Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ Мирошниченко Оксана Петровна

Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ
<
Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мирошниченко Оксана Петровна. Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Мирошниченко Оксана Петровна; [Место защиты: Современная гуманитар. акад.].- Москва, 2008.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/131

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Этносоциальные группы в теории и практике социальных конфликтов с. 21 — 66

Раздел 2. Сущность, классификация и причины этносоциальных конфликтов с. 67 — 115

Раздел 3. Идейно-политические средства противодействия этнонациональным конфликтам в современной России с. 116 -169

Заключение с. 170-177

Библиография с. 178 -194

Введение к работе

В условиях происходящих существенных изменений в экономике Российской Федерации, значительных преобразований во многих сферах общественной жизни все еще остаются проблемы, требующие немедленного решения. До сих пор дают знать о себе случаи этносоциальных конфликтов в самых различных регионах нашей страны. Решение проблемы во многом зависит от социальной философии - науки, которая аккумулирует в себе новейшие достижения смежных научных дисциплин, изучающих общество и различные сферы его жизни. Для урегулирования этнонациональных конфликтов важно исследовать исторические, социальные и политические уровни формирования межнациональных отношений. Немалую роль здесь играет исследование парадигмальной основы данного вопроса, многообразие концепций, сквозь призму которых можно рассматривать актуальные проблемы современности, связанные с этносоциальными конфликтами. Это поможет обобщить факты и выработать основные направления теоретической и практической деятельности по противодействию различного рода националистическим идеям, организациям и экстремистским группировкам, имеющим место в современном обществе.

Актуальность настоящего исследования определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, изучение этнонациональных конфликтов будет способствовать не только обогащению теоретической базы методологического аппарата социальной философии, но и значительно пополнит содержание других наук, взаимодействующих друг с другом и исследующих данную проблему под разными углами зрения: социологию, философию, политологию, психологию и другие. Здесь важно отметить, что раскрытие сущностной стороны этносоциальных конфликтов на основе эмпирических и чисто

теоретических данных многих научных дисциплин в полной мере отвечает научным задачам, которые ставит социальная философия перед тем или иным субъектом исследования. Актуальность данного подхода продиктована также недостаточностью исследования этнонациональных конфликтов в российской научной мысли, а также небольшим количеством диссертаций, посвященных данной проблеме.

Во-вторых, актуальность исследования обусловлена ростом количества этносоциальных конфликтов и преступлений на национальной почве в Российской Федерации и в других регионах мира, совершенных на почве межнациональной неприязни. Растет число террористических актов, происходит радикализация ислама, основные положения данной религии искажаются. Можно предположить, что делается это для осуществления манипулирования мусульманским населением, часть которого склоняется к разделению взглядов и «ценностей» радикального ислама. Для разработки методов предотвращения межнациональной напряженности и этносоциальных конфликтов необходимо исследовать теоретическую, концептуальную основу проблемы, результаты изучения которой могут стать отправной точкой в деле реального практического обуздания различного рода межнациональных разногласий.

В-третьих, важность намеченного исследования связана с тем, что изучение этнонациональных конфликтов имеет связь и с другими вопросами, прямо или косвенно затрагивающими интересующую нас проблему. Рассмотрение различных аспектов этносоциальных конфликтов находится на стыке многих гуманитарных дисциплин как теоретического, так и практического плана, которые формируют основу для полноценного исследования в рамках социально-философского анализа, начиная с парадигмальных разработок и заканчивая конкретными практическими мерами, направленными на устранение этнонациональных конфликтов.

В-четвертых, невозможно построить в России правовое государство с институтом гражданского общества, не устранив основные очаги преступности и военных конфликтов на территориях, где не прекращаются столкновения между федеральными силами и бандитскими формированиями. В первую очередь, речь идет о Северном Кавказе: Дагестан и Чечня как оставались, так и сейчас остаются источниками межнациональных разногласий, в рамках которых этносоциальные конфликты - лишь часть большой проблемы юга России.

В-пятых, данное исследование актуально в связи с недостаточной
степенью концептуальной проработанности проблемы этносоциальных
конфликтов. Это обусловлено тем, что вопросы с ними связанные возникают
благодаря реальным явлениям социальной действительности. Конфликты, как
правило, проявляются в тех или иных действиях, преступлениях, поступках,
которые уже совершены в прошлом либо совершаются в настоящем. Они
представляют собой эмпирическую базу, служащую материалом для
определенной науки, исследующей этнонациональные процессы. В

практическом плане необходимо разработать идеологическую базу, основанную на повседневной практике, связанной с межнациональными разногласиями, в целях их урегулирования в будущем.

В-шестых, актуальность исследования определяется нередко отсутствием поливариативности в изучении природы этносоциального конфликта.

Таким образом, социально-философский анализ содержания, сущности, структуры, а также особенностей изменения этносоциальных конфликтов в настоящее время приобретает особую актуальность и остроту.

Степень научной разработанности проблемы. Межнациональные конфликты исследуются в России на протяжении довольно длительного времени, особенно до революции и после распада Советского Союза. Во времена СССР на исследования в области межнациональных отношений был наложен негласный запрет, но, несмотря на это, проблема отечественными

исследователями все-таки изучалась. Значительный вклад внесли и западные ученые1.

Проблемы, связанные с конфликтами и национально-этническими процессами, изучали представители зарубежной и отечественной мысли: К. Аврух, B.C. Агеев, Б. Андерсон, Г.М. Андреев, А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, А. С. Белкин, М. Бетон, Дж. Бертон, Ф.М. Бородкин, Т.Б. Боттомор, К. Боулдинг, Е.И. Васильев, Й. Галтунг, Э. Геллнер, А.В. Глухов, Н.В. Гришин, О.Н. Громов, Т. Гурр, Ч. Диксон, Г.Г. Дилигенский, Р. Дарендорф, А.В. Дмитриев, К. Дойч, Л.М. Дробижева, А.Г. Здравомыслов, А.Ф. Зорин, В.В. Ильин, Л. Козер, П. Ковачик, Л. Крисберг, А.В. Кудрявцев, 3. Маецкий, B.C. Малахов, М. Маршалл, Э.А. Паин, Р. Преториус, СВ. Пронин, Дж. Ротман, С.К. Рощина, А.Н. Сахаров, В.В. Скворцов, Г.У. Солдатова, Е.И. Степанов, Т.С. Сулимова, Дж. Тернер, В.А. Тишков, А.К. Уледов, С. Финк, Б. Харф, Л.Л. Хоперская, Д. Хоровиц, П.Н. Шихирева, А.Н. Ямсков и др2.

1 См., например:

Dollard J., Doob L. W., Miller N. E., Mowrer О. H., Sears R. R. Frustration and Aggression. New Haven and London, 1993; Dahrendorf R. Elemente eines Theorie des sozialen Konflikts II Dahrendorf R. Gesellschaft und Freiheit. Munchen 1965; Gurr Т., Harff B. Ethnic Conflict in World Politics. - Boulder, San Francisco, Oxford, 1994; Galtung J. Violence, peace and peace research. In: Journal of Peace Research. Vol. 6. 1969. № 3; Gurr T. R. Why Men Rebel. -Princeton, 1971; Gurr T. R. Minorities at Risk. A Global View of Ethnopolitical Conflicts-Washington, 1993; Greenfeld L. Nationalism: Five Roads to Modernity. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1992; Isajiw W.W. Definitions of Ethnicity. — Ethnicity, 1974, vol. 1, № 2; Kisriev E. Islam's Political Role in Daghestan II Central Asia and the Caucasus. 2000. № 5; Krisberg L. Constructive Conflicts: From Escalation to Resolution. - Lanham Boulder, New York, Oxford, 1998; Lenski G. Power and Privilege. - New York, 1966; Nairn T. The Break-Up of Britain: Crisis and Neo-Nationalism. London: New Left Books, 1977; Olzak S. "Analysis of Events in the Study of Collective Action" Annual Review of Sociology, №.15, 1989; Sandole D. Capturing the Complexiti of Conflict: Dealing with Violent Ethnic Conflicts in the Post-Cold War Era. -London & New York, 1999; Tilly Ch., Tilly L., Tilly R. The Rebillions Century (1930). -Camgridge, 1975; Tuminez, Astrid S. Russian Nationalism Since 1856. Lanham (Md.): Rowman & Littlefield Publishers, 2000; Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. -N.Y., 1981.

2 См., например: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и
распространении национализма. - М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001; Анцупов А.Я.,
Шипилов А. И. Конфликтология. - 1993; Андреева Г. М. Социальная психология. - М.:
Аспект Пресс, 1996; Васильева Е. И. Институциализация социального конфликта:

Многие этносоциальные конфликты на территории России, имеют отношение к национализму, который может трактоваться как отрицательно, так и положительно (национализм может обосновываться при необходимости

современный опыт США // Социальные конфликты. Вып. 6; Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991. Государственная политика России в конфликтных зонах (аналитические материалы). Центр этнополитических и региональных исследований. - М., 1994; Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. — М., 1996. -№ 100; Тишков В.А. О нации и национализме. Полемические заметки // Этнос и политика. - М., 2000; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997; Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. — М., 2003; Дилигенский Г. Г. Индивидуализм старый и новый (Личность в постсоветском социуме) // Полис. - 1999. - № 3; Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. - М., 2000; Дробижева Л.М. О новом мышлении в межнациональных отношениях // Что делать? В поисках идей совершенствования межнациональных отношений в СССР. - М., 1989; Здравомыслов А Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. — М., 1997; Здравомыслов А.Г. Релятивистская теория наций и рефлексивная политика // Общественные науки и современность. - 1997. - № 4; Здравомыслов А.Г. Этнополитические конфликты и динамика национального самосознания россиян // Куда идёт Россия?.. Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. Т. И. Заславской. -М.: «Аспект Пресс», 1996; Зорин А.Ф. Русский национализм как социально-политический феномен постсоветского периода: Автореф. дисс... канд. политич. наук: УГНТУ, — 2007; Ильин В. В., Ахиезер А С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во МГУ, 2000; Козер Л.А. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль. - М., 1996; Krisberg L. Constructive Conflicts: From Escalation to Resolution. - Lanham Boulder, New York, Oxford, 1998; Малахов В. С. Преодолимо ли этноцентричное мышление? // Расизм в языке социальных наук / Под ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. — СПб.: Алетейя, 2002; Паин Э.А. Между империей и нацией: Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. 2-е изд., доп. - М.: Новое издательство, 2004; Паин Э.А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР // Советская этнография. - 1990. - № 1; Паин Э., Попов А. Чеченская политика России с 1991 по 1994 // Мировая экономика и международные отношения. - М., 1995. - № 5; Сахаров А.Н. Основные этапы и особенности русского национализма // Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений / Под общ. ред. А.Н. Сахарова, В. А. Михайлова. М.: Наука, 1999; Скворцов Н. Г. Этничность и трансформационные процессы // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. - СПб., 1995; Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: Методологические, технологические, теоретические проблемы. - М., 1996; Степанов Е.И., Куконков П.И. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. Вып.20. 2003; Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985.

сохранения национальной самобытности, когда общество начинает «растворяться» в стремительно глобализирующемся мире). При особых условиях национализм вполне может стать своего рода «топливом» для многих межнациональных противоречий. На почве этнонациональных конфликтов могут возникать целые идеологические войны. И именно поэтому так важно не допускать в обществе распространение шовинизма, национализма и религиозной нетерпимости.

В методологическом плане многие проблемы этносоциальных конфликтов могут быть рассмотрены сквозь призму концепций самоорганизации, представители которых исследовали самые различные сферы социальной и иной действительности. Среди исследователей, внесших значительный вклад в науку, можно назвать имена таких ученых, как И.Р. Пригожий, И. Стенгерс, СП. Курдюмов и Е. Князева, И.А. Акчурин, В.И. Аршинов, М.Д. Ахундов, Л.Б. Баженов, А. Богданов, Е.С. Бойко, В.Э. Войцехович, М.В. Волькенштейн, СИ. Волянский, А.В. Гапонов-Грехов, Ф. Гельхар, Н. Грассбергер, Р. Грехем, Ю.А. Данилов, И.С. Добронравова, СВ. Илларионов, М.К. Иовитс, М.С Каган, В.В. Казютинский, СП. Капица, B.C. Капустин, Р.С Карпинская, Ю.Л. Климонтович, В.И. Кузнецов, Э. Ласло, И.В. Лупандин, К. Майнцер, Е.А. Мамчур, СВ. Мейн, И.П. Меркулов, А. Мюллер, В.В. Налимов, Л.И. Новикова, А.А. Печенкин, Н.В. Поддубный, А.Б. Потапов, В.В. Тарасенко, М.И. Рабинович, Е.Я. Режабек, М.Ю. Романовский, Г.И. Рузавин, Ю.В. Сачков, А.А. Силин, В.В. Тарасенко, Г. фон Форстер, Д.С Чернавский, Ю.В. Чайковский, Э. Шредингер, Б.Г. Юдин, Э. Янч и др .

Следует отметить недостаточную степень исследования этносоциальных конфликтов в комплексном аспекте. Иными словами, полное и всестороннее

3 См. также работы, в которых представлены базовые положения синергетики и возможность ее применения в философской, социальной и культурологических сферах: Аршинов В. И., Буданов В.Г. Когнитивные основания синергетики // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002; Каган М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. - СПб.: Наука, 1998.

изучение интересующей нас проблемы с разных методологических и теоретических оснований практически не проводилось.

Социально-философское обобщение и интеграция наработок, положений и концепций исследователей других общественных наук, занимающихся этнонациональными конфликтами, должно осуществляться, прежде всего, с ориентацией на результат, теоретический или практический. В случае полезности для социума применения той или иной концептуальной методологической базы к определенной сфере жизни общества, можно говорить о том, что ту или иную концепцию или теорию можно использовать в социально-философской интегративной базе - для решения проблем современного общества, включая этносоциальные. Практическая польза наработок и концепций должна оцениваться с позиции «общество-индивид», то есть, как концепция, будучи внедренной в общество, способна положительно влиять на каждого индивида. В изучении этнонациональных конфликтов существуют множество пробелов, и настоящая работа призвана их, хотя бы частично и по мере возможности, восполнить.

Объект исследования - этнос как социальное явление и межэтнические конфликты как реалии современного социума.

Предмет исследования — сущность, формы и причины этносоциальных конфликтов в современных условиях и методы их урегулирования.

Цель исследования - социально-философский анализ этноса как социального феномена и субъекта конфликта.

Задачи исследования:

- исследовать и проанализировать внутренние основания этнических противоречий и закономерности этносоциальных конфликтов;

классифицировать этносоциальные конфликты по различным признакам;

рассмотреть биопсихосоциальные основы этноса, исследовать основания различных вариантов понимания сущности этноса;

рассмотреть факторы, определяющие деструктивный характер этносоциальных конфликтов и возможность предупреждения конфликта на ранней стадии;

- выявить способы по противодействию и профилактике этносоциальных
конфликтов;

- исследовать зарубежный опыт решения межэтнических конфликтов;

определить пути противодействия развитию этносоциальных
конфликтов на территории России с учетом её национальных интересов и
экономического потенциала в развитии государства на

современном этапе.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют авторефераты, монографии, научные статьи, ресурсы Интернета, где нашли свое отражение результаты исследования этносоциального конфликта - феномена современного социума, отечественными и зарубежными авторами.

Теоретико-методологическая база исследования. Поставленные задачи и цель исследования реализуются в процессе использования системного подхода. Теоретическая основа исследования раскрывается посредством применения философских принципов всеобщей связи и диалектического развития. В качестве методологической основы при изучении этносоциальных конфликтов применялись системно-уровневый, системно-функциональный, функционально-деятельностный, структурно-содержательный, сущностный, аксиологический, онтологический и синергетический принципы; общенаучные принципы и методы познания: соответствия, когерентности, единства части и целого, конвергенции; принцип разрастания малого и хакеновский принцип подчинения параметрам порядка; принцип противоречивой связи традиций и новаций в ходе научного познания и другие.

Научная новизна исследования заключается в следующем: рассмотрение проблемы этносоциального конфликта как формы политического, гражданского или вооружённого противостояния, в котором стороны взаимодействуют и терпят поражение по причине определённой этнической принадлежности;

приоритетная роль биоприродного фактора в определении понятия этноса по сравнению с социальным и другими факторами;

синергетическая парадигма, основываясь на принципах самоорганизации, создает рамки для изучения этносоциального конфликта как феномена современного социума;

возможен принцип положительного фактора этносоциального конфликта на стадии его зарождения, а также своевременного раскрытия причин конфликта и нахождения путей его успешного решения;

исследование зарубежного опыта решения межэтнических конфликтов (на примере Канады);

в диссертации раскрывается многоуровневый и многовариативный характер проблемы этносоциального конфликта; показано, что межнациональные и межэтнические проблемы, фиксируя остроту и злободневность тех или иных актуальных вопросов современности, стимулируют процессы, стабилизирующие ситуацию, - при участии политиков, представителей гражданского общества, ученых;

проанализированы современные интерпретации этноса и этносоциальных конфликтов в трудах ученых, исследующих различные аспекты этносоциальных конфликтов; даны авторские оценки подходам и направлениям, рассматривающим проблемы межэтнического взаимодействия;

- отмечены особенности развития этнических противоречий в больших
мегаполисах на примере Москвы;

- определены пути противодействия развитию этносоциальных конфликтов на территории России с учетом ее национальных интересов и экономического потенциала в развитии государства на современном этапе.

Положения, выносимые на защиту:

1. При всём многообразии в понимании и трактовках этноса, в основе которого лежат социальные, биоприродные, психологические и другие факторы, на наш взгляд, главенствующую роль играют биоприродные факторы.

Этнос — это исторически образовавшаяся группа людей, объединенная общим происхождением, языковыми и культурными признаками. Этнические группы (племена) были значительно раньше образования государства.

В связи с этим заслуживает внимания трактовка этноса, которую приводит Гастон-Арман Амодрюз, включающая в себя расовый компонент: «Этнос - это расовый аспект конкретного сообщества, культурного, политического или языкового... Расовый фактор играет решающую роль в этносе, так как он определяет доминантные тенденции, равно как и большее

или меньшее единство этноса» .

Сторонником биоприродного направления является отечественный мыслитель, профессор Л.Н. Гумилев, который обосновывал собственную концепцию пассионарности и предпринял попытку создания междисциплинарной теории этноса, используя при этом системный подход в этнологии. Он был уверен, что биофизически этносоциальная общность реальна и во многом определима географией, иными словами, территорией возникновения5. Много внимания он уделял «месторазвитию» этносоциального образования.

Национальная газета. - 1999. - № 3. 5 См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -М., 1992.

Однако многочисленные исследователи отмечают необходимость интеграции подходов в рассмотрении этноса6. Так, СВ. Чешко добавляет к этому мысль неполноты отдельных теорий в их характеристике этноса: «Все существующие теории оказываются неспособными выявить этническую «самость». Перед исследователями — явление, которое, безусловно, существует, но неизменно ускользает сквозь пальцы, несмотря на любые методологические ухищрения. Оно может проявляться повсюду, влияет на любые сферы жизни и деятельности человека и, в то же время, его нигде нет»7.

Для выделения единой трактовки этноса в процессе выделения его сущности можно интегрировать различные определения, несмотря на многообразие в понимании и трактовках этноса как социального феномена и субъекта конфликта. И связано это с тем, что этнос приравнивается к способу его существования как индивидуальной отдельной части (единицы) планетарного этнического ряда. Таким образом, сущность не приближалась к свойственным этносу внутренним характеристикам, но, напротив, отдалялась, причем на довольно большое расстояние, иными словами, не отражала реальности, ограничиваясь единственно теорией. Данная трактовка сущности этноса характеризуется фрагментарностью и отсутствием реальной целостности.

Кроме того, если во внимание брать качество, которое присуще всем этническим общностям, неизбежно придется абсолютизировать способность уникального конкретного этноса существовать независимо и вне культурного общечеловеческого единства. Не стоит упускать из вида способность этноса формировать государственность. При этом необходимо иметь в виду возможность многосторонней интеграции различных трактовок этноса для выделения универсальной категории, которая должна быть основана на

6 Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. - М., 1999. — С. 36.

7 Чешко СВ. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. - 1994. - № 6. - С. 39.

наличии у конкретной группы - социальной общности - этнического самосознания.

Социально-философское обобщение и интеграция наработок, положений и концепций исследователей других общественных наук должно проводиться, прежде всего, с ориентацией на результат, теоретический или практический. В случае полезности для социума применения той или иной концептуальной методологической базы к той или иной сфере жизни общества, можно говорить о том, что определенную концепцию или теорию можно использовать в социально-философской интегративной базе - для решения проблем современного общества, включая этносоциальные. Практическая польза наработок и концепций должна оцениваться с позиции «общество-индивид», то есть, как концепция, будучи внедренной в общество, способна положительно влиять на каждого индивида. С этой же позиции можно рассматривать применимость использования тех или иных концепций для урегулирования этнонациональных конфликтов - мерилом действенности социально-философской интегративной базы должна стать общая полезность или общественная польза наработки, концепции, которая практически уже значима и реализована в системе «общество-индивид».

Результаты исследования этноса имеют большое значение, способное внести существенный вклад в науки, изучающие этнические общности.

В сущностной основе этносов могут лежать как природные, так и чисто социальные факторы, различные процессы самоорганизации, которые включаются в единое поле социума и закрепляются в структуре социального феномена. Однако на наш взгляд, биоприродный фактор — приоритетен.

2. Положительная роль этносоциального конфликта на стадии его зарождения состоит в возможности раскрытия причин конфликта и его успешного урегулирования.

Конфликтная ситуация может привести как к разрушению этносоциальной системы, так и способствовать обретению стабильности, если

15 вовремя принять меры для решения возникших проблем. Понимание механизма развития этносоциального конфликта и его разрешения, по мнению ряда конфликтологов, должно способствовать позитивному отношению к конфликтной ситуации. Следует также отметить, что поиск организационных форм разрешения этносоциальных конфликтов имеет гуманистический характер и цивилизационные формы. Таким образом, на основании этого в обществе должно формироваться положительное отношение к конфликтологической парадигме, которая должна отразиться в социально-философской научной мысли. Практическая реализация основных и глубинных положений данной парадигмы должны взять на себя соответствующие институциональные и социальные структуры.

Но следует учитывать, что окончание открытых конфликтов трактуется как положительный фактор, а само фактическое наличие конфликтов нередко трактуется только как деструктивный процесс. Для разрешения ситуации следует подойти со стороны дифференциального многообразия социальной реальности, в условиях которой возможны и иные объяснения этносоциальных противоречий и конфликтов. И связано это с тем, что полный отказ обнаружить конструктивное содержание этнических конфликтов не эффективен. Конструктивная функция этнических конфликтов заключается в стимулирующем воздействии, направленном на политический процесс, его субъектов - для корректировки или изменения особенностей национальной политики, ее соответствия с социальной действительностью. Научные результаты, достигнутые в данной области, сводятся к необходимости признания и обоснования значения социальных конфликтов как естественного повседневного явления, неотъемлемого атрибута общественной жизни, а также признания не только неустранимости конфликтности в общественной среде, но и возможности выявления ее конструктивной роли в общественном развитии.

Данный методологический подход обусловлен преодолением тоталитарной идеологии «бесконфликтного» общества.

И все же, несмотря на идеологически значимые научные высказывания, нельзя не признать того, что помимо выполнения конфликтами некоей позитивной роли, они чаще носят разрушительный дестабилизирующий характер. В этом отношении полезность конфликтов связана с тем, что конфликт помогает разрешить противоречие. Но цена при этом бывает довольно высока: человеческие жизни, социально-экономические проблемы, политический дисбаланс и т.д. и т.п. И здесь вполне можно согласиться с А.В. Дмитриевым в том, что гораздо лучше, если объективное противоречие будет решено мирными способами и не будет доведено до конфликта и, тем более, до

вооруженного противоборства .

3.Определение наиболее эффективных способов разрешения межэтнического конфликта по накопленным противоборствующими сторонами противоречиям.

Этносоциальные конфликты - это форма отношений между национальными общностями, обусловленная состоянием взаимных претензий, которая имеет тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до открытых войн и вооруженных столкновений.

В качестве основной причины развертывания этносоциального конфликта можно рассматривать желание этнических групп, которые поэтапно вовлекаются в этнический процесс, давать свою интерпретацию национальных интересов.

Этносоциальный конфликт выступает как столкновение, противостояние сторон, представляющих этнические и национальные группы со своими интересами, исчерпавших иные способы решения накопившихся социально-политических противоречий. Этнический конфликт обычно подкрепляется определенной идеологией, причем трактовка способов достижения желанной цели у противников неодинакова.

8 Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М., 2000. - С. 61-62.

Возникновению конфликта могут способствовать глобализационные мировые процессы, препятствующие свободному проявлению национальной жизни определенного этноса. Прежде всего, это касается замкнутых этнических групп, которые закрыты для культурного обмена с другими этносами. В связи с этим можно рассмотреть противостояние «этнического» и «цивршизационного». Если первое стремится к обособлению, то второе - к объединению. Решить данное противоречие в условиях современного социума - значит во многом способствовать урегулированию этносоциальных конфликтов на земном шаре.

В целях предотвращения этносоциальных конфликтов необходимы конкретные меры, направленные на изменение тех областей социальной сферы и каждодневной реальности (локальных социумов), где имеется межэтнический компонент, причем область политики - не исключение. Нельзя упускать из виду информационный и экономический факторы, значение которых довольно велико в условиях современной, динамично развивающейся России.

4. В результате исследования определена совокупность внутренних процессов этноса, типология и причины возникновения этносоциальных конфликтов, возможность их предотвращения в современном российском обществе и па сопредельных территориях.

Имея представление о случаях проявления этносоциальных конфликтов на конкретных примерах, идеологической борьбе, можно попытаться определить пути противодействия этносоциальным конфликтам, что крайне важно в современных условиях для сохранения стабильности различных сфер жизни современного российского общества.

Следует также учесть, что в России, прежде всего на границах территорий, в силу ряда причин, имеются собственные предпосылки развития этносоциальных конфликтов, которые связаны с политической и правовой сферами жизни общества, а также с мировыми экономическими процессами.

5. Изучение зарубежного опыта решения межэтнических конфликтов на примере Канады.

В зарубежных странах вопросы этнических отношений решаются на государственном уровне и на законодательной основе. В основном, проблемы между различными этническими группами возникают в случае большого притока иммигрантов в страну. Существуют апробированные адаптационные модели для иммигрантов. Программы, выработанные соответствующими государственными структурами, защищают права этнических групп, прибывших в страну, регулируют их взаимоотношения с коренным населением, равномерно распределяют потоки иммигрантов по стране, сокращают приток нелегальных переселенцев, обеспечивают нормальную адаптацию вновь прибывших людей в страну, повышают их культурно-образовательный уровень, воспитывают уважение к данной стране и его коренному населению.

Определённые модели могли бы быть применены и в России с учётом особенностей нашей страны, самобытности и культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Методологическая направленность диссертационного исследования обусловливает степень теоретической значимости настоящей работы. В ходе исследования сущностных аспектов этносоциальных конфликтов делается анализ применимости тех или иных парадигм в процессе поиска необходимого методологического инструментария. Следует отметить, что использование синергетики в процессе рассмотрения интересующей нас проблемы, не идеализируется, а рассматривается критически в совокупности с другими концепциями и теоретическими взглядами на проблему. Однако отмечается значимость синергетики в процессе исследования этносоциальных конфликтов как на основании уже проведенных исследований другими авторами, так и собственных научно-теоретических изысканий, возможность изучения социальных явлений и национально-этнических процессов многими дисциплинами.

Результаты анализа этносоциальных конфликтов могут быть использованы в различных гуманитарных дисциплинах: философии, социологии, политологии, экономике, конфликтологии и др. Кроме того, результаты работы могут использоваться при дальнейших исследованиях данной проблемы, а также при разработке и реализации способов предотвращения и профилактике этносоциальных конфликтов.

Апробация работы.

Апробация данной работы осуществлена автором в процессе участия в научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2007» (г. Одесса, 2007 г.), во Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции «Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации» (г. Москва, СГА, 2007 г.), в подготовке и проведении заседания коллегии префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы по вопросу «О совершенствовании работы органов исполнительной власти по формированию гражданской солидарности и толерантности в детско-молодежной среде» (г. Москва, 2007 г.) Материалы диссертационного исследования использованы в процессе преподавания философии и культурологии в Национальном институте моды (г. Москва).

Также основные положения диссертации были апробированы в опубликованных научных работах:

  1. Этносоциальные конфликты как предмет социально-философского рассмотрения: подход к проблеме // Вестник МГОУ. Серия "Философские науки" (выпуск в серии № 8-9). - № 3-4. - М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 180 с. - С 54-60. - 0,5 п.л.

  2. Сущность и классификация межэтнических конфликтов // Инновации в образовании. -№ 12, 2007. - С. 53-64. - 0,5 п.л.

  3. Социально-философский анализ природы межэтнических конфликтов // . Сборник научных трудов по материалам международной научно-

20 практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2007». - Том 6. Философия и филология. - Одесса: Черноморье, 2007. - 98 с. - С. 3-7. -0,5 п.л.

  1. Этносоциальные конфликты на территории Северного Кавказа: причины и следствия // Кафедральный вестник. Первый профессиональный университет. - № 4, 2007. - С. 58-67. - 0,5 п.л.

  2. Радикальный ислам как объект политических манипуляций в условиях этносоциальных конфликтов // Труды СГА. - № 3, 2008. - С. 81-95. - 0,5 п.л.

  3. Этносоциальные конфликты на территории современной России: истоки и пути преодоления // Сборник научных трудов по материалам Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции «Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации». - М., 2008. - С. 96-101.- 0,5 п.л.

  4. Проблема трансформации русского национализма: теоретические и практические аспекты // Современное образование: инновации, экономика, право. -№ 1, 2008. -С. 151-160. -0,5 п.л.

Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил 3,5 п.л.

Этносоциальные группы в теории и практике социальных конфликтов

В условиях стремительно меняющегося современного социума, когда отдельные сферы жизни становятся более стабильными, а другие испытывают внутренние противоречия (системный кризис), важно обратить внимание на исторические, культурные и иные особенности народов (этносов), населяющих территорию нашей планеты. Кроме того, в современных условиях нередки столкновения между представителями различных этносоциальных групп, поэтому для обоснования тех или иных способов теоретических и практических мер, направленных на стабилизацию межэтнических отношений, крайне важно определить понятие этноса как социального феномена и субъекта конфликта применительно как к российской реальности, так и к социуму в целом.

Как уже отмечалось, актуальность теоретического исследования этноса как социального феномена и этнических процессов, протекающих в обществе, обусловлена тем, что нередко между отдельными этносоциальными образованиями может назреть конфликт, для решения которого потребуются теоретические знания, полученные путем верного непротиворечивого метода исследования на стыке нескольких наук .

Слово «этнос» использовалось народами Древней Греции, которые данным термином определяли все другие народы, отличные от проживающих на их территории10. Отличие народности от этносоциальной общности в том, что это - этническая общность, находящаяся по уровню своего общественного развития между нацией и племенем.

В международную научную сферу термин «этнос» был введен в 1921 году русским ученым С.М. Широкогоровым как собирательный термин для определения этнических общностей. Он рассматривал этнос как биологическую единицу.11

Категория этноса в отечественной науке была разработана в 1960-80 гг. — главным образом, в трудах В.И. Козлова, Л.Н. Гумилева (автор междисциплинарной теории этноса), В.А. Тишкова и Ю.В. Бромлея13, который считается основоположником российской теории этноса.

Пионером разработки теории этноса считают этнографа и религиоведа С.А. Токарева. Его важный вклад в науку связан с выступлением в 1964 году на страницах журнала «Вопросы философии». Именно им была проложена дорога методологического осмысления этнических процессов советской и постсоветской научной мысли, исследующей этнос и все, что с ним связано.

Зарубежным первопроходцем стал Р. Наролл, который в журнале «Современная антропология» опубликовал статью «О классификации этнических единиц».15 Причем его методологическая стратегия, а также сформулированные выводы были во многом схожи с тем, как видел проблему уже упомянутый нами отечественный ученый С.А. Токарев. Сходство представителей науки разных государств заключалось в том, что объект исследования должен рассматриваться в конкретном, строго опосредованном контексте существования, представленный наряду с остальными составляющими этнического мироустройства, и обладающий возможностью заявить о своей неповторимости и универсальности. Иными словами речь идет о том, что этнос является обособленным феноменом, противопоставляющим себя остальным этническим общностям. Говоря о внутренней природе данного объекта, по мысли ученых, на ее характеристики влияют различные особенности, которые в то же время делают этнос единым уникальным целым. Сущность этноса развертывается посредством раскрытия его индивидуальной специфики, которая выражена набором устойчивых характеристик. Этнос при их помощи на фоне многоликого национального состава человечества очерчивается, определяется и находит свое категориальное место в науке. Наука, в свою очередь, анализирует фактические данные и выделяет те или иные этнические признаки в процессе исторического развития16. Если говорить конкретнее, она классифицирует определенные материально-обусловленные социально-культурные проявления специфики этнического плана в единый реестр. Решение задач, связанных с сущностными аспектами этнической проблемы будет происходить с учетом накопленного фактологического материала. Следует также отметить, что в терминологии 1960-х годов понятие «этнос» именовалось «этнической общностью».

Сущность, классификация и причины этносоциальных конфликтов

В рамках данного раздела будет рассмотрена сущностная сторона этносоциальных конфликтов, факторы, определяющие их деструктивный характер и возможность наличия их конструктивной роли, типология и причины возникновения.

Выявлению сущности, содержания, социальных детерминантов межэтнических конфликтов как отечественными, так и зарубежными исследователями способствовал рост социальной, политической и экономической нестабильности в различных сферах жизни общества, - как следствие возникновения очагов противоборства между представителями тех или иных этнических групп в различных уголках земного шара.

Этнические конфликты представляют собой одну из самых актуальных проблем современного общества. Согласно данным Стокгольмского института по исследованию актуальных мировых проблем, две трети серьезных инцидентов в 90-х годах XX столетия носили этнический характер, что существенно затрудняло общественный прогресс и вносило дисбаланс в духовное и моральное становление человека. Особенно острой в этносоциальном плане была ситуация в России в годы, когда распался Советский Союз и был намечен курс на коренные демократические преобразования в государстве10 .

Этносоциальные конфликты объектом исследования стали в середине прошлого столетия в странах Западной Европы и в США. Подобные научные изыскания были связаны с ростом интереса к государствам, где сосуществовали представители различных этнических групп. Последние, в свою очередь, имели свои традиции, обычаи, культуру. Среди прочих причин проведения научных изысканий в этнической области - это обострение международных отношений во время «холодной войны». Иными словами, социальная система имела в себе черты рассогласованности и беспорядочности. В целом научная мысль СССР характеризовалась наличием положения о «бесконфликтности» социалистического общества, имеющего значение идеологической доктрины. Наличие существующих в социалистическом обществе противоречий объяснялось их неантагонистическим характером, в то время как в капиталистических обществах противоречия носят антагонистический характер110.

Для того чтобы более полно представить себе суть интересующего нас вопроса и рассмотреть его в рамках социально-философского анализа обратимся к определению противоречия как такового, столкновения, напряжения, возникающего между сторонами-оппонентами, а именно - к конфликту. Конфликтом является неизбежный итог функционирования любой системы, организованной по иерархическому принципу. Возникает он, если стороны убеждены в несовместимости целей их деятельности и интересов. Причиной конфликта является социальное неравенство111.

Подробному рассмотрению этнического конфликта в рамках социально-философского подхода способствует использование комплекса общих и специфических характеристик, а также применение методологического инструментария и теоретических знаний политологии, социологии, этноконфликтологии и культурологии . Иными словами, социально- философский анализ более полноценно, на наш взгляд, осуществляется на стыке нескольких научных дисциплин, изучающих общество.

Социокультурный фактор является основополагающим в процессе исследования специфики очагов сепаратизма. На него влияют такие показатели, как уровень развития группы, степень ее традиционализма, готовность использования ею вооруженных методов противостояния, характер развития агрессивности по отношению к противоположной стороне.

Возникновению конфликта могут способствовать мировые глобализационные процессы, которые препятствуют свободному проявлению национальной жизни определенного этноса. Прежде всего, это касается замкнутых этнических групп, которые закрыты для культурного обмена с другими этносами. В связи с этим можно рассмотреть противостояние «этнического» и «цивилизационного». Если первое стремится к обособлению, то второе - к объединению. Решить данное противоречие в условиях современного социума - значит, во многом способствовать урегулированию этносоциальных конфликтов на земном шаре.

Этносоциальный конфликт выступает в качестве формы столкновений, противостояний сторон, представляющих этнические и национальные группы со своими интересами и исчерпавших иные способы решения накопившихся социально-политических противоречий. Этнический конфликт обычно подкрепляется определенной идеологией, причем трактовка способов достижения желанной цели у противников неодинакова.

Для более полного социально-философского исследования интересующей нас проблемы рассмотрим и некоторые другие варианты определения конфликтов между представителями различных этносов.

Идейно-политические средства противодействия этнонациональным конфликтам в современной России

В современных условиях, в процессе социально-экономической трансформации российского общества особенно актуально стоит вопрос национальной идентичности. Нерешенность данного вопроса зачастую приводит к серьезным последствиям, связанным с нестабильностью социальной системы, рассогласованностью отдельных ее компонентов и сфер жизни общества: материально-производственной, социальной, духовной и политической. Наряду с этим, увеличивается число национальных экстремистских организаций вследствие распространенности этносоциальных конфликтов, как внутри страны, так и за ее пределами. Всестороннее исследование данного явления на глобальном и российском уровнях поможет осознать проблему и определить направленность конкретных действий по стабилизации различных сфер общественной жизни.

Серьезное значение для исследования конкретных этносоциальных проблем, выступающих причинно-следственными основаниями для возникновения межэтнических конфликтов в рамках социально-философского анализа, имеет национализм.

В ходе изучения источниковой базы по проблеме зарождения русского национализма в свете мировых этносоциальных процессов, можно сказать, что данный вопрос нашел отражение, как в исторической, так и политико-социальной литературе. Изначально проблема национализма была представлена философской мыслью Древней Греции (что зафиксировано в рассуждениях древнегреческих философов о «природных свойствах» варваров и эллинов) и Западной Европы XVIII в.

Теоретические вопросы национализма и различных наций всесторонне исследовались в трудах американских и западных ученых. Они глубоко изучили феномен национализма в Европе, дали ему определение, выявили условия и факторы его возникновения, разработали классификацию. Но следует отметить, что работы этих ученых нередко противоречили друг другу, особенно в вопросах о факторах развития национализма и его сущности. Данная проблема привела к формированию различных концептуальных направлений в изучении национализма: примордиалистского, конструктивистского и инструменталистского. Корейская научная мысль представлена исследованием национализма историком Лим Джи-Хюном183. В целом научные разработки характеризовались рассмотрением предпосылок, признаков, выявлением типологии нации и национализма, разработкой в их рамках теоретических основ с позиций разнообразных теоретических парадигм.

В процессе рассмотрения национализма в его этносоциальном, социально-философском аспекте, применялись системный, инструменталистский, примордиалистский, конструктивистский и структурно-функциональный подходы. Находясь на стыке смежных дисциплин, изучающих общество, они имеют прямое отношение к социальной философии, которая обобщает опыт и результаты исследования различных наук. Так, структурно-функциональный подход позволяет исследовать сущность нации, ее общностную природу, возможность трансформации в процессе исходящей от государства модернизации. Роль политических элит в манипуляции национализмом как инструментом массовой мобилизации успешно выделяется при использовании инструменталистского подхода. Структурно-функциональный и системный подходы позволяют всесторонне рассмотреть современный русский национализм в свете его социально-политической основы (К. Дойч, Д. Истон, Г. Альмонд). Кроме того, можно отметить эффективность сравнительного и исторического анализа процесса возникновения и особенностей формирования организационно-политических форм русского национализма и его идеологических принципов.

В научных исследованиях национализма, представленных работами ученых России и зарубежья, преобладают примордиалистский, включающий в себя этнокультурный и перенниалистский взгляды, а также марксистский и конструктивистский (включая релятивистский) подходы.

В современных условиях общепризнанной концепцией национализма является модернистская (конструктивистская), в рамках которой национализм и нации рассматриваются в качества социальных конструктов. Выдающимися представителями данной концепции являются Б. Андерсон и Э. Геллнер. По мнению последнего, обязательной предпосылкой для возникновения национализма, является индустриальное общество, в котором гомогенизация населения функционально зависима от «высокой культуры». Социальная мобильность и культурная гомогенность, стандартизация образования и современное государство обеспечивают индустриальное развитие социума. Как утверждает Э. Геллнер, «национализм - это, прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать»184, а также стремление к качественному взаимодействию культурно-национальных и политико-государственных границ.

Похожие диссертации на Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ