Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия Трифонова Татьяна Леонидовна

Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия
<
Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трифонова Татьяна Леонидовна. Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Трифонова Татьяна Леонидовна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2008.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/161

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические проблемы ценностных ориентации 15

1.1. Понятие ценности и роль ценностного подхода в исследовании 15

1.2. Ценностные ориентации и их функции 38

Глава II. Межнациональная семья, ее специфика и ценности (на примере Республик Бурятия)

2.1. Сущность семьи и ее виды 54

2.2. Межнациональные семьи, их динамика в современных условиях 83

2.3. Значение ценностных ориентации в создании и развитии межнациональных семей 105

Заключение 128

Библиография 132

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время в России происходят существенные социально-политические и социально-экономические трансформации. В этих условиях семья, являющаяся основной ячейкой общества, также претерпевает функциональные, структурные изменения. В соответствии с условиями и традициями, которые сложились в процессе современного развития общества, потребности людей к исполнению ими новых социальных функций, также ролей членов семьи становятся иными. В связи с этим на смену традиционной семье приходит так называемая нуклеарная, которая, по мнению ряда исследователей (Д. Попеное, Д.Дэвиса) , претерпевает существенную трансформацию (в частности, здесь происходит перемещение акцентов на индивидов).

Известно, что Россия исторически сложилась и существует как крупное полиэтническое государство, в состав которого входят более 160 национальностей. Сегодня в стране насчитывается 40 миллионов семей, значительное число из которых составляют межнациональные. Хотя в общем массиве семей они не представляют большинства, тем не менее их место и роль весьма существенны: от характера их формирования и функционирования во многом зависит состояние фактически всех социальных процессов в обществе — демографических, этнических, культурных и др. В целом же межнациональные семьи объективно отражают процессы сложного межнационального взаимодействия и поэтому выступают своеобразным индикатором национальных отношений в стране в целом.

Изменения, которые претерпевает институт семьи на современном этапе развития российского общества, можно охарактеризовать как кризисные. В целом же данное явление представляет собой кризис ценностей семейного образа жизни, который наиболее рельефно отражается на состоянии

1 Попеное Д. Упадок американской семьи (1960-1990): обзор и оценка / Д. Попеное // Вестник Московского государственного университета. — Сер. 18: Социология и политология. — 1996. - №3. — С. 71.

4 межнациональных браков, поскольку - в отличие от однонациональных - они имеют существенные особенности. Последние состоят в том, что создающие межнациональные семьи супруги представляют разные национальные культуры, традиции, обычаи, образы жизни, языки, особенности этнического самосознания и, в конечном счете, разные системы ценностей, что создает определенные проблемы для брачующихся. Таким образом, обнаруживается необходимость в выявлении и изучении ценностных ориентации межнациональной семьи, в прогнозировании тенденций развития как национального, так и ценностного, семейного аспектов жизнедеятельности современного общества.

Степень научной разработанности темы.

Изучение ценностей и ценностных ориентации (в том числе семейных), методов их измерения, факторов формирования, возможных последствий преобладания в обществе тех или иных ценностей относится к числу важнейших проблем философии и социологии, которые получили обстоятельную разработку в трудах зарубежных и отечественных ученых.

Так, глубокое исследование сущности понятия «ценности», их классификацию осуществили в своих работах А. Маслоу, Л. Моррис, М. Рокич, 3. Фрейд и др.1 Из отечественных исследователей ценностной проблематикой занимались такие авторы, как С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, А.А. Ручка, В.П. Тугаринов и др. В трудах этих ученых рассматривались фундаментальные проблемы аксиологии, исследовалась проблема происхождения ценностей, изучалось положение системы ценностей в мире духовного и материального.

Проделанный диссертантом анализ современной философской и социологической литературы позволил выявить несколько направлений в

1 Maslow А.Н. New knowledge of human values / A.H. Maslow. - N.-Y., 1959.; Morris Ch. Varieties of human
values. - Chicago., 1956.; Rokeach M. The nature of human values. - N.-Y., 1973.; Фрейд 3. Я и Оно: труды
разных лет/3. Фрейд. - в 2 т. - Тбилиси, 1991.

2 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. - М., 1988.;
Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М., 1986.; Каган М.С.
Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб., 1997.; Ручка А.А. Социальные ценности и нормы / А.А.
Ручка. - М., 1976.; Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. —Л., 1960.

5 изучении семьи, одно из которых относится к разработке проблем межнациональных браков. Достаточно много было сделано в этой области советскими учеными (причем их исследования не потеряли своей значимости и в настоящее время). В их работах получила освещение и разработку самая различная тематика: динамика межнациональной брачности, факторы стабильности межнациональных семей, проблема детей в смешанных семьях. Эти вопросы подробно изучались такими авторами, как У.С. Абдуллаев, Р.А. Ачылова, С.Ш. Гаджиева, О.М. Гусейнов, Л.М. Дробижева, Ю.А. Евстигнеев, Н.М. Киселева, В.П. Кривоногое, М.А. Меретуков, Т.Б. Савина, А.А. Сусоколов и др.

Особый интерес ученых вызвало изучение динамики межнациональной брачности как неотъемлемой черты советского образа жизни. При этом практически все исследователи вплоть до конца существования СССР отмечали неуклонный рост числа межнациональных семей, указывая их важную роль в процессе интернационализации межнациональных отношений.

Внимание советских ученых, в частности, было обращено на проблему этнической самоидентификации подростков из этнических смешанных семей. В этом аспекте успешно работали Ю.А. Евстигнеева, Н.М. Киселева, Т.Б. Савина и некоторые др.

Необходимо констатировать, что советская традиция исследования межнациональных семей была продолжена рядом современных

1 Абдуллаев У.С. Изучение однонациональных и национально-смешанных семей в сельских местностях Андижанской обл. Узбекской ССР У.С. Абдуллаев // Новое в этнографии. - 1989. - Вып. 1.; Ачылова Р.А. Межнациональные браки и семьи в СССР. - М., 1968.; Глджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. / С.Ш. Гаджиева. - М., 1985.; Гусейнов О.М. О некоторых характеристиках функционирования и развития межнациональных семей / О.М. Гусейнов // Научный коммунизм. — 1983. -№2.; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений /Л.М. Дробижева. - М., 1981.; Евстигнеев Ю.А. Национально-смешанные браки в Махачкале / Ю.А. Евстигнеев // Советская этнография. - 1971. - '.NM.; Киселева Н.М. Межнациональные браки в Адыгее / Н.М. Киселева // Культура и быт адыгов // Культура и быт адыгов. -Вып. 1. — Майкоп, 1976.; Кривоногое В.П. Межэтнические браки у хакасов в современный период / В.П. Кривоногое // Советская этнография. — 1980. - №3.; Меретуков М.А. Межнациональные браки у адыгов в XIX - XX вв. / М.А. Меретуков // Культура и быт адыгов (Этнографические исследования). - Вып. 2. -Майкоп, 1986.; Савина Т.Б. Межнациональная семья на Северном Кавказе / Т.Б. Савина // Известия Северо-Кавказского научного центра Высшей школы. Общественные науки. - 1984. - №1.; Сусоколов А.А. Национально-смешанные браки и семьи в СССР / А.А. Сусоколов. - М.: Мысль, 1987.

исследователей. Во-первых, в центре их внимания оказались в сущности те же проблемы, что и у советских ученых (динамика межнациональной брачности, особенности этнически смешанных семей, проблема их устойчивости и др.). Данный круг проблем, как правило, становится предметом региональных исследований. Во-вторых, практически все современные отечественные исследования проводились в рамках либо макросоциологического анализа (динамика межнациональной брачности, роль этнически смешанных семей в этнических процессах), либо микросоциологического (проблемы межэтнической адаптации супругов в межнациональных семьях и детей в контексте этнической идентификации). Разработкой вышеуказанных проблем в 1990—2000-е годы занимается большая группа ученых: Н.А. Алексахина, А.Г. Волков, Г.С. Гончарова, Л.В. Горизонтов, В.В. Гриценко, В.П. Левкович, В.В. Мархинин, Б.Н. Попов, Г. Силласте, Л.С. Соловей, Г.Р. Столярова, Т.А. Титова, А.В. Топилин, Н.К. Уразгильдиева, М.Я. Устинова и др.1

Существенно отметить, что большинство современных исследователей констатирует снижение на территории постсоветской России численности этнически смешанных семей. Подобную тенденцию отмечают А.Г. Волков,

' Алексахина Н.А. Этнически смешанные браки в РФ / Н. Алексахина // Этнополнтический вестник. - 1995. - №3 (9).; Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки / А.Г. Волков // Семья и семейная политика. — М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения, 1991.; Гончарова Г.С. Семейно-брачные отношения у народов Сибири: проблемы, тенденции, перспективы / Г.С. Гончарова, Л.Я. Савельев. - Новосибирск: Нонпарель, 2004.; Горизонтов Л.В. Закон против счастья. Смешанные браки в истории двух народов / Л.В. Горизонтов // Родина. - 1994. - №12.; Гриценко В.В. Социально-психологический климат вокруг национально-смешанных семей / В.В. Гриценко // Этнические факторы в жизни общества. — М., 1991.; Левкович В.П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях / В.П. Левкович // Психологический журнал. - 1990. - №2.; Мархинин В.В. Межэтнические браки: состояние, динамика, проблемные ситуации / В.В. Мархинин, И.В. Удалова. — Новосибирск СО РАН, 1998.; Попов Б.Н. Межнациональные браки и их особенности в регионе / Попов Б.Н. // Межнациональные отношения в регионе (по материалам Якутской АССР). - Якутск. 1990.; Силласте Г. Русская семья в республиках России в условиях новой межнациональной ситуации (по материалам Мордовии и Чувашии) / Г. Силласте // Исслед. Рос. акад. гос. службы. - Сер. 1, Социол. - 1996. - №3.; Соловей Л.С. К вопросу о национально-смешанных браках в Молдавии / Л.С. Соловей // Советская этнография. - №5. - 1996.; Столярова Г.Р. Межэтнические семьи в Татарстане / Г.Р. Столярова // Язык и национализм в постсоветских республиках: по матер. Междунар. симпозиума, 5-6 марта 1994 г., Чикаго. — М., 1994.; Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях / Т.А. Титова // Казань: Форте-Диалог, 1999.; Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния / А.В. Топилин // Соц. исслед. - 1995. - №7.; Уразгельдиева Н.К. Национально-смешанные семьи: социально-психологический портрет / Н.К. Уразгельдиева // Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX века. - Ростов-на Дону, 1998.; Устинова М.Я. Некоторые вопросы изучения национально-смешанных браков и семей: (на примере Литвы) / М.Я. Устинова // Семья: традиции и современность. — М., 1990.

7 А.В. Топилин и др. авторы, которые вместе с тем в целом негативно оценивают данное явление.

Современные отечественные исследователи стали рассматривать
социально-психологические проблемы взаимоотношений в

межнациональных семьях (В.В. Гриценко, В.П. Левкович, Н.А. Некрасова, и др.). Значительный интерес, в частности, представляет изучение социальной адаптации детей из межнациональных семей в полиэтнической среде (В.В. Мархинин, Т.А.Титова, А.В. Топилин и др.).

Российские ученые исследовали проблему учета роли национального фактора в развитии современных семей, поскольку без этого невозможно дать прогноз развития семейно-брачных отношений в обществе, где семья как социальный институт служит воспроизводству нации (исследования А.И. Антонова, Ю.А. Гаспарян, СИ. Голода, Л.В. Карцевой, С.А. Сорокина и

др.)1-

Существует целый ряд работ, в которых исследователями из Республики Бурятия рассматриваются отдельные аспекты становления и функционирования межнациональных семей (И.Б. Балдандоржиева, К.Д. Басаева, А.Д. Жалсараев, Г.С Махарова)2. В имеющихся исследованиях такого рода, как правило, освещаются лишь отдельные стороны процесса. В существующих работах отсутствуют исследования, выясняющие ценностные ориентации межнациональных семей. Все это, а также сказанное выше определило выбор автором темы настоящего исследования.

Объектом исследования является межнациональная семья в современных условиях развития общества.

1 Антонов А.И. Судьба семьи в России XXI века / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. - М.: Грааль, 2000 г.;
Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) / Ю.А. Гаспарян. — СПб.: ТОО TK
Петрополис, 1999.; Голод СИ. Семья и брак: историко-социологический анализ / СИ. Голод. - Санкт-
Петербург. TOO TK «Петрополис». - 1998.; Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации
российского общества / Л.В. Карцева // Социс. - 2003. - №4.

2 Басаева К.Д. Семья и брак у бурят: 2-я пол. XIX - нач. XX в. / К.Д. Басаева. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во,
1991.; Балдандоржиева И.Б. Смешанные браки как аспект межэтнического взаимодействия (на примере
Республики Бурятия) / И.Б. Балдандоржиева. - Улан-Удэ.; Жалсараев А.Д. Некоторые результаты
исследования межнациональных браков (по материалам Дворца бракосочетания г. Улан-Удэ) / А.Д.
Жалсараев // Быт бурят в настоящем и прошлом. —Улан-Удэ, 1980.

Предметом исследования — ценностные ориентации межнациональных семей.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей ценностных ориентации межнациональных семей.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

выявить основные методологические подходы к изучению содержания понятий «ценность», «ценностные ориентации», «семья», «межнациональная семья»;

исследовать особенности, состояние, функции и тенденции развития современной российской семьи в целом и межнациональной в частности;

- выявить факторы, влияющие на динамику функционирования
межнациональной семьи в современных условиях;

- определить значение ценностных ориентации в создании и развитии
межнациональных семей.

Гипотеза исследования состоит в том, что межнациональная семья
представляет собой весьма сложное социальное образование, где сочетаются
различные типы культур, традиций, языков, поведения, а в итоге у людей
формируются различные ценностные ориентации. Как показывают
результаты проведенного нами исследования, взаимодействие ценностных
ориентации в межнациональных семьях происходит в основном в русле
толерантного отношения и взаимодополнения. На современном этапе
развития общества в условиях происходящих процессов урбанизации и
глобализации наблюдается определенная трансформация системы
ценностных ориентации, существенная ориентированность людей

(независимо от их национальной принадлежности) на ценности индивидуального, личностного порядка.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские методы (в частности, диалектический), общенаучные принципы объективности, а также системного анализа, историзма, структурно-функционального подхода. В процессе написания диссертационной работы

9 использовались общенаучные методы индукции, дедукции, анализа и синтеза. Автором также применялись социологические методы исследования: анкетирование, наблюдение, беседа и др.

Анализ ценностных ориентации межнациональных семей в диссертационной работе осуществлялся на основе теоретических концепций и научных трудов крупнейших отечественных и зарубежных исследователей по исследуемым проблемам. Наряду с монографическими исследованиями также были использованы материалы периодической печати, сборники научных трудов, сборники государственной статистики.

Эмпирической базой исследования являются результаты проведенного автором анкетного опроса межнациональных семей Республики Бурятия. По специально разработанной анкете было опрошено 678 жителей Республики Бурятия, состоящих в межнациональном браке. Опрос проведен в г. Улан-Удэ и 5 сельских районах республики. В работе были также использованы статистические и эмпирические данные социологических исследований по проблемам современной межнациональной семьи, проведенных в России, ее регионах, в том числе и в Республике Бурятия.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На динамику и развитие межнациональной семьи влияет система
внешних и внутренних факторов. К внешним макро-факторам относятся
экономика, право, политика, религия, территория, характер расселения, рост
инонационального населения, особенности половозрастной структуры
населения и др. К внутренним факторам относятся: особенности этнической
культуры каждого из супругов; обычаи и обряды народов, к которым они
принадлежат; формирование ценностной системы, толерантности, доверия;
распределение обязанностей между супругами и т.д.

2. В межнациональных семьях особенности этнической культуры
сказываются наиболее рельефно. Люди разных национальностей
неодинаково относятся к внутрисемейным проблемам. И чем более
существенны межэтнические различия в бытовой и поведенческой культуре,

10 тем реже заключаются межнациональные браки, и наоборот, чем больше сходства, тем чаще такие браки.

3. Различия в психическом складе, темпераменте, привычках супругов
межнациональных семей не только не мешают нормальной семейной жизни,
а как бы взаимообогащают супругов, поддерживают их интерес друг к другу.
Внутренняя атмосфера в таких семьях больше чем в однонациональных
способствует выработке толерантности, уважения и терпимости к обычаям и
традициям других этносов. Разумеется, межнациональные семьи, как и
однонациональные, не свободны от противоречий, конфликтов. Вместе с тем
было бы неверно считать, что в межнациональной семье меньше
возможностей для взаимного приспособления супругов, чем в
однонациональных. Как показывают наши наблюдения, межнациональные
семьи распадаются не чаще однонациональных.

4. Рост и развитие межнациональных семей усиливают процессы
двуязычия. В большинстве национально-смешанных семей общение
происходит либо на двух языках, либо на русском. Часто русский язык
используется во внутрисемейном общении в межнациональных семьях даже
тогда, когда ни один из супругов не принадлежит к русской национальности.
Данное явление объясняется, скорее всего тем, что именно русский язык
является фактическим языком межнационального общения и обладает
большой сферой применения во всех областях жизнедеятельности
современного общества.

5. Каждая сложившаяся межнациональная семья создает условия для
формирования новых аналогичных семей. Зачастую в межнациональные
браки вступают те, кто уже имел опыт родственного общения с людьми
другой национальности.

6. Межнациональные семьи выступают одним из каналов
взаимовлияния культур. Взаимодействие различных элементов культуры
контактирующих этносов в межнациональной семье и передача потомкам

элементов двух этнических культур в конечном итоге являются источниками для развития и обогащения культуры каждого народа.

7. Люди, вступившие в межнациональный брак или являющиеся
выходцами из межнациональной семьи, в своем большинстве являются более
толерантными, готовыми к общению и позитивному взаимодействию с
представителями других национальностей, чем просто индифферентными.

8. В межнациональной семье происходит синтез разнородных
этнических признаков, что сопровождается трансформацией этнического
самосознания. Члены межнациональной семьи испытывают проникновение
противоположных культур, в результате чего происходит разрушение
первоначальных граней их национальной идентичности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Рассмотрены основные методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации», «семья», «межнациональная семья»;

  2. Исследованы особенности и тенденции развития современной российской семьи в целом и межнациональной в частности;

  3. Раскрыто влияние традиционных ценностей на формирование ценностных ориентации членов межнациональной семьи;

  4. Выявлены факторы, влияющие на динамику функционирования межнациональной семьи в современных условиях;

5. На основе теоретического анализа и данных эмпирического
исследования установлено, что на современном этапе развития общества в
условиях урбанизации, глобализации наблюдается некоторая трансформация
системы ценностных ориентации, в частности, возрастает
ориентированность людей на ценности индивидуального (личностного)
порядка.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что выдвинутые в работе теоретические положения раскрывают особенности и значение ценностных ориентации в развитии

12 межнациональных семей в современных условиях. Полученные результаты диссертационного исследования могут служить основой для дальнейших научных исследований проблем межнациональных семей.

Практическая значимость. Основные положения и результаты работы могут стать основой для формирования государственной региональной семейной и национальной политики, разработки и совершенствования методик исследования брачно-семейных, межнациональных отношений в республике. Обобщения и выводы диссертации также могут быть использованы при построении курсов лекций в области философии и социологии семьи, при подготовке соответствующих методических пособий и практикумов, могут найти практическое применение в педагогической и воспитательной работе в условиях вуза.

Апробация работы. Основные результаты исследования апробированы
в выступлениях автора на научных конференциях, в том числе
международных: «Социально-стратификационная дифференциация

российского общества» (Улан-Удэ, 2006); «Интеллигенция и взаимодействие культур» (Улан-Удэ, 2007), а также на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов и студентов Бурятского государственного университета в 2005, 2006, 2007 годах.

По теме диссертации опубликовано 7 статей, в том числе две статьи в реферируемых журналах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Понятие ценности и роль ценностного подхода в исследовании

Проблема ценности и ценностных ориентации относится к основным проблемам философии, социологии, психологии, педагогики. Вообще искусственная (социальная) среда обитания людей - преимущественно ценностная, среда «опредмеченных ценностей» (В. Брожик)1. Человеческая жизнь наполнена ценностными отношениями. Сознательное отношение человека к миру по сути и является ценностным отношением. Ценности индивида реализуются через механизм ценностных ориентации, т.е. повседневные поступки людей определяются не какими-то абстрактными, мировоззренческими представлениями, а конкретными ценностными ориентациями. В своей жизни человек ориентируется на политические, моральные, социальные, культурные ценности, что выражается в предпочтении или отвержении определенных моделей поведения, смыслов, идеалов. Философия рассматривает ценности в аспекте аксиологии (философии ценностей), ее интересуют проблемы бытия ценностей, существования их самих по себе, проблема высших ценностей. Социология рассматривает ценности как фактор, играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий, основополагающий элемент культуры, являющийся основой идеологии, ценностно-нормативного механизма социальной регуляции. Психология изучает освоение ценностей личностью в процессе ее становления. В обыденном сознании ценности — просто вещи, обладающие ценными свойствами или высокой рыночной стоимостью: деньги, драгоценности, антиквариат, произведения искусства и т.п. Содержание понятия ценностей большинство ученых характеризуют через выделение таких характеристик, как значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Возникновение ценностей связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, которые обладают высокими качествами, содержат в себе важные, необходимые свойства, способные удовлетворить определенные потребности общества, человека. С другой стороны, ценность выступает как суждение, связанное с оценкой значимости существующего предмета, явления человеком, обществом. В данном случае ценность выступает как форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом. Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие человека в аспекте объект-субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности. Ценностное отношение возникает лишь с того момента, когда предмет вступает в какую-то связь с действующим субъектом, т.е. включается в деятельность человека, приобретая именно в ней и для нее то или иное значение. До этого предмет не имеет значения .

Нет единого, общепринятого определения понятия ценности. В философской, социологической литературе существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятия. Считается, что понятие ценности впервые было введено И. Кантом, утверждающим, что ценности имеют только значимость. Как отмечается в научной литературе, ценностная проблематика является составляющей западных философско-социологических концепций. Она представляется теориями трех видов: 1) Объективно-идеалистической, трактующей ценность как потустороннюю сущность, находящуюся вне пространства и времени. Данное направление представлено неокантианцами Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). По представлению Виндельбанда и Риккерта, ценности обладают ни от чего не зависящей значимостью. Таким образом, ценность представляет собой некое должествование «в себе»". По их мнению, ценности - это не реальность, а идеал, носителем которого является потусторонний, запредельный субъект. 2) Субъективно-идеалистической, рассматривающей ценность как явление сознания, как субъективное отношение человека к оцениваемым им объектам. В основе данного направления лежит представление о том, что источником ценности является чувство, представленное как некая субъективность. Согласно представителям данного направления (В. Вундт, Ф. Иодль, Ф. Паульсен), именно ценности образуют ядро мировоззрения. 3) Натуралистической, определяющей ценность как вырождение естественных потребностей человека или законов природы в целом. Данное направление рассматривает в противоположность первым двум объективность ценностей через объективный характер чувства (Ф. Брентано, А. Мейнонг, М. Шелер). По определению Мейнонга дело не в предмете, а в нашем к нему отношении, предмет сам по себе нейтрален, а ценен лишь потому, что вызывает чувство ценности. В западной социологии проблематику ценностей первым обозначил М. Вебер. Ценности интерпретировались им в традициях неокантианства. М. Вебер считал, что ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. Данное определение было характерно для западной социологии, где ценности представлялись в связи «ценности-нормы». Социология, писал Т. Парсонс, «имеет дело с явлениями и вещами, и событиями как они представляются с точки зрения индивидов, чье действие рассматривается и анализируется»1, а представления людей основываются на определенных нормах, в качестве которых выступают ценности. Норма, на которую люди ориентируются в своей деятельности, есть ценность.

Интересен подход Э. Дюркгейма, который рассматривал ценностную проблематику в функционал истской традиции. Дюркгейм признает трансцендентальный характер ценностей. Общество в интерпретации Дюркгейма выступает как трансцендентальная реальность, содержащая в себе все высшие ценности. Эти ценности доступны и, по его мнению, подлежат научному описанию1. Ценность, по Дюркгейму, зависима от особенностей свойств объекта ценности. Эта особенность лежит в основе воздействия на процесс формирования ценностного суждения.

Ценностные ориентации и их функции

Понятие «ценностная ориентация» возникло на стыке общественных наук - философии, философской и культурной антропологии, социологии, социальной и общей психологии. Являясь по своей природе многозначным междисциплинарным научным понятием, оно по-разному интерпретируется в произведениях разных авторов. Так, под ценностными ориентациями понимаются: «цели, стремления, жизненные идеалы, система определенных норм»2, «установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества»3, «конкретное отношение к окружающей среде»4, «сложные обобщенные системы ценностных представлений»5, «основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей»6.

Понятие «ценностная ориентация» было введено в социологию в 20-е годы XX века У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ценностные ориентации в качестве социальной установки личности (социальный аттитюд), регулирующей ее поведение. В качестве таковой ценностные ориентации стали предметом многих исследований в американской и западноевропейской социологии.

В отечественной литературе понятие «ценностные ориентации» стало использоваться с 60-х годов XX века. Первыми исследователями ценностных ориентации считаются В.Б. Ольшанский, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. Так, В.Б. Ольшанский ценностные ориентации использовал в контексте выбора ценностей, рассматривая их как стремление личности или группы к различным формам социальной значимости1. Здесь под ценностными ориентациями понимаются диспозиции, регулирующие общую направленность деятельности личности или социальной группы относительно объектов и явлений социальной значимости, ценностей различных социальных общностей - общечеловеческих, классовых, национальных, профессиональных и др.

Продолжая традиции, сложившиеся в западной социологии, А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов понятие ценностные ориентации связывали с психологическим понятием установки личности. По их мнению, ценностные ориентации представляют собой установку на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Они определяли ценностные ориентации как «относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности».

Д.Н. Узнадзе исходил из того, что при наличии определенной потребности у человека и возникновении соответствующих условий, при которых данная потребность может быть удовлетворена, происходит выработка определенного психологического конструкта, который закрепляется в психике человека и при возникновении аналогичной ситуации детерминирует поведение человека, заставляя его поступать так, как он поступал ранее. Данный конструкт, зафиксированный в психике, Д.Н. Узнадзе назвал установкой к поведению. По содержанию его концепцию ценностных ориентации можно характеризовать как психологические установки на определенный тип поведения в конкретной ситуации. Позднее по вопросу сущности ценностных ориентации личности выделилась группа авторов (Г.М. Андреева, М.И. Бобнева, О.И. Зотова и др.), которая была не склонна отождествлять понятие ценностной ориентации и социальной установки. Они рассматривали ценностные ориентации как относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. «С точки зрения теории отношений ценностные ориентации выступают как конкретное проявление отношения личности в каждом конкретном случае»1.

Эти отношения могут носить как субъективный, так и объективный характер. Объективные отношения личность не выбирает по собственному желанию, они как бы заданы людям. В силу этого объективные отношения образуют те необходимые общие социальные формы, в которых совершается человеческая жизнедеятельность. Субъективные же отношения складываются в зависимости от сознания и воли человека и служат средством актуализации и конкретной реализации объективных социальных отношений.

Сущность семьи и ее виды

Семья относится к числу явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и постоянным. В силу особой значимости семьи для жизнедеятельности общества ее происхождение, сущность, функции, формы и типы давно стали предметом изучения многих общественных наук, таких как социальная философия, социология, история, антропология, этнография, педагогика, демография, право, этика, политология, психология и др. Каждая из названных наук характеризуется своим особым аспектом в понимании сущности, содержания и функций семьи.

Остановимся, прежде всего, на философско-социологической трактовке данного понятия. В современной научной литературе существует целый ряд различных подходов к определению семьи. В целом все их можно разделить на две основные группы: сторонников макро- и микросоциологических теорий изучения семьи. Различия же между двумя этими двумя группами и их теориями проводятся по объекту исследования. В первом случае это институциональные изменения семьи в контексте всей социальной системы; во втором — отдельная семья и ее жизненная история, отдельные виды семейного поведения и их элементы, взятые как самостоятельные системы.

Сторонники макросоциологического подхода акцентируют основное внимание на семье как социальном институте, ее функциональной значимости для общества. В рамках данного подхода семья представляется как конкретно-историческая система взаимоотношений между противоположными полами и их детьми, проявляющаяся через определенную систему функций. В.И. Добреньков и А.И. Кравченко дают следующее определение семьи как института: «Семья как институт, точнее как совокупность институтов, -это социологическая категория, отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми»1.

Рассматривая семью как главный институт человеческого общества, авторы названного труда справедливо считают, что институт семьи включает в себя целый ряд более частных институтов: институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства, опеки и др.

Как отмечает читинский исследователь А.Ф. Калинин, семья, будучи включенной в нормативную систему общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, который регулирует поведение членов семьи — родителей и детей, определяет присущие им социальные роли и статус. Общество же осуществляет формальный и неформальный контроль над поведением членов семьи, в первую очередь мужа и жены. В лице государственно-правовых учреждений общество регулирует и контролирует две стороны семейной жизни - супружество (взаимоотношения супругов) и родительство (процесс воспитания детей) .

Наиболее развернутая характеристика семьи как социального института, дана в отечественной литературе исследователем СВ. Дармодехиным. «Семья, - пишет он, - как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного хозяйства,- как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности» .

Научное изучение семьи началось с первой половины XIX века, когда вышла в свет книга швейцарского историка Иоганна Якоба Бахофена «Материнское право», которая произвела глубокий переворот во взглядах на семью как неизменный союз мужчины и женщины, раз и навсегда установленный богом. Независимо от Бахофена шотландский юрист и историк Джон Фергюсон Мак-Леннан на основе этнографических данных из жизни древнего быта греков, кельтов, германцев изучал ранние ступени брака, чему посвятил капитальный труд «Первобытный брак», в котором пришел по сути к тем же выводам, что и Бахофен, о первоначальности материнского права в организации семейных отношений.

Похожие диссертации на Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей : на материалах Республики Бурятия