Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интенциональность социального поведения как философская проблема Бондаренко Надежда Алексеевна

Интенциональность социального поведения как философская проблема
<
Интенциональность социального поведения как философская проблема Интенциональность социального поведения как философская проблема Интенциональность социального поведения как философская проблема Интенциональность социального поведения как философская проблема Интенциональность социального поведения как философская проблема Интенциональность социального поведения как философская проблема Интенциональность социального поведения как философская проблема Интенциональность социального поведения как философская проблема Интенциональность социального поведения как философская проблема Интенциональность социального поведения как философская проблема Интенциональность социального поведения как философская проблема Интенциональность социального поведения как философская проблема
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бондаренко Надежда Алексеевна. Интенциональность социального поведения как философская проблема : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Бондаренко Надежда Алексеевна; [Место защиты: Рос. гос. торгово-эконом. ун-т].- Москва, 2010.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/284

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философско-методологические основы исследования 14

1.1. Проблема интенциональности в феноменологии 14

1.2. Современная аналитическая философия как универсальный стиль философствования 39

Глава 2. Феноменология социального поведения 59

2.1. Понятие интенциональности 59

2.2. Проявления интенциональности социального поведения 70

2.3. Феноменология и концепция социального поведения 79

Глава 3. Дефеноменологизация - выражение кризиса индивидуального и общественного сознания 99

3.1. Утрата смысла как симптом дефеноменологизации 99

3.2. Социокультурные причины кризиса смысла 108

3.3. Деструкция общественного сознания 118

Заключение 140

Библиография 146

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современность характеризуется такими изменениями в социальной структуре общества и деятельности человека, которые существенным образом актуализировали необходимость философского осмысления человеческой деятельности. Исследование концептуально-когнитивных средств анализа социального поведения выдвигается в круг основных тем социальной философии, поскольку невозможно понять тенденции социокультурной динамики без учета активного, рефлексивного характера человеческого поведения. Данное диссертационное исследование посвящено одной из ключевых проблем анализа когнитивной сферы действующего субъекта - проблеме интенциональности социального поведения.

Интенциональность была введена в современные философские дискуссии Ф. Брентано как понятие, обозначающее особое свойство психических феноменов, которым не обладает ни один физический предмет. Интенциональность - одно из базовых понятий современной как феноменологической, так и аналитической философской традиции, в то же время данное понятие является одним из наиболее спорных в современной философии. Споры ведутся не только относительно природы свойства, обозначаемого им, но и также о самом содержании этого понятия. Проблема интенциональности находится на стыке двух активно развивающихся областей теоретической философии - феноменологии и философии языка. Понятие интенциональности применяется в науках о поведении, социальных исследованиях и историографии. В качестве связующего звена между личностью и социумом выступает сознание человека. Именно поэтому проблема интенциональности находится в непосредственной связи практически со всеми основополагающими «вечными» проблемами философии, и выбор той или иной позиции относительно интенциональности связывается с определенным решением большого круга философских проблем. При этом мы можем выделить некоторый образец поведения, являющийся интенциональным. Именно интен-циональностью обусловлена такая особенность социальной жизни, как "объ-яснимость человеческого действия". Поведение приобретает интенциональ-ный характер, когда оно понято самим агентом или внешним наблюдателем в более широкой перспективе, когда оно помещено в контекст целей и когнитивных установок. Возлагать ответственность за результат действий на человека, значит исходить из того, что поведение человека было интенциональным, и он был способен осознать последствия своих действий. Социальное окружение относится к внешним факторам, воздействующим на человека. Интенциональность рассматривает внутренние детерминанты — мотивы, интересы, потребности, цели.

В настоящее время Россия переживает период кардинальных социальных реформ. Экономические преобразования последних десятилетий имеют тяжелые социальные последствия для большей части населения России, и происходит дефеноменологизация - кризис индивидуального и общественного сознания, выраженный в утрате рефлексивно-смысловых интенций. Этот

кризис индивидуального и общественного сознания ведет к тяжелым последствиям, как для индивидуальностей, так и для общества в целом. Современные условия жизни и деятельности, с одной стороны, связаны с невиданным развитием науки и техники, с тотальной информатизацией, а с другой стороны - с потерей смысловых оснований существования, как отдельной личности, так и общества в целом. Социальная система понималась, и, в основном, понимается по настоящее время как сама себя порождающая и воспроизводящая социальный порядок. Поэтому, не умаляя значимости объективных законов социального развития и исторического материализма как методологической основы его исследования, необходимо подчеркнуть важность анализа концептуально-когнитивных оснований социального поведения. Область решения этих задач находится в сфере феноменологии, герменевтики, а также аналитической философии. Неслучайно в современной философии происходит интеграция этих направлений в пространстве исследования социальных феноменов.

Степень научной разработанности темы исследования. Хотя проблема интенциональности далека от окончательного решения, можно, тем не менее, говорить о ее достаточной разработанности, в особенности в феноменологии и аналитической философии. Термин «интенциональность» был введен в современные дискуссии Ф. Брентано в работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874). Брентано выделяет интенциональность в качестве одного из отличительных признаков ментальных феноменов. Согласно работам Ф. Брентано (1874/1973), интенциональность является отличительным признаком ментальности. Более предметная формулировка положений Брентано была дана Д. Деннетом, который определил признаками интенциональности в поведении любой системы следующие черты :

а) возможность истолкования поведения в контексте обстановки, в ко
торой оно протекает;

б) цельность всех элементов поведенческих реакций и их интегриро-
ванность в общую систему, подчиненную той или иной цели (критерии холи-
стичности);

в) соответствие последовательности всех поведенческих паттернов
системы общей задаче наиболее оптимальной адаптации.

Первый серьезный исследователь проблемы интенциональности Эдмунд Гуссерль главным своим принципом ставил борьбу с любыми видами психологизма. Владение аппаратом современной логики и сегодня ценится как признак профессионализма философа-аналитика. Однако логические методы уже не считаются единственно значимыми, они отодвигаются на второй план, дополняются методами лингвистического, концептуального и даже традиционно философского анализа (например, метод трансцендентального аргумента). Как внутреннее свойство психического рассматривалась интенциональность и в феноменологической концепции Э. Гуссерля.

1 Philosophy Psychology Artificial Intelligence (revised and enlarged edition)) 1997 Massachusetts Institute of Technology

Эту тему разрабатывали Д. Серль, П. Грайс, Д. Деннет и другие авторы.

В аналитической философии Р. Чиз развил тезис Брентано в терминах предположений о ментальных феноменах. Он выделил ряд признаков интенсионального языка, и утверждал, что поскольку интенсиональный язык нельзя свести к экстенсиональному, то ментальные феномены нельзя свести к физическим. В аналитической традиции проблема интенциональности зачастую обозначается как проблема «ментального содержания».

Однако в дальнейшем в англо-американской философии доминировало противоположное направление исследования данной проблематики. Опровергнуть тезис Брентано и обосновать тем самым возможность физикали-стской интерпретации сознания своей задачей ставят многие авторы, среди них Р. Милликэн , Дж. Фодор , Ф. Дрецке , Пол и Патриция Черчленд , Д. Деннет .Также в англо-американской традиции принимается в качестве ключевых по проблематике интенциональности ряд текстов, в которых не употребляется термин «интенциональность» или «ментальное содержание», а употребляется термин «значение». Зачастую говорится о синонимичности

терминов «ментальное содержание» и «значение» .

Особую значимость представляют труды русских мыслителей XIX и XX вв., в которых раскрывается их понимание вопроса о связи интенциональности с языком. Среди русских философов гуссерлианского направления можно выделить Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, И.А. Ильина, о. Павла Флоренского, П.А. Сорокина, С.Л. Франка.

В современной российской философии экзистенциально - феноменологическому истолкованию отчуждения как измененного состояния сознания посвящены работы А.В. Ахутина, В.В. Бибихина, П.П. Гайденко, Т.А. Кузьминой, В.И. Молчанова, Н.В. Мотрошиловой, В.В. Калиниченко, Ж.Т. Тощен-ко и других. Различные аспекты проблемы субъективности рассматриваются в работах В. А. По дороги, В.И. Красикова, Д.Н. Разеева, Е.В. Петровской, М.К. Рыклина, С.С.Хоружего, Д.И.Дубровского и других исследователей. Метафизическим основаниям феноменологического анализа сознания посвящены работы позднего М.К. Мамардашвили и A.M. Пятигорского.

Теоретичекой осноновой анализа современной социокультурной ситуации послужили исследования Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Г.-Э. Дебора, Ф. Гваттари, Ж.-Ф.Лиотара, М. Фуко; многих других, а также работы отечест-

2 Millikan R. Language: A Biological Model. Oxford, 2006; Millikan R. Language, truth and other biological cate
gories. Cambridge, Massachusetts, 1987.

3 Millikan R. Language: A Biological Model. Oxford, 2006; Millikan R. Language, truth and other biological cate
gories. Cambridge, Massachusetts, 1987.

4 Dretske F. Perception, knowledge, and belief: selected essays. Cambridge, 2000; Dretske F. Explaining Behavior.
Cambridge. 1988; Dretske F. Naturalizing the Mind Cambridge, Massachusetts, London, 1995.

5 Churchland P. Eliminative Materialism and the Propositional Attitudes II Journal of Philosophy. 78. no. 2. 1981;
Churchland P. Matter and Consciousness. Massachusetts, 1984.

6 Dennett D. Brainstorms: Philosophical Essays on Mind and Psychology. Massachusetts, 1981; Dennet D.. Content
and Consciousness. London, 1986; Dennett D. The Intentional Stance. Massachusetts, 1989; Денет Д. Виды пси
хики. М., 2004.

7 Статья в Стэнфордской энциклопедии «Узкое ментальное содержание»
.

венных исследователей: Б.Н. Бессонова, А.А. Борисова, О.Д. Гараниной, И.А. Мальковской, Н.М. Мамедовой, Е.Л. Петренко, М.М. Предовской, К. Э. Разлогова и др.

Таким образом, теоретическим фундаментом исследования является широкий круг работ отечественных и зарубежных историков философии и исследователей проблемы интенциональности в феноменологии; труды классиков философии Нового времени, немецкой классической философии, современной феноменологии, экзистенциализма и других школ и направлений философии XX века, в которых анализируется проблема формирования интенциональности. Истоки формирования философской парадигмы анализа окружающей действительности и её восприятия человеком лежат в глубокой древности.

Объектом исследования является интенциональность социального поведения.

Предметом исследования выступает философская проблема интенциональности социального поведения.

Цель диссертационной работы - социально-философский анализ проблемы интенциональности социального поведения, раскрытие эвристики этого понятия в рамках построения социальной теории.

Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

систематизировать основные теоретические подходы для концептуализации проблемы интенциональности;

установить значимость аналитической философии как методологической основы исследования;

раскрыть социальный смысл интенциональности и формы ее проявления;

проанализировать основные идеи феноменологии в аспекте исследования социального поведения;

выявить социокультурные причины и интенциональный аспект кризиса смысла;

проанализировать деструктивные процессы в индивидуальном и общественном сознании как следствие дефеноменологизации.

Гипотеза диссертационного исследования — наличие интенциональности в системе конститутивно-необходимых качеств социальности как таковой служит основанием правомерности интенционально-менталистскои схемы детерминации социального поведения, позволяющей анализировать социокультурную динамику с учетом характеристик активной, рефлексивной деятельности социальных субъектов.

Методологическая основа исследования. Методологией исследования является диалектический, историко-логический, сравнительно-компаративный методы. Диссертационное исследование предполагает также использование, с одной стороны, метода историко-генетической и теоретической реконструкции, с другой стороны, аналитико-критического метода. Первый метод позволяет нам эксплицировать роль понятия интенциональ-

ность в современных дискуссиях о природе интенциональности социального поведения и взаимодействии факторов экономического и духовно- культурного развития, второй метод позволил нам выработать собственный взгляд на разрешение этих дискуссий.

Теоретической базой исследования явилась совокупность выводов и концептуальных положений, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области феноменологии, герменевтики, аналитической философии, а также в области исследования социального поведения и социокультурной динамики.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

  1. Понятие «интенциональность» определяется либо как «направленность сознания на», либо в лингвистических терминах как «способность сознания «быть о», обозначать предметы». Анализ ментальных феноменов, предполагающий возможность выделения акта и содержания феномена, основывается не на опыте, а существенным образом зависит от анализа лингвистической и логической формы предложений о ментальных феноменах («я верю (полагаю, знаю и т.п.), что...»).

  2. Введение понятия интенциональность в современные философские дискуссии во многом является следствием лингвистического поворота в философии, который положил в основу философии сознания тезис том, что мысль может изучаться только посредством анализа языка. В наиболее явной форме следствия этого тезиса проявились в репрезентационной теории сознания, согласно которой сознание может быть описано только как язык. В наиболее определенном виде такой подход представлен в так называемом аналитическом направлении в западной философии XX века.

3. Феноменологические идеи в русской философии смыкаются с
идеями герменевтики, искусство постижения смысла текста осуществляется
феноменологическими методами. Две когнитивные парадигмы образовали
гибкое сочетание, в котором, в зависимости от сферы применения, на первый
план может выходить та или другая из них: в дескрипции феноменов созна
ния - феноменологическая установка, в дескрипции социальных феноменов -
герменевтическая установка.

  1. Интегративные тенденции в западной философии, а также преодоление существовавших ранее барьеров (в том числе и национальных) приводит к тесному взаимодействию феноменологии, герменевтики и философского анализа в связи с интересом аналитиков к проблеме интенциональности, специфике ментальных состояний человека и проблеме понимания. Поэтому в контексте задач нашей работы рассмотрение эволюция аналитической парадигмы приобретает особое значение в связи с новыми возможностями исследования социального поведения.

  2. В социальной феноменологии принцип интенциональности трансформируется в представление о том, что именно сознание, направленное на объект человеческого интереса, наделяет его значением, отнюдь не присущим объекту "самому по себе". Принцип

интенциональности направлен против свойственной классической познавательной установке жесткой дихотомиии целостного познавательного процесса на субъективную и объективную составляющие.

  1. Социальный смысл интенциональности проявляется в социально-исторической детерминации духовно-культурной деятельности социальных субъектов, в социальной практике и поведении социальных актеров. Язык является исходной формой проявления интенциональности, так как он содержит свернутую картину всех предметов, всех невидимых связей, форм восприятия и мышления. Он образует «языковое сознание» (Г. Шпет), содержащее изначальные смыслы. Язык определяет способ восприятия, мышления и действия.

  2. Понятие интенциональности указывает на наличие общей предметно-смысловой направленности как имманентного свойства целостного отношения индивида к миру. Общая предметно-смысловая направленность, моти-вационный портрет личности, мироотношение являются проявлением интенциональности социального поведения. Интенциональность мироотношения как общая предметно - смысловая направленность социального поведения может концентрированно выражаться в рамках трех типичных, тяготеющих к взаимоисключению вариантов, при которых для обозначения характера мо-тивационно-смыслового содержания индивидуального мироотношения применимы ключевые понятия «иметь», «казаться» и «быть».

8. Точки соприкосновения феноменологии и социальной теории
обнаруживаются при исследовании основных проблем концепции
социального поведения: проблемы соотношения социального субъекта и
объекта, социального действия, интерсубъективности. Феноменологическая
теоретическая модель социальной реальности включила в фокус исследования
социального поведения такой важный аспект, как сознание. Традиционные
субъект и объект предстают как моменты органической целостности, в
качестве коррелятов "сознающее - сознаваемое", постоянно
трансформирующие друг друга в каждом акте сознания, в процессе
обретения нового опыта. Анализ поведения смещается в область когнитивной
реальности, микросоциальных взаимодействий. Теория интерсубъективности
обосновывает роль природы и культуры как идеальных коррелятов
интерсубъективного опыта. Именно бытие Другого генерирует смыслы
важнейших ценностей культуры, выходя за пределы смыслов
индивидуального Я.

9. Утрата смысла существования приводит к дефеноменологизации,
которая принимает форму кризиса индивидуального и общественного созна
ния, и коренится как в глобальных социокультурных трансформациях, так и в
особенностях российских реалий. Фрустрация, парадоксы и противоречия
общественного сознания являются проявлением глубинных деструктивных
процессов. Выход из кризиса смысла видится в возрождении духовности, в
выявлении сущностного содержания интеллектуальных и культурных харак
теристик во всей их экзистенциональной и качественной полноте. Возрожде
ние духовности возможно лишь как результат интенционального приобще-

ния к истокам культуры.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем.

1. Выявлены эвристические возможности феноменологии,
герменевтики, аналитической философии для анализа социального
поведения.

2. Показано, что значимая в контексте нашего исследования
герменевтическая парадигма была творчески обогащена русскими
философами. Это - понятие "языковое сознание" Г.Г. Шпета, возникшее как
результат синтеза проблематики языка с проблематикой сознания. Это -
теория речевых жанров М.М. Бахтина как проявление интенциональности
сознания.

  1. Понятие интенциональности проанализировано с учетом традиции аналитической философии П. Грайса, Д. Серля, Д. Остина, Д. Деннета. Здесь представляет интерес введенное Деннетом понятие "гетерофеноменология" («гетеро» - другой, иной). Понятийный мир - это потенциальная модель внутренних репрезентаций сознания, созданная на основе настоящего диспозиционального состояния наблюдения с позиции третьего лица. Гетерофеноменология включает народную психологию и, на наш взгляд, является продуктивной методологией исследования межличностных коммуникаций.

  2. Раскрыт "социальный смысл интенциональности", проявляющийся в социально-исторической детерминации духовно-культурной деятельности социальных субъектов, в социальной практике и поведении социальных актеров.

5. Проанализированы такие проявления интенциональности
социального поведения как «языковое сознание», мотивационный портрет
личности и мироотношение.

6. Выявлены различные варианты мироотношения в зависимости от
его предметно-смысловой направленности.

7. Предложена интерпретация деструктивных процессов
общественного и индивидуального сознания, выраженных в утрате
рефлексивно-смысловых интенций, как процесс дефеноменологизации.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Исследование представляет материал для существенного дополнения курсов «История и философия науки», «Аналитическая философия», "Социальная философия», «Социология».

Апробация результатов исследования. Основные результаты нашли отражение:

в научных статьях по проблеме интенциональности социального поведения и дефеноменологизации сознания, в том числе в двух публикациях по списку ВАК;

в серии выступлений на научных конференциях в период 2007 -2009 г.г.;

- при разработке учебно-методических пособий по социально-философским аспектам поведения (на кафедре философии педагогического института г. Коломны Московской области).

Публикации. Основные идеи данной работы были изложены автором в публикациях, в частности: Бондаренко Н. А. «Понимающая» социология А. Шюца. Сборник научных статей III Всероссийской научной конференции (Коломна,24-25 апреля 2009 года) «Философия и методология истории».- Коломна, 2009. (с.348-с.351); в публикациях в изданиях ВАК: Бондаренко Н. А. Интенциональность социального поведения в феноменологии Эдмунда Гуссерля // Социология, социологический факультет МГУ, 2009,№ 1-2(с.343-с.349); Бондаренко Н. А. Дефеноменологизация как кризис сознания общества // Вопросы культурологи, 2009, №8 (с.18-с.21).

Структура диссертационной работы включает: введение, три главы, восемь параграфов, заключение, библиографию (233 источника).

Работа изложена на 158 страницах машинописного текста.

Проблема интенциональности в феноменологии

Феноменология - это одно из влиятельных направлений современной философии. Одним из ее основателей является немецкий философ и психолог Франц Брентано. Он работал в направлении, впоследствии поддержанном такими немецкими философами, как Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер и др.

Значительным вкладом Ф. Брентано в развитие философии стало учение о психическом феномене. Брентано различил три класса психических феноменов - представления, суждения и эмоции. И если эта классификация в дальнейшем подверглась критике за неполноту, то идея, согласно которой сущностью психологического феномена является интенция, т.е. направленность на предмет, была развита далее в частности, в теории интенциональности Эдмунда Гуссерля.

Итак, центральным понятием брентановской философии является интен-циональность. "Интенциональность" - это специальный философский термин, который означает направленность на объект. Это понятие не следует смешивать с обычным английским словом "намерение" (intention), и его лучше всего представить словами самого Брентано: "Всякий психологический феномен характеризуется посредством того, что средневековые схоласты называли интенцио-нальным (или же ментальным) внутренним существованием предмета и что мы, хотя и в несколько двусмысленных выражениях, назвали бы отношением к содержанию, направленностью на объект (не реальность) или имманентной предметностью" . Под "внутренним существованием" (inexistence) объекта Брентано имеет в виду то, что объект нашей мысли или восприятия может в действительности и не существовать независимо от них. Под "имманентной предметностью" подразумевается существование в качестве объекта осознания (awareness). То, о чем существует чей-либо опыт не тождественно с самим этим опытом, даже если бы оно и не могло существовать в отсутствии этого опыта. В целом учение о том, что все ментальные феномены (и только они) направлены на объект, есть учение об интенциональности. Интенциональность - это свойство или характеристика ментального быть "о чем-то". А именно, "бессмысленно говорить, что имеет место просто восприятие, а не восприятие того или иного (даже если данное восприятие иллюзии или галлюцинации. Также мало смысла в разговоре о том, что имеет место просто мышление, а не мышление о том или ином (даже если то, о чем мыслят, есть нечто выражаемое). Подобные ментальные феномены, как и все другие, являются интенциональными или же демонстрируют интенциональность. Объекты различных ментальных актов суть их содержания: то, что воспринимается, то, что желают и т.д." . Через понятие интенциональности он нашел надежный критерий для проведения различия между ментальным и физическим. В частности, Брентано писал: "Это интенцио-нальное существование свойственно исключительно психическим феноменам. Никакой физический феномен не демонстрирует ничего подобного. Тем самым мы можем дать дефиницию психическим феноменам, сказав, что это такие фе-номены, которые интенционалыю содержат в себе какой - либо предмет" . Брентано нашел позитивное определение "ментального". Английский философ Стивен Прист пишет в связи с этим следующее: "Существует два очевидных способа критики данного определения, и Брентано знает о них. Во - первых, можно было бы утверждать, что существуют не интенциональные ментальные феномены. Во- вторых, можно было бы утверждать, что существуют не ментальные феномены, являющиеся, тем не менее, интенциональными. Например, может оказаться, что существуют интенциональные физические феномены". Проанализируем эти суждения. Некоторые современники Брентано выдвигали следующее возражение: хотя и приемлемо, что мысли и желания обладают интенциональными объектами, переживания вроде удовольствия и страдания таковыми не обладают. Вы можете переживать удовольствие и страдание, и это все, что касается вашего состояния. Ваше страдание не направлено на обьект, подобно восприятию. Чтобы сделать понятным это возражение, мы должны провести ясное различие, которое Брентано принимает. Это различие между объектами ментального состояния и причиной ментального состояния. "К примеру, причиной чьей - либо депрессии могло бы быть некоторое состояние мозга, но объектом депрессии могла быть необходимость выполнить определенные задачи. В этом случае ясно, что то, к чему относится чья-либо депрессия, не есть состояние чьего-либо мозга, даже если оно является причиной депрессии, так что причины и интенциональный объект могут различаться. Поэтому когда возражают, говоря, что феномены удовольствия не являются интенциональны-ми, то этим отнюдь не утверждают что, у них нет причин" . Ответ Брентано на это возражение сводится к тому, что больше переживаний является интенцио-нальными, чем мы были бы готовы признать: "Некоторые чувства, несомненно, относятся к предметам" ". Он имеет в виду случаи, когда мы довольны X, сожалеем относительно Y, печалимся о Z. Как он говорит, "и язык сам указывает на это посредством выражений, которыми он пользуется"". Тем не менее, ему приходится признать, что определенные феномены, например настроения, не представляются в прямом смысле интенциональными. "Представьте", что вы находитесь в состоянии депрессии или веселитесь и пет ничего конкретного, в отношении чего вы находились бы в депрессии или веселились, хотя, несомнен-но, существовала бы причина вашего состояния" .

Понятие интенциональности

Интенциональные свойства сознания стали систематически изучаться с начала XX века в феноменологической философии и психологии. Рассмотрим подробнее данное понятие с точки зрения его содержания и функционирования. За понятием "интенциональность" закрепилось значение направленности сознания на предмет (вещи, свойства, отношения). А именно, интенциональность (от лат. intentio - стремление, внимание) есть имманентная направленность на предмет или имманентная предметность сознания к тому, является ли предмет реальным или только воображаемым.

История понятия "интенциональность" восходит к средневековой схоластике, различающей реальное и интенциональное существование объекта. В XIX веке понятие "интенциональность" вновь было введено в философию немецким философом Францем Брентано (1838 - 1917), в системе которого интенциональность является основным свойством психических феноменов, (т. е. все предметы интенциональных актов он рассматривал в ранний период своего творчества существующими ео ipso интраментально) и направленность сознания на них. В более поздний период творчества Ф. Брентано признает, что объекты интенциональных актов всегда трансцендентны (т. е. запредельны) сознанию.

Понятие "интенциональность" разрабатывалось также в "теории предметности "Алексиуса Мейонга (1853 - 1920) и в феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859 - 1938), где намечается тенденция к онтологизации структуры сознания. У Гуссерля интенциональность становится ключевым термином, толкуется в совершенно новом и фундаментальном для всей феноменологии смысле. А именно, интенциональность есть фундаментальное свойство переживания быть "сознанием о ...". В феноменологии интенциональность трактуется очень широко в силу изначально принятой посылки о коррелятивности между способами данности человеку различных аспектов мира и сознанием о мире. И далее, каждому феномену присуща собственная интенциональная структура. Восприятие всего этого многообразия предполагает в качестве предпосылки наличие единого и центрированного сознания о некоем константном предмете во всех многообразных типах отношения. И, соответственно, существуют различные модусы явления предмета сознанию: восприятие, воображение и т. д. В целом, структура интенциональности такова:

Исходя из содержания латинского термина INTENTIO, будем иметь следующую картину. Данное понятие (intentio) означает напряжение, намерение, направленность. Интенция, а именно intentio recta - "прямое определение" понятия или предмета, представляющегося внешним по отношению к гносеологической связи. В то время как intentio oblique, "косвенное определение", - внутренним. Оба вида (лат. - modi) этого определения называют соответственно modus rectus и modus obliquus. Николай Гартман (1882 - 1950) в своей работе "Zur Grundlegung der Ontologie", 1941, s. 49 называет intentio recta естественной точкой зрения на мир, так как она не начинает с рефлексии (как intentio obliqua) и, соответственно, не изменяет естественного направления познания, но часто следует ему и непосредственно продолжает его дальше.

Извлекая информацию о мире, человек в состоянии наделить ее определенными предметными значениями, которые в совокупности представляют ин-тенциональные акты его сознания.

Утрата смысла как симптом дефеноменологизации

В центре внимания данного параграфа находится проблема смысла, а точнее утрата его в наши дни. Как известно, "одна из основных проблем философии - это проблема смыслов, проблема их проявленности в Мире и при этом их вневременной трансценденции . Для начала нашего исследования в рамках обозначенного вопроса сделаем несколько акцентов на связи слов "смысл" и "феноменология", а так же "потеря смысла" и "дефеноменологизация".

Феноменология исследует проблемы смысла в бытии человека. Идейный вдохновитель представленного течения Эдмунд Гуссерль писал в связи с этим, что интенциональность, как одно из центральных понятий теории сознания (феноменологии), "наделяет какое-либо единство смыслом прежде всего остального, поскольку она не может быть увидена как внешнее отношение к какому-то еще неопределенному объекту. Где всякое единство есть единство смысла. Единства смысла предполагают смыслодающее сознание, которое, со своей стороны, существует абсолютно, а не посредством чего-то еще" . Таким образом, можно утверждать, что феноменология - это учение о сознании, о феноменах и их смыслах. Феноменология - это одна из форм философской рефлексии смысловых оснований существования человека и культуры. Соответственно, обратный процесс в сознании, в духовной культуре, выражающийся в разрушении их смысловой основы, приводит к дефеноменологизации и принимает форму кризиса сознания и духовности в целом.

Одной из самых разрушительных форм дефеноменологизации является утрата доверия к собственному мышлению. Современный человек всю жизнь испытывает воздействие сил, стремящихся отнять у него веру в самостоятельность своего мышления. Как пишет Альберт Швейцер, "сковывающая человека духовная несамостоятельность царит во всем, что он слышит и читает; она - в людях, которые его окружают, она - в партиях и союзах, к которым он принадлежит, она - в тех отношениях, в рамках которых протекает его жизнь. Со всех сторон и разнообразнейшими способами его побуждают брать истины и убеждения, необходимые для жизни, у организаций, которые предъявляют на него права"1 . Таким образом, Швейцер поясняет, что дух времени не разрешает человеку прийти к себе самому. Он подобен световой рекламе, вспыхивающей на улицах больших городов и помогающей компании, достаточно состоятельной для того, чтобы пробиться, оказать на него давление на каждом шагу, принуждая покупать именно ее гуталин или бульонные кубики. Дух времени способствует скептическому отношению современного человека к собственному мышлению, делая его восприимчивее к авторитарной истине. И этому воздействию он не может оказать нужного сопротивления, поскольку он является сверхзанятым, несобранным, раздробленным существом. Кроме того, многосторонняя материальная зависимость воздействует на его ментальность таким образом, что, в конце концов, он теряет веру в возможность самостоятельной мысли. Так в силу обстоятельств мы оказываемся в оковах времени.

Можно утверждать в этой связи, что "человек, высший жизненный вид, к настоящему моменту созданный природой, демонстрирует высшую форму пассивного мышления" . Мы видим при внимательном рассмотрении, что логика многих людей почти не выходит за рамки пассивного мышления и свидетельствует о слабой воле человека. Такие люди предпочитают, чтобы за них думали другие. Активное мышление их утомляет. И, напротив, инстинктивное, автоматическое пассивное мышление кажется им куда более простым процессом. Их ум работает по принципу наименьшего сопротивления.

Результат подобного подхода к жизни не сложно предугадать - это дефе-номенологизация сознания человека, поскольку отсутствие работы над своим мыслительным процессом, а соответственно и над собой, приводит к деструкции смысловых оснований существования, как отдельного человека, так и культуры в целом. Факт сомнения в своих силах очень распространен среди людей в наши дни. Современный человек не имеет более доверия к самому себе. Его самоуверенность скрывает огромную духовную неустойчивость. Несмотря на все свои достижения в материальной сфере, это все же нереализованный человек, ибо он не находит применения своей способности мышления. И непонятно, как могло поколение, столь много достигшее в науке и технике, оказаться в плену нигилизма по отношению к основным духовным ценностям: справедливости, добру и истине. Отказ от свободного мышления - свидетельство духовного банкротства. Неверие в возможность рационального познания истины ведет к скептицизму. Те, кто способствует этому, полагают, что люди, отказавшись от самостоятельно познанной истины, будут принуждены принять авторитарно навязанный им пропагандистский суррогат истины. Но этот расчет ложен. Ведь тот, кто открывает шлюзы потоку скепсиса, не вправе ожидать, что сумеет затем его остановить. Лишь ничтожная часть потерявших надежду достигнуть истины благодаря собственному мышлению найдет замену ей в заимствованной истине. Основная же масса останется скептичной. Она потеряет вкус к истине и потребность в ней и будет оставаться в безмыслии (или без-смыслии), колеблясь между различными мнениями.