Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экономическое сознание и закономерности его развития в условиях перехода "постсоциалистического" общества к рыночным отношениям (на примере Вьетнама) Нгуен Минь Фыонг

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нгуен Минь Фыонг. Экономическое сознание и закономерности его развития в условиях перехода "постсоциалистического" общества к рыночным отношениям (на примере Вьетнама) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 1995.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью философского осмысления воздействия формирования рыночных отношений в настоящее время во Вьетнаме и др. "постсоциалистических" обществах на экономическое сознание общества и личности, а также и обратного воздействия экономического сознания на развитие рыночных отношений; резким обострением противоречия между требованиями обновления и качественного изменения экономического сознания, вытекающими из особенностей переходного периода к рыночным отношениям и все еще сохраняющимися установками и воззрениями на частную собственность как основу всех социально-экономических катаклизмов; радикальными преобразованиями существующего хозяйственного механизма, связанного с изменением глубинных мотива-ционных основ экономической деятельности людей и всех хозяйственных субъектов.

Особенности переходного периода развития современного обще
ства наглядно просматриваются в противоречивости развития эконо
мического сознания и закономерностях его развития. С одной сто
роны
, наблюдается активизация экономического сознания личности,
связанная с осознанием своих экономических интересов в качествен
но новых условиях, дающих личности ноБые экономические стимулы
и ориентиры. Сегодня на месте вчерашнего "равенства в бедности"
появляется реальная возможность равенства в творчестве, отдача
в самореализации во имя себя, своей семьи. К цивилизованному об
ществу ведет рынок, предоставляющий как стимулы личной заинтере
сованности в высокопроизводительном труде, так и вхождение в ми
ровое цивилизованное сообщество и выражение в нем интересов все
го общества. С другой" стороны, формирование рыночных отношений
в эпоху научно-технической революции; мировой цивилиза-

ции, развивающейся на основе рыночных механизмов и развитого ценностно-коллективистского сознания личности "постсоциалистического" общества, может быть эффективным только с учетом этих объективных условий. В данном случае не поможет оправдание "процессом первоначального накопления капитала" тех негативных явлений, которые возникают в переходный период к рынку. Именно поэтому возрастает роль общественного и личностного сознания, которое не просто отражает коренные экономические интересы людей, наибо-

лее тесно связанных с деятельностью в сфере производства, распределения, обмена и потребления, но и непосредственно "обслуживая" систему управления экономикой, оказывает прямое влияние на рещение базисных вопросов экономической реформы и активизацию человеческого фактора. Таким образом, экономическое сознание не только задает тон реформе, но и служит чутким барометром ее осуществления.

Однако, несмотря на важность роли экономического сознания в развитии общества до сих пор не разработана (во Вьетнаме) четкая научная концепция исследования экономического сознания. В последнее время много говорится о роли экономического мышления, о важности формирования типа мышления, адекватного требованиям жизни. Но фактически не раскрываются реальное состояние экономического сознания, механизмы его формирования, обусловленные развитием экономики, организационными структурами хозяйствования, политикой и идеологией.

Представляется необходимым не столько раскрыть влияние экономического сознания трудящихся на трудовую активность, сколько выявить пути его формирования, определить условия и механизмы превращения в действенную силу, содействующую эффективному проведению в действенную силу, содействующую эффективному проведению в стране экономической реформы.

Философское осмысление воздействия рыночных отношений на формирование экономического сознания общества и личности позволяет понять глубинные мотивационные механизмы перехода к новому социальному, экономическому и духовно-культурному состоянию общества.

Среди таких механизмов одно из центральных мест занимает процесс ликвидации экономического и других форм отчузкдения личности, ее экономическая свобода и самореализация.

Особенность перехода к зрелым рыночным отношениям состоит в том, что наглядно обнаруживает себя противоречивость экономического сознания личности. С одной стороны, идет активизация экономического сознания масс, под воздействием утверждающихся новых индивидуальных интересов в новых рыночных отношениях, с другой стороны, все еще стоек "антирыночный" менталитет, ориентированный на "одинаковость", уравниловку, игнорирование личностных интересов.

Именно поэтому диссертант взялся за исследование объективно возникших закономерностей функционирования и развития экономического сознания в условиях перехода к рыночным отношениям (на приме-

ре Вьетнама), позволяющее в определенной степени понять менее болезненные для личности, классов, масс пути возвращения "пост-социалистического" общества в мировую цивилизацию и подлинный социализм.

Мы пользуемся термином "постсоциалистические" общества,имея в виду те общества Восточной Европы и Азии^ которые строили социализм командно-административными средствами и которые сегодня формируют рыночные отношения.Для Вьетнама с его социалистической ориентацией развития общества "постсоциализм" означает переориентацию в теории на подлинный марксизм, а на практике - на подлинные социалистические цели, средства.

Степень разработанности проблемы. Определенный научный анализ экономического сознания впервые был проведен советскими учеными в работах, опубликованных в 50-60-х годах . При этом авторы приходили к выводу о существовании особой экономической формы общественного сознания или иначе называемой "труд - экономической формой общественного сознания".

На рубеже 70-80-х годов появились первые монографические философские исследования места и роли экономического сознания в жизнедеятельности общества, его методологической значимости. В этих работах рассматриваются критерии выделения экономического сознания как относительно самостоятельной формы общественного сознания, раскрываются его основные содержания и структура.

Значительный вклад в научное осмысление экономического сознания, его сущности и, что представляется особенно важным, активно-

1 См.: История русской экономической мысли. М. Госполитиздат, 1955. T.I. С.15; Иллиади А.И. и др.: О становлении труда -экономической формы общественного сознания и ее роли в развитии творческой активности масс в период строительства коммунизма. Курск,1968. С. 152-157; Уледов А.К. Структура общественного сознания (теоретико-социологическое исследование). М., Мысль. 1968.

С. 76.

См.: Фофанов П.П.: Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск. 1979 - 269 с. Попов В.Д.: Экономическое сознание: Сущность. Формирование и роль в социалистическом обществе. М. Мысль, 1981 - 239 с.

преобразующей роли, внесли Абалкин А.Н., Улыбкин К.А., Китов А.И, .Улецов А.К., Тошенко Ж.Т., Войков В.Э., Заславская Т.Н., Рывки-на Р.В.. и другие ученые .

В современных условиях проблематика экономического сознания и мышления,, обновления их вызывает повышенный интерес вьетнамских исследователей, стремящихся найти ответы на вопросы, поставленные кризисным развитием экономики страны во 2-ой половине 80-3 гг. Увеличилось число работ , в которых раскрывается необходимое) нового экономического мышления, основные черты современного экономического мышления, факторы его формирования.

Следует отметить, что проблема общественного сознания глубоко разрабатывалась немарксистскими теоретиками, такими как М.Вебер, Э.Дюркгейм, П.Сорокин, В.Парето, Дж.К.Гэлбрейт, Д.Белл и др.. Западно-европейские исследователи дали глубокий и всесторонний анализ группового сознания как вида общественного сознания, изучали массовое сознание, обыденное сознание, специализированное теоретическое сознание. При этом проблемы экономического сознанш присутствовали во всех этих исследованиях, хотя специально проб-

См.: Абалкин Л.И.: Новый тип экономического мышления. Ы., Экономика. 1987 - 190 с; Улыбкин К.А.: Современное экономическое мышление - М., Политиздат, 1986 - 239 с, Китов А.И.: Экономическая психология. М. Экономика, 1987 - 303 с; Уладов А.К.: Общественная идеология и психология. М., Мысль, 1985 - 228 с; Духовное обновление общества. М., Мысль. 1990; Бойков В.Э., Иванов В.і и Тощенко Ж.Т.: Общественное сознание и перестройка. М. Политиздат, 1990 - 287 с; Заславская Т.И., Рывкина Р.В.: Экономическая социология и перестройка. М. Прогресс, 1989, 226 с.

Социология экономической жизни (Очерки, теории). Новосибирск,

Наука, 1991 - 492 с.

с См.: Дао Зуй Тунг: Об обновлении мышления - Ханой-Ши Гхат,

1987, 52 с; Чан Бак Данг: Экономические размышления. Ханой Тап Чи Чьэт Хок, 1988 № I. Тхай Нины Некоторые мнения об обновлении теоретического мышления, Ханой, Тап Чи Чьет Хок, 1986, № 3, Нгуен Данг Куанг. О воспитании экономического сознания и мышления. „Ханой, Зао Зук Ли Луан, 1985, № 2.

лема экономического сознания в них не формулировалась.

Следует отметить, что проблема экономического сознания в советской литературе была дискуссионной. В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзон насчитывали семь форм общественного сознания: политическую идео- , логига, правосознание, мораль, религис, науку, искусство, философию (см.: Келле В., Ковальзон М. Формы общественного сознания. М., 1959). Г.М. Гак считал специфическими формами общественного сознания - политическое, правовое, нравственное, художественное, философское, религиозное сознание (см.: Гак Г.М. Учение об обще- . ственном сознании в свете теории познания. М., I960, с. 92). . В.А.Демичев выделял девять форм общественного сознания: природо-знание, экономическое сознание, политическое сознание, правовое сознание, педагогическое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, мировоззрение и религия (см.: Демичев В.А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимодействия. Кишинев, 1969). Конечно, наличие неодинаковой структурированности общественного сознания говорит об исследовательском поиске философов, но вместе с тем свидетельствует и о том, что не всеми из них признается экономическое сознание как компонент сознания общества.

Кроме того нельзя не отметить поиск советскими и вьетнамскими философами подходов, методов познания общественного и личностного сознания, что с точки зрения диссертанта, содействовало более углубленному пониманию такого феномена как экономическое сознание. Это работы Арефьевой Г.С, Вороновича В.А., Граздака В.Д., Кагана М.С., Кветного М.С., Перфильева М.Н., Плетникова Ю.К., Тхай Нинь, Дао Зуй Тунг, А.К.Уледова и др., содержащие анализ общественных отношений и деятельности. Так, например, в качестве методологического критерия структурирования общественного сознания используются как формы общественных отношений, так и виды деятельности людей. Однако разные авторы, как правило, отдают предпочтение какому-либо одному из этих критериев или отовдествляют их. На взгляд соискателя общественные отношения и деятельность являются достаточно универсальными критериями структурирования общественного сознания, так как деятельность предполагает отношение, а отношение - деятельность. Одним словом, уровень разработки философского знания на современном этапе и эмпирический материал, характеризующий реальные феномены общественных отношений, деятель-

ности, сознания в условиях перехода к рыночным отношениям "пост-социалистических" обществ позволили автору диссертации выдвинуть цель и задачи собственного исследования.

Цель и основные задачи исследования. Цель диссертации состоит в попытке осуществить философский анализ теоретических и практических вопросов формирования экономического сознания в условиях перехода к рыночной экономике "постсоциаяистических" стран. Для достижения этой цели поставлены три следующие задачи:

Определить природу, сущность и структуру общественного экономического сознания как относительно самостоятельную форму общественного сознания;

Выявить специфические закономерности развития экономического сознания в современных условиях перехода к рынку (на опыте Вьетнама);

Раскрыв специфику механизма формирования экономического сознания, подтвердить или опровергнуть целесообразность способов и методов воздействия его на формирование рыночных отношений и обратно.

Последовательное решение этих основных задач позволит автору поэтапно подойти к реализации поставленной цели: исходя из собственного осмысления природы и сущности экономического сознания как формы общественного сознания, а так же раскрытия диалектики общественного и индивидуального экономического сознания в переходный период к рыночным отношениям (на примере Вьетнама) выявить некоторые основные закономерности формирования экономичен кого сознания в данный исторический период.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются научные работы, связанные с рассмотрением проблем общественного и индивидуального сознания и самосозна' ния, материальной и духовной культуры общества, общественных отношений и деятельности, социально-психологической активности личности,-мотивационных процессов жизнедеятельности людей; многочисленные материалы периодических российских и вьетнамских изданий, статистические и энциклопедические данные.

Особое значение в осмыслении экономического сознания как формы общественного сознания имеют для автора произведения К.Марк са и Ф.Энгельса, а также работы М.Вебера, Э.Фромма, Д.Лукача, Дж. К.Гэлбрейта. Диссертант использовал идеи Гегеля о грааданском

обществе, Канта о цивилизованности человека и общества, М.Вебера о влиянии религии, культуры на нравственный характер экономических отношений и экономического сознания.

Автор много почерпнул из трудов Платона, Аристотеля, Б.Спинозы, К.М.Руссо, Г.В.Ф.Гегеля, И.Канта, В.Соловьева, Н.Бердяева, А.Лосева и др. по вопросам, связанным со свободой личности, человеческими добродетелями, абсолютной ценностью человека, проблемам гуманизма. Объектом изучения были философские воззрения конфуцианства и буддизма, а также - традиции, обычаи в жизни общества вообще и вьетнамского в том числе.

Диссертант считает важным методологическим основанием для понимания сущности экономического сознания идеи ценностных ориентации, данные в работах О.Г.Дробницкого, В.П.Тугаринова, С.Ф.Ани-;имова, а также современных западных социологов-феноменологов І.Щютца, М.Филипсона, Д.Уолша и др.

В исследовании проблем мотивационной роли экономического дознания, в том числе потребностей и интересов как внутренних цен-юстных ориентиров человеческой деятельности, лежащих в основе зазвития рыночных отношений, большую методологическую помощь ока-іали работы М.Вебера, Г.Беккера, А.Боскова, Бутенко А.С, Дж.К. Чэябрейта, а также - советских философов Л.Г.Здравомыслова, В.Н. Іавриненко, Д.И.Чеснокова, Г.Е.Глезермана, Шевченко В.Н. и др.

Автор широко пользуется диалектическими методами исследова-!ия: методом восхождения от абстрактного к конкретному и обратно, іетодсм единства исторического и логического, сравнитеяьно-истори-іеским и конкретно-истерическим, структурно-функциональным, сис-емно-структурным методами, деятельностным ПОДХОДОМ.

Особое значение для диссертации имеют научные исследования іьетнамских ученнх, посвященные проблемам экономического сознания, . так же анализу процессов, связанных с вхождением Вьетнама в ировую цивилизацию и подлинный социализм.

Часть теоретических положений автор формулирует на основе ма-ериалов социологических исследований экономического сознания тру-ящихся, проведенных институтом социологии вьетнамской Академии бщественных наук в последние годы.

Научная новизна диссертации состоит в том, что на основе зучения обширного теоретического материала и реальных процессов,

происходящих в "постсоциалистическом" обществе в период развития рыночных отношений, впервые предпринята попытка выявить природу и сущность экономического сознания и его основные закономерности (на примере Вьетнама).

Результаты исследования сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту:

На основе теоретических и эмпирических материалов автором осуществлен анализ природы, сущности и структуры экономического сознания в переходный период к рыночной экономике, выявлены его особенности и специфические черты, характерные для такого уровня как экономическое обыденное сознание;

Опираясь на исследования субъекта и объекта экономического сознания, автор рассматривает объект экономического сознания как экономическую ценность, во всей ее неоднородности и многораз-личии, а также раскрывает роль экономической ценностной ориентации в жизнедеятельности общества и личности;

Диссертант выявляет некоторые основные закономерности развития экономического сознания в условиях перехода "постсоциалис-тического" общества к рынку (на материалах Вьетнама);

В работе определяется суть обновления экономического сознания вьетнамских трудящихся на современном этапе, заключающаяся

в целенаправленной переориентации его содержания, сформировавшегося в условиях административно-командного механизма к состоянию адекватному потребностям развития рыночной экономики. Обосновываются оптималь'ные в современных условиях направления и средства его формирования. В этих целях рассмотрены некоторые аспекты управленческих ориентации снятия противоречий мевду существующим содержанием экономического сознания, связанного с прежней мотива-ционной системой деятельности личности и восприятием новых рыночных и частно-собственных реалий в условиях государственного урегулирования.

Диссертант осуществляет поиск создания механизмов эффективного высококультурного экономического сознания, считая, что в современных условиях не должно быть места "дикому рынку", и поэтому создание правового государства как регулятора экономических и финансово-материальных отношений людей; формирование гражданского общества; совершенствование институционного экономического и

нравственного образования и воспитания; изменение социальных отношений в пользу семьи и личности; учет особенностей субъективного элемента производительных сил; гармоничное решение социальных, экологических, производственных задач - вот то, что будет способствовать формированию гуманного, демократичного, эффективного социально-экономического сознания общества и личности.

Практическая значимость диссертации определяется анализом. такого феномена как экономическое сознание, которое концептуально исследовано еще недостаточно, особенно это относится к периоду вховдения "постсоциалистических" обществ в рыночные отношения.

Теоретические выводы и рекомендации, разработанные в процессе исследования природы экономического сознания и его основных закономерностей дают возможность на основе реального учета состояния экономического сознания, конкретно определять целесообразные способы и методы воздействия на него, совершенствовать экономическое мышление прежде всего через условия и факторы, его определяющие.

Разработанные в работе методологические принципы анализа экономического сознания и его основных закономерностей в период перехода к рынку могут быть использованы при проведении конкретно-социологических исследований трудовой активности трудяцихся, их общественного мнения по поводу реализуемых экономических программ.

Результаты работы представляют интерес для разработки учебных курсов, лекционных и семинарских занятий в рамках социальной философии, а так же и др. дисциплин, затрагивающих проблематику общественного сознания. Положения и выводы диссертации имеют определенную ценность для использования государственными структурами, партиями и др. организациями и социальными движениями.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсувдены на заседании кафедры философии Московского государственного социального университета. Они также излагались автором в докладе на международной конференции "Личность, семья и общество" (М. ноль 1993); в лекциях перед различными аудиториями во время педагогической работы во Вьетнаме, а также - в публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.