Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Герменевтика межличностной коммуникации Болдонова, Ирина Сергеевна

Герменевтика межличностной коммуникации
<
Герменевтика межличностной коммуникации Герменевтика межличностной коммуникации Герменевтика межличностной коммуникации Герменевтика межличностной коммуникации Герменевтика межличностной коммуникации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Болдонова, Ирина Сергеевна. Герменевтика межличностной коммуникации : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Болдонова Ирина Сергеевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2010.- 376 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-9/95

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Герменевтический метод в гуманитарных науках

1.1 .Исторические формы герменевтики стр. 24

1.2. Современные концепции герменевтики стр. 59

1.3.Становление и развитие литературной герменевтики стр.89

Глава 2. Герменевтика как философия коммуникации

2.1. Философия коммуникации: плюрализм подходов стр. 110

2.2. Герменевтическое направление в философии коммуникации стр. 159

2.3. Герменевтика текстовой коммуникации стр. 185

2.4. Герменевтика устной межличностной коммуникации стр. 222

Глава 3. Герменевтическая деятельность в социальном контексте

3.1. Коммуникация как социальный процесс стр.268

3.2. Проблема смысла герменевтической деятельности стр. 287

3.3. Роль герменевтики в гармонизации межличностных отношений стр. 317

Заключение стр. 341

Литература стр. 347

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Социальная коммуникация, в том числе и межличностная коммуникация стала проблемным полем философских исследований в ХХ веке, поскольку изучая природу общения, можно выявить внутренние закономерности и противоречия становления индивида, его личностных характеристик.

Полноценная деятельность людей неотъемлемо связана с общением, диалогическая природа нашего бытия является главным характерным признаком и условием нашего существования. В современном мире индивид ежедневно сталкивается с изменяющимися условиями общения. В век распространения массовой коммуникации и техногенных явлений личность часто ощущает надломленность, одиночество, разлад с собой и с окружающей действительностью, отсутствие теплоты и задушевности межличностного общения часто приводит к трагической неудовлетворенности жизнью и к отчуждению.

В создавшейся ситуации больше всего страдает межличностная коммуникация как разновидность социальной коммуникации, отражающая специфику взаимодействия индивидов как социальных существ, обеспечивающей нормальную совместную жизнедеятельность людей.

Общественно-политическая ситуация в России XXI века, реформы, преобразования во многих областях способствуют изменениям межличностной коммуникации. Трансформация коммуникационных процессов происходит в политике, государственной власти, экономике, образовании, культуре, требования демократических прав и свобод касаются критериев формирования новой личности. Действительность предъявляет теперь повышенные требования к коммуникативным навыкам и способностям современного человека, который должен приспосабливаться к изменившимся ценностям, отношениям, способам коммуникации. Реализация принципа индивидуализации обучения через компетентностный подход и модернизацию системы образования находится в русле современных тенденций развития нашего общества.

От участия в коммуникационном буме зависит степень социализации и интеллектуализации индивида, установление прочных межличностных отношений, решение практических задач, и, наконец, интеграция в мировое сообщество и процесс глобализации.

С позиции социальной философии особо важно в ХХI веке раскрыть природу, функциональную и содержательную сущность межличностной коммуникации, ее структурные и процессуальные характеристики для того, чтобы определить мировоззренческое значение возможности общаться с себе подобными, полноценно участвовать в диалоге, быть в гармонии с собой и окружающими людьми. В США возникает целое направление мысли в области коммуникативистики, методологическим основанием которого становится герменевтика. Интерпретативные подходы учитывают субъективные качества, влияние духовной традиции, культурного фона, принадлежности к определенной социальной группе. Герменевтические идеи породили подходы, ориентированные на приращении нового знания путем интерпретации.

Коммуникация становится в современном мире фундаментальной основой всей жизнедеятельности людей: онтология коммуникативных процессов позволяет заглянуть в самые глубины смыслов коммуникации, раскрывая новые подходы в раскрытии картины мира. Разные виды коммуникации формируют бытие современной культуры: это и особый мир СМИ, виртуальное пространство Интернет, взаимодействие в транснациональных корпорациях, претерпевающее изменение межличностное общение индивидов и т.д. Художественная коммуникация также становится частью современной культуры в части эстетического освоения действительности.

Степень научной разработанности темы.

Философская герменевтика

У нас в стране изучение герменевтики началось в 20-х годах ХХ века - это традиция, идущая от Фр.Бласса, Г.Брандеса, Г.Шпета и которая прервалась, возобновившись лишь в философских изысканиях 70-80-х годов.

Всесторонний глубокий анализ основных этапов становления герменевтики как одного из самых влиятельных философских течений Запада осуществил А.А.Михайлов 1.Авторы коллективного труда «Герменевтика: история и современность» И.С.Нарский, Б.Н.Бессонов, Г.И.Рузавин, С.М.Брайович и другие известные исследователи осветили теоретико-познавательный потенциал герменевтики 2. В монографии В.Г.Кузнецова «Герменевтика и гуманитарное познание» осуществляется детальное исследование герменевтической методологии 3.

История герменевтики основывается на изложении Г.Г.Шпета, данной им в работе «Герменевтика и ее проблемы». Само исследование сосредоточено на проблеме специфики гуманитарного познания и выработке методологических стандартов для изучения гуманитарных наук. 4

Понимание изучается в философской литературе и как логико-гносеологическая проблема, и как основная проблема герменевтики у Г.С. Гусева и Г.Л. Тульчинского в работе «Проблема понимания в философии»5, у А.М. Коршунова и В.В. Мантатова в монографии «Диалектика социального познания» 6.

Авторы коллективной монографии «Понимание как логико-гносеологическая проблема» рассматривают понимание с разных точек зрения в системе теоретического знания. О гносеологической функции герменевтического понимания пишут в своей статье Кузнецов В.Г. и Алексеев А.П., где говорится о значении категории «общности» между автором текста и интерпретирующим субъектом. 7

В отечественной философской литературе существует ряд статей, посвященных разным аспектам герменевтики и изучению ее понятийно-категориального аппарата, авторами статей являются: С.М. Брайович 8, Т.Е.Васильева 9, А.А.Ивин, О.В. Фурманова 10, Алексеева Л.Н. 11, Ильенков Э.В.12, М.М. Кузнецов 13 , 14 В.С. Малахов 15 , 16, 17и др.

С 80-х годов различные аспекты герменевтики стали объектом исследований докторских и кандидатских диссертаций А.М. Руткевича, М.Х. Кулэ, Т.Е. Васильевой, В.В. Янцена, Е.А. Атманских, В.С. Малахова, Г.А. Мишкиниса, Е.А. Косолаповой и др.

Диссертации 90-х и 2000-х годов свидетельствуют о неослабевающем интересе научных кругов к герменевтической и коммуникативной проблематикам - исследования В.И. Пржиленского, Б.Б. Ярмахова, И.И. Сулима, А.А. Почекунина, Х.-С. Гафарова, О.А. Долговой, В.В. Швайдак, Б. Пазолини, О.В. Костиной, И.А. Чистилиной, И.В. Цветковой и др.

Авторы диссертаций обобщают большой и интересный материал по герменевтике как философскому направлению и учению о понимании феноменов культуры, раскрывают методологические аспекты герменевтики.

Социально-философское осмысление герменевтики

В рамках социально-философской традиции также имеется ряд концепций, обосновывающих, главным образом, два подхода: в русле информационно-инструментальной парадигмы и экзистенциально-феноменологических исследований. В российской философской науке изучение коммуникации традиционно проходило в рамках марксистского критического подхода и накопило немалый багаж знаний, что представлено в трудах Е.Г. Злобиной 18, Ю.Д. Прилюка 19, Н.Н. Обозова 20, A.A. Леонтьева 21 и других. Е.Г. Злобина анализировала межличностное общение с точки зрения психологии и определяли как духовный контакт, а также предпринимались попытки построения философской теории общения на принципах психологии.

В.Е. Кемеров анализирует социально-философскую методологию исследований в области коммуникации, подчеркивая значение субъект-субъектных отношений 22. Л.П. Буева анализирует проблемы общения во взаимосвязи с системой общественных отношений в социальном и социально-философском аспектах 23.

Социологический подход к изучению общения и коммуникации наметился в работах А. А. Брудного 23, Л.Г. Ионина 24, Л. П. Буевой, М. С. Кагана 25, В. М. Соковнина 26, Е.П. Савруцкой 27, С.Е. Кашницкого 28.

Социально-психологический аспект исследования общения и коммуникации широко представлен в трудах А. А. Бодалева 29 А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова 29, Б. Д. Парыгина 30, Авторы коллективной монографии “Речь человека в общении” Т.Н.Ушакова, Н.Д.Павлова, И.А.Зачесова анализируют уровни внутренней речи, последовательность оформления мыслей в логически стройные высказывания 31.

Философия коммуникации

В России монографических исследований в области собственно философии коммуникации еще достаточно мало, среди них можно назвать труды А.В. Резаева 32, Л.А. Ситниченко 33, И.П. Ильина 34, М.С. Кагана, В.С. Малахова.

В отечественной литературе ряд авторов осуществили исследования в области классификации теорий коммуникации, среди которых А.В. Соколов 35, Г.Г. Почепцов 36, В.Б. Кашкин 37, И.П. Яковлев 38, М.А. Василик 39 и другие. А.В. Резаев в своей работе “Парадигмы общения” обобщает опыт социально-философского анализа теорий коммуникации и объединяет вышеназванные теории в три большие парадигмы общения: информационно-инструментальную, экзистенциально-феноменологическую, марксистскую.

В области информационно-инструментальной парадигмы Резаев считает, что каждые восемь-девять лет активизировался интерес ученых к коммуникативной проблематике. Первый пик интереса приходится на 50-60-е годы и связан с популярностью кибернетики. В 60-70-х годах приоритетными становятся психология, лингвистика, семиотика и разрабатывается психологический, знаково-семиотический подходы в теории коммуникации в работах К.А. Абульхановой-Славской 40, А.А. Бодалева, В.Н. Панферова 41, А.А. Брудного, А.А. Леонтьева. Третья волна отмечается в 70-80-х годах и характеризуется поворотом в сторону социологизации общения. Резаев отмечает ярко выраженную ориентацию работ Е.Г. Злобиной, М.С. Кагана, Ю.Д. Прилюка на социально-философскую рефлексию коммуникации. Четвертая волна имеет место в 90-х годах и отражает явный поворот в сторону размежевания с информационно-инструментальным подходом и переоценки утилитаристских трактовок общения.

У Г.Г. Почепцова можно выделить по типологическому принципу несколько групп теорий, среди которых выявляются литературоведческая, теории знаков и символов, феноменолого-герменевтическая, психоаналитическая, теории драматизма, социкультурная, антропологическая и постмодернистская.

Одним из новейших исследований в области философии коммуникации является монография И.Н. Инишева «Чтение и дискурс: трансформация философии», в которой автор обосновывает интегральную коммуникативную теорию, которая объединяет философскую герменевтику Гадамера, трансцендентальную прагматику Апеля и теорию коммуникативного действия Хабермаса 42.

Теории социальной коммуникации начали комплексно изучать в США. Наиболее полную картину классификации теорий социальной коммуникации дает С. У. Литтлджон 43.

В концепции Литтлджона герменевтика представлена как универсальная теория экзистенциального направления, берущая истоки в феноменологии Гуссерля, и объединяющая разные ответвления, которые ориентированы на практическое применение.

В англо-американской науке в области интерпретативного подхода ведущими авторами можно назвать Е.Д. Хирша 44, Дж. Андерсона 45, С. Дитца 46, Дж. Стюарта 47, 48. Авторы монографии “Интерпретативный поворот. Философия, наука, культура” Д. Хилий, Дж. Бохман, Р Шустерман полагают, что в результате современные тенденции философии науки и философии языка сошлись на герменевтической традиции, развитии разных интерпретативных дисциплин и это вынесло вопрос об интерпретации в центр философских дискуссий 49.

С. Дитц в ряде статей отмечает существование немецкого идеализма с одной стороны, и англо-американской эмпирической традиции с другой. Он предлагает соединить эти традиции на основе пересмотра и использования философской герменевтики Гадамера.

В сборнике “Интерпретативные подходы к изучению межличностной коммуникации” (1994) под редакцией К. Картер и М. Преснелла осуществляется анализ и систематизация достижений в области изучения философии межличностной коммуникации с герменевтических позиций. К. Картер и М. Преснелл выделяют две современные тенденции развития интерпретативного подхода. Первая из которых говорит о понимании процесса исследования как обширного дискурса, координирующего процесс социально зависимых значений. Вторая тенденция включает многие аспекты коммуникации, охватывая не только межличностную, но и массовую и организационную коммуникации. Интерпретативный подход развивают философы, социологи, антропологи, критики, теоретики искусства 50.

Под редакцией Дж. Пилотты был опубликован в 1982 г. научный сборник по феноменологии и герменевтике в теории социальной коммуникации, который был одним из первых в развитии интерпретативного подхода.

К. У.Уайт пишет о диалогическом подходе к изучению межличностного понимания. Автор перечисляет имена тех ученых, которые внесли вклад в исследование межличностного знания: Бергер и Брадек (1982), Бергер и Калабрезе (1975), Бергер и Дуглас ( 1982), Бергер, Гарднер, Паркс, Шульман, Миллер (1976). Уайт больше говорится о социальной динамике межличностного понимания и ключом к достижению этого Уайт называет вклад Гадамера в изучение коммуникативной природы межличностного понимания 51.

Многие ученые отмечают большой вклад Гадамера в изучение межличностной коммуникации среди них С. Дитц, Дж. Стюарт, Дж. Андерсон и другие.

Теоретическое литературоведение и литературная герменевтика

В отечественной литературе имеется ряд работ о филологической герменевтике, в том числе применительно к изучению произведений древнерусской литературы. Автор учебного пособия «Филологическая герменевтика» Г.И. Богин описывает научную дисциплину, изучающую процессы понимания текста и помещает герменевтику среди филологических дисциплин наряду с литературоведением и лингвистикой 52. В. Айрапетян определяет филологическую герменевтику как словотолковательное искусство 53.

В области собственно литературоведения имеется несколько публикаций, внесших определенный вклад в разработку литературной герменевтики в России. П.П.Гайденко в статье «Герменевтика и кризис буржуазной культурно-истори-ческой традиции» говорит о важности процедуры интерпретации в литературоведении 54.

Авторы монографии «Методологические искания в западном искусствознании» А.Я.Зись и М.П.Стафецкая положительно оценивают методологические возможности философской герменевтики. Авторы выделяют в рамках герменевтики наряду с семиотическим, феноменологическим подходами к изучению литературы и социально-критический подход 55.

Значительный вклад в дело популяризации идей литературной герменевтики и теоретической разработки методологических проблем литературоведения внесли реферативные сборники, справочники, словари: «Современные зарубежные литературоведческие концепции (герменевтика, рецептивная эстетика) /Отв.ред.Цурганова Е.А.; «Современные исследования по герменевтике /Отв.ред. Цурганова Е.А.; «Теории, школы, концепции»; «Терминология современного западного литературоведения (страны Западной Европы и США). Справочник./Отв.ред. Ильин И.П., Цурганова Е.А. 56, 57 .

Основной материал о становлении и развитии литературной герменевтики изложен в журнале “Новая литературная история” (1976), издающемся в США, в эссе “Введение в литературную герменевтику” П.Шонди 58.

Одна из попыток классификации имеющихся течений и направлений в современной герменевтической мысли - книга Т.М.фон Зеебома “К критике герменевтического разума” (1972), где автор дает обзор существующих герменевтических концепций 59.

Немецкая традиция исследования литературной коммуникации отражает богатейший культурно-исторический опыт теоретического литературоведения Германии, во многом продолжая в коммуникативистике герменевтическое направление Гадамера, Яусса, Изера, Шонди, Зеебома.

В частности, П. Штрохшнайдер разрабатывает концепцию, главной мыслью которой является значение литературного произведения в коммуникативной ситуации Средневековья. Литературная коммуникация, делает резюме Штрохшнайдер, содействует развитию социальной интеракции в обществе. Ситуация отправления и получения, по мнению немецкого теоретика литературы А. Бартожинского, является одной из немногих социально активных и фиксированных ситуаций познания в литературной герменевтике. Эту ситуацию - получения можно ставить в ряд с ситуациями научных исследований, в которых также со стороны получателя производится переработка определенной информации 60.

Такое разнообразие подходов обусловлено сложностью самой коммуникации и вследствие этого причастностью к изучению коммуникативных явлений многих отраслей знания. Феномен коммуникации не является статичным, а претерпевает структурные, системные и процессуальные изменения, коммуникация не является простой суммой элементов и не представляет собой единичный акт социального взаимодействия. Коммуникация также социально-психологически, социально-экономически детерминирована, поскольку коммуникация неразрывно переплетена с обществом и общественными отношениями. Большое значение имеет изучение сознания и механизмов работы памяти. Субъекты коммуникативного действия являются личностями, каждая из которых привносит свои характеристики в разговор. Лингвистическая природа общения также дает обширный материал для изучения всем разделам языкознания.

Социально-философское осмысление герменевтики, метода, целей и возможностей представляет еще необъятное поле для дальнейших исследований. Социально-философские проблемы герменевтики и герменевтических частнонаучных дисциплин получают все больший отклик в научном сообществе в связи с возрастающим интересом к миру человека, проблеме взаимоотношений человека и общества.

Объект научного исследования – межличностная коммуникация

Предмет исследования – герменевтическая модель межличностной коммуникации

Цель исследования - выявить специфику герменевтической методологии и ее эвристическую ценность для изучения межличностной коммуникации.

Задачи исследования:

рассмотреть исторические формы герменевтики в диахроническом срезе;

проанализировать становление и развитие литературной герменевтики и выявить ее коммуникативную направленность;

рассмотреть роль современных герменевтических концепций в формировании методологического основания социально-гуманитарных исследований;

проанализировать основные направления философии коммуникации;

выявить особенности герменевтического направления в философии коммуникации;

осуществить сравнительно-сопоставительный анализ функционирования герменевтических категорий в устном и письменном коммуникативных дискурсах;

осуществить анализ процессуальных характеристик коммуникации с позиции герменевтической философии коммуникации;

выявить смысл герменевтической деятельности в социальном контексте;

определить эвристическую ценность герменевтики межличностной коммуникации для развития межличностных отношений.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования.

Методологической и теоретической основой диссертации явились концепции ведущих философов современности, внесших существенный вклад в разработку герменевтической проблематики. Автор диссертации опирается на феноменологию Э. Гуссерля, онтологическую герменевтику М. Хайдеггера, философскую герменевтику Г.-Г.Гадамера, феноменологическую герменевтику П. Рикера, трансцендентальную прагматику К.-О. Апеля, теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса, герменевтическую феноменологию Г.Г. Шпета, философию диалога М.М. Бахтина. А также в исследованиях мы опирались на концепции Э.Д. Хирша, П. Шонди, Р. Палмера, Г.Р. Яусса, Т. фон Зеебома и других. Среди российских философов необходимо отметить значимость работ А.В. Резаева, В.Г. Кузнецова, И.Н. Инишева, В.С. Малахова и др.

Основным философским методом данного диссертационного исследования является диалектика. В диссертационном исследовании используются общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и обобщения. В работе с текстами применяется понятийно-категориальный аппарат герменевтики.

В первой главе при помощи историко-философского анализа рассматриваются этапы развития герменевтики в диахроническом срезе, выявляется путь совместного сосуществования, отделения и дальнейшего развития литературной герменевтики. Биографический и нарративный методы дали возможность изучить основные герменевтические концепции ХХ века и выявить общие принципы, которые сформировали методологию гуманитарного познания.

Путем использования типологизации формулируются общие положения и принципы герменевтического подхода в философии коммуникации.

Во второй главе доминирующим научным методом становится сравнительно-сопоставительный, при помощи которого анализируются основные направления мысли в философии коммуникации, функционирование герменевтических понятий в устном и письменном дискурсах. На основании синтеза общих и специфических признаков в устном и письменном дискурсах рассматриваются характерные проблемы и пути герменевтического анализа социальных феноменов межличностной коммуникации.

В третьей главе используется структурно-функциональный метод в анализе основных функций коммуникации, специфики социального взаимодействия с точки зрения герменевтического направления в философии коммуникации. Метод социально-философского анализа позволил выявить смысл герменевтической деятельности и возможности применения ее результатов в широком социальном контексте.

Научная новизна исследования

заключается в том, что в диссертации:

обоснована эвристическая значимость диалогово-коммуникативной методологии герменевтики применительно к таким социально-гуманитарным наукам как литературная герменевтика и теория социальной коммуникации;

выявлены основные понятия и категории, онтологические и гносеологические основания герменевтического направления философии коммуникации;

определены особенности диалогового взаимодействия в литературной герменевтике как письменном дискурсе межличностной коммуникации;

выявлены отличительные характеристики количественного и качественного подходов в философии коммуникации;

сформирована модель устной межличностной коммуникации на основе герменевтического опыта;

выявлены специфические способы функционирования герменевтических категорий в художественной письменной коммуникации и устной межличностной коммуникации;

в результате сравнительно-сопоставительного анализа ряда концепций в философии коммуникации были выявлены особенности герменевтического направления;

рассмотрены герменевтические принципы анализа коммуникации как социального процесса;

проанализированы способы применения результатов герменевтических исследований;

выявлена эвристическая ценность герменевтического диалога в гармонизации межличностных отношений.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Основные положения герменевтических концепций Гадамера, Рикера, Апеля, Хабермаса являются методологической основой для изучения устного дискурса социальной коммуникации и художественной коммуникации в литературной герменевтике;

  2. Литературная герменевтика отражает специфику герменевтической деятельности по осуществлению художественной коммуникации с текстом.

  3. Основные направления исследований в философии коммуникации можно разделить на количественные и качественные.

  4. Герменевтическое направление в философии коммуникации характеризуется качественными исследованиями, интерпретативным подходом, диалогическим использованием языка, коммуникативно ориентированной социальной практикой.

  5. Герменевтическая методология раскрывает преимущества «задушевного разговора» в контексте повседневности.

  6. Герменевтические категории функционируют по-разному в устном и письменном дискурсах, раскрывая дополнительные возможности герменевтической методологии;

  7. Социально-философский анализ коммуникативного процесса с точки зрения герменевтики подчеркивает значимость встречи культурно-исторических контекстов.

  8. Аппликация результатов герменевтической деятельности имеет социально-гуманистическое значение.

  9. Изучение межличностной устной коммуникации методами герменевтики полнее раскрывает потенциал диалогового взаимодействия, что содействует развитию гармоничных межличностных отношений в обществе.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Основные положения монографических и диссертационных исследований могут быть использованы в формировании концептуальных основ социальной политики; в мероприятиях по социально-психологической реабилитации инвалидов, лиц пожилого возраста, несовершеннолетних девиантного поведения;

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебно-воспитательных концепций по гуманизации и гуманитаризации высшего и среднего образования; при формировании концепции компетентностного подхода в образовании. А также исследования могут быть использованы в качестве учебного материала лекционных, семинарских занятий для студентов таких специальностей как философия, литературоведение, связи с общественностью, социальная работа, социальная психология, и др.

Апробация работы.

По материалам диссертационного исследования были опубликованы два учебных пособия и две монографии, а также более 40 публикаций в сборниках и периодических изданиях. Часть содержания диссертации была представлена на защиту кандидатской диссертации и нашла отражение в автореферате в 1998 году. Результаты исследования в рамках диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук были расширены и дополнены. Основные положения диссертации были обсуждены:

на заседаниях методологического семинара для докторантов при ИППК МГУ в 1997 г.;

на заседании кафедры философии университета Кентукки (США) в 2001 году, в университете Джорджа Вашингтона (США) во время прохождения стажировки по грантовой программе Госдепартамента США 2000-2001 гг.;

на кафедре межкультурной коммуникации Мюнхенского университета Людвига Максимилиана (Германия) в 2003 г. во время прохождения научной стажировки по грантовой программе Германского Фонда научных обменов (ДААД);

на кафедре философии университета Брэдфорда (Великобритания) в 2005 г. во время прохождения стажировки по грантовой программе «Темпус» Европейского Союза;

по Интернету были обсуждены основные положения второй главы в университете теологической герменевтики в Цюрихе (Швейцария);

Основные положения третьей главы вошли в концептуальные основы муниципальных целевых программ «Год семьи-2003», «Год пожилых людей-2005», «Год культуры-2006», «Год общественных инициатив-2007», концепции национальной политики, концепции взаимодействия Администрации г. Улан-Удэ с общественностью.

Автор диссертационного исследования внедрял принципы компетентностного подхода в преподавательской практике в Восточно-Сибирском государственном технологическом университете в 2001-2003 гг. по результатам стажировки в США (2000-2001 гг.). Компетентностный подход лег в основу открытой лекции на теории социальной коммуникации на отделении связей с общественностью в 2002 г.

Материалы по теории социальной коммуникации легли в основу базовых учебных курсов «Основы теории коммуникации», «История мировой литературы», «Теория и практика паблик рилейшнз» и элективных курсов на специальности «Паблик рилейшнз». А также результаты исследований использовались при написании студенческих курсовых и дипломных работ.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов, заключения, библиографии.

Современные концепции герменевтики

Традиционно герменевтика сосредоточивает внимание не на знаковом аспекте текстов, а на внутреннем содержании, внутренней стороне самой речи. Отсюда неслучайно обращение герменевтики именно к исследованию произведений искусства. В герменевтическом опыте особое место занимает искусство благодаря особой силе воздействия и специфике художественной истины. Опыт произведений искусства представляет собой особый способ познания истины, понимание самого понимания и познает художественную правду, выраженную посредством художественных образов. Гадамер говорит о невозможности постижения истины научными методами, потому что здесь требуется субъективная оценка и глубоко личное участие познающего литературу, в связи с этим он характеризует сущность герменевтического подхода следующим образом:

«Он начинается с осознания того, что язык неизбежно отсылает за пределы себя самого, указывая на границы языковой формы выражения. Язык не тождествен тому, что на нем сказано, не совпадает с тем, что обрело в нем слово. Раскрывающийся здесь герменевтический горизонт языка делает явными границы объективизации мыслимого и сообщаемого. Языковая форма выражения не просто неточна и не просто нуждается в улучшении - она, как бы удачна ни была, никогда не поспевает за тем, что пробуждается ею к жизни. Ибо глубоко внутри речи присутствует скрытый смысл, могущий проявиться лишь как глубинная основа смысла и тут же ускользающий, как только ему придается какая-нибудь форма выраженности. Чтобы пояснить эту мысль, я бы хотел различить две формы, какими речь отсылает за пределы самой себя. Первая - это несказанное в речи и все же именно посредством речи приводимое к присутствию, вторая - самой речью утаиваемое» [54, с. 65].

Гадамер особо выделяет круг проблем, касающихся текста литературного. Литературные произведения не всегда доступны пониманию с первого прочтения, речевое произведение скрывает содержание порой с умыслом для создания иносказательности. Следовательно, одной из главных задач интерпретатора определяется помощь читателю в чтении и восприятии непонятных мест текста, особенно того, что утаивается и имеет потайной смысл. Любое выражение зависит от частного конкретного случая, когда оно употребляется в речи и значение семантического окружения и контекста возрастает, если речь идет о художественном произведении литературы.

Среди всех форм герменевтического опыта литература имеет самое преимущественное отношение к истолкованию. Языковое свершение поэтического слова выражает собственное отношение к бытию. Поэтическое высказывание не отражает уже существующую действительность, но является новым образом нового мира. Художник строит свой художественный вымышленный мир согласно собственному отношению к бытию. Поэтическая речь обладает способностью создавать замкнутый самодостаточный мир художественного вымысла и обладает достаточной властью эстетического и эмоционального воздействия на реципиента.

Герменевтика обосновывает существование подлинной литературы в письменно зафиксированном виде - написанное обладает большой ценностью и признаком герменевтичности, т.е. ориентацией на «понимание». Следовательно, текст произведения художественной литературы не только годится для толкования, но и нуждается в том, чтобы быть истолкованным и понятым. Обладая прочным структурным и смысловым единством, произведение литературы неповторимо, эстетическая нагруженность слова во много раз возрастает. Язык подлинно настоящего произведения уникален, потому что поэтическое слово - более чем просто слово, оно отражает авторскую, творческую индивидуальность.

Возрастает роль и ответственность толкователя литературных произведений. Интерпретатор как посредник между миром автора и миром читателя должен быть способным понять, по возможности, глубинный смысл произведения. Он должен обладать эстетическим вкусом. Отталкиваясь от эстетической концепции Канта, его теории о вкусе и гении, Гадамер разворачивает свое собственное суждение по поводу способностей человека к восприятию прекрасного в природе и искусстве.

Вкус, как индивидуальный способ познания, присущ восприятию прекрасного. Чувство хорошего вкуса помогает специалисту-литературоведу отличить прекрасное и настоящее произведение искусства от временно популярного бестселлера, а также помогает распознать причастность единичного произведения к порождающей его литературной традиции.

Эстетический вкус неразрывно связан с эстетическим переживанием. Художественное произведение является особым миром, функционирующим по особым законам, созданным вдохновением гения, и представляет собой преобразованное переживание. В процессе внимательного чтения воспринимающая сторона может уловить проявления творческого гения и создать в собственном воображении свои картины.

Способность к эстетическому переживанию должна быть присуща каждому, и это должно быть заложено воспитанием и образованием. Способность различать прекрасное не достигается с помощью научных доказательств и измерений, а развивается по мере критического самопознания, закладывается в основе суждений путем сравнений и оценки. Вкус в эстетическом опыте играет роль регулятора, т.к. при всей открытости произведение предполагает определенные границы толкования, предусмотренные единством внутреннего содержания и формы. Принцип общезначимости вкуса сохраняет силу для всякой интерпретации, но особое значение имеет при аналитической интерпретации в литературной герменевтике.

Особенностью герменевтического подхода является и то, что результатов критика добивается тогда, когда осуществляет рефлексию над своей мыслительной деятельностью, о необходимости которой Гадамер говорит:

«Однако плодотворность герменевтической критики обнаруживается во всей полноте лишь тогда, когда она доходит до саморефлексии, когда ее предметом становится ее собственное критическое усилие, а значит, и ее собственная обусловленность, и тот контекст зависимостей, в котором она сама находится. Делая такой шаг, герменевтическая рефлексия вплотную приближается к действительному идеалу познания: она выводит на свет сознания еще и такую иллюзию как рефлексия. Критическое сознание, всюду вскрывающее предрассудочность и зависимость, но себя самое считающее абсолютным, то есть независимым и беспредрассудочным, с необходимостью подпадает под власть иллюзий. Само оно мотивировано тем, критикой чего является. Поэтому оно остается в зависимости от того, что им преодолевается» [Там же. С. 70-71].

Герменевтическое направление в философии коммуникации

Как уже было сказано выше, такие подходы как семиотика, структурализм, информационная теория и многие другие рассматривают упрощенную форму бытия коммуникации, которая представлена в этих моделях в виде традиционной цепочки отправитель - сообщение - канал коммуникации — получатель. Современный мир и условия функционирования коммуникации усложнились в сравнении с серединой прошлого столетия, когда знаки, структура, технические средства связи, количество информации были актуальны для исследований того времени. Сегодня действительность диктует иные требования к изучению феномена общения, изменились смысложизненые установки современного поколения, в ситуации изобилия информации в средствах массовой коммуникации необходимо заново пересматривать мировоззренческое значение общения, его роль в реализации экзистенциальных возможностей индивида., Онтология коммуникации в основном ориентируется на изучение диалога, который отражает проблематику межчеловеческого общения. При этом диалог нагружается онтологическими характеристиками событийности, историчности, конкретности. Говоря о качественном изучении природы диалога, необходимо выявить особенность коммуникативного бытия в его герменевтическом проявлении. Диалогическая природа языка заключается не в том, чтобы только закодировать, передать, расшифровать, не только направить говорящего на передачу сообщения, но во время разговора создать событие, вовлечь и увлечь партнеров по диалогу. Справедливо отмечает Гадамер, что присутствие другого заставляет разрушить собственные узкие рамки и быть готовым к ответу, и этот разговор не является только обменом мнениями, аргументами, а выработкой совместного бытия интерсубъективности [54].

На основе анализа концепции Дж. Андерсона, его исследования специфических характеристик герменевтического эмпиризма, можно выделить основной принцип герменевтических изысканий в современной философии коммуникации - сделать объект изучения доступным пониманию при помощи интерпретации. Основными чертами герменевтического эмпиризма являются: субъективная позиция интерпретатора и герменевтическое сознание, создание реальности и интерсубъективность, рефлексивный анализ условий понимания и пространственно-временных параметров коммуникации. Все эти характеристики охватываются фундаментальной способностью пониманием [283].

В- герменевтическом эмпиризме одним из основополагающих положений является мысль о том, что интерпретатор сам является частью реальности, его сознание несвободно от субъективных позиций. А.В. Резаев, говоря об особенностях прогерменевтических теорий, подчеркивает бытие экзистирующего сознания: «Философский анализ общения в границах экзистенциально-феноменологической парадигмы представляет собой тип философствования, переносящий теорию интенциональности в сферу онтологии бытия-с-другими и описывающий процесс общения как стремление к преодолению «разорванности» существования наличного бытия отдельных индивидов в системе категорий познающего и экзистирующего сознания. Целью философской рефлексии общения становится выявление возможности и действительности общения, а ее предметом — рефлектирующее сознание в жизненном, чувственном мире» [206, с. 126-127]. Следовательно, при изучении коммуникативных процессов необходимо принимать во внимание субъективность экзистирующего сознания как проявление личности. Очевидно, что основные положения феноменологии Э. Гуссерля открыли принципиально новые возможности в методологических изысканиях в философии коммуникации. Исследователь герменевтического направления философии коммуникации С. Дитц, противопоставляя герменевтическую методологию другим коммуникативным методологиям, особо выделяет неопозитивистскую точку зрения, где проблема интерсубъективности кроется скорее в психических особенностях, в мышлении другого человека. Герменевтический опыт смотрит в самые корни общения, где имеются разные предпосылки понимания. Дитц выдвигает герменевтический принцип общности мироистолкования, того, что находится между говорящими, имеющими герменевтический опыт познания другого мира в универсальной среде языка [312]. Социальное взаимодействие основано на интерпретирующем и понимающем взаимоотношении между познающим субъектом и объектом познания, и оно порождает новые смысловые знания, которые носят активный характер. Некоторые положения онтологии М. Хайдеггера стали основополагающими принципами интерпретативного, качественного подхода. Через онтологию бытия-с-другими реализовывается глубинные возможности человеческого бытия, человеческое общение возможно постольку, поскольку человек характеризуется понятием "со-бытия" {Mitsein). Текст (сообщение) выступает как форма со-бытия и в создавшейся между участниками разговора интерсубъективности актуализируется жизненный мир. Неслучайно Гадамер выделяет автономный статус темы, поскольку именно тема разговора (произведения) как посредник конструирует интерсубъективность: «Понимать - означает прежде всего разбираться в чем-то, а уж потом, во вторую очередь, вычленять мнение другого, разуметь подразумеваемое им. Итак, первое из условий герменевтики - это предметное понимание, ситуация, возникающая тогда, когда я и другой имеем дело с одной и той же вещью. Этим предопределяется, что может реализоваться в единстве своего смысла, и, следовательно, предопределяется применение презумпции совершенства» [54, с. 78-79]. Откровенный живой разговор (genuine conversation) не означает принятие позиции другого или выражение сочувствия, а предполагает возможность предмету разговора свободно развиваться, находить ключевые вопросы.

Успех со-бытия в интерсубъективности во многом зависит от герменевтического сознания субъектов коммуникации. С точки зрения Дитца изучение "герменевтического сознания" позволяет прояснить отношение человека к его собственному опыту в его многостороннем выражении. Главное преимущество герменевтического видения - это разъяснение природы человеческого понимания, которое способно охватить и каждодневный опыт, и направление улучшения понимания в коммуникации.

Герменевтика устной межличностной коммуникации

Межличностная коммуникация стала предметом изучения коммуникационных дисциплин в 30-е годы XX столетия. Школы бизнеса углубили исследования в области улучшения человеческих взаимоотношений, и это сдвинуло направление исследований с риторической основы к изучению непосредственного взаимодействия, основанного на социальных науках.

В начале 50-х доминировали изучения повседневной разговорной практики. Э. Мюррей в 1953 году предложил термин "межличностная коммуникация", что обозначало речь как социальный интегратор и как средство для привлечения внимания, понимания и обсуждение опыта.

С 60-х годов стали говорить, что хорошая коммуникация зависит не только от социальных целей, но и от самореализации. Пирс и Фосс назвали этот период изучения межличностного общения "humanistic celebration" (апофеозом гуманитаризма), когда целями межличностной коммуникации выдвигались улучшение жизни путем устранения последствий отчуждения, конкуренции и управления [342].

Понятие межличностная коммуникация является эквивалентом межсубъектного взаимодействия, в которое вовлечено два человека. Межличностная коммуникация в идеале должна быть не только актом обмена информацией, но средством установления доверительных отношений, раскрытия личности, достижения взаимопонимания. Доверительный диалог является самой большой ценностью совместного существования людей в обществе. Межличностное общение еще называют диадической коммуникацией, главными признаками которой являются спонтанность и неформальная природа общения, при этом участники получают максимальную обратную связь. Роли в таком взаимодействии взаимозаменяемы: партнеры могут по очереди выступать в роли отправителя и получателя В этой модели оба участника являются одновременно источником и получателем, и поэтому она называется симметричной, взаимодействующей моделью. Такая модель может быть характерной и для любого вида коммуникации. Стоит заметить, что в межличностной коммуникации обмен функциями может идти быстрее, чем в других видах коммуникации.

Существует распространенное заблуждение о том, что посылается смысл. Смысл не может быть послан, в коммуникации отправляется сообщение, т.е. вербальный или невербальный стимул, содержащий смысл. Кодировка - это процесс, при котором создается и передается сообщение так, чтобы оно вызвало работу мысли у получателя. Получатель - это индивид, которому сообщение адресовано. Получатель соответственно выполняет следующие три функции: декодирование, или трансформация сообщения в форму идей и информации; придание значения и извлечение смысла; послание ответа. Реципиент также состоит из мыслей, опыта, системы отношений и ценностей, чувств, желаний. Сообщение состоит из следующих элементов: вербально оформленные мысли, организация сообщения, языковой фактор, доставка (письменный и устный). Сообщение является главным и очень сложным элементом данной модели потому, что включает в себя: - объект, событие или ситуацию, на которые ссылаются; - взгляд на этот предмет с точки зрения и говорящего и слушающего; - символы, с помощью которых сообщение несет смысл; - опыт, фоновые знания, отношения говорящих. Цель и задача сообщения зависят от целей и задач коммуникации. В зависимости от того, чего вы хотите достигнуть, строится сообщение. Для создания сообщения важны также мотивация и вдохновение. Согласно концепции психолога А.Н.Маслоу существует иерархия человеческих мотивов. Определяя цели и задачи сообщения, необходимо определить потребности и ценности, связанные с этим сообщением. Определяя цель сообщения, необходимо поместить потенциальное сообщение в схему Маслоу, чтобы определить место и значение этого сообщения в иерархии потребностей [165]. С коммуникативной точки зрения произведения и научные и художественные - при всем их отличии от устного диалога - являются такими же единицами речевого общения и также отграничены сменой речевых партнеров. Границы в данном случае внешне четко определены, потому что автор произведения проявляет свою индивидуальность. "Произведение, как и реплика диалога, установлено на ответ другого (других), на его активное ответное понимание, которое может принимать разные формы: воспитательное влияние на читателей, их убеждение, критические отзывы, влияние на последователей и продолжателей и т.п.; -пишет М.М. Бахтин, - оно определяет ответные позиции других в сложных условиях речевого общения данной сферы культуры. Произведение - звено в цепи речевого общения; как и реплика диалога, оно связано с другими произведениями - высказываниями: с теми, на которые оно отвечает, и с теми, которые на него отвечают; в то же время, подобно реплике диалога, оно отделено от них абсолютными границами смены речевых субъектов" [25, с. 254].

Завершенная целостность высказывания обеспечивает возможность ответить и определяется, по Бахтину, тремя факторами: 1) предметно-смысловой исчерпанностью; 2) речевым замыслом или речевой волей говорящего; 3) типическими композиционно-жанровыми формами завершения.

Межличностный диалог традиционно протекает между двумя собеседниками. Большинство теорий социальной коммуникации изучают технику ведения эффективного диалога, поскольку наше повседневное бытие состоит в основном из диалогического взаимодействия "лицом к лицу". Предметом изучения являются дискурс, речевые акты, речевые стратегии и тактики, коды, символы, структура сообщения, модели коммуникативного поведения и многое другое. Разговорный диалог основан, прежде всего, на очередности ролей, и смена ролей может считаться фундаментальным свойством межличностного общения как вида коммуникации.

Роль герменевтики в гармонизации межличностных отношений

Вопрос о соотношении общения и общественных отношений всегда волновал ученых. Если общественные отношения устанавливаются посредством общения, следовательно, общение выступает преимущественно способом функционирования общественных отношений. Содержание, структура, динамика, целесообразность определяется характером и уровнем общественных отношений. В истории философии не раз признавали диалектическую взаимосвязь общения и общественных отношений. В частности, К. Маркс подчеркивает мировоззренческий, духовно-практический характер общения и диахроническое изменение форм общения. В марксизме интерпретируются функции коммуникации с точки зрения реальной, производственно-материальной, конкретно-исторической активности субъектов, и в связи с этим принципиально не противопоставляется духовное общение и коммуникация, основанная на материальной деятельности. Связь индивидов через общение является историческим продуктом и отражает определенную фазу исторического развития общества и соответственно общение на данном этапе несет печать той или иной исторической эпохи. В марксизме общение всегда исторически строго детерминировано и каждый период в общественном развитии создает свои социальные и психологические формы общения [219].

Категория «отношение» в советской психологии разрабатывалась В.Н. Мясищевым в 1950-1960-е годы. К настоящему времени она включает в себя такие категории, как психические отношения, психологические отношения, социально-психологические отношения, межличностные отношения, взаимоотношения, личные отношения, самоотношение.

Межличностные отношения являются предметом философской рефлексии в связи с изучением субъекта социальных действий, межличностной коммуникации как социального процесса, роли личности в истории, взаимоотношением индивида и общества, онтологическими проблемами бытия человека. Отношения между людьми в повседневной действительности, в общественно-производственной практике, в области изучения языкового употребления взаимно обусловлены коммуникативными действиями, поскольку без общения мир межличностных смыслов существовать не может.

Межличностными отношениями называют «взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия» (Н.Н. Обозов), где через общение раскрывается характер межличностных отношений, которые могут характеризоваться эмоциональной устойчивостью, положительным настроем, относительной индифферентностью, отрицательным отношением, готовностью к сопереживанию. Общение и простое взаимодействие само по себе без установления межличностных отношений может иметь место, в то время как межличностные отношения на основе доверия, дружбы, и наоборот антипатии, неприязни могут сформироваться только через общение [177]. «...общение есть нечто большее, чем индивидуальная связь», - пишет В.М. Соковнин, - «оно представляет собой: а) способ соединения людей в общество, б) форму отношений общественных индивидов, в) форму отношений организованных общностей, г) один из способов общественного бытия индивидов. Социально-интегративная сверхзадача общения диктует свои законы индивидуальным связям в общении. Так, индивид, выступающий в качестве представителя той или иной группы, вынужден отстаивать ее интересы, вести речь только о тех предметах и в тех предметах, которые позволяет группа. А поскольку огромная доля поведения индивидов как раз приходится на представительство (осознанное или неосознанное - за семью, группу товарищей организацию, предприятие и т.д.), то уже это создает общению социальный статус. Общение представляет собой форму реализации всех других общественных отношений» [224, с. 70].

Экзистенциально-феноменологическая парадигма философского мышления формирует основания для социоличностной модели, как способу видения социальной действительности и моделей развития общества. В ней доминантными будут такие социальные формы бытия, которые предполагают антропологический взгляд на рассмотрение основных вопросов философии. В социоличностной модели общества на первый план выдвигается личность с его внутренним миром и способами социализации через общение. В общении персонифицируются общественные отношения, и поэтому социальная коммуникация - это всегда личностная коммуникация с проявлением индивидуальности.

В общение всегда вступают конкретные личности, формируется личностное отношение к созданию сообщения, восприятию ответного сообщения со стороны речевого партнера, так через эмоционально-личностную рефлексию складываются межличностные отношения. Ориентация экзистенциально-феноменологической парадигмы на выявление сущности бытия человека позволяют сконцентрироваться на изучении индивидуально-бытового уровня социума.

Марксистский взгляд на проблему соотношения социальной коммуникации и общественных отношений ясно говорит о том, что личность связана с порождающей ее средой множеством связей и социокультурная общность индивидов создает специфические предпосылки через разные формы общения передачу социального опыта.