Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальное самосознание и национальная культура : Сущность, специфика, аспект Серебрякова, Юлия Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Серебрякова, Юлия Александровна. Национальное самосознание и национальная культура : Сущность, специфика, аспект : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11.- Иркутск, 1997.- 329 с.: ил. РГБ ОД, 71 99-9/50-3

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность темы

диссертации определяется возрастанием роли самосознания субъектов деятельности, в том числе наций, в общественном развитии. Национальное самосознание является важнейшим фактором консолидации наций, одной из первостепенных основ духовного единства современных народов.

Национальное самосознание, которое прежде не было заметным фактором духовной жизни некоторых стран современного мира, в том числе России, еще только начинает формироваться в них как массовый феномен, со всеми издержками и противоречиями, присущими периоду становления. В этих условиях настоятельной необходимостью является исследование природы, структуры и особенностей проявлений национального самосознания, которое могло бы способствовать более глубокому осмыслению народами себя, своего места в мирен перспектив развития.

Актуальность анализа национального самосознания связана с необходимостью создания обновленной теории нации, соответствующей реалиям современного мира, в котором наряду с теїщенциями взаимодействия и интеграции народов наблюдается стремление к сохранению ими этнического к культурного своеобразия.

Новое концептуальное осмысление национальной культуры предполагает не только ее анализ как формы объективации национального самосознания, но и рассмотрение национального самосознания в качестве важнейшего фактора развития национальной культуры.

В процессе функционирования духовной культуры, гуманизации общества, гармонизации межличностных и межнациональных отношений большую роль призвано играть искусство, значимость

которого в жизнедеятельности общества часто недооценивается. Оно -не просто результат художественного отражения общественного бытия, одна из подсистем культуры. Философское осмысление искусства предполагает его анализ в качестве формы самосознания субъектов деятельности, в том числе и в их национальных аспектах.

Названный комплекс проблем имеет особое значение для современной России, развитие которой во многом зависит от адекватной самоидентификации россиян и зрелости их самосознания.

Состояние и степень изученности темы. Объектом исследования национальное самосознание становится с Нового временя, с формированием наций в качестве самостоятельных социальных субъектов.

Разные аспекты национального самосознания получали
освещение в социально-философских, социологических,

социально-психологических работах. В марксисткой теории основное внимание уделялось интернациональному в общественном развитии, однако К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин их единомышленники неоднократно говорили о национальных особенностях, национальном сознании, национальном характере, национальной гордости и т.д. Известное определение нации, сформулированное И. В. Сталиным, включало общность психического склада, проявляющегося в общности культуры. Это во многом обусловило доминировавший в отечественной науке подход, в соответствии с которым национальное самосознание долгое время рассматривалось лишь в качестве составной части национальной психологии, как частный момент жизни нации и т.п. Благодаря становлению в 1960-е годы этнической психологии началось более, специальное изучение феномена национального самосознания'.

' О формировании этнической психологии см.: Бороноев А.О. Основы этнической

психологии. -СПб.. 1991.

Первыми в отечественной науке изучение национального самосознания начали этнографы П.И. Кушнер, Н.Н. Чебоксаров, В.И. Козлов и др., которые рассматривали этническое самосознание как один из этнических признаков. Генезис этнического самосознания анализируется в трудах Б.Ф. Поршнева.

С 1960-х годов, особенно после дискуссий второй половины 1960-х г.г., когда было высказано предложение рассматривать национальное самосознание в качестве одного из признаков нации, оно стало освещаться и в философской литературе. Однако в силу известных идеологических установок национальное самосознание не могло быть объектом всестороннего и глубокого анализа. По-видимому, часгь исследователей исходила из представления, которое состоит, по словам В. П. Тугаринова, в том, что "будто изучение проблемы противоречит принципам интернационализма". Им же отмечена несостоятелыюсть подобного представления1. Однако в 1960-1980-е годы национальное самосознание находилось на периферии научных интересов советских обществоведов.

Тем не менее в трудах А. Г. Агаева, С. Н. Артановского, С. М. Арутюияна, А. О. Бороноева, Ю. В. Бромлея, А. X. Гаджиева, А. И. Горячевой, А. Ф. Дашдамирова, Н. Джандильдина, М. С. Джунусова, Л. М. Дробижевой, В. И. Затеева, С. Т. Калтахчяна, А. А. Кожанова, И. С. Кона, М. И. Куличенко, П. И. Кушнера, П. М. Рогачева, М. А. Свердлина, В. А. Тишкова, В. Н. Филатова, Н. Н. Чебоксарова, К. В. Чистова и др. самосознание рассматривается в качестве одного из атрибутов нации. Специальному анализу этого феномена посвящены работы К. Н. Хабибуллина2, в которых основное внимание уделяется

1 Тугаринов В. П. Философия сознания. М., і971. - С. 130

: Хабибулин К. Н. Самосознание и интернациональная ответственность

социалистических наций. - Пермь, 1974; Он же. Буржуазный национализм и идеологическая борьба. Л., 1980; Он же. Национальное самосознание и интернационалистское ііоеєдєііиє.-Л., 1989.

самосознанию социалистических наций и функциям национального самосознания.

В 1990-е годы вышли первые монографические работы и научные сборники по проблеме национального самосознания и отдельных его структурных элементов'. Несмотря на рост интереса национальное самосознание исследованно недостаточно. Само понятие трактуется противоречиво. Соответствующих статей нет в большинстве философских и социологических справочных изданий.

В понимании национального самосознания преобладает стремление указать на отдельные его признаки. Некоторые авторы (Ю. В. Бромлей, Л. М. Дробижева, С. Т. Калтахчян и др.) пытаются, не ограничиваясь указанием на отдельные признаки, дать его более обобщающее определение2.

В имеющейся литературе по-разному истолковывается соотношение национальной психологии и национального самосознания, национального— сознания и национального самосознания. Не вполне отчетливы представления о структуре национального самосознания.

Особенно существенно, что в указанных работах не проанализирована связь национального самосознания и национальной культурьі. При изучении национального своеобразия искусства не прослеживается его связь с национальным самосознанием.

Недостаточная теоретическая разработанность проблем национального самосознания особенно явственной стала в последние годы, когда на волне демократизации общественной жизни бурно и

1 См.: Бороноев А.О. Основы этнической психологии. - СПб., 1991; Гаджиев К.С.

Американская нация: национальное самосознание и культура. - М., 1990.; Духовная культура и этническое самосознание. - М., 1991. Вып. П;Русская идея. - Барнаул, 1992; Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. -М., 1994 и др.

См., напр.: Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития //Советская этнография. - 1985. -№5. -С.4.

остро выявились противоречивость и неоднозначность данного феномена и, в частности, проявлениями национального самосознания стали называть разнообразные факты и явления.

Все это свидетельствует о необходимости более глубокого И всестороннего исследования сущности и специфики национального самосознания, его взаимосвязи с национальной культурой.

Цель и задачи исследования. Актуальность для теории и практики общественного развития обозначенных проблем определяет цель исследования, которая состоит в том, чтобы осуществить социально-философский анализ национального самосознания и национальной культуры, выявить их сущность, специфику и взаимодействие .

Достижение поставленной цели предполагает решение

следующих задач:

- проанализировать национальное самосознание в качестве
одного из определяющих факторов развития современных наций;

рассмотреть роль нации как коллективного носителя национального самосознания;

- дать анализ природы национального самосознания как
осознания нацией себя, своих национальных ценностей, а индивидом -
осознания национальных ценностей на основе осознания собственной
национальной принадлежности;

определить структуру национального самосознания в единстве всех его уровней и составляющих элементов;

показать состояние национальных культур народов России в переходный период, взаимосвязь национального самосознания и национальной культуры, значение национального самосознания и национальной культуры для самореализации и оптимального самоощущения народов;

- проанализировать искусство как одну из наиболее адекватных
форм выражения национального самосознания;

выявить основные закономерности функционирования национального самосознания и национальных культур в условиях все расширяющегося в современном мире диалога культур;

- наметить перспективы дальнейшего развития национального
самосознания и национальной культуры.

Объект исследования: национальное самосознание и национальная культура.

Предмет исследования: сущность и общие закономерности функционирования национального самосознания и национальной культуры.

Методологические принципы исследовании. В качестве методологических принципов исследования использовались системко-структрный подход, принципы единства особенного и общего, историзма и конкретности. Методологически автор опиралась на традиции диалектики и исгоризма в философии, формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу социальных явлений, а также на труды ведущих отечественных ученых и положения западной философской, социологической, социально-психологической и культурологической мысли.

Методы исследования. Достижение цели и задач исследования определили необходимость использования логико-исторического, системно-деятельностного методов, единства научной объективности и конкретно-исторического подхода, аналогии, анализа и синтеза идей, позволяющих рассмотреть специфику национального самосознания и национальной культуры, обобщения теоретических источников и эмпирических данных, дающих возможность оценить состояние изучаемого объекта, дедуктивный метод создания

концепции национального самосознания и его структурной модели, а также сравнения и сопоставления образов искусства на основе самостоятельного анализа особенностей выражения в нем национального самосознания.

Научная новизна исследования. Данная работа представляет собой диссертационное исследование сущности, специфики и взаимодействия национального самосознания и национальной культуы.

В итоге разработки темы получены следующие результаты:

уточнен смысл понятия "нация"; с новых методологических позиций рассмотрена нация как коллективный субъект национального самосознания;

дан социально-философский анализ природы и специфики национального самосознания;

- специально рассмотрена структура национального самосознания
и ее важнейшие элементы: национальные чувства, интересы и идеи;

определены основные закономерности функционирования и взаимосвязи национального самосознания и национальной культуры народов России в условиях переходного периода;

разработан субстанциональный статус искусства в аспекте национального самосознания;

осуществлено осмысление искусства как части национальной культуры и одной из специфических, но наиболее адекватных, универсальных и целостных способов выражения национального самосознания;

проанализированы пути и уровни выражения национального самосознания в искусстве и основные формы национальной художественной модели мира;

- выработано понимание места и роли национального

самосознания в условиях все расширяющегося в современном мире диалога культур;

- на основе проведенного исследования прогнозируются тенденции дальнейшего развития национального самосознания и национальной культуры.

Научно-практическая значимость работы. Значимость исследования обусловлена особой важностью рассматриваемой проблематики для российской государственности, судеб населяющих нашу страну народов, их культур, всей отечественной культуры.

Материалы диссертации могут иметь определенное значение для понимания существа процессов, происходящих в духовной культуре народов России, в частности, для осмысления их национального самосознания и главных тенденций развития национальных культур. Они могут быть использованы в процессе выработки научно обоснованных практических решений в области межнациональных отношений, национальной политики в Российской Федерации и на уровне ее субъектов, в сфере развития национальных культур, особенно культур малочисленных народов, в деятельности национальных культурных центров и других аналогичных объединений.

Результаты диссертации могут способствовать углублению теоретического анализа национального в его многообразных проявлениях. Выводы данной работы могут найти практическое применение в вузовских курсах социальной философии, этнологии, культурологии, социальной психологии, эстетики, в спецкурсах, а также при подготовке их учебно-методического обеспечения.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и культурологии Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, на кафедре философии

Восточно-Сибирского государственного технологического

университета.

Материалы по теме диссертации докладывались на научных
конференциях в Восточно-Сибирской государственной академии
культуры и искусств, Бурятском государственном педагогическом
институте, Восточно-Сибирском технологическом институте в
1990-1996 г.г., на Всесоюзной конференции "Современное
взаимодействие национального, интернационального и

общечеловеческого в жизни, культуре и искусстве" в Минске (1988), на
международных конференциях "Эстетическое отношение к искусству и
процесс его формирования" (Херсон, 1991), "Восток-Запад: Диалог
культур" (Улан-Удэ, 1996), всероссийских конференциях в Краснодаре
(1993), Красноярске (1995), Кемерово (1995), Омске (1995), Самаре
(1996). Материалы диссертации использовались автором в
преподавании учебных курсов по философии, эстетике, спецкурса
"Проблемы межнациональных отношений", в работе с аспирантами и
руководстве дипломными работами. Ряд положений

диссертационного исследования использовались з деятельности Всебурятской ассоциации развития культуры.