Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интернет как проблема социальной онтологии Масленников Роман Михайлович

Интернет как проблема социальной онтологии
<
Интернет как проблема социальной онтологии Интернет как проблема социальной онтологии Интернет как проблема социальной онтологии Интернет как проблема социальной онтологии Интернет как проблема социальной онтологии Интернет как проблема социальной онтологии Интернет как проблема социальной онтологии Интернет как проблема социальной онтологии Интернет как проблема социальной онтологии Интернет как проблема социальной онтологии Интернет как проблема социальной онтологии Интернет как проблема социальной онтологии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Масленников Роман Михайлович. Интернет как проблема социальной онтологии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Масленников Роман Михайлович; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Тверь, 2010.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/218

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ КАК НОВЫЙ ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ И ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 27

1.1. Интернет как предмет социально-философской рефлексии 27

1.2. Идеи мировой универсальной коммуникационной системы и виртуального бытия в истории философии и науки 33

1.3. Интернет в перспективе социальной синергетики 56

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СЕТЕВОГО БЫТИЯ 66

2.1. Интернет-бытие децентрализованной системы 66

2.2. Бытие, пространство, время в Интернете 75

2.3. Движение и развитие в Интернет-коммуникации 104

2.4. Специфика основных философских категорий Интернет-бытия 110

2.5. Интернет и будущее человеческого сообщества 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 160

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сегодня Интернет – это не просто новая технология, позволяющая общаться вне обычных пространственных границ и временных ограничений. Это еще и новое информационное пространство, а для многих и вовсе – подлинная среда обитания. Можно утверждать, таким образом, что Интернет является не только техническим, но и социально новым явлением, то есть – средоточием новых форм бытия.

За более чем тридцатилетний срок существования Интернета как феномена не предпринималось попыток его целостного философского осмысления. Построение философских основ Интернета (Интернет-философии) в рамках данной работы будет первой попыткой построения системной концепции, философской «картины» такого социально-культурного феномена как Всемирная глобальная сеть Интернет. Если строить Интернет-философию по подобию классических философских учений, то такая концепция должна содержать систему как новых, так и известных, но переосмысленных онтологических, гносеологических, аксиологических категорий, понятий социальной философии, определить которые необходимо в этой работе.

Сущность Интернета, Интернет-реальность, Интернет-бытие, Интернет-объект, Интернет-субъект и другие новые понятия можно рассмотреть как категории особой области социальной философии – так называемой Интернет-философии. Под Интернет-философией мы будем понимать совокупность философских идей, понятий, представлений, интерпретаций, смыслов, порождённых в культуре Всемирной сетью как социальным феноменом.

Что может дать человеку философское осмысление Всемирной сети? Прежде всего, это позволит сформировать целостное и фундаментальное знание о ней и найти общие закономерности Интернет-бытия; развития, как самого объекта исследования, так и включенного в Интернет-бытие человека (субъекта).

Итак, речь идет о том, что есть взгляд на Интернет как на культурное явление, есть научные модели Интернета (математические, физические, технические и др.), а есть Интернет как понятие социальной философии. И всё это разные представления о Всемирной сети, разные смыслы этого понятия.

Осмысление Интернета в философских категориях позволит систематизировать знания о нем, построить и рассмотреть его модель в статике и динамике. Известно, что полноценное описание любого объекта, в том числе Интернета в рамках его собственного языка невозможно. Он более прост, чем разговорный язык. Поэтому фундаментальный, философский смысл данного социального феномена можно раскрыть лишь на языке мировоззренческого уровня.

Таким образом, по многим причинам Интернет заслуживает пристального научного и философского внимания к себе.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования Интернета проводились в различных направлениях частнонаучных точек зрения: технической, информационной, математической, физической, энергетической, социальной, психологической, экономической, военной, политической и т.п. Они стали подготовительной основой для общенаучных исследований. Раньше всего обобщающие работы появились в США – это публикации Постера М., Роуза М., Хейлс К., Китлера Ф., Самуэльсон П., Барлоу Д. П. Затем на Западе были опубликованы работы таких авторов как Вудбури М., Кастельс М., Маклюэн М., Мюнх Р., Слоуман А., Спирс Р. и Ли М., Тоффлер Э., Фуко М., Шенк М. и других.

Параллельно с ними появились исследования таких российских авторов как Абдеев Р.Ф., Басин М.А., Дацюк И.С., Капица С.П., Леонов А. М., Михайлов В.А., Михайловский В.Н., Никитаев В.В., Носов Н.А., Пронин М.А., Ракитов А.И., Рейзема Я.В., Соколов А.В., Таратута Е.Е., Трофимова Г. Н., Урсул А.Д., Федотова В.Г., Феоктистов Г.Г., Хайм М., Шилович И., Цвылев Р.И.

Наконец, в последние годы возник философский уровень исследований, проводящийся на уровне философии науки, философии техники, философской антропологии, социальной философии. В этих исследованиях Интернет рассматривают как часть современной научной картины мира, как важный элемент «общества, основанного на знании». Учёные изучают Сеть в контексте синергетики, виртуалистики, теории сложности, антропного принципа и в целом постнеклассической науки, развившейся в последние 40 лет. Исследователями Интернета являются такие учёные и философы как академик РАН Степин В.С., Чернавский Д.С., Алексеева И.Ю., Аршинов В.И, Астафьева О.Н., Войцехович В.Э., Грязнова Е.В., Гухман В.Б., Катречко С.Л., Кутырёв В.А., Нехамкин А.А., Никитаев В.В., Лепский В.Е., Малышко А.А., Павлова Е.Д., Розин В.М. Эти авторы ставят целое собрание вопросов о связи Интернета и сознания: об изменении природы человека, о возможности «вечности» для виртуального человека, о возможных и параллельных мирах, о «расслоении» сознания, о сетевом сознании как «пост-сознании» и т.п. Сформулированы первые онтологические и гносеологические вопросы о Сети: о специфике движения, пространства и времени в среде WWW, о теле и душе виртуального человека, об истине и лжи, о субъектах и псевдо-субъектах и т.п. Возникла даже линия поисков исторических предшественников Интернета в Древнем мире – в Египте и Греции.

Все эти исследования – от общенаучных до философских – затрагивают многие вопросы, касающиеся оснований и даже «метафизики» Интернета, однако среди них отсутствуют работы, которые могли бы дать целостное представление о Сети как проблеме социальной онтологии.

Объектом исследования является глобальная информационная сеть Интернет как социально-культурный феномен.

Предмет исследования – Интернет как проблема социальной онтологии.

Цель исследования – постановка проблемы Интернет-бытия как важного понятия современной социальной онтологии, предложение путей решения проблемы и дальнейшего её осмысления.

Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были определены следующие основные задачи:

  1. Определение Интернета как предмета социально-философской рефлексии.

  2. Выявление идеи универсальной коммуникативной системы и виртуального бытия в истории мировой философской и научной мысли.

  3. Проведение синергетического анализа Интернета как феномена социального бытия.

  4. Раскрытие смысла Интернет-бытия (что значит «быть» в Сети).

  5. Анализ специфики пространства и времени в Интернет-бытии.

  6. Исследование особенностей движения и развития в Интернете.

  7. Определение специфики основных философских категорий в Интернет-бытии.

  8. Установление тенденций дальнейшего развития общества в связи с растущим влиянием Интернета как феномена социального бытия.

Гипотеза исследования заключается в том, что Интернет является важнейшим феноменом, который активно влияет на мировоззренческие и социально-философские концепции, господствующие в современном обществе, способствует развитию новых видов коммуникации, мышления, свободы и творчества, ведёт к образованию цивилизации нового типа, основанной на коммуникативно-синергетической парадигме.

Интернет является важнейшим социально-антропологическим феноменом современности, который задает вектор и стиль мышления человеку, его действиям, многим сферам деятельности, обществу и человечеству в целом.

Особенно сильно Интернет влияет на мышление, на действия человека и, наконец, на многие продукты его деятельности. Это видно в сфере массовых коммуникаций: «Интернет-телевидение», «блогосфера», «интерактивное СМИ». Научным сообществом признано, что масс-медиа, во-первых, стали, по сути, средствами персональной коммуникации - «от человека (технологизированного) к человеку (технологизированному же)», а во-вторых, СМИ создали обратную связь со своим абонентом (возникло интерактивное общение - с телезрителем, радиослушателем и т.п.).

В работе предлагаются начала философского учения об Интернете как социально-культурном явлении, в том числе учения о философских основаниях теории Интернета. Мы постараемся приблизиться к тому, чтобы наметить фундамент Интернет-философии. Если такое учение в дальнейшем будет разработано и признано, то из него можно будет выводить различные частные научные теории, касающиеся Интернета (в социальных, психологических, а также новых технических и прочих аспектах).

Методологическую и теоретическую основы диссертации составляют:

научные работы в области истории философии и онтологии таких авторов как В. В. Миронов, А.В. Иванов, А. Н. Чанышев, П. А. Сорокин, А. Л. Доброхотов;

научные работы в области информационной теории, информатизации и виртуалистики в которых представлены основные положения глобально-информационного, виртуального подхода к человеческому обществу, в которых были рассмотрены идеи психологических виртуальных реальностей, теории виртуальной реальности, Интернета как виртуальной реальности. Этим вопросам посвящены работы Е. В. Грязновой, Н. А. Носова, С. А. Дацюка; С. А. Борчикова; В. М. Розина; Е. Д. Павловой, А. Д. Урсула, а также зарубежных авторов - М. Постера, М. Кастельса, Т. Лири и др.;

междисциплинарные научные работы по теории синергетики, сформулировавшие ее основные принципы (такие как самоорганизация, неравновесность, нелинейность, эволюционность) и понятия (флуктуация, параметр порядка, аттрактор, бифуркация и др.). Основополагающими работами в этой области являются труды Г. Хакена, И. Пригожина, И. Стенгерс, Дж. Николиса;

междисциплинарные научные работы в области постиндустриального общества таких авторов как Я. И. Свирский, Й. Риддерстрале, К. Нордстрем.

Методы исследования диссертационного исследования включают в себя исторический, сравнительный, диалектический методы; принципы системно-синергетического подхода, коммуникативно-сетевой парадигмы; общелогические методы - анализ и синтез, дедукция и индукция, моделирование, обобщение, интерпретация и т.п.; результаты изучения философской, социологической литературы по исследуемой проблеме; анализ исследовательских работ по теме Интернета, а также мониторинг российского пространства Интернета «он-лайн» («на связи», т.е. в режиме реального времени).

Научная новизна исследования:

1. Проанализированы прообразы Интернета в истории философской мысли, включая русскую философию и идеи художественной литературы. Осмыслены причины возникновения Интернета в мире и России, намечены перспективы развития российского Интернета (Рунета).

2. Введено и обосновано понятие Интернет-философии как философской концепции, раскрывающей сущность Интернета как социального феномена, вносящего принципиально новое содержание в культуру. Концепция основана на известных фундаментальных категориях (бытие и небытие; субстанция; вещь-свойство-отношение и других) и вводит новые гипотетические понятия (например, «необытие» как критерий Интернет-небытия и другие). В связи с философскими категориями показана роль человека в Сети.

3. Раскрыта специфика пространства и времени Сети. Интернет-пространство – форма существования информации (главной «субстанции» Сети), мера близости событий, объектов, субъектов Интернет-бытия. Интернет-время – форма существования информации, характеризующая последовательность событий в Интернет-бытии. Пространство и время Сети обладают специфическими свойствами, отличающими их как от пространства в философском смысле, например, в диалектическом материализме, так и от научного (физического) пространства: релятивностью, многомерностью, дискретностью и другими свойствами.

4. Установлены уровни актуального и потенциального бытия в Интернете, показаны критерии определения этих уровней и условия существования объекта как на том, так и на другом уровне.

5. Выделены и построены модели бытия в Интернете как неодушевленных предметов (вещей) и абстракций, так и одушевлённых, в том числе модель бытия человека.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Корни, предтечи и прообразы Интернета можно найти в истории философии. В частности, ряд идей, учений, способствовавших развитию информатики и последующему возникновению Интернета, имеется в западной философии (Пифагор, Платон, Аристотель; Р.Декарт, Г.В.Лейбниц и другие), у русских космистов (Николай Федоров, Константин Циолковский, Владимир Вернадский и др.).

2. Интернет эволюционирует, развиваясь от обычной человеко-машинной системы через искусственный интеллект к саморазвивающейся – рефлексивной, коммуникативно-сетевой системе, так сказать, «планетарному мозгу». В философском смысле это можно представить как восхождение от физического уровня движения материи к интеллектуально-психическому и далее ноосферному.

3. Интернет-бытие – это самостоятельный вид социально-информационного бытия наряду с физическим и духовным бытием. В то же время в Интернет-бытии есть свои уровни и подуровни, сходные с известными нам уровнями психического бытия. Конечно, «самостоятельный вид» - это метафора, т.к. с одной стороны, Интернет-бытие – часть виртуального бытия человека (с позиций виртуалистики), а с другой стороны, Интернет-бытие – разновидность информационного бытия (с позиций теории информации). Тем не менее, можно выделить различные подуровни бытия в Интернете. В частности, Интернет-бытие может быть непосредственным (в виде сайта того или иного объекта), и опосредованным в двух смыслах – 1) в виде упоминания того или иного объекта, что напоминает представление Платона об идеях и вещах (упоминания в Интернете) и их воплощениях в реальном мире (Интернет-сайты), 2) в смысле концепции Канта о феноменах и ноуменах.

4. Информационные объекты Интернета «живут» в особых формах существования - сетевых пространстве и времени. Интернет-пространство – форма существования информации, мера близости событий, объектов, субъектов Интернет-бытия. Интернет-время – форма существования информации, характеризующая последовательность событий в Интернет-бытии. Пространство и время Сети обладают специфическими свойствами: релятивностью, многомерностью, дискретностью и другими.

5. Основания («субстанции») Интернета – физический базис (природные силы – энергия электромагнитного поля, а также всевозможная техника, обеспечивающая Интернет-соединение), абстракции и отношения (умозрительные понятия и выражающие их символы – буквы, цифры и др., образующие программы, программные коды и т.п.) и основания, связанные с человеком (потребности известной Пирамиды Маслоу – от безопасности до самовыражения). Первопричиной Интернета является человек со своими потребностями в познании, в более совершенной коммуникации и творчестве.

6. В структуре Интернета существенную роль играет триединство Сервер-Сайт-Пользователь. Функции этой тройки, метафорически выражаясь, напоминают триединство человека: «тело-душа-дух», используемое в западных религиях и религиозной (в частности, христианской) философии. В Сети человек выполняет роль, метафорически выражаясь, – «духа» Интернета, без которого нет этой системы вообще. Отсюда нравственные требования к человеку, присутствующему в Интернете. Функции сайта и сервера подобны, так сказать, роли души и тела в упомянутом триединстве. Трем компонентам Интернета – Серверу, Сайту (доменное имя, графический дизайн, специальный программный код) и Пользователю - соответствуют три вида конкретных «субстанций», на которых основано функционирование трех главных составляющих Интернета. Это - электромагнитное поле и физические объекты (поле как физическая «субстанция»), знание (информационно-знаниевая «субстанция») и человек (антропная «субстанция»). Наиболее активной, важной и решающей субстанцией следует считать человека (создателя Сети и пользователя).

7. Постоянное движение и изменения в Интернете происходят постоянно; это проявляется во всех его информационных «слоях» – от искусственно организуемых до самоорганизующихся. Показана эвристическая роль базисных понятий синергетики для понимания процессов в Интернет-бытии.

С ростом самостоятельной способности к развитию падают возможности контролируемости и физической уязвимости. И, наоборот, с падением способности к развитию и способности к самостоятельному изменению увеличивается контролируемость и физическая уязвимость.

8. В Интернете в явном виде присутствуют два варианта свободы для человека: 1) свобода как возможность выбора и 2) свобода как стремление к реализации своих потенций (без свободы творчества, свободы самореализации, свободы развития Интернет есть не более чем «база знаний»). Интернет – один из уникальных видов бытия, где можно почувствовать и смоделировать процесс свободы выбора в контексте реальной жизни.

9. Интернет изменяет технологическое и социальное бытие человека; это хорошо прослеживается на примере коммуникативных процессов в обществе (например, в журналистике, экономике, бизнесе, политике, науке).

Структура работы. Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списков использованной литературы и Интернет-источников. Общий объем рукописи составляет 173 страницы.

Интернет как предмет социально-философской рефлексии

За время работы в Интернете у пользователей складываются различные мнение об этом феномене. Для кого-то Интернет является средством коммуникации, для кого-то источником знаний, бизнесом и т.д. Соответственно пользователи дают различные характеристики, раскрывающее то или иное свойство Сети. Например: «классная вещь», «помойка», «незаменимое средство общения», «океан», «хаос». Однако есть и «официальное определение», сформулированное 24 октября 1995 года Федеральным сетевым советом (FNC), обозначающее Интернет как глобальную информационная систему. Среди технических свойств нам будет интересно следующее ее свойство: «Интернет обеспечивает, использует или делает доступной, на общественной или частной основе, высокоуровневые сервисы, надстроенные над описанной здесь коммуникационной и иной связанной с ней инфраструктурой».

Вот как определяется Интернет в рамках проекта «ВикипедиЯ»10: порталом-справочником: «Интернет (пишется с прописной (заглавной) буквы, читается [интэрнэт], от англ. Internet) — всемирная система объединённых компьютерных сетей; образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть. В обиходе иногда говорят Инет». Если слово Интернет употребляется в обиходе, то имеется в виду Всемирная паутина и доступная через неё информация, а не сама физическая сеть. Свои определения предлагают «офф-лайновые»11 словари, в частности, энциклопедия «История философии» (Мн.: Интерпрессервис; 2002):

«Интернет - феномен культуры, конституировавшийся в последней трети 20 в. на технологической основе общемировой системы компьютерных сетей и в определенном смысле представляющий собой модельную объективацию содержания и функционирования ноосферы. Интернет являет собой своего рода вариант гипермедиа, синтетически объединяющий как содержательно артикулированные феномены мультимедиа (вербальный текст, видеотекст, звуковой текст и т.п.), так и функционально артикулированный феномен гипертекста, т.е. разветвленную систему связей (ссылок) между текстами и документами мультимедиа».

В течение первых 30 лет существования Интернет его возможности (электронная почта, файловые серверы, службы информационного поиска и т.п.) были использованы в административной, военной и научной средах. Возникновение в 1993-1994 такой подсистемы Интернета, как WWW (от англ. World Wide Web - "всемирная паутина", автор концепции - Т.Бернерс-Ли, 1990), т.е. всемирно распределенной базы гипертекстовых документов, обеспечивающей максимальную доступность для пользователя мультимедийной информации, сделало Интернет одним из наиболее значимых социокультурных, феноменов конца 20 века . Интернет может быть охарактеризован как социокультурный феномен, определяющий лицо как цивилизации, так и культуры конца 20 - начала 21 в.

Интересный этимологический анализ понятия Интернет провели М.А.Басин и И.И.Шилович . Термин Internet переводится как «Международная сеть». Если мы посмотрим на близкие однокоренные слова «Inter» и «Net», а также на слова, ассоциативно связанные с ними, изучим их переводы, то обнаружим интересные связи. Основатель даосизма Лао-Цзы рекомендовал следующий прием познания сути вещей: «При установке порядка появились имена. Поскольку возникли имена, нужно знать предел их употребления. Знание предела позволяет избавиться от опасностей. Зная все имена, мы избавимся от такой опасности1 ». В результате такого подхода с использованием словаря мы оставили несколько слов, которые, по нашему мнению, позволят нам обогатить составленный образ. Аллегоричные переводы некоторых производных от слова Inter (всего их более 30) таковы: «взаимодействие, взаимосвязь» (interplay), «хоронить» (inter), «запрещать, воспрещать» (interdict), «внутренний; душевный, сокровенный» (internal), «вопрос, допрос, опросный лист» (interrogatory), «встреча, беседа, разговор (с глазу на глаз); интервью» (interview) и другие. Переводы слова Net (Сеть), столь же разноплановы: сеть, сети, тенета, западня; ловить сетями, расставлять сети (переносить); попасть в сетку (о мяче); плести сети; чистый доход, нетто (о весе, доходе).

Трактовки переводов можно объединить в группы позитивно (включать, прорастание, встреча и т.п.) и негативно (хоронить, воспрещать, допрос, помеха, препятствие и т.п.) окрашенных слов. Помимо крайностей в слове «Интернет» можно увидеть и переходные процессы (пересекать, промежуточный, межзвездный, междуцарствие и т.п.), а также то, что является близким лично для каждого конкретного человека (беседа, разговор с глазу на глаз, истолкование, внутренний, собеседник и т.п.). Все это рисует нам определенный смысловой ассоциативный ряд явления под названием Интернет: «противоречивый», «переходный», «близкий».

Но вернемся к определениям Интернета. Вот что говорит И.И.Шилович: «Существуют десятки, а то и сотни определений Internet. Это понятие настолько глобально, что право на существование имеют практически любые формулировки... Трехуровневое определение Internet -это Сеть сетей, Сеть информационных ресурсов, а также людей, которые эти ресурсы создают и используют. К этому мнению я могу добавить, что Internet - необозримый полигон для испытаний результатов нашего творчества, а также мощнейший аттрактор и аккумулятор такого творчества». Получается, что Интернет — это не только «собрание» технологий, но и собрание сообществ.

Интернет-бытие децентрализованной системы

Категория бытия является главной категорией онтологии. Первым на данную категорию обратил внимание древнегреческий философ Парменид. Выдвинув тезис «Бытие есть, небытия - нет», он поставил глубочайшую философскую проблему на тысячелетия вперед 5. Далее мы сделаем выводы относительно применимости тезиса Парменида к Интернет-бытию. Но прежде необходимо дать определение под Интернет-бытия.

Интернет-бытие — это одна из разновидностей всеобщего бытия, частный случай бытия виртуального (потенциального, неактуализованного), т.е. виртуально-информационная реальность, проявляющаяся в Сети в виде любых информационных систем (текстов, картинок, всевозможных файлов и т.п.). Одним словом, Интернет-бытие — это все, что только может находиться в Интернете как информация.

В данной главе мы раскроем, аспекты этого определения более подробно.

Онтологическое обоснование Интернета. Наряду с Парменидом категорией бытия занимались как греческие философы следующих поколений (Платон, Аристотель, Плотин), так и значительно более поздние (Г.В.Лейбниц, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель), а также русские философы, в особенности, представители «космизма» (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, В.И.Вернадский). С точки зрения данной работы имеют смысл те определения бытия, которые имеют отношение к виртуальной реальности. Таковы определения Платона, Аристотеля,

Лейбница, Канта, Гегеля. Они будут приведены ниже. Именно на их основе и появилось самостоятельное определение виртуальной реальности, а также виртуально-информационной реальности, виртуального субъекта и другие. В частности, виртуальная реальность - это новая, но не единственная форма идеального, и она сама включена в поле совокупного идеального (Платон). Из определения вытекают и парадоксальные онтологические свойства виртуальной реальности: она имеет потенциальный и актуальный статус; находится вне сознания человека, но актуализируется через него и т.д. Виртуальная реальность - это также способ, каким взаимопроникают друг в друга самые различные виды реальности. Характер той или иной виртуальной реальности вообще предопределен тем субстратом, который выступает в качестве носителя этой реальности (Кант).

Прямым носителем ВИР выступает число (Пифагор). Пифагорейцы выводили реальность из числовой гармонии: с помощью нуля и единицы появляется возможность соединять самые различные реальности. Для Гегеля виртуальное есть форма существования реального в идеальном, но в «свёрнутом» состоянии. Он писал: «...Идеальность есть отрицание реального, но притом такое, что последнее в то же время сохраняется, виртуально содержится в этой идеальности, хотя и не существует больше»56. Проясним отношения между такими онтологическими категориями и понятиями как бытие, небытие, реальность, виды реальности (видимая, физическая, информационная, виртуальная, виртуально-информационная, идеальная), потенциальное, актуальное, мир и т.п.

Бытие - это всё, что существует. Небытие - всё, что не существует (иные смыслы, связанные с потенциальным, с виртуальным, рассматриваются ниже). Бытие можно разделить на реальное (реальность) и идеальное (идеальность). Хотя иногда реальность отождествляют с бытием, мы будем считать реальность той частью бытия, которая так или иначе связана с внешней, телесной частью человека. Тогда о реальности мы судим по чувственной информации, поступающей от органов чувств. Самой малой частью реальности является видимая, её объемлет физическая, последнюю объемлет информационная (и виртуально-информационная), ещё шире -виртуальная. С другой стороны, бытие можно разделить на потенциальное и актуальное. Потенциальное — всё, что существует в возможности, даже если немыслимо и неназываемо человеком (при этом допустимо, что потенциальное «мыслимо» или «охватываемо» каким-то другим «существом» — Логосом, Абсолютной Идеей, Богом). Виртуальную реальность будем считать частью потенциального бытия. Актуальное - то потенциальное, что мыслимо и названо человеком, реализовано, т.е. «вытащено» из тёмного океана потенциального, предполагаемого, но ещё неназванного, неизвестного, а будучи очеловеченным, «перемещённым» из потенциального, уже перестало быть таковым. Под миром мы будем понимать видимое бытие. Это просто та или иная система, в которую погружен субъект, а что именно - ясно из контекста.

Говоря о логике рассуждения, поясним, что здесь мы пользуемся уже не формальной, а диалектической логикой, «текучей» логикой переходных процессов, логикой движения и развития. Об этом писал ещё Гегель. Сторонники мышления на основе формальной логики отвергают диалектическую. На поле сражений за десятилетия по этой проблеме между логиками и диалектиками сломаны уже «горы оружия», однако, на наш взгляд, здесь правы обе стороны - каждая по своему. Есть разные виды логик. Дело в том, что формальная логика, созданная Аристотелем, напоминает, метафорически выражаясь, «каменное» мышление - мышление в рамках «да» и «нет», истина и ложь и т.п. Это локальное мышление. Диалектическая же логика глобальна, точнее универсальна. Она лишь в своих редких крайностях может переходить в «застывшую» - формальную. Образно выражаясь, диалектическая логика скорее напоминает «жидкостное» мышление, текучее, постепенно переходящее от понятия «истины» к понятию «ложь» или наоборот. О подобном понимании логики писал ещё Гегель. В 20-м веке — В.В.Налимов, В.Э.Войцехович и др. Модернизируя Аристотеля, можно сказать, что он ввёл уровни бытия, или классификацию вещей по степени «оформленности» (в учении о материи и форме ): материя, камень, растение, животное, человек, Бог. Здесь работает и категория движения — самая фундаментальная в учении о категориях у великого грека. Метафорически выражаясь, растение - движущийся (растущий) камень. Животное — движущееся (бегающее) растение. Человек — движущееся животное (т.е. разумное существо, существо с движущимися, «самоперестраиваемыми» инстинктами, рефлективное существо, осознающее - «двигающее» собственные программы и перестраивающее их, трансформирующее само себя). Бог - «движущийся» человек, т.е. форма форм - «Разум бытия», или «движущийся разум, или разум, творящий творение». Подобное рассуждение, конечно, тривиально для гениального Аристотеля. Возможно, он и записал нечто подобное в своих потерянных произведениях. Потомки же, не разобравшись в глубинном смысле идей гения, как обычно возводят великого мыслителя на пьедестал, омертвляют живого человека до статуи, а его идеи, застывая, превращаются в догмы

Специфика основных философских категорий Интернет-бытия

Важную роль в онтологии играет категориальная тройка «вещь, свойство, отношение», введённые Аристотелем. Сайты как вещи в Интернете полностью познаваемы в философском (гносеологическом) смысле этого слова. Сайт весь — «на виду». Выделенность вещи в бытии связана с тем, что она отличается собственными качественными и количественными характеристиками. Необходимо помнить, что лишь качество является той

характеристикой, устраняя которую (её самость - по Гегелю), вещь перестает существовать, переходя из бытия в небытие. Такое свойство как количество может до известной степени изменяться, но вещь при этом сохраняет свою самость - качество и сущность.

Основным элементом Интернета является сайт. Что можно назвать качеством этой вещи? По Гегелю качество - интегральный признак предметов, позволяющий различать их между собой, как что и иное. Уже при произнесении слова слышится как-что-есть, или естество (также от есмь — самость). Данное что-то как одно. В то же время есть более внешнее для-себя-бытие, подразумевающее одно в отношении с иным, с другим, третьим, с многим. Это уже отношения вещи с другими вещами, или свойства вещи. Отсюда у Гегеля есть два различных определения качества:

1) качество вещи - это его «самость», то, без чего вещи нет,

2) совокупность свойств вещи .

В Интернете качество вещи (сайта) как самость - это его имя. Оно неповторимо и единственно в Интернет-бытии. Если сайт потеряет имя, имеется в виду доменное имя, то он потеряет качество в первом смысле. Сайт без имени найти в Интернете в принципе нельзя.

Качество во втором смысле (как совокупность свойств) проявляется в отношениях к его создателю, другим людям, другим сайтам, к его содержанию и форме и т.п. В частности, сюда входит оригинальный дизайн сайта- цвет, расположение компонентов, навигация ...

Все вещи в мире находятся в постоянном взаимодействии. Взаимодействие проявляется в их свойствах и отношениях, и взаимодействие определяет свойства объектов.

Что такое связь в системе вещей? Связь — это взаимообусловленность существования явлений, разделенных пространственными или временными

характеристиками . В системе Интернета отсутствуют физические пространство и время, но существуют сетевые пространство и время, скорее напоминающие свойства графа (математического объекта). Связи могут быть внутренними и внешними. И те, и другие обеспечиваются в Интернете посредством гиперссылок - слов, словосочетаний, символов, картинок и прочих элементов сайта, содержащих в себе потенциальную возможность — путь, закодированный специальным образом.

Что такое сайт в онтологическом и гносеологическом отношениях? Хотя термин «сайт» в переводе с английского означает «место» - место в сетевом пространстве (пространстве как форме существования субстанции сетевого бытия), онтологически сайт - это вещь. Причём вещь наиболее устойчивая. Остальные объекты привязаны к ней и являются либо её элементами, либо её вариациями, либо надсистемами, куда сайты входят как элементы.

С гносеологической точки зрения сайт - объект познания для субъекта. Последний может быть и человеком (пользователем Интернета), системой внешней по отношению к Сети, и псевдо-субъектом (виртуальным субъектом) — некоей искусственной системой в Интернет-бытии, внутренней системой, которая человеком не является, но создана им для выполнения каких-то функций и достижения определённых целей. Например, хакеры запускают в Сеть вирусы (псевдо-субъекты), которые проникают в некоторые из работающих в данный момент компьютеров, создают в них виртуальные «компьютеры» и рассылают из них сообщения от имени X -хозяина компьютера (причём хозяин об этом не знает).

У внешнего пользователя, получающего бессмысленное сообщение с адреса X, может возникнуть ошибочное представление о том, что это сделал человек X. Однако, возможно, это сделали: 1) виртуальный субъект с виртуального «компьютера», находящегося внутри физического компьютера X, 2) в конечном же счёте, потенциально - другой человек - хакер Y (найти которого очень трудно).

Понятие псевдо-субъекта введено в монографии Е.В. Грязновой «Виртуально-информационная реальность в системе «Человек-Универсум»». Н.Новгород, 2006.

Часть и целое в Интернете

Диалектика части и целого присутствует в философии на уровне рефлексивно-логических умозаключений, гораздо более общих, чем конкретно-эмпирическое знание. Тем не менее диалектика части и целого действует и в Интернет-бытии.

Уточним понятия частей и целого в системе применительно к Интернету. Понятие системы в первом приближении понимается как множество взаимосвязанных элементов. Соответственно, элемент — неразложимая далее относительно простая единица сложных предметов и явлений . Например, в качестве элемента в Интернете можно взять вебстраницу. Ей присущи имя, чертеж в виде html и дизайн в виде набора графических элементов, а также место на том или ином жестком диске -хостинг. Веб-страница может быть элементом сайта, и тогда сайт можно назвать подсистемой. Подсистемы, таким образом, объединяют в себе разные части (и элементы) системы. Системой в данном случае может называться, тематический каталог сайтов, а чуть более высшей по степени организации может быть каталог каталогов или универсальный каталог. Универсальный каталог иерархичен. Но Интернет неиерархичен, это сетевая фрактальная система. Категории «элементы-структура-система» в Интернете Понятия элемента и системы уточняют традиционные философские понятия части и целого. Элементы и систему связывает структура, которая придает системе целостность и устойчивость. В системе может действовать много структур, особенно если система является сложной. В Интернете также можно выделить несколько структур, в частности, структуру порядка, сетевую структуру и даже локальные иерархические подструктуры. Структура порядка означает ясную, чёткую, устойчивую организацию элементов. Интернет — это одна из самых устойчивых и упорядоченных искусственных систем, которая создавалась как способ избежать угрозу прямого физического воздействия. Хотя сейчас и выявили «слабые места» -так называемые «точки разрыва», Интернет благодаря простой и очень разветвленной коммуникационной (телефонной) сети очень устойчив и доступен.

Вторая составляющая силы Интернета - сетевая, неиерархическая организация, т.е. отсутствие иерархической подчиненности между элементами системы - сайтами. В сети все элементы равны и ведут постоянный обмен информацией - диалог, точнее «полилог».

Третья составляющая сильной организации Интернета - это локальные иерархии, в частности, жесткая иерархия доменных имен. Возможно, это есть, формула наиболее жизнеспособной организации: 1) отсутствие жесткой иерархической подчиненности между физическими элементами системами — сайтами, т.е. сетевая организация; 2) жесткая иерархическая подчиненность «символических понятий» - доменные имена; 3) многократное дублирование связей, многовариантность каналов связи и сообщения (телефонная связь и радиосвязь) и, конечно, человек как ядро (дух) системы.

Похожие диссертации на Интернет как проблема социальной онтологии