Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Неомистицизм в идеологии альтернативных движений стран Западной Европы (80-е годы XX века) Курочкин, Дмитрий Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курочкин, Дмитрий Николаевич. Неомистицизм в идеологии альтернативных движений стран Западной Европы (80-е годы XX века) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Минск, 1993.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми исследования связана с необходимостью фундаментального изучения таких новых и быстро развивающихся социальных явлений, какими являются неомистицизм и альтернативные движения. Как правило, мистицизм и нетрадиционные движения социального протеста приобретают особую значимость в общественном сознании в кризисные эпохи: резкая переоценка традиционных ценностей миллионами людей значительно усиливает потребность в новых духовных ценностях и социальных ориентирах, порождает поиски альтернативной модели цивилизации. Все эти процессы приводят к тому, что гораздо большее внт/ание уделяется поиску духовных основ, бытия. В результате массового разочарования в традиционной системе ценностей возникает два основных подхода к решению такого рода проблем: либо "внутренняя эмиграция", погружение во внутренний мир человека /что более характерно для несмистицизма/, либо активное конструирование новых социальных ценностей и идеалов в виде различных альтернативных проектов и экспериментирования с 'новым стилем жизни".

Эти проблемы весьма актуальны не только для западноевропейских стран: в 90-е годы во всей остроте с ними столкнется и наша страна, находящаяся на чрезвычайно драматическом этапе своего развития. Поэтому ігирокоо распространение неомистицизма, появление многочисленных нетрадиционных социальных движений ууе сегодня настоятельно требуют изучения и осмысления на уровне научно-теоретического сознания. Несмотря на то, что данное исследование основано на материалах стран западной Европы, его выводы могут представить болыной интерес и для отечественных исследователей и общественных деятелей. По мнению многих философов, социолог в, политологоз, в блигайптне годы среди многих слоев нашего общества, особенно среди молодежи п интеллигенция, есе большее значение будут приобретать многие идеи несмистицизма, возможно значительное распространение алътернативистекой ментальності!; вероятно возникновение более или менее значительного альтернативистского социального сектора, в частности, достаточно устойчивых социальных груш, сугастг тогах вно сферы оплачиваемого труда. Вероятны как традиционные для стран Западнее Езрояи фор:си альтернатквизма, которь-? более подробно анализируются в данном исследова ти, '. к л принципиально hobj-j, характер которая в настоящее время трудно предвидеть, однако в целом аяьтеряатнвяетские идеи в наглой стране, і*як и в Западной

Европе, будут характеризоваться .антитехницистской направленное/ тью.

Состояние исследования проблемы, Проблемы неомистицизма и альтернативних движений стали объектом исследования многих философов, социологов, психологов, политологов, религиоведов на Западе в последние 15-20 лет, в нашей стране - не более 10 лет назад. Сначителышй вклад в изучение проблем неомистицизма внесли такие исследователи, как P.L-'лвуд, Д.Хаит, П.Грант, Дж.Ниддлман, 0.1Тпрриилпо,,Г.0нрот, Р.джоунс, У.Уэйнрайт, Р.Уатноу, К.Шорт, V.'1/шпде, Ь.Уилсон, С.Альбсрг, .Іак.Макдиуалл, Е.Г.Балагушкин, П.С.Гуревич, Л.И.Митрохин, Иі.А.Кимелев, В.С.Поликарпов, И.II.Игнатьев, А.Л.Ткачева, И.Р.Григулевич, Б.З.Никифорова. В разработке проблематики альтернативних движений особое место занимают работы таких ученых, кок Р.Инглхарт, Р.Ддрендорф, М.Боль де Баль, К.ІІипков, О.Флехтхайм, Д.Фосс, Р.Ларкин, Х.Глассер, Д.Грин, ВДяуг, Х.КуноФФ, Г.Лакруа, А.М.Блйчоров, Э.Я.Баталов, А.К.Еыч-ко, Л.П.Пдовиченко, К).Н.Давидов, А.С.Панарин, М.А.Попова, И.В. Проскурина, П.П.Т.'отрошилова, В.Ц.Худавердян; идеологов и теоретиков альтернативная - К.Амери, Р.Баро, М.Букчин, Л.Горц, А.Турен, П.Келли, К.Оффр, Т.Роззак, В.Хаэенклевер, И.Хубер.

В последние полтора десятилетия в нашей стране появился ряд диссертационных исследований, в той или иной мере затрагивающих проблемы неомистицизма и альтернативных движений. Однако, несмотря на кажущееся обилие исследований и публикаций по данной про-

Посттот^литарнор общество на рубеже веков. Динамика изменений социальной структуры и ценностных ориентации. Институт социологии Российской Академии Наук. М., 1992. СС.147-155.

См:: Еременко В.П. Специфика, характер проявления и пути преодоления вневероисповедной мистики. Днепропетровск, 1978.; Игнатьев И.П. Критический анализ современных псевдовосточннх культов. М., 1987; Иноземцева В.А. Новые социальные движения в Финляндии, их роль в решении глобальных и социальных проблем. Л.. 1990: Коваленко B.C. Типология социально-политических движений на примере развитых стран Западной Еиропы. М., 1987; Мельниченко Е.Н. Новые демократические движения в развитых капиталистических странах. М., 1987: Никифорова Б.З. Особенности критики религии в США и нетрадиционные формы религиозности. М., 1976; Терехова В.А. Специфика религиозной мифологии. М., 1987; Фали-ков Б.П. Социально-политические аспекты некоторых религиозных движений в США. М., I98G; Хршановский В.А. Критический анализ современной вневероисповедной мистики в капиталистических странах. Л., 1977.

блематике, следует.признать, что всестороннее изучение неомистицизма и альтернативиэма только начинается и потреоует многих лет междисциплинарных исследований, совместных усилия ряэлич-наук, научных і.;кол и направлений. Анализ состояния чзученности данных проОлрм свидетельствует о том, что до настої..него времени исследовались лишь отдельные аспекты этих сложных социальных явлений, ешо не сложилась обшая система понятий, адекватно отражавших их сущностные черты, не Ыюрмилея единый ка'иторнальш.й аппарат. В научной литературе до сих пор отсутствует развернутый анализ нетрадиционной религиозности и новых социальных движений, не изучены в достаточной мере причины их возникнчченич и широкого распространения в странах с, различными религиозно-культурными и политическими традициями»

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является анализ идей ноомистицизма и попыток их реализации в проектах и концепциях альтернативистоп западноевропейских стран в 80-е годы; выявление противоречивой сущности и специфики 111 о-мистицизма и альтернативиэма; определение их роли * моста в современной социально-политической жизни стран Западной Европы.

Исследование развертывается в серию конкретних задач, вытекавших из обшей цели работы:

изучение причин возникновения п распространения неомистицизма и альтернативизма и связанная с этим попытка рассмотрения мистицизма в широкой исторической ретроспективе;

анализ соотношения неомистицизма и религиозно-мифологического мировосприятия с одной стороны и научно-рационалистического мировоззрения с другой;

исследование идейных основ и взаимосвязей Ht мистицизма и альтернативизма, их взаимоотношений с традиционными ооциально-по-литическими институтами».

Теоретическая и методологическая основа исследования. В данном исследовании автор опирался в решении поставленных задач на работы зарубежных и отечественных мыслителей. Философов, социологов, историков, психологов, политологов, взгля і которых і некоторый изучаемым проблемам не только не совпадают, но неродко и противоречат друг другу; использованы различные подходы и трактовки, вклвчая, естественно, ігаркск теки В частности, в нем пироко использованы работы русских философов /В.С.Ссловввва.Н.О.Лосского, П.А.Флоренского, Е.Н.Трубецкого, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева и

и других/, зарубежных и отечественных религиоведов и философов /Р.Л.Кимелев, П.С.Гуревич, В.С.Поликарпов, Е.Г.Ьалагушкин, В.К. Лрсенкин, А.ВЛулыга, д.Е.гурман, А.А.Ткачева, М.Элиаде, д.Хант, Г.йрнер, У.Узйнрайт.и др./, методологов науки различных школ и направлений /Л.А.Ьеленов, П.Фейерабенд, К.Хюбнер, Д.И.Широканов і: др./, социологов /Р.Инглхарт, У.Уатноу, Р.дярендорф, А.Турен и др./, психологов /К.Ннг, В.В.Налимов, В.Б.Швырков, Ь.Г.Ьгор-кин и др./, идеологов к теоретиков альтернативизма и неомистицизма - К.Амери, I'.Fapo, М.Ьукчина, А.Горца, П.Келли, К.Оффе, Ї.Роззака, В.Хазенклевера, іч.Хубера.

Источниковедческую базу исследования составила обширная /более 25С авторов/ и разнообразная отечественная и зарубежная /на 1С европейских языках/ литература Философского, религиозного, социологического, политологического характера. Предметом анализа были также программные документы различных политических партий и общественных движений западноевропейских стран.

Н.пучнчп новизна диссертации заключается прежде всего в том, что на основе анализа большого количества теоретических источников и Фактического материала в ней предпринята попытка комплексного, междисциплинарного исследования проблем иеомистиішзма и алъ-тернативизма, выявления их взаимного идейного влияния. В данном исследовании неомистицизм рассматривается автором и как транскуль-туриый Феномен, отражающий процесс взаимопроникновения элементов культур Востока и Запада и тенденцию к универсализации современного человека, к созданию синтетического, целостного мировоззрен ния. В работе анализируется генезис альтернативизма, рассматриваемого одновременно и как естественный идейный преемник движений социального протеста прошлого, и как специфическое явление конца XX века. В исследовании осуществлена попытка анализа теоретических концепций алътернативистов - постматериалистических ценностных ориентации, антиавторитарного государства /"базовой демократии"/, экологического социализма.

В диссертации использованы работы многих западных исследователей и идеологов альтернативизма и неомистицизма, большинство из которые ранее не переводилось на русский язык. Также впервые во-^-влекаются в научный оборот на русском языке многие материалы справочного и статистического характера из различных иностранных источников.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанные в нем идеи и положения о причинах возникновения и широкого распространения неомистинчзма и альті])-нативизма, их -ипология, анализ теоретических концепций альтер-нативистов могут быть использованы для дальнейших исследовании этих сложных явлений. Проведенное исследование дает определенный материал для разработки обшей теории нетрадиционных религиозных движений и альтернативизма. На материалах диссертации могут быть разработаны различные спецкурсы, например, "Новые социальные дьи-жения в странах Западной Европы", "Нєомнстішизм как Форма диалога различных культурно-религиозных традиций", "Неомистицизм и альтер-нативизм: социально-политические аспекты" и т.п. Материалы исследования могут быть широко использованы в работах и статьях, посрн-ленных проблемам поиска новых социальных ценностей, развития нетрадиционных религиозных и социально-политических движений, в том числе в нашей стране.

Апробация работы. Основные идеи диссертации были изложены и обсуждены на всесоюзных и республиканских научно-практических конференциях в АНБ и ЬГУ /I987-IS89 гг./, на всесоюзной научной конференции "Идеология и практика нетрадиционных культов и неомистицизма" /Новосибирск, 1989 г./, на международной конференции "Обновленная Европа" /Заславль, 1990 г./. на научных симпозиумах Философского общества АН СССР /г.Нижний Новгород, 1987-1992 гг./.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования проблемы, диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Содержание диссертационного исследования изложено на 108 страницах, приводится список литературы на 15 страницах.