Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция морально-политического кризиса П. А. Сорокина Головко Юлия Владимировна

Концепция морально-политического кризиса П. А. Сорокина
<
Концепция морально-политического кризиса П. А. Сорокина Концепция морально-политического кризиса П. А. Сорокина Концепция морально-политического кризиса П. А. Сорокина Концепция морально-политического кризиса П. А. Сорокина Концепция морально-политического кризиса П. А. Сорокина Концепция морально-политического кризиса П. А. Сорокина Концепция морально-политического кризиса П. А. Сорокина Концепция морально-политического кризиса П. А. Сорокина Концепция морально-политического кризиса П. А. Сорокина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Головко Юлия Владимировна. Концепция морально-политического кризиса П. А. Сорокина : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2003 180 c. РГБ ОД, 61:04-9/201

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ, ЕГО ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ. 28

1.1. Причины возникновения кризиса в свете теории суперсистем. 28

2.1. Тотальность кризиса, его влияние на личность и общество. 54

ГЛАВА 2. ПУТИ ВЫХОДА ИЗ МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА. 107

2.1. Роль альтруизма в преодолении кризиса. 107

2.2. Интеграция - путь возрождения человечества. 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 159

ЛИТЕРАТУРА. 170

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется тем, что
современные тенденции мирового развития, сложность социальных
щ явлений, усиление опасностей глобального масштаба ставят перед

человечеством задачу объяснения тех социокультурных процессов, свидетелями которых мы являемся. Реальные события, разворачивающиеся на глазах современного человека, не оставляют сомнений в том, что настоящий момент развития общества крайне сложен. В двадцать первый век человечество вступило, не преодолев кризис . Если сто лет назад, вступая в век двадцатый, человечество имело четкие философские параметры осмысления будущего, то в начале третьего тысячелетия мы не имеем четко очерченных философских перспектив развития. На Всемирном Философском конгрессе в Бостоне подчеркивалось, что главным недостатком общественной мысли настоящего времени является отсутствие философской рефлексии будущего мира. Человечество не знает, куда оно идет, какими путями должен развиваться мир, в чем может заключаться существенный вклад философии в это развитие. Действительно, у нас нет отчетливого видения перспектив будущего социального развития. На эти актуальные вопросы современности может дать ответ социальная философия, но, к большому сожалению, она отстает в познании резко изменившегося онтологического состояния мира. До сих пор остается неразработанной методологическая основа социального познания

1 Разъяснение термина см.: Политология. Энциклопедический словарь. М. 1993: "...перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным для нее исходом"; Современный словарь иностранных слов. М.,1992: (гр. krisis - решение, поворотный пункт, исход) - "резкий, крутой перелом; тяжелое переходное состояние какого-л. процесса, социального института, сферы общества /духовный, политический к., финансовый к., или

происходящих в мире процессов, острейшие вопросы стоят перед аксиологией. Она зачастую заходит в тупик и не знает, чему отдать предпочтение: индивиду, малой или большой социальной группе, обществу в целом, потребностям развития государства. И, наконец, существует, пожалуй, наиболее острая проблема - регулирование, управление, смягчение и снятие негативных явлений, сопровождающих развитие современного мира в процессе формирования нового мирового социального порядка. Если ранее страны и народы были сильно изолированы друг от друга и не находились в состоянии взаимозависимости, то в настоящее время возник целый ряд сложнейших, дотоле неизвестных, проблем, обусловленных "теснотой" мира. Научно-технический прогресс, принесший человечеству колоссальные блага, вместе с тем вызвал целый ряд негативных процессов, поставив мир на грань самоуничтожения.

Одной из наиболее актуальных проблем современности стала проблема кризиса. Эта проблема всегда занимала важное место в философской мысли, но сейчас она приобрела особую значимость. На протяжении, по крайней мере, последних пятидесяти лет особенно много говорится о кризисе в финансовой сфере, экономике, политике, экологии и целом ряде других сфер, причем каждая из этих сфер рассматривается изолированно, обособленно. За последние десять лет мир был не раз охвачен различного рода кризисами (Юго-Восточная Азия, Югославия, Ближний Восток). Говорится и пишется о том, что вот-вот разразится гигантский экономический кризис в США, который вызовет потрясения во всем мире. Бесспорно, что проблема разработки методологии

общества в целом/"; см. также: Анатомия кризисов. М. 1999 и др. В последней работе кризис определяется как "момент смены программ в развитии систем" /стр. 4/.

исследования кризисных явлений в современном обществе, поиска выхода из кризиса является одной из ведущих. Это составляет актуальность данной диссертации как призванной проанализировать ряд жгучих, насущных проблем современности.

Человечество сталкивалось с кризисами в процессе своего существования неоднократно, но такого кризиса еще не переживало, потому что современный кризис глобальный. Об этом свидетельствуют кризисные явления в разных областях духовной и материальной культуры: в экономике, политике, морали, экологии, искусстве... Почти во всех отраслях человеческой деятельности можно обнаружить проблемы и затруднения, имеющие серьезные последствия для судеб всего мира. К ним можно отнести следствия технизации современного общества, проявляющиеся в катастрофическом загрязнении природной среды, в ухудшении состояния здоровья населения, возникновении техногенных катастроф; экономические неурядицы, выражающиеся в падении темпов экономического роста и финансовых колебаниях, усилении социального неравенства как внутри общества, так и между различными странами; политическую напряженность в мире, этнические конфликты и войны. За всю долгую историю существования человечества проблема кризиса общества, в особенности кризиса духовного, морального и политического, не стояла столь остро, как сегодня. Охватив все сферы человеческой деятельности, кризис в еще большей степени охватил самого человека. Откровенная прагматизация жизни порождает дезинтеграцию личности, распад ее целостности, всеобщий аморализм, безразличие, потерю нравственных основ. Все это дает повод ученым говорить об антропологическом кризисе, о гибели человеческого в человеке, об утрате ценностных ориентиров.

Состояние страха и неуверенности, преследующие современного человека, невозможно преодолеть, не вникнув в суть современного кризиса, не уяснив его генезис, гносеологические, социально-онтологические, аксиологические и другие аспекты. Перед человечеством встает все больше вопросов, требующих глубокой разработки. Среди них наиболее актуальными являются такие как: причины возникновения кризисов, их природа, содержание и характер; случайны кризисы или закономерны; возможно ли предсказывать их и определять периодичность; возможно ли управлять кризисными явлениями и предвидеть их последствия, и, наконец, каковы перспективы развития социума в кризисной ситуации. XX век породил не только значительное количество концепций кризиса культуры, отразивших настроения общества в один из самых сложных периодов в истории человечества, но и немало попыток осмысления современных кризисных социокультурных явлений через анализ таковых концепций. Это, безусловно, также свидетельствует об актуальности темы кризиса. Только за последние годы в России вышел ряд монографий и статей, осмысливающих концепции кризиса культуры выдающихся мыслителей ушедшего века2.

Тема волнует не только гуманитариев, но и представителей естествознания. Показательна в этом плане книга "Анатомия кризисов"3, вышедшая в издательстве "Наука" в 1999 году. Букетом кризисов называют в ней переход между XX и XXI веками. И это

2 См. Тавризян Г. М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М. 1989; Сербенко Н. И. , Соколов А. Э. Кризис культуры как исторический феномен (в концепциях О. Шпенглера, Н. Данилевского, П. Сорокина). // Философские науки. 1990, № 7; Кризис современной цивилизации. Выбор пути. М. 1992; Кризисный социум. Наше общество в трёх измерениях. М. 1994; Киселев Г. М. "Кризис нашего времени" как проблема человека. // Вопросы философии. 1999, № 1; Моисеев Н. Н. Быть или не быть человечеству. // Вопросы философии. 2000, № 6; Кравченко И. И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций. //Вопросы философии. 2001. № 8.

совершенно справедливо. В этот "букет" вошли многочисленные кризисы: от кризисов в эволюции звезд и геологической истории земли до кризисов в истории цивилизаций. Хотелось бы обратить внимание на один из сделанных в данной работе выводов, свидетельствующий об особой актуальности темы кризиса: "Современным кризисом затронуты все отрасли и грани человеческой культуры: экономика, идеология, политика, мораль, право, искусство, философия, экология, религия, межнациональные отношения. Благодаря развитой системе коммуникаций и географического разделения труда практически все страны мира и народы оказались включенными в единую систему мирового сообщества. Это не оставляет кому-нибудь из них шансов "отсидеться в стороне". Вероятно, впервые в истории кризис принял всемирный размах"4.

О глубоком кризисе, охватившем общество, было написано немало работ в прошлом веке и, особенно, на исходе его западными и восточными исследователями5, но огорчение вызывает то, что сам кризис, связанные с ним проблемы, как и тема его, перешли, словно по наследству, и в третье тысячелетие. Более того, кризис принял глобальный характер. Среди конкретных явлений, свидетельствующих об упадке западного общества и о переживаемом им кризисном состоянии, зарубежные ученые называли и продолжают выделять такие как: падение нравов, рост преступности, увеличение числа конфликтов на расовой и национальной почве, возрождение фашистских партий и

3 Анатомия кризисов. // А. Д. Арманд, Д. И. Люри, В. В. Жерихин и др. М., Наука, 1999.

4 Там же, с. 206.

5 См. Imamichi Т. Moral Crisis and Metatechnical Problems. II Ecoetica et Philosophia Generalis.
Токіо. 1992; Holton R. Problems of Crisis and Normalcy in the Contemporary World. II J. Alexander
and P. Sztompka (eds). Rethinking Progress. Boston. 1990.

фашистской идеологии и т. п.6 Более того, как справедливо, на наш взгляд, отмечает Роберт Холтон, современная общественная мысль "одержима идеей кризиса"7. Концепции кризиса поистине были лейтмотивом XX века и, не исключено, что век нынешний сохранит сию ситуацию. Характерно то, что количество концепций растет, предпринимаются попытки, избегая оценочно-субьективистских моментов, дать определение кризиса, например, "кризис - момент смены программ в развитии систем". Предлагаются новые аспекты в характеристике кризисов, например, появилось такое название как кризисы-травмы8.

Модная ныне наука синергетика используется для того, чтобы посмотреть на проблему с новых позиций. Хотя создатели ее, И. Пригожий и И. Стенгерс,9 предупреждают о некорректности непосредственного заимствования социальными науками понятий и методов синергетики, появляются работы, авторы которых активно используют категории "порядок и беспорядок", "хаос и порядок", желая не только понять современные социальные процессы, но и создать некое подобие универсальной концептуальной модели мирового процесса самоорганизации. Количество концепций растет, обновляются методологические подходы, но, увы, и сегодня многие вопросы пока остаются без ответов. Складывается впечатление, что мир настолько стремительно меняется, что философы не успевают

6 См. Callinicos A. Crisis and Class Struggle in Europe Today. II International Socialism, summer.
1994, p. 3-48.

7 Holton R. Problems of Crisis and Normalcy in the Contemporary World. II J. Alexander and P.
Sztompka (eds). Rethinking Progress. Boston. 1990.

8 См. Реферативный журнал. Социология. 2001. Серия 11. № 3, стр. 44.

9 Пригожий И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках.
М. 1985; Prigogin I. The Philosophy of Instability. II Futures, August, 1989. Показательны в этом
плане, на наш взгляд, раздел "Синергетические подходы к проблеме кризисов". //Анатомия
кризисов, стр. 210, а также статья "Хаос и порядок". //Литературная газета, 2001, № 38.

осмыслить произошедшие изменения и испытывают затруднения, пытаясь проанализировать новое.

Наверное, поэтому все большую ценность приобретают оригинальные ответы на некоторые из поставленных вопросов и размышления на тему кризиса века /или уже веков/ в целом, которые можно найти в трудах выдающегося русско-американского философа и социолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), будь то работы по социологии, социальной философии, исследования в области этики, права и закона, поднятые им вопросы социального равенства или изучение поведения человека.

Следует отметить, что открытость границ, падение жесткого идеологического контроля привели к резкому обострению интереса к творчеству многих доселе нам мало известных в силу определенных причин зарубежных ученых-обществоведов. В частности, в нашей стране за последние годы произошел Ренессанс трудов П. А. Сорокина. Книги его активно переводятся на русский язык, а научное наследие на родном языке переиздается и критически осмысливается. Можно, конечно, было бы это рассматривать как компенсацию и своего рода извинение за долгие годы забвения трудов ученого в нашей стране. Однако и на Западе, несмотря на прошедшие со дня его смерти 35 лет, не угасает интерес к трудам ученого.10 Но у нас интерес особый. Ему способствуют фундаментальные изменения, происходящие сегодня в России.

Распавшаяся социалистическая система, из-под обломков которой возникает иное общество, вызывает к жизни попытки

10 Только в конце девяностых годов на Западе вышли следующие работы: Johnston B.V. Pitirim A. Sorokin /1889-1968/. Pioneer and Patriarh. II Intern. Sociology. L., 1996, v. 11, № 2; Sorokin and Civilization: A Centennial Assessment. II Ed. by J. Ford, N. J., 1996; Johnston B. V. Pitirim A. Sorokin: On the Practic of Sociology. Chicago. 1998; Jeffries V. The Integral Paradigm: The Truth of Faith and the Social Sciences. II American Sociologist. 1999. V. 30 № 4; The Unknown Sorokin: his life in Russia and the essay on suicide. II Denny Vagero (editor), Stockholm. 2002 и другие.

осмыслить современное положение и спрогнозировать будущее не только со стороны властных структур, но и активность со стороны теоретиков. Оценивая современное политическое и нравственное состояние общества как кризисное, представители социальной философии, социологии, политологии подвергают, образно говоря, "инвентаризации" старый, но не устаревший, теоретический багаж тех мыслителей, которые разрабатывали проблемы кризиса и возможные пути выхода из него. Без преувеличения можно сказать, что большинство трудов Сорокина посвящено исследованию современной цивилизации и направлено на выявление, разъяснение, разработку главных проблем состояния современного общества.

Исследования мыслителя объединяет цель - разобраться в сущности и причинах кризисных явлений, сопровождающих процессы общественного развития. Подробно анализируя различные аспекты человеческого бытия, Сорокин одним из первых пришел к выводу о том, что современная цивилизация находится в особенном, необычном состоянии - состоянии кризиса. И кризис этот глобален. Кризис охватил все аспекты жизни современного общества. Он одинаково глубок во всех сферах: как в материальной, так и в духовной. Это кризис "плоти и духа общества". Он затронул науку, религию, политику, искусство и мораль.

Степень разработанности проблемы. Обширное научное наследие П. А. Сорокина привлекало и привлекает внимание зарубежных и отечественных исследователей. Первые аналитические, исследовательские, а также систематизирующие научное творчество П. А. Сорокина работы появились не в России, а за рубежом, в частности, в США, Англии, Швеции, Германии, Франции, Индии и др. странах. Такую ситуацию обусловили

конкретно-исторические особенности послереволюционного времени.

Хотя русский период творчества Сорокина отличался плодотворностью идей и отмечен был публикацией им множества работ, интерес у современников ученого вызывала главным образом, его политическая деятельность. Связано это, в первую очередь, с тем, что основные концепции в области философии и социологии были сформулированы Сорокиным позднее. После вынужденного отъезда за границу в России имя его практически не упоминалось, до шестидесятых годов прошлого века. П. А. Сорокин известен был, в основном, лишь по двум работам В. И. Ленина: "Ценные признания Питирима Сорокина" и "О значении воинствующего материализма". Обстоятельное изучение различных сторон научного творчества Сорокина было положено диссертацией И. А. Голосенко "Критика философско-исторических и социологических концепций Питирима Сорокина" (1967), который ряд своих последующих работ посвятил изучению биографии и научного творчества П. А. Сорокина. В СССР творчество Сорокина исследовалось мало, тем не менее, в 70-ые - 80-ые годы опубликован ряд статей и защищено несколько диссертаций11. Преимущественное внимание в них уделялось исследованию культурных суперсистем. Спецификой изучения творческого наследия Сорокина в данный период можно считать отсутствие крупных работ и монографий, анализирующих его творчество, хотя его идеи достаточно часто упоминались внутри других работ, в учебниках по западной социологии и т. п.

Интересны, на наш взгляд, кандидатские диссертации, защищенные по социально-философской, культурологической и этической проблематике К. X. Момджяном "Критический анализ теории культурных суперсистем в философско-исторической концепции П. Сорокина" /М., 1974/; СВ. Карпушиной "Критический анализ культурологической концепции Питирима Сорокина" /М., 1982/; Н. И. Сербенко "Критика этической концепции П. Сорокина" /Л-д, 1982/ и др.

Девяностые годы характеризуются взрывом интереса ко всему, что связано с деятельностью П. А. Сорокина. Переводятся его работы, скудная до того библиотека его произведений, хранившихся к тому же ранее в недрах спецхрана, быстро умножается. Идеи его становятся достоянием гласности и предметом многочисленных исследований. Особенно преуспели в этом социологи. Настоящий бум возникает на рубеже нового века. Проводятся конференции, посвященные 100-летию и 110-летию со дня рождения ученого, переиздаются некоторые основные работы (в частности, можно отметить как значительное событие перевод на русский язык работы "Социальная и культурная динамика").

Хотелось бы выделить ряд направлений в исследовании научного творчества Сорокина, начиная с девяностых годов. Это культурологический аспект, проблемы социальной стратификации, динамика развития форм искусства . Среди работ, появившихся в последние годы, следует отметить статьи по следующей тематике: исследование русского периода творчества Сорокина (Голосенко И.А., Сапов В.В.); теоретическая социология (Покровский Н. Е.); социальная дезинтеграция (Голосенко И. А.); социокультурная динамика (Яковец Ю. В.). Что же касается кризисной тематики, то она рассматривалась в социологическом ракурсе в статье Голосенко И. А. "Проблема кризиса общества и культуры в социологии Питирима Сорокина" . Некоторые идеи П. А. Сорокина были использованы в одном из разделов монографии "Анатомия кризисов". В целом же концепция кризиса П. А. Сорокина

12 Маулина Н.Н. "Культурно-историческая концепция Питирима А. Сорокина" /Казань, 1991/;
Золхоева М. В. "Проблемы социальной стратификации в философско-социологической
концепции П. Сорокина" /Улан- Удэ, 1995/ ; Храмцова И. А." Интегральная теория искусства в
философии истории П. Сорокина" /ЛГУ, 1990/, Петухова О. Б. "Искусство как фактор
социокультрной динамики в философии Питирима Сорокина" /М., 1997/.

13 Российская социология. Историко-социологические очерки. М., 1997.

отечественными учеными практически не исследовалась.

На Западе многогранному творчеству П. А. Сорокина посвящено немало книг, статей. Исследовались его философские, социологические, философско-исторические, культурологические взгляды, изучалась методология. Следует отметить, что к моменту переезда Сорокина в США представители американской философской мысли были недостаточно знакомы с его творчеством. Широта взглядов Сорокина, отсутствие прагматизма, свойственного американской философии, поначалу вызвали настороженную реакцию. Тем не менее, он был признан и до сих пор считается одним из основателей американской социологии, оказавшим существенное влияние на развитие американской социальной мысли, в частности, на Т. Парсонса и Р. Мертона (к сожалению, данная проблема недостаточно изучена). Среди тех, кто обращался к изучению богатейшего научного наследия П. А. Сорокина такие имена как А. Тойнби, Дж. Форд, Л. фон Визе, Р. Мертон, Т. Парсонс, Ф. Кауэлл, Н. С. Тимашев, Эд. А. Тиракиан и другие.

До сих пор интерес представляют посвященные исследованию его творчества обзорные работы, изданные при жизни ученого в 50-ые - 60-ые годы: "История, цивилизация и культура: введение в философию истории и социальную философию Питирима А. Сорокина" /Ф. Р. Кауэлл. 1952/, "Обозрение, посвященное П. А. Сорокину" /Редактор Ф. Аллен. 1963/. В этих работах, исследующих социальные аспекты, кризисная тематика почти не находит отражения. Однако показателем интереса к проблеме явился сам факт публикации работы П. А. Сорокина с символическим названием и к тому же с вопросом: "Истоки кризиса и исцеление от него. // Запад в упадке?" Работа была издана в Нью-

Йорке через два года после смерти автора. В семидесятые же вышли книги: "Любовь, Альтруизм и Мировые кризисы: вызов Питирима Сорокина" /ред. Дж. А. Мэттер,1975/14, посвященная характеристике обозначенных в заголовке понятий, и Сорокин П. А. " Голод как фактор в человеческих отношениях". Затем наступило относительное затишье в публикациях работ ученого и в исследовании его творчества.

Возрождение интереса к личности ученого и его идеям в сфере социальной философии приходится на конец века. В девяностые годы в США переиздаются некоторые работы П. А. Сорокина, и появляется ряд книг и статей о нем. Среди них такие как: "Питирим А. Сорокин: интеллектуальная биография" /Барри В. Джонстон, 1995/, "Сорокин и цивилизация: обзор века." /ред. Дж. Б. Форд , 1996/. Ряд статей об интегрализме П. А. Сорокина как основе эпистемологии написал Винсент Джефрис. Другой американский исследователь, Барри Джонстон, попытался изучить идеи социальной реконструкции в социологии П. А. Сорокина. В западной научной литературе отмечается возрождение интереса к трудам П. А. Сорокина15. Это связано не только со столетним юбилеем ученого, но, скорее всего с обоснованностью, глубиной научных разработок важнейших социокультурных проблем, а также сделанных им прогнозов, которые оказались востребованными в конце века. Что касается проблемы социального и культурного кризиса, в западной литературе ей не уделено достаточного внимания.

14 Love, Altruism, and World Crisis: The Challenge of Pitirim Sorokin. II Joseph Allen Matter (ed.) P.
1975; Sorokin P. A. Hunger as a Factor in Human Affairs. University Press of Florida. 1975.

15 Johnston B.V. Pitirim A. Sorokin /1889 - 1968/. Pioneer and Patriarch. II Intern. Sociology. L., 1996,
vol.11 № 2; Sorokin and Civilization: A Centennial Assessment. II Ed. by J. Ford N. J. 1996; Johnston
B. V.Pitirim A. Sorokin: On the Practic of Sociology. Chicago. 1998; Jeffries V. The Integral Paradigm:
The Truth of Faith and the Social Sciences. II American Sociologist. 1999. Vol. 30 № 4 и другие.

Современный кризис, по нашему мнению, - это айсберг, лишь небольшая часть которого находится на поверхности. И за всю долгую историю существования человечества проблема кризиса общества, в частности, кризиса морального и политического никогда не стояла столь остро как сегодня. Именно это побудило автора диссертационной работы обратиться к данной теме, проследить преемственность и взаимосвязь идей, лежащих в основе кризисного сознания, попытаться найти то ценное и полезное, что присуще работам П. А. Сорокина и может помочь не только объяснению столь сложного феномена как кризис, но поиску средств смягчения его негативных последствий.

Отметим, что работы П. А. Сорокина, составляя лишь часть закономерно возникшего процесса научного, художественного, религиозного и философского осмысления кризиса современного западного общества, во многом оригинальны, его кризисология не пессимистична, она отличается оптимизмом и содержит возможность реализации некоторых выдвинутых им идей. Ведь обосновав закономерность современного кризиса, рассматривая его как объективный ход истории, Сорокин сделал прогноз на будущее и дал рецепты, которые могли бы помочь найти менее болезненный выход из сложившейся ситуации. Смягчению тех кризисных последствий, которые преследуют современного человека, могут, в частности, поспособствовать преобразования в сфере этики и политики. На наш взгляд, работы философа наделены психотерапевтическим эффектом: они помогают если не избавить человека, живущего в условиях техногенной цивилизации, от постоянного страха перед негативными последствиями ее развития, то смягчить его и заронить зерна оптимизма во взглядах на будущее.

Книги и статьи П. А. Сорокина, содержащие кризисную проблематику, характеризует, как правило, ясность изложения материала, доступный каждому, даже рядовому читателю язык, лишенный супернаучной терминологии. Для научного мира простой и несколько воинствующий, полемичный стиль изложения были шокирующим фактором. Американская наука, как, впрочем, и наша, стремящаяся к усложненным понятиям, упрекала ученого в таком непривычном подходе. Сам же Сорокин преследовал далеко идущую цель - дойти до каждого размышляющего субъекта, завоевать его внимание и предупредить о надвигающейся на мир опасности - глобальном кризисе со всеми вытекающими из него последствиями. Складывается впечатление, что П. А. Сорокин в своих работах, посвященных кризисной тематике, специально сгущает краски. Эпитеты "кровавый век", "самый кровавый кризис", преувеличенно негативный материал создают двойственное восприятие его концепции кризиса: с одной стороны - это, действительно, желание помочь человеку, успокоить его, вселить надежду на благоприятный исход, учитывая опыт прошедших кризисов. А с другой, выскажем предположение, что ту потерю страха человеком XX века, которую стали констатировать ученые во второй половине века, П. А. Сорокин подметил гораздо раньше и попытался внести свою лепту в воспитание так назывемого "рационального страха".

Проблема кризисного состояния общества имеет богатую историю. Существует мнение, что со времен Гегеля европейское сознание начинает проявлять внимание к надвигающемуся кризису западного мира. Многие выдающиеся умы конца XIX- начала XX века уже размышляют о прогрессирующей болезни рационалистической цивилизации. Мрачной теме кризиса западной

культуры посвятили свои произведения "первые романтики" Кьеркегор и Ницше,16 в творчестве которых в полный голос зазвучала проблема гибели достояний прошлого, гибели человеческого начала культуры. В данном направлении работали многие западные социологи, философы, политологи: М. Вебер, Л. Гумплович, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, X. Ортега-и-Гассет, А. Этциони, С. М. Липсет, Т. Парсонс, Э. Фромм и другие.

К примеру, В. Зомбарт писал о разрушении культуры в результате деятельности буржуазно-мещанского типа личности. О. Шпенглер разработал концепцию кризиса современной культуры, проявляющегося в превращении культурного наследия прошлого в безжизненные формы механистической цивилизации. Переход культуры в цивилизацию, по его убеждению, знаменует собой гибель культуры. Прогноз неизбежного кризиса культурного наследия Запада дал А. Швейцер, утверждавший, что самоуничтожение культуры идет полным ходом. "Даже то, что уцелело от нее, ненадежно...Способность современного человека понимать значение культуры и действовать в ее интересах подорвана, так как условия, в которые он поставлен, умаляют его достоинство и травмируют его психически"17. Ему принадлежит мысль о том, что человеческий мозг живет в двадцатом веке, а сердце большинства людей - еще в каменном. "Философия заката", как образно назвал ее Артур Хюбшер , с присушим ей "чувством кризиса" в XX веке включает большое количество имен европейских мыслителей.

16 Идеи Ф. Ницше оказали влияние на концепцию кризиса П. А. Сорокина, в частности, мысль о
том, что "современный человек есть нечто, что должно превзойти". Цитируется по работе Ф.
Ницше. Так говорил Заратустра. Соч. М. 1997, том 2, стр. 8.

17 Швейцер А. Культура и этика. М. 1975, стр. 34.

18 Хюбшер А.. Мыслители нашего времени. М. 1994,стр. 16.

Справедливо будет отметить, что русская философия не осталась в стороне от столь важной проблемы. Тема кризиса нашла отражение в работах русских ученых конца XIX - нач. XX вв. Одним из первых19 к проблеме обратился Н. Я. Данилевский. Седьмая глава книги "Россия и Европа" называлась так: "Гниет ли Европа?" На этот вопрос, заданный своим соотечественником в 1869 году, П. А. Сорокин ответит утвердительно, создав через семьдесят лет свою концепцию "гниения" всего западного общества, точнее кризиса его. Кризисные явления были предметом исследования М. И. Туган-Барановского . Проблему кризиса не обошли стороной отец и сын Соловьевы. Как известно, свое осознание общеевропейского кризиса В. С. Соловьев связывал с наступлением апокалиптической эпохи и торжеством антихриста. По этому поводу интересно замечание С. Л. Франка: "в духовном наследии Соловьева есть поистине изумительное предвидение катастрофической эпохи, в которой мы теперь живем" . Назвав одну из своих ранних статей "Духовный кризис интеллигенции"22, Н. А. Бердяев тему кризиса сделал почти постоянным спутником своих философских исследований. Ему принадлежит вывод о том, что задолго до О. Шпенглера идея кризиса культуры присутствовала в сознании многих отечественных мыслителей23. К сожалению, тема эта пока изучена недостаточно глубоко, так как работы многих русских мыслителей, ставших в

Среди первых был и С. П. Шевырев. Как нам представляется, нельзя обойти вниманием его мнение по этому поводу, высказанное в статье "Взгляд русского на состояние Европы". 20 Туган-Барановский М. И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь. СПб. 1894; Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. СПб. 1914.

Франк С. Л. Духовное наследие Владимира Соловьева. // Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996, стр.397.

Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. СПб. 1910.

В 1918 году Н. А. Бердяев в очерке "Духи революции" отмечал, что живет в дни почти смертельного кризиса. За несколько лет до нашумевшей книги О. Шпенглера он написал работу с символическим названием: "Конец Европы". См. Бердяев Н. А. Конец Европы. // Судьба России.М. 1990.

силу сложившихся обстоятельств зарубежными, начали публиковать у нас сравнительно недавно, но даже названия их свидетельствуют о пристальном интересе к выше обозначенной проблеме. "Кризис индустриальной культуры" 4, - так назвал свою работу Б. П. Вышеславцев. Утрата веры в кумиров, точнее крушение кумиров -причина кризиса современной культуры, - к такому выводу пришел С. Л. Франк /1924 год/ . А в исследовательских поисках П. А. Сорокина тема кризиса стала центральной.

Объект исследования - кризис и его проявления в концепции морально-политического кризиса П. А. Сорокина.

Предмет исследования - социально-философское содержание проблемы кризиса современности на основе анализа творческого наследия П. А. Сорокина.

Общая цель исследования - на основе комплексного социально-философского анализа концепции кризиса общества, выдвинутой П. А. Сорокиным, исследовать специфику кризисных явлений в современных условиях, их последствия, обосновать практическую значимость идей П. А. Сорокина для смягчения последствий кризиса современности, а также обозначить возможные пути решения кризисных проблем.

Задачи исследования:

выявить философско-исторические основы концепции кризиса П. А. Сорокина, показать предпосылки формирования данной концепции, обосновать связь "кризисологии" Сорокина с русской социальной философией;

обозначить подходы к кризису и определения, выдвигаемые Сорокиным; дать анализ основных характеристик

24 Вышеславцев Б. П. Кризис индустриальной культуры. N.Y. 1957.

25 Франк С. Л. Крушение кумиров. // Сочинения. МЛ 990.

социокультурных систем, выявить преимущества и недостатки чувственной и идеациональной систем ценностей на разных этапах развития;

выяснить, как в рамках различных систем ценностей варьируется поведение человека, какое влияние на личность оказывают чувственная, идеалистическая и идеациональная системы и каким образом нестабильность социокультурной системы воздействует на человека;

показать, что современный кризис может рассматриваться как переход к новой социокультурной реальности, а пути преодоления кризиса базируются на ценностях идеациональной системы;

изучить пути выхода из кризиса, предлагаемые П. А. Сорокиным, в частности, роль альтруизма в преодолении кризиса, выбрать наиболее приемлемые из них, рассмотреть рекомендации по их применению в современных условиях и обосновать их значимость;

рассмотреть понятия "конвергенция", "неоконвергенция", "интеграция", проанализировать их место в концепции "кризиса нашего времени" П. А. Сорокина и наметить перспективы и возможности применения интегральной концепции для решения насущных задач современности;

Теоретико-методологической основой исследования являются произведения П. А. Сорокина на английском и русском языке, работы русских, зарубежных философов, социологов, политологов, историков, культурологов. В своей работе мы анализируем, в первую очередь, ту часть богатейшего наследия П. А. Сорокина, которая связана с остро актуальными проблемами духовно-нравственного состояния современного общества, с кризисными

явлениями в сфере морали и политики, с перспективами дальнейшего развития общества. Кризис социума - это сложное образование, некоторые части которого подвергались исследованию на протяжении ряда лет прошлого века. Нас, в первую очередь, интересует одна из слабо исследованных частей его - это кризис в сфере морали и политики.

Надо заметить, что усиленный интерес к этической проблематике, столь характерный для русской философии, был унаследован и П. А. Сорокиным, при этом он не утратил приобретенный в годы пребывания в России интерес и к политике. Изучение его работ позволяет по-новому взглянуть на взаимоотношение политики и морали, на влияние событий глобального масштаба на нравственность как отдельной личности, так и общества в целом, поразмышлять вместе с автором концепции кризиса нашего времени над путями выхода из создавшейся кризисной ситуации.

Работы исследователя вселяют надежду на то, что современный кризис, будучи необходимым условием в развитии социума, - явление экстраординарное, но преходящее - хаос с неизбежностью перейдет в порядок, что несмотря на сложности переходного периода и на длительность его, общество сумеет обрести новое состояние, которое можно будет назвать интеграцией, а само общество, возникшее в результате этого процесса -интегральным.

В диссертации мы будем писать о П. А. Сорокине, употребляя такие прилагательные, как русский, американский, русско-американский ученый. Мыслитель оказался в неординарной ситуации, став свидетелем развития двух великих стран, находящихся в противостоянии друг другу. Ему представилась

возможность изучить особенности, положительные и отрицательные стороны российской и американской действительности, социализма и капитализма, синтезировать знания и обогатить мировую науку рядом важнейших идей. Следует заметить, что творчество ученого свидетельствует не только о прекрасном знании им мирового культурного наследия, но и об умении использовать философское наследие русской и восточной, западноевропейской и американской мысли. Поэтому мы хотим предварить анализ концепций ученого следующим замечанием. П. А. Сорокин - это мыслитель мирового масштаба, человек, освоивший достижения западной и восточной культуры, сумевший синтезировать достояния мировой научной мысли и, на наш взгляд, он лишь условно может быть назван русским или американским ученым. Его имя принадлежит всему миру. Имеет ли значение национальная принадлежность ученых такого масштаба, ведь их идеи, научное творчество - великое достояние всего мира и человечества.

Автор диссертации обратился к работам зарубежных и отечественных философов, социологов, политологов. Годы пребывания в России оказали огромное влияние на научное творчество П. А. Сорокина и, в частности, на формирование его концепции кризиса, поэтому значительное внимание уделено нами работам Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, В. С. Соловьева. В ходе исследования мы также обращались к анализу работ его современников-эмигрантов Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, С. Л. Франка, Б. П. Вышеславцева, Л. П. Карсавина. Конечно, основной материал для исследования - это работы самого ученого. Для нас были интересны те, в которых нашла отражение избранная тема.

Научное творчество П. А. Сорокина формировалось во взаимодействии с идеями таких ученых как Э. Дюркгейм, О. Конт,

Ф. Ницше, О. Шпенглер, Ш. Ауробиндо, С. Вивекананда. Нельзя обойти вниманием и влияние на его научные концепции таких мощных фигур как Сократ, Платон и др. И, конечно, несомненный интерес представляют работы критиков его научного творчества, таких как Н. С. Тимашев, Ф. Кауэлл, О. Андерле, Д. Форд, Т. Парсонс, Б. В. Джонстон и др.

Автор использовал сравнительно-исторический, системно-структурный, диалектический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному и другие методы. Принцип историзма, единства исторического и логического, компаративный подход также применялись диссертантом в процессе исследования. Сравнительно-исторический анализ позволил выяснить исторические корни концепции кризиса общества и культуры, общее и особенное, присущее взглядам различных философов, в частности, представителям русской философской мысли, вклад их в формирование кризисного сознания и влияние их идей на формирование концепции кризиса П. А. Сорокина. Автор диссертации, поставив задачу проследить эволюцию взглядов ученого, его связь с русской и мировой философской мыслью, использовал системно-структурный и генетический подход. Это помогло автору обозначить оригинальность идей создателя концепции "кризиса нашего времени".

Научно-теоретическая новизна диссертационного

исследования заключается в следующих основных результатах: - дан анализ концепции кризиса в контексте социально-философских идей П. А. Сорокина, исследована эволюция взглядов ученого на кризис и его составляющие, переход от локальному к глобальному и тотальному пониманию кризиса; показано, что оригинальность взглядов Сорокина заключается в

преодолении линейного понимания прогресса, не сведении его только к экономическим факторам, в циклическом понимании развития морали как основы кризиса общества;

рассмотрено влияние русской философской мысли на формирование концепции кризиса культуры и общества П. А. Сорокина. Подчеркнуто сочетание традиционного для русской философии подхода (приоритет этической проблематики, рефлексия, идея гибели культуры) и своеобразия (интегральный подход, оптимистический настрой). При этом учитывается влияние на формирование концепции в целом идей некоторых западных мыслителей;

подчеркнуто, что в своей концепции П. А. Сорокин, рассматривая макросоциологические, фундаментальные проблемы социокультурной реальности, выдвигает на первый план духовно-нравственные аспекты кризиса;

главное ценностно-смысловое содержание понятия кризиса рассмотрено в его взаимосвязи с глобальными процессами современности; в работе выявляются причины, обусловившие появление ряда негативных последствий глобализации общества, (техногенные катастрофы, усиление межнациональной и религиозной вражды, увеличение количества локальных конфликтов и войн, рост числа психических заболеваний и самоубийств, деградация духовной культуры);

исследована проблема бедствий (войн, революций, беспорядков, голода, эпидемий) как составляющей кризиса и их влияния на личность и общество на основе новых данных российских ученых26;

Богоявленский Д. Д. Российские самоубийства и российские реформы.// Социс. 2002, № 5;

проанализированы пути выхода из кризисных ситуаций, предложенные П. А. Сорокиным: определены понятия конвергенции и интеграции, неоконвергенции и интеграции, изучена их роль в смягчении последствий кризиса. Формирование интегральной концепции П. А. Сорокина рассмотрено в связи с идеями русских и зарубежных мыслителей;

исследуется влияние русской социально-философской мысли на становление и оформление концептуальных основ теории альтруизации человечества П. А. Сорокина, предпринимается критический анализ возможностей использования идей альтруизма в качестве средства "оздоровления" общества, исследуются противоречия во взглядах ученого по данной проблеме;

диссертант показывает, что П. А. Сорокин - мыслитель мирового масштаба (независимо от национального происхождения и места его проживания), его научное творчество - достояние всего мира и имя его стоит в ряду таких великих гуманистов как А. Швейцер, Э. Фромм и др., а его концепция кризиса общества и культуры выполняет ряд важнейших функций. Среди них выделяются гносеологическая, аксиологическая, прогностическая, психотерапевтическая, гуманистическая и ряд других функций.

Положения, выносимые на зашиту:

- методологической основой рассмотрения кризиса нашего
времени может быть теория культурных суперсистем, при этом

Гилинский Я., Румянцева Г. Основные тенденции самоубийства в России. // Петербургская социология. 1997. № 1; Ильин B.B., Панарин А.С, Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. Москва. 1996; Голод. Бедствие, вызванное деятельностью человека. Доклад независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М.1990; Козлов В. А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953 - начало 1980-х гг. Новосибирск. 1999.

определяющее влияние на формирование кризиса и его обострение оказывают трансформации в сфере нравственности, вызванные разрушением чувственной формы культуры;

при изучении кризиса как сложного социокультурного феномена, затрагивающего все сферы общественной жизни, возможно использование модели, предложенной П. А. Сорокиным. Представляя собой состоятельную парадигму социокультурного кризиса, она может быть использована не только при объяснении негативных явлений современного общества, но и для смягчении нежелательных последствий кризиса;

существует потребность и необходимость использования идей концепции интегрализма П. А. Сорокина в решении актуальных проблем современности. Поскольку мир становится все более целостным, конвергенция может рассматриваться не только как способ перехода от хаоса низшего порядка к хаосу высшего порядка, но и как частный случай построения будущего интегрального общества. Идеи ученого актуальны и перспективны в изучении взаимоотношений России и Америки, Запада и Востока;

П. А. Сорокиным заложены основы этики ответственности, входящей ныне в стратегию выживания. В условиях нравственно-политического кризиса, "когда выживание человечества определяет горстка верховных правителей, ядерные правительства великой власти, "которым не присуща нравственность" /аргументированное мнение П. А. Сорокина/, самая насущная потребность нашего времени - это человек, способный контролировать себя и свои желания, глубоко осознающий свою личную ответственность за мир;

разработка П.А. Сорокиным путей выхода из кризисной ситуации

на основе претворения в жизнь культуры мира отличается гуманистической направленностью. Поскольку в мире усиливается взаимодействие цивилизаций, то решить проблемы войнами, насилием невозможно. Особую роль в данной ситуации приобретают гуманность, альтруизм, катарсис.

Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности использования основных теоретических положений, идей и выводов для осознания причин, порождающих кризисные явления в современном мире, и понимания их закономерности, для прогнозирования некоторых последствий, вызываемых ими. Результаты диссертационной разработки могут применяться в процессе исследования кризисных явлений в нашей стране и прогнозирования побочных эффектов кризиса, разъяснении негативных и позитивных моментов, вытекающих из современной кризисной ситуации. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по социальной философии, социологии, истории социологических теорий, этике, политологии, культурологии. Некоторые теоретические положения работы могут быть использованы, в частности, политологами и специалистами по международным отношениям при выработке подходов к формированию оптимальной системы и основ миропорядка, при освещении широкого круга вопросов межгосударственного взаимодействия.

Причины возникновения кризиса в свете теории суперсистем

П. А. Сорокин обращается к проблеме кризиса с позиций всестороннего, комплексного подхода ее рассмотрения. Можно выделить несколько аспектов исследования кризиса, проводимого социологом. Во-первых, Сорокин устанавливает непосредственно наличие кризисных явлений. Во-вторых, рассматривает их влияние на личность и общество. В-третьих, устанавливает собственный диагноз кризиса. В-четвертых, выдвигает ряд способов решения данной проблемы. Что же представляет собой "кризис нашего времени"?

Как известно, начинает свои размышления на тему кризиса П. А. Сорокин, существует несколько точек зрения относительно современного кризиса. По мнению сторонников одной из них, кризис, переживаемый обществом, - это "обычный кризис, подобный многим, через которые проходило западное общество по несколько раз в каждом веке" .

Такие кризисы могут выражаться в форме экономических или политических неурядиц. Порой кризис сводят лишь к конфликту "демократии против тоталитаризма, капитализма против коммунизма или же деспотизма против свободы, национализма против интернационализма"3. Некоторые из сторонников этого направления иногда сводят суть кризиса просто к конфликту отдельных выдающихся личностей, либо к конфликту отдельных государств...

Другая точка зрения - пессимистическая. Настоящий кризис выступает для ее сторонников как предсмертная агония Западного общества и культуры. По их мнению, каждая культура смертна. Достигнув зрелости, она начинает клониться к закату. Западная культура и общество уже прошли свой зенит и теперь вступают в последнюю стадию существования. Настоящий кризис - предсмертная агония Западного общества, и никакое средство не в состоянии предотвратить гибель. Среди сторонников этой точки зрения, конечно, немецкий культуролог О. Шпенглер. Анализируя теории Шпенглера и его сторонников, Сорокин высказывает ряд замечаний в их адрес. Размышляя по поводу нашего "местонахождения на дороге истории", П. А. Сорокин утверждает, что его вывод по этому вопросу "находится в непримиримом противоречии с другими существующими диагнозами"4.

По его мнению, такие теории беспочвенны, ибо не существует единого закона, требующего, чтобы каждая культура и общество проходили через стадию: "детство - зрелость - смерть". К тому же ни один из сторонников этих теорий не может вразумительно объяснить, что подразумевается под понятием "детство" общества или "старость" культуры и каковы типичные характеристики каждого возраста.5 Таковы теории кризиса культуры. Как утверждает П. А. Сорокин, ни одна из современных точек зрения на сущность кризиса не соответствует действительности.

Дистанцируясь от всех этих концепций, он подводит итог: "...наша теория имеет мало общего со стародавними теориями жизненного цикла, согласно которым культуры и общества проходят стадии детства, зрелости, старости и увядания, ...наша теории и диагноз не являются разновидностями ни одной из вышеописанных концепций - ни умеренно линейной, ни революционно прогрессивной, ни циклично-закатно-разлагающейся. Теория, построенная здесь, стоит особняком, безотносительно к какой-либо популярной ныне социальной философии. Она не нуждается ни в их одобрении, ни в их поддержке, так как ноги у нее крепче".

Исследуя эти "ноги", русско-американский социолог, историк общественной мысли Н. С. Тимашев заметил: "Весьма значительно и убедительно Сорокинское построение типов культуры". Это важное замечание, потому что именно через типы культуры П. А. Сорокин исследует кризисы культуры и не только их.

П. А. Сорокин уверен в том, что кризис представляет не просто экономические или политические неурядицы. Он намного сложнее, носит "экстраординарный" характер, затрагивая всю западную культуру и общество, все формы социальной, политической и экономической организации, науку, философию, религию, право и мораль, образ жизни и нравы. Все западное общество вовлечено в него . Это кризис всей системы ценностей современной культуры. Но в то же время кризис не означает разрушения и конца существования западной культуры и общества.

Тотальность кризиса, его влияние на личность и общество

Социальный кризис тотален, он охватил все общество, утверждает П. А. Сорокин. Чрезвычайно заинтересованный в изучении того состояния, в котором находится современное ему общество, исследователь обращается к конкретным проявлениям "кризиса нашего века". Как влияет кризис на личность, на каждого конкретного человека? Что происходит с моральными нормами и нравственным состоянием общества? Как трансформируется поведение человека, поставленного в экстремальные условия существования? Что происходит с внутренним миром личности, с ее психической организацией, с моральными устоями конкретного индивида? На эти и целый ряд других вопросов и пытается ответить П. А. Сорокин.

При ответе на некоторые из этих вопросов он обращается к своему основному "ключу" (кстати, этот "ключ" играет в его работах очень важную роль, и он пользуется им, чтобы вскрывать "двери" крайне непростых явлений) - теории культурных суперсистем. "Господствующий тип культуры формирует тип сознания людей, которые родились и живут в рамках этой культуры"1, - таково мнение П. А. Сорокина. А для того, чтобы доказать гипотезу о соотношении поведения личности с типом культуры, было проведено довольно сложное исследование на богатом историческом материале.

Распределив личности по трем типам: идеациональному, смешанному и чувственному, - П. А. Сорокин с помощниками использовал материал многотомной Британской энциклопедии о значимых исторических личностях, начиная с 950 года до новой эры и по 1937 год. Подсчитывалось количество строк, посвященных знаменитостям, для установления их значимости, и в итоге родилось следующее заключение:

"Наконец, выводы, к которым мы пришли, означают, что, несомненно, существуют идеациональные, чувственные, идеалистические и смешанные /в том числе неинтегрированные/ формы поведения и типы личности, и что каждый из этих типов наиболее часто встречается соответственно в идеациональном, чувственном, идеалистическом или смешанном обществе" .

Человек двадцатого века, проживающий в чувственном обществе и относящийся скорее к чувственному типу личности, оказался в сложнейшей ситуации. "Если многие и не понимают достаточно ясно, что же произошло, они все равно смутно ощущают, что это не просто закат "процветания", "демократии", "капитализма" и т. п., но и всей современной /чувственной/ культуры, общества и человека"3, - констатирует автор концепции кризиса нашего времени. Именно поэтому, на наш взгляд, среди жизненных процессов, наиболее ярко отражающих характер современного общества, в его работах значительное место отведено такому комплексу социальных явлений, которые объединяются емким понятием социальная дезорганизация4.

Как отмечала Международная энциклопедия социальных наук, вышедшая при жизни П. А. Сорокина, "...его (Сорокина) основные интересы вращаются вокруг процессов социальной организации и дезорганизации в пределах панорамного взгляда на историю, которую сотрясают периодические флуктуации как сердце социального изменения"5. Особый интерес к проблемам социальной дезорганизации был обусловлен, на наш взгляд, теми социальными бурями и потрясениями XX века, свидетелем и участником которых оказался сам П. А. Сорокин.

Хотелось бы заметить, что понятие "социальная дезорганизация", наряду с такими понятиями как "социальная патология", "аномия", "социальная проблема" достаточно часто встречалось в социальной философии и ранее. Но в тот период, когда, по замечанию американского социолога Мартиндейла, "все больше и больше социальные проблемы стали рассматриваться как отрицательные или противоречивые аспекты социальной организации"6, интерес к данной проблеме чрезвычайно вырос. Это, конечно, случилось в XX веке, но, как видно, и веку нашему суждено изучать эти проблемы и богатый опыт исследователя может оказаться весьма полезным.

Термин "дезорганизация" французского происхождения, и одним из первых исследователей проблем, имеющих непосредственное отношение к социальной дезорганизации, был Э. Дюркгейм. По его мнению, дезорганизация - это такое состояние общества, при котором для его членов утрачена значимость социальных норм и предписаний, отсутствуют четкие эталоны поведения, что влечет за собой рост таких явлений, как преступность и самоубийство.

Роль альтруизма в преодолении кризиса

Морально-политический кризис преодолим. В этом П. А. Сорокин не сомневается. Сделав вывод о том, что настоящий кризис представляет собой разрушение чувственной формы культуры, он ведет речь о необходимости построения качественно новой этической системы: "Чувственная этика и право1 вновь зашли в тупик, отмечающий конец настоящей эпохи. Без перехода к идеациональной этике и праву, без новой абсолютизации и универсализации ценностей общество не сможет избежать этого тупика".

Выход из сложившейся ситуации, по мнению философа, возможен путем перестройки системы ценностей и особая роль в этом процессе принадлежит альтруистической любви. Понятие творческой, бескорыстной любви имеет особое значение для концепции П. А. Сорокина. Как известно, конец девятнадцатого - начало двадцатого века, как и настоящее время, были наполнены размышлениями о прогрессе и жестокости, о насилии и бескорыстной любви, о веке уходящем и веке грядущем.

В своем докладе "К вопросу об эволюции и прогрессе" /СПБ, 1911 год/ молодой русский ученый выражает солидарность с мыслью о том, что мерилом прогресса общества является возрастание альтруизма над эгоизмом и любовь следует рассматривать как принцип, порядок, основу прогресса, как цель. Идеи О. Конта пали на благодатную русскую почву, которая сама по себе способствовала появлению целой плеяды философов, посвятивших этой теме свои значительные труды.

Очень интересны, на наш взгляд, размышления самого автора концепции кризиса по этому поводу. В предисловии к "Социальной и культурной динамике" он писал: "Мне не стыдно признаться, что мировая война и большинство последовавших за ней событий озадачили меня -человека, который в согласии с преобладавшими с начала XIX в. течениями социальной мысли, верил в прогресс, революцию, социализм, демократию, научный позитивизм и многие другие подобные "измы". Я ожидал прогресса, мира, а не войны, бескровного преобразования общества, а не кровавых революций, гуманизации и смягчения человеческих отношений, а не массовых убийств, дальнейшего совершенствования демократии, а не авторитарных диктатур; я ожидал усиления роли науки, а не пропаганды авторитарных предписаний под видом истины, всестороннего развития человека, а не возврата его в состояние варварства ".4 Но это размышления зрелого ученого, автора многих солидных трудов, итог прожитых лет и наблюдений, а до того?

В ранних работах его появляется мысль о необходимости ступить на "путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру."5 Проживая в России того времени, невозможно было не испытать влияния русской религиозно-идеалистической философской литературы, в частности, произведений Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. Соловьева и др. Любовь как универсальная сила, преодолевающая несовершенство человека и мира, его раздробленность, любовь, ведущая к единению - именно таковой представала любовь у Достоевского, и такое толкование пленяло его современников.

Выступая на торжественном собрании, посвященном 103-й годовщине Петербургского университета, молодой ученый П. А. Сорокин напутствует новое поколение, желая ему следовать, прежде всего, "идеалам творческой любви, уважения к свободе других, защищать реформы вместо революции, самоуправление вместо анархии".

Тема любви, захватившая П. А. Сорокина на долгие годы в плен, имеет свою русскую предысторию. В 1915 году под псевдонимом "П. Римус" была опубликована статья под названием "Современная любовь". Посвящая ее А. Блоку, автор считал, что его задачей является "не восхваление или порицание тех или иных явлений любви, ...а просто желание уразуметь и выпукло обрисовать современные формы такими, каковы они есть".

Размышления о различных аспектах любви, об идеальной, чисто эстетической любви, о культе любви представлены с привлечением персонажей произведений Данте и Толстого, с использованием идей Канта, Гегеля и размышлений В. Соловьева о "вечной женственности".