Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеология государственного служения : социокультурное позиционирование дискурса Поладько, Александр Викторович

Идеология государственного служения : социокультурное позиционирование дискурса
<
Идеология государственного служения : социокультурное позиционирование дискурса Идеология государственного служения : социокультурное позиционирование дискурса Идеология государственного служения : социокультурное позиционирование дискурса Идеология государственного служения : социокультурное позиционирование дискурса Идеология государственного служения : социокультурное позиционирование дискурса
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поладько, Александр Викторович. Идеология государственного служения : социокультурное позиционирование дискурса : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Поладько Александр Викторович; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Ростов-на-Дону, 2011.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/283

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Радикальные преобразования в постсоветской России сопровождаются значительными изменениями в социально-политической и культурно-идеологической сферах, демонстрируя, что идеологическая динамика стала одним из ведущих факторов, определивших направленность социокультурной эволюции России. В то же время, переход от жестко организованного тотального управления обществом к максимально свободным отношениям в расчете на их самоупорядочение отозвался глубоким кризисом всех сфер жизни российского общества.

Современное состояние общества требует поиска новых источников развития, способов возрождения его духовно-созидательных сил. Обращение к идеологии государственного служения в этом отношении может рассматриваться как важный стимул социального обновления и духовно-нравственного возрождения, существенный компонент российской объединяющей идеологии, потребность в которой обусловлена серьезными проблемами и трудностями в современной социальной, политической и культурной практике. Сознание россиян оказалось не в состоянии адекватно воспринимать радикальные изменения, происходящие в обществе. Духовные принципы и ценностные установки, на которых выросло большинство граждан, затрудняют их успешную адаптацию к новым социальным условиям. К тому же Россия быстрыми темпами вовлекается в процессы глобализации и информатизации, что неоднозначно влияет на все сферы духовной жизни общества.

«Мозаичность» представлений о единой объединяющей идеологии и обосновании государственного служения объясняется не только различием когнитивных, идеологических и методологических подходов, но также объективной трудностью найти ее «социальную прописку» и идейное ядро между концептуальным, фило-софско-историческим и аксиологическим анализом. Современная Россия является демократическим государством. Поскольку господство одной идеологии свойственно авторитарным и диктаторским политическим режимам, статья 13 Конституции РФ признает идеологическое многообразие и говорит, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Однако эти нормы не могут толковаться как полное исключение всякой идеологической составляющей современного государствен-

но-политического развития России. Ведь даже сама Конституция РФ уже являет собой свод определенных идеологических принципов государства и выступает как легальная и легитимная форма выражения и закрепления государственной идеологии.

Осознав, что «без качественного идеологического обеспечения управлять обществом невозможно в принципе», власть в начале 2000-х гг. была вынуждена отправиться в новый мировоззренческий поиск - была поставлена задача создать работоспособную идеологию . Однако в подобных исканиях повышенный интерес к тому, «что замыслил Творец о России», чем должна быть идеальная Россия, в качестве обратной стороны имеет недостаточное внимание к тому, чем была и есть эмпирическая Россия . Расхождение между сущим и должным неизбежно присуще всем идеологическим проектам - от ультра-либеральной продукции ГУ-ВШЭ или Фонда «Либеральная миссия» до православно-державных «Проекта России» и «Русской Доктрины».

Сегодня государство в России перестало расцениваться как носитель всех тех акциденций, которые выводят его понимание за пределы обыденного, рядового института, учреждения (государства в узком смысле слова). Во многом утрачено позитивное восприятие государства как выразителя общественного идеала и движителя развития общества. В нем не видят более органичный продукт истории народа и нации. Оно не осознается как концентрированное выражение образа национальной идентичности. В политическом сознании отсутствует идея «общего блага» как высшей цели государственного бытия, отторгается тезис солидарности как идейно-духовной опоры консолидации общества .

В современном обществе необходимо возвращение к тому духовному идеалу, который содержится в самом понятии государственного служения. По В.Свешникову, только служение способно вывести русскую государственную мысль и деятельность из всех существующих искажений. В программе государственного служения

1 Иная история России. М.,2008. С. 327.

2 Кочеров С.Н. Русская идея как социокультурный феномен: концептуальный, исто
риософский и аксиологический анализ: Автореф. дис. ...докт. филос. наук. Н.Новгород,
2007.

3 Спиридонова В.И. Эволюция идеи государства в западной и российской социально-
философской мысли: сопоставительный анализ: Автореф. дис. ...докт филос. наук. М.,
2008.

ради России одной из первых задач и должно стать создание соответствующей среды, благоприятствующей глубоким нравственным и патриотическим переживаниям и свершениям. В этой среде самое главное внимание необходимо обратить на разработку и внедрение верных глубоких и целостных жизненных мировоззренческих начал .

Значимость этой проблематики связана и с тем, что в современных условиях возрастает роль государственной службы, выступающей связующим звеном между государством и обществом и представляющей собой сферу профессиональной деятельности по защите прав и интересов граждан. Государственные служащие, которые должны профессионально обеспечивать функционирование государства, первыми сталкиваются с необходимостью освоения новых ценностей и целей, встречаются с ними, когда еще только формируется механизм их интеграции в общество. Они же испытывают на себе противоречивое воздействие управленческих инноваций.

Для современного научного знания симптоматичным является обращение сразу нескольких отраслей знания (философии, культурологии, социологии, политологии, психологии) к анализу идеологических оснований новой социокультурной реальности. Сформулирован новый предмет для исследования - дискурс (согласно М.Фуко — это «совокупность высказываний, подчиняющихся одной и той же системе формирования» ). Соответственно, одним из методологических междисциплинарных проектов изучения культуры и идеологии становится дискурсный подход (дискурс-анализ), который не пересматривает базовые представления об идеологии и культуре, к чему часто прибегают многие неклассические методологические схемы анализа, а синтезирует и развивает их, меняя акценты в содержании и обнаруживая новые связи и взаимоотношения.

С семиотической точки зрения в процессе коммуникации, обслуживающей культурные практики, первичная знаковая система уступает место вторичной - знаково-символической системе. Дискурс становится первичной реальностью (а в таких областях жизни человека, как политика, художественное творчество - зачастую единственной реальностью). В науке и в повседневном общении все чаще высказывается мысль о том, что современный человек живет преимущественно в дискурсной, а не предметной реальности, то

4 Свешников В. (протоиерей). Этика общественного cjiyaceHW/russkysam. Narod. Ru/

5 Фуко U. Археология знания. СПб., 2004, С. 210.

есть в мире конструируемых ценностей и смыслов, а не вещей и фактов; в мире зависящих от контекста конвенций, а не универсальных норм; в мире знаков, а не предметов, которые они обозначают. Культура - это во многом то, что и как люди говорят6.

Настоящая работа выполнена в рамках социокультурного дискурса. Актуальность социально-философского подхода к изучению дискурса государственного служения становится очевидной в контексте распространенной интенции, что идеология и культура в значительной степени бытийствуют в дискурсной форме; это требует соответствующей методологии изучения. Поскольку идеология является важнейшим фактором культурогенеза современных социальных систем, то без осознания культурных особенностей механизма ее функционирования невозможно оценить возможности и перспективы целостного развития российского общества. Она выполняет ряд социокультурных функций, важнейшей из которых является конструирование социальной идентичности в сложно дифференцированных обществах посредством выработки специфических ценностных ориентации, стимулирующих чувство социально-политической сопричастности общему делу, формирование национально-патриотического самосознания. Между тем, следует констатировать, что тема идеологических оснований государственного служения в пространство теории все еще не выводится.

Таким образом, актуальность предпринятого исследования обусловлена, во-первых, изменением характера осмысления социокультурной реальности, которая изучается не только во всеобщих характеристиках, но и в структурах повседневности; во-вторых, потребностью в более глубоком понимании идеологии государственного служения как явления и специфики ее влияния на социокультурные и политические практики; в-третьих, значимостью формирования национальной идентичности российского социума на базе конструирования целостного смыслообразующего пространства; в-четвертых, необходимостью глубокого теоретико-методологического анализа понятия, сущности и функций идеологии государственного служения, ее роли в процессах формирования российской объединительной идеологии.

Кожемякин Е.А. Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры. Автореф. дис. ... докт. филос. наук. Белгород, 2009.

Степень научной разработанности темы. В целях разработки и последующего решения проблем, связанных с социально-философским исследованием идеологии государственного служения, были привлечены разнообразные исторические труды, памятники древнерусской литературы, научные работы и исследования.

Во-первых, это общетеоретические работы, посвященные анализу идеологии как особой системы взглядов и идей (Л. Альтюссер, А. Грамши, К. Мангейм, К. Маркс и др.), а также исследования, анализирующие идеологию как специфический культурный феномен, представляющий собой «смыслообразующий» дискурс (П. Бергер, П. Бурдье, К. Гирц, С. Жижек, Т. Лукман, М. Фуко, В.Л.Хмылев и др.). Первая группа авторов рассматривает общественные идеи как явления, отражающие интересы определенных социальных акторов в их стремлении с рациональной точки зрения обосновать свои претензии на власть. В соответствии с этой позицией, идеологии являются особыми идейными конструктами, служащими инструментом реализации тех или иных классовых потребностей. В исследованиях другой группы авторов акцент сделан на том, что идеология не просто рациональная система идей, призванная защитить социальные интересы господствующих групп и ввести в заблуждение подчиненные группы, а специфическая знаковая система, воздействующая на сознание индивидов через язык и фундируемая культурными символами. Тем самым, она выступает неотъемлемой частью общественного бытия и узаконивает реальность социального мира через навязывание индивиду определенных символических схем.

Во-вторых, были привлечены исследования, посвященные анализу актуального состояния идеологии в российском обществе (А.И.Владимиров, СА.Ветров, Ю.Г.Волков, Б.А. Грушин, В.А. Гу-торов, М.В. Ильин, С.Г. Кара-Мурза, В.Н.Кузнецов, О.Ю. Малинова, В.С.Малицкий, В.М. Межуев, Б.Ф. Славин, Ж.Т. Тощенко, А.Р.Тузиков и др.) Эти авторы рассматривают различные аспекты идеологической сферы российского социума в контексте незавершенности становления нынешней постсоветской идеологической структуры, способной дать непротиворечивую картину происходящих социальных трансформаций. Вьщеляются труды, в которых обосновывается необходимость формирования объединяющей идеологии, делается попытка дать научный прогноз направлению идеологической эволюции общества (Е.И. Башкирова, ЮТ.Волков,

А.А. Зиновьев, Л.М. Барботько, В.С.Малицкий). В ряде исследований (Ю.Г. Волков, A.M. Ковалев, В.И. Коваленко, В.В. Лапкин, М.А. Маслин, М.В. Рац, В.В. Согрин) анализируется целесообразность утверждения доминирующей идеологии в виде одной из возможных форм: государственной, национальной, общественной, общегражданской .

В-третьих, это труды, связанные с дискурсным подходом к анализу идеологии. Формирование дискурс-анализа как относительно самостоятельной дисциплины связано, в первую очередь, с работами зарубежных исследователей 1960-х - 1970-х годов - П.Анри, К.-О. Апеля, Ж.Бодрийяра, Х.-Г.Гадамера, Э.Кассирера, Ж.Лакана, А.Леконта, М.Пеше, П.Рикера, П.Серио, М.Фуко, Ю.Хабермаса, где дискурс трактуется не только как лингвистический феномен, но как основа и условие существования культуры. В современной отечественной и зарубежной науке ведущими исследователями различных дискурсов являются: в сфере изучения политического дискурса -В.И.Карасик, В.П.Макаренко, П.Б.Паршин, О.Ф.Русакова, Л.Г.Фишман, Е.И.Шейгал; в изучении религиозного дискурса -М.Н.Ересько, В.И.Карасик, Н.Б.Мечковская, Н.Л.Мусхелишвили, О.А.Прохватилова, В.Н.Финогентов, Р.Рорти. Проблематику идеологического дискурса изучают М.А.Арапова, И.Т.Вепрева, МА.Волкодав, Т.П.Вязовик, А.А.Гусейнов, А.А.Енютина, Е.М.Левинтова, Д.Б.Резинко, И.И.Сандомирская, В.И.Чуешев и другие.

В-четвертых, литература, посвященная анализу феномена служения и идеологии государственного служения. Это работы И.А.Ильина, С.Л.Франка, Ю.М.Лотмана и др. И.А.Ильин рассматривает служение в духовно-нравственной перспективе. Он видит в нем максимальное воплощение всех позитивных качеств человека, его стремление к универсальным ценностям и их воплощение. С.Л.Франк рассматривает служение в качестве общего и первичного начала человека в триединстве с началами солидарности и свободы. Ю.М.Лотман рассматривает служение в качестве основной характеристики одной из архетипических моделей культуры, которую он определяет как «вручение себя», являющейся религиозной по своему первоначальному характеру и противостоящей другой модели, которую он определяет как «договор». Различных аспектов служения и идеологии государственного служения касаются в своих трудах М.Н.Афанасьев, А.Б.Гуларян, А.Н.Ермаков, В.В.Калмыков,

А.Н.Кольев (Савельев), М.М.Курочко, И.И.Сандомирская, Е.С.Троицкий, ЛА.Черная, И.Ф.Худушина, А.А.Яблонских, Р.Г.Яновский.

В-пятых, исторические источники, связанные с духовной традицией служения и формированием идеологии государственного служения; классические труды русских историков и философов, современных отечественных и зарубежных авторов, анализирующих разнообразные исторические и философские сочинения и тексты, которые касаются исследуемой проблематики.

Осмысление накопленного массива исторических источников и теоретических текстов, в том числе и социально-философского характера, позволяет определить исходные положения предполагаемого анализа, вычленить те вопросы, которые представлены в ней недостаточно и нуждаются в углубленном изучении. В целом же анализ литературы свидетельствует, что, хотя в настоящее время имеются серьезные теоретические предпосылки для социально-философского исследования идеологии государственного служения, комплексно эта проблематика практически не освещается. Все это определило цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в социально-философском исследовании социокультурного позиционирования дискурса идеологии государственного служения в российском политико-идеологическом пространстве в его историческом контексте и актуальном состоянии. В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования.

1. Осуществить социально-философскую концептуализацию
понятия идеологии государственного служения.

  1. Охарактеризовать дискурсный подход в изучении идеологии государственного служения.

  2. Проследить формирование политико-идеологического нар-ратива дискурса государственного служения.

  3. Выделить социокультурные константы патриотизма и гражданственности в системе ценностей государственного служения в России.

  4. Проанализировать актуальный дискурс государственного служения в современной России.

6. Выявить средствами социально-философского анализа роль образов и мифов исторического прошлого в современной идеологии государственного служения в России.

Объект исследования - российское интеллектуальное и политико-идеологическое пространство.

Предмет исследования - формирование и актуализация идеологии государственного служения в российском интеллектуальном и политико-идеологическом пространстве.

Теоретико-методологические основы диссертационного сочинения обусловлены спецификой предмета исследования, требующей использования разнообразных принципов, методов и подходов, позволяющих наиболее продуктивно реализовать цель и задачи.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

междисциплинарный подход, позволивший использовать основные теоретические достижения не только социальной философии, но и теории культуры, социологии, политологии, семиотики, социальной психологии;

диалектический подход, позволивший сформулировать представление о базовой проблематике дискурса;

системный подход, позволивший рассмотреть дискурс идеологии государственного служения как форму социальности и культуры в единстве его параметров, значений и внутренних связей;

культурно-семиотический подход, позволивший рассмотреть дискурс идеологии государственного служения как смыслооб-разующую деятельность и знаково-смысловую систему семантических связей и ценностей.

При рассмотрении духовной традиции служения автор исходил из двух теоретико-методологических подходов: структурно-содержательного и функционально-деятельностного. В связи с этим, духовная традиция служения определяется в данном исследовании, с одной стороны, как совокупность социальных качеств личности, которые отражают систему общественных отношений и нравственных требований своего времени, с другой - как противоречивое отношение между субъектом (личностью) и объектом (государство), которое выражается и реализуется в деятельности личности на поприще государственного служения.

Научная новизна исследования. В диссертации осуществлен комплексный социально-философский анализ социокультурного по-

зиционирования дискурса идеологии государственного служения в его культурно-историческом контексте и актуальном состоянии. При этом:

  1. Концептуализировано социально-философское измерение идеологии государственного служения посредством рассмотрения междисциплинарных теоретико-методологических проблем и выделения соответствующего понятия в качестве предмета рефлексивного внимания, что задает адекватные категориальные рамки для последующего раскрытия предмета исследования.

  2. Определена методология анализа функциональных оснований дискурса идеологии государственного служения и обоснован дискурсный подход в ее исследовании.

3. Охарактеризован процесс оформления политико-
идеологического нарратива государственного служения как «фор
мы дискурса», через который реконструируется и репрезентирует
ся прошлый и актуальный опыт.

  1. Выявлена и охарактеризована ведущая роль идей патриотизма и гражданственности в историческом контексте системы ценностей государственного служения в России, тесно связанных с национально-государственной идеей.

  2. Обоснована актуализация дискурса государственного служения как формы проявления идеологии в ее вербальной реализации в современной России через идею государственного служения, выступающую как «текст» культуры, организованный в знаково-символическую систему.

  3. Выявлена роль образов и мифов исторического прошлого в современном идеологическом потенциале государственного служения в России посредством героизации важных исторических событий и исторических персонажей и ее фиксации как элемента модели исторического прошлого, репрезентируемой в политико-идеологическом и интеллектуальном дискурсах.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социально-философское измерение идеологии государственного служения базируется на рассмотрении междисциплинарных теоретико-методологических проблем и выделении соответствующего понятия в качестве предмета рефлексивного внимания, что задает адекватное категориальное измерение для последующего раскрытия предмета исследования. Концептуальная модель, интерпретирующая государственное служение и его идеологические основа-

ния, включает общие теоретические положения, описывающие такие понятия, как «идеология», «государство», «государственное служение». Соответственно, идеология государственного служения понимается как мировоззренческий и этический комплекс служения, тесно связанный с чувством долга и восприятием государства как общественной ценности. С одной стороны, это культурно-идеологическая конструкция, способ функционирования широкого спектра идей как символических форм, набор социокультурных установок, определяющих парадигму поведения, с другой - ощущение человеком совпадения его собственных установок с этой мировоззренческой парадигмой.

2. Дискурсный подход в изучении идеологии государственного
служения, способный адекватно отразить ее сущностные характери
стики и функции, базируется на пересечении ряда дисциплин (фило
софии, культурологии, философии языка, семиотики, социолингви
стики, социологии культуры), что подразумевает выделение ряда
взаимосвязанных феноменов (дискурс, язык, культура, текст, кон
цепт) в качестве предмета научного анализа. Особенность дискур
сивного анализа заключается в том, что текст рассматривается в
контексте социальной действительности в связи с его целями и зада
чами. В дискурс понятие идеологии государственного служения
вводится через философско-антропологическое обоснование, кото
рое позволяет выявить его сущностные характеристики. При этом
идеологический дискурс выступает как форма проявления идеоло
гии государственного служения в ее вербальной реализации (тексты,
суждения и т.п.) и дискурсивно формирующихся базовых представ
лений, выражающих чувство гордости за принадлежность к соци
альной общности и государству, любовь к родному очагу, нацио
нальной культуре, приверженность к национальным ценностям,
осознанное чувство общности интересов всех людей, проживающих
на национальной территории.

3. В русской общественно-политической мысли постепенно
складывался политико-идеологический нарратив государственного
служения как форма дискурса, через которую реконструируется и
репрезентируется прошлый и актуальный опыт. Этот нарратив
включал «тексты», отражающие представления о роли государства и
государственности в российской истории, необходимости и значи
мости служения Богу, Отечеству, Государю и государству. Истори
ческая экспликация духовной традиции и смысла категории служе-

ния свидетельствует, что государственное служение формировалось как идеологический дискурс, наполняясь духовно-нравственным содержанием и обрастая текстами и идеями. Интенция государственного служения выступала в качестве главной социально-нравственной силы, которая объединяла все социальные слои и сословия, все стороны жизни общества в единый слаженный организм, формировала и направляла сознание индивидов для активной деятельности, побуждая их к воинским подвигам, к творчеству, инициативе, а с другой стороны, она обеспечивала признание их деятельности остальными членами общества в качестве нравственной и достойной уважения и подражания.

4. Система ценностей государственного служения в России с
течением времени начинает базироваться на идеях патриотизма и
гражданственности, тесно связанных с национально-
государственной идеей, которая не только выступала официальной
идеологией, но и находила отражение в исторических повестях, про
граммных документах общественно-политических движений, в об
щественных настроениях. Ко второй половине XVI в. патриотиче
ская идеология достигла актуализированного уровня, включающего
в себя конкретные действия, основанные на патриотических ценно
стях и идеалах. В этот период патриотизм приобретает конкретные
политические очертания, становится синонимом служения великому
князю, а затем - царю. В годы правления Петра I патриотизм приоб
ретает характер государственной идеологии. В итоге основными
элементами формирующейся идеологии государственного служения
стали устойчивые патриотические и гражданские ценности - дер
жавные начала; видение исторических перспектив развития общест
ва и государства; православие как основа мировоззрения большей
части населения; приоритет духовных ценностей над материальны
ми; соборность, представительство различных слоев общества в ин
ститутах власти; общинность и коллективизм, органически прису
щие народу.

5. В современной России дискурс государственного служения
как форма проявления идеологии в ее вербальной реализации обре
тает актуальное социальное и политическое звучание. Негативное
отношение к идеологии либерализма сопровождается призывами
сформулировать собственную национально-государственную идео
логию, отвечающую интересам России. Идея государственного слу
жения выступает ее важной составной частью как «текст» культуры,

организованный в знаково-символическую систему. В условиях современности идеология государственного служения не только обретает новую значимость, но и более разнообразные характеристики. Особую актуальность в идеологии государственного служения приобретают идеи патриотизма и гражданственности как социокультурные концепты, имеющие глубокое историческое ценностное содержание. В политико-идеологическом пространстве идеология государственного служения призвана стать мировоззренческим и нравственно-этическим комплексом, тесно связанным с чувством долга и восприятием государства как общественной ценности.

6. В ходе развернувшихся в России преобразований важную функцию социальной мобилизации приобретает историческое сознание. Эмоционально нагруженные представления об исторических фактах, событиях, выдающихся деятелях, героях и антигероях, играют роль ценностных ориентиров, определяющих оценку современной действительности. Значимая составляющая исторического сознания— чувство гордости за историческое прошлое народа. Описание прошлого, связанное с коллективной памятью, дает важные характеристики идеологического дискурса служения. «Мобилизация» исторического прошлого призвана сыграть важную социальную роль в обогащении потенциала идеологии государственного служения как составной части общенациональной объединяющей идеологии.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в обосновании направления социально-философского анализа дискурса идеологии государственного служения. Диссертационное исследование расширяет горизонты оценки государственного служения, понимая его в онтологическом аспекте как способ человеческого бытия, и дает качественное приращение знания в социальных науках.

Работа содержит идеи и выводы, на основе которых могут быть разработаны лекционные курсы по истории и философии государственного служения и его идеологического обоснования. Основные идеи и положения диссертации могут также использоваться в научной и методической работе в различных областях социальной философии и истории. Выводы, сформулированные автором, могут использоваться в дальнейшей теоретической рефлексии социально-философской направленности.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были апробированы на: III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002 г.); III Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России» (Москва, 2006 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Диалог культур в изменяющейся России» (Ставрополь, 2007 г.); V Российском философском конгрессе (Новосибирск, 2009 г.); Международной научно-практической конференции «Кавказ - наш общий дом» (Ростов-на-Дону, 2010 г.).

Результаты и содержание работы отражены в 4 публикациях общим объемом 8,5 п.л., в том числе 1 монографии, 2 научных статьях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ общим объемом 1,0 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы (225 наименований).