Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея существования человека (опыт русской экзистенциальной философии) Декун, Ирина Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Декун, Ирина Александровна. Идея существования человека (опыт русской экзистенциальной философии) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 1994.- 23 с.: ил.

Введение к работе

|

Актуальность темы исследования. В последние три-четыре года интеллектуальный климат в России существенно изменился и основной характер этих изменений мокко определить как возрождение самобытной дореволюционной русской культуры. В частности, произошёл всплеск интереса к русской религиозной философии XIX-начала XX века, которую отличало, по свидетельству Н.А.Бердяева, "совершенно исюгочительное, царственное чувствование человека". Иметь это чувствование сейчас крайне важно и необходимо для того, чтобы понять смысл и правильно оценить сломівшуюся историческую и духовную ситуации и увидеть возможность формирования нормальных, нравственных отношений между лщцьми и гуманного отношения человека к природе.

Проблема существования "вот этого", каждого отдельного ги-вого человека с предельной остротой была выражена в русской экзистенциальной философии. Это существование является для неё первичной и высшей реальностью, конкретной мерой смысла к ценности всех вещей. Последнюю цель всех своих размышлений представители русской экзистенциальной философии видели в том, чтобы помочь человеку осознать себя действительным субъектом, творящим бытие, а не только повинующимся его законам и "отражающим" его в общих понятиях, и ощутить личную ответственность за то, что он творит.

Степень разработанности проблемы. Существование челове-ка рассматривается ещё со времён Сократа как выражение и проявление казой-то вечной и неизменной "сущности". Эту "сущность" человека видят в разумности, в социальности, в умении делать орудая и трудиться, в наличии самосознания, в способности говорить и понимать других и так далее. Экзистенциальная философия начинается с лредподсиения, что у человека нет никакой раз навсегда данной сущности, человек - существо, которое от начала до конца творит себя, свободно определяет своё существование. В русской философии эту позицию последовательно отстаивали Лев Бестов и Николай Бердяев.

Эти философы развила свои учения достаточно полно и подробно, однако вследствие исторических обстоятельств у них не оказалось последователей и юс понимание человеческого существования не получило дальнейшего развития. Только в последние года в России стали появляться яурнальные публикации, выступления на конференциях, диссергациошше исследования, авторы которых стараются развить тот или иной аспект экзистенциального понимания человека .

Взгляда Л.Шестова и Н.Бердяева на человеческое существование стали предметом обсуждения и полемики очень рано, когда они

и' тпйЯТ0ш религиозной философии в России Х1Х-начала XX gB« їлАт19^0; Человек как философская проблема: Восток - Запад. М., ІУУ1; Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991; Смысл гизни: опыт философского'исследования. М., 1992: диссертации С.И.Шитова, В..Шаповалова, М.В.Силантьевой, Н.К.Баговой, А.В.Васильева и других."

ещё только начали формироваться. Наиболее интересными здесь нам кажутся написанные в начале века книги И .Иванова-Разумника, Б.Грифцова, А.Белого.

В 30-50 -е годы на Западе вышел ряд историко-философских
трудов, в которых рассматривались идеи русских экзистенциаль
ных философов о существовании человека, их авторы - В.В.Зень-
ковский, Г.Флоровский, С.А.Левицкий, Г.Ловцкий, Н.О.Лосский и
другие - не ставили своей задачей дальнейшее раззитие этих'
идей, в основном ограничиваясь их изложением и сжатыми коммен
тариями. "

В этом ключе написано и большинство работ о Шестове и Бердяеве западными авторами, среди которых есть такие известные историки философии, как Дк.Клайн и і.Коплстон. Только некоторые из них, как Г.Слааттэ /генеральный издатель серии "Современный экзистенциализм" - самим Г.Слаатте написан первый, том этой серии ''Время, существование и судьба: философия времени Николая Бердяева". Нью-Йорк, 1988/ и автор нескольких полемических статей о творчестве Шестова Л.Шейн, стремятся ассимилировать и развить идеи русской экзистенциальной философии о человеке, а не просто пересказать их и дать им свою оценку.

Советских историков философии, писавших о Н.Бердяеве и Л.Шестове в 60-80 -е годы отличало категорическое неприятие экзистенциального взгляда на человеческое существование. Работы И.Ф.Балакиной, В.В.Куликова, В.Ш.Асмуса, В.Е.Доли,

.Я.Щипанова критикуют этот взгляд с позиций диалектического
z исторического материализма. і

Сравнительно доброжелательное отношение к творчеству русских экзистенциальных философов отличает статью Р.Гальцевой, госвящённую Л.Шеотову, в пятом тоые "Философской энциклопедии'* z очень интересную статью В.Ерофеева в "Вопросах литературы" 10, 1975/.

Среди работ, появившихся в печати уже в 90 -е годы, хочется отметить статьи А.В.Ахутина, Н.К.Батовой, Ю.П.Ивонина, Б.А.Курабцева, Н.В.Мотрошшіовой, М.М.Чубарова, В.А.Кувакина, Е.Ф.Шаповалова, Л.Е.Шапошникова, в-которых исследуется пробле-хз. человеческого существования на материале русской экзисген-Елальной философии.

При анализе истории воззрений на существование человека в античности, в средние века и эпоху Возрождения в диссертации изпользовались труды Л.П.Карсавина, С.С.Аверинцева, А.Ф.Лосева, А.Я.Гуревича, Л.М.Баткина и В.П.Гайденко.

Цель исследования заключается в том, чтобы на опыте русской экзистенциальной философии рассмотреть методологические основания анализа существования человека и постижения им смысла своего существования.

Эта цель предполагает решение следующих задач: - в ходе культурологического анализа истории осмысления человеческого существования выязить диалектику личного и обще-

го, абстрактного и конкретного начал бытия;

определить источник отчукдённого существования человека и выяснить возможность снятия этого отчуждения, учитывая идеи, которые высказали по данной проблеме Н.Бердяев и Л.Шестов;

установить предпосылки постижения человеком смысла своего существования, а также способности и познавательные средства, которые ему для этого требуются,

Методологической основой диссертации является принцип персоналисгического понимания человеческого существования. Это означает признание примата личного над общим в сфере духовной деятельности человека. Индивидуальное существование человека, в отличие от объективной реальности, данной нам в общих понятиях математики, физики, социологии и так далее, не является жёстко детерминированным и предопределённым какими-то вечными и неизменными законами. Отличительная особенность человеческого существования в том, что человек способен - пользуясь выражением Плотина - свободно лепить собственный образ до тех пор, пока он не засияет божественным светом добродетели.

Существенной методологической особенностью диссертации является различение двух способов философствования - классического рационального, для которого истинность философии определяется прекде всего её доказательностью, логической строгостью аргументации, и экзистенциального, который делает мерой истинности философш в первую очередь её нравственную потенции,

ценность для хивои человеческой личности. В этом отношении метод экзистенциального философствования стоит блике к искусству, чем к науке. Творческая интуиция ценится здесь выше, чем дискурсия. О диссертации можно сказать словами Н.Бердяева, что истина о человеческом существовании здесь "показывается и формулируется, а не доказывается и обосновывается. Задача философии - найти наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции" .

Результаты исследования и их новизна.

І. В диссертации исследована история развития представлений человека о том, что такое он есть и в чём смысл его существования. История показывает, что личное начало бытия всегда стремилось вырваться из общего мира социума и природы и создать свой собственный автономный мир. В философии противоборство личного и общего начал человеческого существования выразилось в столкновении конкретного и абстрактного понимания бытия - образа бытия как реки, которая никогда не бывает одной и той же, и понятия бытия как общей идеи, которой свойственны вечность и неизменность.

Представители оригинальной русской философии последовательно отстаивали конкретное понимание бытия. Л.Шестов и Н.Бердяев углубили это понимание, определив подлинное бытие, в отличие от мнимого, отчуждённого от человека бытия, как личность

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989,

и дух. Они пришли к еыводу, что индивидуальное существование человека нельзя определить через общее - ни через мысленное общее /понятие/, ни через реальное общее /социум/. Напротив, в сфере конкретного существования индивиды свободно творят свою общность.

Новизна полученного результата заключается в том, что в диссертации открыты условия существования такой общности людей, внутри которой происходит свободное творческое раскрытие способностей каждой отдельной личности. Совокупность этих условий выражается в экзистенциальной идее личного Бога, который выступает по отношению к человеку как идеальный критерий оценки актов человеческого бытия, нравственное и эстетическое начало личности, к которому личность обращается в решающие моменты своего существования, стоя перед жизненно важным выбором.

2. Установлено, что когда человек подчиняет своё индивидуальное духовное существование общим абстракциям и социальным нормам, происходит отчуждение, обезличение человека и возникает даже угроза гибели всего существующего. Источник отчуждения выражается, согласно учешоо русской экзистенциальной философии категорией "ничто". Зло, ложь, отчаяние, смерть - всё это "ничтожные", негативные формы человеческого существования, но вместе с тем они могут открыть человеку глаза на подлинное бытие, способствовать "росту его души" /Л.Еестоз/.

Показано, что человеческое существование протекает в трех временных измерениях: физическом, историческом и экзястенци-

альном времени. Устранить отчуждение из истории невозможно, но экономический и социальный прогресс может освободить человека от нетворческой, угнетапцей его дух рутинной работы и решить элементарные вопросы человеческого существования в мире. Поэтому социально-экономическое развитие является предпосылкой устранения отчуждения. В диссертации обоснован вывод, что конкретное существование возможно только в экзистенциальном времени, в котором протекает духовное творчество личности и происходит её общение со всеми другими людьми, оставившими след в духовной культуре.

Новизна полученного результата заключается в том, что выявлена своеобразная диалектика отчуждения и свободы человечес-* кого существования в русской экзистенциальной философии. Предпосылкой восхождения человека от негативной, формальной свободы к творческой свободе духа во многом служит историческое отчуждение бытия, выражающееся в обезличении человека, технизации его жизни, разрушении природной и культурной среды его су-чествования.

3. В диссертации показано, что человек в состоянии понять смысл своего существования только при помощи всех познавательных способностей и средств вместе взятых. Человек познаёт существующее, как бы входя в него всем своим существом. Рефлексия и эмоция, рассудок и воображение, разум и вера сплавлены вместе в каждом конкретном познавательном акте. Однако они представлены там в разной пропорции, в зависимости от предмета, который мы познаём: рациональные формы мышления преоблада-

ют, когда человек познаёт внешний, земной мир, формы чувственности и постижение сердцем - когда он хочет понять потаённый мир личности. Последнее подтверждается хотя бы тем, что художникам, поэтам, скульпторам удаётся гораздо лучше передать духовный облик конкретных лвдей, чем учёным, стремящимся сделать это при помощи общих понятий.

Конфликт между рациональной и чувственной сторонами познания возникает только тогда, когда ту или иную из них хотят сделать единственным судьёй всего сущего. Тогда разум становится абстрактным и отвлечённым, а вера - догматичной и некритичной, пропадает конкретность существования и возникает отчуждение человека от себя и от других людей.

Новизна полученного результата заключается в том, что показано, какое сочетание духовных способносгей человека позволяет индивидуально решать проблему смысла своего существования, не сбиваясь в колею "общезначимых" и общедоступных форм существования, предлагаемых наукообразной философией, или религией, или социальной обыденностью.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, оценивается степень разработанности проблемы, намечается методологический подход к её решению, формулируются цели и задачи исследования.