Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Герменевтика исторического опыта Куксо Ксения Александровна

Герменевтика исторического опыта
<
Герменевтика исторического опыта Герменевтика исторического опыта Герменевтика исторического опыта Герменевтика исторического опыта Герменевтика исторического опыта
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Куксо Ксения Александровна. Герменевтика исторического опыта : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Куксо Ксения Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2007.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/620

Введение к работе

Актуальность темы исследования Обращение к историко-философской исполненное герменевтического опыта мышления исторической реальности обнаруживает форму метафизического самосознания, существенно отличную от образцов, которые принято считать классическими Оригинальность герменевтического осмысления историчности может быть сведена к двум сущностным установкам, предопределившим как его предметное поле, так и характер его разработки Речь, во-первых, идет о тематизации жизненного мира, «открытость» которого по отношению к формам интеллигибельной тотализации носит принципиальный характер В то же время проблематичными кажутся попытки его приведения к патологической материальности (практики, желания или власти) Во-вторых, концептуальное поле герменевтики истории предопределило рождение специфической рефлексивности, которая, в отличие от ее классических моделей, выражает не самотождественность осуществляющего ее субъекта (как самостоятельного источника всех своих содержаний), но, напротив, отправляется от его радикальной недоопределенности

В силу последнего факта предельным (хотя и не всегда тематическим) предметом герменевтического интереса нужно рассматривать стиль антропологического самосознания, дистанцированного от интеллигибельного деспотизма раз и навсегда заданной формы Следствием такого подхода выступила переориентация мышления от форм саморепрезентации в терминах универсальных структур к «стратегическим» моделям аутопоэзиса Этот метафизический демарш предполагает ряд сугубо социальных импликаций речь идет о реанимации рефлексивного измерения социальной жизни, как философии до недавнего -времени представлялось - безвозвратно утерянного Другими словами, герменевтическую аналитику историчности следует рассматривать как едва ли не эйдетический профиль еще возможных сценариев метафизики, отвечающей исторической фактичности мира, и в то же время - как весьма действенную этику, смысл которой устанавливается в конструировании автономных зон человеческого существования

Имманентная историко-философскому контексту актуальность герменевтики историчности предопределена состоявшимся в ее границах открытием рефлексивных территорий субъекта, приостанавливающих продуктивность классической для трансценденталистского дискурса оппозиции эмпирического и трансцендентального Прорабатываемая в различных версиях герменевтическая максима понимания акцентировала «незаряженность» смыслооборазующей активности субъекта трансцендентальными универсалиями Смысл становился проводником соответствия и соизмерения некоторого конкретного положения вещей, в которое погружено сознание Таким образом, хорошо знакомое «чудо понимания» предстало в виде персонального смыслосозидательного акта, а смысловой универсум обрел контактность с темнотой и светом мира Отныне смысл становится свидетелем множественности мирораскрытий и меняет свою определенность в соответствие с обнаружением его новых слоев Соответственно, самосознание' артикулирующее это постоянное перевоплощение смысла, более не является простым отпечатком трансцендентального

субъекта (форма которого приобретает резкость в результате тхяселой методической аскезы), но задается как контур (горизонт) сыыс:>7онагру/<-гнной конкретности реальных практик Именно их герменевтика и рассматривает как своего рода реальную «гилетику» понимания, описанную как «интересный разювор» (Ф Шлейермахер), «игра» (Х.-Г Гадамер), «обсценная повседневность» (М Базиин), «странствование» (М Хайдеггер) Эти. вненаходимые в отношении «первой философии» стратегии самосознания (художественные, политические и повседневные модусы понимания) обогащают, как ни странно, ее тематический полюс поле философии приобретет более открытый и более свободный характер Так заданная дестабилизация традиционного сценария философской рефлексии представляет безусловную ценность философия, приведенная к встрече с собственным «бессознательным», перестает отправлять функции «беспредпосылочной науки», решать задачи будто бы «предустановленных» телеологии - а становится опытом самоотчета о многообразии конкретно-исторических явлений Логоса. Изначальное для герменевтики вопрошание об истоке и внутренних взаимоотношениях исторически несводимых смыслов демонстрирует, что реальный Логос многолик и от множественности его обнаружений нельзя спастись сведением к трансцендентальным формам образованных в реальной истории смыслов

Итак, герменевтика оформляется как систематическая аналитика реального генезиса смысла идея подвижности, ситуативности, прерывистости жизненно-мирового горизонта понимания демонстрирует, что раскрытие Логоса через тождественные структуры мышления — есть лишь абстракция, причем абстракция «рассудочная» В силу этого герменевтика выводит философию за рамки институционального поля и переопределяет ее статус как внедисциплинарную технику ответственного мышления исторически-ситуативных метаморфоз мира. В этом - имманентно-философская актуальность обращения к соответствующим темам и текстам.

Кроме того,^герменевтическое мышление историчности обнаруживает ряд актуальных конкретно-исторических эффектов герменевтическая разработка концепта понимания как созидания возможного, «еще не исполненного» смысла задает определенное настроение мысли - восполнения экзистенциальной полноты человеческой реальности. Современность, заданная как «воспроизводство тотальности» (Г. Маркузе, Ф Фукуяма), игнорирует недоопределенность антропологического онтоса «Спектакулярные» (Г Дебор), «идеологические» (С. Жижек), «лишенные реальных референтов» (Ж Бодрийяр) формы практики принципиально отрицают собой произвол по отношению к наличному, характерный для места человеческого в бытии, и соответственно, захваченность ими нейтрализует принцип автономного конструирования самости Намеченный же герменевтикой сдвиг к генезису смысла из жизненно-мирового потенциала самосознания размечает маршруты свободного экспериментирования с идентичностью автономное производство смысла артикулирует новый доступ к миру, синхронный проявлению присутствия. Таким образом, аналитика исторического продуцирования, проводимая' в диссертационном исследовании в границах герменевтической перспективы тематизации смысла, имплицитно содержит критику современной социальности, то есть раскрывает альтернативные по отношению к ней

сценарии производства самости Описание этих стратегий представляется актуальным для всего поля социальной философии

Степень разработанности проблемы. Аксиоматическим моментом герменевтической аналитики историчности представляется выход к языку как естественному горизонту исторически-реального Герменевтика упорно отслеживает языковой синтез смысловых вариаций, поднимающийся изнутри культурной памяти Этот перепад, созидание языковой мутации в границах культурной традиции и размыкает собой ре-альность исторического события Рождаясь, языки переучреждают устоявшиеся референты знания и его фактических импликаций Этими актами размыкания смыслового потенциала реализуется отрицающая логика историчности Ее герменевтическая аналитика размечает пространство исполнения актов смыслопорождения, проблематизируя сущностное измерение субъекта подобного перепричинения --носителя всегда еще только возможного опыта. Следовательно, последовательно проведенная герменевтическая проблематизация историчности выходит за пределы традиционных историко-филологических дискурсов (с которыми часто неоправданно отождествляют герменевтику) и предполагает экспликацию историогенных эффектов языковой мутации

Восстановлению историко-философского контекста герменевтической аналитики историчности служит описание генеративных моделей, к которым может быть редуцировано едва ли не бескрайнее многообразие ее аналитических «приемов» В качестве таковых возможно выделить три' В границах традиционной герменевтики определенность историчности задается как событие смысла, заключающего в себе принцип всеобщности - историческое свершение мыслится под знаком тождества интеллигибельных универсалий традиции Четкую оппозицию к ней составляет экзистенциально-укорененная герменевтика, для которой историчность тождественна событию смысла, артикулирующего единичность' экзистенциальной истины и постольку учреждающего раздор со всеми универсалиями традиции Своего рода синтез этих ортогональных стратегий представляет философская теория архива, раскрывающая историчность как эффект синтеза нового языка, вызванного столкновением феноменального строя опыта, не артикулированного всеми преднаходимыми формами умопостижения, с универсальностью культурно-известных языков Для этой стратегии историческое равнозначно смысловому потенциалу экспрессии становящихся языков

Традиционная герменевтика - способ тематизации исторической событийности, эксплицирующий ее определенность из смысловой всеобщности акта истолковывающего понимания Подобная стратегия позиционирует текстовые носители смысла как средоточие феноменальной разомкнутое мира, которое возможно возобновлять, но невозможно игнорировать В силу установки на идеальную всеобщность смысла наличный текстовый продукт перестает быть частичным раскрытием истории и становится ее истиной, заключающей в себе все ее возможные перспективы Наиболее явно эту позицию обозначила герменевтика Х-Г Гадамера, опознавшая исторический акт в качестве структуры истолковывающего понимания, которое не переучреждает, а

приводит вновь к само-обнаружению раннее разомкнутый смысл Несмотря на заявленное самим Гадамером размежевание с романтической герменевтикой, подобная конституция понимания восходит к заданному ей А Ф Вольфом и Ф Астом характеру воспроизводства целостности уже-известного смысла Раскрытые «Филологической энциклопедией» Вольфа и «Основными направлениями грамматики, герменевтики и критики» Аста сценарии понимания разметили для него-одинаковую телеологию -репродукцию смысла в акте его интерпретации В контексте исследования принципиальным моментом этих традиционных логик понимания представляется отсутствие позиционирования его исторического смысла, на котором будет настаивать Гадамер Еще одну версию осмысления исторического потенциала акта понимания как воспроизводства идеальной всеобщности смысла представила феноменологическая герменевтика Г Шпета, сводящая все артефакты активности понимания к манифестаций единства всеобщей смысловой арматуры «эпохального духа» Таким образом, традиционная герменевтика опознала историчность как ситуативную вариацию традиции всеобщего смысла Однако подобная традиция не есть чистая интеллигибельная данность, эпифания которой сосредоточена в некоторых текстовых продуктах Само ее содержание есть результат политики валоризации сообщества, серии властных отправлений и т д Под «хорошо темперированной» всеобщностью царствует сплетение сил - и постольку «начала» истории в сущности не предопределены «постоянно свершающимся преданием», а, напротив, сконцентрированы в актах учреждения альтернативного ко всем интеллигибельно-заданным традициям мифа о всеобщности смысла

Вариацию в границах логики герменевтического опыта, размеченных Гадамером, привнесли Г Виль, Г Бубнер, М Франк и др В настоящее же время близкая ей мыслительная тенденция развивается теорией коммуникативного действия Ю Хабермаса и трансцендентальной прагматикой К -О Апеля

Экзистенциально-укорененная герменевтика связывает синтез исторического события с выражением персональности экзистенции Разметку предметного поля этого дискурса задала фундаментальная онтология М Хайдеггера, раскрывшая событийность как предельную интенсивность понимания собственного бытия присутствием Несмотря на то, что гадамеровская герменевтика находится в прямой зависимости от хайдеггеровской разработки историчности понимания, есть все основания предполагать, что интонация уникальности герменевтической встречи человека с бытием (когда бытие присутствия достигает плотности импровизации) в случае Гадамера была безвозвратно утрачена Наиболее значимо то, что, указывая на сущностную недоопре-деленность онтоса присутствия в мире, Хайдеггер акцентировал трансгрессивность его смысловых проектов по отношению к преднаходимой тотальности интеллигибельных раскрытий реальности

Конечно, хайдегтеровская аналитика исторического потенциала самости имеет богатый историко-философский контекст Прежде всего, равнозначность экзистенции событию, трансформирующему мирораскрытйе, предварили йенский романтизм, а затем дискурсы Ф Ницше и С Киркегора (в отождествлении принципа экзистенции с

актом произвола к универсальному долженствованию закона) Акцент на принципиальной незаданности практики, с которой начинается движение к автономии, в этом контексте предельно артикулировал Фр Шлейермахер, для которого в конструировании содержательно-нечитаемых наличными сценариями умопостижения практиках заключен единственный способ производства «свободно становящейся» самости Наиболее существенными результатами экзистенциальной герменевтики можно считать распад универсальных телеологии истории и сцепление самости с рождением личного смыслового универсума Для этой программы структура историчности полноценно реализуема только создателем нового языка, останавливающего культурно легитимные традиции Складываемая в этом режиме история не приводима ни к субстанциальному, ни к трансцендентальному единству В современном историко-философском контексте прямым наследником экзистенциальной герменевтики можно считать X -У Гумбрехта, проводящего в своей теории «не-герменевтической эпистемологии» аналитику антропологических практик, интенсифицирующих опыт присутствия, и Ж Грондена, разрабатывающего идею конечности герменевтической истины В бесконечном же ряду образчиков комментирования «особенностей» герменевтической логики Хайдеггера (Фр В фон Херманн, К Фр Гетманн, Г Фигаль, X -Г Холле, В В Бибихин, В Н Бессонов и пр) самостоятельное осмысление состоявшегося в этих координатах обоснования историчности развернуто К Левитом, О Пеггелером, Р Шурманом

Философскую теорию архива, представленную описаниями принципа эпохальных мутаций знакопорождения, следует считать феноменологией продуцирования исторического опыта Для таких разнородных дискурсов как феноменологическая герменевтика П Рикера, семиомарксизм М Петрова и Б Гройса, рецептивная эстетика (преимущественно - В Изера и М Риффатера), историческая поэтика М Бахтина, А Н Веселовского и русской формальной школы условия знаковой революции и характер ее субъекта, нарушающего границы интеллигибельно раскрытого бытия, выступили принципиальной задачей осмысления Выявленная в границах этого дискурса непреодолимость семиотической мутации представляет альтернативу к традиционно-герменевтической модели историчности, сориентированной консервацией единства традиции В различных терминах - «рождение хронотопа» и «изменение речевых жанров» (Бахтин), «литературная революция» (Эйхенбаум), «знаковая трансмутация» (Петров), «валоризация профанного в архиве» (Гройс), «оформление практического поля в конфигурации текста» (Рикер) - историческое продуцирование здесь, напротив, отождествлялось с синтезами языковых интенсивностей, которые не предполагают имманентные собственной реальности пределы Их могут установить исключительно физическое уничтожение архива, что можно расценивать как логику ничем не ограниченного исторического творчества

В ситуации современной отечественной интеллектуальной культуры значительный вклад в герменевтическую аналитику историчности внесли идеи А В Михайлова, В С Малахова, И М Чубарова, А Н Исакова, Н Б Иванова, Е В Борисова, Н В Мотроши-ловой, И Н Инишева, И А Михайлова, Н С Плотникова и др

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает исторический смысл события понимания в той форме, в которой оно было тематизировано в границах герменевтической традиции Предметом исследования являются антропологические практики учреждения смысла и их роль в конституции исторического процесса

Цель и задачи'исследования. Цель исследования состоит в аналитике структур антропологической реальности, демонстрирующих всегда-разомкнутую возможность исторической продуктивности Предельной исполненностью этой цели должен стать синтез новой формы умопостижения исторического становления, оппозитивной метафизическим сценариям «конца истории» (Гегеля - Кожева) Данная цель предполагает последовательное решение следующих принципиальных задач

  1. Определение оригинальности исторического формообразования и его субъекта, выявленных в горизонте герменевтической рефлексии исторической модальности бытия

  2. Рассмотрение генезиса и основных характеристик онтологической структуры понимания, конструирующей сущностную для человека расположенность к еще-неустановленному смыслу

  3. Анализ следствий переопределения «трансцендентального интереса» разума, состоявшегося в границах герменевтического дискурса Характер развернутой здесь разработки концепта понимания в функции горизонта не приводимого к всеобщим структурам этоса свободно существующего человека связывает раскрытие предельных оснований человеческого онтоса с продуцированием смыслового различия, а не обнаружением тождественности Постольку аналитика потенциала исторической трансформации, заключенном в этой по сути аутопоэтической модификации «места» человека в бытии, представляет необходимую задачу исследования

  4. Проведение типологии форм коллективности, чья конституция центрирована символами, связывающими зоны единства жизненного мира Интерес к подобного рода «нерациональным» сценариям учреждения сообщества предустановлен проявляемым в них герменевтическим сценарием исполнения смысла

  5. Установление специфичности синтеза исторической реальности как следствия языкового творчества Иными словами, проведение аналитики коллективности, превратившей акт поэзиса в собственную историческую судьбу

Методологической основой исследования послужило сочетание методов их варьирование обусловлено определенностью решаемой задачи Исходной позицией описания основоструктур историчности выступил феноменологический метод в виде, разработанном экзистенциальной аналитикой Хайдеггера, то есть как обращение к «вскрытию близжайшим образом и большей частью»1 данного Сочетание герменевтического истолкования и диахронической аналитики семиомарксизма (как она представлена у М Петрова, Б Гройса, раннего М, Бахтина) применено к анализу стратегий коллективной легитимации событийности Диахронический анализ семиотической динамики, применяемый исторической поэтикой (в том виде, как он

1 Хайдеггер М Бытие и время М , 1997 С 43

разработан М Бахтиным, А Веселовским, русской формальной школой), используется для осмысления механизма мутаций эпохального духа Историко-философская контекстуализация применялась в выявлении исследованием генезиса и концептуального содержания центральных идей герменевтического наследия Научная новизна исследования заключена

в выявлении непреодолимого характера герменевтичности антропологического опыта, который сущностно трансформирует современную конфигурацию социальности Исследование демонстрирует конкретные модусы автономного смыслогенеза (в виде, например, поэтизации повседневности или синтеза личного мифа), подрывающие изнутри современную логику социального

в описании конкретных социальных форм, закрепленных на имманентную присущность понимания антропологическому онтосу Этот его характер приводит к констатации альтернативного способа производства коллективного экзистирования к доминирующему в современной ситуации сценарию социального сосуществования, основания которого сводимы к глобальному характеру потребления

в демонстрации герменевтического содержания сценариев мышления, выходящих за пределы историко-философской традиции герменевтики - исторической поэтики и консервативной критики

в трансформации предметного поля традиционной герменевтики за счет вовлечения в тематическое рассмотрение коллективных практик созидания нового смысла (прежде всего - на материале политической мифологии нации и социодинамики речевых жанров)

Положения, выносимые на защиту.

  1. История лишена внешней по отношению к себе определенности и возникает в актах коллективной символизации событий-преодолений каноничных стилей мышления и их социальных импликаций

  2. Основным источником исторически-интенсивных событий выступает не трансцендентный телос (наподобие Бога у Августина или Абсолютного Духа у Гегеля), но понимательный акт живого присутствия, преодолевающего свою сущностную недоопределенность в синтезе новой истины, отрицающей завершенность наличной конфигурации логосферы

  3. Фундаментальной характеристикой герменевтического акта является непредза-данность его фактических модусов исполнения В силу этого потенциал истории неподсуден логике «больших традиций» историогенной по существу может выступить любая практика, созидающая новую стратегию наделения смыслом

  4. Мышление незавершаемого автонигилизма истории доступно герменевтическим стратегиям, рефлектирующим созидание смыслового различая к умопостигаемому космосу традиции

  5. Радикальную онтологию понимания (скрытого от любого методического контроля и фундирующего антропоразмерное место в бытии), развернутую герменевтическими программами Хайдеггера и Бахтина, следует считать наиболее аутентичным

обоснованием самоотрицающей логики исторической реальности среди всего многообразия классических сценариев герменевтического мышления

6 «Народнический» исход истории бытия, заданный Хайдеггером как судьба всеобщей истории, равно как и помысленная Бахтиным полифоническая телеология истории, исполняющая карнавальный исток, не являются метафизически-пустыми идеологическими конструкциями - как это зачастую истолковывается комментаторской традицией Напротив, оба проекта заключают в себе онтологию исторического акта

Теоретическая и практическая значимость исследования Разработка проблемного поля герменевтики исторического опыта является расширенной версией мышления исторического свершения (как по отношению к институциональной традиции герменевтики, так и по отношению к ставшим классическими версиям его рефлексии - в спекулятивно заданном горизонте «формации» и в предустановленном Христианской эсхатологией горизонте «эпохи») Постольку теоретическая значимость исследования состоит в развитии теоретических моделей социальной рефлексии, направленной на осмысление таких предметов, как историческое становление, условия возможности исторической трансформации, генезис и специфика европейского исторического сознания Кроме того, осмысление непреодолимости исторической продуктивности привело исследование к синтезу новой формы рефлексивности, демонстрирующей возможность ответственной тематизации исторического творчества вопреки всем языкам описания современной ситуации в терминах «постфинального гомеостаза» и «монотонии истории» Идея отсутствия эйдоса, равно как и предзадан-ности фактичности исторического события, задающая пространство для собеседования разнородных сюжетов исследования, определяет его практическую значимость, которая состоит в «воспитании» (в смысле гегелевского Ausbildung) действительно рефлексивного отклика на достоверность альтернатив (будущих, равно как и прошлых) к постсовременным европейским телеологиям сетевой социальности и общества потребления Идеи и выводы исследования могут быть использованы в качестве материалов к общим и специальным курсам по философии истории, социальной философии и антропологии

Апробация результатов исследования. Отдельные положения исследования были изложены в цикле статей, опубликованных в период 2005-2007 г Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной философии и философии истории философского факультета СПбГУ, а также были представлены в форме доклада на конференции «Ребенок в современном мире» (СПб-2005г) Разрабатываемые в исследовании стратегии рефлексии были использованы в курсе лекций по философии и культурологии, прочитанном в СПбГУСЭ в 2005-2007 г

Структура диссертации. Исследование изложено на 157 страницах и состоит из введения, трех глав, разделенных "на параграфы, заключения и библиографии использованной отечественной и зарубежной литературы, включающем 182 работы на русском, немецком и английоком языках