Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Миф в истории культуры Сахарова, Елена Борисовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сахарова, Елена Борисовна. Миф в истории культуры : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Душанбе, 1995.- 23 с.

Введение к работе

Актуальность проблемы. В мире духовных ценностей вряд ли можно, найти более таинственный феномен чем миф. Мыслители на протяжении многих столетий думали над загадками мифа, тем не менее сохранилось еще не мало неразгаданных тайн, непознанных проявлений в этом феномене культуры. Сегодня мифология, не теряя свою актуальность, привлекает к себе внимание ученых-исследователей, волнует умы мыслителей, вызывает оживленные дискуссии и споры среди философов, историков, лингвистов, этнологов, психологов и др. Причин тому много. Но самая главная - мифология дает обильную почву для осмысления и определения природы человеческой культуры, выявления особенностей человеческого духа в далеком прошлом. Ибо какими бы фантастическими не представлялись мифические способы отражения и освоения окружающего мира "материалом" для мифа выступала реальная действительность, окружающая природа и социум. Отсюда, мифы содержат в себе весь духовный колорит и аромат своей эпохи, когда человек совершал первые шаги к самопознанию и познанию мира. Следовательно, не изучая природу мифа и мифического сознания, мы не можем познать и определить качественное состояние духовного мира человека, его мироощущения и мировосприятия на заре его истории, не можем выявить исторические корни генезиса и развития человеческой культуры.

Актуальность исследуемой теми обусловлена еще к тем, что по мере вхождения народов и наций в современную цивилизацию их интерес все более возрастает к истории, культуре и традициям своего прошлого. Следовательно, одним из сущностных детерминантов современной цивилизации выступает углубление процесса культурного и исторического самосознания народов и нашій, осознание себя не только объектом, развивающимся в истории, но и субъектом, творящим историю и развивающим культуру. Особенно новые реалии нашей практики неотложно требуют от теоретиков посмотреть новым взглядом, с новых позиций на историю и культуру прошлого.

Исследование мифа и мифического сознания актуально и в другом отношении. Философская рефлексия мифа и мифического сознания через призму генезиса и развития культуры позволяет раскрыть глубинные пласты сущности мифологии как феномена

-Q-

культуры, в недрах которого формировался ряд форм общественного сознания: философия, религия, нравственность, искусство и т.д. Названные формы общественного сознания уходят своими корнями в глубокое прошлое, в эпоху господства мифологии и были генетически связаны с мифическим способом мышления.

И, наконец, изучение мифа также актуально с позиций современности. Хотя мифология, как исторический тип мировоззрения изжила себя, тем не менее, мировоззрение современного человека, его общественное сознание отнюдь не свободны от мифических элементов и особенностей. Ибо мифология функционирует как на уровне теоретического, так и обыденного сознания.

Степень проработанности проблемы в социально-философской литературе. Еще в эпоху античности и средневековья мыслители уделяли особое внимание изучению природы мифа. Однако вплоть до Нового Времени не были сделаны какие-либо серьезные попытки определения сущности мифа. Начиная с Нового Времени, когда формировались новые взгляды и на их основе концепции относительно истории, философии и культуры, изучение мифа переносилось на новую плоскость научной рефлексии. Существенный шаг в осмыслении природы мифа совершили немецкие романтики, особенно Ф.Шеллинг. Немецкие мыслители, доказывая научную необоснованность и несостоятельность всех предшествующих истолкований и объяснений мифа, пытались рассмотреть его не как "вымысел", "фантазия" и "бессмыслица", а как правда и как реальность. Согласно их взглядам, миф как правда и как реальность был порожден первобытным обществом и в которую верили первобытные люди. Ф.Шеллинг, исследуя природу мифа, подчеркивал необходимость "обнаружить разум в этом кажущемся неразумии, значение в этом явном отсутствии значения"1. Ф.Шеллинг рассматривал миф как особый мир, которому характерны свои внутренние законы развития.

В последующих столетиях мифология находилась в центре европейской научной мысли. Появилось громадное количество теоретических исследований, рассматривающих миф как особое

Шеллинг Ф.Введение в философию мифологии//Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х т. Т.2. М„ 1989. - С. 371.

порождение культуры с разных концептуальных позиций и точек
зрения. В XIX в. широкое распространение получила лингвисти
ческая теория мифа, представителями которой были М.Мюллер,
А.Потебня и А.Кун. Будучи эрудированными лингвистами,

представители этой теории переносили лингвистические методы в изучение мифологии и пришли к выводу, что миф это есть своего рода "болезнь языка".

Самые продуктивные концепции и теории о мифе были разработаны представителями эволюционистской школы - Л.Леви-Брюль, Дж.Фрэзер и К.Леви-Строс. Представители эволюционистского (сравнительно-этнографического) метода внесли огромный вклад в исследование структуры и природы мифа, соотношения мифа и других духовных образований первобытного общества. Хотя концепция Л.Леви-Брюля, разделяющая мышление первобытного человека на дологическую и логическую части, в научной литературе подверглось сильной критике, тем не менее она не лишена научных основ. Дж.Фрэзер разработал ритуалисти-ческую доктрину мифа, согласно которой ритуал по своему происхождению предшествует мифу, и миф - это слепок магического ритуала. Дж.Фрэзер для обоснования своей весьма спорной доктрины в своих трудах возводит каждый конкретный миф к конкретному ритуалу.

Уникальный анализ структуры мифа принадлежит К.Леви-Стросу, основоположнику структурного метода исследования в этнографии и основателю структуралнстической теории мифа. Рассматривая структурную типологию мифа как важнейшую часть структурной антропологии, он определяет миф как один из путей самосознания человеческого духл.,

Среди представителен сравнительной этнологии отличается анимистическая концепция Э.Б Тейлора и В.М.Вундта. Мыслители считали, что мифология построена из тех же анимистических представлений, которые лежат в основе всех религий. Согласно их взглядам, анимизм является источником происхождения мифологии. Э.Б.Тейлор подчеркивает, что "первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы - верование, которое достигает высшей своей точки в олицетворении ее"1.

1 Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. - С.129.

Толкование мифа как "болезнь психики", а первобытного человека как "больного невротика", составляет основу психологического учения З.Фрейда и его школы о мифе. З.Фрейд не находит никакого различия между психикой первобытного человека и человека современности.

В XX в. мифология все больше привлекала внимание культурологов, антропологов, социологов и философов. Среди фундаментальных исследований, проведенных в области мифологии, по степени своей теоретической разработанности особо отличаются труды А.Ф.Лосева, Я.Э.Голосовкера, В В Иванова, М.А. Лифши-ца, М.Н.Стеблина-Каменского, О.М.Фрейденберга, Ф.Х.Кессиди, Л.Я.Штернберга, Е.М.Мелетинского, Д.Е.Хайтуна и др.

О генезисе и развитии мифологии, о природе мифического сознания, о структуре и социальных функциях мифа в советской науке был опубликован ряд ценных исследований. Огромный вклад в осмысление сущности мифа внес советский ученый А.ФЛосев. Он выявил и исследовал ряд важнейших направлений мифологии, разработал теорию социально-исторического развития мифа, подвергал философской рефлексии не только античный миф и античное мифомышление, но и исследовал специфику современной мифологии. Наиболее интересными и продуктивными с позиции социально-философского подхода являются исследования Ф.Х.Кессиди и М.И.Стеблин-Каменского. В них миф рассматривается как особый способ мышления и мировоззрения первобытного человека. Мировозренческие аспекты мифа через призму социальной философии рассматриваются в монографическом исследовании Р.А.Арцищевского.

В исследование и классификации мифов, определение соотношения мифа и религии большой вклад внесли советские этнографы и религиоведы. В этом отношении необходимо подчеркнуть труды Л.Я.Штернберга, А.М.Золотарева, С.А.Токорева, А.Ф.Ани-симова, Б.И.Шаревской, М.И.Шахновича и др. С позиции лингвистики, литературы и семиотики продуктивное исследование мифа было проведено в трудах О.М.Фрейденберга и Е.М.Мелетинского.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в раскрытии природы мифического сознания и определении места и роли мифа в развитии челове-

іеской культуры. Для достижения вышеназванной цели ставятся яд конкретных задач:

прослеживание становления и развития мифа и мифического сознания непосредственно в процессе антропосоциогенеза, т.е. становления первобытного общества и культуры;

характеристика мифа в его историческом развитии, при этом определяя конкретные этапы развития мифа в зависимости от конкретных периодов -развития первобытного общества;

определение особенности мифического сознания как специфическую, синкретическую форму общественного сознания;

анализ специфических особенностей тотемизма, культа природы и политеизма как трех исторических этапов развития мифа;

выявление места и роли тотемно-магического ритуала в формировании сознания первобытного человека, в развитии его эстетического сознания;

определение места мифа в развитии духовного мира первобытного человека: в становлении и формировании мировоззрения и его этических и эстетических взглядов.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые в оциально-философской литературе:

проведено исследование мифа в процессе антропосоциогенеза;

выявлено место производственно-половых табу в становле
нии мифа и мифического сознания;

подробно охарактеризованы особенности мифического сознания как содержащего в себе зачатки различных форм общественного сознания;

дана оценка ритуалу как специфического способа объектиро-вания социально-значимого сюжета-содержания мифа, раскрыта роль ритуала в развитии первобытной культуры;

выявлены специфические особенности мифотворческого мышления, рассмотрен вопрос авторства в мифотворчестве;

показан механизм формирования мифологического сознания, мировосприятия и мироощущения первобытного человека;

определено место мифа в духовном развитии; человек охарактеризован как объект и как субъект мифа, мифического сознания, и как носитель мифологии и культуры.

Методологическую основу исследования составляет диалектический подход в изучении общественного и индивидуального сознания, а также соблюдение принципа историзма при характеристике общественных явлений. Теоретической основой послужили выводы, сформулированные в ходе анализа и исследования проблемы. Определенной основой явились достижения, отечественных и зарубежных исследователей в области мифа, мифологии и культурологии.

Существенным источником для автора явились богатейшие историко-этнографическне материалы, собранные в трудах Дж.Фрэзера, Э.Б.Тейлора, В.Тэрнера, Л.Леви-Брюля, К.Леви-Строса, Ю.И.Семенова, Кэ.Юаня. мифы народов мира, Б.А.Рыбакова и др. Определенное место в диссертации занимает фактический материал из истории мировой культуры, сюжеты из исторических произведений Абдулкосима Фирдоуси - "Шахнаме", Гомера - "Илиада" и "Одиссей", древненранского "Авеста" и пр.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования имеют теоретическое и практическое значение. Основные теоретические положения и выводы диссертации можно использовать в ходе исследования феномена мифа и культуры в этнографии, этнологии, лингвистике, антропологии, истории и др. Выводы диссертации имеют' методологическое значение для названных наук, а также при дальнейшем изучении мифа в истории культуры. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курса философии в вузах.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии культуры Таджикского Государственного Педагогического Университета им. К.Джураева. Диссертация также обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании отдела теоретических и методологических проблем философии Института философии и права АН Республики Таджикистан, а также секции социальной философии Специализированного совета Института (март 1994г.). Результаты исследования послужили темой выступления на научно-теоретической конференции молодых ученых ТГПУ им. К.Джураева в апреле 1991г., на научно-теоретической конференции молодых ученых ТГПУ им. К.Джураева в мае 1994г.