Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция личности в философии евразийства Колесниченко, Юлия Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колесниченко, Юлия Викторовна. Концепция личности в философии евразийства : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 1994.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы иссдклотания.

Особенностью современного этапа развития обществоведения стал опыт философского осмысления различных школ и направлений отечественной мысли. Далеко не каждому из них, хотя и по разным причинам, удается занять должное место в ряду явлений, удостоенных высокой исторической оценки. Определяющий критерий здесь -практическая ценность, адекватность мыслей прошлого современной ситуации в нашем обществе. Полные драматического содержания события сегодняшнего дня делают все более актуальными проблемы морального и практического участия отдельной личности в процессе возрождения России. Социальная практика не дает однозначных ответов на многие вопросы истории, и потому общественная мысль призвана облегчить эту задачу выработкой современных национальных ориентиров, идей, в какой-то мере интегрирующих наше до предела атомизированное общество. В связи с этой насущной проблемой нельзя не принять во внимание богатейший опыт отечественной мысли: концепций различных общественно - политических движений, среди которых определенное место занимает евразийство. Организационно оформленное в начале двадцатых годов нашего века в среде русского интеллектуального зарубежья, оно уходит своими корнями в глубинные пласты российской политической культуры XIX века, будучи при этом несводимым ни к западничеству, ни к славянофильству. Евразийство занимает свое определяемое новыми политическими реалиями место, существенно отличается как от одного, так и от другого из указанных направлений российской социально-философской мысли. Актуальность евразийской проблематики - не только в академическом осмыслении феномена

русской культуры, до последнего времени практически закрытого от исследовательских глаз, но прежде всего - в практической значимости выводов и прогнозов евразийцев для ликвидации последствий социального кризиса, поразившего Россию в конце XX века. Предвидя необходимость замены тоталитарного строя, они решительно предостерегали от обвальных перемен, могущих последовать за свержением прежнего общественного порядка. Более того, они открыто выступали за сохранение тех позитивных результатов общественного развития, которых добился Советский Союз - "Евразия -Россия" - в евразийской транскрипции. Совмещая в своей социальной теории элементы коллективизма и личной свободы, евразийские философы, к ряду которых принадлежали такие выдающиеся мыслители, как Н.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин, П.П. Сувчинский и другие, попытались ответить на ряд вопросов, особенно актуальных на нынешнем этапе строительства гражданского общества в России. Представляется, что в глобальном масштабе русской культуры евразийство являет собой одну из наиболее интересных форм переосмысления опыта России в революциях. Проблематика евразийской мысли актуальна для нашего общества как в теоретическом, так и в практическом отношении, прежде всего вследствие интегрирующей силы его идей, спрессовывающих различные аспекты современной российской мысли в единый социальный концепт. В плане заявленной темы диссертационного исследования нас прежде всего интересует евразийская трактовка понятия свободной ' личности, действующей в определенном пространственно-временном континууме. Причиной этого послужил тот факт.что надстроечная структура России оказалась сегодня вне . координат преемственности и традиционности. Тем не менее, именно эти два фактора определяют, на. наш взгляд, основу.

последовательность и логическую непрерывность культурного бытия. Оказавшись перед необходимостью выбора национальных ориентиров, следует правильно поставить вопрос о возможной адаптации тех или иных общественных императивов на определенной социокультурной почве. Важным фактором является и личностное отношение к ним. Общесоциальное трансформируется, таким образом, в плоскость индивидуального приятия или неприятия исторического факта, в попытку найти свое место в подсистемах обновленного общества. Процесс личностной адаптации часто протекает болезненно, носит уникальный характер. Современная ситуация наглядно демонстрирует нелегкий путь, преодолеваемый человеком по мере приобщения к ценностям "открывающегося" социума. Последущий факт атомизации личности, являющийся неизбежным следствием введения демократических императивов европейского гражданского общества, превращается в острейшую социальную проблему. Широкие коллективистские начала, долгое время составлявшие основу российского общественного бытия, на современном этапе перестали в значительной мере определять его духовный строй. Вынужденный, порой насильственный отказ от стереотипов, при-переходе к новым критериям оценки человеческой кооперации, вызывает потерю самоориентации, чувства принадлежности к коллективу, осложняет адекватное восприятие самого коллектива как разноуровневой структуры, обладающей более или менее устойчивыми центростремительными тенденциями. Личность и коллектив все больше превращаются в дихотомическую пару взаимоисключающих субстанций, в абсолютизацию момента борьбы противоположностей - в ущерб их необходимому единству. В связи с этим отечественная мысль, содержащая в себе потенции пророческого видения, предпринимает попытки теоретического и практического решения коллизии. Без

выработки некоторых концептуальных предложений не может существовать действительно ценной социально-политической теории личности, которая оправдывает себя способностью к практической реализации. Для построения действенной схемы национального возрождения необходимо иметь ввиду, что гармоничное сосуществование с другими цивилизационными образованиями - одна из важнейших сторон российской социальной идентичности. Мощный синтезирующий потенциал европейского сообщества учитывает и соседние народы в контексте своего исторического бытия. В связи с этим важность определения формы взаимоотношений с европейскими народами, куда включаются вопросы экономической и духовной преемственности, сопряженные с унификацией внутринациональных достижений, просто невозможно переоценить. Именно поэтому личностный аспект теоретической концепции евразийства выдвигается на передний план глубокими, хотя и не бесспорными социально-философскими выводами относительно судьбы российского общества. Евразийцы исходят из основополагающего тезиса о необходимости введения цивилизационного измерения в оценку духовного развития России. Цивилизационность "Евразии", которая определяется основоположниками течения как особая "симфоническая "индивидуация православной церкви и культуры, включает в себя не только географическую сущность, но располагается также и в культурно -идеологической плоскости. Понятие цивилизациоиности практически совпадает с понятием предельной самобытности, выражается в особенностях взаимодействия индивидуума и общества, соотношения личного и коллективного не как антитезы взаимоисключающих феноменов, а как гармоничного синтеза не отчуждаемых до абсолютного предела социальных единиц. В общемировой проекции что выражается в интеграционной функции христианского

мировоззрения. Практическое осуществление этой интеграции проходит в евразийстве через отрицание принципа " Цель оправдывает средства", реализация которого есть путь разобщения, путь нравственного рахюжения, подрывающего духовные устои общества. Достижение синтеза возможно лишь путем исключительно ненасильственных мер. Признавая объективность свершившихся фактов в качестве исторически необходимых, евразийцы ставят задачу индивидуальной ответственности за моральную оценку происходящего, что весьма актуально для нашего общества на настоящий момент. Таким образом решается вопрос практики индивидуальной свободы в среде объективной необходимости. Помимо этого, ломка стереотипов, при вынужденном переходе на новые, расшатывает гносеологические конструкции современного знания, снимает однозначное понимание объектно - субъектных отношений, в связи с чем со всей остротой встает задача преобразования методологических оснований научного знания.

Степень разработанности темы.

Свидетельством актуальности проблем, поднятых евразийством в отечественной гуманитарной мысли, служит тот факт, что основная проблематика и основные концептуальные построения, разработанные в рамка данной теории, являются предметом серьезного рассмотрения представителями различных направлений гуманитарной науки, особенно в последнее десятилетие. Отметим, что в 1993 году начал выходить специальный журнал "Евразия", ставящий своей задачей восстановление теоретических традиций одноименного течения. В 1986 - 1993 годах проведено несколько крупных научных конференций и "круглы* столов" по названным проблемам: так в июне 1993 года в МГУ имени М.В. Ломоносова прошла

международная конференция "Российская государственность: идеология и самосознание народа", в ноябре 1993 года в МГУ был организован вызвавший большой интерес "круглый стол", в ходе которого обсуждались проблемы евразийской философии. Статьи идеологов данного направления, посвященные вопросам геополитики, проблеме восточно-западной культурологической антитезы, онтологической общности религиозных и философских аспектов, появлялись в периодических изданиях в основном под рубрихами "Очерки", "Публицистика", "Филологическое" (или: "Литературное") наследие". Современная отечественная традиция в той или иной степени использует евразийские взгляды, о чем свидетельствует непрекращающийся поток публикаций последних двух десятилетий. Что касается философского наследия евразийства, то за последние 3-4 года появилось несколько десятков аналитических статей отечественных авторов, в частности, С.С. Хоружего, А.И. Соболева - по вопросам творчества отдельных представителей евразийского движения (Л.Н. Карсавина, Н.С. Трубецкого); СЮ. Ключникова - о генезисе евразийской философии; И.Н. Артемова - о культурно - исторических взаимоотношениях России и Азии в свете геополитической .теории; Ш.З. Султанова - об общности исламской и православной социальных доктрин; Л.И.Новиковой и И.Н.Сиземской - по обшеконцептуальньш проблемам евразийства, В.П. Кожинова - по проблемам историософии евразийства; Л. Люкса - об особенностях евразийской-картины мира; И. А. Исаева - по концепции государственного строительства, В.Я. Пащенко - на тему актульных идеологем евразийской теории. В последние десятилетия усилился интерес зарубежных исследователей к евразийской философии. Среди работ этой категории необходимо упомянуть тематический сборник "Die Lehre der Eurasien ein Beitrag zur Russischcn Ideengeschichte des 20. Jahrhunderts", вышедший в Висбадене.

Во многих публикациях подобного рода проблема личности в философии евразийства затрагивается в той или иной степени, но работ, целиком посвященных этой теме, в современной философской литературе обнаружить не удалось. Предлагаемая диссертационная работа ставит одной из сюих задач попытку внести посильный вклад в систематическое изложение философских аспектов евразийского творчества - в преломлении концепции личности. Основные положения работы, выгжигармые на яяпшту:

1. Уникальность культурологического феномена евразийства, его
несводимость к какому - либо из основных направлений отечественной
философско - политической мысли.

2. Отношение исследуемого направления социальной философии к
революционным событиям в России (понимаемым не столько в
дихотомическом, антагонистическом , сколько в синтетическом плане).

3. Социальная полнота личности, в интерпретации евразийских
мыслителей, зависящая не только от экономических, но и и от других
социально значимых аспектов общественного бытия, в частности, от
религиозности и способности к коллективному творчеству.

4. Самобытная позиция в религиозно-философской-трактовке понятия
личности, определяющая гносеологические подходы евразийского
исследования.

5. Определенная схожесть евразийской концепции личности с
социальными теориями личности европейских современников, таких
как О. Шпенглер, 3. Фрейд, М. Вебер, Д. Бредлн, что доказывает
целостность феномена общеевропейской культуры, включенность
России в духовный контекст последней.

В связи с вышеуказанными задачами диссертационного исследования, представляемыми на защиту, необходимо выбрать адекватную методологическую основу и принципы исследования.

Методологической основой предлагаемой работы выступает русская классическая философия. За основу приняты теоретические постулаты, содержащиеся в работах В.В.Соловьева, Н.И.Булгакова, П.И.Новгородцева, Н.Я. Данилевского. Это, прежде всего, понятия "соборности", "симфоничности", "конкретного" знания. Наряду с этим, применяется и современный подход в оценке социальных феноменов, в частности концепция общественного развития П.-Т. де Шардена, И. Пригожина, философско - психологические теории личности Ж.-П. Сартра, В. Франкла, Э. Фромма, Э. Берна. Спектр методологических прннмипон, легший в основу диссертационной работы, включает в себя принцип системного подхода к анализу собственно феномена евразийства, а также его общефилософской теории личности; принцип объективности, примененный в исследовании интересующей нас культурно-исторической сущности,, что в свою очередь определяет методологическое требование детерминизма при анализе взаимозависимостей элементов социума; конкретно - исторического понимания социальной природы личности; восхождения от абстрактного к конкретному; аксиоматического введения пространственно-временного континуума в определение природы индивидуального бытия. Кроме того, сама специфика вышеперечисленных методологических требований обязывает к использованию соответствующих гносеологических приемов с целью сохранения целостности самого предмета изучения. В соответствии с этим поднимается вопрос современной оценки религиозной формы постижения мира и возможного синтеза последней с философским познанием в границах философско-религиозной концепции (коей и является евразийская теория в широкой интерпретации этого понятия). Здесь нас интересует как традиционный, так и современный

методологический ракурс проблемы, преломленный в творчестве собственно евразийских мыслителей, а также в важнейших тенденциях современной теории познания. Таким образом, наряду с необходимым использованием системного подхода, предпринята попытка отразить понятийно-концептуальную специфику философско-религиозной теории евразийства.

Научная новизна результатов исследования предполагается в следующем:

Впервые предпринимается попытка детального изложения евразийской концепции личности;

Помимо гносеологического аспекта на основании авторской типологии проанализировано нетрадиционное определение личности, которое в рамках исследуемого направления не сводимо к дефиниции социально активного индивида. Евразийское понятие личности охватывает собой и онтологический аспект бытия, в определенной степени гуманизируя последнее;

Исследуется конкретно - исторический контекст евразийского творчества. Анализ пространственно-временного континуума позволяет определить наличие в европейском и российском обществах 20-х - 30-х годов XX столетия общих проблемных полей социального исследования, в преломлении теории личности;

Анализируются определенные расхождения российской и европейской типов культур в интерпретации епразийской философии;

Наряду с этим, используя тезисы евразийства о срединном положении России в рамках мировых цивилизаций Запада и Востока, делается попытка доказать изоморфность некоторых концептуальных подходов к оценке роли личности в коллективе у русских и восточных (китайских и японских) философов, что дает ряд необходимых доказательств теоретическим положениям евразийцев;

Подробный анализ практической социальной теории евразийского направления отечественной мысли позволяет видеть дееспособность его концепции государственного строительства, ее нацеленность на практическое осуществление.

Исходя ИЗ этого, научно - практическая значимосте, пиггертятіипнной рабош может заключаться в относительной применимости основных выводов теоретиков евразийского движения по проблемам государственного строительства в России, формам и методам построения политического и гражданского общества, избегая при этом некритичного отношения к социальным новшествам Запада.

Апробация работы Основные теоретические положения и результаты исследования нашли свое отражение в публикациях автора: "Элементы евразийской гносеологии", в сборнике аспирантских работ "Общество и социокультурный процесс". Сборник задепонирован в ИНИОН РАН No. 48261 от 2.07.93, а также в выступлениях диссертанта на научной конференции "Российская государственность : идеология и самосознание народа"; в статье " Опыт евразийства : тема личности в отечественной философии", в журнале "Вестник МГУ". Серия 12. "Социально-политические исследования". 1/1994.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.