Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Менталитет нации и глобализационные процессы современности (социально-философский анализ) Урунова Хамидачон Умарбоевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Урунова Хамидачон Умарбоевна. Менталитет нации и глобализационные процессы современности (социально-философский анализ): диссертация ... доктора Философских наук: 09.00.11 / Урунова Хамидачон Умарбоевна;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан], 2019

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Совершенно очевидно, что происходящие кардинальные изменения в современном мире затронули не только материальную сферу жизнедеятельности человечества, но и обуславливают смены традиционных духовно-нравственных устоев общества, мировосприятия, особенности стереотипов мышления индивидов, социальных групп и национальных общностей.

В этой связи научная значимость исследования проблемы менталитета, особенно в плоскости его национального проявления, продиктована необходимостью социально-философского анализа уровня восприятия и оценки людьми происходящих социальных изменений в трансформирующихся обществах. Менталитет, как духовное явление в жизни общества, прежде всего, обусловлен природными, биологическими, климатическими, социальными другими факторами и имеет свою разновидность, одной из которых выступает его национальный тип, который отличает стереотипы мышления и поведения одной общности от другой. Особенности национального менталитета при социально-философском её анализе проявляются в тесной связи моральных норм, образа жизни, культурно-исторических и религиозно-эстетических ценностей данной общности.

Безусловно, привилегированность социально-философского анализа проблемы менталитета заключается в том, что в рамках возможностей этой науки её сущность рассматривается как взаимосвязь всех компонентов рационального и иррационального в становлении духовной культуры конкретной этнонациональной общности. Неоспоримый факт, что ментальность есть трудноопределимый исток социокультурной динамики любой национальной общности, поскольку в ней дано все: знания об истории человечества, верованиях, представлениях, чувствах, поведении, жизненных ценностях т.п.

Менталитет нации органически связан с её культурой и духовной жизни, а элементы одного можно обнаружить в другом, и наоборот. Он не может наследоваться биологически, быть врожденным, однако, в то же время, "ментальный уровень залегает на дне генов", и на ментальности этноса сверху надстраиваются все рациональные, осмысленные идеологические системы.

Закономерно, что в процессе развития науки заново пересмотрены теоретические предпосылки многих проблем, и в этом плане концепция менталитета не является исключением, а её переосмысление обусловлено

тем, что в прежние годы не было единого подхода к исследованию данного феномена. Думается, отсутствие целостного видения проблемы, скорее всего, было связано с частой заменой её категориального аппарата. Следует признать, что в учениях древних мыслителей вообще отсутствовало понятие «менталитет», а вместо него применялись такие понятия как «душа», «дух», «психологические черты» народа.

Сам факт отсутствия фундаментальных разработок по данной проблеме, ставит перед исследователями в социально-философской науке актуальную задачу – разработать новый теоретико-методологический конструкт, позволяющий выявить и акцентировать общие закономерности изменения (пусть, даже, не существенных) менталитета в условиях социокультурных перемен.

Проблема научного переосмысления национального менталитета в условиях глобализации, когда во многих этнических обществах (в частности, в таджикском социуме) происходят трансформационные процессы, является очень актуальной задачей. Её эффективное и обоснованное решение позволяет не только достаточно верно осознать сущность и содержание духовных стереотипов мышления конкретного народа, но и фиксировать их особенности, также, в определённой степени, проследить процесс трансформации национального менталитета в новых социокультурных и политических условиях.

Актуальность также исследования темы менталитета таджикской нации обусловлена совокупностью причин, важнейшей среди которых является потребность понять особенности истории таджикского этноса, специфику современного таджикского общества, перспективы его изменения и развития. Происходящие сложные процессы социокультурные трансформации в Таджикистане, после обретения государственной независимости, привлекают внимание ученых-обществоведов к сложным проблемам, связанным с духовной культурой и самосознанием таджикского народа. В связи с этим, проблема единства и многообразия менталитета в современной цивилизации вызывает, как теоретический, так и практический интерес.

Все это в совокупности и ряд других объективных причин обусловили выбор проблемы менталитет нации и глобализационные процессы современности как объект социально-философского анализа.

Степень научной разработанности проблемы. Хотя философские дискуссии вокруг проблемы менталитета имеет глубокие исторические корни, однако, состояния изученности темы показывает, что они в тех или иных ракурсах были поставлены на повестку дня исследователями ещё в XIX веке. Безусловно, понятие «менталитет», как научная категория вошло в

оборот благодаря трудам Х. Штейнталя и В. Вундта, в основу которых лежат идеи Г. В. Ф. Гегеля об «объективном духе», а также, распространенное в Германии того времени, понятие о «сверхиндивидуальной психике» и обусловленности социальной истории духовным складом нации.1 В этом плане также ощутим значение разработок Н. И. Кареева, М. Мосса, А. де Токвиля, Р. Эммерсона и ряд других исследователей.

Некоторые аспекты проблемы менталитета освещены в трудах И. Канта, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, однако особое место в становлении понятия «менталитет» как научного конструкта занимают проведённые исследования представителей французской Школы «Анналов» -М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Л. Февр и др.

Несомненно, в психологическом ракурсе и с социологической позиции проблемы менталитета разработаны в трудах А. Адлера, Р. Арона, М. Вебера, Т. Парсонса, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Г. Юнга, которые обосновали историческую устойчивость и определённую повторяемость стереотипов мышления у различных национальных общностей.

Специально анализу ментальных феноменов посвящены работы Ф. Арьеса, Ж. Делёза, Ж. Дюби, Г. Лебона, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Г. Тарда и других европейских исследователей. Особенностям русского национального характера и их истокам посвящены труды М. А. Бакунина, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, С. И. Гессена, Н. Я. Данилевского, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, К. Д. Кавелина, П. А. Кропоткина, Н. О. Лосского, Н. И. Надеждина, В. С. Соловьёва, П. А. Сорокина, П. А. Флоренского, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка,

A. С. Хомякова, Н. Г. Чернышевского и др.

Исследования, проведённые такими видными современными российскими учёными, как К. А. Абульханова-Славской, А. В. Брушлинским,

B. П. Зинченко, А. Н. Леонтьевым, М. К. Мамардашвили, С. Л. Рубин
штейном, В. А. Ядовым и другим имеют огромное значение для осмысления
специфики функционирования менталитета общества, разработки проблем
сознания и интуиции, которые позволяют выявить скрытые слои внутреннего
мира национального общества. Труды А. Н. Леонтьева и Б. В. Поршнева
посвящены проблемам менталитета с точки зрения социально-
психологической детерминации.

Не менее привлекательными являются исследования Б. А. Душкова, Р. М. Грановской, С. В. Лурье, Т. В. Семёновой, С. В. Кондратьева, И. С. Кона, Ш. Надирашвили, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, Д. Н. Узнадзе, в

1Названия этих и других работ авторов, использованных во «Введении» диссертации, приводятся в «Списке использованной литературы».

которых рассмотрены психологические аспекты проблемы менталитета общества и ментальности личности.Изучению вопросов адаптации самосознания и культуры этносов в рамках социально-философского анализа посвящены разработки Э. Г. Александрикова, Л. М. Дробижевой, О. С. Новиковой, З. В. Синкевича, А. Г. Спиркина, а знания о менталитете в своих разработках совершенствовали Е. А. Ануфриев, В. В. Ванчугов, Ф. И. Гиренок, Р. А. Додонов, С. П. Иваненков, К. Касьянова, С. Э. Крапивенский, В. И. Курашов, А. Ж. Кусжанова, А. В. Лесная, К. Х. Момджян, И. В. Мостовая, Л. Н. Пушкарёв, В. Селлин, А. П. Скорик, Г. Телленбах, Д. Филд, Р. Хингли, Б. П. Шулындин, Г. Шульц и др.

Этнологические аспекты проблемы менталитета исследованы в трудах Г.М. Андреева, Э.А. Баграмова, О. Бауэра, Ю.В. Бромлея, Г. Гачева, П.И. Гнатенко, Н.Д. Джандильдина, Г А. Инкельса, А. Кардинера, А.С. Кармина, И.С. Кона, Д. Левинсона, В.Г. Николаева, З.В. Сикевича и др.

В исследовании проблемы менталитета с учетом национальных и межнациональных отношений существенный вклад внесли исследователи В.К. Трофимов, Ю.П. Андреева, Ануфриев А.А. В.В. Бабакова, Ю.В. Бромлей, В.С. Грехнева, А.Г. Здравомыслов, В. Козлов, Л.С. Мамут, М.Н. Руткевич, В. М. Семенов, Н.Г. Скворцов, Э.В. Тадевосян, В.А. Тишков, А.Я. Гуревич П.С. Гуревич, И.Г. Дубов, Ж. Дюби, В.В. Козловский, Л.В. Лесная, Б.Ф. Марков, А.А. Петраков, В.И. Плотников, Ж. Ревель, А.И. Рёдель, Т.Г. Стефаненко, М. Ю. Шевяков, Р.Г. Абдулатипов и др.

Содержательное исследование менталитета (ментальности) в его историческом ракурсе, как научного понятия и социально-духовного явления можно встретить в работах А. Я. Гуревича, Б. В. Маркова, И. Г. Дубова и других российских учёных.

Большое теоретико-методологические значение для разработки проблем менталитета имеют труды В. С. Барулина, Ю. В. Бромлея, А. С. Па-нарина, Б. Ф. Поршнева, а гуманитарная культурология, представленная в исследованиях М. М. Бахтина, В. С. Библера, Д. С. Лихачёва, А. Ф. Лосева, А. И. Пигалева и других, обеспечивают аксиологический подход в исследовании духовной культуры общества, национальной и исторической психологии конкретного этноса.

В научных разработках А. С. Барабаша, В. Н. Гуляхина, А. А. Давлето-ва, К. М. Никонова, И. П. Носова, Ю. М. Резника изучены гражданско-правовые аспекты менталитета русского народа. Социально-политические, философско-образовательные вопросы ментального характера рассмотрены в исследованиях Н. Ф. Калины, И. М. Клямкина, Т. И. Кутковца,

В. В. Лапкина, А. М. Новикова, В. И. Пантина, В. И. Садовничего, Г. К. Се-левко, А. Л. Стризое, Е. В. Чёрного, А. Д. Шоркина.

Вопросы национально-исторического измерения духовно-культурных процессов подробно обсуждены такими российскими и европейскими исследователями, как А. С. Ахиезер, М. А. Барг, М. П. Бузский, В. К. Кантор, Р. Лемелин, О. Мёльден, Х. Ортега-и-Гассет, А. С. Панарин, И. А. Петрова, Н. Н. Седова, К. Хюбнер, В. А. Шкуратов, К. Ясперс и рядом других.

Диссертационные работы М. Г. Горбуновой, В. В. Ковалёва, А. Ю. Кузнецова, А. Ю. Мордовцева, Д.В. Полежаева, Т. В. Семёновой, М. Ю. Ше-вякова посвящены изучению отдельных вопросов, связанных с менталитетом русского народа.

Следует отметить, что изучение феномена менталитета исследователями и его научная разработка в постсоветском пространстве, особенно в Таджикистане, в основном активизировалась после распада Советского Союза.

Определению национального менталитета как сложнейшего феномена духовной культуры общества и изучению специфики проявления менталитета таджиков в межкультурной коммуникации, его влияние на социальные действия субъектов посвящены работы Додихудоева Х.Д., Идиева Х.У., Каримджановой А.У., Ладыгиной О.В., Махмадова А.Н, Саидова А.С., Самиева А.Х., Сафаралиева Б., Файзалиева Дж. Х., Шарипова И.Ш., Шозимова П.Д., Шоисматуллоева Ш. и других.

Среди вышеназванных таджикских исследователей особо стоит отметить разработки О.В. Ладыгиной, которая рассматривает проблему национального менталитета в контексте его взаимодействия с традиционными ценностями общества, определяя последнее как неотъемлемую часть менталитета народа.

Фундаментальные характеристики национального менталитета, как одного из основных регулятивов массовых действий социального субъекта в рамках социально-философской методологии, даны в научных трудах А.С. Саидова.

Несмотря на то, что отечественными и зарубежными исследователями проведено немало научных разработок, касающихся тех или иных вопросов менталитета нации в контексте конкретных условий её жизнедеятельности, особенностей проявления менталитета этноса, тем не менее, анализ национального менталитета в условиях трансформации традиционных обществ и влияние глобализации на него в современном мире, до сих пор никем не осуществлён. Этот существующий пробел мы попытаемся восполнить нашим исследованием.

Объектом исследования являетсяменталитет нации в современных

условиях тотальной глобализации и трансформации национального социума.

Предметом анализа выступают факторы, детерминанты, влияющие на

национальный менталитет таджиков и особенности проявления стереотипов

их мышления в период глобализации и государственной независимости.

Основная цель диссертационной работы – дать социально-философский анализ национального менталитета в контексте современных глобализационных процессов.

Для достижения поставленной цели предполагается решениеследующих исследовательских задач:

- используя методологические возможности социально-философской науки, конкретизировать сущность и соотношение понятий “менталитет” и “национальный менталитет»;

- подвергать анализу теоретические аспекты проблемы трансформации
менталитета нации в процессе социокультурных изменений и акцентировать
влияние происходящих модернизационных процессов на стереотипы
мышления и поведения членов общества;

выявить и изучить предпосылки формирования и специфику проявления менталитета народа в традиционных обществах, в сравнении с западноевропейскими социумами;

акцентировать и научно обосновать основные, детерминирующие менталитета индивидов в национальном социуме, факторы и предпосылки, показать их функции в регулировании духовно-преобразующей деятельности субъекта;

- фиксировать особенностипроявления менталитета нации в
трансформирующемся социуме и обозначить сегменты, требующие
коррекции ментальных черт таджиков;

эксплицировать процесс социокультурной трансформации общества, как важнейшего фактора, влияющего на менталитет таджикской нации в период государственной независимости;

исследовать многоаспектное влияние глобализационных процессов на менталитет таджиков в современных условиях и перспективы сохранения его характерных свойств;

- осуществить попытку теоретически выработать механизмы
протекции основополагающих свойств менталитета таджикской нации в
условиях тотальной глобализации.

Теоретико-методологической основой исследования выбрана совокупность разработанных в социальной философии парадигм изучения менталитета как духовного и социокультурного феномена. В этом плане

важная роль отведена системному подходу, согласно которому дискутируемый предмет идентифицируется как интегрированное явление, имеющее адекватные ему уровни организации и динамики. В процессе социально-философского исследования проблемы менталитета нации и глобализационные процессы современности широко использованы также методы сравнительно-исторического, структурно-функционального анализа и принципы диалектического анализа. Источниковой базой диссертации являются труды отечественных и зарубежных философов, в которых изучены различные аспекты проблем национального менталитета.

Научная новизна диссертационного исследования конкретно заключается в следующем:

- впервые, на основании имеющихся в социально-философской науке
концепций и теорий, изучена проблема менталитета нации в условиях
современной глобализации на примере отдельно взятой этнической
общности;

установлено, что влияние происходящих модернизационных процессов на стереотипы мышления и поведения людей, изменение национального менталитета в процессе социокультурных трансформаций в обществе вполне закономерное явление;

выявлены предпосылки формирования и специфика проявления менталитета народа в современных традиционных обществах, проведен их сравнительный анализ с модернизированными социумами;

уточнены и научно обоснованы главные, детерминирующие менталитета субъекта в национальном социуме, факторы и предпосылки, а также показаны их функции в регуляции духовно-преобразующей деятельности людей;

аргументированы особенностипроявления менталитета нации в трансформирующемся социуме и обозначены сегменты, требующие коррекции ментальных свойств таджикского народа;

показано, что процесс социокультурной трансформации общества, выступая в качестве значимого фактора, влияет на менталитет таджикской нации в период государственной независимости;

- доказаны неоднозначное воздействие глобализационных процессов
на менталитет таджиков в современных условиях и перспективы сохранения
его исконных качеств;

- осуществлена попытка теоретически выработать механизмы
поддержки главных атрибутов менталитета таджикской нации в условиях
тотальной глобализации.

Исследовательская гипотеза состоит в предположении о том, что менталитет нации на различных этапах развития общества, под влиянием объективно протекающих социально-политических, экономических и духовно-культурных процессов подвергается определённому воздействию многоаспектного характера. В этом плане глобализационные процессы, которые активно происходят в современном мире, влияя на все стороны жизни национальных обществ, особенно на их духовную культуру, могут также изменить свойства менталитета народа. Поэтому теоретическая разработка эффективных способов и методов защиты от негативных воздействий глобалистской культуры является одной и важнейших задач современной обществоведческой науки, особенно социальной философии.

Исходя из сущности поставленных задач, научной новизны и исследовательской гипотезы, на защиту вносятся следующие основные положения:

1. При анализе процессов, происходящих в современном мире, одной из важных задач социально-философской науки является фиксирование и осмысление новых и до сих пор достаточно не изученных явлений в существующей сложной социальной системе. Естественно, феномен национального менталитета относится и к числу таковых, нуждающихся в социально-философском обосновании, поскольку происходящие в современном мире в национальных обществах социальные и духовные изменения – многоаспектны и требуют своего научного осмысления.

Как показывает анализ существующих научных источников, сущность и содержание феномена «менталитет» всегда сопряжено с исследованием таких сложных понятий, как «духовность», «сознание», «национальная идея», «национальный характер». Наличие многообразных научных интерпретаций менталитет обязывает учёных синтезировать их, рассмотреть его как структурно сложного, но цельного, по своей природе, явления.

Главная черта, отличающей менталитет от других родственных понятий, заключается в том, что он является интегральным понятием. Такая интерпретация позволяет утверждать, что при характеристике национального менталитета не следует определить его как индивидуальное качество человека, а как результат коллективной психики, обусловленное историческим развитием общности, одной из характеристик которой являются ее неосознанность или непонятая осознанность. При таком подходе менталитет рассматривается как этнический образ, взгляды и отношение, самосознание, укоренённые стереотипы мышления и поведения, поступки членов конкретной общности, что подтверждает тезис о том, что носителем

менталитета не является индивид, а социум, взятое в целом. Формами проявления менталитета выступают словесный язык (вербальная культура общества) и язык жестов, поведение членов этноса, их обычаи, традиции и верования.

Совершенно очевидно, что такая выработка понятия менталитета позволяет соединить аналитическое мышление, развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Он связывает достаточное количество противоположностей - природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Предпосылками формирования менталитета любой нации, непременно, выступают её среда обитания, культура, традиции, язык, образа жизни, религии в совокупности. Его фундаментальными источниками изучения являются коллективный духовный опыт общности, особенности её религиозных верований, фольклор, музыка вообще, мораль, этика, обычаи, обряды и др.

2. Преобразования в материально-производственной сфере непосредственно становятся причиной социокультурных трансформаций в обществе, влияя на форму и характер отношений его членов. Они также закономерно приводят к изменению содержания основных компонентов духовной жизни индивидов и формированию идей, которых порождают, происходящие на данный момент, объективные социально-экономические процессы. Одна из таких идей, выдвинутым трансформирующимся таджикским обществом, - это идея создания гражданского общества, которая может стать мощным фактором переформирования сложившихся ранее стереотипов мышления национального субъекта.

Наряду с социально-экономическими предпосылками, интеллектуальное развитие, чувства и характер индивида, культура, религия, дифференциация специализации, являющиеся теми факторами, которые составляют основы духовной человеческой жизнедеятельности, выступают основными причинами возникновения изменений в обществе. Они способны спровоцировать трансформацию в социуме, и могут существенно повлиять на менталитет нации, и, в определённой степени, изменить отдельные его черты.

Например, такие ментальные свойства субъектов, как коллективистские ценности, ориентация на общие интересы, самопожертвование ради общества и государства трансформируются слегка на индивидуалистические ориентации. Процесс формирования гражданского общества позволил и до сих пор дает возможность индивиду быть в поисках новых идей и открытий, нововведений, однако в пользу удовлетворения

личных материальных интересов. Личность ныне испытывает период определенного «безвременья». Его мышление сориентировано на создание, развитие собственных материальных условий, конкуренцию, получение прибыли, улучшение своего состояния и т.п.

3. Менталитет нации представляет собой глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений, свойственных именно ей, и сформировавшихся в определенном природно-климатическом и историко-культурном пространстве. Он складывается длительным путем и носит глубинно-устойчивый характер, а в процессе его формирования на нацию влияют обстоятельства жизни её субъектов, непосредственно ими воспринимаемые и требующие от них ответной реакции. В то же время следует учитывать, что такие факторы, как традиции, коды культуры, стандарты поведения, стиль мышления складываются веками на протяжении истории данного народа. Эти факторы, превращаясь в черты его менталитета, нередко, не осознанными этносом путями, влияют на него. Поэтому в качественном основании конкретной нации представлены и переплетены все предпосылки его жизнедеятельности, где нет жесткого упрощения, которое бы отделяло от базиса общностного существования по определённым причинам какие-то факторы жизненного процесса данного народа.

Несомненно, становление менталитета любой нации, в том числе и таджикского народа, обусловлено целым рядом детерминантов, к числу самых основных традиционно относятся: природно-климатический, исторический, социальный, экономический, духовно-религиозный, которых целесообразно разделить на базовые и производные. Дифференцируя основные факторы детерминации менталитета нации, необходимо акцентировать на то, что они постоянно пересекаются друг с другом, одновременно служат и факторами их исторических изменений, а также в рамках и на их фоне действуют более частные факторы, которые, в некоторой степени, обусловливают полиментальность каждой общности, т.е. сосуществование разновидностей её базового менталитета.

4. Проявление менталитета у конкретных национальных общностей в зависимости от их историко-культурных особенностей жизнедеятельности, особенно в традиционных обществах, имеет свою специфику. Принимая во внимание нынешние реалии жизни национальных общностей, философско-методологическая экспликация данной проблемы исходит из того, что феномен менталитета превращается в важнейший фактор духовного бытия человеческой цивилизации, поскольку любой этнос, фактически, имеет свой специфический образ мышления, единую духовную настроенность, которая связана с особенностями его исторического и социокультурного развития.

Особенности условий жизнедеятельности каждого этноса, его социально-экономического уклада, образа жизни, культуры и верований, безусловно, оставляет отпечаток на психике индивидов, что проявляется в их культуре, поступков, поведения, вкусах, привычках, нравах, а также особенностях склада ума и мировосприятия. Следовательно, содержание понятия «менталитет нации», как выше уже было отмечено, отражает наличие привычных форм поведения, эмоционально-психологического реагирования на происходящие вокруг субъекта, события и процессы, определенные ценностные ориентации и склонности. Несомненно, менталитет общности, как конкретное отражение целостного, реализуется и запечатлеется в индивидуально-психологических особенностях, составляющих данную общность, субъектов.

Важно иметь в виду, что суть такого сложного духовного явления, как менталитет, нельзя свести к простой сумме персональных качеств. В то же время, трудно найти одинаковое воплощение черт национальной психологии в каждом представителе данной общности. Это указывает на то, что национальный тип менталитета характеризует данный этнос в целом, и отнюдь не обязательно, чтобы он был свойственен каждому его члену. Данный тезис указывает, что специфика менталитета любой конкретной нации проявляется во взаимодействии многих факторов в её историческом развитии, включая и тех, которые обладают относительной социокультурной, экономической и семейно-бытовой стабильностью (устоявшиеся формы разделения труда в существующих социальных и географических условиях, определенные культурные традиции, отдельные семейно-бытовые институты и т.п.).

5. Процесс социокультурной трансформации любого общества, в частности национального, представляет собой комплексное эволюционное преобразование типа социальной и культурной системы или её основные формы функционирования. В этой связи необходимо выделить два существующих типа социокультурных трансформаций, которые тесно связаны и взаимно переходят, а также могут привести к изменению менталитета тех или иных народов. Это: традиционализация (переход от открытости к замкнутости социума) и модернизация (переход от замкнутости к открытости общества).

Традиционализация собирательных представлений о конкретной сфере жизнедеятельности, например, о государстве не позволяет массовому сознанию «обнаружить», что «разделение власти» обязательно для того, чтобы защитить рядовых граждан от произвола государственных структур. При этом сам феномен «разделение властей» массовым сознанием

воспринимается, в определённой мере, соответственно традиционалистским установкам (например, как «разлад во власти»). Массовые представления о масштабах властных полномочий также отмечены сильным влиянием традиционализма (миф об их «всемогуществе»: «власть может все»).

Что касается модернизации духовной сферы жизни национального общества, которая олицетворяет выход из привычных стереотипов мышления, происходит по более конкретным проблемам, связанным с функционированием властной структуры, то её отпечатки можно установить, прежде всего, в системе «обобщенных» понятий о ней. В противовес стереотипам традиционализации, демократическая легитимация, полученная на выборах, становится составной частью восприятия власти абсолютным большинством граждан, что модифицирует в менталитете большей части населения главный критерий иерархии властных структур. Формированные через выборы и регулярно обновляемые институты – избираемый президент и избираемый парламент ставятся в центре общественно одобряемой политической системы, где место конкретного института в иерархии власти определяется степенью демократической легитимности.

6. Несомненно, в условиях глобализации исследование феномена менталитет сопровождается многочисленными трудностями, связанными со спецификой жизнедеятельности конкретных этно-национальных общностей.

Глобализация, как показывает опыт, в социокультурном аспекте предусматривает стремление к безвестной общей концепции, согласно которой в современном, взаимозависимом мире должны главенствовать единые, общепланетарные ценности. Это означает, что национальные государства будут обязаны воплощать на деле данные ценности в своей внутренней и внешней политике. В то же время, насаждение этих ценностей, вследствие их неаутентичности для большинства народов, насильственным путём, в частности для тех, которые находятся вне культурного поля западной цивилизации, особенно в странах третьего мира, может привести к усилению недовольства их населений и росту антиглобалистских настроений в этих государствах.

Тем временем, процесс вестернизации может разрушить многие традиции и духовные ценности, в том числе укоренившиеся стереотипы мышления и поведения народов восточных стран, куда входит и Республика Таджикистан. В условиях глобализации во многих восточных обществах, и особенно в таджикском социуме, обострилась проблема сохранения национальной идентичности, тесно связанная с менталитетом народа.

Под влиянием процесса глобализации в современном таджикском обществе происходит социокультурный сдвиг, где духовные потребности субъектов становятся неодинаковыми, а субординация их интересов – не

очень простой. Нынешняя духовная культура таджикского социума, по своему содержанию, является не очень прочной, из чего можно было бы создать устойчивых социокультурных конструкций, и её элементы, под напором процесса глобализации, могут постепенно терять собственную идентичность.

Однако, наряду с этим, таджикское общество под давлением архаического пласта менталитета своих членов и традиционалистских социальных отношений пока ещё сохраняет свою самобытность, упорно сопротивляясь очередной попытке модернизации.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения и выводы дают новую концептуальную основу для культурологических, социально-философских и социально-психологических исследований проблемы национального менталитета и глобализационные процессы современности, его аспектных и прикладных исследований. Представленная диссертация является одним из первых исследований менталитета таджикской нации в период государственной независимости, в котором комплексно рассматриваются социально-философские, исторические, социально-психологические и философско-образовательные аспекты данной проблемы.

Результаты исследования применимы для дальнейшего развития отечественного социально-гуманитарного знания. Теоретические обобщения и выводы могут использоваться для разработки учебных и специальных курсов по социальной философии и философии образования, теории и истории культуры, социологии и социальной психологии.

Положения и выводы проведенного исследования могут быть использованы в качестве методологической основы для дальнейшей разработки проблемы духовной культуры общества в целом, и национального в частности.

Обоснованность и достоверность полученных результатов,

проявляются в том, чтоучения, теории и концепции, изложенные в диссертации, впитали в себя идеи и положения философских наук о менталитете как социокультурного феномена. Они, как методологические концепты философского познания, применяются в трудах мыслителей прошлого, а также в разработках современных отечественных и зарубежных исследователей. Опубликованные работы согласованы с темой проводимого анализа или со смежными отраслями, и изложенные в них идеи базируются на анализе опыта социокультурной трансформации Республики Таджикистан в условиях государственной независимости.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации излагались автором на ряде научных конференций, симпозиумах и творческих семинарах. В частности, в Международной Программе Ага-Хана «Человековедение» для Центральной Азии, тренинг-«Личность и общество», «Традиции и инновации», (Худжанд - 2015), на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Института Экономики и Торговли и Политехнического Института Технического Университета Таджикистана имени М.С. Осими на темы: «25 лет независимости: социально-экономические достижения» (Худжанд-2016), «Социальные аспекты развития экономики Таджикистана в период государственного суверенитета», Международная научно-практическая конференция (9-10.06.2016, г. Душанбе), «Роль СМИ в формировании менталитета»-Российский фонд евразийских исследований, Медиа-клуб «Согдиана» 9 ноября 2015г.), научно-творческие семинары на темы «Роль религии в формировании менталитета», «Культура стыда как особенность таджикского менталитета», «Коллективизм и традиционализм в таджикском обществе», «Вестернизация и механизмы защиты национальной культуры»-Центр Развития Образования Молодежи имени У.Шекспира (Худжанд-2017).

Работа была обсуждена на кафедреполитологии и культурологи Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова и в Отделе социальной философии Института философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан им. А.М. Баховаддинова и рекомендована к защите. Результаты исследования стали предметом выступления на научных конференциях и коллоквиумах. Основные положения диссертационного исследования изложены в ряде научных статей, опубликованных в рецензируемых ВАК РФ журналах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, включающие 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы из 315 наименований.