Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ Рахинский Дмитрий Владимирович

Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ
<
Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рахинский Дмитрий Владимирович. Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Красноярск, 2003.- 127 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/478-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Техника в процессе общественной жизни 10

1.1. Социальная роль техники 10

1.2. Актуальные проблемы информатизации современного общества 49

Глава II. Информатизация общества и система народного образования 68

2.1. Система народного образования в эпоху становления информационного общества 68

2.2. Повышение, качества образования и современные информационные технологии 85

Заключение 111

Список использованной литературы 115

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена объективными потребностями развития системы народного образования в современный период. Внедрение новых информационных технологий во все сферы общественной жизни, особенно в народное образование влечет за собой необходимость анализа соответствующих социальных последствий, а также дополнительных специальных философских исследований. Раскрываются перспективы повышения качества образования на основе новейших технологий. При этом выясняется, что внедрение информационных технологий является мощным средством повышения качества подготовки специалистов с учетом того очевидного обстоятельства, что социальные институты обладают высокой степенью неповторимости и уникальности и требуют разработки специфических технологий применительно к каждому из них.

Современные информационные технологии создают особые возможности в системе образования, влекут за собой расширение границ образовательного пространства (построение открытой образовательной системы), индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемое и динамической адаптации учебных программ, требуется коренное изменение традиционных технологий получения нового знания посредством эффективной организации познавательной деятельности, актуализации средств Интернета и телекоммуникационных технологий, на базе глобальных телекоммуникационных сетей и интеллектуальных компьютерных систем. Эти и многие другие возможности пока что очень слабо используются в образовательных процессах, в том числе по причинам слабой изученности их достоинств в рамках реальной педагогической практики.

Процесс информатизации общества противоречив. С одной стороны, происходит становление информационного общества, с другой, выясняется явная недостаточность исследований, касающихся его последствий для личности, общества и общественных функциональных подсистем (например. системы образования), их способности адекватно реагировать на быстро меняющуюся действительность, на уязвимость Интернета и других информационных систем, информационный терроризм и т. д. При этом теоретико-философский анализ изменяющейся ситуации требует подходов, позволяющих реализовать возможности информационных технологий с учетом специфики каждого общества с тем, чтобы эти технологии служили не обезличиванию обществ, а усиливали их преимущества при решении образовательных задач. И в этих значениях возрастает актуальность учета быстро изменяющейся структуры деятельности, технологии прогнозирования этих изменений, эффективных обратных связей и т. д.

Возможности теоретического осмысления вопросов технических инноваций во многом определяют практическое их решение, их социальную значимость. Поэтому всестороннее исследование информатизации социальных систем является предпосылкой и необходимым условием развития общества. В этой связи особую актуальность обретает поиск более совершенных и эффективных форм организации и управления образовательными процессами с учетом происходящей информатизации всех сфер общественной жизни.

Создание системы народного образования, способной готовить новые поколения людей к жизни в условиях информационного общества, - одна из наиболее принципиальных и актуальных проблем. Происходящие в настоящее время изменения в системах народного образования в данном отношении выступают в своей мере как переломные, не укладывающиеся в ставшие традиционными формы организации учебного процесса. Возможности адекватного воздействия на данные процессы имеют существенное общественное значение. Установление зависимости системы народного образования от ее обеспеченности компьютерами, специалистами по информатике, обучающими программами, информационными технологиями и т. д. влечет за собой профанацию народного образования, вследствие нейтрализации воспитательной функции указанной системы, минимизации практики подготовки профессорско-преподавательских кадров, блокирования вузовской науки, научно-исследовательской работы студентов и т.д.

Установление указанной зависимости - это установление диктата центра над регионами. Активно развивающиеся способы обучения на базе современных информационных технологий актуализируют идею непрерывного образования, методологию дистанционного образования. Вопрос дистанционного образования вызывает широкий резонанс образовательного сообщества: горячие дискуссии, столкновение мнений, полное принятие и не менее решительное отторжение. Такое положение дел свидетельствует о том, что педагоги, ученые, общественные деятели, родительская общественность стремятся всесторонне изучить проблему, не допустить перегибов в работе системы народного образования, учесть возможные негативные социальные последствия от чрезмерно радикальных нововведений, безрассудного реформирования.

Характеристика степени разработанности проблемы. Необходимость социально-философского осмысления проблемы взаимодействия между человеком и техникой подчеркивали Н. Л. Бердяев. М. Хайдеггер, Т. Адорно, О. В. Ильенков, М. К. Мамардашвилп. многие другие философы. В этой области работали и продолжают работать разные научные школы, творческие коллективы и т. д.

Вопросы трансформации образовательных институтов в условиях стремительной социальной динамики исследовались как отечественными, так и зарубежными социальными философами на разнообразном историко-культурном материале (П. Сорокин, Дж. Дьюи, Ф. Кумбс, Т. Парсонс, Д. Белл, П. Штомпка, Т. И. Заславская, В. А. Ядов, Л. А. Беляева, В. Т. Ковалевич и др.).

В настоящее время информатизация образования является актуальным направлением его модернизации. Информатизация - не только средство, но, скорее, основное содержание преобразования сферы обучения. Как отмечают специалисты, информатизация общества, представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации, особенно знаний; исследуется становление новых социальных институтов вследствие компьютеризации общества, которая влечет преобразование всех общественных подсистем, в том числе, сферы образования (А. И. Ракптов, Ф. Т. Михайлов).

Информатизация общества, согласно А. И. Ракитову, представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации, особенно знаний. В ходе процесса информатизации в настоящее время складывается новая общественная структура - информационное общество, знаменующее преобразования не только в сфере производственных структур и технологии, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений. Роль информационных технологий в образовании характеризуется как совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Однако, в целом специфика информационных технологий в подобном подходе раскрывается неполно, компьютеры здесь не изменяют, а только дополняют учебный процесс новыми техническими возможностями. В социально-философском аспекте проблема трансформации образовательного пространства в ходе его информатизации разработана недостаточно. Ф. Т. Михайлов показывает, что освоение теоретического мышления невозможно в опосредованном техникой общении «учитель -ученик». Формы рефлексии, свойственные диалектическому сознанию, оформляются и транслируются из поколения в поколение только при условии создания реального общения людей и коллективного субъекта учебной деятельности.

Существует угроза того, что негативные последствия информатизации системы народного образования могут оказаться преобладающими. Именно поэтому так важно показать необходимость всестороннего анализа информатизации общественной жизни, развертывания информационной цивилизации и информационной культуры, с учетом основных типов общества и особенностей их общественной жизни.

Несмотря на то, что процессы информатизации общества весьма существенно изучены, однако процессы информатизации народного образования, с учетом основных типов общества и особенностей их общественной жизни, не нашли необходимого отражения.

Выделенные проблемы обусловили содержание данной работы.

Объект исследования - система народного образования.

Предмет исследования - структурно-функциональный анализ процесса информатизации системы народного образования.

Цель и задачи работы. Цель исследования - показать процессы информатизации и компьютеризации системы народного образования в функциональном и институциональном плане.

Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:

Изучить основные тенденции исследования технического прогресса, влияния компьютерной техники на жизнь общества.

Выявить актуальные направления информатизации жизни общества и их потенциал для совершенствования системы народного образования. Дать анализ процесса информатизации и компьютеризации системы народного образования, эффективности компьютерных технологий в образовательных процессах.

Исследовать динамику развития системы народного образования в ходе ее информатизации.

Показать преимущества организационных форм образовательного процесса, базирующегося на современных информационных технологиях.

Методологические предпосылки исследования. Базовым методологическим основанием нашей работы является диалектический метод, принципы детерминизма, теории отражения и диалектической логики. Решение рассматриваемых в диссертационном исследовании теоретических проблем опирается также на достижения теории деятельности, согласно которой индивидуальное развитие субъекта происходит через развитие общественных форм его деятельности и реализацию принципов единства сознания и деятельности.

В работе широко использованы общенаучные подходы и методы: восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, мысленный эксперимент, анализ, синтез, деятельностный, системный подходы.

Научная новизна исследования.

1) показано, что в современном обществе информатизация системы народного образования является необходимым условием адекватной жизни общества социализации и профессионального самоутверждения человека; установлена необходимость адаптации системы народного образования в условиях глобальной информатизации всех сфер общественной жизни, внедрения информационных технологий в процесс обучения в зависимости от логики современных изменений в жизни общества; показано, что информатизация и компьютеризация системы народного образования составляют диалектическое единство двух процессов, раскрывающих объективную диалектику структуры и функции, где компьютеризация раскрывается как проникновение компьютерной техники в организацию учебного процесса и корректировка его институционального оформления, а процесс информатизации корректирует состав функций этих институтов;

4) установлено, что процессы информатизации и компьютеризации системы народного образования в тех случаях, когда они реализуются без учета специфики общественной жизни и типа общества, реально содействуют усугублению образовательного кризиса;

5) доказано, что формирование стратегии информатизации и компьютеризации системы народного образования с учетом ее специфики является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития общества.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение исследования заключается в том, что его результаты намечают перспективы дальнейшего изучения информатизации образования в контексте широких трансформаций жизни общества, связанных с повсеместным внедрением информационных технологий.

Положения и выводы диссертации могут использоваться в ходе чтения специализированных курсов, посвященных логическим, культурологическим и социально-философским проблемам технического прогресса, личностного и профессионального образования, в практике обретения профессии в ходе учебного процесса, а также для формирования комплекса информационных технологий, позволяющих реализовывать обоснованную социальную политику в области образования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и перечня цитируемой литературы.

Социальная роль техники

Задача данного параграфа нашей работы - изучить основные тенденции исследования технического прогресса, влияние компьютерной техники на жизнь общества. Анализ актуальной проблематики современности, а именно, процессов информатизации общественной жизни, в том числе системы народного образования, предполагает опору на сложившиеся философские методы изучения техники в целом. Человеческую цивилизацию называют "техногенной", имея в виду глубинные технические истоки ее развития, как отмечает В. М Розин [124]. Современные информационные технологии являются результатом технической эволюции.

Информатизация общественной жизни предполагает расширение индивидуальных свобод и одновременно увеличение ответственности человека за последствия своих действий. Глубина и острота социокультурных проблем в ходе трансформации структуры человеческой жизни особенно актуализируют идею социального действия (М. Вебер, Н. Аббаньяно), то есть ответственного участия человека в общественном событии.

Все перечисленное происходит на фоне стремительного развития сферы социального и гуманитарного познания с его специфическими методами исследования и критериями оценки знаний. Эмоционально-образное отношение к влиянию техники на жизнь человека представлено во множестве художественных произведений (художественное и словесное творчество, такие направления в искусстве как постмодернизм и т. д.). Однако, рефлексивно-научный способ мышления не охватил данную проблему с достаточной полнотой, позволяющей вырабатывать осознанную стратегию применения технических инноваций в различных сферах. Важно найти адекватное отображение в сознании того реального влияния, которое оказывает технический прогресс на жизнь человека, что позволит избежать дезинтеграции, рассогласования поведения и внутреннего смысла, придаваемого этому поведению. «Связь содер.жаиіего представление высказывания с вещью - это осуществление того отношения, которое дает толчок поведению и каждый раз выступает как таковое», - указывал М. Хайдеггер [148, с. 14].

Сфера деятельности сознания в данном контексте - установление соотнесенности существования технического объекта, взаимодействия человека с ним и осмысление человеком этих процессов. Человек стремится использовать механизмы сознания для постижения информационного пространства, его естество восстает против того, чтобы просто принять его и существовать внутри него. Становится важным определить сферы компетентности человека и технологии, чтобы уверенно строить поведение на границе этих сфер. Важным этапом, определяющим теоретические основания работы, является анализ существующих концепций технического мира как особого феномена.

Соотношение «человек - мир» предполагает раскрытие тех объективных условий, в которых складываются это отношение. Движущие силы возникновения и развития форм поведения человека складываются в процессе взаимодействия человека и мира, на что указывали Э.В. Ильенков, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский и другие. Применительно к миру технических объектов (миру искусственной природы) в основе этого взаимодействия выступает специфически человеческий способ бытия в мире, которым является практически-преобразовательное отношение к действительности.

В работах Б. Г. Ананьева человеческая деятельность характеризуется как процесс взаимодействия человека с природой и обществом. В этом процессе человек как субъект деятельности выступает активным участником взаимодействия, являясь «воспроизводящей, созидающей и преобразующей мир своего материального и духовного бытия» силой [7]. Подобная активная позиция человека обусловливает и его творческие традиции в анализе собственного бытия. Технологизм, составляющий основу существования и развития цивилизации, проявляющийся в постоянном росте технического обусловливания человеческого бытия, принципиально заложен в самом способе мышления новоевропейского времени. Уже в самых первых философских системах Запада звучит противопоставление познаваемого объекта и познающего субъекта, которое предопределило аналитический научный стиль рассуждения, познания и взаимодействия с природой.

Во многом именно орудийное отношение человека к миру задает противопоставление «субъект - объект» (Хайдеггер, Бергсон и др.). Эта традиция противопоставления познающего субъекта познаваемому объекту присутствует и в попытках осмысления технической реальности. В исследованиях различных авторов присутствуют два на первый взгляд несовместимых подхода: техника - друг и помощник человека и техника - враг и поработитель, и недостаточно исследований взаимодействия человека и техники как своего рода гармонии и единства.

В традиции противопоставления человека и техники путь эволюционного движения человечества рассматривается как тупиковый, несущий в себе разрушительный потенциал. Так, согласно Н. Ф. Федорову, это орудийное отношение к миру лежит в основе технической, «эксплуатирующей, но не восстанавливающей» [142] цивилизации. Общество создает все более могучие средства воздействия на природу. Как пишет Н. М. Чуринов, мир предстает перед нами "как некий универсум, т. е. как нечто машинообразное, позволяющее переориентировать мир на пользу человеку", что "позволяет нацелить работу "мировой машины" на удовлетворение индивидуумом, социальным объектом своих эгоистических потребностей" [157, с. 11].

Деятельность человека оборачивается против него самого. Оборотная сторона господства над природой - невозможность природной среды «справиться», «выдержать» результаты деятельности человека, и, как следствие, — антропогенные стихийные бедствия. Созданный человеком научно-технический потенциал, породивший опасность глобальной экологической катастрофы, представляет сейчас реальную угрозу жизни нашей планеты. Человек ощущает себя беспомощной игрушкой в "железных тисках" научно-технического прогресса.

С этой точки зрения научно-технический прогресс принимает такие масштабы, что грозит выйти из под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе как среде обитания человека и самому человеку. Таким образом, технократические установки в мышлении становятся одной из причин глобальных проблем современности; осознание указанной взаимосвязи особенно обострилось в текущем веке, называемом технократическим. B.C. Степин вскрывает недостатки техногенной цивилизации, утверждая, что существование глобальных проблем цивилизации есть порождение техногенного типа общества: "Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии" [137, с. 34]. Отсюда - скептическое отношение к идее прогресса и мысли о необходимости ограничения свободы человека в отношениях с природой, в том числе, об изменении вектора развития человечества — отказе от техногенной цивилизации [126].

Актуальные проблемы информатизации современного общества

Задача данного параграфа нашей работы - выявить актуальные направления информатизации жизни общества и их потенциал для совершенствования системы народного образования, дать анализ процесса информатизации и компьютеризации системы народного образования, эффективности компьютерных технологий в образовательных процессах. В связи с развитием новых информационных технологий - локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения, бытовой компьютеризации, в самое ближайшее время, видимо, предстоит существенное изменение как форм, так и содержания образования. Охарактеризуем сложившуюся к настоящему времени ситуацию в системе народного образования с точки зрения его информатизации.

Информатизация образования - кардинальный процесс реформирования системы образования. Совершается существенное обновление форм и содержания образования, которое не сводится в рамки собственно учреждений образовательной системы, но повышается роль «средового образования», осуществляемого через средства массовой информации, культурные явления и т. д. Этот социальный эффект технических инноваций описывал еще В.Ф. Одоевский: «Все роды машин, независимо от прямой пользы, ими приносимой в их осуществлении, действуют на просвещение людей самим своим происхождением, ибо, во-первых, требуют от производителей и ремесленников приготовительных познаний, и, во-вторых, требуют такой гимнастики для разумения, каковой вовсе не нужно для лопаты или лома» [112, с. 47].

Современные телекоммуникационные сети имеют огромный образовательный потенциал, предусматривающий возможность дальнейшего развития и совершенствования с введением новых технологий, например, CD-ROM, видеоконференций и прочих. В структурах становящегося глобального миропорядка информационные технологии в образовании - это не только прямое обучение по некоторой предметной области, но (что может быть даже более важно) в глобальных сетях сами используемые средства обучения предполагают и даже требуют от учащихся соответствующих навыков современной технологии работы, способствуют формированию этих навыков.

Развитие сети телекоммуникаций в системе высшего образования позволит объединить образовательные структуры в единое информационное пространство и обеспечит их информационную интеграцию в мировую образовательную систему, и вместе с тем не позволит утратить специфику отечественных образовательных структур. «Существенный интерес для развития науки и образования в России представляет обеспечение доступа к богатейшим информационным ресурсам, накопленным в международных компьютерных сетях» [66, с. 89]. Одним из способов решения рассматриваемой проблемы является использование Интернет-технологий. Перспективы и возможности образовательного и информационного потенциала современных компьютерных телекоммуникационных технологий еще не достаточно осмыслены, однако можно наметить некоторые позиции для анализа происходящих процессов с опорой на философские традиции понимания развития человека в ходе выполнения им некоторой социально-детерминированной деятельности.

В первую очередь, в качестве вида образовательной деятельности на основе информационных технологий можно выделить дистанционное образование. Дистанционное образование - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Дистанционное образование предполагает обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно, процесс обучения проходит практически без всякого непосредственного контакта между студентом и преподавателем [54; 55]. Социальные последствия этой тенденции еще не осмыслены полностью, однако, отмечается угроза роста отчуждения между людьми, отсутствия личностных контактов, и, как следствие, неспособности человека к адекватным общественным взаимодействиям. По своей распространенности различные формы дистанционного образования, если не вытесняют непосредственное взаимодействие «педагог - учащийся», то уже становятся равноценными ему. По некоторым прогнозам, именно дистанционное образование (в сочетании с традиционными формами учебы) будет превалировать в начавшемся веке, дистанционное образование называют «образованием будущего», так как оно наиболее полно отвечает актуальным требованиям к образовательному процессу.

Дистанционное образование основано на взаимодействии людей между собой, опосредованном техническим компонентом, и имеющем своей целью развитие его участников. Таким образом, это сложный вид социальных взаимосвязей, включающий технический, психологический, гуманистический и другие аспекты. Для системы дистанционного образования особенно актуальными являются вопросы разработки и активного использования автоматизированных средств обучения из-за отсутствия непосредственного общения обучаемого с преподавателем. Методическая основа решения данной проблемы - обеспечение обратной связи в потоке информации между преподавателем и учащимися, то есть передача информации от учащихся к преподавателю.

Существует несколько форм дистанционного образования - от простейших, основанных на электронной почте, до интерактивных, использующих технологии видеоконференций в реальном режиме времени. Для учащихся, проживающих в местностях, удаленных от центров обучения, дистанционное образование может стать альтернативным и даже основным средством обучения. Дистанционное образование как одна из современных образовательных технологий соответствует потребностям развития современного социума. Дистанционное образование и развитие современной техники и технологий неразделимы: одно способствует развитию другого.

Дистанционное образование как современная, значительно усовершенствованная форма заочного образования отличается от "традиционных форм организации учебного процесса следующими моментами: в системе дистанционного образования восприятие и переработка учебного материала значительно больше зависят от самого учащегося, чем в системе традиционного очного образования; социально-психологическая среда существенно меньше регламентирует и дисциплинирует действия учащегося. В процессе обучения обучающий и учащийся могут реализовывать технологию обучения по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе. Методическое обеспечение подразумевает такое построение учебного процесса, которое позволяет самостоятельно изучать предмет без обращения за консультациями к преподавателю по каждому вопросу. Для дистанционного образования как новой формы обучения должны быть разработаны соответствующие модели, ориентированные на проблемы постиндустриального общества, его культуру и потребности в образовании.

В настоящее время в мире главенствует дисциплинарная модель обучения. В качестве организационных форм обучения в такой модели используются лекции, практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления дистанционного образования могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть быстро включены в систему дистанционного образования.

Система народного образования в эпоху становления информационного общества

Задача данного параграфа нашей работы - исследовать динамику развития системы народного образования в ходе ее информатизации.

На современном этапе понимания технологического прогресса особую значимость представляет рассмотрение его социальных последствий. Важен анализ изменений, основных качественных сдвигов, происходящих в общественной жизни под воздействием новых научно-технических достижений, четкая развернутая демонстрация его роли в актуальных социальных тенденциях. Развитие научно- іехнического потенциала и социальные последствия этого процесса связаны с огромным ростом информационных потоков, усложнением практически всех функций по обработке информации (учет, контроль, управление...). Эти тенденции представляют собой явление глобальное, именно через информационные технологии современный человек осуществляет многие аспекты его жизни.

В стабильном обществе система образования является конкретным процессом воспроизводства общественных сил и ресурсов, успешно решаемым вполне определенными социальными институтами. Ориентировочную основу решения этой задачи в стабильных социумах представляют собой научно-теоретические концепты и богатые практические традиции так называемых «частных» наук (педагогики, педагогической психологии, социальной и возрастной психологии, психологии развития, частных методик и пр. [7; 10; 24; 21; 33; 46 и др.]). На решение образовательных задач философия в стабильных социумах оказывает опосредованное косвенное влияние, активно участвуя в построении методологических оснований этих частных наук. Нарастающая изменчивость мира и жизни человека рассматривается как конституирующая черта современного исторического процесса, что должно быть отражено в системе общеобразовательной и профессиональной подготовки новых поколений общества для обеспечения их адекватности общественным реалиям. Любая область философствования и, в том числе, философствование в области образования, должно быть подчинено существующим системам и стандартам теоретизирования (стандарты социального прогресса, стандарты рациональности, стандарты научности, методологические стандарты и т. д.).

В настоящее время оживленное обсуждение сущности научно-технического прогресса, его содержания и воздействия на различные сферы общественной жизни не позволило выработать единую точку зрения. Ситуация может быть охарактеризована как проблемная для философии (как считает В. С. Степнин), когда должно быть порождено новое научное знание. Бесспорно, что техническое развитие является сложным и многоплановым явлением, и определение его сущности продолжает оставаться одной из важных методологических задач социально-философского знания. Мы выделяем наиболее важные явления в этом процессе и малоисследованные, порожденные современными социальными реалиями, учитывая, что вопросам социальной роли научно-технического прогресса посвящен целый ряд работ отечественных и зарубежных философов и социологов.

Анализ общетеоретических проблем научно-технического прогресса проведен в работах, вскрывающих его сущность и исторический смысл [131; 108; 109; 110, 99; 100]. В данных исследованиях отмечается, что в историческом масштабе многие связанные с технологическим процессом изменения в общественной жизни полностью еще не раскрылись. Однако, на современном этапе развития общества необходимо сформулировать понимание происходящих трансформаций, что позволит уверенно регулировать эти процессы.

Опасность стихийного, неуправляемого технического роста уже осознана социальными философами. Особое значение здесь имеет четкое осознание комплексности изменений в общественной жизни, вызываемых научно-техническим прогрессом. Ведущая роль науки и техники в этих изменениях представлена ускорением темпов и расширением масштабов технического прогресса, усилением воздействия науки на различные сферы жизни, возрастанием роли образования и профессиональной подготовки кадров. На первый план выступают качественные факторы этих процессов в отличие от простого расширения используемых ресурсов. Техника в целом рассматривается как специфическое и относительно самостоятельное явление со своими социальными функциями, как развивающаяся искусственная материальная система, создаваемая и используемая людьми в их целесообразной деятельности.

Одной из функций технического прогресса для человека может стать свобода, выведение на новый уровень свободы какой-то части человеческого бытия. Например, очевидное сокращение времени, необходимого для рутинных бытовых нужд: информационные технологии предоставляют практически бесконечные возможности по накоплению и оперативной передаче информации. Однако, обнаруживается ли свобода в более существенных для бытия человека вещах?

Своим существованием техника может дать освобождение человека для собственно человеческого содержания его существования, но эта техника - не только инструмент, а хорошо сохраненная структура бытия человека в целом и одновременно фактор изменения этого бытия. Человек воспроизводит себя не только как природное существо, но (и это выходит на передний план), как существо социальное, во многом искусственное, существующее не непосредственно, а через множество сложноорганизованных связей, в том числе инструментально-технологического характера. Здесь требуется последовательная логика, ведь преображенный техникой порядок бытия предъявляет свои требования к человеку. Человек осуществляет созидательную деятельность, направленную на окружающий мир и преображающую его, а измененный мир - это новые условия жизни самого человека. Освоение технической составляющей жизни чуть ли не опережает в хронологическом плане освоение человеческой речи. Технологизация — фундаментальный «антиприродный» факт человеческой формы жизни. Это сила, преодолевающая замкнутость человека на «натуральное» содержание бытия. Происходит перенесение смысловых элементов жизни индивида во внешние его телесной природе формы, а в процессе соединения внешнего и внутреннего содержаний задается восполнение их своими качествами, создается более богатое единство, преодолевается природное ограничение человеческого существа.

Повышение, качества образования и современные информационные технологии

Задача данного параграфа нашей работы - показать преимущества организационных форм образовательного процесса, базирующегося на современных информационных технологиях. В поисках ответов на проблемы народного образования принципиально важны исходные позиции, а именно, в какой целостной социокультурной среде, в каком типе общества существует и развивается система образования. Постоянная динамика и изменчивость этой среды требуют от системы народного образования способности решать новые, современные задачи. Следствием этих изменений может оказаться утрата преемственности в трансляции социального опыта от одного поколения к другому. Чтобы быть прочным, здание народного образования должно строиться на традициях образовательных институтов, сохранять преемственность в своей деятельности, и одновременно должно откликаться на актуальные запросы времени.

Кризис современного российского общества может быть рассмотрен как эксперимент, в ходе которого Россия должна радикально изменить тип социального устройства, отказавшись от своей самобытности. Следствием этого изменения может оказаться утрата преемственности в трансляции социального опыта от одного поколения к другому. С точки зрения, восходящей к исследованиям Гегеля [43], А. Бергсона [18], О. Шпенглера [162] и др., можно различить два основных способа производства общественной жизни: индивидуалистический (западный) и коллективистский (восточный). Этим способам производства отвечают два типа обществ: индивидуалистические, построенные по принципу свободы воли, и коллективистские, построенные по принципу эволюционного совершенствования общественных отношений. В индивидуалистическом обществе преобладает изолированность, отчужденность людей друг от друга, а также от средств и результатов производства. Человек совпадает со своей социальной определенностью лишь частично. Происходит расщепление общественного и личного. Свободные, предельно независимые друг от друга, одинокие индивиды, «атомы» западного мира являются основой «гражданского общества», деятельность которого регулируются не моралью, не духовными ценностями, а формальным правом [169]. Атомизированные агенты - атомы формального права - создают социальные институты западного общества. Взаимодействие социальных институтов сводится к их взаимной борьбе и подчинению одних институтов другими [5]. Своеобразны и способы оформления рациональности в индивидуалистическом обществе. Западное общество отвергает монологические формы мышления (например, ему чужда материалистическая диалектика со своим стремлением к единой, объединяющей всех людей, объективной истине). Стандартом индивидуалистического мышления является плюрализм, полилогизм и релятивизм.

В основе коллективистического общества лежит принцип совершенствования общественных отношений. Гегель коллективистическое общество называл восточным, основанным на вере, доверии и повиновении. Маркс, характеризуя свойства коллективистического индивида, вводит понятие общительности как неспособности существовать иначе, чем непосредственно-коллективным образом. Здесь человек полностью слит со своей деятельностью и совпадает со своей социальной определенностью.

В основе коллективистических обществ лежат моральные ценности, а не абстрактные нормы права. В коллективистических обществах прогресс связывается прежде всего с эволюционным совершенствованием всех общественных отношений. Технический прогресс, не связанный с улучшением отношений между людьми, отвергается. Социальные институты создаются не изолированными индивидами-атомами, а коллективами людей, объединенных общей идеей и сплоченных чувством солидарности. Социальные институты не вступают между собой в конкурентную борьбу за выживание, а, образуя диалектическое «тождество различий» взаимно обусловливают и поддерживают жизненность друг друга.

Социальные институты коллективистического общества возникают естественным эволюционным путем. Элементы социальной структуры общества складываются объективно, закономерным способом и не зависят от сознания человека. Все социальные нормы (нравственные, моральные, правовые) воспроизводятся в подрастающих поколениях естественным образом. Люди с детских лет погружены в определенные традиции и вне их не представляют собственного существования. Философы, социологи, политологи, правоведы не привносят в коллективистическое общество ценности извне, а помогают обществу отрефлектировать сложившиеся традиции, выразить их в слове, оформить в философские и художественные произведения, в правовые нормы. Философская позиция заключается в воспроизведении и оформлении коллективистических идей эволюционного совершенствования общественных отношений.

Стандартами оформления рациональности являются принципы материалистической диалектики и диалектической логики [25; 43; 68; 90; 101]. В логико-педагогических исследованиях школы В. В. Давыдова [51], связанных с простраиванием философии развивающего обучения специально показано, что систематическое культивирование процедур диалектического мышления в начальных и средних классах школы приводит к образованию особого феномена - группы учащихся, коллективного субъекта учебной деятельности. Освоение теоретического мышления, в основе которого лежит материалистически переосмысленная диалектика Гегеля [69; 51; 104], невозможно в парном общении «учитель - атомизированный индивид». Формы рефлексии, свойственные диалектическому сознанию, в реальном общении людей оформляются и транслируются из поколения в поколение только при условии создания коллективного субъекта учебной деятельности.

"Речь должна идти не об отбрасывании устоявшейся парадигмы и предшествующего ... опыта организации образовательных процессов, а о подлинном диалектическом снятии всего жизнеспособного применительно к определенной социокультурной среде, изменяющейся в русле всеобъемлющего самообновления и совершенствования" [9, с. 128]. Это важно для определения целевых установок образования, его ценностных оснований и предметного содержания, его уровней, форм и меры доступности разным социальным субъектам. Возможны ли на его основе продуктивные коммуникации, взаимопонимание, согласованность действий? Все это предполагает наличие адекватных средств, образовательных технологий, классификацию и отбор предметного содержания знаний. Одновременно общество и государство обязаны сохранять чистоту и традиции национальной культуры и языка, объединяющего, опосредующего все подсистемы национальной культуры. В этой культуре должна реализовываться диалектика общего и отдельного, социального и национального. Конечно, особая роль отводится системе высшего образования, носителям высшего образования.

Требования теории развития образовательной деятельности, а также практическое положение дел в современном обществе заставляют поставить следующую проблему. Актуальное знание для нашего современника -информационное пространство. Именно информатизация образования задает взаимосвязь с современностью указанного социального института с точки зрения информационных технологий.

Образовательные институты, которые в предшествующей стабильной ситуации успешно способствовали социализации личности, оказываются в кризисе. Совсем по-другому осмысливается проблема образования личности и ее самореализации в условиях глобальной информатизации системы народного образования, связанной с коренной трансформацией общества. Способность жить в информационном обществе с необходимостью требует операционального освоения человеком законов виртуальной реальности, т. е. формирования информационной культуры у каждого члена общества. "В одном из наиболее существенных значений смысл информатизации и компьютеризации общества заключается в необходимости повышения его информационной культуры" [158, с. 58]. Именно образовательные институты, обслуживающие все общество, могут стать реальным механизмом этого процесса, для чего необходимы соответствующая модернизация и информатизация самой системы народного образования и поиск адекватных форм организации образовательного процесса. Таким образом, информатизация образования выступает как процесс двунаправленный и диалектичный: чтобы обеспечивать дальнейший общественный технический прогресс, система образования сама должна подвергнуться техническим преобразованиям.

Похожие диссертации на Информатизация системы народного образования : Социально-философский анализ