Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект Коршунова Светлана Анатольевна

Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект
<
Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Коршунова Светлана Анатольевна. Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Воронеж, 2000.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/357-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ГУМАНИЗМА И МЕСТО ХРИСТИАНСКОГО ГУМАНИЗМА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 11

1. Истоки западноевропейского гуманизма: зарождение и развитие гуманистического мировоззрения в античности 13

2. Основные черты христианского гуманизма и этапы его формирования в средние века 22

3. Гуманизм как идейное движение в эпоху Возрождения 34

4. Развитие гуманистического мировоззрения в философии Нового

времени 52

5. Концепции секулярного гуманизма и гуманистического христианства в

философии XX века 79

Глава 2. ПОТЕНЦИАЛ ХРИСТИАНСКОГО ГУМАНИЗМА: ПРОТИВОРЕЧИВОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СВОБОДЫ ВОЛИ И БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ В РАЗЛИЧНЫХ ТЕЧЕНИЯХ ХРИСТИАНСКОЙ ТЕОЛОГИИ 106

1. Постановка проблемы свободы воли в античной философии 106

2. Антитезы христианского гуманизма: Пелагий и Августин 113

3. Концепция этического интеллектуализма Фомы Аквинского 122

4. Противоречия христианского гуманизма в эпоху Реформации:

Э.Роттердамский и М.Лютер, Ж.Кальвин и М.Сервет 127

5. Борьба концепций о взаимодействии свободы воли и божественной

благодати в Новое время 150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ; 159

БИБЛИОГРАФИЯ 163

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Долгое время существование религии в нашем обществе считалось неким отклонением от нормы, наличие миллионов верующих игнорировалось, словно церковь вообще не существовала в нашей стране.

В ходе процесса формирования демократического общества к нам пришло осознание того, что религия и церковь еще долго будут сопутствовать нам в жизни, и отношение к ним надо менять. В связи с обращением к прежним духовным ценностям, с возрастанием интереса к духовности, к религиозной вере, произошло переосмысление значения религии для всего общества, в частности, той ее консолидирующей роли, которую она может сыграть в духовном возрождении нации на основах нравственности и гуманизма.

В настоящее время проблема «религия-гуманизм» привлекает к себе все большее внимание. Прежде всего, она находится в поле зрения современных религиозных лидеров и богословов. Защитники религии в наши дни все чаще выдвигают на первый план этический аспект христианского вероучения, подчеркивая его гуманистическую роль.

Действительно, в религии заложены глубокие гуманистические потенции, которые выражают не только ее идею, но и реализуются в религиозных направлениях и конфессиях. Вместе с тем в религиозных системах, в их функционировании наблюдается и дегуманизирующая тенденция. Поэтому возникает необходимость объективного научного подхода к оценке возможностей и границ христианского гуманизма.

Степень разработанности проблемы. Рассматривая степень разработанности данной проблемы, необходимо выделить ряд ее аспектов:

Гуманистическая проблематика получила достаточно широкое отражение в работах зарубежных философов и социологов, таких как Ж.-П.Сартр, КЛсперс, К.Юнг, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, А.Швейцер, Х.Ортега -и - Гассет, Д.Хаксли, П.Тейяр де Шарден, А.Печчеи, Э.Трельч и др.

В отечественной социологии и философии некоторые аспекты этой проблемы были затронуты в работах В.И.Гараджи, П.С.Гуревича В.И. Добренькова, М.И.Комарова, Н.Д.Короткова, М.И.Петросяна, А.А.Радугина, З.П.Трофимовой, И.Н.Яблокова и др.

Проблема свободы воли нашла свое отражение в работах классиков социологической и философской мысли, особое значение этот вопрос получил в философских учениях Спинозы, Лейбница, Канта, Шеллинга, Фихте, Шопенгауэра, Ницше.

В отечественной философии эта проблема стала предметом анализа в работах Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, Л.И.Шестова, В.В.Розанова, Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка и др.

На современном этапе развития философской мысли проблема свободы воли рассматривается в работах Ю.Х.Коновалова, Н.А.Мещеряковой, К.А.Новикова, В.Н.Первушиной, В.В.Соколова и др.

Вместе с тем вопрос об исторической роли христианского гуманизма, его внутренних возможностях и противоречиях не получил специального освещения в отечественной литературе. Источниковой базой для рассмотрения этой проблемы послужили для автора работы зарубежных философов и социологов: А.Бергсона, О.Шпенглера, Э.Фромма, КЛсперса, А.Тойнби, Г.Марселя, Д.Хаксли, Ж.Маритена, Р.Гароди и др.

Цели и задачи исследования. В диссертации автор ставит своей целью раскрыть идейно-теоретические основы христианского гуманизма, определить его историческое место в западноевропейской культуре, выявить гуманистический потенциал различных философско-теологических

5 концепций. Постановка и достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: рассмотрения процесса становления и развития гуманистического мировоззрения в западноевропейской философии и определения исторического места в этом процессе христианского гуманизма; выявления содержательных характеристик христианского гуманизма; обоснования важнейшего значения философских концепций решения проблемы свободы человека для определения гуманистических потенций христианского мировоззрения; исследования эволюции взглядов на проблему взаимоотношения свободы воли и божественной благодати в христианской теологии; раскрытия гуманистического потенциала тех или иных философско-теологических концепций; определения современных тенденций в политике христианской церкви по отношению к гуманизму.

Научная новизна работы. западноевропейский историко-философский процесс проанализирован под углом зрения развития гуманистического мировоззрения. Выявлены особенности гуманистического мировоззрения в каждую культурно-историческую эпоху; впервые в нашей литературе предпринята попытка целостного рассмотрения идейно-теоретических основ христианского гуманизма; определено место христианского гуманизма в системе философских гуманистических идей; раскрыты возможности решения проблемы свободы человека в христианской теологии и обнаружения внутренних противоречий христианского гуманизма; исследованы основные подходы христианских мыслителей к решению проблемы взаимоотношения свободы воли и божественной благодати; дан содержательный анализ философских концепций, утверждающих новый гуманистический тип религии.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются принципы историзма и объективности в подходе к исследованию явлений общественной жизни. Принцип историзма предполагает изучение мировоззренческих систем в процессе их возникновения, становления и развития, а также учет взаимодействия в этом процессе как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоятельств. Принцип объективности требует рассматривать общественные явления во всем богатстве связей и опосредовании с присущими ему внутренним противоречием и тенденциями развития.

Многоаспектность темы исследования диктует необходимость использования междисциплинарного подхода, затрагивающего ряд отраслей знания: историю философии, религиоведение, социальную философию и социологию.

Положения, выносимые на защиту:

В христианском мировоззрении заложено богатое гуманистическое содержание. Гуманизм вытекает из самой сущности христианского вероучения. В христианском вероучении заложена идея трансцендентности как атрибута Бога и в то же время фундаментального качества человека. Идея трансцендентности как атрибута Бога позволяет избежать релятивистских интерпретаций человеческих установлений: моральных норм, ценностных установок, общественных отношений и т.д. Она требует признать, что все эти установления имеют надобщественно, надчеловеческую природу, «укоренены», базируются на чем-то непреходящем,

7 абсолютном, вечном и^значит^ требуют к себе самого серьезного отношения.

Христианство придает человеку особый, высший статус по отношению ко всему окружающему миру. Этот статус связан с характеристикой человека как «образа и подобия Бога». Человек в христианском мировоззрении обладает независимостью от природных и общественных сил и в то же время возможностью воздействия на них и преобразования} Как сотрудник Бога, сотворен, причастный к изменению окружающего его мира. В этом плане христианское мировоззрение создает предпосылки для реализации человеческой активности, стимулирует его творчески-преобразовательную деятельность.

Христианство впервые в истории вьщвинуло идею об особом достоинстве человеческой личности. Оно стало единственной религией, где божество не поглощает человека. Человек соединяется с Богом, не растворяясь в нем, а восстанавливает целостность своего существования, достигая тем самым нравственного совершенства.

В христианском мировоззрении нашла свое наиболее полное обоснование определяющая роль духовности личности. В связи с этим христианское мировоззрение стимулирует всестороннее развитие духовных потенций человека, ориентирует его на наиболее полную самореализацию как личности.

Выдвигая на первый план ценности духовного порядка, христианство сформулировало основные принципы гуманистической нравственности: человеколюбия, милосердия, равенства и братства. Выдвижение этих нравственных требований христианством в период его формирования стало своеобразной гуманитарной революцией в области духовной жизни.

8 Христианский гуманизм - это динамическое мировоззрение, которое под влиянием конкретно-исторической практики постоянно эволюционирует, принимает различные исторические формы. По мере секуляризации общественной жизни, освобождения ее различных сфер от влияния религии и церкви формируется секулярное мировоззрение и базирующиеся на нем различные формы светского секулярного гуманизма. Однако между христианским гуманизмом и светским секулярным гуманизмом в европейской культуре существовало и существует тесное взаимодействие. Идеологи светского секулярного гуманизма в своих гуманистических исканиях отталкиваются от идей христианского гуманизма. Между христианским и светским гуманизмом существуют отношения не только противоборства, но взаимоотношения, сотрудничества.

Христианский гуманизм сыграл определяющую роль в становлении европейского гуманизма, оказал огромное влияние на формирование основных моральных норм и ценностных установок европейского общества, способствовал развитию человечества на основе добра и гуманизма.

Вместе с тем христианское мировоззрение содержит внутренние противоречия. В христианском мировоззрении наряду с идеями, возвеличивающими человека и дающими ему стимул для самореализации, существуют и идеи> принижающие человека, превращающие его в пассивное существо. Иначе говоря, христианское мировоззрение содержит также дегуманизирующую тенденцию. Именно осмысление этой тенденции, связанное с негативными воздействиями религии и церкви на человека и общество, способствовало критическому отношению к религии и появлению антиклерикальных и атеистических движений.

9 Возникновение дегуманизирующей тенденции в христианском мировоззрении связано с появление авторитарных структур в социоэкономической и политической системах общества, обретение церковью как социальным институтом своих собственных, отличных от ее членов интересов, защита этих интересов идеологами церкви. Гуманистический потенциал христианского мировоззрения, его возможности и границы наиболее ярко раскрываются при решении проблемы свободы человека, которое нашло свое выражение в христианской теологии в дискуссии о взаимоотношении свободы воли и божественной благодати. Ход этой дискуссии показал, что реализация гуманистического потенциала зависит от конкретно-исторических условий, от тех задач, которые решают на данном этапе идеологи церкви. В период абсолютного господства религии и церкви в обществе возможности этого потенциала резко сужаются. Развитие процесса секуляризации, обретение различными сферами общественной жизни независимости от религии и церкви приводит к развитию светского, секулярного гуманизма и стимулирует развитие христианского гуманизма. Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования имеют определенное теоретическое и практическое значение. Они углубляют существующее представление о позитивных возможностях религии, способствуют формированию объективного научного подхода к оценке социальной значимости религии.

Результаты исследования могут быть использованы при чтении общих курсов по социальной философии, истории философии, культурологии, религиоведению, спецкурсов «Историческое развитие европейского гуманизма», «Эволюция взглядов на проблему свободы воли в христианстве».

10 Апробация работы. Основные положения работы раскрыты в научных публикациях автора. С изложением отдельных результатов исследования диссертант выступал на ежегодных научно-практических конференциях ВГАСА в 1999 и 2000 гг.

Некоторые положения диссертации были использованы при подготовке лекционного курса и семинарских занятий по культурологии.

Работа выполнена и апробирована на кафедре философии, социологии и истории Воронежской государственной архитектурно-строительной академии.

Истоки западноевропейского гуманизма: зарождение и развитие гуманистического мировоззрения в античности

Принято считать, что гуманизм как идейное движение, провозгласившее абсолютную ценность человеческого индивида, зародилось на западе Европы в эпоху Возрождения. Однако, мы считаем, что основополагающие идеи гуманистического мировоззрения были сформулированы уже в античности.

По традиции утверждается, что внимание ранних греческих мыслителей, так называемых досократиков, было направлено только лишь на изучение природы и космоса. Однако заметим, что поиск первоначала всех вещей неизбежно приводил этих мыслителей к определению места человека в мире, к осознанию смысла человеческого существования. Единение природы (макрокосмоса) и человека (микрокосмоса) в сознании досократиков приводило к появлению в их натурфилософских теориях антропоцентрических идей (в основном этико-нравственного направления). Кроме того, единство природы и человека вовсе не означало, что ранние греческие философы отождествляли природу и человека, тело и душу, и не выделяли человека из окружающей среды. Различие между природным миром и человеком приводил в своем учении уже Гераклит.

Подлинную революцию в античной философии произвели софисты, сместив акценты с проблемы физиса и космоса на проблему человека и всего человеческого общества.

По нашему мнению, впервые в наиболее яркой и концентрированной форме гуманистический принцип мировоззрения был сформулирован софистом Протогором в его знаменитом положении: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют и не существуюсу йчто они не существуют» . Таким образом,софисты провозгласили человека в качестве.

С гуманизмом у софистов неразрывно связан их субъективизм и релятивизм. «Какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя. Так, поскольку на ветру одному холодно, а другому нет, нельзя сказать, что ветер сам по себе холоден или нет, но для мерзнущего он холоден, а для немерзнущего нет»1-утверждает Протогор. «О каждом предмете есть два мнения и выбор должен сделать каждый человек». Таким образом, отрицая существование объективной истины и признавая наличие лишь субъективных истин, существующих в сознании каждого человека, Протогор решает важную проблему человеческого выбора - как человеку выбрать из двух решений одно, если оба мнения субъективны. Гуманизм Протогора проявляется в том, что право выбора в такой ситуации он оставляет за самим человеком, поскольку рассматривает его как полностью свободное существо. Много веков спустя другой мыслитель, в философии которого гуманизм достигнет своей наиболее завершенной формы, - экзистенциалист Ж.-П.Сартр, подхватит эту мысль Протогора и, отрицая природный и социальный детерминизм человека, будет утверждать, что человек сам строит свою жизнь, принимая одно решение и отбрасывая другое, тем самым, осуществляя свой собственный свободный выбор.

Гуманистическая направленность философии софистов связана и с тем, что в качестве приоритетных для своих исследований они выбрали такие сферы деятельности, как этика, политика, искусство, язык, религия, воспитание.

Ориентация на реальные потребности своего времени обеспечила идеям софистики большой успех, в первую очередь, среди молодежи.

Софисты отстаивали идею о том, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании. Софисты пытались разрушить старую социальную схему, которая обеспечивала доступ к культурным ценностям лишь для представителей избранных слоев общества. Они утверждали принцип природного равенства всех людей. Так, например, софист Антифонт, имел смелость отрицать идеологию собственного государства и протестовал против рабства, считая, что по своей природе все люди во всех отношениях равны.

Софисты провозгласили свободу духа в противовес традициям, нормам и кодификациям, продемонстрировав тем самым веру в разум. Именно поэтому этих философов нередко называют греческими «просветителями». В философии софистов гуманизм формируется в форме принципа антропологизма.

Основные черты христианского гуманизма и этапы его формирования в средние века

В эпоху Средневековья в Западной Европе складывается качественно новая форма гуманистического мировоззрения - христианский гуманизм. В самом общем виде христианский гуманизм можно определить как разновидность гуманизма, базирующегося на христианском вероучении, сформулированном в Библии, решениях соборов, документах церквей, получивших свое обоснование и интерпретацию в теологических и религиозно-философских учениях и „нашеАїшгх определенное воплощение в деятельности и отношениях христианских организаций, священнослужителей и рядовых верующих.

Таким образом, христианский гуманизм включает в себя как идейно-теоретическое содержание, так и христианскую гуманистическую практику. Предметом нашего исследования является идейно-теоретическая сторона христианского гуманизма, его философско-теологическое содержание.

С содержательной стороны можно вычленить ряд основополагающих характеристик, определяющих гуманистическую направленность христианского мировоззрения, вытекающих из существа христианского вероучения.

Античное мировоззрение по своему существу космоцентрично. Христианское мировоззрение, как и всякое религиозное мировоззрение, теоцентрично. Однако, наряду с теоцентризмом, в христианском мировоззрении ярко выражен принцип антропоцентризма.

Антропоцентризм - это совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди других творений Бога. Принцип антропоцентризма придает христианскому мировоззрению глубокое гуманистическое содержание.

В некоторых философских учениях античности человеку также придается большое значение. Однако античное мировоззрение всегда устанавливает определенные рамки, которые не позволяют нарушать единство человека и космоса. Как бы высоко не оценивались возможности человека, человек никогда не был реальностью, превышающей космос. Как говорил Аристотель, «есть много других вещей по природе более божественных (совершенных), чем человек. Они пребывают среди видимого например, звезды, из которых образован универсум». В христианстве же поддерживается особый статус человека в универсуме. Если все другие материальные системы - лишь просто творения, то человек - венец творения.

Он является центром Вселенной и Конечной целью творения. Более того, он - существо господствующее на Земле .

Крупным вкладом в разработку гуманистического мировоззрения является христианское учение о трансценденции. Гуманистический характер этого учения состоит в том, что трансценденция как запредельное бытие истолковывается не только как важнейший атрибут Бога, но вместе с тем и фундаментальное качество человека как «образа и подобия» Бога. Человек как носитель трансцендентного начала возвышается над силами природы и социального мира. Эти силы не могут детерминировать человека. Трансцендентность - это также основа творческого потенциала человека. Человек не просто продукт природы и исторических условий, он может осуществить свое право преодоления необходимости, царившей в этом мире и стать причастными к творческому акту продолжения творения этого мира. Человек рассматривается в христианском гуманизме как сотворец, сотрудник Бога по преобразованию мира. В этом смысле христианское мировоззрение создает предпосылки для реализации человеческой активности, стимулирует его творчески-преобразовательную деятельность, создает необходимые предпосылки для самореализации и самоутверждения человеческой личности.

Христианский гуманизм утверждает активную человеческую позицию в окружающем его мире. Будучи созданным «по образу и подобию Бога», человек несет полную ответственность за то, что он творит на Земле. Гармония и полнота бытия будут достигнуты лишь тогда, когда духовное начало восторжествует над материальным, а страстная человеческая натура подчинится нравственную закону.

Постановка проблемы свободы воли в античной философии

Проблема свободы воли относится к числу самых интересных философских проблем. Л.Фейербах в свое время писал, что «... ни один вопрос не является таким головоломным и НЕ поддается в такой же мере решительному утверждению или отрицанию как вопрос о свободе воли» .

Свобода воли - это возможность совершать произвольные действия, исходящие от самого человека и вытекающие из знания о цели действия и его предмете.

С проблемой свободы воли связана судьба духовных ценностей, от ее решения зависит признание вины, ответственности человека за свои поступки, она стоит в центре проблемы личности. Не случайно, к решению этого вопроса обращались многие мыслители прошлого, на протяжении многих веков он является предметом острейшей борьбы между различными направлениями в философии: материализмом и идеализмом, детерминизмом и индетерминизмом.

Философская проблема свободы воли на практике реализуется в форме вопроса об ответственности человека за его действия. Признание,свободы воли в качестве реальности является необходимым основанием нравственности. Отрицание свободной воли влечет за собой строгую обусловленность поступков человека и исключает возможность выбора следовательно, если любое действие человека зависит не от него, это действие нельзя вменить ему в вину или поставить в заслугу, соответственно, любая нравственная оценка действий человека становится лишней и неправомерной.

Таким образом, свобода воли человека выступает как возможность различных его действий. Отрицая существование свободной воли, мы в результате лишаем человека возможности свободы выбора.

Чтобы понять, каким образом формировалась эта проблема в христианстве, вкратце рассмотрим общую тенденцию развития проблемы свободы воли.

Проблема свободы воли имеет долгую многовековую историю. В древней философии вопрос о свободе воли первоначально возник на почве нравственно-психологической.

Проявляя себя стихийными материалистами, древнегреческие мыслители представляли человека в качестве органической части природы, при этом они «оживотворяли» и «психологизировали» физическую природу. Человек в таком ракурсе был полностью детерминирован судьбой, каждый его шаг был связан с неисповедимым решением рока. Однако такая предопределенность совмещалась в философии древних греков с признанием активности человеческого поведения. Обращая внимание на данное противоречие древнегреческого сознания, А.Ф.Лосев подчеркивал, что «человек в древнегреческом мире ни в коем случае не являлся чем-то вроде марионетки в руках могущественного рока, т.к. не имея представления о всех ударах судьбы, уготованных ему, он в зависимости от сложившихся обстоятельств мог поступать так, как считал необходимым в данный момент»1.

Происходящее в последующем социальное расслоение древнегреческого общества, связанное с развитием обмена и разделением труда, специфически отразилось на характере и способах решения философских задач. Внимание философов все более акцентировалось на внутреннепдуховном мире человека, возник интерес к собственно этическим вопросам.

Проблема свободы воли получила свое более четкое выражение в философии Сократа. По убеждению Сократа, в душе каждого человека заключена тяга к добру. Все люди с одинаковой необходимостью ищут себе добра, но не все знают, в чем оно. Иногда, принимая ложные ценности за настоящие, люди, устремляясь к ним, ошибаются и совершают дурные поступки. Но это происходит не по собственной дурной воле, а лишь по незнанию.

Похожие диссертации на Историческое место и внутреннее противоречие христианского гуманизма в западноевропейской культуре : Идейно-теоретический аспект