Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народная мудрость : Социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья Петрова Галина Дмитриевна

Народная мудрость : Социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья
<
Народная мудрость : Социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья Народная мудрость : Социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья Народная мудрость : Социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья Народная мудрость : Социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья Народная мудрость : Социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья Народная мудрость : Социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья Народная мудрость : Социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья Народная мудрость : Социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья Народная мудрость : Социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Петрова Галина Дмитриевна. Народная мудрость : Социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11.- Чебоксары, 2005.- 312 с.: ил. РГБ ОД, 71 06-9/49

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ КАК ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

I. Методологические подходы к проблеме 17

2. Целостность и взаимовлияние национальных культур 45

3. Народная мудрость и ее духовная ценность 81

Глава 2. НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ 90

I. Народная мудрость в контексте выживания этноса 90

2. «Общечеловеческое» в народной мудрости 112

3. Народная мудрость и ее репрезентация в обыденном сознании 119

4. Здравый смысл в основе народной мудрости 131

Глава 3. ДУХОВНОЕ ОСВОЕНИЕ МИРА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В НАРОДНОЙ МУДРОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ) 150

1. Этническая культура в обычаях. Мифологическая картина мира 150

2. Социокультурная основа этнического воспитания и обучения 189

3. Народные приметы в устном народном творчестве 218

4. Этнические проблемы здоровья и их отражение в народной мудрости

Глава 4. НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ В ВОЗРОЖДЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Возрождение национальной культуры как духовной 245 потребности

2. Перспективы развития национальной культуры 262

Заключение 282

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность поставленной проблемы диктуется поиском новых моделей воспроизводства национальной жизни народа во всем ее богатстве, стремлением к сохранению и развитию национальных культур, языков, традиций, духовного творчества. Это связано: во-первых, с пробуждением и ростом национального самосознания, которое сегодня характеризуется реальным пониманием и осознанием своего места в истории человеческого общества; во-вторых, возрождением духовности и межнационального сотрудничества; в-третьих, с потребностью создания условий и механизмов сохранения, поддержки и развития национальных культур; в-четвертых, с процессом включения в общемировую культуру на основе приоритетов общечеловеческих ценностей национальной культуры.

Обозначенные проблемы являются важнейшими в аспекте сохранения и развития национальной культуры. Особую значимость они приобретают в последнее время, когда наше общество переживает сложный и драматический период своей истории, связанный с глубокими изменениями не только в экономической и социальной жизни, но и в духовной. Стремлением к демократизации и гуманизации жизни общества востребовано обращение к вечным общечеловеческим ценностям, означающее восстановление деформированных за последние десятилетия естественных структур мировосприятия и социальной организации. В обществе радикально меняется отношение к традиционной материальной и духовной культуре народов, к религиозным верованиям и институтам, их роли в общественной и частной жизни человека, формировании его личности.

Не случайно в последние годы активизировался поиск народных истоков, направленный на изучение его исторических судеб, традиционной культуры, что свидетельствует о возрождении национального самосознания народов. Пробуждение и рост национального самосознания, прежде всего,

связывается с активной востребованностью национальной культуры, ее ценностей, и, в свою очередь, способствует возрастанию духовных потребностей нации. Рост духовных потребностей представлен новыми прогрессирующими силами в развитии национальных культур. Данный процесс находится в постоянном движении, его составляющие всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Постижение своей истории и ее истоков немыслимо без изучения
народной мудрости как древнейшей формы практически-духовного освоения
мира. В силу общественно-исторических причин, ограниченности
человеческой практики в сознании народа в общественной жизни нашли свое
место предшествовавшие и обусловившие последующее развитие
духовности иллюзии, предрассудки и тому подобные явления,

соответствующие ступени общественного развития.

"Народная мудрость" имеет солидные формы презентации в периодической печати, является предметом дискуссии как на научных конференциях, семинарах, так и в обыденной жизни. Ее анализу посвящены этнографические исследования и литературная критика.

Понятие "народная мудрость" прочно вошло в научный оборот, о чем
можно судить по трудам ученых, разрабатывающих проблемы

общественного сознания и его структурных элементов, а также проблем мировоззрения, истории культуры, познания и пр. Понятие "мудрость" и тем более понятие "народная мудрость", по нашему мнению, до сих пор не нашло еще достойного места в философских словарях, чем обусловлено недостаток исследовательского внимания ввиду отсутствия оснований ее осмысления. Исследуя многочисленные источники и проведенным исследованиям рассматриваемая нами тема не нашла должного освещения и осмысления философской общественности. Исследование этой темы, научно-теоретический ее анализ, невозможен без обращения к глубоким пластам общественного сознания, изучения специфики и сущности обыденного сознания, осмысления разнообразных способов освоения действительности.

В философской литературе, посвященной изучению народной мудрости, ее атрибутов, не обозначены ее составляющие, что закономерно затрагивает проблемы анализа частных ее компонентов. В этом кроется причина придания многообразия смыслов и значений ее содержанию. Комплексный ее анализ востребован состоянием современной философской мысли.

Философское исследование народной мудрости, представленной в устном народном творчестве Среднего Поволжья, путем осмысления основных понятий и категорий народного мироистолкования в качестве элемента духовной культуры, в значительной мере обусловлены неистощимой жаждой познания своих истоков, ее проекцией на историю родного края. Этноцентризм1, понимаемый как сосредоточенность на собственных ценностях, придает национальной культуре самоценность, устойчивость, способствует выработке ее защитных механизмов. Проблема народной мудрости как феномена национальной культуры востребована теоретической и практической значимостью настоящего исследования.

Теоретическая значимость предпринятого научного изыскания заключается в введении в научный оборот понятия "народная мудрость", путем определения его места в структуре общественного сознания, рассмотрения ее содержания в контексте условий формирования народной мудрости как неспециализированной формы практически-духовного освоения мира с экспликацией национального своеобразия.

Обращение к народной мудрости народов Среднего Поволжья дало возможность приблизить сформированные многими его поколениями духовно-нравственные принципы к человеку, тесно связанного с жизнью и

1 Этноцентризм - свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве всеобщего эталона; совокупность представлений о собственной этнической общности, о своем народе как о центре, вокруг которого группируются все остальное. Данное понятие не следует рассматривать негативно.

бытом родного этноса, облегчить их осмысление, чтобы органично войти в общечеловеческую культуру.

Диссертационное исследование ограничено его конкретизацией рамками полиэтнического региона Среднего Поволжья, а именно: Республики Чувашия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия. Здесь живут представители трех крупных языковых групп: финно-угорской (марийцы, удмурты, мордва), тюркской (татары, чуваши, башкиры), славянской (русские, украинцы, белорусы). Единого мнения о границах Среднего Поволжья нет. В современной этнографической науке в качестве одного из способов районирования получил принцип выделения историко-этнографических областей, то есть территории, на которой в результате длительного, совместного проживания различных по языку и культуре народов, длительных связей и взаимовлияния между ними возникают сходные культурно-бытовые ценности.

Цель н задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является социально-философский анализ народной мудрости и ее становление на основе таких фундаментальных слагаемых народной мудрости представителей Среднего Поволжья, как мифология, обрядность и национальный быт, народные средства воспитания и обучения, народные приметы, народный аграрный календарь, народная медицина.

Изучение проблемы народной мудрости на основе самобытности
народов Среднего Поволжья наполняется принципиально новым

содержанием, когда от общей постановки вопроса осуществляется переход к решению ряда задач:

- осуществить социально-философский и историко-культурный анализ
национальной культуры, применительно к развитию национального
самосознания в современных условиях;

- раскрыть сущность целостности и взаимовлияния национальных
культур, выявить великую роль русской культуры в процессе диалога
национальных культур Среднего Поволжья;

- дать определение понятия "народная мудрость" и определить специфику
соотношения общечеловеческого, интернационального и национального в
народной мудрости;

- определить место народной мудрости в структуре общественного
сознания и выяснить содержание понятия "здравый смысл" как рационального
ее основания;

-эксплицировать фундаментальные слагаемые народной мудрости как неспециализированной формы практически-духовного освоения мира на основе национального фольклора народов Среднего Поволжья;

- обосновать необходимость возрождения национальной культуры как
духовной потребности нации и определить основы ее развития в аспекте
государственной и общественной деятельности по созданию предпосылок,
условий и механизмов воспроизводства национальной культуры.

Объектом исследования является социальная природа и функционирование народной мудрости в контексте национальных культур Среднего Поволжья и их взаимодействия.

Предмет исследования - народная мудрость и ее отражение в устном народном творчестве народов Среднего Поволжья.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются разработанные в философской науке принципы диалектики, историзма, предполагающие изучение явлений культуры с точки зрения их возникновения, развития и исторических связей. Данное учение об универсальном развитии общества, принцип объективности в изучении культурного наследия. Этнос и его национальная культура являются сложноорганизованной системой, изучение которой невозможно без использования системного подхода, что и определило основные методы анализа: сравнительно-исторический метод, стадиально-ретроспективный, типологический, аналитический, историко-генетический, историко-сопоставительный, комплексный и так далее. Особое значение придавалось историко-этнографическому методу исследования, который был ориентирован

на изучение всего массива устного народного творчества и вычленения основных элементов народной мудрости. Кроме того, теоретическую и методологическую основу составляют идеи отечественной философии о народе, народной культуре, устном народном творчестве, а также формах их выражения.

Проблемы теории наций, национальных отношений, национального самосознания, национальной культуры, национальной политики нашли свое отражение в работах таких ученых, как Р.Г.Абдулатипов, С.М.Арутюнян, Э.А.Баграмов, Н.А.Бердяев, Ю.М.Бородай, Ю.В.Бромлей, Н.А.Беркович, Т.Ю.Бурмистрова, Ю.Ю.Вейнгольд, Л.Н.Гумилев, Л.М.Дробижева, М.С.Джунусов, П.Г.Евдокимов, А.В.Ефимов, И.А.Ильин, М.В.Иордан, А.А.Исупов, А.С.Калмырзаев, С.Т.Калтахчян, М.Д.Каммари, Н.М.Киселев, Л.М.Князев, А.Козинг, И.С.Кон, М.И.Куличенко, Д.С.Лихачев, А.Н.Мельников, А.К.Нуруллаев, П.М.Рогачев, М.А.Свердлиным, Л.В.Скворцов, П.А.Сорокин, А.К.Уледов, П.Н.Федосеев, Г.П.Федотов, А.И.Холмогоров, К.Н. Хабибулин, Н.Н.Чебоксаров, и других.

В научном исследовании автор использовал труды философов,
работающих в области изучения общественного сознания, его уровней и форм,
социального познания и его специфики, а также сущности здравого смысла:
А.И.Анищенко, А.И.Бурдиной, Э.Ф.Володина, Д.В.Вичевой, А.И.Горак,
Л.Г.Гусляковой, Д.Гырдева, И.И.Дубинина, М.В.Демина, В.В.Денисова,
М.С.Козловой, Н.Н.Козловой, Т.А.Кузьминой, Е.И.Кукушкиной, В.М.Межуева,
Ю.Е.Милютина, М.Е.Миронова, Л.И.Новиковой, Т.И.Ойзермана,

Ю.К.Плотникова, Б.Я.Пукшанского, В.И.Толстых, В.П.Филатова,

В.П.Фофанова, В.С.Швырева, В.А.Штоффа.

Сведения по национальной культуре народов Среднего Поволжья почерпнуты из трудов следующих авторов: В.Я.Алексеев, Н.И.Ашмарин, Л.Ф.Банцарева, П.А.Бессонов, Е.П.Бусыгин, Г.Н.Волкова, В.Д.Димитриев, П.В.Денисова, В.Г.Егорова, Н.В.Зорин, Н.А.Исмуков, В.Ф.Каховский, В.Н.Козлов, С.А.Коричев, Ю.Н.Краснов, Т.А.Крюкова, М.Лаптев, А.С.Лузгин,

В.К.Магницкий, С.М.Михайлов, Р.Г.Мухамедова, А.И.Петрухин, Н.В.Прозин, Г.С.Сабирзянов, М.Я.Сироткина А.П.Смирнова, С.А.Токарев, А.А.Трофимова, Э.З.Феизов, Н.Н.Фирсов, М.Р.Федотова, М.Г.Худяков, И.Я.Яковлева.

В основу диссертационного исследования легли собранные автором наблюдения, материалы средств массовой информации, данные многочисленных этнографических экспедиций, социальной психологии, этики народов Поволжья, народной педагогики, социологии и других гуманитарных наук, которые и составили впоследствии эмпирическую базу диссертации.

Степень научной разработанности проблемы. XX век - век научно-технического прогресса. Человек, казалось, проник в святая святых жизни -расшифровал ДНК, полетел в космос, разгадал тайны природы. Наука дала ему четкие ответы на многие вопросы, мучившие наших предков не одно тысячелетие. В этом научно-техническом мире достижения науки и техники вышли на передний план, подвергая забвению те духовные основы, которые на протяжении столетий поддерживало человечество. Сегодня стало очевидным, что, несмотря на это, человек все еще продолжает искать свое место в этом мире, и его терзают те же самые вопросы бытия, которые волновали многие поколения. Научно-технический прогресс не дает ответы на эти вопросы, что побуждает человека вновь и вновь обращаться к извечным ценностям человечества, но, прежде всего, своего народа.

В связи с этим вновь возрос интерес к возрождению собственной национальной культуры, осознанию ее самобытности и самоценности и, как следствие, - заявка на соответствующее место в истории мировой культуры. В этих условиях отсутствие "своего" места невозможно преодолеть без формирования целостности культуры этноса. Однако специальных трудов, посвященных разрешению данной проблемы, на сегодняшний день не имеется. В связи с этим в круг философского анализа данного исследования нами включены такие явления и понятия национальной культуры как устное народное творчество, памятники духовной и материальной культуры народа, мировоззрение, мораль и другие формы практически-духовного освоения мира.

Еще более сложной является задача изучения отражения и выражения основных особенностей и черт духовной культуры народов Среднего Поволжья в устном народном творчестве, нелитературных памятниках далеких эпох.

В современной философии представлен широкий спектр интересных работ о природе, специфике, сущности и функциях обыденного сознания; его соотношении с научно-теоретическим (теоретическим) уровнем общественного сознания, философией, мировоззрением, искусством, различными областями культуры; рассматривается процесс проникновения научных знаний в обыденное сознание и их ассимиляции в нем, а также другие аспекты. Одновременно предприняты исследования и анализ обыденного сознания в контексте истории философии, решение многих из этих проблем нашли свое отражение в научных выступлениях: статьях, монографиях, кандидатских и докторских диссертациях.

В современной философской литературе накоплен значительный материал по осмыслению понятия обыденное сознание, что дает основание для теоретического исследования его основополагающих морфологических структур, среди которых можно указать обыденный здравый смысл, народную мудрость, иллюзии и предрассудки, заблуждения и пр. Некоторые элементы уже были подвергнуты философскому анализу, в числе которых - здравый смысл, заблуждения, пережитки.

Динамика научного поиска требует исследования такого компонента обыденного сознания, как народная мудрость. Активное обращение к материалам духовной культуры народов Среднего Поволжья при исследовании широкого круга философских проблем - требование переживаемого времени. Обращение к истокам национальной культуры показывает, что история и культура являются одними из важнейших факторов самосознания и самоопределения народов Среднего Поволжья.

Содержание народной мудрости, представленное в обыденном сознании современными исследователями, не находит должного внимания в современных исследованиях, но, тем не менее, ей отводится значительное

место в структуре названного уровня сознания. Нередко, констатацией факта, ее упоминанием ограничены многие работы подобного рода.

Некоторые исследователи допускают отождествление народной мудрости и фольклора (либо его отдельные жанры), что, по нашему мнению, неприемлемо, так как, с одной стороны, народная мудрость как сложный атрибут обыденного сознания шире, чем фольклор, а с другой стороны, -подобное отождествление является тавтологией.

Несомненно, многое зависит от направления исследования, то есть от решаемых в научном труде задач. В этой связи народная мудрость может рассматриваться как с точки зрения функционирования в структуре обыденного сознания, так и с точки зрения выполняемых ею функций в контексте развития культуры. Однако это не ограничивает рассмотрение данного вопроса в иных контекстах.

Проблема специальных работ, посвященных исследованию феномена народной мудрости в структуре общественного сознания как формы практически-духовного освоения действительности, заключается в том, что подобных трудов в нашей философской литературе крайне мало. Круг исследователей ограничен - А.К.Бычко, Г.Н. Волков, Н.А. Исмуков, Е.И.Кукушкина, Л.Б.Логунова, В.К.Магницкий, В.В.Миронов, Э.В.Померанцев, Т.Н, Петрова, А.И. Петрухин, И.С.Тукташ,.

Научная новизна данного исследования конкретизируется в положениях и обобщениях, сводимых к следующему:

1. Культура всегда носит национальный характер и в таком качестве органично вливается в мировую культуру. При этом каждая национальная культура остается уникальной и самобытной, что во многом определяется традиционной культурой народа. Национальные культуры находятся в постоянном взаимодействии, таким образом, взаимообогащение культур ведет к созданию общих черт в национальных культурах, с одной стороны, а также к этнокультурной интеграции, с другой. Многообразие национальных культур, одновременно

существующих и взаимодействующих в условиях культурной интеграции, дает возможность овладеть идеалами и ценностями не только собственной национальной культуры, но и богатством, созданным человечеством, трансформировать его на национальную культуру.

  1. Обоснована и раскрыта роль народной мудрости как ядра духовной культуры, обеспечивающей хранение и трансляцию информации, правил и норм от одного поколения к другому на основе этнопедагогических традиций. Народная мудрость образует основу культуры, ее фундамент, которая дает пищу специализированным формам общественного сознания, и, прежде всего, искусству, философии, этике и др. Доказана жизненность, перспективность, оптимизм народной культуры.

  1. Выявлено прогрессивное влияние русской культуры на экономику и культуру народов Среднего Поволжья, на установление между ними более тесных взаимосвязей и сотрудничества.

  2. Сформулировано авторское понимание категории «народная мудрость», выделены ее субстанциональные основания в системе общественных отношений, функциональная роль как звена социальных систем деятельности, компонента социального механизма.

  3. Проведен анализ сущностно-атрибутивных характеристик народной мудрости как особого феномена социальной действительности. Выявлены соотношения общечеловеческого, межнационального в народной мудрости, определено место народной мудрости в обыденном сознании, исследован здравый смысл как рациональное основание народной мудрости.

  4. Дано философское обоснование проблемы возрождения национальной культуры и определения общегосударственных приоритетов, национальных интересов по важнейшим вопросам жизнедеятельности страны. Предложена программа деятельности государственных и общественных организаций по созданию предпосылок, условий и механизмов

воспроизводства национальной культуры, сохранения и развития национальных языков, традиций, обычаев и обрядов. В результате проведенного исследования выдвигаются и обосновываются следующие положения, выносимые па защиту:

национальная культура - это совокупность общественных, материальных и духовных ценностей, созданных непосредственно данной нацией, а также и ценностей, полученных ею в процессе взаимодействия с другими нациями и народами. Национальные культуры находятся в сложной и разнообразной взаимосвязи, подверженной влиянию многих факторов. Для российской духовной культуры характерна взаимосвязь развивающихся, сближающихся и взаимопроникающих национальных культур;

целостность и взаимовлияние национальных культур представляет собой закономерный процесс, выступающий необходимым условием развития мировой культуры. Обогащение общечеловеческим достоянием позволяет каждой национальной культуре, с одной стороны, идти вперед в своем духовном и материальном развитии, а с другой стороны, - более активно и плодотворно участвовать в создании мировой культуры. Русская культура стала интегрирующим фактором взаимодействия национальных культур народов Среднего Поволжья;

народная мудрость есть неспециализированная форма практически-духовного освоения мира и действительности, тесно связанная с ценностной стороной обыденного сознания; ибо подчиняет себе познавательную сторону; выявляет значимость познаваемых вещей и явлений для субъекта, определяет меру их адекватности его потребностям и интересам;

народная мудрость представляет собой особый сплав повседневного опыта и здравого смысла, эмпирического и всеобщего. Народная мудрость формируется в сфере обыденного сознания и актуализируется под воздействием различных условий повседневной жизни, имеет ценностный характер. В структуре обыденного сознания народная мудрость обнаруживает и вскрывает первичные сущности вещей и явлений повседневной жизни,

образующие первооснову обыденного мировоззрения, наиболее ярко проявляющей себя в памятниках духовной и материальной культуры; Смыслообразующей основой народной мудрости является здравый смысл, который выступает оценочным критерием рациональности мышления и действия;

- диалектика общечеловеческого, интернационального и национального находит свое отражение в народной мудрости; их объединяет присутствие здравого смысла и соотносимость с ним;

-решение проблем возрождения национальной культуры возможно в рамках национально-культурной автономии, обеспечивающей право на свободное развитие национальной культуры через национально-культурные центры и государственной поддержки их работы, гарантирующей сохранение самобытности наций, народов посредством мер защиты и стимулирования, предусмотренных государственными программами социально-экономического, национального и культурного развития.

Апробация и значимость работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференции и опубликованы в статьях: "Природа и сущность народной мудрости" (Вестник Московского Государственного Социального Университета. - Москва, 2002); "Народная мудрость в чувашском фольклоре" (Календарь знаменательных и памятных дат по Чувашской Республике "Султалак кенеки = Календарь года: 2003". - Чебоксары, 2002); "Общечеловеческие ценности и народная мудрость" (Сборник материалов научно-практической конференции «Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты», 15 ноября 2002. Вып. 1. Чебоксары); "Диалектика категорий "общечеловеческое" и "народная мудрость" на современном этапе" (Права человека: история и современность. Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 54-ой годовщине со дня приняВсеобщей Декларации Прав Человека 12 декабря 2002 г. М. Изд-во МГОУ. - 2003); "Идеал совершенного человека" (Исторический

процесс: истоки, перипетии, перспективы. Межвузовский сборник. - Йошкар-Ола -Москва, 2004); «Русская культура как интегрирующий фактор межкультурного взаимодействия в Среднем Поволжье» (Вестник Уфимского государственного технического университета. - Уфа, 2005); обсуждались на научно-практических семинарах в Чувашском государственном университете им. И.Н.Ульянова, Чувашском филиале Московского гуманитарно-экономического института, Чувашском государственном педагогического университета им. И.Я.Яковлева и ряде других публикаций.

Результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при разработке отдельных аспектов национальной политики России, задачами которой являются развитие этнокультурной самобытности ее народов; формирование и распространение идей духовного единства, чувства дружбы народов, межнационального согласия; сохранение исторического наследия всех народов России в рамках евразийского этнокультурного пространства; создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям, дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, других народов России, укрепление и развитие национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией.

Кроме того, поднятые в диссертации проблемы и предложенные решения, могут быть использованы в процессе преподавания философии, истории, фольклора, этнографии, при работе над дипломными и курсовыми проектами, способствовать репрезентации духовно-нравственных принципов воспитания не только с помощью теоретических выкладок, но и путем усвоения народных образцов нравственного поведения. Представленные впечатляюще-яркие

примеры чувашского фольклора1, ставшие в рамках народной мудрости классическими, могут применяться в практике воспитательной работы специалистами среднего, среднего специального и высшего образования.

Общетеоретические разработки, выводы, к которым автор пришел в результате проведенного исследования, представляют определенный интерес для дальнейшего изучения структуры народной мудрости, общечеловеческих ценностей и интересов, также необходимы в исследованиях по этнографии, фольклористике, социологии, социальной психологии и культурологии.

В данном исследовании в качестве примера взят чувашский фольклор как культура одного из представителей тюркоязычной группы, принявшей православие и на долю которой выпала связующая роль между исламом и православием.

Методологические подходы к проблеме

Современная Россия - государство, объединяющее более 100 народов, каждый из которых имеет свой национальный колорит: язык, историю, материальную и духовную культуру. Большинство народов страны -исторически сложившиеся этнические общности, дисперсно проживающие на различных территориях. И лишь благодаря собирательной роли русской нации сохранилось единство и многообразие различных этносов, народов, религий и культур.

В настоящее время перед исследователями стоят сложные задачи по переосмыслению многих фактов и явлений национального процесса, изучения, непосредственно связанных с термином «нация» таких категорий, как «этнос», «национальное сознание», «национальная культура».

Во все времена проблема наций и межнациональных отношений привлекала к себе особое внимание. Для 20-х годов XX века характерно многообразие подходов к осмыслению национального вопроса и определению перспектив развития наций и межнациональных отношений.

В 30-40-е годы подходили к изучению национальных проблем в рамках гражданской истории. Однако имеют место попытки рассмотрения национальной проблематики и в обобщающем плане, уделяя главное внимание истории национально-государственного строительства и истории развития некоторых национальных культур, К этому же времени можно отнести проблемы формирования так называемых социалистических наций.

В 60-е годы развернулась широкая дискуссия по всему комплексу проблем, связанных с нацией, национальным и интернациональным. В ходе дискуссии было повержено критике определение нации, данное И.В.Сталиным: «Нация - есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры»3. Дискуссия способствовала преодолению ряда упрощений и открыла новые возможности для исследования проблемы наций и межнациональных отношений.4

Предложенные Т.Ю.Бурмистровой, М.С.Джунусовым, П.М.Рогачевым, М.А.Свердлиным определения нации выходили за рамки прежних дефиниций. Под нацией они подразумевали историческую социально-этническую общность, имеющую качественно иные признаки, чем донациональные общности (племя и народность). М.И.Куличенко же, определяя нацию в составе социально-этнической общности, вместе с тем, ставит ее в один ряд с донациональными общностями. Исследователи С.Т.Калтахчян и А.Козинг дополнили определение нации, включив в ее дефиницию историческую роль нации, ее функции в процессе общественного развития.

Последние десятилетия XX века проблемы теории наций, национальных отношений, национального самосознания, национальной культуры нашли свое отражение в работах таких ученых, как Р.Г.Абдулатипов, С.М.Арутюнян, Э.А.Баграмов, Ю.В.Бромлей, Л.М.Дробижева, П.Г.Евдокимов, М.В.Иордан, А.С.Калмырзаев, А.Н.Мельников, А.К.Нуруллаев, Л.В.Скворцов, А.К.Уледов и другие.

Многими исследователями нация, в первую очередь, определяется как культурная общность людей. Так, «принадлежность человека к нации, -пишет 10. Шипков, - не более, чем принадлежность его к культуре» В.Межуев утверждает: «Нация... есть межиндивидуальная коммуникация людей на базе некоторых общих для них ценностей и норм, задаваемых... не общим происхождением, кровным родством или просто совместным проживанием, а культурой, т.е. системой некоторых вынесенных вовне символических образований»6.

По мнению В.Д.Зотова, отказ некоторых ученых от понятия нация неоправдан, так как без него такие важнейшие производные понятия, как «национальная культура», «национальное самосознание» становятся абстрактными. Поэтому, поскольку прежнее «четырех-признаковое» определение не отвечает реалиям современной жизни, необходим поиск нового определения нации. В основу выработки новых подходов к определению нации необходимо, по его мнению, положить такую фундаментальную ценность, как общность духовной культуры. Другим важным компонентом национальной общности людей является их самосознание, выступающее в качестве стержня духовной культуры, так как именно в самосознании нация определяет свои общие, коренные интересы, цели и идеалы, свое лицо в многонациональном мире, свое отношение к другим нациям и государствам.

Народная мудрость в контексте выживания этноса

Творчество народа - важнейший момент в деятельности людей по овладению своим внутренним и внешним миром. С того самого момента, как человек выделил себя из внешнего мира, он начал искать себя и свое место в нем. Все поиски и их результаты он выражал в устном творчестве, создавая при этом мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины о славных подвигах богатырей, защитников земли народа, исполнявшиеся нараспев под звон струн, героические, волшебные и бытовые сказки. Они пронизаны мудростью предков, содержат национальные и общечеловеческие ценности.

Народная мудрость - одна из главных составляющих народного творчества, сокровищница национальных и общечеловеческих ценностей, выработанных народными массами в течение многих поколений. Она представляет собой одну из древнейших форм практически-духовного освоения мира. В тоже время народная мудрость является современным продуктом общественной жизнедеятельности народа, своеобразным феноменом общественного сознания, обладающим в известном смысле самостоятельной, имманентной логикой, гносеологией и этикой.

Нередко народную мудрость отождествляют с различными разделами народного художественного творчества- - чаще всего фольклором или его жанрами. Этот подход основывается на калькировании термина «фольклор» с английского «folk » - народ, люди и «lore» - мудрость, предания, предложенного английским ученым У.Дж.Томсом в 1846 году для обозначения материалов по старинной поэзии, верованиям и обрядам. Термин «фольклор» в международной терминологии к настоящему времени устоялся как обозначение народного поэтического устного творчества.

Понятия «народная мудрость» и «фольклор» в современном русском языке также не совпадают, ибо первое понятие, с одной стороны, шире по объему, а с другой - специфичнее.

Когда говорится, что этот человек мудрый, мы традиционно связываем это высказывание с представлением о глубоком уме, непременно опирающемся на богатый жизненный опыт.

Первые словари русского языка XI - XII веков предлагают исследователям следующую трактовку наиболее устойчивых по смысловому значению определений: 1) ум, разум, благоразумие - это умудренность; 2) совокупность знаний, ученость - великомудрие; 3) религиозная благочестивость - премудрость; 4) душевная чистота, нравственное совершенство — смиренномудрие; 5) искусность, мастерство, совершенство -совершенномудрие; 6) хитрость, лукавство, плутовство - мудрствование. В соответствии с этим также бытуют различные образы мудреца: духовный наставник, старец, философ, мыслитель, провидец, святой, хитрец, плут и т.д. D Большинство из этих значений сложилось в контексте широкой фольклорной традиции и духовно-религиозной литературы.

На эти же характерных свойства мудрости акцентируют внимание словари современного русского языка6. Подобная трактовка понятия «мудрость» имеет под собой глубокую основу, поскольку только сплав этих основных компонентов - глубокого ума и опыта - дает право говорить о мудрости. В нашем представлении, это лишь приближение к пониманию самого феномена мудрости. Детальный философский анализ позволит рассмотреть его объемно и основательно, как бы выявляя тем самым объективный характер связи его с жизнью.

Понятие «мудрость» неоднозначно, каждый исследователь интерпретирует это понятие своеобразно, так как оно многогранно. Однако среди философской литературы можно выделить три основных направления в трактовке этого понятия.

Первое направление обращено к рассмотрению значения слова «мудрость» в этико-философском контексте, поскольку этимология слова «философия» связывается с «любовью к мудрости». Слово «софия», хотя и переводится на русский язык как «мудрость» или «премудрость», означает не только субъективное состояние души или ума, но и объективное положение вещей: их совершенство, красоту, гармонию. В нем также содержится вполне четкое указание на творчество. В этом случае мудрость рассматривается как «особая форма рефлексии человека над окружающим его бытием, над самим собой, которая основывается не только на «мыслительно-дискурсивном» (А.Ф.Лосев) способе духовного освоения бытия (с помощью понятий и категорий), но и на непосредственно-интуитивном постижении мира (через образы и символы). Мудрость отражает глубокое единство мира, что проявляется в совпадении рационально-теоретических, ценностно-мировоззренческих и практических сторон отношения человека с миром, на основании которых ему предлагается целостная, гармоничная мировоззренческая программа жизнедеятельности . Данное направление ведет к историко-философскому анализу специфики философского знания и его практической значимости. Это давняя философская традиция, которая нашла свое воплощение в трудах выдающихся мыслителей прошлого. Детальный анализ такого подхода к мудрости дан в книге Т.И.Ойзермана «Проблемы историко-философской науки» , что позволяет ограничиться лишь общей констатацией фактов. В связи с историей развития философских знаний рассмотрение мудрости занимает определенное место в истории философии. Продолжение этой традиции - рассматривать философию как мудрость - можно обнаружить и в ряде работ других отечественных авторов.

Изучая рассуждения Т.И.Ойзермана о мудрости «как действительной проблеме», можно понять, что не поддерживает это направление трактовки понятия «мудрость». В заключение первой главы своей книги «Любовь к мудрости: о происхождении понятия «философия», он пишет: «Философия, как бы высоко она ни оценивала мудрость, не должна отождествлять себя с нею. Философия может и должна быть системой научно обоснованных знаний»99. С данным доводом, нельзя не согласиться, оставляя, несомненно, право его сторонникам на отстаивание данного подхода.

Вторым, и наиболее распространенным, является подход, связывающий мудрость с индивидуальными человеческими качествами, более всего интеллектуальными. Подобная трактовка мудрости предложена А.Г.Спиркиным в работе «Сознание и самосознание». Автор этой работы при рассмотрении сознания как целостной системы останавливается на соотношении понятий «рассудок» и «разум», «ум» и приходит к логическому выяснению понятия «мудрость». Учитывая, что «мудрость» - это высшая степень ума, а «мера человеческого ума и его эффективность определяются степенью адекватности логике вещей, событий и целесообразности их преобразования»100, А.Г.Спиркин выводит понятие «мудрость» из качественного уровня интеллектуальной культуры индивида. «Мудрость, -пишет он, - это личностная характеристика совершенного знания, предполагающая способность мастерски применять эти знания в жизни и вести себя благоразумно, с достоинством и предусмотрительно, а также способность схватывать общее и существенное в вещах, с наименьшими затратами средств достигать максимальных результатов, решать возникающие в настоящем проблемы на основании прошлого опыта, реалистической оценки ситуации и логических приемов с точки зрения будущих последствий»101.

Этническая культура в обычаях. Мифологическая картина мира

Накопленный в течение многих веков огромный жизненно-практический опыт человечества аккумулируется в народных знаниях. Эти знания не являются продуктом только одного народа, а складываются и совершенствуются в процессе общения двух или более народов, взаимовлияния и взаимовосприятия, проверяются на практике и передаются из поколения в поколение.

Изучение возникновения и становления народной мудрости позволяет нам высказать мысль, что народная мудрость возникает в качестве общественного, надындивидуального феномена так же, как и возникновение письменности, системы исчисления, календарь и т.п., которые не являются изобретениями одиночек, а представляют собой продукты массовой активности и поиска, вызванные социальной потребностью и опосредованно-социальной мотивацией. При этом народная мудрость являет собой не просто сумму воззрений, суждений и умозаключений отдельных субъектов. В этом плане наблюдается диалектика единичного и общего, так как общее как закономерность выражается в единичном и через единичное, а всякая новая закономерность вначале выступает в виде единичного исключения из общего правила. В конечном счете, в общее превращаются такие единичные исключения, которые соответствуют тенденции развития. В результате народная мудрость становится феноменом тогда, когда создаются общественные условия, при которых мысли, чувства и эмпирические знания индивида становятся созвучными мыслям, чувствам, идеалам и потребностям в знаниях широких слоев народных масс, когда представления о мире в целом совпадают.

Процесс оформления народной мудрости в объективированные формы выражения диалектичен и неверно было бы утверждать, что народные массы, сообща осуществляют этот процесс. При столь тесном общении между собой, осуществляя различные процессы жизнедеятельности, люди накапливают определенный опыт, который может фиксироваться в суждениях, умозаключениях, в единичных репликах, алгоритмах деятельности. Целесообразные и общезначимые крупицы этого опыта отбираются, отшлифовываются людьми, преломляясь соответственно в сознании как отвечающие их здравому смыслу, и могут преподноситься как готовые истинные знания, правила деятельности и общения, подхватываемые многими членами социальной общности, так же преломляясь в сознании. Говорить о народной мудрости не приходилось бы, если бы эти «находки» ограничивались только рамками одной социальной общности. Скорее всего, это могла бы быть локализованная мудрость. Но все дело в том, что и в других социальных общностях происходили подобные процессы, которые также способствовали возникновению вненаучных знаний, представлений, правил. Все эти процессы, одинаково ценные в различных социальных общностях, составили специфический пласт обыденного сознания -народную мудрость. В ней основная мысль часто передается через аналогию с единичными фактами, конкретными действиями, явлениями, в которых причинно-следственные связи очевидны всем и не вызывают сомнения, имеющими по существу ярко выраженную или лишь обозначенную национальную специфику.

Народная мудрость обуславливает процесс формирования своеобразной триады (подобно трем логическим категориям): личность - народ - человечество - постольку, поскольку народ существует не сам по сеое, а через жизни многих людей, личностей. Своими плодами народ вскармливает человечество, которое в свою очередь живет только жизнью своих народов.

Под народной мудростью зачастую подразумевают целый комплекс проявлений народной культуры (обычно деревенской) - обычаи, традиции, способы общения или разделы народного быта: народная кулинария, народная медицина, народные средства воспитания и обучения, народные приметы и прогнозы, устный народный календарь и пр. Все это очень важные, взаимосвязанные элементы данного феномена, выступающие как объективации лучших достижений обыденного опыта и здравого смысла, которые, несомненно, входят в ее содержание. Рассматривать эти элементы в отрыве от материальной и духовной культуры какого-либо этноса непоказательно. Вся прелесть в изучении народной мудрости заключается в обнаружении глубинных пластов народной философии в знакомых с самого детства литературных памятниках народного эпоса.

Мифологию считают первобытной философией людей, и недаром. Миф представляет собой особый вид устного народного творчества, возникший на ранних ступенях развития человеческого общества. В широком смысле миф - это повествование-объяснение сотворения мира, богов, добрых и злых божеств (духов), человека, природы и ее явлений. Миф - это не жанр словесности, а определенное представление о мире. В мифе, как и в литературе, имеется содержательный образ: и чам, и здесь идея выступает в единстве с чувственным образом.

Похожие диссертации на Народная мудрость : Социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья