Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнический фактор в детерминации гендера (на феноменах бытия северокавказских этносов) Тауканова Зарема Чамиловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тауканова Зарема Чамиловна. Этнический фактор в детерминации гендера (на феноменах бытия северокавказских этносов): диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Тауканова Зарема Чамиловна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»], 2018.- 176 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Детерминация гендера: философско-методологические измерения 21

1.1. Идея гендера и его детерминации в социально-философской мысли 22

1.2. Универсальные факторы детерминации гендера 34

1.3. Специфические факторы детерминации гендера и этничность как форма их выражения 53

Глава 2. Особенности детерминации гендера этническим фактором (на примерах социального бытия северокавказских этносов). 76

2.1. Этничность как форма социального бытия и детерминатор гендера . 76

2.2. Этнический фактор в постсоветском гендерном бытии – особенности проявления и интерпретации. 92

2.3. Гендерная инверсия как форма ответа этнического социума на критический вызов (на примере северокавказских этносов). 122

Заключение 157

Список использованных источников и литературы 161

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный, крайне сложный,
конфликтно-противоречивый и порождающий множество рисков этап
социальной истории характеризуется едва ли не в первую очередь обострением
проблематики идентичности во всех сферах и модусах социального бытия – от
этнического до геополитического. Естественно, что в этом контексте на
дискурсивной арене социально-гуманитарной мысли гендерная проблематика
находится в ряду наиболее значимых: на общем фоне процессов глобализации
мира, конфликта культур, цивилизаций и ценностных миров человека, задающих
контуры актуального тематического горизонта философии. При этом если
обозначенная проблематика у нас в стране до недавних пор рассматривалась в
ключе «возвращения России в мировое философское пространство», то ныне
дискурсивный фокус неуклонно смещается к анализу реальной соотнесенности
России и сложных процессов российской социокультурной трансформации с
современным миром, его проблемами и вызовами в контексте ныне
формирующегося тренда консервативного реализма в постсоветской

отечественной философии (заметим – как и в политическом развитии страны).

Однако проблематика гендера, пока еще рассматривается, главным образом, с позиции либералистской философии личных свобод, равенства полов, «гендерного самоопределения», конструирования и легитимации гендера на основе неких универсалистских измерений.

В этой логике основания и истоки едва ли не всех особенностей гендерных феноменов ищутся в универсальных факторах социального бытия – в трудовых, политических, экономических, правовых причинах и механизмах, что сопровождается попытками унифицировать и универсализировать категорию «гендер», сводя ее смысл к сумме неких инвариантных составных частей и аспектов, таких как «гендерный стереотип», «гендерная норма», «гендерный баланс», «гендерная идентичность» и др.

В рамках такого подхода проблема детерминации гендера этническим фактором (этничностью) в реальной исследовательской практике, как правило, трансформируется в проблемы историчности гендерных моделей и

3 гендерных отношений, а далее - в оценку уровня и степени их

«архаичности» или «модерности» в этническом бытии «здесь и сейчас».

Этногендерные исследования, проводимые в рассматриваемом методологическом ключе, имеют еще одну особенность: в них все этнические особенности гендерных моделей и отношений, как правило, объясняются ссылками на «уникальность» каждой этнической культуры или же на «характерные особенности» исторического пути этноса и накопленного им на этом пути социально-культурного опыта и сложившегося гендерного бытия без серьезных попыток выявить те общие социальные механизмы (отношения, институции), которые стоят или могут стоять за этногендерной спецификой в данном (в том или ином) конкретном случае.

А что касается гендерных исследований в национальных регионах, в частности - республиках Северного Кавказа, коих в общем немного, они в основном сводятся к комплиментарной репрезентации давно известных, многократно описанных в этнологических текстах и давно изживших себя патриархатных гендерных отношений (моделей), возводимых к «корням и истокам этноса», более того - к их апологии и романтизации, не затрагивая при этом реальной роли гендерного фактора в системе современного этносоциального бытия, игнорируя влияние современных глубинных социально-культурных трансформаций на гендерные отношения и процессы.

Изложенными обстоятельствами определяется очевидная актуальность темы нашего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема пола и поло-ролевых отношений в истории мысли изначально и длительное время развивалась в рамках философии и лишь в последующем - в рамках наук о человеке в их трех ключевых направлениях, которые с учетом их интерпретационных принципов могут быть обозначены как «биологическое», «гендерное», «биогендерное». Согласно первому направлению, биологическому, пол следует понимать с биологической точки зрения как нечто предзаданное природой, что нашло выражение в афористичной

формуле З.Фрейда «Анатомия - это судьба»1. Касаясь второго направления, гендерного, следует отметить прежде всего творчество Симоны де Бовуар, которая последовательно рассматривает пол (проблематику пола) с социокультурной и констркутивистской позиций. В этом плане столь же характерна фраза Симоны де Бовуар «женщиной не рождаются, ей необходимо стать в процессе жизни»2, по сути оппонирующая Фрейду и ставшая не только смысловым рефреном социально-конструктивистского дискурса в отношении гендера, но и своеобразным символом вклада де Бовуар в гендерную науку.

В нашем диссертационном исследовании мы намерены придерживаться прежде всего философских принципов познания и рассматривать гендер и его проблематику (гендерные отношения, гендерные процессы) с учетом всего комплекса детерминирующих факторов: биологического, психологического и социально-культурного, а по сути как тип и форму социальных отношений, которая так или иначе детерминируется всей системой социальных отношений и встроена в эту систему.

Исследования, связанные с гендерной проблематикой, на протяжении длительного времени ведутся в целом ряде аспектов: философском (Платон, И. Кант, Жан-Жак Руссо, Ф. Ницше, З. Фрейд, Симона де Бовуар, О.А. Воронина, Л.А. Савченко, Г.Г. Силласте, Х.Г. Тхагапсоев, Б. Бгажноков)3, социологическом (К. Маркс, П. Бурдье, Б. Тернет, А. Клещин, М.М. Малышева, СИ. Голод., Т.Б.

1 Фрейд З. Будущность одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989. С. 94–142.

2 Симона де Бовуар. Второй пол. Жанр. Философия. 1997.

3 Фрейд З. Избранное. Ростов-н/Д., 1998; Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989; Симона де
Бовуар.
Второй пол. Жанр. Философия. 1997; Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных
умов // Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1998; Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения. М., 1961. Т. 1–3; Воронина
О.А.
Гендерные измерения политики и культуры в России // Ярославский педагогический вестник, 2016. № 4. С.
172–177; Тхагапсоев Х.Г. Социальное пространство-время: проблема трансформации // Вопросы философии. 2015.
№ 10. С. 202–211; Тхагапсоев Х.Г., Черноус В.В. Реинтеграция постсоветской России: преграды и пути преодоления
// Научная мысль Кавказа. 2013. № 4 (76). С. 9–17; Савченко Л.А. Ситуативность гендерных исследований в
различных гендерных парадигмах // Исторические, философские, психологические и юридические науки,
культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 7 (33). С. 166–169; Савченко Л.А.,
Вялых Н.А.
Двенадцатые Международные гендерные чтения «Гендерные трансформации в современном
мире» // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2015. № 2.
С. 146–147; Силласте Г.Г. Гендерная социология: состояние, противоречия, перспективы //
Социологические исследования. 2004. № 9. С. 77–84; Силласте Г.Г. Гендерная социология: от идеи и
дискуссий к научной школе // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 19. № 3. С. 15–30; Бгажноков Б.Х.
Адыгская этика и этикет в образовательной системе // Наука: комплексные проблемы. 2014. № 1 (2). С. 61–76;
Рябова Т.Б. Этничность как фактор вариативности гендерных стереотипов // Вестник ННГУ им. Н.И.
Лобачевского: серия «Социальные науки». Вып. 1 (5). Н. Новгород, 2009. № 4. С. 317–323.

Рябова, Л.А. Савченко, ГГ. Силласте и др.)4, психологическом (З. Фрейд, Э.
Эриксон, Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, П.М. Дизель., Р.У. Мак-Кинли, Э.
Фромм, М. Аргайл, Т.А. Репина, И.С. Кон и др.)5, педагогическом
(В.П. Борисенков, Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтас, Н. Коломейская,
Л.В. Штылева)6, историческом (Н.Л. Пушкарева, Н. Бердяев и др.)7,
политологическом (Г.В. Атаманчук, Р.Г. Абдулатипов, О.А. Хасбулатова,
Н.А. Шведова, Л.Т. Шинелева и др.)8, культурологическом (С.А. Арутюнов,
П.А. Сорокин, Л.В. Сажина, СМ. Широкогоров, Ю.В. Бромлей,

И.А. Чебоксаров, И.М. Гутько)9, экономическом (Е.Б. Амбарнова, Я. Астафьев, Н.А. Шведова, Н.А. Гордон, О.Э. Бессонова, М.А. Шабанова)10.

В итоге существует множество подходов к исследованию гендера и к интерпретации его сущности: от формулы «гендер как когнитивная метафора» до принципа «гендер как социологическая категория». При этом, судя по фактам, лидерство в исследовании гендера в современной России явно принадлежит социологии. В этом контексте характерна широкая известность работ Л. Беляевой п, З.М. Руткевича 12, О.А. Ворониной, Л.А. Савченко 13,

4 Малышева М.М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М., 2001. С. 58; Малышева
М.М.
Гендерное наполнение политического пространства в России: конец XX–начало XXI века // Женщина в
российском обществе. М., 2005. № 2. С. 28–36; Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс
Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 7; Голод С.И. Гендер и семья: социологическая интерпретация // Человек. 2004. № 4;
Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / Пер. с франц.; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н.А.
Шматко.
М.; СПб., 2005.

5 Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 66; Аргайл М. Психология счастья. М., 1990;
Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии, 1981. № 2.

6 Коломинский Я.Л., Мелтас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников //
Вопросы психологии, 1985. № 3.

7 Пушкарева Н.Л. Женская и гендерная история: итоги и перспективы развития в России //
Историческая социология и психология. 2012. № 3. С. 24–35.

8 Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.,
2004. С.12; Хасбулатова О.А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900–
2000) // Теория и методология гендерных исследований. М., 2001. 371 с.; Хасбулатова О.А. Опыт и
традиции женского движения в России (1860–1917). Иваново, 1994. С. 18.

9 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Сорокин П.А.
Социальная и культурная динамика. М., 2006; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория,
история, современность. М., 1987; Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006;
Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.

10 Гордон Л.А. Потери и обретения в России девяностых. М., 2001.

11 Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце ХХ века. М., 1997.

12 Руткевич М.Н. Социальная структура. М., 2004.

13 Савченко Л.А., Вялых Н.А. Двенадцатые Международные гендерные чтения «Гендерные
трансформации в современном мире» // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский
регион. Общественные науки. 2015. № 2. С. 146–147.

6 Г.Г. Силласте 14, Гордона и др., в которых анализ гендерной проблематики не

ограничивается концептуальными рамками «биологическое - гендерное -

биогендерное», а охватывает весь спектр социологических измерений.

Иначе обстоит дело в плане исследования этногендерного бытия и отражения роли этнического фактора (этничности) в детерминации гендера -гендерных норм, отношений, моделей. Подобных исследований в целом немного, и в них, как правило, представлены лишь отдельные аспекты данной проблемы, рассматриваемые с двух принципиально различающихся методологических ракурсов: экстерналистского («извне») и интерналистского («изнутри»). Первый подход (взгляд извне) присущ работам, авторы которых живут и творят в российских мегаполисах, видя этническое, как правило, обобщенно и усматривая в этническом факторе источник вариативности гендерных моделей и отношений (Т.Б. Рябова15, Е.Ю. Леонтьева16, А.В. Олянич17). Или же в соотнесении гендера и этничности обнаруживают повод к возникновению конфликтных стратегий идентификаций и самоидентификации субъекта (А.В. Малыгиной18). (Впрочем, позиция процитированного выше А.В. Олянича примечательна еще и тем, что отмечает практически полное отсутствие этногендерных исследований, касающихся современных, постсоветских реальностей и выполненных в современных методологических парадигмах.

Что касается второго подхода («взгляда изнутри») - он присущ ученым в этнических регионах и, как правило, сводит проблематику роли и места этничности в гендере либо к апологии традиционных патриархатных гендерных отношений (А.Р. Тыкова)19, либо к культурно-символическому аспекту гендера

14 Силласте Г.Г. Гендерная социология: от идеи и дискуссий к научной школе //
Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 19. № 3. С. 15–30.

15 Рябова Т.Б. Этничность как фактор вариативности гендерных стереотипов // Вестник ННГУ им.
Н.И. Лобачевского: серия «Социальные науки». Вып. 1 (5). Н. Новгород, 2009. № 4. С. 317–323.

16 Леонтьева Е.Ю., Виноградова Л.В. Влияние этнокультурного многообразия на развитие
гендерных репрезентаций // Вестник ВолГУ. Сер. 7: «Философия». Социология и социальные технологии.
2014. № 3. С. 27–36.

17 Олянич А.В. Формирование феномена этногендера с позиции теории этничности //
Дискурс-Пи. 2016. Т. 13. № 3–4. С. 61–76.

18 Малыгина А.В. Гендер и этничность: конфликт идентификационных стратегий // Культура
и образование. 2016. № 4.

19 Тыкова А.Р. Социальный статус адыгской женщины: социокультурный аспект. Автореф.
дисс. на канд. социол. наук. Майкоп, 2001. 22 с.

(М.А. Текуева20, З.Х. Гулиева21), наделяя при этом символические аспекты гендера в этническом бытии функциями, присущими скорее высшим стратам (аристократии) развитых иерархических обществ, а именно, функциями этикета (Б.Х. Бгажнокова22), либо же сводит всю проблематику гендера и стратегию ее исследования к истории этнической культуры, к этноисторической документалистике в стиле «женские истории» (М.Х. Гугова23).

На этом фоне выделяется попытка З.Ф. Тугуз системно очертить особенности гендерных отношений у адыгского этноса, хотя и она ограничилась в основном анализом особенностей семейных отношений и гендерного разделения домашнего труда у адыгов24, 25.

Предпринимаются также и редкие попытки в плане проявления и осмысления процессов и результатов постсоветского развития положения женщины в кавказских этнических культурах в общем контексте российской социокультурной трансформации26.

Учитывая изложенное и оценивая в общем степень изученности рассматриваемой проблемы, мы в качестве отправной позиции исследования придерживаемся идей и оценок Г.Г. Силласте и Л.А. Савченко по поводу несостоятельности пока доминирующих в гендерных исследованиях попыток унифицировать и универсализировать дефиницию «гендер», сводя смысл и суть гендера к сумме неких инвариантных составных частей и аспектов, якобы детерминируемых универсалистскими факторами социального бытия (политикой, экономикой, правом), полагая, что в реальной действительности на гендер оказывает детерминирующее влияние весь спектр форм социальности, социальных механизмов и отношений, в числе которых и этнический фактор,

20 Текуева М.А. Гендерные архетипы народов Северного Кавказа (по нартскому эпосу) //
Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 6 (68). С. 154–158.

21 Гулиева З.Х. Поэзия Танзили Зумакуловой: этногендерный аспект. Нальчик, 2015. С. 182.

22 Бгажноков Б.Х. Адыгская этика и этикет в образовательной системе // Наука:
комплексные проблемы. 2014. № 1 (2). С. 61–76.

23 Гугова М.Х. Женщины Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны.
Нальчик, 2015. С. 94.

24 Тугуз З.Ф. Этногендерные особенности семейно-брачных отношений в республике Адыгея //
Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: «Регионоведение, философия, история,
социология, юриспруденция, политология, культурология». 2011. № 3. С. 195–202.

25 Тугуз З.Ф. Этнокультурные особенности гендерных отношений в Республике Адыгея: Автореф.
дис. … канд. социол. наук. Майкоп, 2012. 25 с.

26 Мутаев У.К. Социальное пространство современной дагестанской женщины // Женщина в
российском обществе. 2013. № 1. С. 31–34.

изученный пока явно недостаточно.

Именно из этих соображений мы исходим, предпринимая исследовательскую попытку представить гендер как сложный и многогранный фактор социального бытия, как тип и форму социальных отношений и проецируя указанные представления на мир северокавказских этносов, известных яркой специфичностью социально-культурного бытия.

Целью исследования в означенном контексте является изучение особенностей и специфических механизмов детерминации гендера этническим фактором в социально-культурном пространстве северокавказских этносов.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать особенности и основные этапы генезиса социально-философской мысли в отношении гендера и факторов его детерминации, а также дискурсивных форм их отражения;

проанализировать результаты отечественных и зарубежных исследований универсальных факторов детерминаций гендера и форм их отражения в плане релевантности смысловым горизонтам категории «гендер»;

изучить специфические факторы детерминации гендера, способные обеспечить вариативность гендерных моделей;

проанализировать принципы и подходы к осмыслению этничности, ее роли и места в социальных реалиях современности, включая гендерное бытие;

изучить особенности проявления и интерпретации гендерного фактора в постсоветском этническом бытии;

выявить специфические формы и механизмы детерминации гендера и гендерных процессов этническим фактором в социальном пространстве северокавказских этносов.

В качестве объекта исследования выступает гендер как форма социального бытия.

Предметом исследования является детерминация гендера этническим фактором, ее особенности, формы и механизмы (на примерах социально-культурного бытия северокавказских этносов).

Гипотеза нашего диссертационного исследования заключается в том, что детерминация гендера этническим фактором осуществляется на основе не только

универсалистских факторов (труд - трудовые отношения, политика, право и т.д.), но и специфичных механизмов (межпоколенческих отношений, института старшего, внутрисоциумных отношений «конкуренция-солидарность» и многообразных форм символизации гендера), противоречиво и разновекторно воздействующих на этногендерное бытие в зависимости от общих контекстных (исторических) обстоятельств и вызовов, с которыми сталкивается этнический социум «здесь и сейчас», обрекая гендерное бытие на нестабильность.

Соответственно этногендерные модели и отношения не могут быть «табуированными» (обычаями, традициями), «сакральными» и неизменными «культуропорождающими началами навсегда», как обычно принято полагать в этнологических дискурсах. Они способны к качественным изменениям при определенных, критичных для данного этноса условиях, т.е. «в ситуациях вызова». При этом решающую роль могут играть именно специфические формы и механизмы существования (явленности) в социальном пространстве этноса таких универсальных социальных институций, как семья, брак, межпоколенческие отношения, отношения типа «конкуренция - солидарность», что пока остается за пределами внимания этнологии, социологии, гендорологической науки и социально-философской рефлексии, требуя системного изучения.

На основе данной гипотезы нами исследуются и интерпретируются феномены гендерных отношений и процессов в социальном пространстве северокавказских этносов (кабардинцев, адыгейцев, балкарцев, осетин, ингушей, чеченцев, дагестанцев) в исторической ретроспекции и в контексте современных постсоветских социально-культурных трансформаций в России, Северо-Кавказском регионе.

Теоретико-методологические основания исследования. Для достижения поставленной цели диссертационного исследования и решения означенных задач нами выстроена полипарадигмальная методология, основанная, прежде всего, на философских принципах и методах познания социальной действительности: историко-генетическом (этногендерные модели и отношения рассматриваются в досоветских и постсоветских культурно-исторических контекстах), диалектическом (вскрывается противоречивость механизмов социального бытия рассматриваемых этносов, в том числе и

механизмов, детерминирующих этногендерные модели и отношения), в герменевтическом (интерпретируются символические аспекты и измерения гендера, их роль и значимость в культуре кавказских этносов, в ее регулятивных принципах и нормах).

В рамках выстроенной таким образом методологической стратегии задействован также широкий спектр методов исторического, сравнительного, функционального, системного анализа, культурологический подход, а также общенаучные принципы познания: объективности, системности, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному; междисциплинарный подход к изучению социальных и социально-культурных процессов на основе таких категориальных концепций, как «общество», «социальные отношения», «гендер», «этнос», «этническая культура», «конкуренция - солидарность в социальных отношениях», «межпоколенческие отношения», «институт старшего», «социально-культурная трансформация», «инверсия», их эвристического и методологического потенциала.

Нами задействованы также метод включенного наблюдения и идеи этнометодологии. В частности мы исходим из того, что этнический фактор -это не фатальный маркер идентичности гендера и гендерных отношений, т.е. не маркер их сакральности, табуированности и неизменности в бытии того или иного «малого социума»; напротив - этнический фактор (этничность) является источником вариативности, форм и механизмов трансформации гендера и гендерных отношений, которые могут иметь общую значимость, универсальный характер.

И, наконец, в теоретических и методологических позициях нашего исследования ключевое положение занимают идеи и взгляды Г.Г. Силласте и Л.А. Савченко по поводу спектра факторов его детерминации.

Опираясь на эту комплексную методологию, в рамках данного диссертационного исследования мы пытаемся формировать собственный взгляд на гендер как на важнейший фактор этносоциального бытия, его структуры и процессностей, что особенно ярко проявляется и эмпирически фиксируется в культурном пространстве северокавказских этносов.

Научная новизна работы определяется ее целью, задачами, подходами к

11 их решению, характером полученных результатов и заключается в следующем:

показано, что, хотя проблематика полов (Он-Она) и их соотнесенность с бытием социума находится в центре внимания европейской философской мысли на всем протяжении ее истории, «гендер» пока так и не конституирован в роли и статусе категории социальной философии в предельно обобщающей форме «гендерное бытие»;

установлено, что доминирующие ныне в дискурсивной практике интерпретации и трактовки (при всей их многогранности) не соответствуют фактически сложившимся коннотационно-смысловым горизонтам дефиниции «гендер», а также реальной роли гендера в социальном бытии - в общей сети спектра социальных отношений;

продемонстрировано, что доминирующий на научно-дискурсивной арене универсалистский подход в гендерологии, при котором суть и смысл гендера сводится к сумме инвариантного набора таких элементов, как «гендерная идентичность», «гендерный стереотип», «гендерная норма», «гендерный баланс», детерминированных универсальными факторами социального бытия, требует дополнения, а именно - учета специфических факторов бытия конкретных социумов (этнических в особенности);

показано, что ныне доминирующие в этнологической науке концепции и методологические принципы, в частности - примордиализм и «методологический этноцентризм», возводят все этническое к «крови и почве», не приемля конструируемости этноса и его гендерного бытия и, таким образом, не обеспечивая объективного учета роли и значимости гендера в этническом бытии и его социальной динамике;

установлено, что, в целом противоречивый характер постсоветских социокультурных трансформаций в России, в регионах обретает особое своеобразие, подпитывая тенденции к неоархаизации этносоциального бытия и к реисламизации этнической культуры, сдерживая развитие гендерного равенства и препятствуя объективному отражению и беспристрастной интерпретации современных гендерных процессов в пространстве этнического социума;

показано, что сложные и противоречивые процессы постсоветской

трансформации стали своеобразным вызовом для северокавказских этносов и их гендерного бытия, вызвавшим к жизни «не характерные для Кавказа» и кавказских этносов в стереотипном восприятии феномены («ответ на вызов»), как «массовые сдвиги» в гендерном бытии - к гендерному равенству и к «гендерной инверсии», ведущие к радикальным изменениям в культуре и социальном бытии этносов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Хотя идея гендера в социально-философской мысли прошла длительный

путь генезиса (от платоновской андрогинной концепции до современных идей постгендеризма) и дефиниция «гендер» на этом пути обрела операциональность практически во всех социально-гуманитарных науках (антропологии, историографии, социологии, психологии, политологии, культурологии, педагогике, лингвистике), явно указывая на философский уровень общности смыслов данной дефиниции, «гендер» пока так и не конституирован в роли и статусе категории социальной философии, т.е. в философско-категориальную форму (предикацию) «гендерное бытие», синтезирующую и обобщающую смыслы ключевых дефиниций гендерологического дискурса: «гендерные модели», «гендерные стереотипы», «гендерные отношения», «гендерные процессы», «гендерное сознание», «маскулинность», «феминность», «гендерная идентичность», «гендерная норма», «гендерный баланс», «гендерная политика», «феминизм», «сексизм» и др.

2. Доминирующие ныне на дискурсивной арене интерпретации не
релевантны сложившимся коннотационно-смысловым горизонтам дефиниции
«гендер» и реальной роли гендера в социальном бытии и в социальных
процессах, поскольку не учитывают то обстоятельство, что гендер, будучи
соотносим практически со всеми факторами детерминации социального бытия
(труд, экономика, политика, право, культура, наука, образование, традиции,
обычаи и др.), являет собой форму (одну из форм) социальных отношений, в то
время как бытующие (и закрепленные в философско-энциклопедических
изданиях) определения категории «общественные отношения» не включают в
себя гендер как тип, форму и аспект этих отношений, не относят гендерное
бытие к ряду таких форм социального бытия, как «культурное бытие»,

«политическое бытие» и др.

Способом (одним из способов) преодоления данного «методологического провала» в стратегиях социального познания может стать системное исследование роли и места этничности в гендерной проблематике, поскольку роль гендера в социальных отношениях особенно ярко проявляется в пространстве этнического бытия, в частности северокавказских этносов.

  1. Доминирующий ныне универсалистский подход в гендерологии, при котором суть и смысл гендера сводится к сумме инвариантного набора таких элементов, как «гендерная идентичность», «гендерный стереотип», «гендерная норма», «гендерный баланс», детерминированных якобы универсальными факторами социального бытия (экономика - экономические отношения, право -правовые отношения, политика - политические отношения и т.д.) не только не соответствует реальной действительности, но принципиально чреват риском трансформации гендерологического исследования в политический или идеологический ангажированный дискурс («о положении женщин» в политике, управлении, экономике, в науке, образовании, в субъективную феминизма или патриархатных отношений), настоятельно требуя учета специфических факторов бытия конкретных социумов, в числе которых: характер экзистенциальных вызовов, перед которыми социум стоит в данный момент времени; особенности и масштабы символического ресурса гендера в культуре того или иного социума (этноса); сексуальная культура, бытующая в том или ином социуме; особенности отношений «конкуренция - солидарность» в пространстве данного социума; наличие специфических социальных институций, в частности «институт старшего» (старшего мужчины, старшей женщины), что в наиболее концентрированной и яркой форме проявляется в этничности, этническом социальном бытии.

  2. Ныне доминирующие в региональной этнологической науке базовые концепции и методологические принципы, в частности примордиалистский подход в теориях этногенеза, а также понимание сущности этноса и этничности как результат (продукт) совокупности таких факторов, как этноним, язык, природно-географический ареал (пространство), хозяйственно-экономический уклад, антропо-психологические признаки, традиции, фольклор и искусство,

возводят все этническое к «крови и почве», не приемлют конструируемости этноса (этничности) и его гендерного бытия и, таким образом, либо не учитывают роли и значимости гендера в этническом бытии и его динамике, либо сводят всю проблематику гендера к его символическому ресурсу, а также к апологии, романтизации и сакрализации патриархатных форм гендерных отношений, не оставляя места для рационально-критической этногендерной аналитики, научно содержательного этногендерного дискурса в общем контексте социокультурогенеза, а главное - для становления и развития этногендерной науки (научного направления).

В этом общем контексте эпизодические обращения этнологии к гендерной проблематике, как правило, не идут далее общих суждений о «маскулинности» и «феминности» в этносоциальном пространстве, непропорционального внимания к символическому ресурсу гендера в этнической культуре, а также негативистского позиционирования в отношении феминизма и «ЛГБД аспектов» в гендерной проблематике.

Таким образом, ныне преобладающий методологический уровень, а также общая культура этнологии и прочих социально-гуманитарных наук в пространстве северокавказских (и не только) этносов не благоприятствует становлению и развитию этногендерологии.

5. Противоречивый характер постсоветских политических реформ и социокультурных трансформаций в стране в целом, следовавших изначально принципам радикального либерализма с последующим дрейфом к принципам, нормам и формам консерватизма и традиционализма, в этнических регионах обретает особое своеобразие: подпитывает возникшее еще в 90-х годах политическое и культурное движение «этнического возрождения», вылившееся в реальности в тенденции к неоархаизации этносоциального бытия, к реисламизации этнической культуры и к ангажированности энологического дискурса указанной доктриной, что не только сдерживает модернизацию этнического бытия в общем контексте современной российской модернизации и развитие гедерного равенства, но превращает саму этнологию в «теоретическую основу» этнического консерватизма, так или иначе препятствующую объективному отражению и беспристрастной интерпретации

современных (в парадигме постмодернити) культурных и гендерных процессов в пространстве этнического социума.

Характерно, что и сегодня в тематическом спектре этнологического дискурса в республиках доминирует ислам, роль ислама в культуре, традиции, их роль в этническом бытии, а также символический ресурс гендера в бытии этноса в ущерб актуальной тематике постсоветской трансформации этнического бытия в Новой России и в глобальном мире «постмодернити». Эта ситуация находит отражение и в методологическом арсенале этнологии - здесь едва ли не на первом плане находятся расплывчатые и многозначные дефиниции «архетип» и «габитус» при явном небрежении методологическими идеями и принципами современной науки и ее категориальным арсеналом, в том числе и категорией «гендер», ее познавательным и методологическим арсеналом.

6. Современная гендерология, ее концептуальный, методологический и объяснительный арсенал излишне замкнуты на категории «гендерная идентичность», «гендерный стереотип», «гендерная норма», «гендерный баланс», которые не только отражают грани гендерного бытия, но и ограничивают их. Существуют и другие категориальные меры роли и места гендера в социальном бытии, за которыми стоят факторы и механизмы детерминации гендера в этническом социуме. Речь идет о таких факторах, как межпоколенческие отношения, отношения конкуренции - солидарности в социуме, характер родства и тип семьи, «институт старшего», что проявляется не только в формах структурирования социального пространства и в этнических сообществах (секторальность структурной организации социума, существование неформальных институций), но и в возникновении в ситуациях острого вызова не характерных (как доселе полагалось в этнологии и социологии) для данного этноса феноменов. В частности, ситуативно-лабильный гендерный баланс (переход мужских социальных ролей к женщинам, и наоборот) и «гендерная инверсия» (переход женщины на роль кормильца семьи), что в критичных социально-экономических условиях 90-х годов выразилось в том, что лидером и успешной фигурой челночного бизнеса в пространстве рассматриваемых этносов стала женщина, «понизив» статус мужчины и скорректировав его социальное амплуа до функций присмотра за

16 детьми и домашнего хозяйства.

Эти процессы в последующем получили продолжение в массовых эмансипационных явлениях в республиках Южной России, включая приход женщин в силовые структуры власти, в возникновении этнохудожественной литературы постмодернизма.

Если учитывать, что добиться подобного «гендерного сдвига» не удалось советской политико-идеологической системе (которая стремилась к этому), очевидно, что всесторонний учет гендерного фактора в социальном бытии и социальной динамике этноса становится настоятельной потребностью и условием успешного социально-культурного развития современной России и актуальной задачей философии, социологии и этнологических наук в России.

Теоретическая значимость работы определяется постановкой и исследованием ряда неизученных аспектов гендерной проблематики, в частности:

этнокультурной обусловленности специфики гендерных отношений и форм их проявления;

лабильного характера гендерных отношений (моделей) в этносоциальном пространстве и их детерминации такими специфическими факторами, как межпоколенческие отношения, тип семьи, форма родства, отношения «конкуренция - солидарность» в этносоциуме;

феномена «гендерной инверсии» в этническом социуме, что в общем и целом создает предпосылки к формированию принципиально новых методологических подходов к исследованию гендерных и этногендерных отношений, к становлению этногендерной науки, расширяя горизонты научно-гуманитарного и социально-философского познания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в экспертной деятельности по проблемам национальной и культурной политики, межнационального и межкультурного диалога, защиты прав семьи и женщин, а также при разработке специальных курсов и дисциплин в высших учебных заведениях - «Социальная философия», «Этнология», «Социология культуры» и др.

Апробация результатов исследования. Положения диссертационного

исследования были рассмотрены на заседании кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

Автор данного исследования являлся неоднократным участником международных, всероссийских, региональных и республиканских конференций, где были представлены основные результаты данной работы: «Проблемы гендера в истории философской мысли: особенности генезиса» (2013 г.); и всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива» («Гендерный фактор в социальных отношениях и социальной стратификации», 2014 г.; «Гендерные мифы в культуре этноса», 2015 г.). Некоторые положения диссертационной работы были представлены автором на теоретических и методологических семинарах кафедры философии института истории, филологии и средств массовой информации ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова».

По теме диссертации опубликовано 7 работах общим объемом около 3,2 п.л., в том числе в 5 статьях в изданиях, входящих в перечень ВАК при Минобрнауки РФ.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из двух глав, шести параграфов, введения, заключения, а также списка использованных источников и литературы, включающего 205 источников. Общий объем диссертации - 176 страниц.

Идея гендера и его детерминации в социально-философской мысли

Термин «гендер» (от английского «gender» – «пол», «род») возник в европейской науке в ее попытках преодолеть сведения пола к биологическим измерениям, дополнив их социальными. Однако и по сей день существуют и такие исследователи, которые в своих публикациях отказываются от данного термина, позиционируя свои труды как «женские исследования».

И тем не менее западная социология рассматривает гендерную проблематику, как правило, либо с позиции политических и экономических прав человека (женщины), либо с позиции сексуальных свобод. Российские же исследователи придерживаются несколько иных позиций. В качестве иллюстрирующего примера можно сослаться на позицию Е. Здравомысловой и А. Темкиной, изложенную в статье «Социальная конструкция гендера и гендерная система в России». Они настаивают на том, чтобы гендер трактовался и понимался как социальный статус, как измерения всех аспектов социального положения.

Между тем проблема отношения полов в обществе существовала изначально, став в конце концов предметом внимания в античной философии. Уже в классической греческой философии, у Платона в частности, фигурирует «андрогинная концепция гендера», а в целом серьезное внимание обращено на символическую сторону гендера – едва ли не в каждом диалоге античной греческой философии мы сталкиваемся с ассоциацией мужского с рациональным, женского с эмоциональным. Характерна в этом плане и пифагорейская таблица основных противоположностей мира, в которой можно отметить 10 пар противоположных принципов: мужское и женское, правое и левое, оформленное и бесформенное и т.д.

Платон последователен в этом плане – он в своих трудах подробно и ярко описывает данный дуализм. При этом он идет на широкое философское обобщение смыслов этих оппозиций. Так, по его мнению, тело в отношении души, разума и сознания выступает в качестве предателя и тюрьмы 27.

И Аристотелем в его работах продолжается данная традиция, заложенная Платоном. Что касается традиции средневековья, то здесь полярность мужского и женского обретает абсолютный хараткер и становится одним из отправных принципов социальной практики.

Таким образом, получается так: античная философия заложила истоки интерпретации гендера в роли культурного символа и веры социальных отношений.

Однако в эпоху Средневековья эти идеи трансформируются – здесь все возводится к замыслам Бога о земном предназначении мужчины и женщины. Обращаясь к периоду Нового времени, отмечаем тот факт, что идеи о полярной оппозиции мужского и женского начинают обретать другие формы и по-новому фиксируются в принципах западноевропейской мысли.

Если рассматривать основные идеи английского философа XVII века Фрэнсиса Бэкона, то в его понимании разум является инструментом познания природы, а также контроля над ней. Природа рассматривается им не как у античных мыслителей – она сравнивается с машиной. Ф. Бэкон полагал, что задачей науки является не эффективное доминирование над природой, а, наоборот, ее покорение. Но, несмотря на это, Бэкон в своих работах использует метафору пола, например, природа – ОНА; знание, разум и наука – ОН» 28. В этом контексте гендерная модель становится универсальной формой интерпретации бытия познания.

Декарт выдвинул в своих работах новые идеи, которые заключались в необходимости отделения разума от тела, то есть мужчины от женщины. Ученым были выделены мыслящая субстанция в виде разума и протяженная субстанция в виде тела. По мнению Декарта, только тело можно рассматривать как часть природы, которая управляется при помощи физических законов 29. Таким образом, в картезианстве мужское выступает еще и как принцип познания (рационального познания).

Необходимо отметить тот факт, что проблема низведенного природного, материального и телесного повлекла за собой отказ от всего женского, феминного в культуре. Нельзя упустить и тот факт, что становление такого взгляда на картину мира в XVI–XVII веках стало сопровождаться притеснением и уничтожением женщин, например, знахарок и повивальных бабок. В связи с этим следует отметить мнение О.А. Ворониной, которая полагает, что путем отказа от знахарства половая жизнь и сексуальность (женская сексуальность – прежде всего) были поставлены под жесткий мужской контроль30.

Идея верховенства мужского над женским парадоксальным образом укореняется и даже получает своеобразный статус социально-философского кредо в гуманистической философии Просвещения. По мнению Руссо, женщину необходимо исключить из гражданского общества. Гегель также выводил женщин за пределы гражданского общества и даже морали.

Идеями «мужского общества» и мужского доминирования вдохновлены и философские труды Ницше, Шопенгауэра и даже Фрейда.31.

Так, в работах Ф. Ницше вообще не рассматривается проблематика, связанная с взаимоотношением полов, его философия строится на том, что «сверхчеловек» – это лишь мужчина.

Примерно в таком ключе рассуждает Ницше и в книге «Злая мудрость». В данной работе Ф. Ницше пишет о женском идеале любви, который в его понимании, можно отнести к «стремлению стать функцией», отличается от мужского идеала любви, где преобладает «возобладание»32.

Вывод, к которому приходит Ф. Ницше, является унизительным для женщины: она, по его мнению, существует только лишь как вещь для мужчины, и смысл ее существования заключается лишь в этом.

Идеи, заложенные в философии Ницше, приобрели довольно широкую популярность в конце XIX – начале XX века.

Однако при всей уязвимости позиций философии античности, средневековья и Нового времени в отношении женщины, гендер в рамках этих философских парадигм трактуется именно в общем контексте социальных отношений. Иначе говоря, все мыслимые гендерные модели, рассматриваемые в философских дискурсах, неустранимо детерминированы господствующими в обществе моделями власти и подчинения.

В учениях З. Фрейда гендерная проблематика получает новое видение. Опираясь на разработанную концепцию бессознательного, З. Фрейд постарался дать ответы на те явления в психике человека, которые нельзя объяснить ни воспитанием, ни образованием, ни наследственностью, так как именно в бессознательном ученый видел существо человеческой души.

По мнению З. Фрейда, сексуальность является объяснением многих психических и этические комплексов, присущих человеку. Таким образом, ученый отводил женщине и женской сексуальности негативную роль: например, ученый связывал многие психические отклонения и девиации, встречающиеся в поведения взрослого человека, с Эдиповым комплексом. Фрейд считал, что деятельность человека связана с двумя базовыми инстинктами, такими как инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт. Причем, по его мнению, сексуальному влечению отводится лидирующее положение, которому он дает особое название – либидо33.

Между тем в рамках современной западной и российской социальной науки под понятием «гендер» понимают прежде всего совокупность социальных и культурных норм, предписываемых людям исходя из их биологического пола. Таким образом, не только биологический пол, а скорей регулятивные нормы определяют психологические качества, присущие мужчине и женщине, их тип поведения, а также виды деятельности, которыми они занимаются. Так что ситуацию следует понимать так: быть в обществе мужчиной или женщиной означает не только обладать анатомическими особенностями, но также выполнять те гендерные роли, которые предписаны обществом34.

Мы полагаем, что гендер конструируется современным обществом с позиции всего комплекса социальных отношений, определяющих положение мужчин и женщин, а также обозначающих их роли как в отдельных институтах (семье, экономике, культуре и др.), так и в обществе в целом. Именно поэтому в каждом обществе гендерные системы различаются, но в любом из обществ данные системы чаще всего асимметричны: мужское ассоциируется с сильными, волевыми чертами характера, мужественными профессиями, всем, что выступает в качестве первичного фактора, наиболее значимого, а женщины и все женское – вторично35.

Специфические факторы детерминации гендера и этничность как форма их выражения

В очередной раз позволим себе начать параграф с вводных замечаний и пояснений. Во-первых, рассмотренные в предыдущем параграфе универсальные факторы, в общем унифицирующие гендерные модели и отношения, далеко не исчерпывают реального спектра детерминации гендера и гендерных отношений – существует целый ряд и прочих факторов, скорее способствующих пролиферации многообразия гендерных моделей и отношений. Во-вторых, гендерными исследованиями занимается большой спектр наук – социология, психология, антропология, медицина, педагогика, политология, право, мораль, требуя обобщения и синтеза накопленного многообразия гендерологических знаний прежде всего в рамках социальной философии, на основе ее принципов и познавательных установок. Но дело в том, что ее установки далеко не всегда совпадают с установками предметных наук. Например, если предметные исследования гендера ориентированы главным образом на решение прикладных задач (та же гендерная социология так или иначе предполагает поиск путей и механизмов преодоления традиционных патриархальных отношений между полами и переход на отношения типа «равенство в различии»; гендерная психология нацелена на разработку и внедрение технологии психотерапевтической практики, гендерная политология – на достижение равенства полов на основе политических идеологий, методов и механизмов политического управления и т.д.), то философский подход изначально предполагает поиск новых смысловых, проблемно-тематических и концептуально-методологических горизонтов исследования гендера, что, разумеется, касается и проблематики детерминации гендера, форм и механизмов его детерминации.

При этом необходимо учитывать, что гендер не только мера и продукт санкционированных в социуме стратификационных и трудовых отношений, но отношений доминирования и подчинения или элемент символического мира культуры (мужчина – символ разума и силы, а женщина – чувственности и нежности, скажем). Гендер и гендерные отношения – это еще и мера морали (моральности, морально приемлемого и не приемлемого) в данном социуме. Речь, в частности, идет о формах брака и границах сексуальных свобод. Здесь, мягко говоря, далеко не все однозначно, и реальная жизнь людей далека от установок морали и мировых религий на «освящение уз брака» и «обуздание соблазнов и похоти», т.е. на ограничение сексуальной свободы.

Ведь наряду с уже перечисленными многочисленными детерминантами и измерениями гендера существует и такое измерение, которое нами до сих пор не затрагивалось. Назовем его «экзистенциальное».

Речь идет о том, что социум вынужден порой воспроизводить себя в экстремальных ситуациях существования (климатических, географических, демографических, военных или поствоенных). В этом плане характерны так называемые традиции «сексуального гостеприимства», суть которых заключается в том, что жена хозяина дома может стать «женой на ночь» для гостя, если в этой роли окажется мужчина. Такие традиции бытуют у ряда малочисленных народов Аляски, Камчатки, аборигенов Австралии. Социум санкционирует и легитимирует такое, казалось бы, явно «не моральное» гендерное поведение, поскольку речь идет о проблемах «генетического обновления» или поддержания генетического многообразия, необходимого для выживания данного социума. Для решения этой экзистенциальной проблемы порой едва ли не нормой гендерного поведения становится «моральная распущенность». Например, у коренных обитателей горного Тибета для женщин фертильного возраста существуют (устанавливается социумом) даже своеобразные «минимальные нормы» на количество мужчин из числа приезжих путников, которых ей надлежит завоевать и ублажить – не менее двух десятков – желательно с «приплодом»71.

Существуют и другие формы сексуального гостеприимства – практика «открытой двери у вдовы» у некоторых народов Африки. Нечто подобное практиковалось и в Германии в пору нацизма в годы Второй мировой войны. К тому же относительно распространенные практики многомужества и многоженства также имеют экзистенциальные измерения. Не лишен, на наш взгляд, экзистенциального измерения и такой широко распространенный феномен, как гражданский брак, который становится едва ли не главной «формой семьи и брака» в условиях современной сверхдинамичной социальной мобильности человека, порождающей ситуацию «человек (Он, Она) сегодня здесь, а завтра – там».

Все это привносит свою специфику в гендер и гендерные отношения, «выходящие за горизонты зрения» предметно-специализированных наук (той же социологии), требуя анализа в предельно широком контексте бытия человека, т.е. философского анализа. Учитывая эти обстоятельства, мы коснемся еще двух аспектов гендера, играющих исключительную роль во всех формах бытия человека, – социальном, антропологическом, психологическом. Речь идет о сексе (в его социальных измерениях) и символическом аспекте гендера.

К сожалению, сегодня секс как аспект гендера, как его измерение и фактор его детерминации чаще всего рассматривается в трех ракурсах:

– с позиции защиты прав и свобод сексуальных меньшинств;

– с фундаменталистских позиций фрейдизма «пол – это судьба»;

– с позиции «живописания» психологических и медико-психологических нюансов секса и сексуальных отношений.

Для целей нашего исследования перечисленные позиции малопродуктивны – мы будем рассматривать секс, скажем так, в социально-философском плане (измерении), т.е. не в личностно-психологических аспектах и нюансах, а в «социальных измерениях». А спектр подобных измерений обширен, поскольку секс выполняет по меньшей мере следующие функции: релаксация – разрядка возбуждения, рекреация – чувственное наслаждение; познание – удовлетворение любопытства; коммуникация; самоутверждение; компенсация недостающих форм деятельности 72. Если учитывать эти обстоятельства, секс являет собой не только экзистенциальную потребность человека, но и фактор социальности.

Выше мы уже апеллировали к своеобразным традициям «сексуального гостеприимства», присущим малочисленным («реликтовым») этническим или культурным группам. Однако, как свидетельствуют факты нашей повседневности, феномены сексуального гостеприимства в наши дни, в пору «победы сексуальной революции» встречаются едва ли не на каждом шагу.

Ведь структура современного общества такова, что жизнь каждого человека (его повседневное существование) связана с некоей малой группой – учебной, рабочей, дружественной (хобби), а также с безмерным многообразием субкультур и субкультурных групп: от субкультур «золотой молодежи», «фэндома» и музыкальных субкультур, до контркультурных групп «гопников» и тоталитарных сект (оставим в стороне клубы и прочие формы институции ЛГБТ). И как свидетельствуют факты, в жизни большинства подобных малых и субкультурных групп едва ли не первенствующую роль играет именно фактор секса. Это особенно известно из громких и скандальных форм тоталитарных сект, в которых, как правило, распространены оргии, проституция, растление малолетних, инцест, сексуальный фетишизм и пр., что приводит прежде всего к разрушению института семьи и брака73.

Однако фактор секса играет если не ключевую, то столь же значимую роль в абсолютном большинстве субкультур и малых групп (особенно молодежных, где едва ли не на первом плане находится проблема «обретения первого сексуального опыта» – не пренебрегают при этом и групповым сексом

И, наконец, о культурно-символических измерениях гендера. Как уже неоднократно подчеркивалось, гендер в рамках любой социальной общности выполняет не только стратификационные функции и прочие функции иерархизации общества и социальных отношений, но и культурно-символические функции, т.е. выступает (способен выступать) как особый вид ресурса влияния (воздействия) на социум и его членов. При этом символические функции гендера, как правило, усматриваются в том, что в социальном сознании (в мифах, стереотипах, ритуалах, художественной литературе) «мужское» соотносится с «высоким» и «устойчивом» (разум, сила, созидающее начало), а «женское» – с профанным, переменчивым (эмоциональность, слабость, экспрессивность).

По сути, получается так, что «мужское» – это маскулинность, а «женское» – это феминность, как бы тавтологично это ни звучало. Подобная символизация гендера и гендерных ролей имеет широкое распространение. В итоге получается так, что различные сочетания факторов детерминации гендера порождают различные варианты гендерной культуры, что и должно быть главным объектом философской рефлексии. Однако здесь не все так просто и однозначно – за символизацией гендера стоит (может стоять) множество нюансов.

Этничность как форма социального бытия и детерминатор гендера

Этнос, как известно, занимает особое место в спектре различных типов социальных общностей. Термин «этнос» в социально-гуманитарном познании используется достаточно давно, однако лишь в последние десятилетия стало происходить его научное осмысление в роли категории. Это понятие неразрывным образом связано с другим понятием – «этничность». Со второй половины ХХ века на дискурсивной арене стали преобладать публикации, связанные со смысловым содержанием этих понятий и контекстами оперирования ими, что повлияло на прочное закрепление этих категорий в понятийном аппарате не только этнологии, но также и в политологии, истории, социологии и других социальных наук95.

Популярность этих категорий подогревалась тем, что в ХХ веке этническим отношениям стали отводить особую роль, в том числе в контексте деколонизации «третьего мира». К тому же следом, по мере нарастания масштабов и темпов глобализации мира, этничность и этническая идентичность стали обретать новую актуальность и активность. Таким образом, было опровергнуто мнение, что фактор этничности якобы теряет и потеряет значение в общем контексте модернизации, индустриализации и демократизации в мире, развития гражданского общества. Историческая практика доказала, что этничность скорей усиливают свою роль и значимость в современном мире. И в самом деле, если не пренебрегать фактами, мы не можем отрицать, что в настоящее время крайне обострены этнические проблемы, касающиеся каждого уголка земного шара; – это касается и республик бывшего Советского Союза, а также современной России96.

Но пока не существует общепринятого понимания терминов «этнос» и «этничность», они остаются размытыми, порождая различные проблемы не только познавательно-методологического плана, но и политического характера.

Если обратиться к этимологии понятия «этнос», который происходит из древнегреческого языка, то оно обладает несколькими значениями: народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники, стадо, род и др. В период VI–V веков до н.э. основным значением данного понятия являлось «племя» или «народ негреческого происхождения» – «негреческое племя». В римской культуре и латинском языке данное понятия стало восприниматься именно с такой позиции. В дальнейшем появляется прилагательное «этнический», которое можно встретить в библейских текстах как обозначение языческого, нехристианского. Начиная с XIX века термин «этнос» стали использовать в научной литературе, так обозначая «народ». Здесь необходимо отметить заслугу немецкого этнолога А. Бастина, рассматривающего с точки зрения синонимов понятия «народный» и «этнический», где под понятием «этнический» он понимал культурно-специфический облик народа97.

Чрезвычайно остро этническая проблематика стала ощущаться в 60-е годы XX века, в процессе деколонизации, а также выхода большинства этносов на мировую политическую арену. К данному периоду исследования этнической проблематики их научный язык включает уже огромное количество этнологических терминов. Например, в англоязычной литературе именно в 60-е годы стал широко использоваться термин «ethnicity». Также стал популярен термин «ethnic», который использовали для обозначения индивида как представителя определенной этнической группы.

Касаясь отечественной этнологии, отметим, что понятие «этнос» изначально утвердился в значении «народ». Для того, чтобы обозначить различные формы этнических общностей, в научной литературе стали использоваться разного рода производные от понятия «этнос». К примеру, «этничность», под которой подразумевается определенная категория, обозначающая наличие характерных черт для этнических групп или идентичностей. Понятие «этничность» акцентирует, что современные общества обладают полиэтническим характером. Но этнологи и по сей день не обладают общим мнением в отношении данного термина. Единственное, что можно утверждать с определенной долей уверенности, что отечественная этнология обогатилась данным термином благодаря этнологической науке Запада, где под ним подразумевали характерные для этнической группы культурные черты. Данная трактовка близка к англоязычному пониманию смысла данного термина, который рассматривает этническую группу как составную часть, относящуюся к социокультурному окружению, пребывающему в конфликтных отношениях с данным окружением, что и отражают культурные черты, называемые этничностью.

Для этнологической науки в России характерно то, что всегда здесь доминировали теоретические взгляды, направленные на рассмотрение этнических общностей, представлявшихся с точки зрения реальных объектов, которым присущи, как биосоциокультурным системам и социокультурным ареалам этапы развития: рождение, функционирование, взаимодействие, эволюция, смерть или трансформация 98.

В современной этнологической науке существуют различные методологические подходы к теории этноса: пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева; дуалистическая концепция (Ю.В. Бромлей); информационная концепция Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова; системно-статистическая, или компонентная теория (Г.Е. Марков и В.В. Пименов).

Идеи Л.Н. Гумилева, изложенные в пассионарной теории этноса, основаны на том, что этнос якобы является физической реальностью, которая облачена в социальную оболочку. По мнению Л.Н. Гумилева, история человечества представлена в виде последовательной цепи этногенезов, которые происходящих из-за пассионарных толчков, микромутаций, способствующих появлению деятельных людей, которые обладающих схожими интересами и целями. Данные мутационные процессы берут свое начало в биосферных явлениях Земли. Сам этнос обладает несколькими стадиями становления и развития от молодости до глубокой старости и смерти, причиной чего выступают затраты и исчерпание энергии пассионарности 99.

Дуалистическая теория Ю.В. Бромлея содержит идеи, которые рассматривают этнос, с одной стороны, как сочетание этнических свойств, в частности, таких характеристик, как этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое самосознание; с другой стороны – этнос включает те характеристики, которые служат как условие формирования и существования этнических элементов. Исходя из этого, этнос наделяется двойственной природой, которая предстает в узком и широком смыслах 100.

Если рассматривать этнос в узком смысле, то в дуалистической теории он назван этникосом и заключает в себе лишь совокупность этнических характеристик. Широкий смысл данного понятия связан с пониманием этноса как этносоциального организма, сочетающею этнические элементы и условия (природно-экологические, исторические), необходимые для его возникновения. Для того чтобы понимать дефиницию «этнос» как теоретическое описание объекта анализа, и приведем пример узкого и широкого смыслов понятия «этнос» для украинцев: этникос – это все украинцы, которые живут в мире, в то время как к этносоциальному организму мы можем отнести лишь украинцев, проживающих в географических границах Украины, украинского государства.

В информационной теории этноса, которая была предложена Н.Н. Чебоксаровым, этнос представлен в виде социального образования, где происходит циркуляция информационных потоков, имеющих свои источники, и тех, кто относится к реципиентам, т.е. воспринимает данные потоки. В связи с этим можно предположить, что в этносах потоки информации намного интенсивнее, чем за их пределами, и встречается мнение, что в различных типах этносов плотность потоков информации различна и в процессе исторического развития плотность данной информации увеличивается. Однако следует заметить, что социальная информация существует в многообразных формах, большая часть которых носит универсальный характер (устные сообщения, тексты и т.д.). В этом плане особое значение для этнического бытия имеет такая форма социальной информации, как «историческая память». Именно она чаще всего выступает основой общности и самоидентификации этнического социума.

Гендерная инверсия как форма ответа этнического социума на критический вызов (на примере северокавказских этносов).

В рамках данного параграфа мы намерены сосредоточиться на решении двух принципиально важных для нашего диссертационного исследования вопросов. Первый: продемонстрировать специфические особенности социально-культурного бытия южно-российских этносов и его гендерных измерений, в том числе способность гендерных моделей и отношений этих этносов к радикальным изменениям вплоть до «гендерной инверсии» в смысле массового перехода традиционно мужских социальных ролей к женщинам и наоборот (вопреки широко распространенным стереотипическим представлениям о «средневековой застылости» северокавказских этнических культур и гендерных отношений в их рамках). Второй: очертить возможные дискурсивно-смысловые границы применения (а значит – операциональности) дефиниции «гендерная инверсия» в общей категориальной системе социальной философии, этнологической науки и философии гендера с учетом смыслового объема и контекстов операциональности понятия «инверсия».

При этом хотелось бы заметить, что наш анализ в рамках данного параграфа имеет две особенности. Первая. Анализ базируется на немногочисленных, к сожалению, исследованиях кавказологов, где эмансипационные процессы 90-х годов трактуются как объективная реальность и прогресс гендерного бытия кавказских этносов, поскольку пока в этнологических дискурсах преобладает трактовка либерализации гендерных отношений «как тлетворное влияние либерализма и постмодернизма»177.

Вторая особенность. Здесь автор выступает в роли включенного наблюдателя, что, как представляется, избавляет от необходимости подкреплять наши наблюдения повседневной жизни кавказских этносов обильным цитированием чужих публикаций. Теперь, что называется, все по порядку.

Инверсия (лат. invercio – переворачивание, перестановка) имеет различные этимологические определения. В психологии это означает объемно-наглядное переворачивание образа восприятия. Подобная инверсия происходит (возможна) и с геометрическими фигурами: например, переднюю и заднюю границу изображенного на плоскости куба можно мысленно менять местами 178.

Однако инверсия понимается также как замена человеком внешних объектов на внутренние мотивы (мотивации) деятельности. Впервые данное понятие было использовано в публикациях в 1882 году, а в научный обиход его ввели французский врач – психиатр Ж. Шарко и невролог М. Маньян. Вскоре, в 1884 году, Э. Глей объясняет данное понятие с точки зрения бисексуальности человека. В начале ХХ века к данной проблеме обращается З. Фрейд. Так, в своей работе «Три очерка по теории сексуальности» он ведет речь об отклонениях в поведении людей: речь идет о мужчинах, сексуальными объектами которых были мужчины, и о женщинах, для которых сексуальным объектом являлись женщины. Именно с точки зрения такой позиции З. Фрейд объясняет понятие инверсии, а лиц, которые придерживаются такой сексуальной ориентации, называет инвертированными. В этом контексте можно утверждать, что данное понятие стало одним из истоков психоанализа, его методологии.

По мнению З. Фрейда, существует три типа инвертированных лиц:

– абсолютно инвертированные: к таким лицам относятся те, чьими сексуальными объектами являются партнеры одного с ними пола, противоположный пол вызывает у них отвращение;

– амфигенные – периодически инвертированные: к ним относятся те, кто испытывает сексуальное влечение к объектам как одинакового с ними пола, так и противоположного;

– случайно инвертированные: к таким людям мы можем отнести тех, кто при отсутствии нормального полового общения или вследствие подражания выбирает в качестве сексуального объекта лиц одинакового с ними пола.

По мнению З. Фрейда, подобная инверсия может проявиться как на раннем этапе жизни человека, так и в процессе психо-сексуального развития до или после половой зрелости. Инверсия в рассматриваемом смысле может быть постоянной, периодической или эпизодической, когда наблюдается колебание между нормальным и инвертированным сексуальным объектом.

Современная психоаналитическая литература в дискурсах вышеозначенного плана вместо термина «инверсия» использует понятие «гомосексуализм», хотя содержательное понимание, которое было разработано З. Фрейдом в отношении самого феномена «инверсия», по-прежнему учитывается в процессе исследовательской и терапевтической деятельности.

В нашей же работе, подчеркнем еще раз, с категорией «инверсия» соотносится не «психотерапевтическое», а «социальное» и «культурное», а именно: перемена гендерных ролей и массово происходящие сдвиги в соотношении «маскулинного» и «феминного», а также подчиненности и доминирования в гендерных моделях этносов (социумов), что, разумеется, также имеет социально-психологические последствия и измерения, которые выражаются (оцениваются) в категориях социальной психологии «приятия– неприятия», «одобрения–неодобрения» этой гендерной инверсии в социуме.

А теперь, что называется, все по порядку. Общество (а этническое общество тем более) далеко не всегда признает, что мужчины как социальная группа имеют свои специфические, болезненные проблемы (разве что – в сфере политики). Другое дело женщины, которые, якобы, всегда «проблемные» и нуждаются в поддержке. Чем вызвано такое отношение – хорошо известно в социологии и социальной психологии. Маскулинность, также как и феминность, – это набор качеств (и ролей), которые общество приписывает мужскому и женскому полу исходя из базовых исторически культур: генетически сложившихся и устоявшихся потребностей общества (социума), а значит – на основе наличных культурных норм.

В частности, для большинства обществ маскулинность – это то, чем мужчина должен быть и что от него ожидается (требуется) в рамках психологии и культуры конкретного социума. При этом, как принято считать, глубинный мотив этих требований – это прежде всего интересы воспроизводства социума посредством (через механизмы) поддержания высокого уровня рождаемости. Традиционное (этническое) общество чаще всего решает эту задачу на основе все той же исторически сложившейся «гендерной асимметрии», в частности – поддержанием и даже романтизацией и сакрализацией патриархатной семьи, где мужчина играет роль кормильца, а женщина – матери и хозяйки. При этом активно используются и символические ресурсы гендера, сложившиеся на всем протяжении истории культуры этноса – от мифологии до современной этнической поэзии. Вытекающие отсюда последствия известны: мужчина с юношеских лет ориентируется на «главенство» – на карьеру, успешную деятельность «добытчика и кормильца», а также на активное участие в общественной сфере, а женщина – на семью и детей, причем работа и карьера должны играть для нее второстепенную роль.

Но главное в том, что подобная «философия» закрепляется в виде гендерных стереотипов и ролей, транслируемых от поколения к поколению посредством норм и механизмов культуры. Все это в полной мере относится к рассматриваемым нами южно-российским (северокавказским) этносам. Более того, российское массовое сознание (а частенько – российское научно-гуманитарное сообщество) воспринимает означенные этнические культуры как крайне консервативные («средневековые»), практически неизменные в своих архаичных традициях и нормах, как бы «дополнительно легитимируя» и даже поощряя «извечность кавказской гендерной асимметрии»179.

Однако, как показывают факты, это далеко не так. В условиях глубоких социальных трансформаций серьезные изменения испытывает вся культурная система социума и ее гендерные модели, в том числе и в рамках кавказских культур, которые принято, подчеркнем еще раз, относить к числу предельно традиционных и консервативных.