Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гендерные аспекты повседневности в современном обществе Волочай Анна Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Волочай Анна Владимировна. Гендерные аспекты повседневности в современном обществе : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Волочай Анна Владимировна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2007.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-4/1569

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Мы живем в повседневном мире и полагаем, не без основания, что знаем его и можем судить о нем.

Одна из главных функций философии - анализ повседневного опыта. С его помощью философия возникала, дистанцируясь от античного мифа; изыскивала себе новый, секуляризированный предмет в средние века и эпоху Возрождения; как обобщение обыденного опыта она рассматривала зарождающееся эмпирическое естествознание; наконец, именно в повседневности искала философия спасение от чрезмерных претензий научного рационализма.

Тем не менее, целостность и многообразие повседневности не по плечу одной философии. Последняя ограничивается мировоззренческой оценкой повседневности, присовокупив к этому отнюдь не беспристрастному суждению ряд аргументов, неполнота которых очевидна. Сегодня мы, находясь в поисках нового мировоззрения и новой философии XXI в., нуждаемся в некотором фундаменте, которым может служить наука, религия, миф или все вместе, но, - и это неизбежно, - адаптированные к обыденному сознанию.

Предмет анализа и источник общезначимых иллюстраций, - основа
и критерий достоверности, цель критики, прояснения и очищения - те не
многие ипостаси, в которых существовала повседневность для философ
ского сознания. Новые эпохи изыскивали в ней свои содержания и аргу
менты, выплескивали на нее свои разочарования и надежды. Делая повсе
дневность своим предметом или вспомогательным средством, философ от
крывает в ней некую жизненную народную мудрость, стремится придать
своим терминам понятность для обывателя, прибегает к повседневным
примерам и здесь же критикует повседневность за ее косность, а обыден
ное сознание - за его неточность и незамысловатость. Бытие повсе
дневности как профанной регулярности и мифические измерения повсе
дневности, синкретизм обыденного знания и единство его как фундамента
наличного бытия, субстанциальная и функциональная интерпретация по
вседневности, природа, социум, техника, наука в сфере повседневности -
эти и многие другие темы стали предметом исследования современных со
циальных философов. То, что с относительно недавнего времени повсе
дневность привлекает к себе внимание философов, может быть обусловле
но ускорением темпов цивилизационного бытия, когда сфера повседневно
го опыта оказывается меняющейся столь быстро, что сама становится со
вокупностью из ряда вон выходящих событий.

Актуальной и слабо разработанной темой остается анализ тендерных аспектов повседневной деятельности. В повседневной жизни постоянно происходит взаимодействие между представителями мужского и женского полов, взаимодействие, которое в силу своей эмоциональной насыщенно-

сти выводит его за пределы той самой повседневности, в рамках которой осуществляется. Тем самым, данное взаимоотношение разрушает цикличность и повторяемость, которые являются признаками и атрибутивными свойствами повседневного быта. Лишь в той мере, в какой мужчина и женщина предоставлены в осуществляемой ими деятельности (бытовой или производственной) сами себе и следуют предписанным ролям и стереотипам поведения, возникает гнетущее чувство безвыходной повседневности. Однако роли и стереотипы поведения неизбежно распределяются по тендерному признаку, и это приводит к выводу, что только вне непосредственного взаимодействия представителей полов, или тогда, когда их отношения лишаются тендерных особенностей, существует то, что именуется повседневностью. Таким образом, изучение повседневной действительности и отношений между полами в бытовых ситуациях можно считать даже более значимым, чем все философские рассуждения о тендерных особенностях вообще, потому что именно на этом уровне они наиболее ярко проявляются в стереотипах, предписанном поведении, ритуалах общения.

Социальная философия последовательно и весьма продуктивно разрабатывает понятие «гендер» как одно из важнейших для анализа оснований социальности и ее форм. Смысл его заключен прежде всего в идее социального моделирования или конструирования пола. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей. Рассматривая тендерные аспекты повседневной деятельности как способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром, мы охватываем различные социальные сферы и формы человеческой активности: экономическую, политическую, культурную. С помощью этого понятия возможны различные характеристики многих аспектов и качеств бытия людей. Рассмотрение повседневной деятельности как социальной означает, что мы как бы просвечиваем лучом этого понятия многообразие свойств, элементов и связей человеческого бытия.

Степень научной разработанности темы. В современной западной социальной философии имеются серьезные теоретические разработки в области исследования повседневности. Герменевтическая традиция в социальной философии активизировала методологические искания в области коммуникации и понимания. Социальная философия обращается к базовым структурам социальных отношений, в которых укореняется возможность межличностного, межэтнического общения. Социальная философия при исследовании повседневности рассматривает многомерную действительность с позиций ее онтологического и гносеологического влияния на человека, ее воздействие на процессы идентификации, протекающие на различных социальных уровнях. Комплексное знание базируется на онтологическом допущении, согласно которому объект анализа - повседнев-

ность - обладает многослойной структурой и разнообразен в формах осуществления.

Такое разнообразие подходов и методов в изучении феномена повседневности указывает на многогранность и сложность объекта исследования. Каждое направление в качестве предмета своего анализа определяет одну из сторон многогранного объекта. Сложность поставленной проблемы обусловлена сложностью идентификации объектов - повседневности и социальной системы. Повседневность имманентна социальной системе, она включена во все социальные отношения. Проблема вычленения объекта исследования - повседневности, сама становится предметом теоретического анализа. Второй важнейшей проблемой в исследовании повседневности является проблема методов исследования. В отечественной литературе по социальным наукам разработка понятия повседневной деятельности как принципа объяснения социального бытия и методологического инструмента, выявляющего специфику взаимосвязей человека с миром, была начата Г. Батищевым, О. Дробницким и Э. Юдиным. В дальнейшем интерес к этой тематике стал бурно расти, и она оказалась в центре дискуссий по проблемам социологии, социальной философии, методологии и истории науки, интеграции обществознания.

Рассмотрение повседневности связано процессами «оповседневни-вания» (М. Вебер) и преодоления повседневности, и, поскольку в повседневности смешиваются элементы разных смысловых сфер, ее можно рассматривать как «плавильный тигль рациональности» (Б. Вальденфельс). Описание структур повседневности проводилось такими исследователями, как Л. Витгенштейн, Дж. Остин и их последователями, представителями школы Анналов. Интерес к повседневности объясняется тем, что ее исследование способствует преодолению разрыва между «высокой» теорией в социальных и гуманитарных науках и обыденным знанием о мире, представляя теорию социальных структур и теорию индивидуального сознания как единое целое.

Большой вклад в исследование проблем повседневности был внесен известным российским автором Е. Золотухиной-Аболиной, которая в своих работах обращается к философско-мировоззренческим вопросам, с которыми сталкивается человек в своей повседневной жизни, анализируя вероятность совмещения таких разных ориентиров, как ценности обыденного эмпирического мира и религиозно-духовный идеал. Безусловный интерес представляет социологический анализ повседневности Л. Савченко.

В отличие от категории «повседневность», категория «гендер» имеет более короткую научную биографию. Различия между двумя понятиями - «пол» и «гендер» - были обозначены психологом Р. Столлером в 1968 г. Позже феминистские антропологи (М. Мид, М. Розальдо, Ш. Ортнер, Л. Ламфере) поддержали эту идею, поскольку при изучении различных обществ они обнаружили значительную разницу в понимании того, что есть

мужчина и женщина в том или ином обществе. Одним из первых исследований, в котором появилась четкая дифференциация понятий «пол» и «тендер», стала работа Г. Рабин.

К. Гиллиган , Д. Гримшоу, К. Миллет, Дж. Митчелл, Н. Римашев-екая , С. Файрстоун, К. Хорни рассматривают тендер как социально-психологический конструкт, имеющий сложную многокомпонентную структуру, отражающую сущность, механизм и специфику формирования маскулинности и феминности в обществе.

Тендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Проблемы социального конструирования тендера являются очень многоплановыми. Сюда можно отнести формирование женственности (С. де Бонуар), утверждение дискурса тендерной справедливости (Ю. Хабермас), формирование гендерного равенства (Д. Лербор, С. Фарелл), конструирование тендерной реальности (Т. Парсонс, Р. Мертон, Дж. Серл), социальный конструктивизм (П. Бергер, Т. Лукман), приписывание пола (Г. Гарфинкель), тендерную драматургию (И. Гофман), тендерную полоролевую социализацию (Р. Бейлс, М. Комаровски).

Тендерные исследования во многом связаны с так называемыми женскими и феминистскими исследованиями. В их числе можно выделить работы Р. Даниловой, Т. Шадриной, Е. Кудряшовой, Л. Горбатовой, Н. 06-лецковой, Г. Разумихиной, Н. Римашевской, Л. Рыбцовой, Г. Силласте, Н. Юлиной, Р. Янковской и др. Здесь нужно отметить исследования, в которых характеризуются зависимость женщин, неравенство, историко-культурная тендерная асимметрия. А также назвать работы М. Брайна и Ш. Файерстоун о мужском доминировании, К. Мак-Киннон и С. Келли о подчинении, Я. Ходороу и С. Александер о тендерном антагонизме, Д. Райли, Г. Рубин, М. Годеле о воспроизводстве тендерных отношений, Н. Девиса и П. Дарк о тендерных признаках маскулинности и феминности, Н. Райе и Р. Брайдотти о политике различия, С. Беем и О. Ворониной о половом неравенстве.

Однако, несмотря на появление в печати большого количества работ, касающихся проблемы как повседневности, так и тендера, исследований, анализирующих тендерные аспекты повседневности, в целом нет. Поэтому существует достаточный простор для исследования проблемы и еще есть обширное поле для научного поиска.

Объектом исследования является мир повседневного опыта.

В качестве предмета исследования выступают тендерные аспекты повседневности в современном обществе.

1 Gilligan С. In a Different Voice II Essays on Psychological Theory and Women's Development. Harvard Uni
versity Press, Cambridge, Mass. 1982. P. 412.

2 Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы / Отв. ред. Н.М. Римашевская. М: Наука, 1991.

3 Хорни К. Женская психология / Пер. с англ. Е.И. Замфир. СПб., 1993. С. ПО.

Цель исследования - выявить специфику тендерных аспектов повседневности в современном обществе.

Данная цель раскрывается с помощью решения следующих исследовательских задач:

рассмотреть основные подходы к исследованию повседневности в современной философской литературе;

определить тендерную специфику повседневности;

рассмотреть методологию социально-философского анализа тендерных аспектов повседневности;

проанализировать тенденции развития тендера в условиях современности;

показать проявление тендерных изменений на уровне повседневности в современном обществе;

рассмотреть реальное и мифическое в проявлении тендерных аспектов повседневности в современном обществе.

Теоретико-методологической основой исследования являются общие принципы и методы социально-философского анализа: метод историзма, социальной реконструкции и интерпретации, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Для выяснения системных характеристик объекта исследования автор обращается к работам А. Щюца в области изучения всеобщих структур понимания другого, всеобщих типов ожидания; Ю. Хабермаса о нормативных правилах коммуникации; Э. Гуссерля по проблеме идеализации и универсализации априорной логики интеракций. Для решения конкретных научных задач использовались результаты исследований в направлениях символического интеракционизма и этноме-тодологии, труды Г. Мида о структуре социального действия, а также П. Бергера и Т. Лукмана о типах действия в повседневных отношениях, социально-психологические и социально-демографические исследования.

Антропологический метод был использован для выявления характерологических различий биологического и социального.

При рассмотрении специфики тендерных аспектов повседневности применялись также методы системного и структурного анализа, компаративный метод.

Теоретическую базу диссертационной работы составили труды отечественных и зарубежных авторов в области исследования повседневности, разработок и выводов в сфере тендерных исследований, труды классических философов и социологов, работы антропологов и социальных психологов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в получении следующих результатов:

- с позиций социальной философии рассмотрены основные подхо
ды к анализу повседневности и выделены важнейшие характери-

стики ее персонификации, заключающиеся в акценте на практическую деятельность;

выявлена тендерная специфика повседневности, заключающаяся в основных стереотипах полоролевого поведения;

рассмотрена методология социально-философского анализа тендерных аспектов повседневности, основанная на синтезе различных научных подходов, касающихся исследования социального микроуровня;

на основании анализа тенденций развития тендера в условиях современности установлено, что при переходе к постиндустриальному обществу наблюдается не только рост феминистских движений, но и внедрение феминистских представлений в повседневные практики;

показано, что проявление тендерных изменений на уровне повседневности в современном обществе характеризуется трансформацией традиционных представлений о роле мужчин и женщин в семейных и социальных отношениях;

- установлено многомерное и противоречивое соотношение ре
ального и мифического в проявлении тендерных аспектов повсе
дневности в современном обществе, помогающие обосновать и
систематизировать имеющиеся наблюдения и описать полороле-
вые отношения.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В содержании повседневности, в попытках ее новой рефлексии конвертируют несколько теоретических подходов: направления, в котором повседневность раскрывается как предпосылка совпадения действия людей в обществе; предложенное Э. Гуссерлем понимание жизненного мира через повседневность; социология и философия А. Щюца, в которой «повседневность» как социологическая категория описывает трансцендентально-философский жизненный мир или трансцендентально-философские представления жизненного мира; «повседневность» философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера, используемая для описания феномена «тут - бытие»; рассуждения Л. Виттгенштейна, базирующиеся на философии «нормального языка», обращающегося к идеям повседневности; современные научно-социологические направления, в первую очередь представленные работами Т. Лукмана и П. Бергера, использующих категорию повседневности для создания новой социальной науки; учение X. Гарфин-келя, основателя современной этнометодологии, опирающееся при изучении повседневности на структурные правила жизненных интересов.

  2. Одной из универсалистских посылок тендерной теории, применительно к повседневности, является постулирование двух тендерных групп: «мужчин» и «женщин». Несмотря на вариации, эта универсальная тема в ракурсе повседневности практически всегда означает одно и то же: асим-

метричное, если не антагонистическое отношение между мужчинами и женщинами, структурирующее функции этих тендерных групп таким образом, что они вовлечены в разные типы социальной практики и существуют в разных социальных пространствах. Тендерная асимметрия фигурирует как один из основных факторов формирования традиционной западной культуры. Тендерная асимметрия может быть и недискриминативной. Особую роль в утверждении, отражении и сохранении асимметричных отношений между мужчинами и женщинами играет повседневный язык, в частности система обращений, которой принято пользоваться в обществе. В обществе существует огромное количество стереотипов, построенных на асимметрии женского и мужского.

  1. В рассмотренной методологии социально-философского анализа тендерные аспекты повседневности могут быть охарактеризованы как совокупность социальных связей и отношений, которые существуют здесь и сейчас. Тендерные аспекты повседневности - деятельная характеристика, включающая в себя деятельность, мышление, целеполагание, иллюзии и фантазии, которые возникают в данном обществе в определенный момент времени. В таком случае сложно говорить о статике исследуемого предмета. С точки зрения вычленения тендерных аспектов повседневности как объекта исследования можно говорить об их структурировании, о сопод-чиненности отношений. Поэтому специфика исследования тендерных аспектов повседневности состоит в единстве предмета и метода. Изучать тендерные аспекты повседневности можно только как действие и мысль, работающие по заданной схеме.

  2. Тенденции развития тендера в современном мире на уровне повседневности обусловлены представлениями о роли женщины и мужчины в обществе и связанными с ними стереотипами, социальными установками, регулирующимися на глубинном ментальном уровне общественного сознания, уходящими корнями в далекое прошлое, передающимися из поколения в поколение. Этот уровень формируется в ходе долгой истории развития общества и имеет различные аспекты: исторический, социальный, экономический, культурный, религиозный, политический. В современном обществе стали доминировать ценности индивидуализма и самореализации, многие молодые женщины не хотят менять свободу на бремя материнства и уже не принимают всерьез аргумент, что быть матерью предопределено женщине природой. Тем не менее, роль жены и матери является основной для большинства женщин, а роли незамужней женщины, разведенной, бездетной, делающей карьеру, рассматриваются как отрицательные, девиантные.

  3. Основные проявления тендерных изменений на уровне повседневности проявляются преимущественно в сфере семейных отношений. В современном обществе получает распространение эгалитарный тип внутрисемейных отношений, где резкая дифференциация труда между полами в

семейной и общественной жизни исчезает. Тем не менее, сохраняется механизм воспроизводства тендерных статусов в рамках института брака. Зачастую объем домашнего труда индивидов определяется их тендером, а не экономическими ресурсами, ведь наличие или отсутствие последних не затрагивает фундаментальные основы культурной ассоциации домашнего труда с «женской работой». Значительное неравенство в объеме выполняемого мужчинами и женщинами домашнего труда в большинстве семей воспринимается как «справедливое». Это объясняется, например, тем, что в российском обществе традиционная модель «домохозяйка - кормилец» продолжает доминировать в качестве идеала супружеских отношений в экономической сфере, несмотря на активное участие в ней женщин. Чем больше согласие женщины с этими традиционными нормами, тем больше вероятность, что она добровольно возьмет на себя основную часть домашней работы.

6. Многогранность и противоречивость тендерных аспектов повседневности проявляется в соотношении традиционного («должного») образа женщины в социокультурном развитии общества и реальной ее включенности в систему социальных отношений. Традиционность воспроизводится через представленные в социальной мифологии и сознании образы женщины как животворящего и одновременно подчиненного мужчине начала. Это вступает в противоречие с ролью женщины в современном обществе как состоявшейся реализованной личности.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве методологической базы при проведении социологических исследований, касающихся проблем повседневности и тендерных проблем.

Материал диссертационного исследования может быть использован и в педагогической практике в процессе преподавания социально-гуманитарных, политических и этносоциальных дисциплин в высшей школе, при чтении курсов по социальной философии, социологии и политологии, истории, а также ряда спецкурсов, связанных с этнографическими и этносоциальными проблемами.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре социологии и психологии Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Автор была участником ряда научных конференций. Результаты его докладов отражены в научных публикациях, а именно: в 5 статьях и тезисах общим объемом 8,1 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения и списка литературы на русском и иностранном языках.

Похожие диссертации на Гендерные аспекты повседневности в современном обществе