Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Коммуникативная стратегия Я-Другой как методологический принцип анализа одиночества Коротина, Ольга Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коротина, Ольга Александровна. Коммуникативная стратегия Я-Другой как методологический принцип анализа одиночества : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Владивосток, 2000.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/336-X

Введение к работе

Актуальность темы. Одиночество является сущностной характеристикой человеческого бытия, а потому эта проблематика любима многими гуманитарными науками - психологией, философией, культурологией, социальной журналистикой, педагогикой. Она известна людям на уровне опыта повседневности и распознается в таких состояниях как депрессия, замкнутость, скука. Общеизвестность, с одной стороны, и неуловимость объекта анализа - с другой, заставляют включить проблематику одиночества в область трансдисциплинарных исследований, что накладывает отпечаток на выбор персоналий в число которых попадают не только философы но и психологи психоаналитики писатели поэты а также методы научного исследования - от естественно-научных (наблюдение, эксперимент) до деконструкции (Ж. Деррида).

В ситуации размытости границ исследуемого объекта - от доксе до строгой научности биологии, когда ни одна из уже названных дисциплин гуманитарного знания сама по себе не располагает всем необходимым инструментарием (понятиями, методами), для анализа одиночества лишь философия может дать методологический образец для сведения совокупных исследований одиночества в единую объясняющую модель. Философско-методологический анализ феномена одиночества позволяет обобщить все то, что было ранее достигауто в исследовании этого объекта такими науками как биология, психология, психиатрия, социология, медицина, а также - в области понимающей философии - в феноменологии, экзистенциализме, герменевтике и других. Это позволяет уменьшить фрагментарность специальных исследований (космическая медицина, криминология) а также расширить контекст традиционно философских концепций за счет включения опыта постмодернистского философствования.

Методологически выверенная теоретическая модель одинокого бытия позволяет использовать ее для решения практических задач социальной практики, связанной с переходом общества от модернистского реформирования к его постмодернистскому проекту.

Степень научной разработанности проблемы. Степень научной разработанности проблемы обусловлена тем, что она имеет давние философские традиции от Античности до современности в осмыслении феномена одиночества.

В рамках естественно-научного исследования одиночества (биология, медицина, психиатрия) используются такие объективирующие концепты как наблюдение, эксперимент, измерение, теория, выводящие проблематику одиночества за пределы психологии личных переживаний, что нашло отражение в работах американских исследователей (Р. Вейс, Дж. Р. Оди, Д. Рассел, Р. Брэдли, У. Джонс, А. Бек и др.). Эмпирические исследования

одиночества ставят задачи рассмотреть необходимое количество переменных (скорость контактов особей, активность, вялость, внешний вид) с тем, чтобы создать удовлетворительную теоретическую модель.

В феноменологическом подходе к пониманию одиночества используются такие теоретические концепты как феноменологическая редукция, эмпирическое и трансцендентальное эго, опыт сердца, непосредственное усмотрение сущности, жизненный мир, Dasein (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти, Л. Бинсвангер, Ф. Фромм-Рейхман, У. Сандлер, А. Щюц, М. Шелеридр.).

Наибольшую разработанность проблематика одиночества получила в философии экзистенциализма.

Мотивы одиночества в вере просматриваются у А. Августина в
"Исповеди", неразмыкаемый никем мир одиночества "рыцаря веры" Авраама
образует существо трагически-пессимистических взглядов С. Киркегора.
Одиночество Я посреди других людей, способность Другого (в любви, дружбе,
в массе повседневности) превращать мир Я в вещность, объ ктность
отмеченные Ж-П Сартром образует нерв экзистенциальной философии (А
Камю ОттофонБольнов К Ясперс М Хайдеггер Р-М Рильке Ф Кафка М
Пруст,, Унамуно, Будда и др.). , .

Сравнительно недавно тематика одиночества актуализировалась в философской герменевтике, благодаря работам В. Дильтея, Ф. Шлегеля, Ф. Шлейермахера, а также их последователей - Г.-Г. Гадамера, П. Рикера, Ж. Деррида и др. В рамках герменевтики одиночество рассматривается как уникальное состояние, как "ничье" одиночество, как без-умие (Ф. Ницше), глупость (А. Глюксман), как трансгрессия за пределы Я (Ж. Делез, Ф. Гваттари) приостанавливающие понимание за счет непонимания и приводящие к пониманию через "опыт сдвига" (Ж. Батай).

Онтология одиночества связана с работами М. Хайдеггера, разработавшего такие характеристики одинокого бытия как присутствие, забота, бытие-к-смерти. Новым "возвращением" к Хаидеггеру является книга современного французского религиозного мыслителя Э. Левинаса "Время и Другой. Гуманизм другого человека", где он описывает такие "экзотические" для филососЬии фoDMbi бытия как бессонница материальность труда, ангельское присутствие человека в мире и его критика совокупность орудий пища и др., благодаря которым распознается одиночество акта существования.

Интерсубъективную значимость феномена одиночества, его диалогическое измерение позволяют описать такие теоретические концепты как бытие-с-Другим, опыт Чуждого (Э. Гуссерль), первичное отношение к Другому - любовь дружба (Ж.-П. Сартр) повседневное бытие, бытие-с... в модусе подлинного и неподлинного существования (М Хайдеггер ОггофонБольнов) бытие массы (Э. Канетти X. Ортега-и-Гассет и др) Другой язьїка речи (Ж Лакан Ю Кристева)

Проблемы коммуникативного минимума Другого в Я, а следовательно, допустимости опознания одиночества через опыт Другого исследуются в текстах отечественных мыслителей М. Бахтина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Мамардашвили, В. Распутина, Ю. Н. Давыдова, П.П. Гайденко, М.Е. Покровского, С.Л. Франка, Н. Бердяева, Г.С. Батишева, Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, К. Какабадзе, А. Меня, С.Л. Рубинштейна, В. Г. Федотовой, Л. Шестова и др.

Отмечая наличие большого исследовательского поля в разработке проблемы одиночества в зарубежной литературе, необходимо отметить существующую в недавний период в жизни нашего общества фрагментарность подобного рода работ отечественной гуманитаристики и философии вследствие идеологической уверенности в необходимости доминирования общего коллективного над индивидуальным н особенным. Современный этап социального реформирования порождает и активизирует такие феномены как чувство оставленное, брошенное, апатии, аномии, депрессивные состояния образующие социально-патологическое ядро одиночества, что порождает и питает исследовательский интерес с целью выявления детерминаций, формулирования и обоснования выводов для практических рекомендаций.

Цель исследования. Целью диссертации является социально-
философский анализ феномена одиночества, выявление общего и своеобразия в
естественно-научном, онтологическом, экзистенциальном,

феноменологическом, постмодернистском исследованиях одинокого бытия.

Согласно цели определены основные задачи работы:

показать различие естественно-научной и социо-гуманитарной парадигм в исследовании феномена одиночества, отметить возможности и границы объясняющего, объективирующего описания одиночества и необходимость дополнить его идеографическим, понимающим подходом;

описать онтологические типы одиночества - преступление (Эдип), самоубийство (Кириллов), не-вменяемость повседневности (Иозеф К.), характеризующие одинокое вступание в бытие;

выделить инстанции феноменологической редукции (структуры интерсубъективности) для конституирования феномена одиночества;

показать неотменимость одиночества в сфере первичного отношения к Другому - в любовном и дружеском общении;

определить место таких "опытов сдвига" в тотальное одиночество, каким является безумие (без-умие по правилам Ф. Ницше);

раскрыть существо постмодернистского проекта бытия без... при-роды, языка, Другого как попытку сведения одиночества к "нулевой степени".

Объектом исследования являются свойства одинокого бытия, характеризующие состояния того, что есть депрессия, абсурдность жизни,

скука, безумие, а предметом исследования - философско-методологический аспект феномена одиночества.

Методологической основой исследования являются основополагающие принципы и методы современной философии в целом и социальной философии в частности: компаративистский (сравнительный) метод, с помощью которого выявляются общие и особенные подходы к проблеме одиночества в естествознании, феноменологии, онтологии, герменевтике, экзистенциализме, в философии постмодернизма; метод структурно-функционального и лингвистического анализа. Для решения поставленных задач автор использовал методы вне-научного знания - психоанализ, а также методологию постмодернистской гуманитаристики - деконструкцию. Особое значение для данной работы имеет метод интерсубъективного, диалогового исследования, а коммуникативная стратегия от Другого к Я используется как теоретическая модель для характеристики подлинно сущего одиночества и его неподлинных свойств

Основная идея, которая выносится на защиту, состоит в том, что одиночество рассматривается как необходимое, неотменимое условие становления собственной субъективности, за спиной которой и перед лицом которой неминуемо встает образ Другого (языка, тирана, безумия, смерти, опыта чуждого, метаморфозы бес-субъектности и др.), который пре-следует Я, наступает, а потому средством спасения оказывается опыт от-стояния (отшельничества, уединенности, без-умия, ускользания).

Научная новизна работы содержится в основных положениях, выносимых на защиту.

1. Естественно-научная, объясняющая парадигма анализа одиночества
должна быть дополнена принципами и методами понимающей философии и
герменевтики.

  1. Привилегированным объектом одиночества является бытие-к-смерти, а выделенные субъектные инстанции феноменологической редукции позволяют усмотреть его трансцендентальный образ.

  2. Одинокое бытие предстает в онтологических типах пре-ступления, самоубийства, не-вменяемости человека повседневности; феномен одиночества допускает "опыт сдвига" в бессознательное, в безумие.

4. Одиночества действует не только в рамках социальных
феноменальностей (отношение Я с Другими), но затрагивает самое первичное
отношение к Другому (любовь, дружбу), что делает проблему одиночества
неразрешимой.

5. Постмодернистский проект "бытия без..." при-роды, языка, сознания,
Другого сводит феномен одиночества к "нулевой степени".

Теоретическая н практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы:

- для теоретического осмысления социально-психологических последствий
одинокого бытия, проявляющихся в кризисных состояниях личности -
преступлении, алкоголизме, асоциалыюсти; для приктически-гуманистической
адаптации человека, обоснования индивидуального бытия;

- для чтения курса лекций по философии, социальной психологии,
конфликтологии, разработки специальных методик оценки одиночества ДЛЯ
структур психологической службы высших учебных заведений.

Апробация работы. Основные идеи, методологические подходы, содержание диссертационного исследования были рассмотрены и обсуждены в рамках; семинара кафедры онтологии и теории познания СПбГУ (ноябрь 1998 г.); кафедры педагогики и психологии ДВГТУ (апрель 1999 г.); кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОВМИ им. СО. Макарова (октябрь 1999 г.); в выступлениях на конференциях: "Онтология и феноменология маски" (Владивосток, ВГУЭС, 16-17 марта 2000 г.), "Процесс ^квалификации как возможность личностного роста преподавателя" (Владивосток, ДВГТУ, 1-3 апреля 2000 г.), "Философское образование на Дальнем Востоке: история, теория, практика" (Владивосток, ДВГУ, 21-23 июня 2000 г.), "Культура Восточной Азии: прошлое и настоящее" (Владивосток, ВГУЭС, 16-17 октября 2000 г.). Диссертация обсуждена на кафедре философии ДВГТУ (ноябрь 200Сі г.) и рекомендована к защите.

Материалы диссертации вошли в программу курса "Психология конфликта", читаемого в Институте повышения квалификации педагогических кадров ДВГТУ.

Структура работы. Отражая цели и задачи исследования, а также его методологию, диссертация состоит из двух глав: "Философско-методологические подходы к анализу одиночества" и "Стратегия от Другого к Я как методологический принцип анализа одиночества". Диссертация содержит: введение, 7 параграфов, заключение и список литературы из 182 наименований. Общий объем диссертации- 183 страницы.