нл» косвенно затрагивает проблемы политической культуры и поли-

тического сознания тружеников села Казахстана. '

Однако, необходимость объективного рассмотрения истории проблемы принуждает критическ і относиться ко многим положениям,выводам, принципам и т.д., а такие к научнкм стандартам, выработанных в процессе исследования политического сознания. Количество социально-философской, политологической, юридической и иной литературы, посвящение : анализу политического сознания, находится в обратном отношении к глубине и обстоятельности его теоретической разработанности.

Разумеется, на пути марксистского исследования этой проблемы имеются неоспоримые достижения и немалые, но в свете теоретических и практических потребностей сегодняшнего дня приходится пересматривать многое из того, что составляет арсенал исследовательского .материала,- Основная масса исследований, проводившихся без должной критической рефлексии и вне гуманитарных измерений в 70-80 гг. являла собой открытую форму апологетики, ;юпиращута принципы объективности и критичности.

В этом отношении многие-работы этого периода представляют собой не что иное, как форму прохождения пути, от утопии не к науке, а от утопии к мифу, ибо только мифологическое сознание могло усмотреть в состоянии застоя и- стагнации пр "знаки "реального социализма" .

В теоретико-методологическом отношении во многих перечисленных работах, посвященных анализу сущности и структуры политического сознания, проявились те недостатки принципов многоаспектной методологии, которые, способствуя нагромождении) различных структурных образований, создавали видимость решения сути проблемы. В этом плане требуется дальнейшее исследование соотношения

различных компонентов политического сознания, проведение монистического принципа в анализе общественного сознания вообще.

Следует откатить, что у нас отсутствует пока что цельная монографическая работа, содержащая философский и политологический анаииз эволюции политического сознания в нашей стране.Существуют сдельные статьи и перевода работ зарубежных советологов, восполняющие эти пробелы.

Необходимо, наконец, отметить, что в настоящее вре«я почти что нет специальных исследований, посвященных анализу формирования политической ситауции на селе, тем более, в Казахстане, что побудило диссертанта целенаправленно проводить конкретные социологические исследования, позволяющие прогнозировать определенные тенденции в становлении и развитии политического сознания тружеников сельских условий Казахстана.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель данного социально-философского исследования состоит в раскрытии социальной сущности и структуры политического созна -ния в контексте теории духовного производства и исходя из этого в обосновании форм, путей и тенденций формирования нового типа политического сознания тружеников села Казахстана в условиях перестройки. Для реализации поставленной цели в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

I. Раскрыть сущность и структуру политического сознания в контексте теории духовного производства как объективного идеального образования, внступающегося в виде специфически общественного способа духовной деятельности, производящего идеальную fopt.iy общественного отношения, или общественные отношения в фор-уе определенных политических идей.

  1. Выявить основино объективные тенденции <$ормирутпргсся структур м бункпий нового типа политического сознания в условиях перестройки, в сеяэи с чем проанализировать эволпцита политкческо-го сознания в истории ншвей страны.

  2. Раскрыть значение социально-экономических, исторических и духовных предпосылок и условий для выработки путей и средств Армирования нового типа политаческого ооэняния тружеников села Казахстана» ш связи с чем проанализировать на основе конкретно -социологических исследований зарождающиеся новые явления в общественной жизни,

  3. Внпт'іь изменения в характере и содержании трудовой и общественно-социальной деятельности как основных факторах формирования нового типа политического сознания тружеников села.

Методологическая и мировоззренческая основы исследования.

Теоретико-методологической основой работы'явились труды классиков марксизма, документы и материалы съездов народных депутатов СССР и КазССР. В процессе исследования диссертант опирался на теоретические разработки советских обществоведов, посвя -щенные анализу различных сторон проблемы политического сознания. В работе использованы как в критическом, так и в позитивном планах переведенные на русский язык работы зарубежных авторов по социально-философским, политологическим и культурологическим проблемам политического сознания.

В своем исследовании диссертант руководствовался принципами и методами материалистической диалектики - методом восхождения от абстрактного к конкретному, принципом единства логического и исторического. В работе применены ието.дк конкретно-социологических исследований, позволяющие поэтапное рассмотрение раэви-

- II -

тия общественных отношений и их влияние на изменение социальной природы и облика сельских стружеников Казахстана.

Структура исследования. Композиционное построение диссертационной работы определено логикой поставленных задач. Она состоит из введения, двух глав /четырех параграфоэ/, заключения и библиографии и изложена на 136) страницах машинописного текста.