Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальные интересы (Социально-философский анализ) Муханов Баурджан Саткулович

Национальные интересы (Социально-философский анализ)
<
Национальные интересы (Социально-философский анализ) Национальные интересы (Социально-философский анализ) Национальные интересы (Социально-философский анализ) Национальные интересы (Социально-философский анализ) Национальные интересы (Социально-философский анализ) Национальные интересы (Социально-философский анализ) Национальные интересы (Социально-философский анализ) Национальные интересы (Социально-философский анализ) Национальные интересы (Социально-философский анализ)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Муханов Баурджан Саткулович. Национальные интересы (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Нальчик, 2004 145 c. РГБ ОД, 61:05-9/107

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Национальные интересы как предмет социально-философского анализа 11

1.1. Нация и национальные интересы 14

1.2. Национальные интересы как явление социальной жизни 43

1.3. Национальные интересы в системе жизнедеятельности нации 67

Глава 2. Национальные интересы и деятельность нации 84

2.1 Типология национальных интересов и деятельности 84

2.2 Право нации на самоопределение как идея-доминанта национального интереса 94

2.3 Национализм и национальный популизм в межнациональных отношениях 112

Заключение 133

Библиография 137

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Включение проблемы природы и социальной роли национальных интересов в предметное поле социальной философии обусловлено как логикой развития теоретического обществоведения, так и особенностями современной практики национального бытия и межнациональных отношений. Для России и других стран в конце 20-го века стали характерными процессы национального самоопределения, национальные и националистические движения, межнациональные конфликты и войны. Преодоление последствий межнациональных конфликтов и недопущение новых обострений обстановки на национальной почве - одна из важных задач государственной власти.. Эффективная деятельность в этом направлении предполагает интенсивную исследовательскую работу» Исследование сущности и существования национальных интересов имеет важное значение для понимания содержания произошедшего в 90 годы в сфере жизнедеятельности народов, выявления логики развития межнациональных отношений в периоды социальных трансформаций. В 90-ые годы феномен национальных интересов стал чуть ли не основной предпосылкой и мотивом для национальных движений. Национальный интерес стал ведущим объяснительным принципом не только национальных, но и националистических движений и выступлений. При этом, национальные интересы, как явление, существующее в сфере жизнедеятельности народов, в основном, анализируется в рамках политологических, социологических или этнологических исследований. В то же время, в рамках социально-философского, дискурсивного анализа национальные интересы не нашли должного своей роли внимания, не стали предметом социально-философского осмысления. Исследование сущности и существования национальных интересов, содержания и форм, выполняемых функций и социальной роли имеет как теоретическое, так и практическое значение. Знание содержания и тенденций изменения понимания национальных интересов, приоритетов и ценностей национального бытия и межнацио-

4 нальных отношений является одним из немногих средств прогностического анализа межнациональных отношений. Актуальность такой задачи очевидна, связано это с недостаточным теоретико-методологическим обоснованием национальных интересов и соответственно неадекватной политикой в сфере национальных отношений. Все это и делает проблему теоретического осмысления национальных интересов, феномена сущности и существования одной из наиболее актуальных в современном обществоведении.

Степень разработанности проблемы. Изучение тематики связанной с проблематикой межнациональных отношений, с определением содержания национальных интересов, наиболее активно ведется в рамках политической социологии, политологии, социологии конфликта. Необходимо отметить так же традиционность рассмотрения национальных интересов в контексте государственных интересов, т.е. явления существующего в межгосударственных отношениях. Но национальные интересы существуют и как элемент жизнедеятельности наций как этнических обществ. В таком качестве национальные интересы рассматриваются лишь в отдельных работах. Исторически, впервые на наличие таких интересов, на необходимость их учета указывалось у теоретиков социалистических движений 19-20 веков (Э. Ренана, Р. Шпрингера, К. Каутского, Р. Люксембург, В.И. Ленина и др.)

Проблема национальных интересов, как правило, в той или иной степени рассматривается при принятии тезиса субъектной природы или же проявления деятельностного существования нации. Более всего это характерно для дореволюционной отечественной философии и этнопсихологии (Н.Я. Данилевский, В.С Соловьев, Н.А. Бердяев, Г.Г. Шпет, Д.С. Овсянико-Куликовский и др.).

В советский период эта проблема практически игнорировалась, хотя и декларировались права народов, то есть можно было говорить о признании субъектных свойств народов. Тем не менее, в теоретическом и историко-социологическом плане работы Ю.В.Арутюняна, Э.А.Баграмова, А.О. Боро-ноева, Т.Ю.Бурмистровой Ю.В.Бромлея, А.Ф. Дащдамирова, СТ. Калтах-

5 чяна, М.И. Куличенко, Ф.Т. Константинова, П.М. Рогачева, М.С. Свердлина, А. А. Сусоколова, СИ. Эфендиева и др. сыграли позитивную роль в разработке многих проблем межнациональных отношений и сохраняют свое значение в настоящее время.

Для понимания сущности и существования национальных интересов большое значение приобрели работы по конфликтам, имеющим своим истоком национальные проблемы. Конфликтная характеристика этих процессов большинством авторов рассматривается в парадигмах западной конфликтологической мысли (К.Боулдинг, ЛКозер, Р.Дарендорф, Г.Зиммель, Р.Парк и др.). В то же время в 90-е годы были проведены исследования межнациональных конфликтов на материалах России и других евразийских стран. Таковы исследования А.В. Дмитриева, А.Г. Здравомыслова, В.В.Ильина, М.В. Иордана, Э.А. Позднякова, В.В. Авксьентьева, А.Б. Дзадзиева, Л.Л. Хоперской, и др.

В решении обозначенной проблемы решающее значение имеет разработка теоретических вопросов субъектности нации. Эти вопросы народов разрабатывалась в трудах Р.Г. Абдулатипова, А.Г. Агаева, В.Х. Болотокова, А.И. Доронченкова, Г. С. Денисовой, М.И. Иордана, М.М. Кучукова, В.В. Мархинина, М.Н. Росенко, Г.П. Предвечного, О.И. Шкаратана, Р.Д. Хунагова и Ф.С. Эфендиева и др.

Несмотря на то, что в 90 годы исследовательская работа по проблемам национальной жизни была значительно активизирована, многие вопросы остаются недостаточно разработанными, в том числе и вопросы сущности и существования национальных интересов.

Цель исследования: Основной целью диссертационного исследования является социально-философский анализ национальных интересов, как относительно целостного явления, имеющего специфические функции и место в социальной системе, в человеческой деятельности и межнациональных отношениях. В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи исследования:

рассмотреть национальные интересы как предмет теоретического социально-философского анализа;

определить содержание и формы существования национальных интересов;

выявить структуру и выполняемые функции национальных интересов в системе жизнедеятельности нации и функционировании социального организма;

раскрыть объективные и субъективные основы формирования национальных интересов, их изменения и исторического развития.

рассмотреть национальные интересы в процессе их реального существования, на эмпирическом материале установить их роль в социальной жизни и межнациональных отношениях, выявить механизмы формирования сознания общности национальных интересов.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является сфера национальной жизни и межнациональных отношений.

Предметом анализа являются национальные интересы, содержание и формы их существования, роль в межнациональных отношениях.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются принципы системности и историзма, конкретности и всесторонности. В проводимом исследовании автор опирался на теоретический багаж исследования проблем наций и межнациональных отношений, а также на результаты и выводы исследования сложных социальных процессов и явлений. Кроме того, логику исследования, методы и используемые источники диктуют особенности исследуемого феномена. Необходимо исходить из результатов исследований интереса, как социального явления. Представления о национальных интересах должны быть в отношениях корреляции с представлениями об интересах как о явлении социальной жизни. В исследовании национальных интересов необходимо вернуться к идеям социологической мысли, к работам социологов России XIX - начала XX века, где проблеме межнациональных отношений и соответственно национальным ин-

7 тересам уделялось пристальное внимание. Исследование национальных интересов, кроме того, должно опираться на результаты конкретных обществоведческих наук - истории, политологии, этнологии и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

а) в соответствии с целями исследования осуществлен социально-
философский анализ национальных интересов. Сформулирована концепция
сущности и существования национальных интересов, определены социаль
ная роль и функции, структура в единстве со структурой человеческой дея
тельности и активности нации;

б) на теоретическом уровне, а также на конкретно-историческом мате
риале рассмотрена проблема конкретности и историчности, .содержания и
форм существования национальных интересов, определены основные черты
генезиса, регионально-географические и исторические особенности измене
ния понимания национальных интересов, выделены объективные и субъек
тивные условия формирования национальных интересов;

в) на основе созданной теоретической модели исследуемого явления
рассмотрены особенности развития понимания национальных интересов на
родами страны, причины кризиса системы межнациональных отношений;

г) выявлена логика превращения национального самосознания в на
ционалистическое, объективные и субъективные предпосылки возникнове
ния националистической интерпретации национальных интересов, высказаны
суждения об основных условиях сосуществования народов в рамках единого
государства.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, решением обозначенных вопросов, выводов, полученных в результате предпринятого анализа. В результате исследования автор выдвигает на защиту следующие концептуальные положения:

I. Национальные интересы - это явления самосознания конкретного народа, в котором выражено понимание нацией должного в своем положе-

8 ний, места в структуре социальной системы, отношений с государством, с другими этносами, определения возможных целей и идеалов определяющих активность общности. Социальная сущность национальных интересов определяется их ролью в стимуляции активности и мобилизации национальной общности, детерминацией характера межнациональных отношений.

2.Понятие "национальные интересы" как категории социальной философии может использоваться при деятельностной характеристике нации. Нация при этом описывается как субъект истории, государственности, форм организации общественной жизни, отношении с другими народами и странами, а национальные интересы как феномен национальной жизни, предпосылка и основа реализации нацией своих субъекных качеств.

3. Содержание национальных интересов, и вместе с тем и историч
ность, и конкретная определенность детерминированы следующими объек
тивными обстоятельствами: а) положением нации в системе межнациональ
ных отношений; б) состоянием основных сфер жизнедеятельности нации; в)
существующей формой государственности. Субъективной основой формиро
вания того или иного понимания национальных интересов является актив
ность государства, партии, социальных групп, идеологов нации.

4. Национальные интересы историчны изменением приоритетов на
ционального бытия, мотивами и целями деятельности нации, отношениями с
другими народами. Постоянным элементом, определяющим содержание
национальных интересов, является идеология самоопределения, самоорга
низации и самоуправления народов. В мононациональных странах нацио
нальные интересы имеют главной целью и ценностью бытия нации -
создание национального государства. В многонациональных странах, при
распаде империи возникает проблема определения форм реализации субъ
ектных прав. Но понимание национальных интересов может принять и на
ционалистический характер, тогда востребованным становится националь
ный популизм.

9 5. В многонациональном социальном организме сосуществуют народы с сознанием собственных интересов. Такое государство может стабильно функционировать, лишь при наличии в самосознании народов, сознания общности основных, жизненно важных интересов. На этой основе формируется сознание возможности и необходимости общей государственности. При отсутствии сознания общности национальных интересов многонациональное государство имеет предпосылки для различного рода потрясений и распада.

Теоретическая и практическая значимость работы. Представленное исследование, будучи формой решения проблемы сущности и существования национальных интересов, а вместе с тем и понимания нации и межнациональных отношений, в том числе и процессов, происходящих в стране позволило получить результаты, дающие новое видение бытия нации, ее отношение с социальном организмом, с различными сферами общественной жизни и роли национальных интересов в этих отношениях, сформулировать суждения и выводы, дающие новые знания по исследуемому предмету. Теоретические выводы исследования могут быть предпосылкой дальнейшей исследовательской работы. Результаты исследования имеют прямой выход на практику и могут быть использованы: а) при определении концепции национально-государственного строительства в Российской Федерации и в других странах с многонациональным составом, при формировании политической организации общества, где с необходимостью возникает проблема определения роли нации и национальных факторов в этой системе; б) при разработке концепции национальной политики, где государство должно иметь приоритеты в своей деятельности, активности, опирающиеся на знание содержания и закономерностей межнациональных отношений; в) суждения о содержании и функциях национальных интересов, об условиях их формирования и изменения могут быть основой прогностического анализа состояния и тенденций развития межнациональных отношений, идеологической деятельности, направленной на корректировку происходящих процессов в этой сфере общественной жизни.

10 Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации излагались автором в выступлениях на конференциях: Международная научная конференция «Человек, культура, цивилизация на рубеже 2 и 3 тысячелетий», Волгоград, 2001. Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры», Нальчик, 1996. Научно- практическая конференция «Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения» Нальчик, 2001. Научно-практические конференции КБГСХА. Нальчик, 1995, 2001.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Нация и национальные интересы

В последние десятилетия в России национальная проблематика стала реальностью, существенно влияющей на действие политических сил, участвующих в политической жизни страны. В переходные эпохи истории и в прошлом возрастала роль национальных проблем и отношений. Актуальность национальной тематики не уменьшается в последние 200 лет истории. Современный этап человечества невозможно понять, если не разобраться в смысле термина "нация", настолько этот термин отражает существенное в общественной жизни. О значимости осмысления данной проблемной области говорит и то, что результаты теоретизирования задают не только различные программы развития научного обществоведения, но и политическую деятельность, и правовые действия. Многонациональность это, в основном, правило в государственном строительстве последних веков. Вместе с тем, противопоставления наций и культур, дестабилизация общества, возникновение конфликтов, это одна из возможных форм развития такого общества. Нации или же народы это реальность социальной жизни. Государство, как свидетельствует исторический опыт, в том числе и России, пытается бороться против многонациональности путем запретов и репрессии ( в настоящее время на основе отрицания реального существования нации) или же под благовидным предлогом создания единой нации пытается достичь тех же целей. Имеется и другой вариант, когда государство вырабатывает определенную политику по их обустройству в одном государстве. Всё это сопровождается национальными движениями, которые обосновываются и оправдываются национальными интересами. Национальная политика должна быть политикой обустройства всех народов в государстве, с учетом их интересов, культуры и традиций. Отсюда актуальность анализа национальной проблематики, в том числе и национальных интересов. При этом в первую очередь необходимо определиться с сущностью и существованием нации, как реального субъекта общественных отношений, исторического развития. О национальных интересах как содержательном понятии, относящемся к народам, к общностям с наиболее видимыми и принятыми всеми признаками, такими, как общность культуры, языка, исторических судеб, можно говорить при принятии тезиса о субъектных качествах народов. В социально-философских и социологических работах тезис о субъектности нации не вызывает возражения и принимается как нечто само собой разумеющееся, в том числе и на уровне учебников по социальной философии. Социолог, профессор Козлова О.Н. определяет этничность как механизм «воспроизводства на уровне общественной жизни того порядка, гармонии, которые за миллионы лет оформились в отношениях живой и неживой природы». Далее отмечается существование этнических групп и выделяется три стадиальных типа где последняя определяется как нация и для неё характерно «...завоевательное отношение к природе»1 В то же время, в политологических и этнологических работах последнего десятилетия, изданных преимущественно в федеральном центре игнорируются как сами национальные проблемы, так и само понятие «нации». И это происходит в условиях, когда сама историческая реальность 90-х годов свидетельствует об объективности национального существования этнических общностей, о субъектной деятельности наций структурирующих социальные формы жизнедеятельности человека, наряду с другими социальными субъектами. Без обоснования правомерности использования понятия нация при обращении к этническим общностям, без принятия тезиса субъектной природы нации анализ феномена национальных интересов не имеет смысла. О правомерности принятия идей субъектной природы нации так же как отдельной личности, социальных групп и классов, общества в целом свидетельствует: а) анализ формирования и исторического развития понятия нация; б) воссоздание процесса формирования первых национальных общностей в Европе; в) социально-философская рефлексия возникновения и развития теоретических представлении о нации.

История меняющегося значения понятия "нация" содержит основные моменты развития самой нации. Анализ понятийного становления нации» способствует пониманию реальности, которую это понятие представляет.

Человеческое познание осуществляется на основе создания понятий. Понятие - это определение того или иного явления в его сущностных качествах. Возникновение понятий является результатом понимания и интерпретации явления или же процесса. Понятия историчны в своем содержании, т.е. они могут меняться, их используют в разном значении. Происходит это с изменением тех или иных свойств явлений, которые определялись понятием, или же с изменением исторических условий, в которых использовалось понятие.

Понятие «нация» впервые возникает в Древнем Риме - это понятие встречается в трудах историков Рима. Римляне через это понятие определяют племена, народы, не имеющие государственность, понятие содержит уничижительный оттенок. Римляне себя называют государственным народом, а всех остальных называют нациями, т.е. племенами. Понятие «племя» или же «нация» возникает в период, когда Рим формируется как многонациональная империя. Понятие «нация» в основном используется для определения народов, которые были присоединены к Риму..

В средние века содержание понятия изменяется. Особенностью средних веков является существование государств, духовной основой которых является христианство. В таком государстве все народы объявляются равными перед богом. Понятие «нация» в этот период теряет этническое содержание. В Европе этническая принадлежность не играет существенной роли, население территории делится по границам феодальных владений. Народности, формировавшиеся в раннем средневековье, вместе с латинским языком переняли и данное слово, но использовали его уже для обозначения своей социальной общности, пришедшей на смену племенным объединениям. Еще долго речь шла о "нациях" французов, под которыми понимались исключительно обитатели Иль де Франс, Пуату, нормандцев, бургундцев, лотарингцев, бретонцев, пикардийцев, провансальцев, франков, баваров и других. Содержание понятия «нация» несет в себе лишь организационный принцип.- Нациями называют те или иные группы, создаваемые для достижения конкретных целей. Широкое распространение термин "нация" получает в позднее средневековье, постепенно начиная обозначать целостные социальные группы, например гильдии, цеха и прочие корпорации, которые требуется отличить от других существующих групп.

Национальные интересы в системе жизнедеятельности нации

Одной из важнейших является проблема определения места национальных интересов в системе жизнедеятельности нации, выявление механизма включения национальных интересов в деятельность нации. При этом необходимо иметь в виду историчность и конкретность национальных интересов, их ситуативность в отличии, например, от национальных ценностей. Они возникают в общественной жизни вместе с возникновением ситуации, требующей или делающей возможной активизацию национальной общности. В то же время, в обществе имеется постоянная структура, где в свернутом состоянии, в возможности находятся национальные интересы. Они наполняются конкретным содержанием, приобретая актуальность при соответствующих условиях.

Национальные интересы обладают всеми признаками системности и целостности. Во-первых, как отмечалось выше, национальные интересы имеют сложную структуру и состоят из различных явлений. В то же время, национальные интересы существуют, будучи элементом более широкой системы, и определяются функциями и сущностью этой системы. Национальные интересы являются частью духовной жизни нации, структурируются специфическими явлениями сознания. Таким, более широким явлением общественной жизни, элементом которой являются национальные интересы, выступает национальное самосознание. Понимание национальных интересов, по своему объективному содержанию является элементом национального самосознания, определяя исторический характер последнего в каждый конкретный период их существования. М.Н. Росенко пишет в этой связи: «Национальные интересы составляют фундамент, ядро национального самосознания и всегда направлены на сохранение или изменение этнического своеобразия, особенностей жизненного уклада, характера и видов деятельности народа». В рамках национального самосознания, осознаваемые как интересы, явления облекаются в специфичную оболочку, принимают национальную форму и вписываются « ...во всю историю нации в трех модальностях исторического времени: прошлого, настоящего и будущего. В каждую историческую эпоху национальное самосознание имеет конкретную, особенную форму, и в основе такой историчности лежит то или иное понимание национальных интересов».1 То или иное понимание национальных интересов скрепляет нацию как историческую общность людей со своим самосознанием и деятельным отношением к миру.

В основе формирования национальных интересов могут лежать разнообразные явления и факторы общественной жизни. В то же время, в любой из ситуаций жизнедеятельности нации факторы, способные формировать национальные интересы, в конечном итоге, связаны с целями самоутверждения народа, реализации планов развития. Каждая историческая эпоха выдвигает свои приоритеты. Национальные интересы объективно обусловлены, связаны с реальными факторами общественной жизни, бытия нации. Процесс осознания интересов происходит как формирование нации в качестве субъекта исторической деятельности. Интересы осознаются и включаются в существующее самосознание, в существующую картину бытия нации. Процесс осознания национальных интересов происходит через мировоззрение разных классов, социальных групп, партий, национальных лидеров. На этом этапе формирования деятельности нации происходит субъективизация деятельности, она приобретает индивидуальные формы. Отсюда — зигзаги истории, отступления, движения, которые могут противоречить, как выясняется впоследствии, истинным национальным интересам, прогрессу нации.

Актуальное единство настоящего с прошлым и будущим в огромной степени обусловлено именно национальным самосознанием. Прогнозировать и влиять на понимание национальных интересов, а значит, и деятельность возможно через национальное самосознание. Такой характер отношений национального самосознания с деятельностью нации и соответственно с национальными интересами на первый план исследования выдвигает их взаимосвязи и отношения. Эта особенность национальных интересов делает особенно актуальным проблему содержания национального самосознания, их структуры и функции. В современную отечественную литературу понятие национального самосознания впервые вошло в докладе, посвященном 60-летию образования СССР, с которым в 1982 г. выступил Ю. Андропов. В выступлении, впервые за годы существования однопартийной системы власти указывалось на объективный характер существования национального самосознания. В последующие десятилетия возникли различные концепции национального самосознания. Возникли как предельно широкие определения национального самосознания или же национального сознания с мировоззренческих позиций, так и узкие, сводящие национальное самосознание к осознанию своей национальной принадлежности. Так, Богдасарова А.Б. пишет что: «Национальное сознание представляет собой совокупность социальных, политических, экологических, просветительских, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, отражающих содержание, уровень и особенность духовного развития различных национальных общностей. Следовательно, национальное сознание отражает социально-экономическую, политическую, духовную стороны жизнедеятельности национального образования». Более традиционным является отнесение национального самосознания к личностному самосознанию. Так еще в начале прошлого века Ковалевский П. И. писал: «Национальное самосознание, есть акт мышления, в силу которого данная личность признает себя частью целого, своей нации. Это есть осознание единства основных начал жизни и необходимости взаимного содействия для преследования общих целей, которое проникает весь народ и отдельных его членов». Национальное самосознание вырастает из духовной культуры того или иного народа и эти явления общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Типология национальных интересов и деятельности

В социальных организмах, население которых состоит из нескольких наций и национальных групп, в периоды социальных трансформаций выступают основными субъектами политики и специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. Необходимо исходить из факта, что национальные общности и группы представляют собой постоянные образования, имеющие свои интересы. Привычными являются рассуждения о деятельностном существовании социальных групп, классов. О таком же существовании нации говорится не так однозначно. При её успешности и завершенности говорится как о национально-освободительной борьбе, чаще такая деятельность определяется как национальный сепаратизм или же национализм. При этом, как правило, особенно в последнее десятилетие, указывается, что это не деятельность нации, а самодеятельность её корыстолюбивой и властолюбивой элиты т е. все это не имеет отношение к национальной жизни. Но, деятельностное существование нации подчиняется определенной логике и она однотипна и для других социальных общностей.

Каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам (определенной профессиональной группы, жителем того или иного города, половозрастной группы и т.д.). На существование различных групп или же классов обратил внимание ещё Платон, констатировавший расслоение людей на богатых и бедных. В Новое время А.Смит, Э. Кондильяк и ряд других экономистов и историков ввели в научный оборот понятие «класс», которое К. Маркс и Ф.Энгельс связали с производственными отношениями. М. Вебер же предложил более широкий круг критериев дифференциации населения: богатство, престиж и власть. В настоящее время популярны идеи, согласно которым стратификация представляет собой набор статусов и ролей, обозначающих гибкую, подвижную и временную принадлежность людей к тем или иным группам. Справедливо, наверное, утверждение, что общество структурируется и постоянными социальными группами, и гибкими изменчивыми образованиями.

Обобщая сложившиеся подходы в определении социальных групп, способных выполнять субъектные функции, можно выделить следующие структуры:

- социально-экономическую, обозначающую различие в производственной деятельности, в доходах, уровне образования, профессиональной компетенции;

- этнонациональную и конфессиональную , состоящую из различных народов и национальных групп, последователей различных религий и сект;

- территориальную, отражающую различия между жителями отдельных территорий (Северного Кавказа и Москвы, Сибири и Поволжья и т.д.);

- демографическую, характеризующую половозрастные особенности различных слоев населения. Каждый из перечисленных типов социальных групповых различий может стать источниками политической активности граждан.

В то же время, в различные периоды жизнедеятельности человека характерна какая-либо существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности. В периоды изменения государственности в многонациональных странах на одно из первых мест выходят межнациональные различия и национальные интересы. Каждый человек воспринимает действительность в соответствии с групповыми интересами и может вступать в конфликтные отношения с представителями других общностей, групп. Переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения определяют содержание политических процессов. Становление нации или национальных групп реальным, действующим субъектом политических отношений, практически использующим свои ресурсы в целях изменения характера функционирования государственной власти и управления, пред 86 ставляет собой длительный и сложный процесс, который зависит от многих внутренних и внешних для группы причин. Процессы политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу публичной власти, обусловливающие формирование особых институтов и механизмов, которые способны оказывать постоянное воздействие на государство занимают длительное время. Впоследствии возникшие институты составляют неизменный элемент политической жизни.

В дальнейшем повышение разнообразных видов социальной мобильности происходит в периоды экономических и социально-политических трансформаций. В целом, может изменяться сложившаяся социальная дистанция между различными субъектами, в том числе и национальными группами. Такие социальные перемещения вызывают обращение различных групп к государству как главному регулятору статусных отношений. Такие процессы, как правило, всегда вызывают рост политической напряженности, поскольку связаны с качественным изменением условий существования групп. В условиях нестабильности, преобразований в различных областях жизни происходит обострение межнациональных отношений. Если групповые перемещения в области социально-экономических отношений не превышают привычных для общества показателей, т.е. совершаются в естественных для него пределах неравенства, то это обходится без существенных политических потрясений. Если же экономические изменения приобретают резкий характер, то политическая стабильность подвергается сильнейшему давлению, а отдельные государства могут даже рухнуть под тяжестью таких противоречий. Негативные последствия социальной мобильности усиливаются в государствах, переживающих распад доминирующих социальных ценностей.