Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Г.М. де Ховельянос. Социально-философские и общественно-политические воззрения Суховерхов, Валерий Васильевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суховерхов, Валерий Васильевич. Г.М. де Ховельянос. Социально-философские и общественно-политические воззрения : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 1992.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Диссертационная работа посвящена анализу и выяснению общественно-реформаторской сущности социально-философских и общественно-политических воззрений Гаспара Мельчора де Ховельяноса (І744-І8П) - выдающегося испанского мыслителя, олицетворившего собой наиболее значимый и зрелый круг идей национального Просвещения ХУШ века.

Актуальность темы. ХУШ век - время сравнительно крупных общественных перемен в истории Испании, знаменовавших собой начало ослабления позиций феодализма в стране и становления капитализма. Именно в ХУШ веке, во многом для Испании переломном, выдвинулся на первый план и обрел актуальность целый ряд не обнаруживавшихся и не ставившихся ранее действительностью социальных вопросов, трудно и долго решавшихся затем различными силами этой страны.

Идеологическим выражением происходивших в стране процессов

явилось возникновение и функционирование национального Просве-

двикенетя щения. Выступая в общем потоке всеевропейского просветительского

и занимая видное в нем место, испанское Просвещение выразило себя как течение, объективно направленное против устоев феодального общества. Его развитие, несмотря на воздействие английской философской и общественно-политической мысли, но в большей мере - французской, преимущественно, правда, с точки зрения сдержанного ее восприятия и отрицания в особенности идей Руссо, совершалось самобытным путем. Просветители при выработке своего мировоззрения опирались главным образом на национальную философскую традицию, традиции социально-экономической, политико-правовой и естественнонаучной мысли, разделяя в то же время религиозно-богословские и христианско-этические взгляды отечественных

4. и иноземных теологов. Объединив в своем творчестве противоречащие друг другу положения, просветители в основных теоретических выводах исходили прежде всего из конкретной ситуации хозяйственного упадка и культурно-образовательного застоя, в котором оказалась Испания. Они стремились путем осуществления реформ вывести Испанию из состояния "декаденса", обосновать необходимость проведения в стране буржуазных по содержанию, но эволюционных по форме преобразований.

В плеяде испанских просветителей наиболее конструктивная и последовательная роль в формулировании этого вопроса принадлежит Ховельяносу.

Уникальное значение, которое придается и по праву сопрягается с деятельностью Ховельяноса в части подведения им теоретической базы под осуществление дельных в стране преобразований, по-прежнему ждущих в известной степени своего завершения, определила выбор творчества этого просветителя в качестве предпочтительного объекта исследования. .

Обращение к анализу социально-философского и общественно-политического аспектов наследия Ховельяноса обусловливается не только академической (самой по себе чрезвычайно важной) потребностью в разработке проблемы, далеко не исследованной в отечественном обществознании, по сравнению, например, с разработанностью проблем французского Просвещения.

В преломлении стабилизировавшегося в Испании процесса демократизации такой анализ приобретает особую актуальность. Побуждая обратиться к истокам зарождения в этой стране либерально-буржуазной по своей классовой направленности философской и общественной мысли, он позволяет сосредоточиться на выяснении сути его компромиссного просветительского учения; обнаружить плодотворность и оправданность некоторых выдвинутых им идей

5. для будущего страны; их особенно заметном влиянии на судьбу конституционно-парламентской практики либерально-буржуазных партий, действовавших в революциях XIX века и определивших своей борьбой за власть исторические пути развития Испании в XX веке.

Значение темы, по убеждению автора, выходит далеко за рамки сугубо "персонально-страноведческого". Раскрытие исследуемого вопроса создает возможность полнее представить существо европейского Просвещения; обнаружить то общее, что присуще реформатор-ско-государственному стремлению различных сил разных стран и эпох в осуществлении преобразования "сверху", в разрешении социальных проблем социальными средствами.

Цели и задачи. Главная цель диссертации состоит в том, чтобы осуществить и предложить на обсуждение научно-объективный анализ социально-философского и общественно-политического аспектов мировоззрения Ховельяноса, подчеркнув при этом неотъемлемую их прогрессивно-реформаторскую суть.

Для реализации поставленной цели в ходе исследования из широкого круга связанных с темой задач выдвигаются следующие:

- показать особенности социально-экономического, политичес
кого и духовного развития Испании во П-й половине ХУШ - начале
XIX веков;

-выяснить объем и диапазон социально-философских и общественно-политических взглядов Ховельяноса;

определить классовую их сущность и социально-практическую ориентированность;

связать компромиссность учения просветителя с сутью выдвинутых им конституционно-парламентских идей;

установить место и значение творческой деятельности Ховельяноса в контексте испанского Просвещения.

б.

Источники. Основными источниками для решения поставленных в диссертации задач послужили сочинения Ховельяноса - философско-педагогические трактаты; доклады на социально-экономические темы; рассуждения и речи политического содержания; дневники, имеющие одновременно личный и политический характер; письма его и письма к нему других лиц .

Степень разработанности проблемы. Литература о Ховельяносе имеет более чем полуторавековую историю и чрезвычайно богата. Творческая мысль, преимущественно испанская, но также американская и французская, посвятила просветителю множество работ ана-

литико-теоретического характера .

Признавая Ховельяноса как масштабную и выдающуюся личность, многочисленные авторы самых различных школ и направлений не столь единодушны, когда речь идет о смысле выраженных им концепций, дискуссия вокруг которых ведется по настоящее время.

Каждая из испанских политических группировок, не отказываясь от теоретического наследия просветителя, стремилась найти свое к его воззрениям отношение, хотела видеть в нем только своего идейного предтечу. Субъективное восприятие, играющее в этом смысле немаловажное значение, - не единственная причина различного прочтения его творчества.

Идеи, выработанные Ховельяносом на рубеже ХУШ-ХІХ вв., в условиях переходного для Испании от феодализма к капитализму времени, характеризовавшимся сосуществованием устойчивой феодальной структуры и ростков буржуазных хозяйственных отношений, а

1 Ол.-.Янч&ныз&М.Ж. Ottos.., co&ctuvn.„.pox Мк*е6х/С. Mad-ud. #33, 1326. Т. Г (Ьб)-/7(Sq). /В/б&о&са. с& Outozes

^ См., напр. .Sema.&defa. Уоге&ікоі, еejbaZot/xytdicto. A/aaf--UcC. /9PS. T. 1-І; Pot J. CbvtOattos. MM MP/.

7. также сложностью, своеобразием и зигзагообразностьго исторического движения самого феодализма в королевстве, объективно не могли не вобрать в себя и отразить всю гамму противоречий этого переломного этапа.

Ховельянос, по мнению исследовавших его творчество, и по-следовательный сторонник просвещенного абсолютизма , и буржуазный реформатор , "глава испанской либеральной партии"; он - и традиционалист , то есть ортодоксальный приверженец католического учения и ее церкви, и критически настроенный к церкви янсе-

нист ; в нем находят общее утопическим социалистам отрицание

частной собственности , но в нем же усматривают и поборника бур-

жуазной частной собственности ; он - и преемник идей французского Просвещения, и страстный их обличитель , и так далее и тому подобное. Всех этих характеристик более чем достаточно, чтобы придти к выводу о некоей загадочности и возможной эклектичности воззрений мыслителя.

Кажущаяся противоречивость взглядов Ховельяноса сразу, однако, пригодится в систему, если при обращении к ним исходить не

  1. Lajfamte. М //tsfozia. р&жл{'с& к/>ала. 8огсги>па.. /30. 7?/4-/6.'

  2. Ctazsfa. Ь. Es/эапаt/ Єиьіуьа. еъ еfMsamt^nk es/ЬаЛо^, Оы'есХо. /SSS. P. 2/.

с.

u Пискорский В. История Испании и Португалии. СПб.1902.C.I65.

  1. . la їгса&'сіо'п. esjteno&i. и & Лг^о&сссатг, A/ctCd--Ud. /95Є. P. 59.

  2. Ri'o (2. сіє/. CkJbjc&iceiori.. 7?LXXX. /C?o^&&anos. Otfzcts -esco-ot'das. /C&tst'cos casu^XKOs/. Mic&icS, /><>S. 77 Z~.

  3. Puerto.s M. t/oye&xnos. /^^^. /0S4, PS2,P0.

g Ki'&znan ^ -7te RefO&.&cr?i o/ /854 c'/z -faisztsA At'sfozy.

Ox/ozd. /966. P////,/42. 10Ршугх5 A/. Op.ct'f, 7?///,//2,^2.

8. столько из сопоставления их со временем возникновения, сколько -идеи меры, основополагающей для просветителя, с позиции которой он расценивал все жизненные явления, но значимость которой, в особенности для философского его мировоззрения, осталась без специального на то внимания со стороны изучавших творческое наследие мыслителя.

Исследователи при этом единодушны в одном: все они отмечает, хотя и не подтверждают сколько-нибудь всесторонним анализом, вопрос о сугубо "практической" ориентированности концепций Хо-вельяноса , социально-реформаторской их сущности.

Русская испанистика специально не занималась изучением

идейного наследия Ховельяноса, ограничившись лишь небольшими

то замечаниями по поводу его мировоззрения . В самой общей и предварительной форме охарактеризованы некоторые стороны мировоззре-ния просветителя и в советской испанистике .

В целом отечественная гуманитарная наука» не имея обобщающих трудов о Хо^ельяносе, не располагает и переводами его

14 трудов .

Научная новизна данной работы заключается в том, что она

представляет собой первый в российской научной литературе опыт

I) сравнительно подробного анализа, выявления сущности и

^ См., напр.: TbncCueJes Е.& %vt$a*os у Ccen.Ct 9КОЪ2.-

См. труды ее авторитетов: Пискорский В. Указ.соч.- С.165;

Трачевский А. Испания девятнадцатого века. - М., 1872. - СП

См.: Волосгак О.В. Г.М. де Ховельянос и политика просвещенного абсолютизма в Испании во второй половине ХУШ в. - М., 1985 (диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук); Майский И.М. Испания І808-І9І7. - М., 1957.

Все содержащиеся в диссертации переводы текстов Ховельяноса выполнены ее автором.

9.

определения места и значения социально-философских и общественно-политических воззрений ХоЕельяноса в системе идей испанского Просвещение; 2) подтверждения на основе данных испанской философской и общественно-политической мысли факта компромиссности социальной политики, проводимой "верхушечными" средствами: стремлением, с одной стороны, обеспечить хозяйственный главным образом прогресс общества, с другой, - сохранить или незначительно видоизменить политико-идеологическую надстройку; 3) уточнения и углубления содержания и сущности переходных периодов в истории человечества.

Новизна исследования подчеркивается также и тем обстоятельством, что диссертация целиком построена не только на не вводившихся ранее в научный оборот произведениях просветителя, но - и неизвестной или малоизвестной в отечественном обществознании оригинальной литературе зарубежных авторов.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его результаты могут быть полезны и использованы:

при дальнейшей разработке и уточнении существа социально-философского и общественно-политического аспектов испанского и европейского Просвещения;

в расширении и развитии в учебной и научной литературе проблематики истории философии, политических учений, Новой истории;

при чтении по названным учебным дисциплинам общих и специальных курсов.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии РГСИ и была рекомендована к защите. Большая часть результатов исследования нашла свое отражение в 3-х научных публикациях, 2-х материалах учебно-методического

10. характера, при чтении в РГСИ спецкурса "Социально-политическая мысль Испании Нового времени".

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.