Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей Боровинская Дарья Николаевна

Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей
<
Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Боровинская Дарья Николаевна. Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Боровинская Дарья Николаевна; [Место защиты: Том. гос. ун-т].- Тюмень, 2009.- 138 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/222

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Человек как объект и субъект изменений общества 17

1.1. Взаимодействие человека и общества: философская проблема 17

1.2. Динамика концептуальных представлений о человеке как выражение социальных изменений 33

1.3. Человек современный: креативность, информативность и активность — специфические характеристики 43

Глава 2. Креативно-информационная модель человека современного общества 72

2.1. Становление интегративных моделей человека 72

2.2. Креативность в контексте базовых трансформаций общества 84

2.3. СІАМ: новая модель человека 97

Заключение 112

Список использованной литературы 117

Введение к работе

Актуальность исследования. Человек всегда был и остается предметом философских исследований, в частности рассматриваются его ценностные ориентиры, способы взаимодействия с обществом. Что попадает при этом в поле зрения исследователей? В первую очередь, базисные изменения в экономической, социальной, политической, духовной сферах жизнедеятельности человека, которые определяют его развитие.

Становление и развитие индустриальной цивилизации способствовало интересу к анализу духовного начала в человеке, к рациональной и иррациональной его стороне. Это было обусловлено изменениями в духовной сфере, такими как возвышение науки, секуляризация общества, развитие массовой культуры. В экономике интерес к изучению человека усиливался промышленной революцией, появлением монополий, становлением и развитием капитализма, вызвавшим технологические и социальные базисные изменения в обществе. В это время многие исследователи делают акцент на отчужденности, отстраненности человека от общества. Создаются теоретические модели человека, в которых рассматривается зависимость человека от обезличенных социальных сил. Это образы - модели «Человека одинокого» (Д. Рисмен), «Человека бунтующего» (А. Камю), «Человека, представителя класса», (К. Маркс), «Человека из массы» (X. Ортега-и-Гассет), «Человека одномерного» (Г. Маркузе), «Человека замкнутого» (Н. Элиас), «Человека потребляющего» (Э. Фромм) и другие. Что их объединяет, несмотря на различие в обобщении, касающегося качеств человека? Подчеркивание зависимости человека от общества, первичности общества при постоянном взаимодействии человека и общества. Преобладание этих концепций в социальных науках отражало действительное положение человека в его отношениях с обществом и природой — зависимость от них, отчуждение, объясняющееся недостаточным развитием экономики, социальных и научно-технических отношений.

В настоящее время в обществе вновь происходят глобальные социальные и культурные изменения, усиливающие необходимость анализа ценностей и возможностей человека. В условиях трансформации повседневности человек погружен в поток динамически развивающихся событий. Он сознательно всё сильнее стремится выразить своё собственное и неповторимое «я» посредством самореализации и самоактуализации. При этом каждый человек определяет побуждение, необходимое лично для него. Изменения, происходящие в образе жизни и системе ценностей, а именно возможности совмещения разнообразных интересов и ролей, выделение новых принципов структурирования времени в течение жизни в целом, потенциал развития, избыток информационных коммуникаций, — всё это и многое другое способствует становлению человека, обладающего специфическими характеристиками креативности, информативности и активности.

Меняются и концепции взаимодействия человека и общества. С одной стороны, в отечественных социальных науках существуют образы человека, которые отражают противоречивость современного индивида, живущего в эпоху перемен и трансформаций, т.е. переходного общества. Это «Лукавый человек» Ю.А. Левады, «Потерянный человек» В.А. Ядова, «Человек-кентавр», «Парадоксальный человек» Ж.Т. Тощенко, «Катастрофический человек» В.Н. Шубкина. В когнитивной психологии существует тип «Человека-компьютера». «Человек реактивный» представлен в поведенческой психологии моделью человека как стимульно-реактивной машины. «Человек нуждающийся», так называемая модель «Человека-потребителя», обуреваемого своими потребностями, влечениями, инстинктами, представлена в мотивационных теориях, и в психоанализе. А человек, реализующий себя, свой «индивидуальный проект» - в гуманистической психологии. С другой стороны, становятся актуальными концепции, которые подчеркивают активную, определяющую роль человека

5 в его взаимодействии с обществом. Появляются типы «Человека — актора» (В.А. Кутырев), «Человека — деятельного» (А.Н. Леонтьев).

Становится очевидной необходимость создания концепции, которая смогла бы учесть противоречивую сложность указанных моделей человека на основе объективных факторов. Эти факторы: формирование информационного общества, изменение характера труда человека, необходимость разрешения человеком сложных социальных и экологических задач. Современная цивилизация постоянно балансирует на грани выживания и возможной гибели.

Есть ряд изменений в современном обществе, которые влияют на
становление новой модели, типа человека. Это изменения в духовной сфере:
формирование новой научной парадигмы, фундаментальный
социопсихологический сдвиг, распространение глобальных

информационных потоков. В экономической сфере: изменение характера и форм организации производительных сил и превалирование информационных ресурсов, глобализация экономики, изменения в системе человеческой деятельности, ее объективных характеристиках и мотивации, изменения во внутренней структуре деятельности, развитие высоких технологий. В социальной сфере: смена принципов социальной стратификации, становление интегрального социокультурного строя.

Все эти изменения приводят к тому, что объективно востребованы такие специфические характеристики человека как креативность, информативность и активность, которые могут способствовать прогрессивному развитию общества, сохранению и выживанию цивилизации в целом.

Ценность именно этих обозначенных качеств состоит в том, что они помогают жить в стремительно меняющемся мире. Обществом правят противоречия. То, что годами считалось незыблемым, сегодня всё больше не кажется приемлемым. Чтобы справляться с новой окружающей действительностью, человеку нужно быть более гибким и восприимчивым.

Обладая креативностью, умея генерировать и обрабатывать информацию, действуя активно, человек находится в лучшем положении с точки зрения борьбы с окружающими его проблемами.

Данные качества современного человека порождаются напряжением, существующим между внутренними потребностями или желаниями людей и внешними обстоятельствами как результатом давления общества. И формируясь, они влияют на культурное и социальное развитие всего общества. Становятся востребованными такие личностные установки, качества, ценности, привычки, которые являются предпосылками эффективного функционирования современного общества. Происходит взаимное влияние институциональных, организационных и личностного уровней.

Современное состояние исследуемого вопроса заключается в том, что существующие в настоящее время в философских науках модели — типы человека отражают преимущественно отдельно взятый конкретный его аспект. Каждое направление в науке, будь то социология, экономика или психология, формирует собственный образ человека. Существует необходимость в обобщающей, философской модели человека, отражающей современное состояние отношений между обществом и человеком. Особое значение интегративная модель человека имеет в процессе подготовки молодого специалиста высшей школы - она может служить ориентиром для сознательного формирования необходимых качеств человека.

При этом выделенные качества человека образуют в определенной степени модель реальности. Идеальный тип — модель используется для упорядочивания реальности, она высвечивает специфические характеристики предмета исследования.

Проблема исследования. Противоречия современного общества, обусловленные развитием информационных технологий, ускоренной динамикой технологических и социально - экономических процессов, вступают в противоречие с внутренними потребностями и желаниями людей,

7 их социальным поведением. Сегодня всё чаще наблюдается принципиальная невыполнимость предъявляемых к человеку требований общества. Таким образом, актуальным становится выявление и обоснование объективно востребованных качеств современного человека.

Разрешению обозначенного противоречия будет способствовать формирование новой креативно-информационной модели человека с учётом социальных и культурных изменений современности.

Объектом исследования выступает динамика концептуальных представлений о человеке как выражение социальных изменений.

Предметом исследования является новая креативно-информационная модель человека в условиях базовых изменений современности.

Степень теоретической разработанности проблемы

Вопросы моделирования современного человека поставлены преимущественно в работах зарубежных авторов — К. Бруннера, П. Вайзе,. М. Веблена, С. Линденберга, В. Меклинга, Д. Мокира и многих других.

В отечественной практике в качестве базовых исследований по данной проблематике могут послужить труды B.C. Автономова, Н. В. Родионовой, В.А. Кутырева, А.Н. Леонтьева.

При построении новой модели человека за основу был взят способ" конструирования идеальных типов М. Вебера, которые выступают у него своего рода сетями, которые схватывают нечто важное в бесконечном многообразии действительности. Идеальные типы в этом смысле аналогичны категориям И. Канта, которые являются условиями возможного познания реальности. Учитывалась также концепция социальных типов, предложенная К. Марксом и в дальнейшем разработанная советскими учеными, в частности А.Т. Москаленко и В.Ф. Сержантовым, теория идеальных типов индивидуальности Э. Шпрангера, теория социального характера Э. Фромма, теория креативного класса Р. Флориды, а также теория компетентностного подхода при формировании модели специалиста, широко представленная в работах отечественных исследователей, таких как В.И. Байденко,

8 В.А. Болотов, И.Г. Галямина, И.А. Зимняя, B.C. Лазарев, В.В. Сериков, Н. Хомский, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, так и зарубежных авторов: А. Грин, Дж. Равен и др.

В качестве теоретико-методологической базы для формирования концептуальных представлений взаимодействия человека и общества, а также происходящих в результате этого социальных изменений послужили: эволюционные теории (Ж.А. Кондорсе, К.А. Сен-Симон, Ч. Дарвин, Г. Спенсер), концепции циклического развития (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, А.С. Ахиезер), теория социального действия (Т. Парсонс), концепция экономической динамики на основе теории циклов (Н.Д. Кондратьев, Й. Шумпетер, Ф. Бродель), концепция революционных социальных изменений (К. Маркс, Д. Дэвид, Т. Гурр, Т. Скокпол, Ч. Тили), неоинституциональная теория (А. Алчиян, Д. Норт), теория трансформаций (Н.И. Иконникова), теория модернизации (О'Коннел и др.), постмодернистский и организационно-деятельностный подходы (М. Арчер, Э Гидценс, А. Турен, П. Штомпка, А. Этциони, В.А. Ядов и др), концепция множественного модерна (Ш. Эйзенштадта), концепция институциональных матриц (С.Г. Кирдина), теория интегрализма (П. Сорокин, Ю.В. Яковец).

Большую помощь при подготовке исследования оказало знакомство с трудами специалистов, в разное время исследовавших проблему взаимодействия человека и общества. Концепции антропоцентризма, антропокосмизма и социоцентризма представленные в работах таких авторов, как B.C. Барулин, А.В. Бузгалин, Ю.А. Васильчук, Г.Г. Дилигенский, А. Зуев, СМ. Каган, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, С.А. Кравченко, С.Э. Крапивенский, В.Б. Кучевский, К. Маркс, Н.Н. Мосеев, Л. Мясникова, Ю.В. Петров, Г.И. Петрова, Н.В. Родионова, В.Н. Сагатовский, В.И. Самохвалова, А. Спиркин, Т. де Шарден, Э. Фромм, Ю.В. Яковец и многих других.

В центре внимания современных аналитиков часто оказывается не общество как целостный объект, а социальный субъект — человек, как активное действующее лицо, изменяющее это общество. Ярким примером этого направления могут служить работы М. Арчер, Э. Гидденса, А. Турена, «отражающие, с одной стороны, качественное повышение роли социальных акторов, а с другой, - адаптацию современного общества, его социокультурных структур к действиям акторов, саморазвитие общества, появление в нем новых системных качеств - гибкости, способности к самоизменению»1.

Тема взаимодействия человека и общества представлена достаточно широко как в отечественной, так и зарубежной литературе. К настоящему времени сложились разнообразные, многочисленные подходы к изучению данного вопроса. Немаловажное значение при изучении взаимодействия уделяется и характеру изменений, происходящих в обществе.

Динамичные процессы технологизации общества, обуславливающие изменения специфических качеств человека, широко раскрыты в теории индустриального и постиндустриального обществ и представлены в трудах западных экономистов, социальных мыслителей и футурологов таких, как Р. Арон, А. Бард, 3. Бауман, Д. Белл, 36. Бжезинский, П. Дракер, Я. Зодерквист, Р. Инглхарт, М. Кастельс, Дж. Нейсбит, Т. Скайя, А. Тоффлер, А. Турен, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, а так же Л. Эдвиссон, А. Этциони. В меньшей степени данная тема рассматривается отечественными мыслителями, среди которых особо стоит выделить работы Р. Ф. Абдеева, Д. В. Иванова, В. Л. Иноземцева, И.В. Побережникова, А.И. Ракитова.

Влияние модернизации на индивидуальные установки, ценности и образ жизни, способствующие формированию и развитию таких значимых качеств человека, как информативность, активность отражено в работах зарубежных авторов: 3. Баумана, Д. Белла, А. Инкелеса, Р. Инглхарта,

Лапин Н.И. Проблема формирования современного социетального порядка в России // Вопросы философии. 2006. № 6. С. 5.

10 Р.К. Мертона, Д. Рисмана, А. Турена, Э. Фромма, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, а также отечественных авторов Б.Г. Ананьева, Л.Н. Захаровой, М.С. Кагана, А.Т. Москаленко, Н.Е. Покровского, В.Ф. Сержантова, В.Г. Федотовой, Н.К. Хренова и ряда других исследователей.

В научной литературе тема человека как потребителя раскрывается 3. Бауманом, СВ. Борзых, А. Бардом, Д. Залтманом, А. А. Зиновьевым, Я. Зодерквистом, X. Ортега-и-Гассетом, Э. Фроммом, Ф. Фукуямой, Н. Хомским и другими исследователями.

В рамках выявления качеств современного человека в результате происходящих социальных изменений был исследован вопрос творчества. Философская трактовка проблематики творчества нашла отражение в работах Платона, Аристотеля, Плотина, Ф. Аквинского, Дж. Локка, И. Канта, Шеллинга, Гегеля, а также в концепции К. Маркса о единстве творчества и общественно-трудовой практики человека. В отечественной науке к данной проблеме обращались представители материалистического философского направления XIX в. - В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. В философии идеализма проблему творчества рассматривали И.А. Федоров, Н.А. Умов, В.И. Вернадский, а также философы русского возрождения: B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. Творчество рассматривалось как аспект деятельности Г.С. Батищевым, Э.В. Ильенковым. Творческий характер в структуре познания выделяли B.C. Библер, Б.М. Кедров, В.П. Зинченко. Видовую структуру творчества через профессиональную деятельность изучали В.Ф. Асмус, Б.М. Кедров, М.С. Каган. Проблемы теории творчества находят свое отражение в исследованиях Д.Б. Богоявленской, С.А. Букш, П.П. Крамара, Т.М. Кононовой, И.И. Лапшина, А. Пуанкаре, К.А. Тимирязева, А.Т. Шумилина и многих других исследователей.

В современных работах, посвященных проблемам творчества, можно выделить точку зрения на сущность проблемы, обогащенную новыми

эмпирическими исследованиями. Ряд западных учёных рассматривает творчество как некий процесс изобретательности, нестандартного мышления, способность человека синтезировать имеющуюся информацию и тем самым проявлять свою способность решать задачи, возникающие в определенных жизненных ситуациях.

Так, теория креативности как основы развития современного общества разрабатывается в работах Г. Айзенка, Ш. Рут Андерсон, А. Альпеншталь, Д. Векслера, Дж. Гилфорда, Г. Грубера, Л.Я. Дорфмана, Г.В. Ковалевой, Дж.К. Левинсона, Д. Мокира, Д. Пиирто, Пола X. Рея, Алана Дж. Роу, К. Тейлора, Е. П. Торренсона, Р. Флориды, Р.Фогеля и др.

Отдельного внимания заслуживает позиция авторов

постиндустриализма, которые отмечают, что, начиная с 60-х годов XX в. креативность становится первостепенным элементом любой деятельности, и сама деятельность изменяется и приобретает все более сложный социальный и технологический уровень. А. Высоковский отмечает, что возникает новый симбиоз технологии, рациональной репродуктивной деятельности и творчества. При этом целостность конструкции задается и удерживается благодаря высокой доле креативности, огромному (по сравнению с предыдущим индустриальным периодом) вкладу творческих людей .

Среди западных авторов, отдающих предпочтение исследованию личностных особенностей креативных людей, можно выделить подходы Т. Амабайл и М. Коллинз, Д. МакКиннона, К. Мартиндэйла, М. Чикжентмихалий. Работы А. Адлер, М. Боуден, А. Маслоу и К. Роджерс связаны с изучением креативности с позиции самоактулизации.

Анализ литературы показал, что менее разработанной является область проблем, связанных с концептуальным обоснованием современной модели человека, формирующейся в результате происходящих социальных изменений.

2 См.: Высоковский А. Креативность как ресурс // Отечественные записки. 2005. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа 105, свободный.

Это подтверждает актуальность выбранной темы и цель данного диссертационного исследования.

Цель исследования сформировать новую креативно-информационную модель человека с учетом социальных изменений современности.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  1. Показать, что модель человека, являясь методическим средством, вспомогательным инструментом постижения действительности, позволяет раскрыть значимые качества человека, обусловленные системой ценностей, образом жизни, в основе которых лежит рационализм.

  2. Раскрыть динамику концептуальных представлений о человеке как выражение социальных изменений.

  3. Доказать необходимость построения новой модели человека в условиях социальных изменений современности.

  4. Раскрыть понятия о креативности, информативности, активности как необходимых характеристиках модели современного человека.

  5. Определить критерии построения новой модели человека в меняющемся обществе.

В качестве методологической основы исследования избран ряд общенаучных и философских методов. Диалектический и историко-сравнительный методы использованы при освещении концепций развития взаимодействия человека и общества. Метод исторического и логического позволил раскрыть предмет исследования в непрерывном его становлении и развитии. Применение системного анализа и метода концептуального моделирования способствовало выявлению преимуществ и недостатков существующих концепций моделей человека. При освещении проблемы взаимодействия человека и общества, а также при сопоставлении понятий о креативности и творчестве использованы методы сравнений и аналогий.

В данной работе моделирование используется для выявления специфики взаимодействия между человеком и обществом, а также изменений, вызванных этим взаимодействием.

Исследование основывалось на методологии персонализма Н. Бердяева, свойственной русской философской традиции, а также на теоретико-методологических подходах к изучению креативности, сформулированных в работах Ш. Рут Андерсон, А. Альпеншталь, А. Высоковского, Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалевой, Дж.К. Левинсон, Д. Мокира, Д. Пиирто, Пола X. Рея, Алана Дж. Роу, Р. Флориды, Р.Фогеля. При построении модели современного человека применен метод формализации, а также методология М. Вебера построения идеальных типов.

В исследовании были использованы теоретико-методологические и практические подходы к изучению индустриального и постиндустриального общества, сформулированные в работах Д. Белла, Р. Инглхарта, М. Кастельса, Д. Нейсбита, Алана Дж. Роу, Э. Тоффлера, А. Турена, Р. Фукуямы, С. Хантингтона, А. Этциони и других исследователей.

Научная новизна исследования:

  1. Показано, что модель человека, являясь методическим средством, вспомогательным инструментом постижения действительности, позволяет" раскрыть значимые специфические характеристики современного человека, такие как «креативность», «информативность», «активность», которые, в свою очередь, обусловлены трансформацией повседневности, в основе которой лежит рационализм. Формирование новой модели человека позволяет сосредоточиться на специфических характеристиках человека, отвечающих «вызову» времени. Модель упорядочивает реальность, позволяет структурировать ее основные тенденции.

  2. Проведено исследование концептуальных представлений о человеке как выражение социальных изменений. Если в двадцатом веке преобладали концепции, подчеркивающие зависимость человека от общества, то в современную эпоху перемен становятся актуальными концепции,

14 подчеркивающие определяющую роль человека в его взаимодействии с обществом. При этом преимущественно рассматриваются противоречивые тенденции в развитии современного человека.

  1. Осмыслено значение понятия «креативность» в контексте базовых трансформаций общества. В результате выделены отличительные признаки креативности, новые по сравнению с предыдущими трактовками творчества.

  2. Впервые на основе анализа существующих в науке моделей человека и определения значимых критериев новой модели человека, таких, как актуальность, интегративность, положительная результативность и ценность, сформирована креативно-информационная модель — образ человека (СІАМ) с учётом базовых изменений современности.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Важным фактором разрешения обозначенного противоречия между требованиями дальнейшего развития общества и социальной практикой является разработка новой модели человека, представляющей собой синтез таких специфических характеристик, как креативность, информативность и активность, обусловленных социальными изменениями и способствующих становлению нового типа человека, изменению мотивов и целей деятельности. Построенная креативно-информационная модель человека (СІАМ) не является моделью «улучшенного» человека, а также идеалом; скорее она есть необходимая основа для развития человека информационной эпохи.

  2. Креативность сегодня, обладая рядом отличительных признаков, представляет собой стремление человека к реализации своих возможностей, способствующее выражению собственного и неповторимого «я». При этом мотивом креативности могут выступать как духовные, так и материальные ценности, обусловленные образом жизни человека. В соотношении с творчеством это скорее сам процесс нестандартного мышления в решении жизненно важных задач.

15 3. Проведенный анализ существующих в науке моделей человека показал, что каждая модель отражает преимущественно отдельно взятый аспект человека, и каждая наука — социология, экономика или психология — формирует собственный, «частный» образ человека. Существует необходимость создания интегративной, обобщающей модели современного человека.

Теоретическая значимость заключается в систематизации современных западных и отечественных подходов, исследующих проблему актуальных характеристик современного человека и предполагает дальнейшее развертывание исследований по социальной философии, философской антропологии, философии культуры, социологии культуры.

В диссертации представлен опыт моделирования социальных процессов, в частности, создана модель современного человека, имеющая обобщающий характер.

Практическая значимость заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке современной модели специалистов высшей школы. Полученные выводы также могут быть учтены при разработке лекционного курса по социальной философии.

Апробация материалов исследования. Основные положения и результаты данного диссертационного исследования нашли отражение в докладах и сообщениях на научно-практических региональных, международных конференциях и III Всероссийском социологическом конгрессе:

на региональной научно-практической конференции «Художественная культура Тюменской области» (Тюмень, апрель 2006);

на региональной научно-практической конференции «Культурогенез и проблемы актуализации культурного наследия народов Тюменской области» (Тюмень, апрель 2007);

на Международной научно-практической конференции «Человек в российской повседневности: история и современность» (Пенза, март 2008)

на Международной научно-практической конференции «Академическая мобильность студентов: проблемы и перспективы» (Сургут, ноябрь 2008);

на III Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, октябрь 2008).

Структура работы отражает логику исследования и соответствует порядку решения задач для достижения поставленной цели. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых представлена тремя параграфами, заключения и списка литературы.

Взаимодействие человека и общества: философская проблема

О весомости того или иного компонента музыкальной композиции можно судить, по меньшей мере, с трех позиций. Во-первых, надо знать -насколько он самодостаточен, т.е. внутренне наорганизован, иерархичен, информ- и трансформативен. (Применительно к серийности, данная проблематика уже была предметом детального изучения в предыдущих главах работы.) Во-вторых, необходимо прояснить систему взаимодействия выделенного компонента с иными составляющими. Третья позиция определяется возможностями перенесения его структурных качеств (в нашем случае -серийной методологии) на другие уровни композиции: в любом диапазоне — от локальных приемов до общих принципов становления и развития.

Оценивая с трёх названных сторон, скажем, тональную систему, признаем её чрезвычайную могущественность, складывающуюся из множества факторов, влияющих как на композицию в целом, так и на образующие ее разделы и построения, вплоть до самых мелких (мотивов, фраз и т.д.). В серийном феномене, на наш взгляд, тоже скрыт весьма высокий потенциал подобных возможностей. Осуществленные в данной работе анализы позволяют говорить о самых разных формах взаимодействия серийного феномена с иными музыкальными компонентами. Серийность, в частности, непосредственно влияет на формирование мотивных ячеек, мелодических линий, вертикальных и диагональных комплексов. Из этих, относительно мелких, фразировочных объектов постепенно выстраиваются всё более крупные «круги» композиции, а, в конечном счете — и форма в целом.

Понятая в качестве общего принципа структурирования, серийность может проявиться и опосредованно - как комбинаторная игра ритмов, пропорций, интенсивностей и тембров. В конце концов, музыка никогда не переставала быть «наукой чисел». Этот феномен искусства как «произведения природы из человеческих рук» всегда волновал Веберна. В сочинениях же

Булеза, получившего специальное техническое образование, математические аспекты художественного творчества были существенно усилены.

Одной из наиболее важных и часто встречающихся особенностей почерка Веберна является следующая: разделы формы в его композициях, как правило, обладают отчетливой индивидуальностью серийного содержания и развёртывания. Скажем, в Четвёртой пьесе ор.5 каждое построение характеризуется не только собственным «представительским» набором серийных объектов, но и специфическим рельефом их структурного изложения (вспомним альтернативу регулярно ломаных и линейных организмов). Аналогично дело обстоит и в титульной пьесе ор.9, где канон делится на три фазы развития, именно благодаря индивидуализации серийных показателей: варьируются модусы канонических линий и серийные формы интервальных групп-сегментов.

В додекафонных опусах Веберна серийная спецификация разделов становится еще более рельефной. Объясняется это значительным увеличением реестра высотных объектов: на базе серийных подгрупп-сегментов образуются ординарные 12-тоновые ряды, которые в свою очередь интегрируются в супергруппы.

Обратимся к строению Симфонии ор.21. В ней - две части. Первая написана в форме большого четырехголосного канона, состоящего из трех разделов. Начальный раздел представляет собой зеркальный двойной четырёхголосный канон. Вторая пропоста и риспоста образуют бесконечный канон. Его серийное содержание сводится к особой 20-тоновой супергруппе. Структурной основой супергруппы является пятизвучныи сегмент, который выделяется именно благодаря круговому движению бесконечного канона.45 В серийных линиях начальной пропосты и ее риспосты обнаруживается иная структура членения. Инструментовка обозначенных серийных голосов подсказывает де ление по четыре звука в подгруппе. Более того, весомость тембрового рисунка в качестве фактора членения усиливается симметричной расстановкой изоморфных подгрупп:

Сотрудничество серийности с инструментовкой, намеченное в экспозиции I части Симфонии, экстраполируется и на глобальный уровень формы. Выбор девяти инструментов, симметрично расположенных на партитурной строке, несомненно, инициирован тотальной симметрией серийного плана ор.21: вокруг центра (арфы) группируются пары одинаковых тембров (две валторны / две скрипки); по краям размещаются пары октавно-идентичных инструментов (кларнет, бас-кларнет / виолончель, альт).

Средний раздел большого канона, оставаясь четырёхголосным, перестает быть двойным. Вместе с тем, к его инверсионной симметрии добавляется симметрия ракоходная. В серийном смысле это - 12-тоновый ряд, имитируемый в четырех голосах. Названная имитация (T.T.25bis-34) формирует своеобразную четырехколеиную супергруппу, которая далее повторяется в ракоходе (т.т.35-44). Завершающий раздел первой части Симфонии становится репризой ее начального раздела, как на каноническом, так и на серийном уровнях.

Становление интегративных моделей человека

В науке существует большое количество так называемых «моделей человека». В зависимости от сфер жизнедеятельности выделяются экономическая, социологическая и т.п. Например, в социологии сторонники мотивационного подхода выделяют homo consumer, homo creative. Модели человека широко рассматриваются в философии, культурологии, а также в психологии, педагогике и других науках69. Определенные модели человека существуют согласно «фигуре идентичности». Сегодня некоторые авторы выделяют человека-челенджера (challenge), человека-сетевика, или networker, человека-понтифика, человека-навигатора. Все эти модели, по словам С.А. Смирнова, представляют собой «человека перехода» или homo ludens . Не стоит забывать и о человеке - киборге, модель которого активно обсуждается многими исследователями71.

Для каждого периода развития общества (примитивный, традиционный, индустриальный, постиндустриальный) характерна определенная модель человека. Например, М.А. Коновалова указывает на то, что для постиндустриального человека, который подвергается фундаментальному давлению изменений в культуре, науке, религии, цивилизации, определяющими качествами станут самоконтроль, саморегуляция, самоуправление, самовоспитание индивидуальности .

Согласно теме соотношения биологического, социального и культурного начал в человеке рассматривается проблема сущностного развития человека, посредством выделения одномерной, двухмерной, или дуальной, трехмерной моделей и, наконец, нормативной модели человека.

Прежде чем провести анализ существующих моделей человека, постараемся более чётко определить цель написания данного параграфа.

В изучении столь сложного по природе своей феномена как человек, задача состоит в том, чтобы выделить наиболее общие черты «социального характера» и тем самым в дальнейшем определить современную модель человека в условиях изменений. При этом целью данного исследования не является усовершенствование общепринятых моделей человека, связанных с различными сферами жизнедеятельности общества или же зависящих от «фигур идентичности». Анализ основных моделей человека - это лишь один из способов, позволяющий определить новую модель человека в изменяющемся мире.

Традиционно, основные модели человека в социальных науках ассоциируются с различными сферами нашей жизни. Каждой из этих сфер соответствует некоторая модель человека. «Экономический человек» соотносится с «экономикой», «социологический человек», в свою очередь, сопоставим с «социологией», «политический человек» и «антропологический человек» представляют особые случаи «социологического человека» .

В научной литературе чаще всего при упоминании экономической модели человека используется акроним REMM («resourceful, evaluative, maximizing man», т.е. «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек»), предложенный в свое время В. Меклингом и К. Бруннером.

Изобретательность, оценивание и максимизация имеют общую основу. Индивид появляется на свет не как чистый лист бумаги, на котором впоследствии должен фиксироваться его социальный опыт; он обладает . биологической и генетической наследственностью74. При этом К. Бруннер подчеркивает два аспекта этой наследственности. Один аспект присущ всем людям. Он включает широкий потенциал и общую предрасположенность к поведению определенного рода. Как предрасположенность, так и потенциал не зависят от социального окружения. Они влияют на шаблоны поведения, возникающие как реакция на социальное окружение, в том числе, на доминирующие социальные институты. Кроме того, биолого-генетическая наследственность обнаруживает большое разнообразие специфических форм и интенсивности проявления общих черт. Наблюдается и огромное разнообразие в индивидуальных способностях.

Изобретательность также влияет на оценку множества возможностей, которыми обладает каждый отдельный человек.

Некоторые аспекты оценивающего поведения отражены в работе К. Бруннера и А. Мелтцера, где авторы полагают, что человеку свойственно оценивать, и его нельзя считать равнодушным. Он соучастник этого мира. «Он дифференцирует, сортирует и упорядочивает состояние мира и в процессе этой деятельности редуцирует все объекты, с которыми сталкивается, до соразмерной ему величины. Он предпочитает большее количество благ, имеющих положительную оценку. Кроме того, оценка зависит от контекста. Любое фиксированное приращение положительно оцениваемого блага всё ниже, по мере того как растет его общее количество, доступное для индивида. Человек стремится вступать в обмен по всем направлениям. Он всегда готов поступиться некоторым количеством любого имеющего ценность блага в обмен на некоторое количество альтернативного блага, которое он ценит выше. Его оценки тяготеют к тому, чтобы быть транзитивными, что является выражением непротиворечивости системы этих оценок»75.

Креативность в контексте базовых трансформаций общества

Понимание творческих процессов за последние десятилетия существенно изменилось благодаря систематическому его изучению. К началу XXI века сформировано множество представлений о развитии такого личностного качества как творчество. В обзоре современных работ, посвященных проблемам творчества, можно обозначить новую точку зрения на сущность проблемы, обогащенную современными эмпирическими исследованиями. Творчество рассматривалось как аспект деятельности, выявлялась сущность его структуры и социальная значимость в работах таких исследователей как В.Ф. Асмус, Г.С. Батищев, B.C. Библер, Г.А. Давыдова, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Б.М. Кедров и др.

Традиционно, общие особенности, которые выделяются в исследовании творческих способностей, это зависимость от интеллекта и соотношение с личностными и мотивационными особенностями человека. /

Представители первого подхода придерживаются положения, что главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, 94 Тоффлер Э. Третья волна : пер. с англ. М., 2004. С. 602. ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). Среди основных черт творческой личности исследователи выделяют когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Так, Д.Б. Богоявленская предлагает рассматривать единицу исследования творческого потенциала - «креативную активность личности», поскольку она соединяет в себе интеллектуальные способности и неинтеллектуальные факторы умственной деятельности. Творчество, с точки зрения Д.Б. Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы.

Сторонники второго подхода полагают, что творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). Согласно этой теории между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса.

Приверженцы третьей концепции (Г. Айзенк, Д. Векслер, Т.М. Кононова, Р. Стернберг, Л. Термен, Р. Уайсберг и др.) склонны указывать на то, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и, наоборот. Данную точку зрения разделяли и разделяют большинство специалистов в области изучения интеллекта.

Согласно, так называемой, «теории инвестирования», разработанной Р. Стернбергом и Д. Лавертом, креативным считается человек, который стремится и способен покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой, при этом интеллектуальная способность является основой этой деятельности.

На наш взгляд, мотив, образ жизни и система ценностей, а также свойства личности, обусловленные влиянием общества, являются основными факторами развития креативности и определяют основу в современном понимании данного процесса. Интеллект скорее может способствовать развитию творческого потенциала, но не обуславливает его наличие у человека, как способности синтезировать определенный объем информации. К примеру, Д.К. Саймонтон полагает, что «творчеству благоприятствует восприимчивый интеллект, обогащенный разнообразным опытом» .

Учитывая то, что формирование мотивационной сферы человека даже в наивысшем ее развитии не является законченным, имеются основания для дальнейших исследований по данной проблеме. Креативный процесс носит не только индивидуальный, но и общественный характер, что обуславливает его значимость.

Интеллект представляет собой умственную способность, а мышление есть умственная активность. При этом, если речь вести о креативном мышлении, то в качестве целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения человеком существенных свойств и отношений вещей выступает не только получение новых, улучшенных результатов в различной практике, науке, технике, но и способность четко формулировать проблемы и эффективно их решать. Креативность предполагает определенные типы мышления, а также характера, которые сегодня культивируются как на индивидуальном уровне, так и в обществе. В работе А.Дж. Роу «Креативное мышление» раскрываются такие профили креативного потенциала как интуитивный, новаторский, образный и вдохновляющий. В виду происходящих базисных изменений в обществе, стоит ожидать распространения интуитивного типа человека, так как люди, обладающие интуицией, способны сконцентрироваться на насущных нуждах, руководствуются здравым смыслом и нацелены на эффективное решение проблем.

Похожие диссертации на Креативно-информационная модель человека : философский анализ социальных взаимосвязей