Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях Ластухина Наталия Валерьевна

Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях
<
Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ластухина Наталия Валерьевна. Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Чебоксары, 2003 172 c. РГБ ОД, 61:04-9/292

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-исторические факторы изменения критериев оценок меж личностно-нравственных отношений 16

1.1 Методологические ориентации исследования. Сущность межличностного конфликта. Основные подходы 16

1.2 Теоретические аспекты проблемы межличностных отношений 44

1.3 Основные характеристики нравственной сферы личности 73

Глава 2. Нравственные ориентации индивида в условиях трансформации российского общества 93

2.1. Эмпирические аспекты межличностных нравственных отношений в переходном обществе 93

2.2. Новые формы нравственной ориентации личности в современном российском обществе 111

2.3. Перспективы развития межличностной духовно-нравственной ориентации личности 141

Заключение 157

Библиографический список литературы 162

Введение к работе

Интерес к проблемам межличностных отношений, конфликта и нравственности обнаруживается во многих отраслях научного знания. Кто станет оспаривать утверждение, что конфликт в межличностных отношениях - это то, без чего немыслима жизнь человеческая. В немалой степени этот все возрастающий интерес связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и отдельных людей и различных общественных структур в разрешении конфликтов.

Между тем, предметом глубокого и специального философского рассмотрения, исследования с учетом принципа историзма конфликт является довольно редко. В настоящее время в большей степени проблемы конфликта изучаются психологами, социологами, отмечающими, например, влияние негативных трансформаций на динамику роста числа социальных конфликтов в обществе, на формирование деструктивных типов поведения, на нравственное состояние общества в целом.

Социально-философские исследования, включая изучение психолого-философского материала, способствуют созданию целостной и динамичной картины воззрений на конфликт и нравственное поведение в нем. Социально-философский подход в вопросах изучения конфликта и межличностных нравственных отношений обусловлен уже самим предметом исследования, таким глубинным и объемным подходом к нему, при котором конфликт характеризуется как неотъемлемая часть человеческой жизни, «предельный случай обострения противоречия» [34; 13], «важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия» [47; 94], закономерная и естественная характеристика социальных отношений.

Лишь осознав специфику философского и научного осмысления конфликта, при котором он обнаруживает себя в «борьбе» его разных сторон, которая завершается разрешением, или снятием противоречия. Отличие конфлик-

та от противоречия в том и заключается, что конфликт требует наличия субъекта, предполагает возможность активных и осознанных действий между субъектами. Таким образом, конфликт является неотъемлемой частью межличностных отношений, выполняющий одну из важнейших функций общества - способствует константности социального целого и содержит в себе позитивные возможности, стимулируя изменения, которые, в свою очередь открывают возможность выхода на новый уровень отношений. Без конфликта общественного бытия нет и быть не может, так как по своей сути оно представляет собой непрерывный процесс возникновения и разрешения разного рода противоречий личностей и социальных групп. Общение в конфликтных ситуациях, когда цели участников становятся несовместимыми и противоречивыми, актуализирует этический аспект, который, в свою очередь, всегда присутствует в межличностном взаимодействии. Характер такого сложного человеческого и социального явления как конфликт определяется общественно-экономическими, историческими, национальными и другими условиями.

Следует отметить, что мало философских работ, посвященных проблеме конфликта. Возможно, это связано с тем, конфликт в межличностных отношениях относится философами к особой сфере приватности и чувств, изолированной от общества. Почти любой конфликт, так или иначе, затрагивает нравственные представления: о добре и зле, правильном и неправильном поведении, чести и достоинстве, справедливости и порядочности, вознаграждении и наказании и т.д.

Многогранность межличностных отношений обязывает к комплексному изучению взаимоотношений между людьми, которые носят избирательный характер и определяются потребностями человека. Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений и индивидуальных особенностей личности. Мир отношений - это непрерывный процесс становления отношений между людьми и действительностью, которая обусловливает характер, направленность, особенности этих отношений.

Межличностные отношения - это высшая, свойственная только человеку форма психологических отношений; это эмоциональные отношения людей в процессе общения; это форма связи и общения индивидов, взаимодействующих в коллективе в процессе их совместной жизнедеятельности.

Проблема влияния межличностных отношений на нравственное поведение в конфликтной ситуации, на наш взгляд актуальна сегодня в связи с фундаментальными преобразованиями в нашем обществе, когда многие социальные процессы проявляются в измененном виде: темпы жизни, условия в экономической сфере, научно-технический прогресс, динамика социальной активности людей и т.д.

Все это создает новые формы и новый стиль современной жизни людей, включая взаимоотношения в коллективе, поведение, личностные особенности. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния межличностных отношений на формирование многих важных личностных характеристик, состояний и свойств личности, психологических процессов, которые происходят на протяжении жизни человека и зависят от возрастных особенностей. Исследование закономерных связей между разноуровневыми структурами, в частности, между конфликтом и межличностными отношениями, является самостоятельной задачей, имеющей как теоретическое, так и практическое значение. Проблема взаимосвязи конфликта и нравственных межличностных отношений достаточно актуальна, однако работ, посвященных ее изучению, недостаточно.

Важнейшие мегатенденции современной цивилизации - стремление к индивидуализации и личностной самореализации человека. В новых социальных условиях в обществе создается новый тип поведения, который сформировал соответствующий набор личностных качеств. Перед человеком встала проблема соотнесения путей самореализации с бытием социума. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения, обусловленные диалектическим процессом общественного развития. Прогресс

общества оказывается все более связанным с постоянным формированием человека как субъекта развития на всем протяжении его жизни.

Актуальность исследования заключается в экспликации и тематизации таких проблем, как:

анализ исторического пути изучения проблемы конфликта в контексте философского, психологического и социологического подходов;

исследование эволюции социального конфликта в российском обществе на рубеже XX-XXI вв. на развитие межличностных нравственных отношений в современных социально-экономических условиях;

разработка теоретических и методологических основ, приоритетных направлений реализации системы формирования духовно богатой личности.

Исследование межличностных нравственных отношений в конфликтной ситуации необходимо по следующим причинам:

история развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без решения проблемы конфликта, который выступал в роли исполнителя некоторых специфических социальных заказов социума;

состояние сознания, духовного мира и нравственные ценности участников конфликтной ситуации имеет значение для ее возникновения, протекания и разрешения;

конфликт выполняет одну из важнейших функций общества - способствует константности социального целого и содержит в себе позитивные возможности, стимулируя изменения;

социальный заказ, который стоит сегодня перед образовательными институтами, можно сформулировать как формирование нравственной, инициативной, предприимчивой, самостоятельной личности, обладающей общекультурной компетентностью, ответственной за общезначимые (кардинальные) ценности, открытой для постоянного самообразования, готовой к новациям и изменениям, способной свободно самоопределяться в культурном пространстве ценностей;

Степень изученности проблемы.

Конфликт как явление во все времена занимал умы философов, но только в Новое время появляется научно обоснованный подход к изучению конфликтов. Лишь в XX столетии стали появляться исследования, в которых конфликт осмысливается как социально-философская категория, прямо или опосредованно определяющая связи «личность-личность» и «личность-общество». Список наиболее значимых работ в этой области открывается работами М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Маркса, Г.Зиммеля, Л. фон Штейна, Л.Козера, К.Боулдинга, Р.Дарендорфа, Л.Крисберга, Р.Мака, Р.Снайдера, Р.Коллинза, Л.Раппопорта и др. Они заложили основы изучения конфликта и конфликтологии. Ими была зафиксирована роль конфликтов как стимуляторов прогресса, коэффициентов улучшения социальных структур, общественных отношений и институтов, как форм общественной жизни и деятельности, способных выступать в значении позитивного средства интеграции и стабилизации социальной системы. В основе изучения конфликтов лежит учение о противоречии, которое существует более двух тысячелетий и восходит к идеям Гераклита о противоречиях как источнике, движущей силе непрерывных изменений мира. Описание признаков конфликта соответствует пониманию противоречия Гегелем.

В психологии основы понимания проблемы конфликта были заложены 3. Фрейдом, К. Хорни, А. Адлером, Л. Берковиц, М. Дойч, М. Шерифом, К. Левином.

Развитие теоретической мысли в отечественной науке долгое время было
заторможено в связи с тезисом о бесконфликтном бытии общества. Среди оте
чественных исследователей конфликта можно назвать Н.В. Гришину,
Я.Л. Коломинского, Б.И. Хасан, А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова,

С.Л. Братченко, А.А. Гостева, А.Г. Здравомыслова, А.И. Донцова,

Т.А. Полозову, А.Н. Чумикова, А.К. Зайцева, Ю.Т. Запрудского,

Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк, А.В. Дмитриева, В.Н. Кудрявцева, СВ. Кудрявцева.

Конфликт как явление российской действительности был «открыт» нашими исследователями совсем недавно. За короткий срок поток конфликтологической литературы резко возрос. В основном, рассматривается проблема «вообще конфликта», между тем природа конфликта и нравственных отношений обладают существенной спецификой и поэтому большой объем литературы по вопросу конфликта не удовлетворяет потребностей, возникающих при решении проблем нашего исследования.

Конфликт в исследовательских работах рассматривается по нескольким векторам: 1) влияние конфликтных явлений и отношений на социальные структуры и межсубъектные отношения, и 2) изучение и понимание конфликта необходимо для преодоления напряженности в обществе.

Конфликт стал предметом пристального внимания философов, историков, психологов, социологов, педагогов. Однако, если психологи исследовали конфликт с точки зрения потребности людей в системе управления конфликтом и психологической помощи в конфликтных ситуациях (B.C. Агеев, А.И. Пригожий, Г.М. Андреева, Т.А. Полозова и др.), то философы, рассуждая о конфликте, нередко сводили к размышлениям о критериях нравственного и безнравственного относительно межличностных отношений в конфликтных ситуациях. В своей работе автор опирался на концепции отечественных и зарубежных ученых, работы которых раскрывают различные стороны проблемы конфликтов, в особенности - межличностных конфликтов (Ф.М. Бородкин, М.Л. Гомелаури, О.Н. Громова, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, Н.М. Коряк, Л. Козер, Д. Вольф, Дж. Гетцельс, Р. Дарендорф, Т. Парсонс, Т. Сарбин, С. Стоуффер, Дж. Тоби и др.).

Родоначальником в описании проблемы нарушений этических норм в межличностных отношениях на уровне поведения партнеров является Н. Макиавелли. Его заслугой стало появление термина «макиавеллизм», означающего пренебрежение нормами морали ради достижения своих целей. Подобные явления распространены в обществе. Однако во все времена были распространены и идеалы честных отношений. Важными всегда считались сооб-

ражения милосердия и гуманности, чувство собственного достоинства и уважения к противнику. Выработанная человечеством этика честных отношений касалась, прежде всего, межличностных отношений. Серьезный удар по ней был нанесен внеличной этической ориентацией, когда человек оправдывал тот или иной свой поступок интересами дела. Приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что в противоречивых и в конфликтных ситуациях, где цели участников становятся либо несовместимыми, либо противоречивыми, актуализируется нравственный аспект, который всегда присутствует в межличностных отношениях.

Проблема формирования нравственности привлекает внимание ученых разных профилей: педагогов, психологов, философов, социологов, культурологов, врачей, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное начало в развитии личности (Конфуций, Сенека, Аристотель, Спиноза, Гегель, Кант и др.).

Проблеме нравственного развития посвящены труды таких известных исследователей, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Ананьев, Л.И. Божович, Д.И. Водзинский, А.И. Рувинский, И.О. Свадковский, И.Ф. Харламов и др. В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развития; дается анализ возрастных особенностей нравственного формирования личности.

Исследование духовности во всем ее разнообразии содержания и форм в русской культуре имеет давнюю традицию. В философии - это исследования B.C. Соловьева, С.Л. Франка, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Э.В. Ильенкова и многих других. В литературе - произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Герцена, К.Д. Ушинского. Огромный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций, в исследование проблем нравственного образования внесли психологи и педагоги Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эль-конин, В.В. Давыдов и др.

Рассматривая проблемы нравственности, мы опирались на теоретические разработки вопросов нравственности классиков отечественной этики А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, О.Г. Дробницкого и др.

Среди огромного количества психолого-педагогических и философских
работ, посвященных различным аспектам культуры, осмысление проблемы
нравственных отношений в конфликте практически отсутствует. В философии
этот вид отношений все еще имеет неопределенный интуитивно постигаемый
характер. В научной литературе на основе обобщения конкретных конфликтов
выделяются различные модели развития конфликта и его разрешения. Отмеча
ется, что конфликтное общение должно представлять собой открытый, честный
и взаимно уважительный коммуникативный процесс. Достигается это, не в по
следнюю очередь, благодаря переговорам. Технология ведения переговоров за
рекомендовала себя за рубежом как эффективное средство работы с конфлик
том. Неоценимый вклад в его разработку внесли конфликтологи и профессио
нальные посредники из США, Австралии и Западной Европы (Г. Бройниг,
Д. Дэна, Д. Колб, X. Корнелиус, Р. Коффин, В. Мастенбрук, Дж. Рубин,
Р. Фишер, Ш. Фэйр, У. Юри, Д. Эртель и др.). Проблема ведения переговоров
заинтересовала отечественных психологов и социологов. Следует отметить
публикации В.И. Андреева, Е.И. Кимпеляйнен, Г.И. Козырева,

М.М. Лебедевой, В.А. Соснина, В.Н. Шаленко и др.

Проблема межличностного общения в конфликтной ситуации не может
быть решена без анализа работ представителей разных школ и направлений,
выделяющих ключевую роль в формировании личности потребностей
(С.Л. Рубинштейн, А.К. Ковалев, А.И. Божович, И.С. Неймарк,

В.Э. Чудновский, Б.И. Додонов и др.), установок (Д.И. Узнадзе, А.С. Прангашвили), «значимости» (Н.Ф. Добрынин), «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, А.В. Петровский, А.Г. Асмолов), «мотива и смысла» (Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский).

Значительный вклад в разработку теории ценностей внесли американские и западно-европейские ученые: Т. Парсонс, Ю. Аллпорт, П. Верной, Ф. Адлер,

М. Рокич и др. Теории ценностей посвящены и работы современных авторов:
Н.Н. Андреевой, Н.Я. Голубковой, Л.Г. Новиковой, С.Ф. Анисимова,
СИ. Григорьева, М.Н. Громова, А.Г. Здравомыслова, С.Н. Иконниковой,
Г.В. Кузнецовой, Н.И. Лапина, A.M. Гендина, В.Т. Лисовского,

В.Г. Немировского, М.Н. Руткевича, Л.Я. Рубина, М.Х. Титма, Л.К. Уледова, А.И. Шенурика, П.Н. Якобсона, В.А. Ядова и др.

В работах отечественных психологов прослеживается стремление исследовать характер личностных отношений в группе в зависимости не только от психологических, но и социальных факторов. Эта проблема получила дальнейшее развитие в трудах А.А. Бодалева, В.Ф. Ломова, П.И. Обозова, Б.Д. Парыгина, В.В. Богословского, И.П. Волкова, Я.Л. Коломинского, Т.Е. Конниковой, Г.Б. Ольшанского, А.В. Петровского, А.П. Просецкого, А.В. Маслихина, Г.В. Пурынычевой, Н.А. Исмукова и др., которые рассматривали межличностные отношения как социально детерминированные.

Проблема нравственных отношений между людьми в конфликтной ситуации тесно связана с проблемой семьи. Большинство современных авторов подчеркивают все возрастающую роль психотерапевтической функции семьи. Семья часто рассматривается как социализирующая структура, воспроизводящая человека не только как биологическую единицу, но как индивида с некоторым набором социальных, культурных, нравственных качеств. Именно поэтому социализирующая функция семьи на протяжении всей истории философии признается как одна из важнейших и востребованных обществом.

Выполнение семьей функции транслятора социокультурного кода общества в значительной степени способно влиять на динамику распространения и деструктивных, и девиантных явлений в социуме. Исследованием этих процессов еще в конце XIX - начале XX вв. занимались И. Сикорский, В. Бехтерев, В. Гальперин, В. Куфаев, Э. Дюркгейм и др. До сегодняшнего дня распространена точка зрения, связывающая рост алкоголизации, наркоманизации, криминализации, негативных демографических тенденций в обществе, в большей степени, с общественно-политическими и социально-экономическими факто-

рами. В меньшей степени распространение девиантного поведения ставится в связь с трансформациями, наблюдаемыми в семье и семейных отношениях на протяжении всего XX столетия. Межличностные конфликты в семье достигают необычайной остроты. Зачастую индивиды не владеют технологией ведения конфликта, которая помогла бы им увидеть и осознать общие цели, даже когда интересы противоположны. Важно также умение держать конфликт под контролем.

Объект исследования - межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях.

Предмет исследования - межличностные нравственные конфликты в период трансформации российского общества.

Цель и задачи исследования. Целью работы является социально-философское исследование нравственных отношений в конфликтных ситуациях на рубеже ХХ-ХХІ столетий, что конкретизируется в постановке следующих задач:

- исследовать историю, источник, структуру, функции и тенденции разви
тия конфликта;

определить на основе философского анализа понятий «конфликт», «нравственность», и «личность» суть нравственных отношений для развития личности и исследовать факторы и пути их формирования;

выявить значение межличностных нравственных отношений в конфликтных ситуациях в решении проблемы духовного обогащения личности.

Методологическую базу исследования составляют такие фундаментальные принципы общенаучного метода, как принципы объективности и детерминизма, принципы целостности и историзма, закон единства и борьбы противоположностей, теория деятельностного и личностно-ориентированного подхода, мотивационная концепция конфликтного взаимодействия (М. Дойч, Л. Козер, А. Раппопорт и др.).

Научная новизна исследования заключается:

в выборе и постановке проблемы взаимосвязи нравственных отношений между индивидами и поведением в конфликтной ситуации на современном этапе развития общества;

в анализе новых личностных качеств, появление которых связано с нравственно-психологическим кризисом выживания в обществе с изменившимися социально-экономическими, гуманитарно-культурными реальностями;

в обосновании толерантности как критерия нравственного поведения в конфликтной ситуации, пробуждающей уважение человеческого достоинства, гуманность, милосердие.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Конфликты в современном российском обществе возникают вследствие неудовлетворения потребностей, желаний, устремлений общающихся и взаимодействующих индивидов.

  2. В новых социальных условиях в обществе создается и новый тип поведения, который сформировал соответствующий набор качеств. Перед'человеком встала проблема соотнесения путей личностной самореализации с бытием социума. Нравственные нормы личности являются важнейшим условием устойчивости личности в кризисных ситуациях.

  3. Для возникновения, протекания и разрешения конфликтной ситуации значимы состояние сознания, духовного мира, нравственные ценности участников конфликта. Принципами межличностных нравственных отношений являются принципы сохранения достоинства партнера по общению и толерантности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что проведенный в диссертации анализ межличностных нравственных отношений в конфликтных ситуациях способствует углублению знаний о сущности нравственных отношений в конфликтных ситуациях, раскрывает основные аспекты этой проблемы на современном этапе российского общества. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов социологии, этики, спецкурсов по проблемам социального конфликта.

Процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают долговременность межличностных отношений, направленность этих отношений не на индивидуалистические, например, гедонистические устремления, а на реализацию высших духовных ценностей. Социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность - это неполный перечень наблюдаемых сегодня асоциальных явлений в обществе, происхождение которых, не в последнюю очередь, обусловлено современным состоянием нравственности и ростом числа социальных конфликтов, неумением преодолевать конфликтные ситуации. Устранение названных проблем возможно лишь с воспитанием в обществе новой гуманистически-ориентированной ментальности, когда по-другому будут осмысливаться личность и ее развитие. Смысл жизни и источник самореализации будут состоять в соблюдении законов нравственности. Таким образом, актуальным станет развитие духовности личности: возвышенности мысли, ответственности, чувства долга, чуткости и терпимости, человеколюбия, на основе которых должны развиваться интеллект и профессиональные качества.

Этой практической, жизненно важной задачей в первую очередь и обусловливается требование серьезного научного и философского исследования проблемы нравственных межличностных отношений в конфликтной ситуации, включая ее современную эволюцию, а, следовательно, и актуальность избранной темы.

Поведение субъектов социального взаимодействия обусловлено механизмом двустороннего взаимовлияния объективных социальных ожиданий и субъективных свойств личности. Это означает, что динамика развития духовной жизни общества обусловлена сложным и противоречивым отношением между социальными ожиданиями общества в целом и ожиданиями конкретных социальных институтов, групп - с одной стороны, и комплексом индивидуальных черт личности - с другой. В связи с этим возникла необходимость разработки

проблемы формирования нравственности как общего социокультурного феномена и ее проявлений в современной исторической ситуации. Это особенно важно в текущий период трансформации российского общества. Будучи необремененной прежними идеологическими догмами, устаревшими требованиями, новая личность не переживает внутриличностного конфликта, она активно отстаивает свои права на инициативу, самостоятельность, равноправность, часто вступая в конфликты с окружающей социальной средой.

В процессе освоения диссертационного материала автор прилагал усилия, пытаясь проникнуть во внутреннюю логику происходящих в обществе явлений, связанных с конфликтными отношениями и местом нравственности в них. Пытался проанализировать и проследить эволюцию межличностных отношений в течение последних десятилетий прошлого столетия и начала нового века, показать роль нравственных отношений в процессе обретения обществом статуса благополучного здорового государства.

Методологические ориентации исследования. Сущность межличностного конфликта. Основные подходы

Изменения, происходящие в российском социуме, характеризуются наличием состояния неопределенности, нестабильности, резкого изменения статуса, общественных представлений субъектов. Происходящая смена общественно одобряемых ценностей и допускаемых средств реализации, заключенных в новых социальных стереотипах поведения, принимается каждым человеком сугубо индивидуально. Эти изменения ввиду своей глобальности вносят определенный дискомфорт в жизнь человека. Происходит существенное давление на внутренний мир человека, его системы ценностных ориентиров, мотивов, установок, представлений. Однако поведение человека, удовлетворенность его собой, осмысление жизни зависит от того, как он их воспринимает, оценивает. События, вносящие изменения в жизненный процесс субъекта, далеко не однозначны по своим последствиям, их значение зависит от позиции, которую занимает человек по отношению к конкретной ситуации, а также от его ведущих мотивацибнных образований и структур, устремлений, ценностей, которые формируются, а затем изменяются в процессе всей жизнедеятельности. Кардинальное изменение обстоятельства требует и серьезных личностных изменений, в противном случае субъект не сможет адаптироваться к новым условиям. Субъект принимает новый замысел жизни, новую жизненную стратегию, новый образ - Я, корректирует ценности и жизненные установки. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют его личности, определяют его конструктивный или деструктивный жизненные сценарии.

Отражая реальную действительность, понятие «конфликт» принадлежит как обыденному сознанию, так и науке, которая наделяет его специфическим смыслом. В целом конфликт можно определить как столкновение индивидов, социальных групп, обществ, связанное наличием противоречий или противоположных интересов.

Слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus» - столкновение и включает в себя значения борьбы, дисгармонии в отношениях между людьми. Понятие «конфликт» относится к широкому кругу явлений, возникающих обязательно «между кем-то и кем-то» или реже - «между чем-то и чем-то» [34; 13]. Один из возможных вариантов определения конфликта основан на его философском понимании, в соответствии с которым он описывается как «предельный случай обострения противоречия» [141; 55], выражающийся в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития» [133; 80]. А.Г. Здравомыслов, отечественный исследователь по проблемам конфликта отмечает, что «конфликт - важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [47; 94]. Р. Дарендорф, известный исследователь социального конфликта, определяет его как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности [135; 141-142]. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [7; 8]. Отечественный исследователь конфликта Б.И. Хасан предлагает следующее определение конфликта: «Конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации». При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях, в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет» [150; 33].

Анализ и сравнение различных определений конфликта позволяет выделить его инвариантные признаки. Все авторы сходятся в том, что в основе конфликта лежит противостояние, противоборство, столкновение. Будь то семейная ссора, служебный конфликт, всегда присутствует несовместимость интересов, позиций, которая предполагает наличие противоречащих друг другу начал. Специалисты говорят о бинарности, о наличии противостояния двух полюсов, которое возможно только во взаимодействии. Противоречие не может существовать само по себе. Следовательно, биполярность является свойством конфликта, что означает и взаимосвязанность и взаимопротивоположность одновременно. Истина возможна только, если существует ложь. Р. Дарендорф считает, что любой конфликт сводится к «отношениям двух элементов». Даже если в конфликте участвует несколько групп, между ними образуются коалиции, и конфликт снова приобретает биполярную природу [36; 142-147]. Сама по себе биполярность не предопределяет конфликт. Конфликт обнаруживает себя в «борьбе» его разных сторон, которая завершается разрешением, или снятием противоречия.

Основные характеристики нравственной сферы личности

Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых современным обществом, обострение глобальных проблем человечества заставляют профессиональных философов, социологов, историков и психологов вновь обращаться к проблеме духовности, рассматривать различные аспекты ее сущности, содержание и структуру духовной культуры личности. Именно с ней связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества и человечества. Россия переживает духовно- нравственный кризис, который находит свое отражение во всех сферах общественной жизни, в функционировании всех социальных институтов. Все это привело к коренным изменениям общества, в котором мы живем, в его ценностях, нравственных устоях. В общественном сознании сложился своеобразный ценностный вакуум, который в наибольшей степени оказывает влияние на молодежь, находящуюся на пороге самостоятельной жизни. В этих условиях большое внимание должно уделяется вопросам нравственного становления личности, которое по своей сути работает на будущее, закладывает основы для общественных изменений, предопределяя в большей мере его развитие. Нравственность «держит руку на пульсе» человеческих ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков. Социальный заказ, который стоит сегодня перед образовательными институтами, можно сформулировать в самой общей форме как формирование нравственной, инициативной, предприимчивой, самостоятельной личности, обладающей общекультурной компетентностью, ответственной за общезначимые ценности, открытой для постоянного самообразования, готовой к новациям и изменениям, способной свободно самоопределяться в культурном пространстве ценностей. Еще видный русский философ Николай Бердяев настойчиво повторял, что для подъема России нужно, прежде всего «духовное перерождение народа, внутренний в нем переворот» [13; 62]. Таким образом, упор делается в первую очередь на развитие духовно-нравственных качеств личности: возвышенности мысли, ответственности, чувства долга, чуткости и терпимости, человеколюбия, на основе которых должны развиваться интеллект и профессиональные качества.

Понимание того, что духовность - сложнейший феномен, связанный с человеческой субъективностью, с культурой чувств и интеллекта, включающий в себя важнейшие человеческие ценности, позволяет говорить и о различных типах (видах) духовности. Как нет единой линии прогресса для всех сфер социального бытия, так нет единой духовности, а есть ее различные типы, в которых преобладает этическая, эстетическая и познавательная доминанта. Но вместе с этим, между различными видами духовности есть нечто единое, позволяющее дать более общее понятие духовности. Выделим такие подходы к пониманию духовности как: 1) космологический, 2) теологический, 3) аксиологический, 4) когнитивный. Первые два подхода трактуют духовность как универсальное одухотворенное начало мира (Н. Федоров, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Соловьев, П. Флоренский, Ф. Достоевский, Е. и Н. Рерихи). При этом сущность человека, потенциальные возможности его духа рассматриваются как мера приобщения к этому началу. Представители аксиологического направления в качестве гармонизирующих начал человека с Универсальным Абсолютом, Логосом, высшим Порядком мира, Богом видят, прежде всего, внутренние духовные абсолюты, нравственные ценности личности (А. Лосев, Н. Лосский, К. Маркс, Ф. Энгельс). Сторонники когнитивного подхода, в большей степени характерного для западной философии, стремятся выявить рациональную сторону духовного бытия (Д. Белл, К. Поппер, О. Конт, Г. Спенсер, В. Франки, Н. Виденеев, П. Гальперин, М. Каган, С. Крымский, М. Мамардашвили). Ряд современных авторов обращается к социологическим аспектам исследования духовности. Они рассматривают ее как характеристику внутреннего мира человека, связанную с гносеологическими и социальными потребностями (Ю. Козырев, М. Бахтин, Ю. Вяземский, П. Ершов, П. Симонов). Этот подход разделяет и автор данной работы. Изучение феномена духовности представляет трудность, так как не существует ее объективных критериев, а эксперименты в этой области не всегда результативны. Это связано с тем, что судить о состоянии и уровне духовности личности и общества, о духовной культуре возможно только через деятельность человека, через проявление различных форм духовной жизни, через духовную «практику», творчество, отношение к другим и т.п.

Для того чтобы развивать духовность личность не нуждается в содействии. Именно духовность наполняет деятельность личности истинным содержанием, так как она являет собой глубоко личную потребность бескорыстного познания мира и себя, устремленность к идеальному, а, в конечном итоге, способность сопереживать, сочувствовать, сострадать другому человеку. Анализ сущности духовности позволяет сделать вывод о том, что духовность - это свобода личности развивать себя как социальную сущность человека. Исходя из этого, духовную культуру личности необходимо понимать как деятельность личности по присвоению общественных отношений в виде знаний, умений и образов, имеющих ценностную окраску и активность личности, направленную на преобразование самих общественных отношений. Основой духовной культуры личности являются ценностные ориентации, которые неотделимы от личности и составляют сферу непосредственной деятельности ее «Я». Они наиболее полно и адекватно характеризуют направленность деятельности и устремления личности.

Эмпирические аспекты межличностных нравственных отношений в переходном обществе

В последние годы изменение социально-политической ситуации в нашей стране вызвало появление новых работ, посвященных адаптации к рыночным ценностям и реалиям, к новым информационным технологиям и стандартам жизни. (Л.В. Корель [66; 45-49], Т.Н. Вершинина [23; 17-21], Н.С. Офицеркина [104; 7-9] и др.). Появилось также множество работ по проблеме конфликта, личности и межличностных отношений. Наиболее позитивным моментом является то, что на первый план выдвигается не предметная деятельность человека, а межличностные, субъектные взаимоотношения, трансформирующиеся в понятие диалога. Общий анализ работ по проблемам нравственности позволяет сделать вывод, что особое внимание в них уделяется развитию идеи гуманизации межличностных отношений.

Резкие политические и экономические перемены, происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня психоэмоционального напряжения у населения. Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для здоровья психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей, раздражительность, агрессивность, депрессия и др. Трудные жизненные ситуации, кризисы, фрустрация, стресс, конфликты предъявляют повышенные требования к ресурсам личности. Социальная адаптация личности - это непрерывный коммуникативный процесс, в котором люди, приспосабливаясь друг к другу, вырабатывают новые способы взаимодействия с различными структурными элементами социальной среды. Многие исследователи замечают, что неотъемлемой чертой социального адаптивного процесса является его активный характер, который заключается в познании новой среды, конструировании стратегии поведения и деятельности. П.С. Кузнецов пишет: «Именно развитие человека, являющееся следствием удовлетворения роста, возвышения потребностей есть конечный результат и цель адаптации, т.е. под приспособлением человека следует понимать, прежде всего, его развитие» [70; 23-41].

Специфические процессы и явления, связанные с культурной адаптацией, можно найти и в жизни современной России. Изменения последних лет в социальной жизни требуют адаптации, вызывают реакции, близкие к культурному шоку. Для преодоления шока необходимо подключать преодолевающее поведение; наконец, гибкость, толерантность особенно требуются сейчас для приспособления к резким переменам в жизни. В такой ситуации роль философии заключается в трезвом и честном продумывании истоков и следствий обнаруженной проблемы.

В настоящее время человек ежедневно сталкивается с изменяющимися условиями жизни, что требует не просто «приспособления» к ним, но развития личности, её обогащения. Проявлением здоровья является утверждение человека в общественной жизни. Человек есть образ общества. Эти идеи формируются в сферах морали, политики, права, мифа, философии, науки и в других областях ценностного мироотношения.

Актуальными для исследования являются вопросы о том, как происходит введение личности в различные ситуации нового социокультурного окружения, как человек преобразовывает, переосмысливает для себя действительность, как справляется с преградами, стоящими на пути осуществления его обыкновенного поведения, как переживаются личностью конфликты, возникающие в процессе адаптации. Жизненность постановки данной проблемы продиктована также и тем, что в современном обществе резко возросли темпы социальных изменений.

С этим связан интерес к изучению нравственных межличностных отношений в различных ситуациях. Воздействие какого фактора является наиболее значительным для решения. проблем нравственного поведения в конфликте -воздействие внешней среды или же способов рационального использования индивидуальных возможностей, овладения навыками саморегуляции поведения и эмоционального состояния.

Важным моментом, который отмечает А.В. Разин является то, что нравственное возрождение общества может быть только на какой-то позитивной основе. Дефиниция этой основы оказывается особенно значимым в современных условиях, когда типичных вещественных стимулов может быть мало для обеспечения роста производства. Непривычное расслоение общества вызывает чувство несправедливости и нежелания социального творчества. Здесь зарождается дилемма: с одной стороны, все утомились от нескончаемых морализаторских призывов к хорошей работе, не подкрепленных действительным улучшением жизни, с другой - преодоление кризиса требует активизации мотивов поведения, связанных не только с экономикой. Моральные мотивы, по мнению автора, могут оказаться в данном случае эффективными только тогда, когда нравственное поведение в целом будет основываться на какой-то принципиально другой, отличной от прежних идеологических постулатов основе. Человеческое достоинство, стимуляция позитивного поведения, позволяющего сделать жизнь достойной, а также разработка норм, гарантирующих благоприятные условия самовыражения личности, составляют ведущую линию в развитии нравственной жизни общества [118; 30-52].