Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отечественная социальная философия: возрождение конкурирующих систем Чеснавская, Марина Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чеснавская, Марина Николаевна. Отечественная социальная философия: возрождение конкурирующих систем : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 1996.- 33 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Социальная философия тесно связана с непосредственной самореализацией и самовыражением человека. Поэтому актуальность философского исследования социальной жизни имеет, в принципе, непреходящий характер. Однако, хотя социальная философия многопланово соотносится с конкретной действительностью, оиа направлена на постижение глубинной сущности социальных явлений, т.е. выходит в сферы макросоциологии.

В истории социальной мысли оказались несостоятельными попытки строго эмпирического исследования социальной реальности. Возрастание в настоящее время роли социально-философских методологических и аксиологических концепций во многом связано с тем кризисом, который подвел человечество к опасной черте: срочной необходимости создания достаточных условий для выживания общечеловеческой цивилизации. По-прежнему важным и необходимым остается накопление эмпирических фактов о социальной жизни, их обобщение и понимание существующих в обществе тенденций. Но уже сегодня главный вопрос, на который обязано дать ответ обществоэнание, состоит в том, как изменить (или хотя бы пока скорректировать) опасные и пагубные тенденции, грозящие гибелью человечеству. Данная задача выходит за рамки чисто теоретической социологии: это проблема формирования новых ценностей человеческой цивилизации и обеспечения их приоритета во всех сферах социально-практической деятельности.

Как известно, отечественная социальная философия советского периода находилась в двойственном и крайне противоречивом положении. С одной стороны, для нее в качестве непререкаемого авторитета допускалась лишь догматическая концепция марксизма в его идеологизированном варианте. Сомнения в истинности основных положений последнего неуклонно искоренялись административными средствами; применение официально санкционированных догм немедленно

2 получало идеологическое обоснование и оправдание. Это сдерживало развитие и обогащение аутентичного марксизма - влиятельной философской традиции - новыми идеями и эвристическими подходами, развиваемыми в рамках других авторитетных философских школ.

Однако, с другой стороны, преодоление заидеологизированной социально-философской версии марксизма вовсе не означает отрицания общепризнанных эвристических идей, которые содержит марксизм; в ходе этого преодоления устраняется тупиковый путь подавления свободомыслия в социальных дисциплинах, практика консервации и абсолютизации отдельных идей, неправомерной и необоснованной экстраполяции их за пределы научного смысла.

Уместно отметить, что даже в рамках советского варианта исторического
материализма отечественные исследователи осуществили разработки,
сохранившие теоретическую ценность в наши дни. В первую очередь речь идет о
конструктивном анализе методологии социально-философских исследований. В 70-
80-ые годы активно разрабатывалась проблематика систематизации категорий,
отстаивалась возможность существования различных систем категорий.
Складывалась неклассическая методология, постепенно утверждающаяся в XX веке
и ориентированная не на единственный истинный вариант концептуального подхода
к явлениям общественной жизни, а на возможность множества концепций, в каждой
из которых есть зерна истины. ч

В постсоветский период в ряде работ используются философские подходы к социальным системам, ориентирующиеся на нелинейность общественных процессов. Хотя аутентичный марксизм, как известно, утверждает идею линейности прогресса, в его рамках выдвинуты положения, согласно которым необходимость пробивает себе путь через массу случайностей (люди решают свои" конкретные задачи в повседневной жизни, их действия складываются .в равнодействующую, которая отнюдь не равна изначально предполагаемому результату и т.д.)."г Указанные

з _

положения смягчают однозначность марксистской трактовки линейности прогресса.

Сначала 1990-х годов в нашей стране происходило устранение тех "подпорок" и "пограничных столбов", которые исключали развитие социальной философии на современном уровне на базе теоретически обоснованных методологических предпосылок и аксиологических ценностей, выбранных с учетом всемирно-исторического опыта развития человечества. Открылась возможность полнее и точнее понять и отразить глубинную суть социальной жизни и попытаться помочь самоопределиться нашему Отечеству (насколько это возможно средствами социальной философии).

Переломная современная стадия развития отечественной истории и. отечественной социальной философии (как, впрочем і и мировой социально-философской и социологической мысли) придает особую актуальность теоретической разработке социально-философской проблематики и методологии социально-философского анализа.

Степень разработанности темы.

Методологическим проблемам социальной философии в российской
литературе уделялось много внимания, однако следует отметить явную
неравномерность теоретического интереса в разное время к различным аспектам
этой сферы научной жизни. В 70-е-80-е г.г. особый интерес проявлялся к
утверждению возможности построения различных вариантов систем категорий
социальной философии марксизма и их "исходных начал", так называемых
"клеточек" социально-философского анализа (Г.САрефьева, . В.С.Барулин,
А.Вербин, Г.Е.Глезерман, Г.Г.Караваев, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон,

К.Х.Момджян, . Г.П.Орлов, Ю.К.Плетников, В.И.Разин, А.С.Савкин,

В.П.Тугаринов, А.Фурман, А.Д.Шершунов). Со второй половины 80-ых годов в

4 СССР появляются новые издания переводов произведений крупнейших

представителей западной социально-философской и социологической мысли

(О.Конт, Г.Спенсер, М.Вебер, Э.Дюркгейм, П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Арон и

многих других). В постсоветский период предметом повышенного интереса

становится русская философия, в значительной степени развивавшаяся в русле

мировой социальной философии и философии истории (Н.А.Бердяев,

С.Н.Булгаков, Н.Д.Кондратьев, С.Л.Франк и др.).

Издаются как хрестоматии и антологии, так и учебники и учебные пособия по
истории социальной философии, философии истории, теоретической социологии,
социологии, философской антропологии, философии и социологии культуры,
философии политики и политологии. Разрабатываются концептуальные подходы,
выходящие за рамки социальной философии марксизма (Б.Н.Бессонов,
Б.А.Воронович, К.Х.Делокаров, В.Д.Зотов, В.Е.Кемеров, К.Х.Момджян,

Г.Д.Чесноков, В.Н.Шевченко и др.). Поскольку еще не появились работы,
посвященные анализу данного феномена, диссертант поставила своей задачей
восполнить этот пробел. В этой связи несомненный теоретический интерес
представляют монографии, журнальные публикации и статьи современных
российских и зарубежных исследователей, освещающие отдельные методологические
вопросы современной социальной философии, связанные с формированием новой
парадигмы социальных дисциплин, неклассической методологией и синергетическим
подходом к социальным системам (А.С.Ахиезер, З.Бауман, И.Валлерстайн,
А.Г.Здравомыслов, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов, И.В.Мелик-Гайказян,

И.Пригожин, И.Стенгерс, В.С.Степин, О.Тоффлер, В.А.Ядов).

Основная цель диссертационного исследования - теоретический анализ современного состояния методологии отечественной социальной философии. В рамках достижения этой цели выявляются направления ее развития в русле марксистской традиции; определяется степень преемственности социально-

5 философской проблематики и методологии; выделяются методологические подходы и проблемы, в настоящее время выступающие на первый план в социально-философских исследованиях. Несомненный теоретический и методологический интерес представили и еше формирующиеся концептуальные подходы, их методология, особенно на фоне тенденции к ассимиляции и синтезу философских школ и идейных традиций, а также утверждения неклассической методологии и синергетического подхода к социальным системам.

Реализации основной цели служит решение ряда исследовательских задач. Первая из них - проанализировать методологические дискуссии советского периода, посвященные проблемам социальной философии марксизма. Основное внимание при этом уделяется исследованию тех аспектов, которые получили дальнейшее преломление, продолжение и развитие в постсоветской отечественной философской и обществоведческой литературе, анализирующей современные методологические проблемы социальной философии. В ходе проводимого анализа выявляется завуалированное формирование уже в рамках социальной философии марксизма (его идеологизированного варианта) других концепций социально-философского рассмотрения общества с точки зрения его целостности. Показаны возможности разработки нескольких систем категорий в рамках каждой и] концепций.

Следующая исследовательская задача - анализ современных позиций по актуальным методологическим проблемам социальной философии, представленных в современной отечественной философской и обществоведческой литературе. Значительное место уделено при этом уяснению проблем взаимоотношений социальной философии со смежными дисциплинами, (философия в целом, философия истории, социология, социально-философская антропология, философия культуры и культурология, философия политики и политологии), а также проблеме 'исходного начала" социально-философского анализа.

Исследования, проведенные по отдельным методологическим проблемам и их блокам, помимо своего самостоятельного научного значения, рассматриваются в диссертации как подготовительные ступени к сравнительному комплексному, обобщающему, заключительному анализу современных отечественных концепций социальной философии.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили, в основном, труды отечественных авторов, посвященные широкому спектру методологических проблем социальной философии. Определяющими среди них явились работы, представляющие современные отечественные концепции социальной философии. При анализе проблем соотношения социальной философии со смежными дисциплинами использовался широкий круг публикаций по соответствующим дисциплинам с целью раскрытия позиций по этим вопросам как социальных философов, так и специалистов тех дисциплин, соотношение с которыми рассматривается в социальной философии.

В диссертации применен широкий спектр методов имманентного и сравнительного анализа современных отечественных концепций социальной философии. Использованы также методы историко-философского анализа, в частности, реконструкция и интерпретация методологических дискуссий по проблемам социальной философии марксизма в советский период и, в особенности, в 70-тые - 80-тые годы. Обращение к данным методам подчинено основной задаче диссертации: системному анализу современных отечественных концепций социальной философии.

Научная новизна идей диссертации. В диссертации выявлена имманентная логика эволюции методологии советского варианта социальной философии марксизма в последние годы его монопольного положения в стране, которая характеризовалась чертами взаимодействия догматической традиции и дозированных новаций.

выявлены, с одной стороны, концептуальные подходы, ставящие проблемы человека в центр социально-философской проблематики, а, с другой стороны, рассмотрены точки зрения, более ориентированные на познание социальных структур. Указанным методологическим подходам соответствуют их основные методы: понимания и объяснения. Выдвинуты концепции, пытающиеся совмещать оба выделенных типа подходов и показано, что, как правило, они склоняются, в конечном счете, к одному из них.

установлены направления формирования новых отечественных концепций социальной философии, выходящих за рамки социальной философии марксизма и показано их соотношение с концептуальными подходами, существующими в истории социальной философии.

выделена проблемы преемственности и направленности изменений социально-философской проблематики и методологии русской: философии конца XIX - начала XX века, социальной философий советского и постсоветского, периодов.' Диссертант исходит из того, что единство предметных целей социальной философии заключается в ответе на вопрос: "Что изучает социальная философия?": историческую типологию, законосообразность, .направленность, "исторического процесса и т.д. Преемственность проявляется также в общей установке социальной философии на изучение всех явлений с точки зрения их роли в общем процессе жизни общества, - при всей специфике теорий и подходов, а также систем категорий в рамках каждой из выделенных концепций.

- продемонстрировано, что именно методологические подходы и исходные
принципы
определяют концептуализацию социально-философской
проблематики и границы предмета социальной философии.

констатируется, что в постсоветский период возрождаются различные методологические подходы к концептуализации общественной проблематики.

8 ставящие в центр анализа личность или социальные структуры, а также попытки взаимодополнения и синтеза указанных подходов.

- показано соотношение тенденций формирования новых концептуальных
подходов в современной отечественной социальной философии и направлений
эволюции формирования современных зарубежных концепций социальной
философии, которые также демонстрируют отсутствие единого взгляда на вопрос о
предметном и методологическом статусе социальной философии. В то же время, к
настоящему времени определился некоторый общий минимум проблематики,
характерной для большинства авторов: во-первых, сдвиг интереса в сторону
методологической тематики; во-вторых, проблемы личности и вопросы морали,
также выдвигаются на первый план исследования в рамках социальной философии.

- выделены методологические основания только еще формирующегося нового
концептуального подхода к общественным явлениям.

На зашиту выносятся следующие положения:

1. Многовариантность концептуализации общественной проблематики в
условиях, когда человечество шагнуло в кардинально иную стадию своего
развития - стадию информационного общества и глобальной человеческой
цивилизации. В этих условиях на универсальность своих объяснительных или
аксиологических подходов не может претендовать ни одна из прежних социально-
философских концепций.

  1. Поскольку все большее признание получает герменевтика, в том числе, и как метод познания, уравнивающий различные интерпретации, все менее вероятным становится утверждение ценностной нейтральности исходных принципов и посылок исследования.

  2. В социальной философии проявляется тенденция к ассимиляции и синтезу многих философских школ и идейных традиций.

4. Резкое нарастание темпов изменений во всех сферах социальной жизни и

обострение взаимолротиворечивых тенденций развития актуализируют внимание нового концептуального подхода прежде всего на социальных событиях, действиях, деятельности и самих деятелях, а не на общественных структурах и формах социальной организации.

5. Активно разрабатывается концептуализация общественной проблематики с
точки зрения динамического аспекта, в частности глобалистские теории, например,
концепция мир - системного анализа И.Валлерстайна.

В ряде работ используется синергетический подход к социальным системам, который исследует принципы самоорганизации и рассматривает развитие социальных процессов как принципиально нелинейное, во многих отношениях непредсказуемое возникновение упорядоченных структур из "динамического" или "детерминированного хаоса", который оценивается как конструктивный, как упорядоченность, существующая потенциально и способная проявиться в различных упорядоченных структурах.

6. Данное направление анализа предполагает вероятностные модели
прогнозирования социального развития на основе постоянно корректируемых
сценарных вариантов. Актуализируется разработка проблематики управленческого
овладения кризисным развитием, понимаемым как перманентно неизбежное и
нормальное состояние общества. В связи с этим встает практическая задача
развития механизмов динамической стабилизации общественных процессов.

Научная значимость исследования. Диссертационная работа и материалы, опубликованные на ее основе, могут быть использованы для анализа перспектив взаимодействия парадигм, сложившихся в рамках отечественной социально-философской мысли и обсуждаемых международным философским сообществом.

Практическая значимость диссертации. Некоторые идеи и выводы, 'содержащиеся в работе, могут быть использованы в преподавании курса

10 социальной философии в вузах, а также для методологического обоснования стратегии реформ современной России.

Апробаиия работы. Основные идеи и выводы диссертационного исследования доложены в выступлениях автора на международной конференции в Дипакадемии МИД РФ (февраль 1996 г.), на конференции Философского общества России (март

  1. г.), на международной конференции в МГИМО-Университет МИД РФ (октябрь

  2. г.) и опубликованы в виде тезисов. Ряд идей и положений работы был представлен и обсужден на теоретическом семинаре кафедры философии МГИМО (декабрь 1995 г.). Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГИМО-Университет МИД РФ и получила рекомендацию к защите.

. . - Структура работы.