Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игра в деятельности и общении: философский анализ Гринберг, Наталия Семеновна

Игра в деятельности и общении: философский анализ
<
Игра в деятельности и общении: философский анализ Игра в деятельности и общении: философский анализ Игра в деятельности и общении: философский анализ Игра в деятельности и общении: философский анализ Игра в деятельности и общении: философский анализ Игра в деятельности и общении: философский анализ Игра в деятельности и общении: философский анализ Игра в деятельности и общении: философский анализ Игра в деятельности и общении: философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гринберг, Наталия Семеновна Игра в деятельности и общении: философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 Москва, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феномен игры 12

1.1. Рефлексия игры в социальной философии 12

1.2. Сущностные особенности игры 49

Глава 2. Игра как форма социального поведения 74

2.1. Игра в деятельности 74

2.2. Игра в общении 102

Заключение 127

Литература 130

Введение к работе

Актуальность исследования. С средины XX столетия игра становится самостоятельной темой философских исследований, хотя игровые начала жизни привлекали внимание философов еще в древности. Сегодня игра оценивается как органичная составляющая человеческой деятельности, непременный атрибут общественной организации. Чем обусловлено обращение к сюжету игры в теории?

Популярность темы игры в XX в. определяется социальными новациями и, соответственно, их культурно-философским осмыслением. Прежние классические схемы общества модерн (построенные на классических рациональных конструкциях) не позволяют адекватно описывать социальное взаимодействие. Осмысление действительности в терминах отождествления человека с машиной привели к вульгаризации, натурализации природы социального. Современный интерес к проблеме игры обусловлен характерным стремлением выявить глубинные основания существования, связанные с присущим лишь человеку символическим способом отношения к реальности.

Игра — одно из важнейших проявлений гуманитарного бытия, посредством которого воспроизводятся фундаментальные отношения между

людьми, естественными и искусственными системами. При данной трактовке реалий раскрывается многомерность бытия, многогранность возможностей человека в формировании отношений с миром.

Обращение к игре выступает определенной эвристический возможностью, позволяющей анализировать содержательное пространство межиндивидного взаимодействия - ролевые функции обмена деятельностью, в том числе важнейшие институциальные трансформации жизни в условиях постмодерна. Анализ игры позволяет наиболее масштабно выявить сущностные стороны проявлений человеческой интеракции.

Степень научной разработанности проблемы. Первоначальные опыты осмысления игры содержатся в работах древних мыслителей, как восточной (индийская философия - одно из направлений Веданты), так и западной (платонизм, аристотелизм) философских традиций. Преддверие классических интерпретаций игры - немецкая философия, исследования Йенской романтической школы, Ф.Шиллера, И.Канта.

В XIX в. игра осмысливается К.Гроссом - как формирование инстинктов (предуготовление к деятельности), Г.Спенсером — в терминах компенсаторности.

Недостатки позитивизма (сведение сущности человека к природному, объяснение игры в рамках рационализма как стадии развития) преодолены в рамках культурологического подхода, развитого Х.Ортегой-и-Гассетом, Й.Хейзингой, Г.Гессе, Э.Финком и др.

Й.Хейзинга выделял в игре культуротворческую функцию, определяющую соответствующую гуманитарную идеологию существования. Э.Финк оценивал игру с позиций теорий ценностей. У С.Кьеркегора игра -атрибут человеческого существования.

Х.-Г.Гадамер интерпретировал игру, исходя из герменевтической традиции, придавая ей самостоятельный статус. Э.Кассирер отмечал символические начала игры в функциональном контексте.

П.Бурдье оценивал игру, исходя из субъективного фактора как активного образующего начала, реализующего возможность организации социального пространства. Ж.Деррида характеризовал игру в качестве неотъемлемой составляющей трансформации традиционных структур социальной жизни. Ж.Бодрийяр видел в игроизации общества выражение кризиса социальных институтов.

Существенной для понимания игры предстает психологическая традиция. Игре уделяется внимание во фрейдизме, постфрейдизме, концепциях предупражнения (Г.С.Холл), предвосхищения (А.Валлон), функционализме (Э.Берн, К.Бюлер). В отечественной психологии в рамках деятельностного подхода игра рассматривалась К.Д.Ушинским, Е.А.Аркиным, Л.С.Выгодским, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, С.Л.Рубинштейном.

Особого внимания при анализе изучаемого феномена в социальном действии заслуживают идеи роли игры в: культуре — М.Бахтина;

классификации игры - Е.И.Добринской, Л.Ретюнских, Э.В.Соколова,
Р.Кайюа; развитии личности - Г.Г.Ершовой, Ю.А.Купиной,

Д.И.Фельдштейна; виртуализации общества - Д.В.Иванова, А.Бюля, М.Паэтау, А.Крокера, М.Вэйнстейна.

При всем внимании к проблематике следует отметить, что игра остается недостаточно изученным явлением в контексте социального поведения.

Объект исследования - игра как гуманитарный феномен.

Предмет исследования - игра в деятельности и общении.

Цель исследования — выявить специфические особенности игры в деятельностном и коммуникационном контекстах.

Задачи исследования:

выявить особенности игры как явления социальной жизни;

раскрыть социальные проявления игры в деятельности и общении.

Научная новизна работы:

— Исследованы сущностные особенности игры как явления
социальной жизни и обосновано: игра по отношению к участникам
предстает реальностью, их превосходящей. Показано, что игра - вид
непродуктивной деятельности, реализующейся как свободный процесс;
предстает формой свободного самопроявления человека, предполагающей
реальную открытость миру возможного, реализуется в виде состязания или

представления ситуаций, смыслов, состояний. Продемонстрировано, что сущностную природу игры составляют типы символического (художественно-исполнительного) поведения, чувство избытка сил, полноты природы.

Доказано, что сущностные свойства игры задают поле ее функций: когнитивную; эмоциогенную; диагностическую; релаксационную; компенсаторную; коммуникативную; самореализации; социокультурную; терапевтическую. Оценена уместость игры в социальном взаимодействии, определяемая ценностными идеалами, позволяющими направлять, корректировать грядущую социально значимую деятельность. Признается, что игра формирует моральный кодекс общества, задает систему ценностей этического (честь, правильность) и эстетического (красота, умение, искусность) порядка.

Раскрыты проявления игрового момента в деятельности и общении и сделаны выводы, что игра — неотъемлемый атрибут социального взаимодействия, обнаруживающий себя как безусловное и условное начало, утверждающее реальность и превосходящее ее. Продемонстрированы функции игры как одного из условий социализации и культурации; в социализации игра предстает фундаментальным началом онто- и филогенеза: конструирование реальности происходит как моделирование поведенческих контекстов; цели игры сводятся к формированию ценностей, их институализации. Вводится типология игры на основе особенностей

проявления игры в различных сферах функционирования человека: культуре, экономике, политике, раскрывается специфика проявления игры в каждой из них.

— Проанализирован современный контекст игроизации.
Демонстрируется, что социальная жизнь определяется появлением ряда
институциальных особенностей общества постмодерна, созданием нового
(постмодернистского) социального и культурного пространства
осуществления социальных практик (для социума - виртуализация,
симуляция, коммуникация и т.д.; для индивида — индивидуализация, свобода
творчества, личностного участия и т.д.). Выявлены отрицательные стороны
игроизации, реализующиеся в деформации социальных установлений; в
первую очередь данные проявления связаны с феноменом виртуализации,
искажающем реальные ценностные приоритеты межиндивидного
взаимодействия.

Основные положения, выносимые на защиту.

— Анализ онто- и социокультурных компонентов игры

позволил сделать вывод о неотъемлемом элементе игры в любом проявлении человеческой деятельности и общении.

— Выделены и исследованы социокультурные регулятивы
игры как деятельности и общения. Игру следует оценивать неотъемлемой
составляющей онтологического и праксиологического порядка, ей
свойственны: реалистичность, участие, свобода, спонтанность, бесцельность,

диалогичность, эстетичность, структурированность и т.д. Игра задает существенный контекст культуротворчества, создает смысловое, ценностное пространство, связывающее человека с миром. Посредством игры человек «получает» такое пространство свободы, которое позволяет ему формировать оптимальные начала самовыражения, конституирования социального пространства.

- Игра выступает существенной составляющей
антропосоциогенеза, неотъемлемой чертой социализации. Посредством
игры развиваются фило- и онтогенетические характеристики человека. В
игре происходит первая форма закрепления важнейших форм -
межиндивидного взаимодействия, социальных ролей. Именно в первой
стадии социализации через игру происходит ознакомление человека с
миром, утверждение важнейших ценностных составляющих социального
взаимодействия.

— Игра является организующим принципом социальных
отношений. Поиск ее проявлений связан с выработкой игровой концепции в
конструировании социальной реальности. Включение игры в социальное
взаимодействие наиболее отчетливо отражено в моделях общества
постмодерна. Оценка виртуализации (замещение реальности симуляцией)
предполагает позитивный (расширение коммуникативных возможностей) и
негативный (размытость ценностей межиндивидного взаимодействия)
ракурс. Невнимание к отрицательным последствиям виртуализации влечет

распространение деструктивных тенденций в коммуникационной сфере, что в первую очередь связано с падением консолидирующих культурных ценностей.

Теоретико-методологическая база исследования. Учитывая исходно комплексный, динамический статус социальной материи, методологический остов исследования составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. Особое внимание уделялось критике спекулятивно-схоластических, абстрактно-умозрительных построений, дезориентирующих научные изыскания, искажающих объективный взгляд на избранную предметную область, принципы ее концептуализации. В ходе работы автор опирался на результаты, полученные крупнейшими представителями философской, социологической мысли, использовал труды как отечественных, так и зарубежных ученых.

Теоретическая значимость работы. Работа имеет важное значение для понимания природы современного общества, культуры в контексте упрочения постиндустриальных реалий (ценностей знания, коммуникации). Результаты исследования могут использоваться при оценке современных тенденций социального развития (постиндустриализм, виртуализация социального взаимодействия).

Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по социальной философии» социальной психологии, социологии.

Апробация исследования. По теме диссертации опубликовано 3 статьи. Исследование обсуждено на кафедре философии РосНОУ, рекомендовано к защите, результаты поиска представлены на Ломоносовских чтениях МГУ (2004).

Рефлексия игры в социальной философии

Э.Финк отмечал, что игра не поддается определению: «Выразить игру в понятии - разве это не противоречие само по себе? В напряженном отношении игры и мышления парадигматически выражается общее противоречие между непосредственностью жизни и рефлексией, между в-себе-бытием и понятием, между экзистенцией и сознанием, и именно у того самого существа, которое существует в качестве понимающего бытие существа. Игра есть такой экзистенциальный феномен, который, вероятно, более всех остальных отталкивает от себя понятие» .

Несмотря на сложности концептуализации игры2, выделим сущностные характеристики игры по ходу ее рефлексии в философской традиции.

2 В Толковом словаре русского языка приводятся следующие значения слова «играть» (игра определяется как «действие по глаголу играть», либо «тот или иной вид или момент этого действия»): «Развлекаться, забавляться... Проводить время в каком-либо занятии, служащем для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нем... Исполнять какое-либо музыкальное произведение на музыкальном Еще в древности и в восточной, и в западной мысли обозначались отдельные аспекты игры. Игра оценивалась как существенное онтологическое начало - определяющее место человека в порядке мироздания. Однако, ее интерпретация отличалась от современной. В индийской философии, в одном из направлений Веданты, в «теологии лилы» (Ша — игра, санскр.) утверждалось онтологическое единство-и-различие человека со всем сущим, мыслимым как персонифицированный Абсолют (isvara) и его энергии (sakti)3. Игра понималась как множество проявлений человека, проясняющих его связь с бытием.

Не во всех восточных традициях игра оценивалась как часть универсальных онтологических принципов. В даосизме игра не признавалась значимой характеристикой человеческого существования, что связано с принципами древнекитайской философии. Человек не мог оцениваться вне проявлений универсальных законов Дао. В даосской философии, проповедующей естественность, отдавалось предпочтение не действию, а принципу увэй - недеянию. «Искренность - это путь неба. Приобретение искусности — путь человека, - написано в древних даосских книгах, инструменте,,. Относиться к кому-чему-нибудь несерьезно... Обращаться с каким-либо предметом как с игрушкой...»

3 В некоторых этимологических словарях русского языка указывается, что русское слово «игра» развилось из праславянского «jbgra», а оно, в свою очередь, образовано с помощью суффикса -r-а (как «искра») от той же основы, что и древнеиндийское слово «eiati», «ingati», означающее «двигается, шевелится». Хотя в некоторых других словарях эта версия отрицается, указывается, что происхождение слова «игра» доподлинно не установлено. Обладающий искренностью не затрачивает усилий, но (у него все получается) как надо, но (во всем разбирается) и находится в естественном соединении с (правильным) путем (Дао)». Отрицание искусственности как противоречащей подлинности бытия приводило к тому, что не признавалась значимость игры как организованного действования.

Восточные культуры не акцентировали творческое начало в отношении к природе, социуму. Игра возможна там, где деятельность как действие среди культурных ценностей преобладает над созерцанием. Игра как деяние, находится за порогом естественности. Подобные объекты оказывались неприемлемыми для восточной традиции,

В силу особого (рационального) ценностного контекста европейской культуры полноценное развитие темы игры содержится именно в данной традиции. Первые опыты осмысления игры находятся в древнегреческой философии.

Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, она представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. Он оценивал человека как «выдуманную игрушку богов», относя к субъекту игры не человека, а высшее начало мира, формирующее видимость бытия, которая принимается за подлинность.

Сущностные особенности игры

Игра выполняет важную роль в формировании личности, создании особого качества социального пространства. Личность в игре находится одновременно в двух планах: безусловном и условном. Человек, с одной стороны, выполняет реальные действия в конкретных условиях для решения творческих или утилитарных задач; с другой стороны, деятельность носит черты условности.

Термин «игра» используется для подчеркивания отхода от традиционного понимания ситуации или действия. Игра означает разграничение с обыденностью посредством введения границ среды, в которой действие реализуется по своим законам. Не случайными являются такие фразы, как «игра случая», «игра природы», что означает такое развитие ситуации, которое является необычным, нестандартным, нетрадиционным относительно устоявшихся правил действования. Получение нового результата позволяет продвинуть понимание ситуации, действовать неординарным способом.

Возможность нового появляется в связи с тем, что игра обладает уникальными содержательными составляющими. Игра - не столько беспорядочное движение, сколько движение, расположение в соответствии с внутренним порядком. Элементами игры выступают импровизация, интуиция, эмоция, символ.

Утрата реального плана переводит игру в фантазию. В игре рождается воображаемая ситуация (но и сама игра возможна тогда, когда такая ситуация имеет место). Предметы и весь окружающий мир включаются в условное действо. Человек добровольно погружается в условный игровой мир, начинает смотреть на реальные предметы глазами игрока, задумавшего игру и подбирающего для нее сценарий.

Структура игры - композиция, процессуальная и операциональная основа, наличие структурных единиц, их взаиморасположение. Составляющими игры являются: участник или участники; правила, определяющие принципы реализации игры; игровой хронотоп (игровое пространство и время); сюжет игры (то, что игра отображает, то, что воспроизводит играющий в качестве центрального характерного момента, фабулы); игровой реквизит. Итогом игры выступает результат игровых действий, достигнутый по правилам.

Игра носит многоцелевой характер, связанный с многоплановостью деятельности. В игре задействована группа целей, точнее, поэтапная реализация промежуточных целей, подчиненных личным намерениям игроков.

Игра многомерна в силу своего содержания, поскольку одновременно предстает деятельностью и отдыхом, познанием и развлечением, подражанием и творчеством, общением и самовыражением, импровизацией и тренингом. Объединение подобных качественных составляющих свидетельствует о возможностях пространства игры, одновременно обладающего противоположными свойствами. Игра амбивалентна, что означает и реализацию правил, и импровизацию. Игра никогда не повторяется, невозможна ее точная копия, поскольку посредством ее реализуются такие качества, как неопределенность, непредсказуемость, неповторимость. Чертами стабильности, определенности, предсказуемости обладают правила, но сам процесс реализуется как импровизация. Неповторимость помимо импровизации усиливается субъективным фактором. Участник уникален, неповторим, поскольку находится в состоянии постоянного изменения, что исключает прогнозирование игры.

При рассмотрении существа игры выделим такие признаки, как: реалистичность, участие, свобода, преодоление обыденности, спонтанность, непрагматичность, диалогичность, эстетичность, временная ограниченность, структурность.

Реалистичность (значимость). Игра выступает по отношению к участникам как реальность, которая их превосходит, втягивает их в себя, придает им свой дух. Гадамер считает, что субъектом игры является не тот, кто играет, а сама игра. Активность, «материальная энергия» игры исходят от человека, но определенную «форму» человеческой энергии придает структура игры.

Участие. Г.Марсель отмечал: бытийствовать - значит быть причастным. Причастность не может быть объектом мысли. Ей не свойственна функция разрешения, она - вне мира проблем, она мета-проблема26.

Игра в деятельности

Человеческая деятельность фундаментальна, действие - суть человека, средство для сохранения жизни, выживания.

Homo agens не просто нацелен на механистическое выполнение задачи (где цели и средства четко установлены), но реализует в социальном поведении такие качества, как внутренний импульс, бдительность, необходимые для выбора, установления возможных целей и наличных средств. Человеческая деятельность отражает целостную интегрированную активность, в ней находит отражение и определение соответствующей системы координат, связывающей цели и средства, и реализация эффективности. Homo agens позволяет прояснить, почему конкретная система координат, связывающая цели и средства, актуальна, и что может заставить ее потерять.

Человеческое решение не может быть объяснено в терминах максимизации, выражающейся в «пассивной» реакции, принимающей форму выбора «наилучшей» линии поведения, предначертанной обстоятельствами. Деятельности свойствен предпринимательский элемент в принятии решений. Благодаря его наличию деятельность понимается как активная, творческая -человеческая, а не пассивная, автоматическая - механическая.

Предпринимательская (спекулятивная) составляющая присуща любой деятельности35. Человеку свойственно действовать в ситуации неопределенности. Предпринимательство как раз и проявляется там, где мир не оценивается как находящийся в состоянии равновесия. Личностная активность предпринимательского порядка возможна в ситуации неравновесного мира, в котором человек не обладает совершенным знанием определения стратегии поведения.

Явное признание предпринимательского элемента в принятии решений предполагает способность недвусмысленно установить систему координат, связывающую средства и цели, которая недвусмысленно осознается принимающим решения субъектом до решения. Психология принятия решений в ситуациях отсутствия предварительного представления принимающим решения субъектом какой-либо системы координат, связывающей средства и цели, делает такое распределительное объяснение несостоятельным, не более чем эвристическим приемом, не претендующим на реализм.

Люди не действуют в мире совершенного знания, что заставляет подчеркнуть важность бдительности, которую люди демонстрируют в отношении информации. Бдительность порождается накапливающимся опытом решений, в качестве объяснения закономерностей изменений, происходящих в решении индивида. Анализ, ограниченный рациональными объяснениями, не способен осознать последовательность решений. Каждое решение реализуется на «языке» собственной системы координат, связывающей цели и средства. Изменяющиеся схемы согласования целей и средств, считающиеся актуальными для следующих друг за другом решений, предстают результатом накопления опыта. Бдительность принимающего решения субъекта в отношении актуальной новой информации порождает меняющуюся последовательность решений.

Современная концепция деятельности предполагает оценку человека как активного, творческого начала. Социальная активность личности описывается с учетом таких составляющих, как свобода, выбор, импровизация. Условия деятельности характеризуются чертами неравновесности, отсутствием точной и полной информации о возможном результате.

Понимание игры как деятельности стало возможным в связи с отходом от традиционных понятий, описывающих функционирование общество модерна, одно из определяющих которых - труд.

Труд производит товары и услуги, игра - знаки и символы. И, видимо, собственно человеческого больше в игре, чем в труде. Можно понять в данной связи Кассирера, определившего человека как «животное, созидающее символы» — Homo symbolicus. В постиндустриальном обществе человек живет в знаковой среде, где действуют образы, имитации. Не случайным оказывается сравнение общества с театром. Ги-Эрнест Дебор указывал, что «спектакль - это... общественное отношение между людьми, опосредованное образами. Спектакль есть капитал на той стадии накопления, когда он становится образом» .

Почему обращение к термину игра становится возможным в обществе XX в. при анализе социального взаимодействия?

Похожие диссертации на Игра в деятельности и общении: философский анализ