Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России Мустафаев Фарид Мустафаевич

Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России
<
Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мустафаев Фарид Мустафаевич. Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.11 / Мустафаев Фарид Мустафаевич;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет"].- Ростов-на-Дону, 2014.- 281 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Межнациональное общение как предмет социально-философского дискурса: теоретико-методологические проблемы исследования 33

1.1. Теоретические проблемы исследования феномена межнационального общения в социально-гуманитарном знании 33

1.2. Межнациональное общение в социально-философском дискурсе:теоретические проблемы исследования и концептуализация понятия 49

Глава 2. Цивилизационная безопасность России: теоретические и практические проблемы исследования цивилизационных рисков 73

2.1. Потенциал цивилизационной парадигмы в исследовании современного российского общества 73

2.2. Цивилизационная безопасность России: теоретические проблемы социально-философского исследования 99

2.3. Специфика цивилизационных рисков в современной России: факторы формирования и социокультурные последствия 118

Глава 3. Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России: методология исследования и оциальные практики 146

3.1. Методология исследования межнационального общения в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России 147

3.2. Значение межнационального общения в формировании российской цивилизации и предотвращении внутрицивилизационных столкновений 161

3.3. Конфессиональный фактор в развитии межнационального общения в цивилизационном пространстве современной России: потенциал конфликтогенности и солидарности 177

Глава 4. Регенерация культуры межнационального общения как ключевая стратегия предупреждения цивилизационных рисков и обеспечения цивилизационной безопасности России 198

4.1. Факторы разрушения культуры межнационального общения и кризиса толерантности в современном полиэтничном пространстве российского общества 199

4.2. Культура межнационального общения в России: условия регенерации 217

Заключение 237

Библиографический список:

Межнациональное общение в социально-философском дискурсе:теоретические проблемы исследования и концептуализация понятия

Итак, анализ накопленного материала по теме диссертации показал, что существует разброс мнений, позиций, идей, особенно в отношении цивилизационного блока исследуемой проблематики, однако есть позиция, которая разделяется всеми без исключения учеными, – это вывод о снижении уровня толерантности и культуры межнационального общения в современной России23, в многонациональном пространстве которой на протяжении веков сосуществовали и с различной степенью эффективности взаимодействовали различные народы, что способствовало формированию сильного многонационального российского государства и устойчивой цивилизационной идентичности.

Очевидно, что дискуссионный характер цивилизационной проблематики в социально-философском пространстве осмысления настоящих и будущих реалий развития России и рост конфликтогенных факторов в функционировании межнациональных отношений формирует острую потребность в социально-философской рефлексии параметров устойчивого цивилизационного развития российского общества.

В целом можно сделать вывод, что отдельные тематические блоки, связанные с темой диссертационного исследования, получили достаточно глубокое освещение, но комплексного исследования проблемы межнационального общения в едином предметном пространстве с проблемой цивилизационной безопасности России в социально-философской науке не представлено.

Таким образом, несмотря на высокую актуальность проблемы межнационального общения в российском обществе и наличие значительного количества работ в данном направлении, она по-прежнему нуждается в глубоком социально-философском осмыслении с учетом новых реалий развития межнациональных отношений и необходимости обеспечения цивилизационной безопасности России, чем и определяется выбор темы диссертационного исследования, его предметного пространства, а также постановка цели и исследовательских задач.

Целью диссертационного исследования является разработка социально-философской концепции межнационального общения в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России.

Для достижения поставленной цели в исследовании необходима реализация следующих задач: – рассмотреть теоретические проблемы исследования феномена межнационального общения в социально-гуманитарном знании; – показать специфику социально-философского дискурса исследования межнационального общения; – выявить потенциал цивилизационной парадигмы в исследовании современного российского общества; – рассмотреть теоретические проблемы социально-философского исследования цивилизационной безопасности России; – определить факторы формирования и социокультурные последствия цивилизационных рисков в современной России; – разработать методологический конструкт социально-философского исследования межнационального общения в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России; – выявить роль межнационального общения в становлении цивилизационного облика России и предотвращении внутрицивилизационных столкновений; – определить роль конфессионального фактора в цивилизационном пространстве современной России; – выявить факторы разрушения культуры межнационального общения и кризиса толерантности в современном полиэтничном пространстве российского общества – определить условия регенерации культуры межнационального общения в России как важнейшей стратегии обеспечения ее цивилизационной безопасности.

Объектом исследования выступает межнациональное общение в современной российской цивилизации.

Предметом исследования является специфика межнационального общения в условиях роста межнациональной напряженности и его роль в преодолении рисков цивилизационной безопасности современной России.

Гипотеза исследования. Масштабы исторического вызова, перед которым стоит Россия сегодня, трудно осознать и можно только с достаточно высокой долей условности прогнозировать те или иные сценарии ее цивилизационного развития, учитывая цивилизационную специфику российского общества и особенности трансформации его цивилизационных характеристик на современном этапе. Однако возможность цивилизационного коллапса России диктует острую потребность в поиске механизмов предотвращения этого негативного варианта, после которого российской цивилизации угрожает историческое небытие. Базовой цивилизационной характеристикой российской цивилизации как цивилизации, формировавшейся на пересечении европейской и азиатской культур, выступает многонациональность ее населения. Эта характеристика выступает основанием культурного многообразия и культурной самобытности России, но в условиях межнациональной дезинтеграции и конфликтности она становится также источником рисков цивилизационной безопасности, что предполагает необходимость глубокого социально-философского исследования сферы межнационального общения как важной сферы российской цивилизации, исторические закономерности развития которой позволяют прогнозировать процесс регенерации культуры межнационального общения в изменившейся цивилизационной реальности российского общества в контексте формирования новой цивилизационной идентичности россиян.

Цивилизационная безопасность России: теоретические проблемы социально-философского исследования

Особенности межнационального общения складываются в зависимости от тех или иных базовых характеристик наций, вступающих в межнациональное общение. К базовым национальным признакам принято относить экономику, территорию и национальный язык как к нациообразующим факторам, в то время как общенациональные черты в культуре, быту, традициях, национальное самосознание, национальную гордость исследователи склонны рассматривать не как базовые, а как вторичные нациообразующие факторы61, имеющие для межнационального общения большое значение, так как незнание особенностей национальной психологии, традиций и обычаев народа, с которым индивид общается, может вызвать самые серьезные проблемы и привести к межнациональному конфликту.

Межнациональное общение может выступать в форме межличностного и межгруппового общения и соответственно его изучение, в зависимости от того или иного варианта, потребует применения различных методологических средств, так как в первом случае речь идет о микроуровне общения, а во втором – о мезоуровне, так как межнациональное общение предполагает общение между национальными группами, однако данное разделение следует рассматривать как достаточно условное, поскольку межгрупповое общение, в частности межнациональное, формируется только в условиях наличия межнациональных контактов на межличностном уровне, в совокупности и формирующих общий фон межнационального общения.

Нация как социально-этническая общность людей. // Вопросы истории. 1966. №4. С этой точки зрения межнациональное общение, осуществляемое на микроуровне, следует рассматривать как процесс общения между представителями разных национальностей, в ходе которого вырабатываются навыки межкультурного взаимодействия и формируются специфические для данного региона культура межнационального общения и характер межнациональных отношений.

В нашем исследовании межнациональное общение рассматривается как социокультурный феномен, содержанием которого выступает детерминированное этнокультурными, историческими и ментальными характеристиками взаимодействие представителей различных национальных групп и общностей, в ходе которого формируется специфическая для каждого народа, общества, государства культура межнационального общения, отражающая ключевые тенденции в развитии межнациональных отношений и перспективы формирования диалога культур в полинациональном пространстве социума.

С позиций мезоуровня, межнациональное общение стоит рассматривать как общение между различными национальными группами, в комплексе формирующее специфику общения между представителями населяющих данный регион национальностей и общий фон межнациональных отношений. Вместе с тем такой уровень межнационального общения представляет собой своего рода абстрактную форму общения, реализация которой происходит на микроуровне.

В социально-философском познании межличностное общение выступает производным от социальных отношений, выражает единство рациональной и эмоциональной сторон человеческого общения, позволяет понять не только поведение человека как субъекта деятельности в системе общественных отношений, но и отражает проявление человеческой индивидуальности в системе межличностных отношений62. В том же ключе

См.: Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень, 1998. можно поразмышлять и по отношению к межнациональному общению, когда проявляется индивидуальная национальная сущность субъектов общения и одновременно выражается сущность и специфика межнациональных отношений в конкретном обществе, регионе, государстве.

Существует ряд факторов, затрудняющих межнациональное общение, т.е. так называемые барьеры межнационального общения.

Эти факторы условно можно разделить на объективные и субъективные. К первым относят прежде всего специфику национальной истории, особенности национального языка и национальной культуры, а также национальную психологию, религиозную принадлежность, традиции и обычаи и, в целом, национальный менталитет народа. Каждый народ обладает своей историей, говорит на своем национальном языке, имеет свою систему религиозных и культурных символов, традиций, обычаев, ценностей, психологических установок, но при этом далеко не каждый представитель того или иного народа владеет искусством межнационального общения, и именно это составляет в комплексном виде сущность субъективного фактора, выражающийся в умении и стремлении вступать в межнациональные контакты, поддерживать адекватный уважительному, толерантному и достойному во всех отношениях уровень межнационального общения без проявления этноцентризма, национального эгоизма, шовинизма, высокомерия и т.д.

Уровень культуры межнационального общения народа и конкретной личности зависит от уровня образованности, наличия и интенсивности межнациональных контактов, т.е. наличия этноконтактной зоны, истории формирования межнациональных отношений между различными народами, ибо история межнациональных отношений хранится в национальной памяти народа, доминирующей в обществе и государстве национальной идеологии и реализующейся национальной политики.

В ходе межнационального общения выражается восприятие каждой из общающихся сторон и отношение друг к другу, при котором, как отмечают исследователи, допустимо проявление как позитивных, так и негативных межнационально-нравственных оценок на уровне «своего» и «чужого» национально-ценного, но только если оно в разумных пределах63. От субъективной национальной морали, проявляющейся при оценке инонационального, никуда не деться, поскольку она формируется вместе с национальным «Я» и «Мы» по отношению к инонациональному «Они», т.е. на уровне национально-межнациональной дихотомии.

Очень важную роль здесь играет история межнациональных отношений и взаимодействия народов, наличие позитивного или негативного опыта межнациональных коммуникаций, общий уровень межнациональной и межконфессиональной культуры, характер обывательских представлений об инонациональном, которые при этом отнюдь не составляют необходимый элемент национальной психологии64.

Межнациональное общение формируется в конкретных этносоциальных условиях, к которым относится национальный состав населения, коэффициент его многонациональности, процентное соотношение количества составляющих национальностей, наличие или отсутствие титульного народа, конфессиональная специфика населения данного региона и доминирующая конфессия (если таковая выделяется). Религиозный фактор в современной России и особенно в некоторых ее национальных регионах стал одним из важнейших и структурирующих систему национального и межнационального общения. Под эгидой религиозных ценностей и их защиты сегодня разжигается национализм и сеется межнациональная рознь.

Значение межнационального общения в формировании российской цивилизации и предотвращении внутрицивилизационных столкновений

В условиях обострения межцивилизационных противоречий и роста национального самосознания и национальной самоактуализации в ряде регионов мира, цивилизационная парадигма становится чрезвычайно популярной. Этому способствует рост глобализационных тенденций, связанных с распространением западных ценностей, западного стиля жизни и массовой культуры, разрушающих социокультурный код незападных обществ и актуализирующих цивилизационные различия в ситуации их нивелирования благодаря глобализации мирового пространства и американизации мировой культуры.

Для современного российского общества цивилизационная парадигма, имеющая глубокие русские корни и традиции, актуальна в высшей степени, поскольку крах формационной концепции, происшедший вместе с распадом советского общества, поставил вопрос о поиске теоретических оснований исследования динамичных социокультурных изменений, социально-политических преобразований и их социальных последствий для страны в новом формате сложившегося социального порядка.

Дело в том, что активно использующаяся при этом концепция модернизации неспособна ответить на многочисленные вопросы современной социокультурной российской реальности, с чем и связан рост интереса со стороны российских ученых к цивилизационной парадигме, характеризующаяся значительными достижениями. Данные достижения связаны прежде всего с формированием понятийного аппарата, позволяющим описать ту или иную цивилизацию, раскрыть ее специфику. В то же время метаязык научного исследования цивилизаций в их сравнительном анализе и сопоставимости цивилизационных характеристик еще не создан, что позволяет сделать вывод, что цивилизационная парадигма обладает высоким научным потенциалом, но на настоящем этапе представляет собой развивающуюся сферу научного знания с совокупностью подходов, суждений, взглядов, идей и консенсусом ученых относительно перспективности цивилизационного анализа и необходимости его дальнейшего развития, но при этом обширным пространством для научного дискурса в области изучения цивилизационной проблематики.

Проблемы безопасности также приобрели чрезвычайную актуальность в системе социально-гуманитарного знания. Выразилось это в создании широко разветвленной системы знания о безопасности со всем многообразием ее типов и дефиниций. Тем нее менее, изучение конкретного типа безопасности предполагает учет комплексного и системного характера данного явления. С этой точки зрения каждый из типов безопасности имеет смысл рассматривать только в глубокой взаимосвязи с другими аспектами безопасности, а потому при формировании методологического инструментария исследования цивилизационной безопасности, по нашему мнению, целесообразно использовать потенциал трансдисциплинарной научной парадигмы, дающей возможность выйти за пределы дисциплинарной ограниченности и на уровне междисциплинарной абстракции получить объективное научное знание о специфике обеспечения цивилизационной безопасности России в современных условиях.

Основываясь на данных методологических позициях, мы предлагаем понимать под безопасностью такое состояние субъекта (общества, личности, государства, цивилизации), явления или процесса, при котором обеспечивается их устойчивое развитие и защита от внутренних и внешних угроз.

Цивилизационная безопасность в авторской трактовке представляет собой такое состояние цивилизационной общности (цивилизации), при котором обеспечивается ее устойчивое развитие и защита цивилизационного кода (базовых цивилизационных ценностей и ментальности) от внутренних и внешних угроз. Современная Россия находится на распутье, вновь стоит перед проблемой поиска своего пути, восстановления своего цивилизационного статуса и предотвращения цивилизационного распада, что актуализирует проблему цивилизационной безопасности, которая является уже не только теоретической проблемой, но и угрожающей российской цивилизации реальностью.

В диссертационном исследовании вводится понятие – цивилизационный коллапс, под чем мы предлагаем понимать цивилизационный крах, после которого данная цивилизация оказывается на грани исчезновения как самостоятельного субъекта цивилизационного пространства с устойчивой системой воспроизводства цивилизационных характеристик и элементов.

Цивилизационный коллапс может наступить в случае перерастания цивилизационных рисков в угрозы, противостоять которым цивилизация по причине утраты ею модернизационного потенциала, необходимого для обновления институциональной матрицы и ее социокультурного кода как базового условия выживания цивилизации в эпоху стремительных и кардинальных перемен и кризиса цивилизационного развития той или иной цивилизационной общности, не в состоянии. Именно тогда и происходит цивилизационный крах, означающий, что данная цивилизация исчерпала свой исторический потенциал.

Мы пришли к выводу, что цивилизационные риски России в своей основе содержат риски, заложенные в социокультурном ядре, в ментальности общества, в истории образования российского государства и присоединения ряда территорий, характере модернизации и различных темпах ее реализации в регионах РФ, в специфике исторических и этнокультурных связей народов и регионов России и, в целом, в историческом кризисе российской цивилизации, переживающей смену парадигмы исторического развития и трансформацию цивилизационных характеристик.

Культура межнационального общения в России: условия регенерации

В последней главе данного диссертационного исследования мы подошли к той идее, которую развивали на протяжении всей работы – о необходимости формирования культуры межнационального общения в России как условии преодоления цивилизационных рисков и выживания российской цивилизации, когда рост межнациональной напряженности и конфликтности говорит о серьезной цивилизационной угрозе нашей страны. Однако в силу того, что феномен культуры межнационального общения для России не является чем-то новым, а выступает тем основанием, на котором базировалось советское общество, речь может идти о регенерации (восстановлении) этой культуры, но прежде чем мы сформулируем свои идеи относительно регенерации культуры межнационального общения в современной России, необходимо выявить факторы разрушения культуры межнационального общения в нашей стране, с тем чтобы в объективном свете представить стратегию формирования культуры межнационального общения.

С этой точки зрения в качестве основных задач, на которые будет направлено наше исследовательское внимание, выступают следующие: – выявить факторы разрушения культуры межнационального общения и кризиса толерантности в современном полиэтничном пространстве российского общества – определить условия регенерации культуры межнационального общения в России как важнейшей стратегии обеспечения ее цивилизационной безопасности.

Напомним, что под культурой межнационального общения в нашем исследовании было предложено понимать способ существования полинационального общества, государства и цивилизации, реализующийся в процессе взаимодействия представителей различных национальных сообществ, групп, результат которого может носить как положительный характер (формирование диалога культур и сотрудничества народов), так и отрицательный (культурное отчуждение и дезинтеграция народов, рост межнациональной конфликтности).

Развитие межнациональных отношений, как справедливо отмечают российские исследователи, это динамичный, многоуровневый, крайне противоречивый процесс, находящийся под влиянием комплекса факторов внутреннего и внешнего характера, включающий в себя различные возможности, модели, технологии решения возникающих проблем287, порождаемых воздействием ряда факторов: культурных, религиозных, экономических, политических, правовых и т.д. Формирование культуры межнационального общения происходит на протяжении исторического развития той или иной цивилизации в рамках взаимодействия ее народов, культур в контексте реализуемой государством определенной национальной политики, которая в российском обществе никогда не была направлена на подавление культурной самобытности населяющих его этногрупп, народностей, наций, как бы сегодня не пытались опорочить Россию в этом отношении, особенно Россию советского периода.

Политика интернационализма, осуществляемая в советский период российского государства, принесла значительные результаты в плане формирования культуры межнациональных отношений, и, несмотря на определенные просчеты в ней (о них мы писали ранее), народы России взаимодействовали друг с другом в формате взаимного уважения к истории, культурным особенностям, национальному достоинству многочисленных народов, населяющих многонациональное пространство страны.

Современное российское общество стремительно утрачивает навыки межнационального общения, включающие не только умение контактировать в межнациональном пространстве, но и знание культурных особенностей, национальных традиций и обычаев, истории различных народов как когнитивной основы формирования уважительных отношений к иной национальной культуре и ее представителям. Именно знание о национальных особенностях и культуре, традициях народа выступает основой культуры межнационального общения288.

Сегодня происходит замыкание народов на собственной культуре, нежелание расширить свой кругозор за счет знаний о других народах, населяющих нашу страну, а потому утрачивается сама социокультурная основа межнационального общения и происходит интенсивное разрушение культуры межнационального общения под влиянием ряда факторов, среди которых в качестве ключевых можно выделить следующие: – разрушение единой интернациональной идеологии, вступавшей идеологическим основанием политики «дружбы народов» в советском государстве, а отсюда распад системы интернациональной социализации, когда молодежь воспитывалась на интернациональных ценностях и глубоком уважении к национальным традициям и особенностям каждого народа; – разрушение советской идентичности, когда «советская» идентичность позволяла ощущать принадлежность каждого человека, независимо от его национальной специфики, к единому целому, при этом сохраняя национальные чувства и сопричастность к национальной группе, этносу; – рост национального экстремизма и терроризма, самым негативным образом влияющий на облик народов, отдельные представители которых реализуют экстремистские практики (особенно сильно отличаются в этом отношении радикальные исламисты, чья террористическая деятельность порочит облик мусульманских народов, формирует негативное отношение к ним со стороны немусульманских народов, а также порождает внутринациональные противоречия); – отсутствие эффективной национальной политики российского государства, оставляющей открытым в стране так называемый национальный вопрос; – моноэтнизация национальных республик России, сужающей пространство межнациональных взаимодействий и ограничивающей его внутриэтничными контактами, что способствует утрате навыков межнационального общения и снижению численности межнациональных браков, которые в СССР выступали источником межкультурных взаимовлияний и формирования прочных межнациональных отношений в тех регионах, где уровень этнически смешанных браков был высоким; – распространение идеологии этноцентризма в национальных регионах РФ на фоне развала идеологии интернационализма и роста этнорегионализации.

Похожие диссертации на Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России