Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Автономно-рационалистическая модель человеческой сущности Мёдова Анастасия Анатольевна

Автономно-рационалистическая модель человеческой сущности
<
Автономно-рационалистическая модель человеческой сущности Автономно-рационалистическая модель человеческой сущности Автономно-рационалистическая модель человеческой сущности Автономно-рационалистическая модель человеческой сущности Автономно-рационалистическая модель человеческой сущности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мёдова Анастасия Анатольевна. Автономно-рационалистическая модель человеческой сущности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Великий Новгород, 2006.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/186

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Общественное сознание России переживает в настоящее время кризис таких идей как государственность, патриотизм, гуманизм, который связан с изменениями в политической и экономической жизни страны. Существование означенных ценностей всегда проблематично, и требуются усилия цивилизованного общества для их поддержания. Один из путей обеспечения условий для существования важнейших социальных идей -построение модели человеческой сущности, согласно которой человек является их создателем, носителем и активным распространителем. Любое общество, в том числе и российское, всегда испытывало потребность в адекватном проекте человека, то есть в модели человеческой сущности, которая разрешала бы в себе проблемы сознания и социума и открывала перспективы улучшения действительности (такая модель, распространяемая на идеологическом уровне, имела место, к примеру, в советском обществе). В качестве попытки создания одного из современных вариантов такого антропологического проекта выступает экспликация автономно-рационалистической модели сущности человека, содержащаяся в диссертации.

В современной антропологии и социологии вообще и в социальной философии в частности недостаточно полно исследована взаимосвязь индивидуального сознания и общественного бытия. Существует объективное противоречие между огромным количеством научных данных относи-іельно биологических, социальных и личностных характеристик человека и отсутствием концепции, которая обобщала бы все эти данные и делала бы возможным их дальнейшее осмысление. То есть идея синтетической парадигмы в учении о человеке продолжает оставаться актуальной.

В философских учениях о человеке так же существует противоречие

между множеством различных моделей и концкіЩИй И/ЩД^ЩЩ'Щдараз-

работанностью теории, обобщающей и суммирующей все эти достижения. При этом разработка любой антропологической модели должна опираться на философскую методологию, связанную с решением ряда вопросов (например, какие именно качества человека следует исследовать, какие из них являются сущностными, так же вопросы выработки методов анализа и интерпретации этих качеств).

Без предварительного разграничения и классификации антропологических концептов по сущностным для них признакам произвести продуктивный синтез пониманий человека крайне сложно, так как нельзя объединить в единое целое то, что прежде не было аналитически разделено и не мыслилось как нечто самостоятельное. Таким образом, построение синтетической модели человека, которое можно принять за цель социальной антропологии, невозможно без обобщения научных данных и философского исследования принципов построения антропологической модели вообще. Построение же социально-философских моделей сущности человека может быть продуктивным методом исследования как индивидуального, так и общественного сознания.

Актуальность исследования обусловлена также проблемой выработки методологического подхода к изучению человека, который бы позволял перенести человека как живое, изменчивое, социальное существо в пространство философского дискурса, без утраты при этом его целостности и без сведения исследования к дескрипции человеческих качеств и состояний. Показательно, что проблеме метода исследования сущности человека посвящено сравнительно небольшое количество исследований, и это притом, что собственно концепций сущности человека в философии было разработано великое множество.

В данном случае перспективным методологическим направлением представляется философское моделирование сущности человека. Философское моделирование как мысленное экспериментирование над идеализированными абстрактными объектами или над системами таких объектов

имеет большую познавательную ценность в тех случаях, когда нельзя провести реальный эксперимент или применить предметно-математическое моделирование. Таковы, например, ситуации моделирования сущности человека или социальных процессов.

Степень исследованности проблемы

Проблема моделирования сущности человека достаточно нова, для сё разработки в диссертации были синтезированы данные социальной философии, философской антропологии и методологии философского знания.

Сущность человека как философская проблема исследована в классических учениях западноевропейских философов, начиная от древних и заканчивая мыслителями XX века. В процессе эволюции антропологического знания был выработан ряд подходов к пониманию сущности человека: последняя объективировалась, то есть рассматривалась как нечто трансцендентное человеку, либо отождествлялась с его существованием и имманентизировалась, либо вообще отрицалась как таковая.

В современной философии социально-антропологические исследо-пания, направленные на биологическую интерпретацию сущности человека, принадлежат П. Тейяру де Шардену, М. Шелеру, X. Плеснеру, А. Портману, А. Гелену. Культурологическая антропология в лице М. Ланд-мана и Э. Ротхакера интерпретирует сущность человека как определяемую культурой. С религиозных позиций сущность человека осмысливалась в творчестве М. Бубера, Х.-Э. Хегстенберга, И. Лотца, Ф. Хаммера, представителями неотомизма, религиозного экзистенциализма и диалектической теологии. Исследованы различные аспекты сущности человека, такие как символическая активность (Э. Кассирер), временность (А. Бергсон, М. Хайдеггер), телесность (М. Мерло-Понти, В. Подорога), смыслопорожде-ние (Ю. Лотман), бессознательное (3. Фрейд, К. Юнг, В. Руднев, С. Жи-жек) и другие. Феномен сознания исследовался П. Рикёром, Э. Гуссерлем, Ж. Лаканом, М. Мамардашвили. Концепции, отрицающие возможность

экспликации понятия «сущность человека», были развернуты М. Фуко, Ж Деррида, Р. Бартом, М. Бланшо, Ст. Пристом. В современной российской философии имманентные и социальные основания сущности человека исследовались Г.С. Батищевым, А.А. Ухтомским, B.C. Барулиным, Б В. Марковым, В.В. Бибихиным и другими.

Рациональность человека осмысливалась множеством философов, начиная с Парменида. Данная проблематика имела место в трудах схоластиков, в Р. Декарта, В. Г. Лейбница, Б. Спинозы, И. Канта, Г.Ф. Гегеля. В XX веке структуры сознания в аспекте рациональности были исследованы, вслед за И.Кантом, феноменологией, в частности Ф. Брентано и Э. Гуссерлем, Принципы и типы рациональности анализировали так же В. Виндельбанд, Г. Риккерт, П. Наторп, К. Хюбнер, М.К. Мамардашвили.

Феномен автономности человека как философская и социальная проблема рассматривался философами сократических школ, средневековыми христианскими мыслителями (Аврелий Августин, Тертуллиан), французскими просветителями, И. Кантом, А. Камю, Э. Фроммом, К. Го-упднером, Дж Мидом, Л. Хейде и другими.

Проблема отчуждения человека от реальности и самого себя разрабатывалась Г.Ф. Гегелем, И.Г. Фихте, Л Фейербахом, К. Марксом, представителями психоанализа. Данная проблема исследуется так же в рамках антропологической модели, согласно которой человек осуществляет самокоммуникацию и самоидентификацию посредством структуры сознания «Другой». Эту модель разрабатывали М.М. Бахтин, Ж. Лакан, Э. Левинас и другие. Самоидентичность человека как проблема рассмотрена в концепциях «потока сознания» У. Джеймса, символического интеракциониз-ма Дж. Мида.

Методологии познания сущности человека так же посвящен ряд философских исследований. Теорию деления свойств человека на общераспространенные потенции и сущностные атрибуты выдвинули Э. Фромм, Р Хирау; концепция различения понятий «сущность человека» и «приро-

да человека» принадлежит Л.А. Мясниковой. Интерпретацию сущности человека на уровне разрешения проблемы «сознание - тело» разработал представитель британской аналитической философии Ст. Прист.

Методы социально-философского познания являются отдельной темой научных исследований. Для новой парадигмы социальной методологии характерно сближение методов естествознания и социально-гуманитарного знания. Так, в социальных исследованиях применяются методы синергетики (И.Р. Пригожий, СП. Курдюмов, Г. Хакен, Г. Кюп-перс, X. Адендт) и теории нелинейных динамик (О. Тоффлер, Ж.-Ф. Лио-тар). Ж. Делез и Ф. Гваттари выдвинули в качестве метода исследования общесівенньїх процессов шизоанализ, основанный на установлении соответствия между понятиями «социальная машина» и «машина желания». Методы трансперсональной психологии и психоанализа применяются к социальному познанию Ст. Грофом, А. Маслоу, К. Уилбером и другими.

Основным познавательным методом диссертации является моделирование. В данном методологическом направлении работали такие отечественные и зарубежные теоретики моделирования, как В. Штофф, И Новик, Л. Баженов, Б. Бирюков, Ю. Гастев, Г. Гунтер, Ф. Джордж, М. Вар-тофский. В их исследованиях научное и философское моделирование рассматриваются как единый способ познания, без выделения проблематики философского моделирования. Построению собственно философских моделей этической аргументации посвящены работы Е. Викторук.

Таким образом, в области социально-философских исследований сущности человека к настоящему времени накоплен огромный материал Тем не менее, единая методология познания сущности человека еще только начинает вырабатываться. Как отдельная проблема, в настоящее время не окончательно прояснен метод усшновления связи между пониманием сущности и сознания человека, с одной стороны, и параметрами его социального бытия, с другой. В связи с этим актуально исследование метода

моделирования сущности человека в качестве одного из способов социального познания.

Выбор объекта и предмета исследования обусловлен существуто-шим состоянием исследовательского поля проблемы сущности человека.

Объектом диссертационного исследования являются философские модели сущности человека как способ социально-философского анализа духовной культуры и общественного сознания.

Предмет исследования выступает автономно-рационалистическая модель человеческой сущности и ее значение для социально-философского познания.

Цели и задачи диссертации обусловлены её объектом и предметом. Целью является изучение специфики социально-философского моделирования человеческой сущности. Результатом такого изучения выступает экспликация ряда основных типов антропологических моделей, делающая возможным обнаружение взаимосвязи сущностных качеств сознания с современной социальной реальностью. Диссертационное исследование так же нацелено на построение автономно-рационалистической модели и объяснения с её помощью ряда явлений современного общественного сознания. Реализация данных целей предполагает решение следующих исследовательских задач:

- осуществить анализ синтетического понятия «модель человече
ской сущности;

выстроить типологию существующих социально-философских моделей сущности человека в их взаимосвязи с феноменами духовной культуры и общественного сознания;

проанализировать феномен автономности человека в социальном, онтологическом и гносеологическом аспектах;

исследовать автономно-рационалистическую версию границ автономности человека;

исследовать рациональность и фундируемые ею элементы общественного сознания, современной духовной культуры;

осуществить анализ проблемы самоидентичности человека и её социальных проявлений, а так же анализ потенции автономно-рационалистической модели к решению данной проблемы посредством исследования принципов поддержания самотождественность человеческого сознания;

вьіявиїь аспекты современной духовной культуры и общественного сознания, проистекающие из моделируемых автономно-рационалистической парадигмой свойств сущности человека.

Основные результаты исследования и их научная новизна.

Научная новизна исследования состоит в разработке метода социально-философского моделирования сущности человека, которая осуществлена с помощью анализа концептов «философская модель» и «сущность человека», с их последующим синтезом. Осмысление специфики этого метода позволило осуществить типологию философских моделей человеческой сущности, основанную на выявлении парадигмальных идей аитропологическої о мышления. Эта типология, в свою очередь, открывает возможность выявления основных типов моделей человеческой сущности, среди которых выделен автономно-рационалистический как имеющий потенцию к разрешению ряда современных проблем индивидуального и общественного сознания.

Основные результаты исследования и их научная новизна состоят в следующем:

- все мноюобразие социально-философских моделей человеческой сущности может быть представлено в качестве четырех парадигмальных интерпретаций феномена человека: автономно-рационалистической, авто-номно-иррационалистической, разомкнуто-рационалистической и разомк-нуто-иррационалистической;

- автономно-рационалистическая модель человеческой сущности ме
тодологически продуктивна для анализа социального бытия в силу того,
что внутри неё разрешается ряд принципиальных противоречий человече
ской автономности и рациональности К числу данных противоречий
можно о гнести противоречие полагания концептов «Я» и «Другой»; про
тиворечие между сознанием внутренней автономности «Я», с одной сто
роны, и зависимостью бытия человека от его материальной природы, со
циальных традиций и ценностей, с другой; противоречие между рацио
нальными к иррациональными аспектами сознания, между видением мира
в качестве объекта и неизбежной субъективностью понимания мира; про
тиворечие между сущностной рациональностью человека и возможной
нерациональностью социального бытия;

- автономно-рационалистическая модель сущности человека методологически значима для исследования реальных процессов современного общественного сознания и духовной культуры; на её базе возможно осмысление современного общественного мировоззрения, рационалистической этики, гражданского и научного сознаний, тенденций глобализации европейского сообщества;

автономно-рационалистическая модель в определенной степени разрешает проблему самотождественности и самоидентификации человека посредством моделирования форм волевой и сознательной активности человека, на базе которых осуществляется его самосовпадение (человеческие характер и хабитуальность), а так же посредством моделирования имманентных индивидуальному сознанию априорных сущностных формы отождествления (временной синтез, трансцендентальное единство апперцепции);

автономно-рационалистическая модель сущности человека моделирует аспекты сущности и сознания, имеющие значительные социальные последствия и проявленные в современной духовной культуре. Сциентизм, прагматизм, рационалистическая профессиональная этика, идеи го-

сударственности, универсализма и многие другие аспекты современного общественного сознания фундированы рядом актов и функций сознания (например, актами опосредования и установления соответствия), предел гавленных автономно-рационалистической моделью.

Методолої ические и теоретические основания исследования.

Главным методологическим принципом работы является философское моделирование. Осмысление специфики социально-ічпропологического моделирования проводится на базе теории моделей В.А. ІШоффа и М. Вартофского.

Теоретико-познавательный анализ понятия «сущность человека» основан на диалектической теории взаимодействия сущности и явления, 11,к же учтен метод выделения сущностных атрибутов человека Э. Фромма и Р. Хирау. В проводимом историческом исследовании понятий «сущность человека», «автономность» и «рациональность» применяется сравнительно-исторический и историко-критический метод.

Типология моделей сущности человека производится с помощью синтеза принципов типологизации антропологических учений Р. Галь-цевой, В. Брюнинга, Ст. Приста.

Автономно-рационалистическая модель сущности человека выстраивается на основе трансцендентального и феноменологического метода И. Каша и Э. Гуссерля. Для выявления значимости автономно-раиионалистической модели при решении современных социальных проблем используются принципы установления связи между сознанием и цивилизацией М.К. Мамардагавили.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы могут быть использованы для дальнейших исследований в области социальной философии, в частности, для построения на их основе синтетической модели сущности человека. Метод философского моделирования человеческой сущности может быть

экстраполирован на моделирование сущности других изучаемых объектов в сфере современной социальной философии.

Предложенная в исследовании автономно-рационалистическая модель сущности человека может быть методологически значима для исследования современного общественного сознания и, в частности, для обнаружения принципов связи между духовными и материальными элементами социальной действительности.

Разработанные в диссертации положения могут использоваться в лекционных вузовских курсах по философии, социальной философии, социально-философской антропологии.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты исследования освещались на Международном кантовском конгрессе (Москва, 2004), ежегодных Всероссийских научно-практических конференциях «Лесной и химический комплексы - проблемы и решения» в секции «Человек и его среда» (Красноярск, 2003, 2004, 2005), на Второй и Третьей всероссийских научно-методических конференциях «Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика» (Красноярск, 2004, 2005), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы философии в системе университета» (Красноярск, 2004), на Всероссийской конференции «Этика и бизнес: философские, методологические и мировоззренческие аспекты» (Красноярск, СибГТУ, 2004), на Пятой всероссийской научно-практической конференции «Лингвистическое образование и межкультурная коммуникация: проблемы, концепции, пути решения» (Красноярск, СибГТУ, 2004), на Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, пути решения» (Красноярск, 2005). Статьи представлены на Всероссийской конференции «Антропологические конфигурации современной философии» (Москва, МГУ, 2004), на Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии современного мифа»

(Великий Новгород, 2005). Работа обсуждалась на заседаниях кафедры философии СибГТУ, отдельные положения диссертации были изложены в курсе лекций по философии для студентов факультета МТД СибГГУ.

Структура и объем диссертации определяется целями и задачами исследования и содержит введение, две главы (семь параграфов) и заключение. Объем диссеріации 158 страниц, библиография - 166 наименований.

Похожие диссертации на Автономно-рационалистическая модель человеческой сущности