Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическое сознание российского общества в условиях глобализации Наседкин Владислав Иванович

Политическое сознание российского общества в условиях глобализации
<
Политическое сознание российского общества в условиях глобализации Политическое сознание российского общества в условиях глобализации Политическое сознание российского общества в условиях глобализации Политическое сознание российского общества в условиях глобализации Политическое сознание российского общества в условиях глобализации Политическое сознание российского общества в условиях глобализации Политическое сознание российского общества в условиях глобализации Политическое сознание российского общества в условиях глобализации Политическое сознание российского общества в условиях глобализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Наседкин Владислав Иванович. Политическое сознание российского общества в условиях глобализации : 09.00.11 Наседкин, Владислав Иванович Политическое сознание российского общества в условиях глобализации (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 2005 191 с. РГБ ОД, 61:06-9/83

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Методологические основы анализа развития политического сознания общества в эпоху глобализации 16-73

1 Природа и сущность политического сознания 17-3 8

2 Процесс глобализации и его влияние на политическое сознание общества 38-73

Глава II Диалектика особенного и общего в развитии политического сознания российского общества в условиях глобализации 74-159

1 Современное состояние политического сознания российского общества и особенности его развития 74-106

2 Механизм влияния глобализации на политическое сознание современного российского общества 106-130

3 Тенденции изменения политического сознания российского общества в эпоху глобализации 130-159

Заключение 160-173

Список источников и литературы 174-191

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования состоит в необходимости углубленного анализа природы, сущности и особенностей развития политического сознания современного российского общества в эпоху глобализации. Тем более эта проблема приобретает особенно важное значение в кризисных и транзиторных ситуациях, когда общество стоит перед выбором ценностных и политико-стратегических альтернатив.

Российское общество подвергается усиливающемуся воздействию процесса глобализации, который охватывает экономическую, политическую, социальную, экологическую и духовную сторону его жизни. В результате огромную нагрузку испытывают фундаментальные, цивилизационные основы общества.

В условиях глобализирующегося мира в обществе, наряду со следованием в своем развитии историческим традициям, заявляет противоположная им ориентация на западные модернизационные практики. Данное обстоятельство актуализирует проблему содержания политического сознания, от которого будет зависеть вектор развития России в XXI веке и выработка стратегического курса ее реформирования в условиях глобализации.

Наше общество переживает сложный период, для которого характерны противоречивые процессы социальных изменений, специфическим образом отражающиеся в общественном сознании и, прежде всего, в сознании политическом. Это актуализирует исследование природы и сущности характеристик политического сознания, его базовых ценностей и отражения в них происходящих в обществе изменений.

Процесс реформ привел к радикальным преобразованиям социальной структуры общества, качественно изменил условия существования его основных слоев, групп. Появились новые, ранее неизвестные социальные образования в лице олигархов, мощного слоя различного рода посредников, рантье. Наметилась устойчивая тенденция обострения противоборства основных сил общества по поводу социально-политического содержания модернизации и на правленности проводимых в ее рамках реформ. В обществе существует ситуация раскола и борьбы между сторонниками разных альтернатив развития.

Более конкретно актуальность научного анализа диалектики развития политического сознания российского общества в условиях глобализации обусловлено следующим.

Прежде всего, актуальность исследования обусловлена необходимостью приращения социально-философского знания, обогащающего методологию поиска, утверждения новых парадигм политического мышления и действия, обеспечивающих гарантию безопасного существования и развития, как отдельной нации, так и всего человечества в условиях глобализации.

В то время как объективный ход глобализации требует переосмысления многих устоявшихся воззрений, теорий, методов, стереотипов, уточнения некоторых старых и поиска новых подходов к решению проблем безопасности и развития цивилизации в новом веке, множатся потуги методологического обоснования политики глобализации по американски, ее западноевропейского и азиатского вариантов.

Не дать человечеству впасть в летаргию, не позволить национальному эгоизму извлечь одностороннюю выгоду из процесса глобализации в ущерб интересам других стран - решение этой задачи требует фундаментальной проработки современной проблематики функционирования и развития политического сознания общества.

Назревшими проблемами в данной области научного поиска выступают диалектика развития политического сознания в эпоху глобализации, его позитивные и негативные последствия; механизмы как противодействия негативным явлениям, так и усиления потенциала позитивных проявлений этого объективного процесса. При этом существенно важным представляется оформление методологических основ практики развития политического сознания общества, адекватного задачам восстановления России в статусе великой державы.

Актуальность заявленной темы исследования предопределяется потреб ностью теоретико-методологического обоснования стратегии безопасности и дальнейшего развития России в современном глобализирующемся мире.

Диалектика развития современной России характеризуется глубоким всеохватывающим кризисом всех сфер общества. Страна поставлена на грань выживания. Доказывать свое право на существование ей приходится в условиях мощного давления извне, преследующего цель если не уничтожения, то окончательного поселения России на задворках мировой истории. В западной политике глобализации ей отводится роль сырьевого придатка, стороннего, безучастного по причине своей слабости наблюдателя за мировыми событиями.

Именно поэтому сейчас, как никогда, важно решение вопроса об оформлении и реализации стратегии развития общества и государства, создании системы безопасности страны, где конструктивная роль политического сознания стала бы надежным гарантом основ безопасного прогресса России. Именно поэтому перед научной мыслью и, прежде всего, философской наукой стоит задача исследования диалектики общего и особенного в развитии политического сознания российского общества. Настоятельно необходим анализ поливариантности его развития, а так же сценария тех конструктивный изменений и действий, которые позволят с наименьшими потерями преодолеть кризисные явления, обеспечить устойчивость гарантий безопасного существования и развития России в новом веке.

Настоятельная необходимость познания диалектики современного развития политического сознания российского общества предполагает оформление методологии преодоления существующих в нем опасных расколов и проведения политики, поддерживаемой большинством населения. Современное российское общество расколото по множеству оснований: классовому, имущественному, идеологическому, национальному, региональному, религиозному. Отсутствие в нем консолидированного мнения о путях и источниках выхода из кризиса делает каждое из них возможным источником опасного противостояния. И главным из них становится противостояние сторонников и противников западничества по вопросам российской политики глобализации. То, что рано или поздно в смертельной схватке столкнутся между собой две непримиримые силы - российская самобытность и американизм духа, признается многими авторитетными учеными, как в самой России, так и за ее границами: «Это наша трагедия, невиданная в мире: политики могут спорить о чем угодно, но как только речь заходит о национальных интересах, все мгновенно сплачиваются, различаясь лишь в методах, но не в целях. У нас же либералы-западники по-прежнему обрушиваются на сторонников самостоятельной сильной России»1, -отмечает Нарочницкая Н.А. Эта схватка будет продолжением, а, может быть, и завершением многовекового противостояния, неоднократно приводившего к российским смутам и трагедиям. Вероятность опасного развития событий будет сохраняться до тех пор, пока не будет решена проблема целостности российского общества, в том числе и через утверждение идеологии примирения и толерантности, идеологии созидания, понимаемой и принимаемой большинством россиян.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью философско-методологического обоснования путей преодоления кризиса политического сознания российского общества, и оформления стратегии его посткризисного развития. Кризис поразил государственно-политическое мышление, что выражается в неспособности ключевых персоналий власти разработать концепцию, программу, реализовать сценарий возрождения России в былом могуществе. Концептуальная дезориентация, социальная апатия и чувство безысходности перед лицом серьезных вызовов и угроз характеризуют политическое сознание общества, диктуют необходимость отказа от не оправдавшего себя и вредного последствиями курса на деидеологизацию общества, провозглашенного праворадикальной частью российских реформаторов.

Поэтому социально-философский анализ развития всей системы и каждо 1 См.: Нарочницкая Н.А. Америка приобретает Россию на десерт // Комсомольская правда. - 2003. - 15 апреля. го элемента политического сознания российского общества в условиях глобализации представляется важным и наиболее продуктивным. Кроме того, ей предстоит решить ряд методологических и прикладных проблем, связанных с необходимостью разработки стройной системы воспитания россиян в духе патриотизма, сознательного исполнения гражданского долга, высокой нравственности и правосознания и многое другое.

Степень научной разработанности проблемы определяется посредством изучения сложившихся концепций, идей о генезисе политического сознания как формы общественного сознания, факторах предопределяющих тенденции его изменения и роль в обществе, а также установления меры включенности наиболее важных аспектов исследования в содержание современной социальной философии. Анализ причин, влияющих на формирование и развитие политического сознания, проявления его в сферах социальных отношений и социально-политической деятельности основывается на рассмотрении детерминант внутреннего порядка, характерных для данного конкретного общества, которые находят отражение в общественном и политическом сознании.

Общество представляет собой открытую социальную систему, находящуюся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, в качестве которой выступает международная среда, как совокупность международно-экономической, социальной, политической и других систем. Поэтому ученые, исследующие феномен общественного сознания, не могли обойти вниманием сам факт внешнего воздействия на него, а значит, и на политическое сознание. Оно заявляет о себе в виде различных импульсов, идущих из сферы международных экономических отношений и мировой политики, гуманитарных контактов, осуществляемых представителями элиты, различных социальных групп и слоев на официальном и неофициальном уровнях, в рамках профессиональных и общественных связей.

Необходимость социально-философского анализа политического сознания российского общества в условиях глобализации вызвана и тем, что эта ак туальная тема не нашла достаточно полного концептуального оформления в системе философского знания.

Теоретическая неразработанность данной темы особенно остро ощущается сейчас, когда требуется существенное приращение научных данных, способное обеспечить разработку и реализацию стратегии реформирования российского общества.

Неразработанность проблемы вовсе не означает, что теоретические предпосылки исследования диалектики развития политического сознания общества в условиях глобализироваемого мира полностью отсутствуют. Исследуя различные аспекты цивилизационного и национального развития, научная мысль не могла обойти вниманием как сам фактор глобализации, так и его нарастающее воздействие на процессы, происходящие в сфере общественного сознания отдельных социумов и, в целом, всего мирового сообщества.

Всю существующую специальную литературу по избранной теме можно разбить на несколько групп.

Большой вклад в научное освещение круга проблем, связанных с исследованием сущности политического сознания, диалектики внутренних и внешних детерминант его развития внесли ученые Афанасьев В.Г., Адоратский В.В., Анищенко А.И., Баталов Э.Я., Бабосов Е.М., Барулин B.C., Гуревич П.С., Загладин В.В., Ильичев Л.Ф., Кравченко И.И., Михальченко Н.И., Мшвениерадзе В.В., Нестеренко Г.Я., Носков А.П., Сапожников Н.М., Толстых В.М., Тощенко Ж.Т., Уледов А.К., Фролов И.Т., Чебан В.В., Яновский Р.Г. и другие1.

Однако данная проблема рассматривалась ими с позиций существования мировой социалистической и капиталистической систем и их борьбы, а также анализа предпосылок возможности конвергенции данных систем. Приоритет отдавался изучению влияния процесса социалистического строительства на содержание политического сознания, укрепления в нем влияния коммунистических идей в борьбе с капиталистической идеологией.

Вторая группа исследований посвящена общецивилизационным аспектам влияния глобализации на различные сферы человеческой деятельности, общественные отношения и отражение этих процессов в духовной жизни, сознании социума. Она представлена работами таких ученых, как: Азроянц Э.А., Акопян К.В., Ващекин Н.П., Делокаров К.Х., Иноземцев В.Л., Косолапов Н.А., Кочетов Э.Г., Кутырев В.А., Лось В.А., Мартин Г.П., Мунтян М.А., Моисеев Н.Н., Под-зигун И.М., Сорокин П.А., Урсул А.Д., Устрялов Н.В., Уткин А.И., Уикс А., Фридман Н.Т., Чумаков А.Н., Хантингтон С. и другие1.

Основу этих исследований составляют проблемы генезиса глобализации, сравнительного анализа явлений интернационализации, глобализации, локализации, детерминации ими процессов, происходящих в экономической, социальной, политической и духовной сферах отдельных социумов, динамики общественного сознания, а также формирования глобального сознания мирового сообщества. Значительное место отводится рассмотрению неоглобализации как форме проявления современной глобализации и ее отражения в общественном сознании. Серьезное значение придается изучению процесса взаимодействия в условиях глобализации различных цивилизационных систем, проблеме социокультурной идентичности народов, роли в ее сохранении, политической культуры.

Третью группу научных исследований представляют работы, рассматривающие проблемы глобализации и механизмы ее проникновения в общественное и политическое сознание. Разработкой этих направлений занимаются такие ученые, как: Бек У., Валлерстайн И., Вебер А.Б., Братимов О.В., Горский Ю.М., Коллонтай В.М., Коваленко А.А., Данилов А.Н., Лекторский В.А., Назаров М.И., Неклесса А.И., Панарин А.С., Стиглиц Д.Ж., Шелохаев В.В., Чернов А.А., Чешков М.А. и другие1.

Вместе с тем, в работах указанных ученых первостепенное внимание обращалось на изучение последствий включения национального государства в систему глобализирующихся мировых экономических и политических отношений, формированию в России открытого общества и процесса проникновения и укрепления в нем позиций идей либерализма. Названные процессы рассматривались в плоскости анализа их отражения в общественном сознании и отношений основных социальных групп общества.

Четвертую группу составляют исследования ряда аспектов влияния глобализации на сознание современного российского общества. Этой проблематике посвящены работы Арина О.А., Дилигенского Г.Г., Делягина М.Г., Баженова A.M., Бороноева А.О., Ванштейна Г.И., Зиновьева А.А., Келле В.Ж., Клепацко-го Л.С., Козловой Н.Н., Кара-Мурзы С.Г., Костина А.И., Кротова Н.А., Лука-шова Н.В., Молчанова М.А., Межуева В.И., Назарова Р.Ф., Пантина В.И., Сил-ласте Г.А., Шаповалова В.Ф., Шестопал Е.Б., Яковца Ю.В., Элбакяна Е.С. и других2.

Тем не менее, анализ прямого и косвенного влияния глобализации на российское общество имеет целью выявление ведущих тенденций в развитии его и общественного сознания, а также рассмотрения вопросов взаимоотношения и взаимодействия российской и других цивилизационных традиций, разрешения проблемы социокультурной идентичности. Значительное место отводится поиску ключевых идей, направленных на формирование идеологии, способной консолидировать общество и обеспечить его поступательное развитие в условиях нарастающего воздействия глобализационного процесса.

Таким образом, характеристика исследования проблемы изменения общественного сознания глобализируемого общества подводит к необходимости отметить дополнительные аспекты в обосновании научной разработанности представленной диссертационной темы. Не умаляя научных достоинств данных исследований, необходимо подчеркнуть, что обоснованное акцентирование внимания на специфике и автономности отдельных явлений оставило на втором плане вопрос об основах методологии анализа развития политического сознания общества в эпоху глобализации. Отсутствие общего методологического древа исследования, а также растаскивание проблем исследования динамики форм глобализируемого общественного сознания по ведомственному признаку, при отсутствии координации научных исследований, в лучшем случае приводили к дискретному осмыслению отдельных фрагментов, оставляя в тени общее комплексное представление о методологии этого процесса. Принципиальное значение приобретают вопросы о механизме и характере влияния глоба 12 лизации на содержание и развитие политического сознания глобализируемого общества.

В философской науке до сих пор достаточно остро стоит вопрос разработки понятийного аппарата, отражающего диалектику развития политического сознания общества, входящего в глобализационные связи и отношения.

Продуктивность исследования, как известно, зависит от выбора способа осмысления познаваемой реальности. Наука обладает достаточно богатым арсеналом способов исследования динамичных явлений в духовной и других сферах общества. Ее можно исследовать в историческом, генетическом, субстан-циональном,структурно-функциональном,социологическом, аксиологическом и других аспектах.

Поскольку исследование направлено на малоизученное явление, то выбор падает на такой его способ, который рассматривает генезис явления, условия его существования, развития, функционирования, формулирует методологическую базу для исследования частных проблем, создает гносеологические предпосылки для приращения научных знаний.

В этой связи представляется целесообразным сосредоточить внимание на социально-философском анализе диалектики развития политического сознания российского общества в условиях глобализации.

Объектом исследования является политическое сознание общества.

Предметом исследования - диалектика развития политического сознания современного российского общества в условиях современной глобализации.

Цель исследования - осуществить социально-философский анализ диалектики поливариантного развития политического сознания общества и предложить прогноз его изменения в условиях глобализации.

Рабочая гипотеза основывается на предположении о том, что процесс глобализации глубоко проникает в духовную жизнь российского общества, оказывая возрастающее воздействие на формирование его духовных потребностей и ценностей, содержание и характер политического сознания. При этом конкретное воздействие глобализации проявляется в дифференциации политического сознания на определенные типы с точки зрения их содержания и характера отражения социального бытия.

Анализ этого влияния на социальные интересы и отношения, детерминирующие политическое сознание, на совокупность составляющих его чувств, устойчивых настроений, убеждений, идей и теорий, позволит выяснить глубину воздействия глобализации на политическое сознание российского общества. Это даст возможность выявить тенденции его изменения и предопределит формирование адекватной им программы деятельности в целях сохранения цивили-зационной самобытности народа, обеспечения суверенитета и безопасности российского государства.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо исполнить следующие задачи:

во-первых, разработать, систематизировать выводы, касающиеся методологических основ анализа влияния глобализации на развитие политического сознания общества;

во-вторых, осуществить анализ диалектики развития политического сознания в эпоху глобализации;

в-третьих, исследовать диалектику особенного и общего в развитии политического сознания российского общества, детерминированную процессом глобализации;

в-четвертых, определить тенденции изменения политического сознания российского общества в условиях глобализации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют законы и категории материалистической диалектики, существенные обобщения относительно генезиса политического сознания, его функций и роли в общественной жизни, философские концепции общественного бытия и общественного сознания, система философских и общенаучных методов исследования, отбор и осмысление эмпирического опыта и логическое выстраивание материала.

Эмпирическую базу исследования составляют теоретические работы отечественных и зарубежных ученых, официальные политические документы, библиографические издания, социологические данные, полученные по результатам мониторинга общественного мнения, осуществляемого различными научными учреждениями и организациями, экспертиз по проблеме влияния процесса реформ и глобализации на различные сферы общества и его сознание.

Научная новизна диссертации заключается прежде всего в самой постановке проблемы, которая в современных социально-философских исследованиях практически не нашла своего целостного отражения, а также в выборе основных направлений и метода исследования.

Данное положение конкретизирует следующие выводы:

развиты методологические основы анализа влияния глобализации на политическое сознание общества;

на основе социально-философского анализа раскрыта диалектика развития политического сознания глобализируемого общества;

исследованы особенности развития политического сознания общества под влиянием глобализации;

проанализированы противоречия процесса реформ и глобализации и их влияние на изменение политического сознания российского общества. На защиту выносятся следующие основные положения: методологические основы анализа влияния глобализации на политическое сознание, составляющие, с одной стороны, понимание сущности политического сознания общества, как единства чувственного, интеллектуального, волевого компонентов, отражающих отношения, складывающиеся между субъектами общественной деятельности по поводу власти, а с другой - положения о глобализации, как существенном факторе внешнего влияния на политическое сознание общества; диалектика развития политического сознания современного общества в условиях глобализации, обусловленная механизмом влияния глобализа ционного процесса, предопределяющего изменение содержания политического сознания и характера отражения им общественного бытия; диалектика особенного и общего в изменении политического сознания российского общества под влиянием глобализации, детерминированная содержанием и направленностью проводимых реформ, воздействием на них глобализации; прогнозируемые тенденции изменения политического сознания российского общества в эпоху глобализации, обусловленные противоречиями процессов глобализации и реформ, содержанием политики модернизации, проводимой российской правящей элитой.

Вынесенные на защиту диссертационные положения выражают авторскую концепцию, основной смысл которой состоит в углубленном и всестороннем осмыслении процесса развития политического сознания реформируемого российского общества под объективно нарастающим воздействием глобализации.

Природа и сущность политического сознания

Исследование природы политического сознания как элемента духовной жизни общества предполагает осмысление причин, которые вызывают к жизни данное явление, уяснение процесса его зарождения, становления и сущности, анализ условий протекания данного процесса.

Духовная жизнь человека и общества является важнейшей стороной бытия, развития человека и общества, феноменом, отличающим их бытие от чисто природного и придающим ему социальный характер. В духовной жизни человеком осуществляется осмысление и выбор идеалов, ценностей, формирование жизненных целей не просто на основе усвоения знаний, полученных из учебников, но осмысления и переживания личного жизненного опыта. Необходимо подчеркнуть, что идентификация ценностей, на основе которых решаются жизненные проблемы, осуществляется для каждого человека в системе «вечных вопросов» его бытия. Сложность их решения заключается в том, что они имеют общечеловеческую основу и всякий раз каждый человек открывает и решает их заново в конкретном историческом времени по-своему. «На пути их решения осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовной культуры»1. Следовательно, главное здесь - не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель.

Духовность представляет собой свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов. В ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком, она определяет содержание, качество и направленность человеческого бытия. Духовность представляет процесс в сознании человека. «Вопрос о духовном всегда являлся вопросом о приорите те, о некотором положительном пути, который выбирает человек в процессе осознавания им смысла жизни"1.

Структурирующим элементом духовной жизни общества, его ядром является общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляет собой феномен социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего бытия и исторической миссии.

Опираясь в своем развитии на достижения духовной деятельности, общественное сознание обеспечивает историческую преемственность в развитии духовного наследия поколений. «Чтобы понять «состояние умов» каждой данной критической эпохи, - писал Плеханов, - чтобы объяснить, почему в течение этой эпохи торжествуют именно те, а не другие учения, надо предварительно ознакомиться с «состоянием умов» в предыдущую эпоху: надо узнать, какие учения и направления тогда господствовали. Без этого мы совсем не поймем умственного состояния данной эпохи, как бы хорошо мы не узнали ее экономию» . Следовательно, общественное сознание имеет собственную логику развития, свои законы и принципы, а также формы — философское, религиозное, моральное, правовое, политическое, эстетическое, научное сознание.

Под формой общественного сознания понимается «относительно устойчивый способ проявления содержания»3, который обусловлен объектом отражения, способом отражения и той специфической социальной ролью, которую он играет в духовном развитии общества.

Эти формы обладают самостоятельностью, а следовательно, и собственной природой и логикой внутреннего развития. Вместе с этим они активно влияют на окружающую действительность и процессы, происходящие в ней. В зависимости от исторической эпохи, характера общества и стоящих перед ним задач, на первый план могут выходить различные элементы общественного сознания - религия, искусство, мораль, наука, право или политическое сознание.

В политическом сознании в концентрированном виде находят отражение коренные проблемы социальных отношений в обществе, в том числе отношение к существующей форме власти, к институтам политической системы, участвующим в регулировании социальных связей. В силу этого оно является необходимым элементом духовной жизни классового общества и закономерным следствием отражения социально-значимых отношений в общественном сознании.

В связи с этим вполне понятен тот интерес, который неизменно проявляют философы, социологи, политологи к исследованию политического сознания, его природы, особенностей функционирования.

В 50-60-е годы XX века политическое сознание вошло в предмет социальной философии и зарождающейся политологии в виде политической идеологии. Отождествление политической идеологии с политическим сознанием долго сохранялось в учебной и популярной литературе. В 60-70-е годы прошлого столетия научно-исследовательский подход к этому предмету изменился в связи с открытием обширного поля разработки - области общественного сознания, в которую нельзя было не включить и весь комплекс политических идей, несмотря на попытки некоторых исследователей провести границу между политической и духовной сферами общественной жизни. В силу этого очевидным стало, что политическое сознание не существует само по себе, изолировано от духовной жизни общества, так как прежде всего это сознание общественного субъекта.

Процесс глобализации и его влияние на политическое сознание общества

Исходя «из логики развития глобализации как основной тенденции современного мирового развития»1, актуальное научное и прикладное значение приобретает проблема ее содержания и характер влияния на политического сознания современного общества.

Процессы, развернувшиеся в мире после окончания «холодной войны», оценивались с разных позиций, что проявилось в обращении основного внимания на те или иные стороны и особенности мирового развития. Особенно четко такой подход просматривается в работах ряда американских ученых.

Фукуяма Ф., объясняя новый мир, указывает на то обстоятельство, что экономические силы, породившие ранее национализм, заменили класс национальными барьерами, создали централизованное, лингвистически гомогенное сообщество. Те же экономические силы теперь подталкивают к крушению национальных барьеров через создание единого интегрированного мирового рынка, а сокрушение национализма стало вопросом времени1. Глобальные экономические силы, таким образом, создают более цельный мир, в котором роль государства падает, поскольку капитализм требует соответственно образованной рабочей силы и мобильности как факторов его роста. В итоге в мире, осно ванном на политическом либерализме, господствует капитализм свободного рынка и космополитизм.

Хантингтон С. смотрит на мир сквозь призму противостояния нескольких цивилизаций. В этом мире этика государственной лояльности заменяется пафосом широкой культурной идентичности, а цивилизация заменяет нацию — государство в качестве основного исторического фактора. Он указывает на то, что мировая космополитическая элита «едина в своей вере в индивидуализм, рыночную экономику, политическую демократию - общие для западной цивилизации понятия. Люди Давоса контролируют практически все международные институты, многие из мировых правительств, в их распоряжении основная часть мирового экономического и военного потенциала»2. Однако по мнению С.Хантингтона, эта историческая сила не сможет возглавить процесс сближения стран, так как новый мир заставил народы и страны ради самозащиты перед лицом поглощения вернуться к корневым основам - своим религиозным и иным культурным источникам идентификации. В силу этих причин, по мнению ученого, создание единой глобальной экономико-политической системы невозможно в принципе1. Тем самым, Хантингтон С. фактически признает, что процесс современной глобализации не имеет исторической перспективы.

Таким образом, взгляды Фукуямы Ф. и Хантингтона С. на глобализаци-онные процессы характеризуют многообразие идей в сфере политического сознания. От безальтернативности либерализма, как определяющей идеологии для всего человечества у одного, до формирования идеологии катастрофизма у другого. Но все они, как представляется, отличаются односторонностью в оценке перспектив развития человеческого сообщества в условиях глобализации.

В целом, отмеченные взгляды на явления современного мира представляют собой субъективную оценку различных сторон развернувшегося в нем глобального процесса как взаимосвязанного ряда политических, экономических и технологических перемен, понижающих барьеры между государствами и оказывающих серьезное, если не определяющее влияние на социокультурную сферу жизни различных народов и государств. В результате этого «происходит радикальный социокультурный сдвиг, меняющий не только биосферу, не только ценностный мир, но и основания самоидентификации, пересматривает роль семьи, брака, государства, морали и т.д., что свидетельствует о глубине и фундаментальности не только социальных и информационно-технологических, но и ценностно-антропологических трансформаций»2.

В научной среде идут дискуссии по поводу указанных перемен, порождая всевозможные теории и концепции интернационализации, интеграции, глобализации и локализации, среди которых на первый план выходят посвященные проблеме глобализации. Среди ученых, иследующих проблему развития мира в начале XXI века и его основных тенденций нет единого мнения по поводу глобализации.

Современное состояние политического сознания российского общества и особенности его развития

Различные аспекты проблемы политического сознания современного российского общества постоянно находятся в поле зрения научного исследовательского интереса. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют многочисленные труды, подготовленные в последние годы.

Анализ показывает, что, несмотря на довольно устойчивый интерес к политическому сознанию, в методологии его исследования недостаточное внимание уделяется особенностям его развития в условиях общества преодолевающего противоречия, характерные для периода модернизации.

Исследование особенностей развития политического сознания зиждется на положении материалистической диалектики о том, что для процесса развития характерны явления и прогресса и регресса. Данная закономерность заявляет о себе в тенденции противоречивых изменений происходящих в социуме и его духовной жизни, что проявляется в общественном и политическом сознании.

Важным фактором, определяющим развитие современного российского общества, является его модернизация. Анализ ее проблем, характера, результатов получил широкое отражение в многочисленных работах отечественных ученых . В этих работах дается ряд оценок характера модернизации. Она рассматривается как революция "богатых против бедных"3, называется "рециди рущей модернизацией" и подчеркивается ее "разрушительный, авантюристический, спекулятивный характер".

Российская модернизация представляет по своему содержанию процесс, направленный на изменение формационной и цивилизационной характеристик общества. В силу этого она является капиталистической модернизацией. Стремление изменить цивилизационную сущность российского социума показало, что радикальные реформаторы являются сторонниками парадигмы вес-тернизации как условия прогресса. Они отвергли главный вывод, следующий из развития теорий модернизаций в конце XX века, гласящий, что нежелание учитывать культурные традиции и самобытные системы ценностей ведет к тяжким социальным последствиям и даже провалу реформ3.

Противоречия, возникшие в ходе модернизации общества по поводу содержания, целей, результатов экономических и социальных преобразований получили отражение в политическом сознании и послужили основным источником его развития, проявились в особенностях этого процесса. Поэтому методология исследования особенностей развития политического сознания основывается на анализе результатов модернизации общества и отражения их в содержании и характере складывающихся между основными социальными группами экономических, социально-политических отношений. Они заявляют о себе в ценностных ориентирах господствующего типа политического сознания и адекватных ему политической идеологии и политики.

Модернизация представляет собой сложный комплексный процесс изменений в экономической, технологической, социальной, политической и психологической сферах. Эти, по своей сути революционные, системные изменения происходят взаимосвязано, но не одновременно, а в течение достаточно продолжительных периодов времени. Непременным условием и важнейшим элементом модернизации общества, экономики и политической системы являются изменения в политической и гражданской культуре, становление гражданского общества и институтов плюралистической представительной демократии1.

Процесс модернизации является объективным следствием всего предыдущего развития общества, что предполагает наличие вызревших для этого условий и учет ее специфических особенностей. В силу этого, она представляет управляемый сверху процесс перехода такого общества из одного состояния в другое с четко артикулированными целями на основе достаточно проработанной и обоснованной программы экономических и политических преобразований.

Похожие диссертации на Политическое сознание российского общества в условиях глобализации