Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое отношение в экологической культуре Даллакян, Галия Рашидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Даллакян, Галия Рашидовна. Эстетическое отношение в экологической культуре : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Уфимский гос. нефтяной технич. ун-т.- Уфа, 1997.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-5/3896-1

Введение к работе

Актуальность темы диссертацип

Современный этап взаимодействия общества и природы характеризуется дальнейшим обострением соцноприродных противоречий. Общепризнано, что человечество стоит на грани экологической катастрофы, сознание возможности которой актуализирует необходимость изменения ориентиров последующего социокультурного развития. Это предполагает формирование новой экологической культуры, ориентирующей человека на коэволюцнонное развитие со своим природным окружением.

Господство рационально-механистической парадигмы привело не только к расчлененному видению природы, но и к потере целостности самого человека, функционирующего часто лишь как интеллектуальная машина для создания материальных благ, удовлетворяющих порой его абсурдные потребности. "Мы изрядно преуспели,- пишет О.Тоффлер. в этом искусстве, преуспели настолько, что нередко забываем собрать разъятые части в единое целое, которое они некогда составляли" [123,6]'. Необходимость "склеивания" разорванного мира, восстановления его утерянной целостности и человека осознается сегодня практически всеми учеными, однако механизмы и пути её достижения остаются пока неясными. Очевидно, что ядром гармонизацин отношений общества и природы является формирование экологической культуры, которой в последнее время посвящено много работ.^ Следует заметить, что находясь под влиянием рационалистической культуры, большинство авторов вычленяют интсллектуально-рациональные методы формирования экологической культуры, в то вре-

' Цит. по кн.: Пригожим П., Стснгерс И. Порядок из хаоса.М.: Havra, 1986, стр. 6

- Бонларемко В.Д. Кулмура общения с природой.-М.: Просвещение, 1987; Кочерпш Л.Н. и др. Экологическое знание и сознание.- Новосибирск: Наука,1987 и т.д.

ч

мя, как иррационально-эмоциональные остаются, как правило, в тени. Между тем, лишь целостное рационально-иррациональное отношение к миру составляет культуру личности, и экологическую в том числе. В связи с этим особенно актуализируются проблемы эстетического целостного и надпрагматического отношения к социальной и природной действительности.

Цель исследования.

Расширение возрождающейся значимости эстетического отношения к окружающему миру как элемента экологической культуры, способствующего восстановлению соцноприродной целостности, является основной целью данной работы. Без развитого эстетического чувства природы, отражающего глубинную связь "Я" человека с "Я" природы, без непосредственности эстетического восприятия "всеюдности" и вечности многообразной жизни, без формирования целостных этико-эстетических ценностных установок невозможна культура вообще, и экологическая культура, в частности.

Будучи ценностным рационалыю-иррашюнальным феноменом эстетическое отношение не только позволяет воспринимать мир как целостность, но и способствует воссозданию целостности как самого человека, так и системы "общество-природа". Степень научной разработанной и проблемы.

В современной отечественной литературе, как правило, преобладают дескриптивные методы исследования роли эстетического отношения в освоении действитсльности и в формировании "гармонически развитой личности" ( Апресян Г.З., Буров А.И.Линник Ю.В., Псчко Л.П., Зверев И.Д. и др.). Признание аксиоматичным универсальности свойств эстетического как бы снимает его теоретическую значимость в совремеш1ых условиях. С другой стороны, эстетическое рассматривается как феномен допостиндуст-риального развития, вследствие чего также исключается из области актуальных проблем философии или сужается до пространства искусства. Эстс-

5 тическое отношение рассматривается, обычно, автономно от экологического. Следует отметить, что в работах Хацкевич Д.Х., Игнатовской Н.Б. и других осуществляется качественной изменение эколого-эстетической проблематики, фиксирующее взаимосвязи двух типов отношений, но нередко это остается на уровне констатации, без развернутого анализа механизмов этой ВЗИМОСВЯЗИ.

Что касается западных авторов, то в их работах доминирует норматпвно-этический подход, направленный па поиск общечеловеческих ценностей (А.Данто, Ж.Марголис, Д.Дики, Т.Бинкли, Ю.Сепанма и др.) Утверждая возможность гармонии между природой и человеком, экологическая эстетика исходит из принципа, согласно которому культура призвана не только разрушать "первую природу" но и созидать её умножая эстетическое богатство окружающей природной среды и культуры как целостности.

Можно сказать, что западные исследователи более интенсивно и продуктивно разрабатывают эколого-эстетическую проблематику, выделяя растущую приоритетность эстетического отношения в формировании экологической культуры населения.

Основная цель работы реализуется посредством решения следующих задач:

  1. определение сущности экологической культуры;

  2. исследование исторического развития эстстико-экологических отношений в социокультурной эволюции;

3) выявление общих оснований экологического и эстетического отношения к природе;

  1. раскрытие исторической динамики роли эстетического отношения в формировании экологической культуры;

  2. выяснение содержания и сущности эстетического отношения к при- роде;

6) анализ ценности как ядра эстетического отношения;

б

7) определение места и роли эстетического отношения в формировании экологической культуры.

Объектом исследования является экологическая культура и пути её формирования.

Предметом - эстетическое отношепис, его место и роль в формировании экологнческой культуры.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретической основой исследования служили произведения европейской классической философской мысли (Платон, Аристотель, Леонардо да Винчи, Ж.-Б.Дюбо, И.Кант, Гегель, И.Гердер, А. Шопенгауэр, О.Шпенглер и др.), русской философии, включая представителей русского космизма (Соловьев В., Федоров Н., Флоренский П., Лосский Н., Бердяев Н. И др.), работы крупнейших ученых современности Вернадского В., Тсйяра де Шардена . Швейцера А., Пригожина И., а также труды Ортега-н-Гассста X., Фромма Э., Сорокина П., Белого А. и др. Большое внимание было уделено работам западных исследователей, так называемых глубинной экологии (Нейс А., Дивал А., Лавлок Ж. п др.), экологической эстетики, энваиронментальной этики.

Методологическим основанием исследования явились аксиологический принцип, а также принцип историзма, использован метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Научная новизна исследования заключается в следующих моментах:

  1. вводится новое определение экологической культуры как целостного коадаптивного механизма человека и природы, реализующегося через отношение к окружающей природной среде;

  2. впервые вводится новый принцип отношения к природе - экокалока-гатия базирующийся па глубинном единстве экологического, эстетического и этического отношений к окружающей природной и социальной действительности, где эстетическое отношение служит связующим звеном данного единства;

  1. на основании данных современной экопсихологин доказывается имманентная экологичность эстетического восприятия и отношения к природе как основания для формирования экологической культуры. В работе получает развитие мысль о том, что восприятие есть процесс активного вычерпывания информации из окружающего мира, при этом субъекту восприятия противостоит не физический мир, каким его описывают физики, а экологический мир;

  2. исходя из экокалокагатического принципа продуцируется новый метод образования и воспитания: синкретизм экологического, эстетического и этического:

  3. определяются конкретные пути формирования экологической культуры:

а) экокалокагатический;

б) рационально-гуманистический;

в) иррационально-ойкуменпстический.

Теоретическое и практическое значение работы определяется тем, что ее разработки, положения и выводы могут быть использованы в научных исследованиях, в процессе преподавания общих курсов философии и эстетики, а также ряда элективных курсов по соответствующей тематике. Практическое значение определяется методологическими принципами в воспитании и образовании, начиная с младшего детского возраста, вплоть до профессиональной подготовки.

Результаты исследования были амрооированы в публикациях автора, в выступлениях на межрегиональных конференциях, методологических семинарах, а также как методическая основа в социологических исследованиях лаборатории " Регпонология" - научный руководитель, профессор Р.Б.Камаев ( материалы исследования представлены в приложении диссертационной работы).

Структура работы представлена следующим образом: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение.