Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Малый этнос как объект социально-философского исследования Данакари, Ричард Арами

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Данакари, Ричард Арами. Малый этнос как объект социально-философского исследования : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Волгоград, 1996.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования.

Одной ив га»кейшх проблем, имеющих особое значение как для развивающегося и обновляющегосл российского существа, так и для всей мировой цивилизации, является проблема этноса, нашій и межнациональных отношений. Индустриальное рзгвитие, сопровождающееся научно-технической революцией, интегрировав и интернационализировав международные политические, социально-экономические и (в значительной степени) дуковные отношения, сломав национальные перегородки, привело не к ослаблению этнической специфики, а наоборот, способствовало росту национального самосознания, в том числе в таких его крайних вариантах, как национализм и шовинизм, т.е. к появленга феномена, известксго в науке как "этнкческ::;! парадокс" современности. (1)

Важность исследования данной проблемы, во-первы", объясняется тем. что изменившаяся социально-этническая реальность требует для своей объективной оценки углубленного философского анализа; во-вторых, без глубокого осмысления истории и слокив-шегсоя состояния общества невогмс"*эн выбор альтернативы даль-ненэего развития, выявление способов и средств перевода социальной системы из наличного кризисного состояния в стабильное и динамичное. В-третьих, современное общество проявляет огромный, естественный при всеобщем подъеме национального самосознания, пнт-рее к своей истории, к повинніш потоков и корней. Б-четвер-

1. См.: Геллнер Э. Национализм возвращается; Кремлей Ы.В. "Этнический парадокс" современности в историческом контексте >' Новая и новейшая история, 1983, С. 55-70.

- 4 -тых, формирующиеся в стране ногые национальные отношения требуют существенной переоценки смысла и содержания традиционной национальной политики, анализа и выводов современного состояния нашюнального вопроса к выработки наиболее перспективных путей его всероссийского решения в обозримом будущем. (1)

В теоретическом плане актуальность исследования проблемы больших и малых этносов обусловлена значительными трансформациями, которые происходят в нашей социальной философии, в теории наций и национальных отношений. Уде стало достаточно очевидно, что в полиэтническом государстве любая социальная проблема тлеет тенденцию приобретать этническую специфику, этнически окрашенную подоплеку. Каедая сфера общества, которая переливает период кризиса и нестабильности, становится источником межэтнических противоречий.

Проблема, которой.посвящено настоящее исследование - малые этносы, как реально существующие субъекты исторического процесса и общественных движений, их сущность, тенденции и перспективы развития. Отсутствие или неразработанность адекватного знз-ння об этих суСгектах, об их сущности,, факторак формирования і закономерностях развития, лишает общество возможности обеспечить научное управление социальными процессами, в котары} участвуют народы, большие и малые этносы.

В силу причин как теоретического, так и политического характера, менее всего б науке разработаны проблемы малых этносов. Слабость теоретических исследований объясняется тем, чтс

1. См. об этом: Дорочекков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России. Актуальные проблемы теории і современной практики. СПб, 1995, С.З.

длит ль кое время доминировали исследования преимущественно крупных-национальных^ конгломератов, которые яксбы являются единственными движущими силами национальных движений. Что же касается малых этносов, то считалось, что они подвержены в сво- '-::тественнпм развитии ассимиляционным процессам, никогда к? ?v—гупали и не могут выступать на исторической арене в качестве самостоятельных политических сил. К тому же целью Советского государстве было ускоренное движение к социальной однородности. Соответственно этому, проблема малых зтк 'сов оставалась в тени теоретических исследований, подчиненных преимущественно политическим и идеологическим запросам эпохи соответствующего общества. Лишь в современный период, когда на смену политизации и идеологизации в социальной науке, хотя и медленно, приходят ци-вилизациояньш: и культурологический подходы и актуализируются проблемы культуры бо всем ее этносоциальном многообразии, появляется возможность и необходимость глубоких философских и соци-олопгческих исследований всех субъектов культуры, в том числе и /алых этносов.

Исторический опыт свидетельствует о том, что каждый этнос р условиях интеграции и взаимовлияния культур всегда вносил і! вносит свой немалый вклад в развитие культуры того или иного общества.

История России и СССР подтвердили высокую значимость малого этноса я его культурной деятельности в формировании национальных и межнациональных процессов. От больших этносов малые народы всегда впитывали, вбирали в себя огромную социально-культурную информацию, а также перенимали обучай и традиции, сбогащзли свою культуру, получали новые качеств--нже импульсы 4ля своего развития. Естественно, происходил и обратный процесс

'!

трансляции опыта, вэаимообогащение культур. Однако эти проблемы еще не получили должного отражения ни в советской, ни в современной отечественной философской и социологической литературе. Для Российской Федерации эта проблема, в первую очередь, приобретает особую остроту с учетом позитивного и негативного исторического опыта, в тон числе уроков последнего десятилетия. Советский период нашей истории в развитии и саморазвитии наций знает значительные достижения, но происходило и немало негативных процессов, в том числе и в жизни малых этносов. Имели место огромные невосполнимые потери, связанные с ассимиляцией и даже тенденцией к вымиранию малых этносов. Уровень культуры общества миг бы быть значительно более высоким, если бы не были потеряны уникальные культурные богатства малых народов, тысячелетиями населяющих историческую территорию страны.

Степень разработанности проблемы.

Исследованием проблем этноса и этногенеза, теорий наци? и межнациональных отношений, вопросов национализма и шовиї.иомз занимались многие отечественные и зарубежные ученые (1) Однако,

1. См. об этом, Бауэр 0. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб, 1909; Брошей D.B. Очерки теории этноса. М., 1983; Геллнер Э. Нации и национализм// Вопросы философии, 1989. N7; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1930; Дашдаииров А.Ф. Нация и личнооть. Баку, 19?б; Калтахчяк СТ. Марксистско-ленинская теория нащш и современность. М., 1983; Куличенко U.U. Нация и социальный прогресс. М., 1983; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии, 1989, )) 3,4; Рогачев A.M., Свердлин М.А. Нации - народ - человечество. М., 196?; Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

несмотря чя значительное количестве работ, цель'и ряд прошле?! :V\-нашел адекватного отражения в научных исследованиях.

Нам представляется, что з определенной степени этот пробел восполнило издание классических трудов по истории русской фило-софгаї и-социологии, в том числе работы В.С.Соловьева, Н. А.Бердяева, Л.А.Ильина, ГІ.ІІ.Мішоковз., Е.Н.Трубецкого к др. (1) В этих работах исследовались проблемы этноса и этнический истории, делались попытки прогнозов будущего Розеин и русской нации. Однако, при всей актуальности и значимости этих социально- философских трудов, они не могли и не смогут ззменить анализа современных проблем национальных и ме.жэтнических отношений, служить в полной и достаточной мере теоретической ОСНОЕОЙ . для их гармонизации.

Следует пригнать, что с началом перестройки и р последующие годы, когда в бывшем СССР наблюдался бурный всплеск національного самосознания, поиск истоков и корней собственной идентичности, общество сказалось перед необходимостью выработки новой теоршц реально отражающей хизнъ. способной стать исходной базой моделирования и прогнозирования внутриэтническж и межэтнических процессов. В трудах по этим вопросам национальные и более крупные оошности рассматривались в їй движении, развитии,

1. См.: Ильин И. Что сулит нам расчленение России. М., 1992;

Бердяев Н.А. Философия неравенства. М. , 1Э90: Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Соч., в 2-х тт. Т.1. М. , 1989; Милюков П.й- Очерки по истории русской культуры . Т.1. М.: Прогресс, 1993.;Трубецкой Е.Н. Народное и всечеловеческое // Этнопо-лис, 1993, U2.

- з -взаимодействии и перспективе .(1)

Появились диссертации, в которых с новых позиций стали исследоваться проблемы наций и межнациональных отношений. (2)

Значительные попытки е освещении проблем национальнегосударственного устройства, исоледованші этноса и гармонизации национальных отношений в России предпринимает "Этно-политический вестник" С'&тнополис"), где публиковались и публикуются статьи известных российских ученых В.А.Тишкова, Б. А.Печенева, Е.А.Гаер, С.А. Арутюнова, В.Н. Лезноесі и др. Только в 1994 году прошли "круглые столы" на тему "Межнациональное согласие: проблемы обустройства народов в Российском Федеративном государстве": Всероссийские научно-практи-

1. См.: Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я".
М., 1991; Болтенкова Л.Ф. Межнациональные отношения в перс
пективе (субъективный взгляд юриста). Ы., 1989; Бромлей Ю.В.
Национальные процессы в СССР. В поисках новых подходов. М.,
1983; Джандильдин Н. Единство интернационального и национально
го в психологии советского народа. Алма-Ата, 1989; Калинина
К.В. Развитие межнациональных отношений в условиях перестройки.
Национальная политика. М., 1989; Макаров В.В. Отечество и пат
риотизм (Лагиш-методалагический анализ). Саратов, 1988; Седова
Н.Н. Интернационализм, патриотизм, личность. Волгоград, 1989.

2. См.: Зарипов Н.Я. Этническое сознание: сущность и особеннос
ти формирования (Методологический анализ). Уфа, 1994; Кал-

мырзаев Н.С. нация и человек. (Социально-философский анализ). м., 1993; Овлякулиев СБ. Формирование национального самосознания (Социально-философский анализ). М., 1994; Крашенинников К.Н. Темпоральные аспекты этногенеза. Саратов, 19ЭЗ и др.

ческие конференции "Гармонизация межнациональных отношений в Foccim"; "Федерализм и межнациональные отношения в современной России"; Международный конгресс горцев "Этнос и среда обитания. Традиции и развитие".

Несмотря на то, что за последнее десятилетие по проблемам теории нации и меянзціюкальянх отношений загощено огромное количество диссертаций (более 100), содержащих немало теоретических положении, достойных внимания как науки, так и практики, за пределами исследований остался гоуг весьма острых и значительных для нашей общественной жизни тем.

К сожалению, по проблемам состояния и развития малочисленных народов зз последнее десятилетие защищено только несколько диссертаций (1), носящих преимущественно этнографический и исторический характер и содержащих тщательное и детализированное описание исторических памятников, фрагментов археолопїческич находок, обрядов и традиций. При этом многие исследования подчеркивают только позитивные моменты в национальной политике, проводимой Советским государством в отношении малочисленных народов. Об этом свидетельствуют и диссертации, защищенные зз последнее время. Оки посвящены историческому и социально-культурному своеобразию малочисленных народов Енисейского Севера (В.И.Иванова); социально-профессиональной мобильности народов Севера в современных условиях (на примере нанайцев и нивхов) (Удалова К.8.); противоречим процесса интернационализации сб-

1. Си. об этом: Доронченков A.M. Проблемы теории нации а межнациональных отношений в диссертационных трудах // Сої;.-полит, яауки, 1990, N 10, С. 117-121; Бабаков 3.V. Кризисные этносы. А., 1993.

- 10 -раза жизни (на примере народов Дагестана) К.К.Джешілова; свадебной обрядности удинов в прошлом и настоящем (И.С.Мискалгагаи-ли).

Однако, несмотря на все сложности и инерцию традиций, в российском обществе постепенно нарастает внимание к судьбе малых этносов. (1) В этой связи значительным шагом в исследовании малочисленных народов является монография В.Г.Бабакова "Кризисные этносы". Автор рассматривает внутренние и внешние факторы

д-.'^исных явлений, весь комплекс проблем, с которыми столкну-

}<$*і. малые зтносы. (2)

'''.:.' Завершено выполнение Республиканской комплексной науч-но-исслэдовзтелъской программы "Народы России: возрождение и развитие".

В разделе "Межнациональные отношения в России: история -современное состояние - перспективы" была выделена тема "мало-чиоленкке народы и субэтносы России". Много интересного матери-ада по «раковому положению малых этносов содержится в сборнике "Статус малочисленных народов России (правовые акты и докумен-

1. См. об этом: Корнилова 3. Малочисленным народам - правовую н социальную защиту // Этнополис, 1992, N 1; С.А.Арутюнов. Малочисленные народы России: оптимизация межнациональных отношений /У Этнололис, 1992, Ы 1; Закон РФ "Основы правового статуса малочисленных народов Российской Федерации (проект) // Этиопо-лис, 199S, М 1;. Список малочисленных народов РФ // Этнополис, 1993, N 1; Львова Э., Нам К., Наумова Н. Национальные меньшинства: габытыя исторический опыт и современные проблемы // Этнополис, 19S3, N г. . См.: Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М., 1993.

ты)". М.: Юрид. лнт-ра. 1994 г., в котором впервые опубликованы правовые акты по проблемам коренных малочисленных народов Севера России и зарубежных государств, что погволит внести реалънуй и значительный вклад в дело зздаты прав и интересов малых этносов не только России, но и всех стран СНГ.

Значительным достижением является подготовка проекта "Государственной программы национального возрождения и межнацлз-нальяого сотрудничества России", в которой основным принципом национальной политики объявляете * "государственная поддержка малочисленных народов, сохранение их культуры, язы?сов, традиций и среды обитания. (1)

Положительным явлением следует пригнать и публикацию в нашей печати "Конвенции об основных правах европейских народов", принятой 28 мая 1992 года Федеральным Союзом Народов Европы (/КИЕ), общественной организацией, імєгошєй консультативный статус при Европарламекте, энергично и эффективно функцион:ір;гіц-:?й в области защиты прав национальных меньшинств. (.?.)

Исследование малых этносов предполагает изучение следующих аспектов проблем:

а) исследование сущности малого этноса и разработка соот
ветствующего понятийного аппарата;

б) исследование социальных факторов формирования малых эт-

1. См.: Проект Государственной программы национального возрож
дения имежнационального сотрудничества народов России //

Этнэполнс,. 1994, Н 4.

2. См.: Червонная С. Федеральный союз европейских нзро-ов. Кон
венция об основных правах европейских народов // Эткополис,

- 12 -нооов как в прошлом, так и нз современном этапе;

в) исследование взаимодействия малы:: -этносов с другими
общностями б рамках большого национального и социального цело
го, е конкретных условиях формирования многонационального рос
сийского народа;

г) исследование задач общества по обеспечению сохранения
национальной самобытности, языков, традиций, обычаев, образа
лизни и других-культурных ценностей малых этносов как компонен
та глобальной проблемы сохранения и развития социальной культу
ры.

Целью диссертационного исследовшиш являются:

  1. Способствовать разработке теории малих этносов в контексте социально-философского и социологического знания.

  2. Исследовать состояние и перспективы развития малых народов в условиях интернационализации, национальной интеграции (консолидации) и дезинтеграции на современном этапе.

  3. Исследовать данную проблему с целью оказать определенную помощь в разработке программы национальной и региональной стабилизации в России, в тоы числе в некоторых республиках и областях Российской Федерации.

  4. Инициировать разработку социального статуса малых этносов на территории бывшего СССР с учетом проблемы беженцев и связанных с этим миграционных процессов.

  5. Разработать практически значимые идеи и рекомендации по совершенствованию межнациональных отношений в рамках дальнейшего становления такого сложного образования как многонациональный российский народ, в условиях эткополитических процессов периода распада многонационального государства СССР и суверенизации бывших союзных республик и других национальных образований

и перспектив становления нового Евразийского С'оета.

Глашіичи моткнкрунндіми причинами исследования проблемы ча-лнх этносов являются следующие:

  1. Стремление выработать адекватное реальной действительности определение понятий "малий этнос" и тем самым заполнить пробел, имевдій место в литературе, касзттатсд национально-этнической структуре общества.

  2. Необходимость соотнести собственную концепцию Формирования и развития мальм этносов с имеющимися в науке подходами к данному вопросу.

  3. Потребность рассмотреть влияние современной цивилизации, б частности, научно-технического прогресса, различных тенденций стандартизации и массовой культуры на самобытные культуры малых народов в свягн с проблемой их сохранения и внадвакид.

Да'.е предварительный анализ этих причин сБПдет<-тьотр-ует. что эволюция этносов, в том числе и палых народов, отнсснтсл к числу глубинных процессов. характеризующих прогресс человечества. Они объективны и универсальны. Исследуя их особенности и характерные свойства, их связь с экономическими, научно-технически).!]!, социальными, демографическими процессами, мы можем и должны их разумно использовать при выработке спс-оОое достижения тех или так целей общественного развития. И,главное, должны понять что,несмотря на преобладание интегративных тенденций в развитии нации, их самобытность, саі.юсогнанне не ослабевают и не нивелируются, а наоборот, постоянно растут и будут расти. Национальная дифференциация есть и сохраните-: в обозримом будущей. Мы должны подобные факты принять как объекгавнуп реальность и по возможности исправить деформацій прозлого.

Формирование демократического общества и правового госу-

- 14 -дарства предполагает межнациональную терпимость, учет интересов этносов, е том числе к малых, обеспечение условий не только для их выливания, но и дальнейшего развития. В связи с этим, в Российской Федерации, отличающейся особым рагнеооравиеы традиций и культур, должен Сыть, вероятно, найден собственный вариант гармонизации этик проблем. Необходима специальная научно-исследовательская организация, занимающаяся анализом, прогнозом и выработкой рекомендацій для оптимизации межнациональных отношений. Представляется важным в этой связи исследование национального самосознания как особого феномена исторического процесса.

Теоретической и методологической основой для данного диссертационного исследования являются материалистическая диалектика и теория познания социальных процессов, труди классиков мировой философии к социологии, работы известны;; российских и зарубежных ученых в области этноса и этногенеза, теории наций и национальных отношений. В диссертации широко использованы исследования историков, лингвистов и этнографов. В своей работе диссертант обращался к публикациям в области культурологии, лингвистики, этнической экологии, антропологии и этнопсихологии.

Научная иовкана работы. Малый этнос впервые становится объектом специального социально-философского исследования. В диссертации обосновывается правомерность понятия малый этнос как социально-философской категории. Предпринята попытка уточнения существующей тшгалогизации малых народов. Автором рассматривается взаимодействие традиционной и индустриальной цивилизации и влияние этого сопряжения на выживание и сохранение уникальной культуры малочисленных народов.

Положения, выносимые- на защиту.

В результате проведенного исследования диссертант приюл к

О-'іtCi', ? .i-u;j'.i i;L.uC7i,a..i;

і, ПОКЛТЛС- "І.СЇЇЬПІ ЭТНОС" ИМеёТ рсЗЛЬНЬЮ ОНТОЛиіІіЧсСШіе -w-hl'-ЬаііІІя В ООШііЛіііОН ДсйСІ^іПе.ІаКОСТИ, а ЄНоЧіП . Д-.'ЛЛітН -:їЬ'П.

ооьєк'іом ооі;нальни--фіілосоц[скпго зкзлкзз, соответственно, разработан поаліі'ііпіьій аппарат.

Я. Малый этнос является неразрывной и неотъемлемой частью маь.'кл;оцііума. Позтсьт/ рассмотрение ооииа<;.иЛСЛ сту;ггур;-' ф^<-ва невозможно бег учета этнического компонента, малых народов, в частности.

  1. При исследовании современного малого этноса учет условий экологического бытия является не менее существенным, чем учет социально-экономических, политических и психологических факторов.

  2. Ьтничеокие противоречия и конфликты, присущи- социальной целостности, специфически преломляются в среде малых народов, отражаются на их культуре, условиях существования, приводят к аккультурации и ассимиляции.

  3. Стрессовое и шоковое состояние, в котором В НЗСГОЛЩ'-е Ереыя находятся малочисленные народы, превращается в глобальную проблему, чреватую опасными последствиями для всего человечества. Необходимо осознать важность принятия радикальных мер для обеспечения не только выживания, но и нормального вхолдения малых этносое в современную цивилизацию.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования видится в том, что его результаты могут быть использованы ь целях дальнейшей разработки проблемы малого этноса, помогут уточнить характер протекающих в мире межэтнических процессов, осмыслить как изменение социальной структуры общества влияет на степень модернизации малочисленных этносов, на процессы их ас-

- 16 -симиляшш и аккультурации, маргинализации. Материалы, выводы и положения работы могут быть использованы в процессе изучения этнических и социальных конфликтов и противоречий, е принятии решений, направленных на их преодоление; для разработки спецкурса по социальной философии, а также в курсе культурологии, политологии и социологии.

Апробация работы. Основные положения и быеоды диссертационного исследования нашли отражение в трек научных публикациях. В порядке апробации работы автором сделаны сообщения на научных конференциях БГСХА (19ЭЗ-19Э5 гг.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и библиографии.