Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление Валиуллина Зайнаб Рахимьяновна

Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление
<
Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Валиуллина Зайнаб Рахимьяновна. Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Уфа, 2005 151 c. РГБ ОД, 61:05-9/358

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 10

1. Философская сущность экологической традиции как социокультурного феномена 10

2. Структурная организация и социальные функции экологической традиции 33

Глава II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО БЫТИЯ БАШКИРСКОГО ЭТНОСА 65

1. Духовные императивы экологической традиции башкир и их значение в гармонизации взаимоотношений человека с природой 65

2. Роль и место традиционного экологического опыта башкир в экологическом воспитании и просвещении современных поколений...89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 134

Введение к работе

Актуальность исследования. Актуальность и практическое значение глубокого и всестороннего изучения экологических традиций в различных культурах, процессов их формирования, исторического развития и взаимодействия с другими социально-культурными традициями обусловлены прежде всего сложившейся сегодня экологической ситуацией в планетарном масштабе и острой необходимостью выявления всего рационального и полезного в культурно-историческом наследии каждого народа, которое может принести реальную пользу в преодолении потребительско-технократических стереотипов в отношениях человека с природой, являющихся одним из серьезных причин экологического неблагополучия и возникновения антропологических проблем в современном мире. В связи с этим философское осмысление духовного потенциала экологического опыта различных народов, выработавших уникальные методы регуляции взаимоотношений человека и природы, общества и природы, приобретает сегодня исключительно важное значение.

В условиях развития индустриальной цивилизации, расширения техногенного влияния человека на окружающую среду все большую озабоченность вызывает возможность наступления экологического кризиса не в отделенном будущем, а «здесь и теперь», в жизни уже современных поколений. Как известно, сегодня и в России, и в Башкортостане экологические проблемы стали предметом обсуждения и на правительственном уровне, и в научных кругах, и в сфере общественного сознания. С целью предотвращения возможного экологического апокалипсиса разрабатываются всевозможные природоохранные меры, безотходные технологии переработки ресурсов и т.д., но эти меры, по -видимому, могут лишь замедлить наступление кризиса и как-то смягчить его. Сегодня встала проблема изменения отношения современного человека к окружающей среде обитания, пересмотра этических принципов в его общении с природой, которая в современных условиях, как никогда, нуждается в «заботе». В поисках дополнительного резерва, на наш взгляд, есть смысл обратиться к экологическим традициям различных народов, в частности башкирского этноса,

духовные императивы которых могут эффективно работать и в современной ситуации.

Степень научной разработанности проблемы. Категория «традиция» употребляется сегодня в широком смысловом плане. В исследовательской литературе различных направлений (и в зарубежной, и в отечественной) представлены многочисленные методологические и частнонаучные подходы (этнографический, культурологический, социологический, религиоведческий, философский) к осмыслению содержания данного явления. В частности, основные вопросы понимания сущности, функционирования и значения традиции как социокультурного явления, роли национальной традиции в жизни общества в отечественной традициологии нашли отражение в исследованиях А.П. Андреева, Л.П. Буевой, В.Б. Власовой, А.И. Лучанкина, Э.С. Маркаряна, З.Я. Рахматуллиной, В.Д. Плахова, А.И. Селиванова, А.Г. Спиркина, И.В. Суханова и др., в которых понятие «традиция» рассматривается как социально-философская категория.1

В научной литературе понятие «экологическая традиция» начало употребляться сравнительно недавно и, как правило, перекликается с понятием «экологическая культура». Различные аспекты экологической культуры (философские, социологические, этические, культурно-исторические и др.) нашли отражение в работах современных отечественных исследователей: A.M. Галеевой, Э.В. Гирусова, М.А. Голубца, А.А. Горелова, Ю.Н. Давыдова, Г.А. Давыдовой, С. Залыгина, Э. С. Кагана, Е.А. Когая, М.Л. Курка, В.А. Кутырева, B.C. Липицкого,

См. например: Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. - М., 2004; Буева Л.П. Социокультурный опыт и механизмы его освоения человеком // Культурный прогресс: философские проблемы. - М., 1984; Власова Б.В. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. - 1980. - №4; Лучанкин А.И. Методологические проблемы исследования традиций народной культуры // Философские науки. - 1986. - №6; Маркарян Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции // Советская этнография. - 1981. - №3; Рахматуллина 3-Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). - Уфа, 2000; Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. - М., 1982; Спиркин А.Г. Человек, культура и традиция // Традиция в истории культуры. - М., 1978; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., 1976 и др.

В.А. Лося, Н.М. Мамедова, Н.Н. Моисеева, В.М. Межуева, Е.В. Сигаревой, С.Н. Соломиной и др.1

Осмысление экологического опыта народов стало предметом анализа как зарубежных, так и отечественных исследователей прошлого и современности самых различных направлений. Как известно, осознание единства природы и человека присутствует уже в древнейших мифологиях и религиях народов. В частности, анализу мифологических представлений, отражающих зарождающееся экологическое сознание древнего мира, посвящены исследования Ф.Х. Кессиди, Л.Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева, СВ., М. Элиаде и др. Особый интерес представляют работы современных зарубежных авторов - Р. Дажо, Ю. Одума, Ф. Сен-Марка, В. Хесле и др.,3 исследующих экологические проблемы.

Разработка различных аспектов проблемы экологической культуры башкир нашла отражение в современной этнографической, историко-культурологической и социально-философской литературе, в частности в исследованиях Д.М. Азаматова, Н.В. Бикбулатова, Д.Ж. Валеева, Р.Г. Давлетгареева, Р.Г. Кузеева, З.Д.

См.: Галеева A.M., Курок М.Л. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы: методические пособие для руководителей теоретических семинаров. - М., 1978; Гирусов Э.В. Система «общество - природа» (проблемы социальной экологии). - М., 1976; Голубец М.А. Актуальные вопросы экологии. - Киев, 1982; Горелов А.А. Эволюция культуры и экология. - М., 2002; Он же. Экология - наука - моделирование (Философский очерк). - М., 1985; Давыдов Ю.Н. Культура -природа - традиция // Традиции в истории культуры. - М., 1983; Давыдова Г.А. Единство человека и природы как философская проблема // Взаимодействие общества и природы (Философско-методологические аспекты экологической проблемы). - М., 1986.; Залыгин С. Экология и культура // Новый мир. - 1992. - №9; Каган М.С. Понятие «культура» в системе философских категорий // Методологические проблемы науки и культуры. - Куйбышев, 1979; Когай Е.А. Ценностные регулятивы экологического сознания: Дисс... докт. филос. наук. - М., 2001; Он же. Социальная экология. Культура и природа: этапы развития // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). - 1998. - №6; Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. - 1989. - №5; Липицкий B.C. Человек, природа, воспитание. - М., 1977; Лось В.А. Взаимоотношения между человеком и природой как глобальная проблема // Вопросы философии. - 1982. - №5; Он же. Человек и природа (социально-философские аспекты экологических проблем). - М., 1978; Мамедов Н.М. Основания экологического образования // Философия экологического образования. -М., 2001; Моисеев Н.Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии. - 1989. - №5; Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977; Сигарева Е.В. Экологическая культура как способ социоприродного бытия и ее детерминация: Дисс... канд. филос.наук. - Кемерово, 1999; Соломина С.Н. Взаимодействие общества и природы (философские проблемы). - М., 1983 и др.

2 См.: Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу.- М., 1972; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном
мышлении- М., 1999; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М., 1994; Лосев А.Ф. Античная
мифология в ее историческом развитии. - М., 1957; Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 2000 и др.

3 Дажо Р. Основы экологии. - М.,1975; Одум Ю. Основы экологии. - М., 1975; Сен-Марк Ф.
Социализация природы. -М., 1977; Хесле В. Философия и экология. - М., 1994 и др.

6 Мурзагалина, З.Я. Рахматуллиной, А.Н. Сулеймановой, А.Я. Фаткуллиной и др.1 В ряде исследований (К.Ш. Ахиярова, Х.Х. Баймурзина, В.И. Баймурзиной, Ю.З. Кутлугильдиной, A.M. Сафина и др.) поднимаются и анализируются вопросы традиционного экологического воспитания подрастающего поколения в башкирской этнопедагогике.

В целом же обзор работ, имеющих отношение к осмыслению экологической традиции башкирского этноса, свидетельствует о ее малоразработанности и освещении отдельных ее аспектов, что во многом обусловлено тем, что экологическая традиция башкир в целом не становилась предметом отдельного философского анализа.

Объект исследования: сфера взаимоотношения этноса со средой обитания.

Предмет исследования: экологическая традиция башкирского этноса как социокультурный феномен.

Цели и задачи исследования: целью настоящего исследования является выявление сущности и духовных императивов экологической традиции башкирского этноса и определение их значения в духовном формировании современной личности и в организации процесса экологического воспитания и просвещения в Республике Башкортостан.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

См.: Азаматов Д.М., Сулейманова А.Н. Методологические проблемы экологизации образования // Философская и социологическая мысль на рубеже тысячелетий: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной памяти П.А. Сорокина (1889 - 1968 гг.) - Уфа, 2004; Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник. - Уфа, 1995; Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. - Уфа, 1989; Кузеев Р.Г. Этнос. Культура. Экология. - Уфа, 1991; Мурзагалин З.Д. Проблемы формирования и функционирования экологического сознания: социально-философский анализ: Дисс... канд. филос. наук. - Уфа, 2000; Рахматуллина З.Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк). - Уфа, 2002; Фаткуллина А.Я. Смысложизненные ценности в башкирской мифологии. - Уфа, 2004 и др. 2 См.: Ахияров К.Ш. Экологическое образование: опыт, прогнозы: монография / К.Ш. Ахияров, Т.И. Петрова, Л.Г. Наумова; М-во образов. РФ; Стерлитамак. гос. пед. ин-т. - Стерлитамак, 2001; Баймурзин Х.Х. Башкирские народные традиции физического воспитания. - Уфа, 1995; Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. - Уфа, 1996; Кутлугильдина Ю.З. Традиции башкирской народной педагогики. - Стерлитамак, 1996; Сафин A.M. Башкирское народное воспитание. - Пермь, 1992 и др.

охарактеризовать философскую сущность экологической традиции как социокультурного образования, выявить ее специфику, определить место в культурной истории народа и охарактеризовать ее функции;

очертить духовные императивы экологической традиции башкир и определить их значение для гармонизации взаимодействий современного человека с окружающей средой обитания в условиях надвигающегося экологического кризиса;

обозначить место и роль традиционного опыта общения башкир с природой в экологическом просвещении и воспитании современных поколений.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является социокультурный подход. Кроме того, использованы элементы аксиологического подхода. Теоретическую базу исследования составляют труды зарубежных и отечественных исследователей прошлого и современности в области социальной философии, культурологии, социологии, этики, мифологии, педагогики, экологии и др.

Эмпирическая база исследования. Целенаправленное использование данных истории, экологических исследований, этнопсихологии, педагогики, этнографии, краеведения и др. позволило проиллюстрировать и аргументировать основные теоретические положения и выводы автора. Для обоснования идей диссертации привлекалась современная научно-гуманитарная периодика, характеризующая экологическое и духовное состояние современного общества.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

обоснована сущность категории «экологическая традиция» как социокультурного образования, выступающего механизмом хранения, накопления, передачи из поколения в поколение экологического опыта этноса и его воспроизводства в современных условиях его общения со средой обитания;

определена структурная организация экологической традиции, установлены ее идеальный (мировоззренческий) и материальный (бытийный) уровни. Идеальный уровень экологической традиции представлен ее сущностным

ядром, совокупностью основополагающих мировоззренческих, этических, эстетических идей (духовных императивов), гарантирующих индивиду (этносу) одухотворенное, осмысленное, гарантированное бытие в мире природы; материальный (бытийный) уровень экологической традиции представлен различными формами стереотипизированного поведения (обычаями, обрядами, праздниками), которые являются формами объективации, закрепления, хранения и передачи во времени идеальной сущности экологической традиции, способом общественной институализации и функционирования духовных императивов экологической традиции;

выявлено, что социальные функции экологической традиции, и, прежде всего, воспитательная, парадигматическая и регулятивная, обеспечивают обществу надежное и гарантированное сосуществование с миром природы;

установлены конкретные духовные императивы экологической традиции башкир: любовь к природе как к среде обитания и как к эстетической ценности, бережное отношение к природе, к животному и растительному миру, к природным ресурсам, нравственное отношение к животным, от которых зависит благополучие и обеспеченная жизнь человека, и др., материализовавшиеся в многочисленных обрядах, обычаях и праздниках башкир, которые передавали из поколения в поколение «категорические императивы» положительного природосообразного поведения и донесли их до современных поколений;

доказано правомерность использования духовных императивов и идей экологической традиции башкир как одного из принципов организации процесса экологического воспитания и просвещения в республике и обоснована мысль, что традиционный экологический опыт башкир актуален для современности и заключает в себе огромный духоформирующий потенциал, способный помочь современным поколениям в преодолении надвигающегося экологического кризиса.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что выдвинутые в ней

положения дают возможность по-новому взглянуть на многие социальные и экологические процессы в жизни как российского, так и башкирского общества, столкнувшихся с серьезными экологическими проблемами. Дальнейший теоретический анализ вопросов, намеченных в исследовании, методологически важен для выработки новых, отвечающих современным требованиям философских положений о роли экологической традиции в жизни общества, в экологическом воспитании и просвещении современных поколений.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании социальной философии, этики, эстетики, культурологии, экологии, в разработке ряда спецкурсов, посвященных актуальным проблемам экологического воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на следующих научных конференциях и конгрессах: на III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002); V Конгрессе этнографов и антропологов России (Омск, 2003); Всероссийской научной конференции «Эпос «Урал-батыр» и мифология» (Уфа, 2003); Региональной научной конференции «Культурное наследие народов Башкортостана» (Уфа, 2003); Всероссийской научной конференции «Культурное наследие России: Универсум религиозной философии» (К 110-летию со дня рождения А.Ф. Лосева) (Уфа, 2003); Всероссийской научно-практической конференции «Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе» (к 250-летию со дня рождения С. Юлаева) (Уфа, 2004); V республиканской научно-практической конференции молодых ученых по социальным наукам (Уфа, 2004) и др., а также нашли отражение в научных публикациях автора общим объемом 2.2 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 257 наименований. Общий объем диссертации - 151 страница.

Философская сущность экологической традиции как социокультурного феномена

На всех этапах своего развития, с древнейших времен до современности, человечество теснейшим образом связано с окружающей его средой. Природные условия, в которых развивалось то или иное общество, оказывали непосредственное влияние на формирование его культуры и традиционных ценностей.

Сохранение богатства культуры, отражающегося в многообразии традиций, само по себе стало одной из актуальных и, можно сказать, глобальных проблем современности. Культурные ценности разных народов несут в себе не только мировоззренческие ориентации, этические, эстетические взгляды, но и нормы отношения с природой, сохраняют многовековой опыт приспособления и преобразования среды, достижения равновесия общества с окружающей природой. И с этой точки зрения, действительно, «полезно проанализировать культурные традиции прошлых исторических эпох как способа сохранения экологически значимого опыта». Возможный экологический кризис требует значительных изменений форм взаимодействия современного человека с природой и другими, а это, по справедливому замечанию В.М. Гохмана, предполагает целенаправленный и оптимизированный отбор культурных традиций, которые «должны занять свое место в общем, планетарном процессе конструирования общества будущего». В связи с анализом причин возникновения и возможностей преодоления современной глобальной экологической ситуации внимание ученых направлено на адаптивно-охранительные стороны традиции и на активное управление развитием культуры через отбор традиций. Мы согласны с мнением Э.С. Маркаряна, что «лишь в процессе овладения искусством управления динамикой культурных традиций возможно будет преодолеть одну из основных причин современной кризисной экологической ситуации».1 Но такой отбор требует глубокого и всестороннего изучения содержания культурных традиций, принципов их развития, механизма формирования и функционирования в пространстве социальной и культурной памяти.

Как известно, термин «экология» начал использоваться еще в XIX веке. Его буквальный перевод с греческого означает «изучение собственного дома». Впервые оно было использовано немецким ученым Э. Геккелем в 1866 году. Первоначально это понятие применялось тогда, когда речь шла об изучении взаимосвязей между растительным и животным миром и окружающей средой, но постепенно пришло понимание того, что и человек, его образ жизни и судьба неотделимы от природы и составляют ее неотъемлемую часть.

Иногда высказывается мнение, что поскольку в термине «экология» содержится составная часть «-логия», т.е. «логос» - «значение», «учение», а в современном понимании - «наука», которой в традиционных культурах не было, то правильнее говорить об «отношении к природной среде в традиционных культурах», но нельзя говорить об «экологической культуре» или «экологической традиции» в полном смысле этих терминов. В этом утверждении правильным является, видимо, лишь то, что в традиционных культурах не было экологии как науки в современном смысле. Тем не менее в каждой культуре прошлого, безусловно, существовал определенный пласт (или сфера, область человеческой деятельности), который так или иначе был связан с регуляцией процессов взаимодействия человека с природой, с «культуризацией» отношений «человек и природа». Ю.Одум считает, что современную экологию, выросшую из экологического опыта прошлого, можно назвать наукой «о структуре и функциях природы»

Как отмечает Н.Н. Киселев, в условиях надвигающегося экологического кризиса «современная экология затрагивает настолько фундаментальные стороны существования человечества и затрагивает их в такой степени, что вынуждает рассматривать ее как постоянную проблему с единой методологической ориентации, довольно сильно выраженными тенденциями к синтезу всего многообразия знаний о природе».

Тема экологии, экологической традиции и экологической культуры относится сегодня к числу крайне актуальных и жизненно важных. Философское осмысление проблемы формирования экологических традиций древних людей и трансляции их духовного потенциала в современность предполагает прежде всего экскурс в толщу духовности первобытной и раннеклассовой эпох. Также для раскрытия темы исследования необходимо определиться по некоторым вопросам теории традиции, экологии, культуры, попытаться выяснить соотношение таких понятий, как традиция вообще и экологическая традиция в частности.

В научной литературе в представлениях о традиции есть одна общая черта -данное понятие в той или иной мере сохраняет первоначальный смысл этого слова (лат. «traditio» - передача, предание). Традиция понимается либо как передача из поколения в поколение ценностей культуры, либо как процесс и механизм передачи от поколения к поколению устоявшихся образцов, поведения, норм и идеалов.3 Чаще всего под термином «традиция» понимается или процесс трансмиссии культуры, или просто культурное наследие.

Данное понятие прочно вошло в современный литературный, политический, философский, научный и бытовой лексикон, употребляясь в разных смыслах, в разных значениях. В исследовательской литературе изучаются политические, правовые, морально-этические, производственные, семейно-бытовые традиции, выделяются научные, духовные, культурные, художественные и др., что обуславливает определенные трудности при попытках выявления содержания понятия «традиция» и констатации того, какие социокультурные реалии обозначает это слово.

В исследованиях представлен широкий спектр методологических и частнонаучных подходов к осмыслению сущности этого явления, что объясняется многомерностью традиции как объекта исследования в науках, ее изучающих (этнографии, культурологии, педагогике, социологии, этике, религиоведении, психологии и т.д.).

Структурная организация и социальные функции экологической традиции

Экологическая традиция как интегральное явление включает в себя не только мировоззренческие идеи, взгляды, представления этноса о его взаимоотношениях с природой, но и обычаи, обряды, праздники и другие стереотипизированные формы деятельности как способы ее материализации.

Исходя из вышеизложенного, мы выделяем в структуре экологической традиции два уровня: идеальный (мировоззренческий) и материальный (бытийный).

Предложенная нами двойственная структура экологической традиции обусловлена прежде всего противоречивостью самой природы человека (духовно-материальной). Как отмечают исследователи, «духовное бытие индивида основывается на предметно-практической деятельности как особая форма отражения мира, как результат субъективного (внутреннего) осмысления своего отношения к своему эмпирическому бытию. В этом и кроется объективная основа «обнаружения» (закрепления) традиции в человеческой истории как продукта духовной (субъективной) и материальной (объективной) деятельности человека. С другой стороны, укоренившись в бытии на основе традиции, человек (народ) обретает чувство защищенности, опорности, находит смысл и истину своего пребывания в этом мире. Осознав безусловную ценность и значимость традиции, человек (народ) стремится сохранить ее в социальной и исторической памяти для последующих поколений. Отсюда естественное, изначальное (экзистенциальное) стремление его к «жизненно постоянному» (покою) начинает облекаться в нечто предметно-конкретное, наглядно-чувственное (предметно-пространственное, звукоречевое, жесто-мимическое и т.д.), обращенное непосредственно к человеческим чувствам и эмоциям. Это «опредмечивание» идеального является его объективацией (материализацией, воплощением в конкретно-наглядные образы)».

Идеальную сущность экологической традиции, ее мировоззренческий срез составляют идеи и верования людей (мифологические, религиозные, этические, эстетические и др.), в логико-гносеологическом плане осознающиеся в виде различных мифов и символов, а ее второй (материальный уровень) представляют обычаи, обряды, праздники и другие стереотипизированные формы деятельности как способы ее объективации.

Основу идеологического ядра экологической традиции составляли древнейшие мифологические воззрения, связанные с культом природы, с поклонением ее отдельным объектам (небу, солнцу, земле, водной стихии, животным и растениям и др.).

Первобытный человек, еще не будучи в состоянии как-то выделить себя из естественного окружения, уже выражал свое практическое отношение к природе в различных формах «донаучного» мышления, главным образом, в мифотворчестве. Этот процесс фактически ограничивался перенесением человеческих черт, эмоций и стремлений на объекты природы. Однако уже в мифотворчестве, выразившем тенденции антропоморфизма, нашло свое отражение активное отношение первобытного человеческого общества к окружающей среде. Как справедливо отмечает Ф.Х. Кессиди, «диалектика мифа в том и состоит, что в мифе человек «растворяет» себя в природе, сливается с ней и овладевает силами природы лишь в воображении, но вместе с тем это овладение силами природы (пусть в фантазии) означает начало истории «духа» и конец чистого животного бытия. Чувство единства с силами природы и овладение ими в воображении, вселяя уверенность в осуществимость всего желаемого, укрепляет волю и сплачивает первобытный коллектив...».

Собирательство и охота, а затем скотоводство и земледелие, ставшие жизненно необходимыми занятиями, привели к тому, что человечество еще на заре своей истории составило себе определенное представление о взаимоотношениях растений и животных с окружающей средой. Таким образом, начало экологических традиций связаны еще с доисторической практикой человека. Если знания о повадках животных и их миграции, а также влиянии на их жизнедеятельность всевозможных условий местообитания были необходимы еще первобытному охотнику, то их значимость возросла с переходом к животноводчеству и земледелию, или, другими словами, от собирательства к производству. За многие тысячи лет до нашей эры в древнейших цивилизациях Шумера, Вавилона и Египта развилось довольно сложное ирригационное земледелие. В древних индийских эпических произведениях «Махабхарата» и «Рамаяна» мы находим довольно глубокие описания взаимосвязи животных и растений со средой обитания, а также мысль о том, что внешние условия отражаются на физических и духовных качествах самого человека.

Ранняя мифология вытекает из культа природы и развивает его, обожествляя воду, землю, плодородие и т.п. В частности, в плане мифологической онтологии образ воды указывает на представление о креативном праначале, первичном и вечном источнике жизни, а также и о высшей, «чистой» основе рождения и бытия. Например, в буддийской иконографии постамент нирванических божеств, особенно богинь - милосердных спасательниц, опирается на лотос, растущий из водного лона. Дерево, на ветвях которого размещен пантеон ламаистских святых и богов, также изображается поднимающимся из глубины мифических вод, порождающих жизнь и поглощающих ее в конце.

Обрядовая функция воды - это очищение, освящение, благословение, избавление от скверны, несчастья и болезни. В ламаистской обрядности обыкновенная вода становится святой, если ее льют на отражение божества в металлическом зеркале и сопровождают это действие соответствующими заклинаниями. Первобытные люди считали, что вода не только смывает грязь с тела, но может очистить человека и от злых духов. Вода всегда занимала в жизни человека важное место. Вода поражала древнего человека многим: то услаждала слух веселым журчанием ручейка, то вызывала страх разбушевавшейся морской стихией, то удивляла тайнами глубин, которые представлялись пристанищем неведомых сил.

Духовные императивы экологической традиции башкир и их значение в гармонизации взаимоотношений человека с природой

Как пишут исследователи, территории Южного и прилегающего к нему Приуралья и Зауралья были заселены людьми около 100 тыс. лет назад.'

Первые сведения о башкирах, их происхождении, об особенностях быта и верований относятся к IX-X веками и связаны с именами арабских путешественников Салляма-ат-Тарджемани (9 в.), Ахмеда ибн Фадлана (10 в.) и др., характеризующих их как воинственных, гостеприимных кочевников-скотоводов, поклоняющихся многочисленным богам, имеющих несметное количество табунов и разводящих пчел.

По мнению исследователей, основу формирующегося башкирского этноса составили древнетюркские племена, связанные своим происхождением с Центральной Азией, Средней Азией, Южной Сибирью и Саяно-Алтайским нагорьем.2 После присоединения к Российскому государству Башкирия стала объектом внимания многих зарубежных и отечественных ученых и путешественников. В частности, в трудах И.Г. Георги, И.И. Лепехина, П.С. Палласа, Н.П. Рычкова, И.П. Фалька и др. представлены многочисленные сведения о хозяйстве, быте, об особенностях духовной культуры, об уникальной природе башкирского края, о традиционных верованиях, обычаях и обрядах башкир, отражающих специфику природопонимания и природоотношения башкир.

Исследователи 19 века А.А. Арнольдов, И. Казанцев, М.В. Малахов, С.Г. Рыбаков, В.М. Черемшанский и др. также интерпретировали проблемы национальной духовности башкирского народа, особенности его «природного мировоззрения».1

В начале 20 века в трудах ученых и публицистов М.А. Круковского, Н.В. Никольского, М. Плисецкого, Д.Н. Соколова и др. нашли отражение своеобразие языческих верований башкир, особенности их мифологии, ставшей антологией их взаимоотношения с природой.2

Особый интерес представляет для нашего исследования научное творчество известного ученого-антрополога, археолога СИ. Руденко, фундаментальные исследования которого, посвященные башкирам, их хозяйственно-бытовым традициям, материальной и духовной культуре, освещают также и взаимосвязь мировоззрения башкир с природными условиями их бытия.3

В последние годы различные аспекты духовности башкир, в частности, башкирской экологической традиции (особенности космогонии и мифологической картины мира, мировоззренческие основания и религиозные мотивы, эстетические и этические воззрения, характеризующие природопонимание и природоотношение башкир) стали предметом изучения исследователей самых различных направлений: педагогов, философов, филологов, этнографов, историков, культурологов.

Древние башкиры вели полукочевой образ жизни. Образ жизни кочевника-скотовода, выросшего в свободной стихии степных просторов и в крае первозданной природной красоты, обусловил особенности физического облика, специфику миропонимания и духовных ориентации башкирского народа, его отношения с природным окружением.

Как известно, кочевничество — особая форма взаимодействия общества с окружающим его миром, способ со-бытия человека с природой и адаптации к ней. Дух кочевой жизни, бытие в самом центре природы, неразрывной частью которого осознавали себя башкиры, обусловили оформление своеобразного способа мироотношения и миропознания, определили характерные особенности башкирского типа мышления, сформировали особую экологическую ментальность и бесценный опыт общения с природой.

Поистине специфичен и экологически беззащитен мир башкир, который уже своим происхождением, пестротой ландшафта, контрастом почвенно-климатических условий, разнообразием рельефа, растительного и животного мира обречен на экологическую хрупкость. Действительно, из всех экосистем мира судьба степей наиболее драматична, и главным персонажем последних актов этой драмы является человек, и это несмотря на то, что обитатели степей - создали хорошо приспособленную и тонко сбалансированную со степной экологией своеобразную культуру, высшее проявление которой называют кочевой цивилизацией.

Как уже отмечалось, основой традиционного хозяйства башкир было полукочевое скотоводство. Разведение лошадей и овец, реже — верблюдов, коров и коз сочеталось с охотой, рыболовством, сбором плодов и ягод, бортничеством.1

СИ. Руденко отмечал: «На кочевку башкиры выезжали обычно в конце апреля, в начале мая и, в зависимости от местности, кочевали до конца сентября или октября. В течение лета каждое семейство меняло место кочевки раза три-четыре. Кочевали по возможности вдали от деревни, чтобы сохранить на зиму траву зимовок... Местом кочевки в горах всегда выбиралась открытые площадки или террасы при каком-нибудь роднике или ручье. Кочевки всегда были расположены на сухом, чаще восточном или южном, склоне горы, защищенном от господствующего ветра, откуда обыкновенно открывалась широкая панорама.. .В степи кочевки всегда бывали при небольших реченках, ручьях, родниках, озерах и даже при болотах, непересыхающих летом».

Особенности природно-ландшафтной среды диктовали башкирам кочевое и полукочевое скотоводство как единственно возможный вид хозяйственной деятельности, а переход на новые пастбища был закономерным механизмом развертывания образа жизни и быта скотоводов, «технологией» их производства средств существования, а не просто «истреблением травы животными», т. е. был способом существования и освоения среды обитания.

Похожие диссертации на Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление