Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Практика и ее деятельностные оформления Вершков Анатолий Валентинович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вершков Анатолий Валентинович. Практика и ее деятельностные оформления : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.11 / Вершков Анатолий Валентинович; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева].- Красноярск, 2008.- 43 с.: ил. РГБ ОД, 9 08-5/1903

Введение к работе

Актуальность исследования. Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью поиска спасительного вектора познания взаимоотношений природы и общества.

Нарастание глобальных проблем и, в частности, проблем экологического кризиса, замещение одних глобальных проблем другими, более опасными неизбежно ставит вопрос о том, почему, несмотря на все мероприятия, направленные на нейтрализацию этих:проблем, обстановка на планете неумолимо осложняется. И в этой ситуации приближение к определенной черте невозврата становится все более очевидным. При этом на пути разрешения этих проблем становятся, как ни странно, мощные субъективные факторы, субъекты этих проблем нередко не хотят поступаться своими интересами и выгодами. Кроме того, и научное познание реализуется главным образом в системе той модели мира, в центре внимания которой находится как раз именно возможность реализации потребит ельекого отношения к природе и обществу, обеспечение искомых степеней свободы человека в реализации указанных интересов и выгод. При этом практическая деятельность выступает как определенным образом оформленная реализация указанных степеней свободы субъектов практики по отношению к природе и обществу. Эти степени свободы несут на себе печать эгоизма и даже цинизма субъектов практики, и тем самым доказывают тупиковый характер развития цивилизации.

В этих условиях приобретает особую значимость исторически прошедшая всестороннее осмысление и практическую апробацию концепция ранних греческих стоиков (Зенон Китийский, Клеанф, Хрисипп) о необходимости жить в согласии с природой. Данная концепция актуализирует проблему совершенствования отношений между людьми и отношений между природой и обществом, и вместе с тем вызывает к жизни ту модель мира, в которой реализовали многие свои теории ранние греческие стоики. Этой моделью является космическая модель мира, и в соответствии с ней востребуется проект науки, отличный от того, который обслуживает реализацию степеней свободы субъекта практики. Развертывание космического (названного по модели мира) проекта науки, призвано служить гармоничному сосуществованию природы и общества, изучению соответствующих законов. В свою очередь, изучение данных законов осуществляется в целях практики, призванной обеспечить неопределенно долгую коэволюцию природы и общества, а также призванной служить оперативному преобразованию практической деятельности, приведению ее к требованиям космической модели мира. С этой точки зрения актуализируются труды под названием «Домострой», в которых получает дальнейшее развитие концепция ранних греческих стоиков о гармоничной организации взаимоотношений человека и

природной среды, о практически преобразующей деятельности человека, а также намечено (в рамках космической модели мира), что практика как содержание всегда определенным образом оформлена, и практика как форма - всегда содержательна, что и послужило основанием для выработки концепции данного исследования, согласно которой оказываются различимыми технологическое и тектологическое деятельностные оформления практики.

Степень разработанности проблемы. Основным аргументом в пользу выбора данной темы исследования является то, что, несмотря на множество работ, посвященным различным аспектам практики, как отечественных, так и зарубежных авторов, до сих пор лишь намечено различение деятельностных оформлений практики, а определения их не изучены.

Диссертант отмечает, что проблемы практической деятельности
давно стали предметом философского исследования, Изучение практики
началось во времена Платона и Аристотеля, где практика подразделялась на
«праксис», «поэзис» и «техно». Свое дальнейшее продолжение оно
получило в работах Фомы Аквинского, Ф. Бэкона, И. Канта и И.Г. Фихте,
в работах Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, а также русских
философов Зиновия Отенского, обосновавшего принцип

естествоповелительности практической деятельности, В.Г. Белинского,
А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, СИ. Булгакова. Различным аспектам
практики посвящены работы современных отечественных исследователей
Г.С. Арефьевой, ЯЗ. Баталова, А.И. Вербина, Б.А. Вороновича,

Ю.Г. Гайдукова, П.К. Гречко, В.Г. Табачковского, Ю.К. Плетнева, С. Я. Свирского, Э.С. Маркаряна, И.Т. Якушевского. Различные аспекты соотношения понятий «деятельность», «практика», «труд», «материальное производство» исследуются в работах М.В. Демина, Л.М Марцевой. А В. Маргуляна, М.С. Кагана, В.П. Фофанова. В западной философии явления практики как деятельности индивида получило раскрытие в работах Ж.- П. Сартра, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Г. Клауса, Л. Виттиха, Г. Бесома.

Исследованием деятельности занимались многие исследователи:

А.Н. Леонтьев, Г.С. Батищев, В.Г. Ананьев, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, П.К. Анохин, В.П. Фофанов, B.C. Швырев, Э.Г. Юдин, X. Аренд, И. Лииб, Н.А. Бернштейн, Н.В. Попкова, В.А. Лекторский, В.А. Зубаков. А.Д. Урсул и другие.

Вопросы технологического и диалектического детерминизма были освещены Я Ф. Аскиным, В.М. Розиным, Л.Г. Титаренко, Р. Азоном, У. Ростоу, Дж. Гелбрейтом, О. Тоффлером. 3. Бжезинским и других.

Различение технологически и тектологически оформленных практик в природопользовании анализировалась диссертантом с использованием работ A.M. Астащенко, Иена Барбура, Р.А. Беляева, О. Белоконевой, Лестера Р. Брауна, Норманна Р. Борлоуга, Ю.В. Васюкова, В.И. Данилова-

Данильяна, Ю.Н. Елдышева, А. Емельянова, А.А. Жученко, В.А. Желтова,
Т. Зиминой, Л.А. Карпачевского, Ф. Клингауфа, В.Л. Колесникова,
А.Л. Конова, А.И. Кригера, В. Лебедева, Ж.А. Медведева, А.К. Москалева,
Н.Н. Моисеева, Е.С. Павловского, Ю.И. Пиковского, СИ. Провоторова,
Г.А. Романенко, Н.Ф. Реймерса, В. Смирнова, А. Созинова, Д.С. Стебкова,
Е.К. Саранина, С.Н. Соломиной, Э.Н. Сохина, М.М. Тимофеева,

Н.А. Токаревой, А.Н. Тюрюканова, В.М. Федорова, А.Д. Урсула, Г. Шеера, А.В Шуваева, В.П. Якушева.

Изучение практики как антиэнтропийного процесса определяется работами Ф. Ауэрбаха, Э. Бауэра, Л. Бриллюэна, В.И. Вернадского, С.А. Подолинского, Ю.Г. Стахеева, П.Г. Кузнецова, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, А.Е. Ферсмана, Э. Шредингера и других.

Практика как критерий истины освещена в работах
М.В. Ломоносова, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, Н.Г. Чернышевского,
К. Маркса, Э.М. Чудинова, В. Джемса, Ч. Пирса, Д. Дьюи,

Н.М. Чуринова, И.Т. Якушевского и других.

Изучение практики как самовложения человеческого мира в природу намечено в работах И.А Ильина, Л.Н. Плюща. С.Э. Штоля, Д. Дана, Э. Бауэра, Н.А. Умова и других исследователей.

Теоретические и практические проблемы технологии раскрываются в работах отечественных и зарубежных авторов, в том числе в трудах А.Д. Бондаренко, Э.В. Гирусова, В.И. Данилова-Данильяна, В.Ф. Дорфмана, В.П. Каширина, В.Н Князева, Т.Е. Попову, М.В. Раца, Н.М. Чуринова, М.Ф. Ющенко, среди зарубежных - Иена Барбура, Д. Белла, X. Брукса, Д. Гелбрейта, Б. Коммонера, С. Каспршика, М. Маркова, Дж. Мартино, Н. Стефанова и других.

Тектология как теория и деятельностное оформление практики получила отражение в трудах А.А. Богданова, Л И. Абалкина, Дж. Горелика, Н.Н. Моисеева, Е.Н. Князевой, СП. Курдюмова, Л. Нуаре, А.Л. Тахтаджана, B.C. Клебанера, Ю.А. Урманцева, А.П. Огурцова, В.Г.Пушкина, В.Н.Садовского, В.Ф.Асмуса, А.А.Малиновского, Н.М. Чуринова, Д. Уайта и других авторов.

Теоретическая определенность кибернетики выявляется в трудах А.Н. Берга, А.А. Ляпунова, С.Л. Соболева, А.И. Китова, В. В. Иванова, М.К. Поливанова, В.А. Успенского, А.Н. Колмогорова, А.А. Маркова, А.П. Александрова, Е.П. Велихова, A.M. Омарова, Н.М. Чуринова, С. Вира, Н. Винера, К. Шеннона, У.Р. Эшби, А. Бриллюэна и других.

История возникновения экологического кризиса изучалась
В.А. Зубаковым, Н.Н. Моисеевым, В.И. Даниловым-Данильяном,

К.Я. Кондратьевым, К.С. Лосевым, В.П. Казначеевым, А.И. Субетто, СИ. Забелиным, Н.Ф. Реймерсом, В.А. Красиловым, Г.С Голицыным, В.М. Котляковым, А.Д. Урсулом, Ф.И. Гиренком, В.Г. Горшковым, В. Хесле, Р. Дорстом, Б. Коммонером, Т. Бастианом, лидерами

Римского клуба - А. Печчеи, М. Медоузом, А. Кингом, В. Шнайдером и другими авторами.

Развертывание синергетики как науки об ан гиэнтропийных процессах
осуществляется в работах Г.Н. Алексеева, Д.Л. Антонова, В.И Аршинова,
Ф. Ауэрбаха, Л. Бриллюэна, В Г. Буданова, Л. Больцмана,

В.В. Васильковой, В.Г. Губина, И.И. Гвая, Г.Х. Делакорова,

А.М. Ковалева, СП. Курдюмова, Е.Н. Князевой, Г.Г. Малинецкого,
Н.Н. Моисеева, Джона фон Неймана, Г.Н. Наана, СЮ. Пискорской,

А.П. Руденко, Е.А. Седова, .Е. Ровинского, Р. Фишера, В. Шевлокова, М. Штеренберга, Н.М. Чуринова, Р. Хартли, К. Шеннона и других исследователей.

Самовосстанавливающий потенциал природы и возможности усиления
его человеком, исследуются в трудах В.И. Артамонова, В.И. Вернадского,
В.А. Вронского, Э.В. Гирусова, В.В. Горшкова, В.Г. Горшкова,

В.И. Данилова-Данильяна, В.В. Дежкина, Жана Дорста, Ю. Израэля,
Барри Коммонера, Ю 3. Кулагина, Б.М. Миркина, Н Н. Моисеева,
Л.Г. Наумова, B.C. Николаевского, Н.Ф. Реймерса, Р. Одума,

СА. Остроумова, Ю.И. Пиковского, Л.В. Поповой, Е.И. Сапожникова, Ф.Г. Садыкова, В.В. Снакина, Е. Трибиса, А В. Цыбаня и других авторов.

Перспективы коэволюционного взаимодействия природы и общества
развертываются в работах СП. Барцева, Р. Бейли, А.И. Бурцева,
В.И. Вернадского, М.И. Виноградова, Ю.П. Галченко, И.И. Гительзона,
Г.Н. Голубева, В.Г. Горшкова, В.И. Данилова-Данильяна, М.Н. Изакова
В.Д. Ильичева, В.П. Казначеева, В. Казютинского, К.Я. Кондратьева,
В.М. Котлякова, В. Кутырева, К.С Лосева, Г.Е. Михайловского,
А.С. Монина, Н.Н. Моисеева, А.Д. Московченко, А.А. Никольского,
В.А Охонина, И.С Печуркина, Н.Ф. Реймерса, Л.И Сергиенко,

В Е Соколова, В.Г. Суховольского, О.В Трапезова, К.Н. Трубецкого, Ю. Школенко, А.Д. Урсула, Р.Г. Хлебопроса и других ученых.

Анализ работ по теме диссертации дает основание сделать следующие выводы:

1) несмотря на большое количество работ, посвященным различным аспектам изучения практики, тем не менее в этих работах не дается различения типов практики, и, соответственно, эти оформления практики не стали предметом специального изучения;

2) слабо изучены определения технологически и тектологически оформленной практики.

Объектом исследования является практика как специфически человеческая форма активности.

Предметом исследования являются деятельностные оформления практики — технологическое и тектологическое.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение деятельностных оформлений практики.

В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи:

  1. показать, что становление понятия «практика» происходит в направлении раскрытия человеческого мира и мира вовлечения природы в состав человеческого мира;

  2. показать, что понятие «технология» предназначено для обозначения определенного деятельностного оформления практики, корреспондирующегося с лапласовским принципом детерминизма;

  3. доказать, что понятие «тектология» предназначено для обозначения определенного деятельностного оформления практики, корреспондирующегося с диалектическим принципом детерминизма;

  4. исследовать соотношение двух основных типов деятельностного оформления практики: технологического и тектологического;

  5. показать, в чем состоит сущностная определенность кибернетики и в чем состоит определенность её качествования;

  6. изучить основные этапы становления концепций соотношения природы и общества и показать, что антропоцентризм является основой потребительского освоения действительности;

  7. показать практическую деятельность в технологическом оформлении в различных областях природопользования и ее социальные последствия;

  8. доказать, что масштабы технологически оформленной практики таковы, что влекут за собой глобальный экологический кризис;

  9. показать, что синергетика по одной из своих наиболее продуктивных идей (синергетика - это наука о самоорганизации в природе и обществе) является наукой об антиэнтропийных процессах;

  10. показать, что усиление самовосстанавливающего потенциала природы является одним из фундаментальных направлений тектологически оформленной практики;

И) исследовать тектологически оформленную практику как антиэнтропийный процесс;

  1. доказать, что технологически оформленная практика и тектологически оформленная практика выступают как критерии различных типов истинности: метафизики истины и диалектики истины;

  2. показать, что тектологически оформленная практика - есть практика вложения человеческого мира в природу;

  3. изучить тектологически оформленную практику в процессе природопользования;

  4. изучить перспективы развития отношений общества и природы.

Теоретико-методологическая основа исследования. В

соответствии с предметом и целью исследования изучение практики осуществляется на основе диалектического и метафизических методов, а также философских принципов познания: принципе единства мира, принципе всеобщей связи явлений, принципе развития, принципе историзма и конкретности истины, принципе отражения и т.д.

Решение исследовательских задач ведется на базе общенаучных методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, логического и исторического, а также общенаучных исследовательских подходов -информационного, системного, сущностного, структурно-функционального и деятелыюстного.

Научная новизна исследования

  1. Показано, что понятие «человеческий мир» выступает как характеристика задаваемого практикой единства природы и общества. При этом практика выступает как мера вовлечения природы в человеческий мир.

  2. Показано, что понятие практики предполагает соответствующее типу освоения мира природы человеческим миром ее (практики) деятельностные оформления: технологическое и тектологическое, в связи с чем разрабатывается новый понятийный аппарат и вводится новое понятие «деятельностные оформления практики».

3. Показано, что практика по своему деятельностному оформлению
раскрывает актуальную определенность человеческой деятельности как
специфически человеческой формы активности.

  1. Показано, что понятие «технология» корреспондируется с лапласовским принципом детерминизма и раскрывает такое деятельностное оформление практики, согласно которому практика предстает как распределенный по времени пооперационный принцип создания «второй природы».

  2. Показано, что технология осуществляет практическую деятельность в соответствии с императивами существования и долженствования, определяющими содержание паттерна трансцендентальной реальности и оправдывающего процесс их восполнения. Показано, что всякая технология подчинена изобретенным законам и, следовательно, для нее действие объективных законов существенно в той мере, в какой этими законами можно пренебречь или использовать их в технологических целях.

6. Показано, что технологическое деятельностное оформление
практики соответствует реализации на практике принципа дуализма,
создания так называемой «второй природы. Показано, что
технологическое деятельностное оформление практики актуализирует тот
или иной вариант универсалистской модели мира, продиктованной
необходимыми для субъекта практики параметрами потребительского
отношения к природе и обществу.

  1. Доказано, что глобальные проблемы современности в существенной мере обусловлены технологическим оформлением практики как реализацией паттернов трансцендентальной реальности, в той мере в какой они представляют собой привнесение изначально чуждого природе и поэтому так или иначе отчуждаемого природой.

  2. Доказано, что понятие «тектология» корреспондируется с диалектическим принципом детерминизма и отражает такое деятельностное

оформление практики, согласно которому достигаются гармоничные отношения между людьми и между природой и обществом, а практика предстает как процесс раскрытия единства природы и общества.

  1. Показано, что тектология оформляет практическую деятельность в соответствии с императивами коэволюции природы и общества, неопределенно долгого сосуществования природы и общества. Тектологическое деятельностное оформление актуализирует космическую модель мира, учитывающую, что практика осуществляется в условиях всеобщей связи явлений, и, следовательно, практика должна иметь такое содержание, которое имело бы для жизни общества благоприятные последствия.

  2. Показано, что сущностная определенность кибернетики заключается в том, что она' является неореалистским существованием общей теории технологии. При этом основным законом технологии является закон необходимого разнообразия У.Р. Эшби.

11. Показано, что кибернетика представляет собой общенаучную основу теории технологического детерминизхма. При этом теория технологического детерминизма выступает или как обоснование необходимости технологического оформления практики, или как язык описания практического освоения действительности.

12. Показано, что общая теория технологии в неореалистском варианте выступает как сущность, как трансцендентальная реальность, совокупность абстрактных формально-логических положений, восполняемых в качестве существования произвольным набором кибернетического знания. Согласно своему сущностному статусу данная теория является теорией создания «второй природы», как правило, чуждой природе и, в конечном счете, отторгаемой природой.

  1. Показано, что в неономиналистском варианте дуализма общая теория технологии и теория кибернетики представляют собой тезаурусы языков описания процессов материального и духовного производства.

  2. Показано, что потребительское освоение действительности, в том числе освоение природы, развертывалось вместе с развитием антропоцентризма. При этом реализация потребительской стратегии освоения природы и общества имеет в своей основе тот или иной вариант метафизической рациональности, согласно которой или формулируется цель освоения природы и общества, или освоение природы и общества описывается как процесс достижения определенной цели.

  1. Показано, что антропоцентризм предполагает технологическое оформление практической деятельности, выступающее как одно из ее (практики) деятельностных оформлений. При этом антропоцентризм является теоретической основой технологического детерминизма.

  2. Показано, что технологически оформленная практика является основой социальной детерминации, вызывающей каскадно нарастающие негативные социальные последствия, в какой-то исторический момент выступающие в качестве глобальных проблем.

17. Показано, что технологически оформленная практика,
реализуемая в контексте антропоцентрической концепции освоения
природы и общества, предполагает раскрытие содержания природы и
общества в качестве сырья для достижения субъективистски
существенных целей.

18. Показано, что глобальный экологический кризис является
доказательством неадекватности технологически оформленной практики
целям неопределенно долгого существования человечества на планете, а
также реализуемых посредством технологически оформленной практики
моделей мироустройства на планете.

19. Показано, что по одной из своих продуктивных идей синергетика
(наука о самоорганизации в природе и обществе) является определенным
развитием общей организационной науки — тектологии, а процессы
самоорганизации в обществе выступают как тектологические оформления
практической деятельности.

20. Установлено, что процесс самоорганизации - это
антиэнтропийный процесс, направленный на усовершенствование
внутреннего устройства объекта; на становление внутренних оформлений
совершенства, адекватных актуальному составу определенной целостности
объекта. При этом антиэнтропийные процессы обеспечивают: а)
отрицание целого меньшего, чем сумма частей; б) установление целого
большего, чем сумма частей; в) установление части большего, чем целого.

21. Доказано, что, несмотря на то, что биосфера и составляющие ее
экосистемы, а также различные биологические виды обладают
значительной устойчивостью и способностью к самоочищению, тем не
менее, все усиливающееся антропогенное давление требует, чтобы
посредством антиэнтропийной, тектологически оформленной практики, во-
первых, было минимизировано антропогенное давление на природу, а, во-
вторых, устранены наличные результаты указанного давления.

22. Показано, что усиление человеком антиэнтропийного
самовосстанавливающего потенциала природы может быть достигнуто на
основе данных синергетики как науки, посвященной изучению законов
самовосстановления и самоочищения в природе и обществе.

  1. Установлено, что тектологически оформленная практика является антиэнтропийной формой социальной детерминации, обеспечивающей коэволюционное развитие природы и общества. Теоретической основой тектолопиески оформленной практики является диалектический детерминизм.

  2. Доказано, что в метафизическом проекте науки критерием истинности выступает технологически оформленная практика. Истина в данном случае выступает как вероятностное знание, поскольку пользуется только тем знанием, которое оказывается востребованным.

  3. Доказано, что в диалектическом проекте науки критерием истинности выступает тектологически оформленная практика. Диалектическая логика, являясь системой доказательств в диалектическом

проекте науки, исключает возможность выбора характера истинности: истина всегда абсолютна и относительна, объективна и субъективна.

  1. Доказано, что технологически оформленная практика является критерием продуктивности технологии (неореалистский аспект), а также критерием удачного описания практической деятельности (неономиналистский аспект).

  2. Доказано, что технологически оформленная практика лишь в определенной мере может не вызвать конфликта между человеческим миром и миром природы. За рамками этой меры человеческий мир подвергается отрицанию со стороны природы. Замещение одного типа технологически оформленной практики другим ее типом может лишь на время отложить наступление, например, экологического кризиса.

  3. Показано, что тектологически оформленная практика - это практика гармоничного единства человеческого мира и мира природы по принципу матрешки, когда одно совершенство встраивается в другое совершенство. Тектологически оформленная практика ни на каком этапе ее развития не может быть замещена технологически оформленной, практикой.

  4. Показано, что тектологически оформленная практика - это практика сужения масштабов технологически оформленной практики, например, переход на замкнутые технологические циклы.

30. Установлено, что в одном из значений понятие
«природопользование» раскрывает деятельность человека, направленную
на излечение природы от повреждений, нанесенных ей (природе) его
неосмотрительными или эгоистическими преобразованиями. В этом сугубо
антиэнтропийном значении понятие «природопользование» предполагает
необходимость тектологически оформленной практики.

  1. Показано, что тектологически оформленная практика - это практика, целенаправленно воспроизводящая собственно природные процессы, по аристотелевски подражающие природе, например, в сельском хозяйстве переход на экологически чистое сельское хозяйство, адаптивные стратегии интенсификации растениеводства, восстановительное природопользование, генная инженерия.

  2. Показано, что тектологически оформленная практика - это практика, в соответствии с императивом совершенства направленная на выявление потенциала человеческого жизнеутверждения, заключенного в самой природе, например, в медицине выявление основ взаимной неотторгаемости тканей организма человека, восстановительная клеточная терапия, использующая стволовые клетки, клетки крови, временно замещающие на некоторый период отдельные органы человека, например, аппарат искусственной почки.

33. Доказано, что у человечества нет альтернативы по отношению к
стратегии коэволюционного развития природы и общества, единству
природы и общества.

Положения, выносимые на защиту.

1. Различимы две стратегии познавательной активности
общества: стратегия покорения природы и стратегия сотрудничества с
природой.

2. Деятельностные оформления практики соответствуют
различным методологиям освоения человеком мира природы.

3. Стратегия покорения природы реализуется посредством
технологически оформленной практики, а стратегия коэволюции с
природой - посредством тектологически оформленной практики.

  1. Следствием неосмотрительной реализации стратегии технологически оформленной практики являются глобальные проблемы современности, следствием стратегии сотрудничества с природой -коэволюционное, гармоничное развитие природы и общества.

  2. Технологическое деятельностное оформление практики актуализирует тот или иной вариант универсалистской модели мира, тектологическое деятельностное оформление актуализирует космическую модель мира.

  3. Технологическое деятельностное оформление практики соответствует реализации на практике принципа дуализма, создания «второй природы», тектологическое оформление практики соответствует реализации на практике принципа единства мира.

  4. Тектологически оформленная практика - это практика, целенаправленно воспроизводящая собственно природные процессы, по аристотелевски, подражающие природе.

8. Тектологически оформленная практика - это практика
антиэнтропийных процессов, которая должна быть положена в основу
неопределенно долгого существования человечества, коэволюции природы
и общества.

9. Тектологически оформленная практика - это практика,
направленная на выявление потенциала человеческого жизнеутверждения,
заключенного в самой природе.

10. Тектология оформляет практическую деятельность в

соответствии с императивами совершенства, а технология - в соответствии с императивами долженствования и существования.

Теоретическое и практическое значение диссертации.
Теоретическая значимость полученных в диссертации результатов
определяется возможностью их использования для проведения

исследований в рамках проблематики социальной философии,

соответствующих версий тектологии, синергетики, кибернетики.

Практическая значимость результатов состоит в возможности переосмысления стратегии и тактики таких направлений прикладной деятельности как природопользование.

Предложенные в диссертации исследовательские подходы,

предложения и выводы могут быть использованы в педагогической практике для чтения таких учебных курсов как «Социальная философия»,

«Концепции современного естествознания», «Природопользование», «Экология», «Методы научных исследований».

Апробация диссертационного исследования.

Материалы диссертации использовались в учебном процессе
Красноярского института экономии Санкт-Петербургской академии
управления и экономики (НОУ ВПО) при чтении курса лекций по
дисциплинам «Философия», «Экология», «Природопользование»,

«Концепции современного естествознания»

Основные положения диссертационного исследования

докладывались на II Международной научно-практической конференции «Экологические проблемы современности» (Пенза, 2006 г.), Международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы современности» (Смоленск, 2007), X Международной научной конференции «Решетневские чтения» (Красноярск, 2007), Международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований'2008» (Одесса, Украина, 2008), Пятом международном симпозиуме «Феномены Природы и Экология Человека» (Казань, 2008), VII Международной научно-практической конференции «Новый имидж России» (Санкт-Петербург, 2008).

Объем диссертации и е структура определяются целью
исследования и последовательностью решения задач исследования.

Диссертация включает в себя введение, три главы, тринадцать параграфов, заключение и список использованной литературы.

Похожие диссертации на Практика и ее деятельностные оформления