Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция образов женщины в общественном сознании Ворошилова Оксана Николаевна

Эволюция образов женщины в общественном сознании
<
Эволюция образов женщины в общественном сознании Эволюция образов женщины в общественном сознании Эволюция образов женщины в общественном сознании Эволюция образов женщины в общественном сознании Эволюция образов женщины в общественном сознании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ворошилова Оксана Николаевна. Эволюция образов женщины в общественном сознании : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ворошилова Оксана Николаевна; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Зерноград, 2008.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/79

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Образы женщины в мифологическом и религиозном сознании 13

1.1. Образы женщины в мифологическом сознании 13

1.2. Образы женщины в религиозном сознании 36

1.3. Образы женщины и взаимоотношения полов в истории философии 58

ГЛАВА II. Формирование образов женщины в современном общественном сознании 74

2.1. Образы женщины в феминистских концепциях 74

2.2. Мизогинистический и филогинистический образы женщины 92

2.3. Детерминанты и направленность эволюции образов женщины в современном общественном сознании 113

Заключение 133

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Различие между женщинами и мужчинами - самое фундаментальное генетическое различие, существующее между людьми. В течение тысячелетий социальные роли женщин и мужчин были строго разделены, причем подчиненное положение занимали женщины. Патриархат господствовал во всех государственных и общественных формациях. Только отдельным женщинам удавалось достичь вершин власти, и, надо признаться, они неплохо справлялись со своими обязанностями.

Сейчас положение изменяется, мужчины больше внимания уделяют воспитанию детей, домашней работе, считавшейся традиционно уделом женщин, причем и первый, и второй процесс, в первую очередь, затрагивает наиболее развитые страны, а в этих странах - наиболее образованную часть общества.

И одновременно идет встречный процесс- женщины играют все большую роль в политике, бизнесе, правоохранительных органах, армии. Все больше женщин становятся главами государств. Многие профессии, считавшиеся «мужскими» превратились в «женские», например, профессия школьного учителя, бухгалтера, врача, парикмахера. В настоящее время возникновение феминистского движения, сторонники которого борются за улучшение положения женщин, огромные успехи, достигнутые в ходе этой борьбы, поддержанной частью мужчин, не могли не способствовать тому, что в научной и публицистической литературе последнего времени стал оживленно обсуждаться вопрос возвращения матриархата, идущего на смену трехтысячелетнему патриархату, «нового матриархата», а иногда вопрос близости биархата. И в то же время нельзя сказать, что доминирование мужчин кануло в вечность - средний заработок женщин ниже не только потому, что мужчины имеют больше возможностей для занятия высокооплачиваемых должностей. Вознаграждение женщины за равный с мужчиной труд нередко оказывается меньше. Решение проблемы доминирования мужского начала и связанного с этим появления и обострения глобальных проблем человечества обусловливает необходимость выявления объективных предпосылок и условий трансформации образов женщины и муж-

4 чины в целях достижения их гармоничного взаимодействия. Именно последнее

способно, по нашему мнению, помочь нынешней цивилизации в разрешении экологической проблемы, проблемы войны и мира. Замечено, что периоды, когда женщины утрачивают возможность выполнять функцию облагораживания людей, отличаются падением нравов. Видимо, не случайно закрытие политических и литературных салонов в начале XX столетия, в которых женщины создавали и поддерживали атмосферу доверия и взаимопонимания между представителями разных народов, привело к кризису дипломатии, наиболее ярко проявившимся в двух кровопролитных мировых войнах.

Это свидетельствует о приближающейся смене эпох и означает, во-первых, неизбежность отказа от укорененных в современной культуре образов женщины и формирование нового образа женщины, во-вторых, начало сложной борьбы между существующими образами, с одной стороны, и между последними и складывающимися новыми образами - с другой. И от того, какими они выйдут из горнила этой символической борьбы, во многом зависит ближайшее будущее человечества.

Понимание сути изменений, происходящих в сфере взаимоотношений полов, особенно важно для тех, кто занимает руководящие посты в различных сферах деятельности - большинство из них принадлежит к так называемому «сильному» полу. Непонимание сути этих изменений, стремление любой ценой утвердиться в своем превосходстве на всех уровнях является одной из причин того, что в России мужчины в среднем не доживают до пенсионного возраста, который у нас меньше, чем в большинстве развитых стран мира.

Все это открывает новые перспективы для социально-философского анализа, позволяющего осмыслить истоки, предположить последствия, которые влечет за собой эволюция образов женщины в общественном сознании, и выявить факторы, способствующие эффективной реализации механизмов равенства. Все это и составляет актуальность темы данного исследования.

Степень научной разработанности темы. Изучение содержания, исторических изменений и перспектив трансформации образов женщины имеет

5 долгую историю. Данная проблема по своей природе является междисциплинарной и исследуется в рамках всего спектра социально-гуманитарного знания. Это позволяет в нашем исследовании опираться на серьезные результаты, достигнутые философами, социологами, культурологами, религиоведами, этнографами, эзотериками.

При решении проблемы изначального образа женщины наибольшее значение приобретают исследования, посвященные матриархату'. Однако для того чтобы осветить сущность проблемы, прежде всего, следует обратиться к классике вопроса. Это в первую очередь работы таких известных мыслителей, как И. Я. Бахофен, Г. Ф. Вирт, К. Маркс, Л. Морган, Ф. Энгельс, которые полагали, что в начале человеческой истории было матриархатное устройство общества. Влияние идей этих авторов на последующих исследователей огромно, хотя существует немало работ, авторы которых подвергают сомнению существование исторического матриархата, видя в нем идеологический миф или мифологический конструкт; такая позиция в концентрированном виде изложена в обзорной работе А. В. Бородиной и Д. Ю. Бородина. Представляется, что работы таких современных исследователей, как М. Ф. Альбедиль, М. Гимбутас, Е. В. Головин, П. П. Глоба, Р. Грейвс, А. Г. Дугин, И. А. Ефремов, Ш. Та и др. позволяют говорить о существовании исторического матриархата, оставляя открытым вопрос об изначальном характере человеческой цивилизации.

Работы Л. А. Абрамян, Е. В. Головина, Дж. Шварца, М. Элиаде, а также И. Я. Бахофена и Г. Ф. Вирта дают различные объяснения перехода (и его характера) от матриархата к патриархату.

1 См., например; Овчароса ОТ. Тендерная асимметрия политики; к вопросу об актуальности научного исследования проблемы // Правовая политика и правовая жизнь. 2008, № 2; Овчарова ОТ. «Женщина, переделывая себя, переделает мир» (политические представления Мэри Уоллстоикрафт и Кэтрин Маколей: 1763-1792) // Извест. ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005. № 4; Иванов A.M. Цивилизация Мадонны. М., 2005; Кваша Г. Грядет время женщин // Наука и религия. 2001. №3; Комиссарова М. Будет матриархат// Наука и религия. 2001. № 3; Строк А. Мужчины и женщины: равные, по разные. СПб., 2004; Филонив М. Когда прекрасный пол был божеством // Наука н религия. 1995. № 3; Фомина В. Матриархат уже был // Наука и религия. 2001. № 3; Штайп 3. Женщина, ее миссия по природе и милости Божпей. СПб., 2004; Акопова ., Ульрих И. - Лазарев Е. Мы - Дочери Земли // Наука и религия. 1995. № 3; Бестужев-Лада И.В. Женщина нового века // Наука и религия. 1996. № 3; Бестузісев-Лада И. - Василевская И. Спасут ли женщины Россию? // Наука и религия. 2001. 3; Возвращение Богини. Беседа с жрпцен Изнды Тэйе // Наука и религия. 1998. № 3; Дугин AT. Под знаменем Богини IIДугии AT. Русская вещь: Очерки национальной философии: В 2-х тт. Том 2. М., 2001; Дугин AT. Тайная мать II Дугин AT. Философия традиционализма. М., 2002; Евдокимов П. Женщина и спасение мира, Минск, 1999; Елисеев А. Фемппократпя на марше ; Рюриков Ю.Б. По закону Тс-зея. Мужчина и женщина вначале бпархата // Новый мир. I9S6. № 7. и др.

Вопросам места и роли женщин в различных религиях посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов, среди которых мы выделим прежде всего Л. А. Абрамян, М. Ф. Альбедиль, А. Баркер, Э. Бер-Сижель, П. П. Глобу, Э. Дин, А. Г. Дугина, П. Евдокимова, Л. А. Илыонину, диакона Андрея Кураєва, А. В. Петрова, А. В. Постернака, Дж. Рейнольде, М. Т. Степанянц, В. А. Суковатую, Й. Телушкина, имама Хомейни, М. Шо, Г. Шолема, Э. Штайн.

Феминисткие образы женщин представлены в исследованиях таких авторов, как С. Г. Айвазова, С. де Бовуар, Г. А. Брандт, Е. В. Водопьянова, О. И. Воронина, Н. М Габриэлян, М. Дэвис, Е. А. Здравомыслова, Т. А. Кли-менкова, Э. И. Мольтманн-Вендель, Н. А. Нечаева, Н. Л. Пушкарева, Г. Рубин, В. А. Суковатая, Е. И. Трофимова, В. И. Успенская, С. А. Ушакин, Б. Фридан, Ф. ІПелов-Коведяев, Н. С. Юлина и др.

Фемитеисткие концепции отражены в работах Д. Ш. Болен, Р. Грейвса, А. Г. Дугина, А. Елисеева, А. М. Иванова, Ж. Парвулеско, Д. М. Рейнольд, Ш. Та, М. Шо и др.

Элементы складывающегося нового образа женщины содержатся в трудах О. М. Айванхова, Н. А. Бердяева, А. Бейли, Д. Ш. Болен, Е. Веселышцкой, П. П. Глобы, А. Г. Дугина, И. А. Ефремова, В. Калинаускене, Б. Муравьева, Е. И. Рерих, В. С. Соловьева, А. Тышкевича, Ю. Эвола, К. П. Эстес.

В философии женщины О. М. Айванхова выделим тезисы о различении ценности и роли мужского и женского начала в мироздании; о роли инверсии мужского и женского принципов в онтологической деградации полов; о смене поляризаций (доминировании мужского или женского начала) на физическом, астральном, ментальном, духовном уровнях; указание на уникальность и космическое значение «квинтэссенциальиой» функции женщины; подчеркивание ответственности женщины за внесение красоты в мир; указание на связь принижения образа женщины с христианской метафизической картиной мира, в которой отсутствует женский принцип.

Вместе с тем следует отметить отсутствие освещенности вопросов структуры образов женщины, а также разворачивающейся борьбы между существующими и складывающимися образами женщины. Указанные исследовательские лакуны во многом обусловили выбор темы и предметную область данного исследования.

Цель исследования состоит в социально-философской рефлексии эволюции образов женщины в общественном сознании.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

концептуализировать модель изначального образа женщины;

выявить положительные элементы образа женщины в различных религиях;

исследовать образы женщины в феминистских концепциях;

рассмотреть «филогинистические» и «мизогинистические» образы женщины;

выделить основные черты формирующегося комплементарного образа женщины.

Объект исследования - формы общественного сознания, отражающие состояние и динамику социокультурной практики.

Предмет исследования - содержание эволюции образа женщины в общественном сознании.

Теоретической и методологической основой исследования являются концепция изначального андрогина Платона, традиционалистская метафизика полов, философия женщины О. М. Айванхова, метафизика пола В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, концепции изначального матриархата И. Я. Бахофена и нордического матриархата Г. Ф. Вирта, философия бытия неподлишюго А. Н. Павленко.

В ходе социально-философского исследования эволюции образов женщины в общественном сознании использовались методы системного и сравнительного анализа, позволившие, с одной стороны, рассматривать эволюцию образов женщины как целостный социальный феномен и его отражение в об-

8 щественном сознании, а с другой - видеть специфику идей, лежащих в основе становления новых образов женщины, и особенности их отражения в общественном сознании.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

концептуализирована модель изначального образа женщины, позволяющая сравнивать различные образы;

основные черты изначального образа женщины выявлены в качестве ресурса создания нового образа женщины в различных религиях;

проведен анализ феминистских концепций женщины, включая феми-теистские, и установлено наличие в них положительного потенциала в формировании нового комплементарного образа женщины;

установлены причины существования «филогинистических» и «мизо-гинистических» образов женщины в сознании современного мужчины;

" - дана характеристика складывающегося комплементарного образа женщины.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными элементами изначального образа женщины являются: место и роль женского начала в метафизической картине мира; актуальный онтологический статус; характер и степень участия в религиозной деятельности; принципы взаимодействия с мужским началом на физическом, астральном и ментальном уровнях, а также в духовной, социальной и семейно-бытовой сферах; духовные и социальные функции, исполняемые в общественной жизни. Его отличительными чертами выступают: равнозначимость женского и мужского начал, представляющих Землю и Небо соответственно, во взаимодействии которых возникают и изменяются все вещи в мироздании; высокий онтологический статус; выполнение жреческих функций, легитимная женская са-кральность; доминирование мужского начала на физическом и ментальном уровнях и доминирование женского начала на астральном уровне; ограничение сферы влияния женщин духовной сферой, а мужчин - социальной, равноправие полов в семейно-бытовой сфере; выполнение функции хранительниц духовного

9 огня (жрицы-весталки), или «квинтэссенциальная» функция; смягчение и облагораживание нравов людей; воспитательная; вдохновляющая (по отношению к мужчине) и другие функции.

  1. В любой религии тем или иным образом отмечается важность женского начала: в зороастризме - эксплицитно и недвусмысленно; в буддизме - в его тантрическом учении и практике; в иудаизме - преимущественно в мистических учениях, особенно в саббатаизме, ждущем мессию-женщину; в христианстве, особенно в православии - в особом почитании Богородицы и признании сотериологической функции женщины в христианском браке; в исламе - в аутентичном шариате и суфизме. В некоторых новых религиозных учениях женщина имеет равные права с мужчинами, в том числе и в духовной сфере.

  2. Феминистские концепции женщины можно разделить на «профанные» и «сакральные». В сакральном феминизме присутствует мощный потенциал для создания нового образа женщины на основе признания равноценности женского и мужского начал, их обреченности на тесное сотрудничество вследствие естественных, но взаимодополняющих различий, возвышения униженного женского начала и взятия женщинами ответственности за судьбу человечества. Большинство «профанных» концепций фактически исходят из невысокой оценки женского начала и борются за превращение женщин в мужчин или раздельное существование полов. Положительная сторона традиции Викки состоит в возрождение женской сакральности, негативная - в создании чувства превосходства женского начала. В этом отношении ценна противоположная позиция традиции Тантры, основанная на принципе взаимодополняемости и обоюдности полов, легитимности свободы (в том числе в социальной и сексуальной сфере) и чувства собственного достоинства женщины, на рассмотрении женщины в качестве опоры и источника духовной силы мужчины.

  3. «Мизогинистические» образы женщины, созданные современными мужчинами, порождены, в числе прочего, специфическим толкованием библейского мифа о грехопадении, онтологической деградацией мужского начала, вытекающими из неё мужскими комплексами, в частности связанными с трудно-

10 стями в преодолении тяготения к женскому началу; в то время как «филогини-стические» образы по сути заимствуют основные черты изначального образа женщины.

5. Складывающийся новый образ женщины является ресакрализирован-ным, комплементарным (по отношению к мужчине), заимствует большинство черт изначального образа женщины, а также положительные элементы в религиозных образах женщины, в концепциях сакрального феминизма, тантризма и современных «мужских» образах женщины.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью и недостаточной научной разработанностью в социальной философии проблемы эволюции образов женщины в общественном сознании, что отражается на состоянии и функционировании российской семьи как социального института в контексте общих кризисных явлений последнего. Поэтому теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные в работе положения и выводы могут быть использованы в определении основ семейной и молодежной политики.

Материалы диссертационного исследования могут использоваться при чтении курсов социальной философии, культурологии, религиоведении, социологии, подготовке спецкурсов по философии пола.

Апробация работы. Основные положения и практические выводы диссертационного исследования обсуждались на кафедре истории, философии и политологии Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии. По проблематике работы автор выступал на межвузовских конференциях, а результаты выступлений нашли отражение в 5 работах общим объемом 2,1 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

Образы женщины в религиозном сознании

При исследовании роли полов допустимы три варианта: 1) гармоничное взаимодействие двух начал, возможное в ситуации «дифференцированного равенства», т.е. признания равноценности начал и одновременно различия их природы и соответственно женских и мужских ролей; 2) примат женского начала, присущий древним мифологическим системам с Великой Богиней Матерью в эпоху матриархата и современному фемите-изму, и 3) доминирование мужского начала, характерное для авраамиче-ских патриархальных религий (иудаизм, христианство и ислам).

В литературе в явном и неявном виде можно встретить, по меньшей мере, три основных варианта решения данной проблемы - изначального принципа взаимодействия мужского и женского начала и дальнейшая его эволюция.

В первом варианте в начале человеческой истории имело место «дифференцированное равенство» полов, обеспечивающее их гармоничное взаимодействие, которое на определенном этапе истории сменяет доминирование одного из начал. Нарушение гармонии естественным образом приводит к началу борьбы полов и перехвату инициативы другим полом, после чего возможно возвращение на новом уровне к исходному положению - гармоничному взаимодействию. Такой ход мысли может вписаться в традиционалистскую перспективу, согласно которой имеет место духовная инволюция, о которой свидетельствует гесиодовская доктрина о четырех веках. Итальянский традиционалист Ю. Эвола в одной из работ следующим образом интерпретирует эту концепцию: в эпоху Золотого века поддерживались нормальные пропорции во всех сферах бытия, Серебряный век - это эпоха искаженной лунной духовности, смещение пропорции в сторону женственного (лунного) начала, Бронзовый век - эпоха борьбы одичавшей и материализованной (читай: ненормальной) мужественности и Железный век - по сути эпоха утраты подлинных мужественности и женственности. В другой работе данный мыслитель называет последнюю эпоху временем безмолвного превосходства всего женского, причем женского неподлинного . Понятно, что после Железного века наступит новый Золотой век, и правильные пропорции, в том числе и относительно взаимодействия полов, будут восстановлены.

Согласно второму варианту исходным может выступить матриархат, под которым следует понимать «мягкое» господство женского начала, сменяющее его «жесткое» доминирование мужского начала, которое в итоге приводит к «новому» матриархату. И, наконец, третий вариант, отличающийся от первых двух вариантов и полагающий, что исходным может выступать только патриархат, т.е. господство мужского начала, господство, которое может принимать разные и даже самые неожиданные формы; в рамках этого подхода нет места никаким матриархатам. Рассматривая любые варианты, мы неизбежно сталкиваемся с двумя проблемами, действительно ли существовала эпоха матриархата и была ли она изначальной. Известно, что концепция изначального матриархата, а точнее говоря гинекократии3, была впервые сформулирована швейцарским юристом И.Я. Бахофеном в его знаменитом труде, полное название которого звучит следующим образом: «Материнское право, исследование гинекократии древнего мира на основе его религиозной и правовой природы» (1861). Заметим, что, несмотря на всемирно-историческое значение этого труда, оказавшего влияние на многих исследователей, включая основоположников марксизма, он до сих пор не переведен полностью на русский язык, что затрудняет собственное, а не заимствованное у кого-то, понимание хода размышлений этого неординарного мыслителя. В настоящее время все исследователи поделились на сторонников и противников этой концепции, причем среди первых и вторых немало исследователей-женщин.

Концепция о том, что первоначальные общества носили матриархальный характер, не лишена оснований. Во-первых, представляется, что это может быть верно не только исторически, но и логически, так как некое доминирование женского начала как нельзя лучше соответствует языческому миропониманию архаических обществ. Не случайно женщина рассматривается как олицетворение самой природы, а язычество - есть не что иное, как обожествление природного и по сути женского начала. Следует иметь в виду также и то, что, говоря о матриархате как господстве женщин, мы, находясь в плену патриархальных представлений, думаем об этом периоде с помощью господствующих в современном сознании кон цепций власти и силы. Иначе говоря, мы представляем, что в те времена мужчины находились в подчинении у женщин точно так же, как последние находятся сегодня у первых. Думается, что, если такое положение вещей и могло иметь место, то только на стадии разложения матриархата.

Образы женщины и взаимоотношения полов в истории философии

Вместе с тем укажем и на иной подход авторов-ліужчин к пониманию роли и места женщины в христианской жизни. Так, диакон А. Кураев соглашается с тем, что в трудах отцов Церкви и аскетической литературе действительно встречается сравнение женщины с сосудом греха, однако указывает и на то, что аналогичная характеристика дается и мужчинам с точки зрения женского монашества, так как для последнего мужчина в свою очередь выступает орудием соблазна. Аскетический принцип и христианства и буддизма настаивает на контроле своего полового инстинкта и касается как монахов («Будьте осторожны при общении с женщинами»), так и монашек («Будьте осторожны при общении с мужчинами»). Кроме того, практически отсутствуют источники о духовной жизни и богословской мысли женщин-христианок. В результате советы игуменов мужских монастырей широко известны, тогда как «аналогичные советы игуменьи («аммы») оставались лишь в устном предании, не выходя за стены женской обители. Оттого у нецерковных книжников и создалось впечатление, будто Церковь что-то имеет против женщин как таковых». Он же объясняет и то, почему женщинам отказывается в рукоположении: главным образом по причине традиции, так как Иисус Христос был мужчиной, а священство символически представляет именно его5 .

Указанный автор также особо подчеркивает, что «не тело вовлекло Еву в грех, не "зов плоти", а воля, т.е. сугубо духовная способность». Поэтому вопреки бытующим сексуалистским трактовкам мифа о грехопадении, нет никаких оснований, опираясь на библейский текст, «считать, что грех Адама и Евы имел какое-то отношение к области пола»56.

Вместе с тем важно все-таки то, что, как и у древних фризов, за духовной катастрофой опять стоит женщина. А. Кураев тонко замечает, что библейские слова: «И увидела жена, что дерево... приятно для глаз», (Быт. 3, 6) - отражают радикальное изменение перспективы человеческого мировоззрения, изменение, которое вначале происходит у Евы, а затем и у Адама. У женоненавистников это выступает главным аргументом, однако мало кто из них старается рассмотреть свершенное грехопадение, во-первых, исходя также из того, что, согласно Библии, «змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3, 1). Во-вторых, у Адама была возможность, несмотря на ошибку Евы, исправить ситуацию (не скрываться от Бога, а сразу же признаться в нарушении запрета вкушать плоды с дерева, которое среди рая), но он не только не сделал этого, а даже обвинил Бога в том, что «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3, 12). Из этого можно сделать неутешительный вывод о том, что право на ошибку имеет только сильный пол, и почти все находится в руках пола слабого.

Другой современный православный автор - греческий митрополит Иерофей (Влахос) - пишет, что в состав «истинного священства» «могут войти люди всех категорий, в том числе, конечно, и женщины. Поэтому не имеет большого значения то обстоятельство, что женщинам, согласно пра v вославному преданию, не разрешается принимать таинственное священст-во. Ведь они могут сделаться "истинным священством"» . Здесь он опирается на св. Григория Синаита, согласно которому «истинное священство ... есть без помыслов сердце, воздействуемое Духом. Ибо там все совершается и говорится духовно...»58. Иначе говоря, здесь речь ведется о том, что независимо от пола Святой Дух нисходит в очищенное от страстей сердце.

Вообще, следует заметить, что вопрос о рукоположении женщин в православии не является маргинальным, о чем свидетельствует, например, наличие свидетельств о почитании женщин как апостолов (например, святая равноапостольная Мария Магдалина, просветительница Грузии святая Нина, святая первомученица Фекла и др.), пророков и основателей веры в раннехристианских сектах монтанистов и маркионитов, а также серьезные попытки св. великой княгини Елизаветы Федоровны возродить в начале XX в. женский диаконат59.

А.В Постернак в своем интересном исследовании показывает, что в раннем христианстве выделялись пять крупных групп женщин, наделенных определенным церковным статусом: пророчицы, старицы, вдовы, диа-кониссы и девы . Им приводятся различные чины посвящения диаконисе, некоторые из которых проводились в алтаре, куда, как известно, женщинам вход категорически запрещен; приводятся их функции, состоящие в основном в помощи священникам при крещении женщин, в присутствии при общении женщин со священниками-мужчинами, в распространении христианства среди женского населения для соблюдения благоприличия, а также ухода за больными женщинами и выполнения поручений церковного характера. Таким образом, деятельность диаконисе ограничивалась женской половиной христианских общин. Однако заметим, что имели место случаи, носившие, правда, не слишком распространенный характер, нарушения диакониссами решения Лаодикийского собора о запрете вхождения женщин в алтарь.

Мизогинистический и филогинистический образы женщины

Рассмотрим два наиболее типичные современные взгляда современных мужчин на женщин: мизогинисткий (женоневистнический) и филоги-нисткий» («возвышающий женщин»).

Мужская мизогиния исходит из неснимаемого противоречия между полами и беспрерывной борьбы между ними, а также неминуемого притяжения мужского начала к женскому началу. В конечном счете функционально этот образ тесно связан со стремлением избавиться от негативного влияния женщин на мужское начало. Его носители вполне могут опираться при этом на уже упоминавшийся тезис И.Я. Бахофена о невероятности и противоестественности любви мужчины и женщины.

Такой взгляд на женщин порождает различные реакции мужчин. Во-первых, это попытки отдельного от женщин существования в рамках мужских союзов. Так, в Третьем Рейхе А. Боймлер занимался активной пропагандой тайных мужских союзов; основная надежда возлагалась им на закрытые сообщества студентов, рассматриваемых в качестве «политических солдат», призванных противостоять «женскому вырождению». В настоящее время сходный путь предлагает основатель так называемого «мифопоэтического мужского движения» американский поэт и писатель Роберт Блай, автор бестселлеров «Железный Джон» и «Человеческая тень». Бывшая жена Блайя сравнивает созданное им мужское сепаратистское движение с фашизмом из-за культивирования в нем чувства мужского превосходства и раздельного существования полов. Сам Блай видит цель своей деятельности в возвращении несчастных современных мужчин к своей истинной природе, к первобытному ощущению мира, возможное, в том числе путем отказа от прежнего мирочувствования через женское начало. Не случайно в «Железном Джоне» отмечается, что сексуальность изначального мужчины, названного им условно Дикарем, «питается не женщинами и их изображениями, она откликается на зов океана, холмов, облков» .

Во-вторых, это путь достижения автономии мужского начала посредством института рыцарства. Как отмечает Е.В. Головин, он предполагал устранение «от проклятия собственности, от привязанности к благам земным, от слишком тесного общения с женщинами, устраниться спокойно, без нарочитого аскетизма или презрительной улыбки. Здесь возможно отчуждение, поклонение, то и другое вместе, ибо на каждой женщине - от-свет Девы и Прекрасной Дамы» .

В-третьих, это стремление подавления женского начала в ходе открытого и скрытого противостояния не на жизнь, а на смерть. Сюда входят Троянская и Пунические войны, «Дикая Охота», уничтожение ведьм, многочисленные проявления «мягкого» и «жесткого» женоненавистничества в современной искусстве, литературе, публицистике, философии (например, «Пол и характер» О. Вейнингера, труды Ф. Ницше и т.п.). Рассматриваемая группа образов женщины имеет вполне определенные идейные основания. Представляется, что для их адекватного понимания следует обратиться к работам Е.В. Головина, в которых мизогинистский взгляд на женщину является аутентичным вследствие всестороннего и глубокого знакомства данного автора с многочисленными первоисточниками, причем знакомства преимущественно на языке оригинала. Выше мы уже обращались и к некоторым из этих первоисточников и к позиции самого Е.В. Головина. Однако здесь мы постараемся привести в некоторую систему его трактовку женского начала и женщин.

Краеугольным камнем подобного такого мужского взгляда на женщин является вера в предопределенность и неизбывность кровавой борьбы полов, с беспрецедентной резкостью впервые заявленная И.Я. Бахофеном в «Материнском праве». Причем борьбы, в которой с печальной для мужчин неизбежностью практически всегда побеждает женское начало. И всего две победы патриархата в Троянской и затем в Пунической войнах - не более чем некоторое историческое недоразумение.

Другим важным основанием здесь выступает тезис о притягательной силе женского начала и невозможности для мужчин противостоять этому магнетическому влечению. Е.В. Головин неоднократно высказывается относительно существования женской любовной магии, доступной практически каждой женщине, и прежде всего магии обнаженного женского тела. Он высказывает гипотезу, согласно которой «женская нагота грозит мужчине духовной и физической гибелью... лунные богини придают гибельный для мужчины напряженный магнетизм, а луна ненавидит мужское начало во всех проявлениях. Мужчина, который не сумел полностью преодлеть лунное притяжение, обречен» . При этом он приводит ряд примеров, число которых может быть легко увеличено. Так, он приводит в качестве классических примеров падение ученого алхимика Клода Фролло из «Со 95 бора парижской Богоматери» В. Гюго, произошедшее под влиянием необоримой чувственной страсти к цыганке Эсмеральде, а также уверенную и безоговорочную победу куртизанки над одним великим аскетом из классического индийского произведения «Двадцать два рассказа демона». Как уже отмечалось выше, неотразимое притяжение женского начала также имеет герметические обоснования. Так называемая черная магнезия, которой обладают женщины, обеспечивает эротический успех женщин. «От "полнолуния" обнаженного женского тела исходят эманации черной магнезии, которые дурманят мужские мозги и вызывают томительную эрекцию. Но это еще полбеды. Повышенно чувственные субъекты имеют шансы умереть от разрыва сердца или заполучить смертельную болезнь под названием "сатириазис", когда мозги разрываются от сладострастных, почти осязаемых образов, а постоянное возбуждение доводит до безумия»130

Детерминанты и направленность эволюции образов женщины в современном общественном сознании

Вот как трансформировался подход к распределению ролей полов в семейно-бытовой сфере, существовавший в традиции зороастризма, в работах тех авторов-женщин, которые учитывают специфические особенности мужской и женской природы. Так, Е. Весельницкая исходит из принципиальных различий мужской и женской энергетики: первая стремится свернуться в точку, вторая видится открытым, безграничным пространством, не имеющим ни направлений, ни границ. Отсюда предлагается и последовательность каждого цикла отношений мужчины и женщины, включающих шесть шагов, три мужских и три женских171. Первым шагом является определение направление развития, которое, исходя из специфики энергетики, делает мужчина. Второй - ответный - шаг принадлежит женщина, которая делает выбор предоставления или непредоставления пространства для развития в направлении, указанном мужчиной. В случае предоставления пространства мужчина делает следующий (третий) шаг, состоящий в организации пространства, включающим в себя структурирование, ограничение, планирование, формализацию пространства. Четвертый шаг - женский: осуществить наполнение этого созданного мужчиной пространства. Здесь женщина находится в своей природной стихии, так как она за счет пластичности, восприимчивости, конкретности и адекватности предоставленной ей структуре и ситуации, легко адаптируется и вписывается практически в любое пространство, оживляя и одомашнива ния его. Однако в связи со стремлением женщины бесконечно наполнять пространство, рано или поздно мужчина должен сделать пятый шаг - поставить точку в этом процессе, что может являться подготовкой к началу следующего цикла. А женщине предстоит сделать последний шестой шаг -освоить точку. От того, как был завершен цикл, т.е. прошло освоение точки, зависит направление развития отношений мужчины и женщины в следующем цикле.

Е. Весельницкая не усматривает в таком порядке взаимодействия мужчины и женщины какой-то подневольности, вторичности женщин. «Как может женщина с ее невероятными возможностями чувствовать какую-то свою неполноценность? Здесь нет хозяина. И нет борьбы за власть. Это не разделение территории, а соединение во имя целого. Именно женщина предоставляет или не предоставляет пространство»172. Возможно, женщину не удовлетворяет предложенное мужчиной направление развития отношений или решения конкретных жизненных проблем. Но во многом именно от нее зависит, сумеет ли она вдохновить мужчину на новое направление. При этом Е. Весельницкая подчеркивает, что полноценная самореализация женщины возможна лишь в случае принятия в качестве собственного направления жизни «своего» мужчины.

Данный автор с горечью отмечает, что лишь незначительное число современных женщин способно вдохновлять мужчин. И связано это прежде всего со слабой проявленностью женской энергетики, с дефицитом женственности. Поэтому, видимо, не случайно конец двадцатого столетия отмечен появлением ряда уникальных исследований, проведенных самими женщинами в целях возрождения первозданной женственности.

Приведем в качестве доказательства следующие работы. Во-первых, исследование доктора философии, психоаналитика юнгианского направления из США Клариссы Пинколы Эстес, посвященное пробуждению архетипа «первозданной женщины», интуитивными качествами которой выступают прозорливость, интуиция, выносливость, цепкость, любовь, острое чутье, дальновидность, острый слух, отпевание мертвых, интуитивное целителъство, забота о собственном творческом огне. По мнению данного автора, скрывая от других свои самые глубокие чувства, женщина умерщвляет себя. И вообще, «если мужчины хотят хоть когда-нибудь научиться понимать женщин, женщинам придется объяснить им, как устроена первозданная женственность»173.

Во-вторых, это труд доктора медицины, профессора психиатрии в Калифорнийском университете Сан-Франциско (США) Джин Шиноды Болен, нацеленный на помощь женщинам в их самораскрытии с помощью выявления господствующего архетипа одной (или нескольких) древнегреческих богинь. «Знание архетипов богинь помогает женщинам понять себя и свои взаимоотношения с мужчинами и другими женщинами, с родителями и детьми. Кроме того, эти божественные архетипы позволяют женщинам разобраться в собственных побуждениях (особенно это касается непреодолимых пристрастий), разочарованиях и источниках удовлетворенности»174. Если в традиционализме все множество проявлений женского начала сведено к двум основным архетипам - афродическому (Матери) и деметрическому (Любовнице) и при этом выделяются три «божественных женщины» - афродическая, дургическая и деметро-материнская, то в данном исследовании выделяются семь основных женских архетипов, олицетворяемых такими древнегреческими богинями, как Артемида (Диана), Афина (Минерва), Гестия (Веста), Гера (Юнона), Деметра (Церера), Пер-сефона (Прозерпина) и Афродита (Венера).

Похожие диссертации на Эволюция образов женщины в общественном сознании