Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Место и роль политической культуры в системе политического сознания Суслопаров, Александр Георгиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суслопаров, Александр Георгиевич. Место и роль политической культуры в системе политического сознания : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Иркут. гос. ун-т.- Иркутск, 1995.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-2/3444-1

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется новизной п сложностью политических процессов, которые происходят в современной России. Конкурентная политическая борьба на виборах, п парламенте, поиски консенсуса ме«ду структурами президентской, законодательной а судебной властей , а такте распределение власти между центром и провинциями - всё ото требует точних теоретических ориентиров. Одной из централь -них теоретических проблем при этом, выступает проблема политической культуры. Успех ила неудачи реформ во многой зависят от ее способностей к модификации, которая обеспечила би устойчивое развитие 'и интеграцию на новом уровне.

Актуальность избранной темы исследования определяется так*е необходимостью» переосмысления теоретических разработок. Большинство из них отражают дореформенную реальность в по-оаяиенц анализу токупей политики, а обращение к традиции,как к средству познания не. выходило за рамки объяснительного принципа классификации явлений политической кизни через при-"Вычниз образцы "западнического" и "почвеннического'* мышления. Такой подход редуцирует еяолнкэ реалии политической культури России*

3=илософско-<2оцйологическое осмысление ценностно-смысловых оснований деятельности людей необходимо требует акцентирования научного интереса' на архетипах, проблеме генезиса политической культуры в целом как концентрированного выражения исторического опыта поколений. Обобшоние устойчивых мировоззренческих ориентации индивидов, социальных групп,классов и наций в мире полигики позволяет соединить макро- и микроуровень политического процесса в теории политической * культуры. Таким образом, становится возможным через познание политико-культурных ценностно-смысловых аспектов деятельно *-. с ти объяснить динамику поведенческих реакций лпдей и прогнозировать явления политической ЛИЗНИ.

Особенную аатузльность имеет изучение политической культуры в соотнесении с политическим сознанием, именно такой подход позволяет проанализировать отюептельно ye to Под -

,. й -eus фор,ш политического сознания субъекта - "свёрнутые" ыо-«ентц прОЕлой политической деятельности.

Исследование оло»ных процессов взаимовлияния политиче -ской куяьтуры и политического сознания позволит достаточно точно очертить границы возможного, произвольного в изменениях 'обоих явлений, предотвратить у*е на уровне теоретических обобщений пагубные волюнтаристские действия.

Степень тязтяботатіности проблеми _ Интерес к проблеме места и роли политической культуры С системе политического сознания возник в последние десятиле -тия. Следует отметить труда тагах авторов, как Э,Я. Баталов, .11.Бурлацкий, К.С.Гадхиэв, А.А.Галкин, В.И.Гладилина, Л,Н. Коган, А.А.Когтева, С.И.Лялькина, В.В.Мшвениерадзе.В.Ю.Смор-гунова, МЛІ. Шендрик и др.

Достаточно полно исследованы проблемы структуры политического сознания, однако преобладали труды, дашиэ освещение проблемы в синхроническом аалекте. Проблемам эмпирического в теоретического уровней политического сознания, взаиыодейет -вию политической идеологии и политической психологии, специализированному н массовому политическому сознанию посвкшаїїи работы Н.Б.'Биккенина, Т.'В.Горбуновой, П. С. Грацианского, : В.Иванова, И.Т.-Каоа'вина, А.Г.Ковалева, И.Т.Ловыкино.', ,П.Й.Лу-коьакой, Л.С.Мамута, А.П.Носкова, Б. Ф. Поршнева, В.Я.Гукшан -ского, д>.'1Ъде, 'Н.М.Сапо»никова, 11.Л.Сергиенко, В.И.Толстых, А.К.УледоБа, SP,Г.Яновского и др.

Обусловленность политического сознания широким социо --культурным контекстом его раавития изучается.только в самое последнее время. ifowHo видалить работы Л.С.Ахиеэера, А.А.Леоновой, С.В.Оболенской.

Приоритет -в 'рассмотрении проблем политической культуры принадле*ит англо-американским авторам. В последние два десятилетия появились содержательные исследования и в отечественной науке. Обшее стремление ученых состоит в попытках отразить ценностно-волевые структуры деятельности в политике,, уйти от преувеличенного обозначения роли институционального фактора в политическом процессе. Наиболее обстоятельные научные исследования провели Г.Адмоид; Ф.М.Бурлацкий, С.Верба,

Е. Вятр, К.С.Гаджиев, А.А.Галкин, А. Б.Зубов, Н.М.Койэеров, Л.Н.Коган, С.Коэл, Л.Е.Куб&'ель, А.Лейпхарт, Д.Лоуэлл, Л.В. "Пай, А.С.Панврин, В.А.Реіиотников, А.М.Салмин, Р.Такер, С.Уайт и др.

Поскольку определе;^"?'.а разногласия е определении сущности политической культуры исходят из иного качественности культуры, диссертант стремился обобщить достижения отечест -венной и зарубежноЯ культурологии. Следует особо подчеркнуть труды С.С.Аверанцева, Ю.Е.Бэрезкина, К.Гярца, Ы.Коула, Б.Малиновского, Е.М.Мелетинского, Е. В.Ревуленковой, В.Н.Романе,-ва, С.Скрибнера, В.Н.Топорова и др., раз зи ваших проблематику чз лове ко творческой сущности культурных процессов.

Ряд ва»ннх Аспектов становления специализированного и массового симпрактическсго и рефлективного политического сознания отражен в работах Л.Б.Алаева, Л.С.Васильева, Ж.-П.Вернена, А.А.Вигасина, А.Б.Зубова, Л.Е.Куббеля, М.К.Петрова, А. И. Першнца, В. Д. Плахой, В.Н.Роыанова, П.Тульвисте, В.Н.Яр-хо и др.

Конкретизации некоторых важных влаимосвязей политической культуры и политического сознания проведена в исследэ -воииях Э.Фромма, Т.Адорю, Р.Г.Апрзсяка (первичный нравственный опит); К.Леви-Стросса, П,Шзффа, А.В.Ахутина, . В. Fe-вуненковой (коллективные социальные аффекты); В.П. Зфродатео-на, А.Г.Понугаевой (механизм импринтинга и импрессинга); школы исследователей во главо с Д.Н.Узнадзе (установка); С.М.Мурадяна (стереотип).

Исследование автором проблемы становления исторических типов российского политического сознания осуществлялось на базе работ Г.П.Артёмова, А.С.Ахиезера, С.В.Буиуева, Ч.Д*. Гальперина, А.В.Дворничвнко, Г.М.Зиборова, Л.В.Карташзва, А.И.Клибанова, В. А. Крас и тми нова, Я.С.Мамута, Г.Е.Миронова, И.К.Пантина, Ю.С.Пивоварова| Е.Г.Плимака, О.В.Поповой, О.М. Рапова, 3.А.Решетникова, А.В.Рябова, И.Я.Фролнова, Д*.Фурмана, В. Г. Хорооа, В»Е.Чертихина, А.ІШемана и др.

В целом, анализ изученности проблем показывает, что связи политической культуры и политического сознания чееяе-дбваиы в неполной маре. Научный анализ затруднен недоста -

_ О -

точним вниманием з литературе к характеристикам сущностных аспектов указанных феноменов, слабой изученностью генезиса политической »иэни г аспекте ее культурной детерминации. Отсутствуют целостные исследования деятельностных оснований, лежащих в основе становления политической культуры и политического сознания как единого процесса. Саки эти политические явления зачастую рассматриваются отдельно, вне их конкретно-исторической взаимосвязи.

Иетгь и залатт исследования

Цаль исследования состоит з виявлений сущностных сеязєй политической культуры и политического сознания и в уточнении их взаимодействия в процессе развития.

Достижение данной цели включает в себя решение следую -ших задач: ' .

I) йияенить эвристические возможности культурологического детерминизма при анализе политического сознания.

к) Уточнить суичоетные характеристики понятия "полити -ческая культура".

о) Проанализировать обизе и особенное во взаимосвязях политической культури и политического сознания.

4) .Рассмотреть структурно-генетические взаимосвязи по
литической культуры и политического сознания.

5) Исследовать конкретно-исторические аспекты становле
ния российского политического сознания в его взаимосвязи с
отечественной политической культурой.

Теоретическая и методологическая основа диссертации

Методология Исследования опирается на диалект и ко-мате -риалистический подход. Изпользованы общенаучные принципы познания, сравнительно-исторические методы, содержащиеся в трудах сторонников классического рационализма, социокультуріого детерминизма, культурантропологий, позитивистской социологии.

Методика исследовании предполагает обобщение научной литературы современных отечественных авторов и р^тда зарубежных исследователей.

Нпучняц нппияна работа постоит в г-ьпвленим в динамиче -ской системе политического сознании относительно устойчивых сигс-ыунтои, последующем опроделэнии эшкгеимостн структуры по-

- 7 _ литического сознания от детерпшнрушего ВЛИЯНИЯ ПОЛИ'ГИЧЭ -ской культуры, а такдэ анализе взаимосвязей политической культуры и политического сознания на формально-логическом уровне с привлечением категориального аппарата диалектики. Выявленные таким образом закономерноети применена для исследования генезиса политической культуры и политического со -знания России как результата переосмысления архетипов поте-старно-политической культуры славднотва в пэриод многовеко -вого совершенствования российской государственности. Особо отмечено имплицитное воздействие политической культуры на становление исторических типов политического сознания ГЬссии, указаны возможности гармонического сочетания ценностей самобытной политически культуры в период современной российской модернизации.

Результаты исследования могут быть резюмированы з поло-гениях, выносимых на защиту:

  1. Политическое сознание в единстве индивидуального и общественного сознания, эмпирического и теоретического его уровней, политической идеологии и политической психологии представляет собой диалектически организованную систему детерминированную социокультурными характеристиками субъекта. Социокультурный подход к анализу политического сознания акцентирует внимание на ценновтшх ориентациях субъекта.позво-ляет понять единство архаики и инноваций, рациональных и чувственных аспектов политического сознания. Субъектно-лич -ностный, человекотворпеский характер ценностей и смыслов культуры обусловливает вариативное саморазвитие политического сознания.

  2. Взаимоотношения политической культура и политического сознания исследуются, исходя из эвристических возможностей деятельноетного подхода, утверждающего наличие каузально-динамических связей ме»ду культурой и сознанием, с одной стороны, и исторически сложившимися типами социальной дея -тельности, с другой. Дэятелт.ностннй, ку.тьтурантропологиче-ский подход предполагает выявление предельных основэний политической культуры - исторического опыта применения субъектом политической власти для удовлетворения актуальных потреб-

- . 8 -нос те й.

3. Политическая культура, выра^аюзтая меру освоения
субъектом исторического опита в политической сфере общества,

ПрОЯВЛиет Себя черОЗ СТереО'ГИПЫ ДеятоЛЬНОСтИ И КЫШЛенИЯ, EU-

текакшие иэ имплицитно присутствующих у субъекта ценностных ориентации, лишь частично рационально эксплицируемых. Одной иэ форм такой экспликации архетипов, hoju» ценностей политической культуры выступает политическое сознание, причем концепция политической культури позволяет объяснить моменты единства политического сознания на микро- и макроуровне социума.

  1. Несмотря на близость структур политической культури и политического сознания, сущностные характеристики данных фыюыенов различны. Преобладание аксиологического аспекта у политической культуры и когнитивного у политического сознания определяют своеобразие взаимоотношений исследуемых явлений.' Соотношение политической культури и политического сознания может бить втрачено черэз диалектику фориы и содержания. Относительная устойчивость политико-культурной формы и динамизм политического сознания, понимаемого з качестве категории "содержание", позволяет субъекту политической доя -тельности творчески модифицировать политические традиции,сохраняя преемственность в ра&витии.

  2. Разработанная методика дает возможность проанализи - ровать генезис континуума политической культури и лолитиче -ского сознания. Протополитические общества демонстрируют слитность в ритуале информационного и прагматического,властного сспектов, ценностных архетипов и симпрактического про-тополитпческого сознания. Своеобразие модификации традиционной культури в период политогенеза у восточной и западноевропейской цивилизаций формируется на базе явления "власть -собственность", особенностей "первичных политических представлений" этноса. Йзторическое своеобразие политического сознания России определяется его относительной гомогенностью в период борьбы с геноцидом кочевников, что было результатом контаминации смыслов общинной консенсуальности и великокня -ж-оского отатизмз. Относительно гомогенное политическое со-

- 9 - '

знание' дифференцируется в период рефорл ХУЛ-ХШ веков в тра диционалистский и модернистский варианты консенсуального и -этатистского типов. Значение гар.юнического синтеза ценностей народоправства и единовластия остается важнейшей проблемой современных российских реформ.

Теоретическая и практическая зна;(т)мость работы . Теоретическое значение работы определяется прежде гсего тем, что большинство проблем, исследуемых автором, вплетается в ткань современного обновления отечественной философии, особенно ее политической проблематики. Саму диссертационную -работу мо*но рассматривать как одну из вариаций современного политического сознания на его теоретическом уровне, как попытку аргумента^ійанного участия в философских дискуссиях

'реформирующейся России.

Концепция работы мотет быть использована в преподавания социальной философии я социологии, в частности, для разработки спецкурсов политической тематики.

Алводы и рекомендации работы вагны для осознания властными структурами специфики политико-культурных процессов. Конкретное соотношение властных полномочий центра и местного самоуправления должно задаваться не произвольно, а через знание конкретных особенностей политической культуры.

Материалы диссертации могут быть использованы также в пропаганде философских знаний среди населения.

Апробация работьт

Основные теоретические положения и выводы диссертации докладывались и обе удались на методологических семинарах ИПК при УрГУ (1983 г.), на Всесоюзной научной конференции (Ленинград, 1935 г.), на городской (Иркутск, 1987 г.) и республиканской конференциях (РЬстов-на-Дону, 1992 г.). ,

На основе материалов исследования издавались методнче -ские разработки. Обобщения и выводы диссертации включены ая-. тором в лекционный курс, использовались в докладах и сообщениях на методологических семинарах.

Диссертация обсу«дена и одобрена на заседании кафедры философии и культурологии и экспертной группой специализированного совета Д.063.32.05 по зашите диссертаций на соиске. -

- 10 -ниє ученой степени 'доктора философских наук при Иркутском государственном университете.

Структура диссертации