Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Превращенные формы общественного сознания и их социальная роль Лягушкин, Игорь Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лягушкин, Игорь Владимирович. Превращенные формы общественного сознания и их социальная роль : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 1992.- 23 с.: ил.

Введение к работе

.._

Актуальность темы научного исследования. Происходящие в мире бурные изменения, крах систем социальной организации и повышение меры ответственности за принимаемые политические решения ставят перед обществоведами задачу объяснения тех процессов, свидетелями которых мы становимся в настоящее вре-мя.

Столкновение интересов различных государств, социальных групп и отдельных индивидов рождает закономерный интерес к проблеме иллюзорного общественного сознания. Проблема возможности эффективной и целесообразной социальной деятельности на основе иллюзорных представлений о закономерностях развития общества остается одной из самых острых проблем современного обществоведения. Насколько эффективно в настоящее время создание новых моделей общественного развития? Возможно ли построение адекватной социальной действительности периодизации истории? Может ли общество обойтись без иллюзий относительно истории? Возможно ли избежать ошибок и заблуждений в ходе исторической деятельности? Какова природа иллюзорного сознания? Каковы закономерности его функционирования? В чем заключается роль иллюзорного сознание в жизни общества? Для ответа на данные вопросы необходимо дальнейшее изучение комплекса проблем, связанных о местом и ролью иллюзорного общественного сознания в социальных процессах.

В наши дна не упеньшается актуальность изучения различных форм религии, утопий, идеологии и политических теорий. Перед учеными и политическими деятелями стоит задача выработки научно обоснованных подходов к изучению иллюзорного сознания к последствий его проявления в истории.

-I-

Степень разработанности темы. Проблемы анализа иллюзорного сознания и его влияния на жизнь общества находят отражение в научных работах, программных политических документах, выступлениях политических деятелей и публицистов, в периодической печати.

Отечественные и зарубежные исследователи неоднократно обращались к изучению различных форм иллюзорного сознания, особенно религии. В отечественной научной литературе наиболее значительными для исследования интересующего нас аспекта данной проблемы представляются работы И.Р.Григулевича, А.Л.Юшбанова к С.Г.ЛЬ-зинского.

Глубокий анализ роли мифов и мифологического сознания в op- . ганизацш общественной жизеи дан в работах Р.Антео, М.Э.Матье, Ю.Я.Перепелкина, С.И.Радцига. Отдельно следует назвать работы А.Ф.Лосева.

Группа работ посвящена анализу сложных форм иллюзорного об-щественного сознания, в частности, демонологии и различных ересей утопического характера. Хотелось бы особо отметить работы М.А.Барга и И.Р.Григулевича. Роль утопий в общественной жизни ярко обрисована в классических работах К.Маннгейма, Х.маравал-ля и Л.Мэмфорда.

Роль милленаркстского сознания в формировании идеологии' дви-' жения угнетенных, классов в средние века подробно описана у А. Н. Чи сто звонов а. Роль религии в формировании капиталистических общественных отношений и класса буржуазии, описана в работах М.Вебера. Несколько иной подход к данной проблеме представлен в работах В.Зомбарта.

Категории иллюзорного сознания исследуются Г.А.Габинским на примере религии и теологии.

Идеологии и проблеме возникновения иллюзий в общественном сознании посвящено несколько работ К.Маркса и Ф.Энгельса. Проблема закономерностей развития иллюзорного сознания нашла в работах К.Маркса и Ф.Энгельса свое классическое воплощение. Большой интерес при рассмотрении данной проблемы представляют также работы Д.Вико, И.Г.Гердера и Г.Ф.В.Гегеля, Из современных авторов следует отметить М.С.Лантштейна, М.К.Мамардашвили и А.А.Хамидова.

Проблема связи идеологии, политики и философии, а также парадоксов их взаимодействия нашла оригинальное отражение у Е.Ф.Асмуса.

Большой интерес представляет также проблема социальной иррациональности, а также проблема соотношения познания и свободы. Здесь хотелось бы отметить работы Н.С.Автономовой, П.А.Барана, Э.Я.Баталова, И.В.Бычко, Ю.Н.Давыдова и других.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление сущностной разновидности иллюзорных форм общественного сознания, то есть его превращенных форм и описание их социальной роли. Для осуществления поставленой цели в данной работе решаются следущие задачи:

выявляется ключевая категория иллюзорного сознания;

выявляется сущность превращенных форм общественного сознания и приводится иллюстрирующий данное положение историко-философский очерк;

описывается форма проявления превращенных форм общественного сознания в виде социального идеала;

рассматривается идеология в качестве механизма реализации иллюзорного сознания в жизни общества;

формулируется гипотеза об артефактном способе общественного производства в качестве наиболее чистой превращенной формы обществен-

ного сознания;

выявляется сущность данного типа общественных отношений и описывается механизм их функционирования;

описывается форма проявления превращенных форм общественных отношений;

описывается механизм реализации господствующего типа утопии и роль государственных партий в реализации превращенных форм общественных отношений.

Теоретическая и методологическая основа исследования,- Автор использовал работы отечественных и зарубежных философов, историков и политологов.

В данном исследовании автор опирается на работы Д.Вико, Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера, В.Зомбарта.

Приоритет в разработке роли и значения иллюзорного общественного сознаний безусловно принадлежит К.Марксу и Ф.Энгельсу. Их совместная работа "Немецкая идеология" продолжает сохранять свое значение и в настоящее время, поскольку они первыми сумели подвести под демистификацию явлена! общественного сознания солидную научную базу. Ими впервые была выявлена сущностная взаишсвязь превращений социальных процессов и превращенных форм общественного сознания, а также раскрыт и описан механизм формирования иллюзорного общественного сознания. Несомненны также заслуга авторов "Немецкой идеологии" в выявлении социальной основы производства духовных значений и субъекта идеологии и ложного сознания вообще.

Основным методом.примененным при работе, является исторический метод. В качестве вспомогательных методов были использованы метод анализа текстов и личностной диагностики с помощью нормативно-ориентированных психологических тестов.

Источники диссертации. Автор использовал научные работы философов, историков и политологов, программные политические документы, следственные материалы, а также художественно-публицистические произведения.

Научная новизна. В данной работе дается в общем виде описание социальной роли превращенных форм общественного сознания. Данная роль сводится к формированию основ производства превращенных форм общественных отношений в переходные исторические периоды, когда можно наблюдать многовариантность исторического развития. Попытка реализации утопического социального идеала оказывается максимально возможной степенью влияния субъектов исторической деятельности на ход истории. Последовательно рассматриваются бытие, сущность, явление и действительность превращенных форм общественного сознания. Рассматривается гипотеза о результате попытки реализации иллюзорных форм общественного сознания в виде превращенных форм общественного сознания в виде превращенных форм общественных отношений, и выявляются бытие, сущность, явление и действительность последних. Анализируется историческая перспектива артефактннх обществ.

Новые возможности открывает использование для получения первичной информации методов социологии и психологии. Зце не оцененные по достоинству работы М.Вебера и, в особенности, В.Зомбарта, содержат уникальный фактический материал, который может быть использован для построения личностного портрета идеального представителя опре деленной социальной группы.

Огромный труд, проделанный названными выше учеными,чоткрывает ддя современного исследователя возможность сравнения выделенных ими личностных качеств о данными интерпретации исследования личности о поющью нормативно-ориентированных психологических тестов после процедуры операционализации понятий, которые использовались

_ 6 -

М.Вебером и В.Зомбартом.

М.Вебер однозначно связывал возникновение и развитие капиталистических отношений в Западной Европе с появлением на исторической сцене носителей протестантской нормативной этики. Воспитан^ ные протестантизмом личностные качества делает последних носите-лями капиталистического духа, на делю которых выпадает установление капиталистических хозяйственных отношений. М.Вебер рассмат-ривал также проблему харизматического лидера. Исследования роли личностных качеств, нормативной этики и формируемого ей стереотипа поведения в обществе является выдающейся заслугой этого автора.

В.Зомбарт основное внимание уделял роли наследственных личностных качеств, сочетание которых обусловливает предрасположен- . ность к традиционалист свому или капиталистическому способу ведения хозяйства, а также преобладание в обществе капиталистического или традиционалистского хозяйственного духа. Понятие хозяйственного духа у В.Зомбарта фактически тождественно понятию характерологического портрета идеального представителя определенных социальных групп.

Применение идей В.ЗомЗарта дает возможность выявить предрасположенность отдельных индивидов к маргинализации, описать функционирование и социальную роль деклассированных элементов, особенности разделяемых ими социальных идеалов, нормативной этики, идеологии и стереотипа поведения в обществе. Возможно также выявление потенциальных лад еров.:» активных групп маргиналов.

Маргинализация общества вследствие деформации капиталистического развития способствует уменьшению степени устойчивости общества, социальным потрясением я формированию девиантных вариантов исторического развития.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение данной работы заключается в том, что она может быть использована в качестве основы для создания общей методологии. анализа превращенных форм общественных отношений.

Практическое значение данной работы состоит в возможности использования основных выводов в процессе дальнейшего изучения мирового политического'процесса, а также при изучении некоторых исторических проблем. Материал диссертации может быть использован в лекционных курсах и семинарских занятиях по философии, религиоведению, общей социологии и политологии.

Основные положения, выдвигаемые для зашиты.

1. Превращенные формы общественного сознания являются разновидностями иллюзорного отражения исторической действительности. Они закономерно возникает в ходе исторического развития вследствие объективной невозможности создания в данное время адекватных реальной действительности научных концепций. Наиболее чистой превращенной формой общественного сознания является категория чуда, которая фактически используется для обозначения социального небытия. Превращенные формы общественного сознания обладают мистифицирующей познавательной функцией /создание ложной картины действительности/ и поддерживают целостность мировоззрения, а также содержат косвенные указания на область приоритетных научных разработок. Превращенные формы общественного сознания обусловлены ходом исторического развития общества и являются следствием редукции общественных отношений, обусловленной необходимостью сведения многообразия конкретного труда к труду абстрактному, данный момент обусловливает ложность буржуазного общественного сознания х задаваемого им стереотипа поведения в обществе.

  1. Сущностью превращенных форм общественного сознания является отражение, хотя и ложное, объективной действительности. Анализ превращенных форм социально-философского и исторического познаадвд выявляет их сущность, то есть указание на исторические закономерности прогрессивного и циклического типа, а также на возможность попыток воплощения идеи достижения социального небытия, то есть полной остановки исторического развития. Необходимые для достижения последнего условия тотального отрицания существующих социальных институтов вследствие их негативное оценки создаст условия для устойчивого объединения больших групп людей. В рамках превращенных форм социально-исторического познания возможно также указание на субъекты циклических исторических процессов /семья и этнические сообщества/ и прогрессивных исторических процессов /классы/.

  2. В рамках превращенных форм исторического познания закономерно формируется социальный идеал общественной группы, причем возможно зарождение как пассивной, так и активной, утопической его формы. Утопия оказывается в яаіескиї»ван^ї^рме:оя»жеїо«?н социального небытия /в виде остановки исторических процессов/

в качестве идеала общественного устройства.

4. Механизмом реализации в сфере общественных отношений та
кого социального идеала оказывается идеология. Действие идеоло
гии направлено на маргинальные социальные группы и деклассиро
ванных элементов, то есть ва наименее устойчивую часть общества.
Реализация утопического социального идеала оказывается задачей
маргинальных социальных групп и деклассированных элементов. В
рамках любого общества можно выявить потенциальных носителей
утопического сознания, обладающих характерологическим типом
лиманальной личности.

5. Для объяснения социальной роли превращенных форм общест
венного сознания автором формулируется гипотеза об артефактном
способе общественного производства. Артефактный способ общест
венного производства возникает вследствие деформаций капиталис
тического развития и представляет собой способ организации об
щественной жизни в переходный исторический период. На уровне яв
ления артефактный способ общественного производства характери
зуется попыткой воплощения в реальной исторической действитель
ности утопического социального идеала. При этом социальные отно-'
шения в обществе данного типа приобретают превращенную форму.

На сущностном уровне происходит формирование господствующих классов и условий для формирования классовой структуры общества, против которой направлено действие по реализации утопического социального идеала. Помимо того, такого рода общества оказываются нестойкими при активизации деятельности этнических сообществ. Закономерным результатом саморазвития общества переходного типа, основанного на артефактном способе общественного производства, является капитализм монополистического типа. В общем виде такого рода социальные, процессы являются девиантной формой капиталистического развития.

6. Сущностной характеристикой общества, основанного на арте
фактном способе общественного производства, является взаимодейст
вие процесса реализации утопического социального идеала и процес
са классообразования, направленного на формирование классового
национального государства и буржуазного общества. Общество на
данном этапе исторического развития характерно крахом процесса
деклассирования и провалом политики деэтнизирования. В.обществе
данного типа не существует иных устойчивых социальных групп, кро
ме маргинальных.

7. Реализация утопического социального идеала невозможна без
соответствующей ему системы нормативной этики. На основе послед-
ней формируется динамический социальный стереотип, задающий нор
му поведения индивидов и социальных групп. Субъектом социального
управления в данных обществах оказывается государственный аппа
рат,представители которого объединены в унитарную партию государст
венного типа.которая создает механизм воспроизводства превращен
ных форм общественных отношений. Формой проявления превращенных
форм общественных отношений является социальный статус индивида

и социальной группы. Общество, основанное на артефактном способе общественного производства,следует характеризовать как статусное общество, а не как классовое ила сословное.

8. Механизм реализации властных отношений в наиболее чистом
виде в обществе данного типа можно наблюдать на примере правящей
партии государственного типа. Властные отношения осуществляются
не на основе делегирования народом или правящими классами власт
ных полномочий государственному аппарату, а на основе создания
независимых источников власти, подконтрольных только государст
венному аппарату. Доминирующие классы при этом уничтожаются в
историческом смысле этого слова, а государство контролирует рас
пределение жизненно необходимых и престижных материальных благ

в такой степени, что оказывается способным делегировать часть ' властных полномочий народу. При этом сохранение независимых от народа и господствующих классов, даже если они сформируются, источников власти и механизмов контроля распределения материальных благ оказывается условием сохранения превращенных форм общественных отношения к артефактного способа общественного производства. Закономерным результатом саморазвития унитарной партии государственного типа является формирование класса буржуазии, действующей

в рамках государственно-монополистического капитализма. В слаборазвитых в экономическом отношении странах, где правительство и государственные органы контролируют поступающие извне материальные блага или их эквиваленты, унитарные партии государственного типа могут существовать неопределенно долго. Возможен также ослабленный вариант подобного рода исторического развития. Попытки насильственного свержения описываемого государственного строя в конечном счете приводят лишь я. его укреплении, так как гражданская война приводит в данном «лучае к разрушению сформировавшихся ' или формирующихся классов и к воспроизводству превращенных форм общественных отношений.

Структура работы. В соответствии с целями и задачами исследования диссертация содержит введение, две главы и заключение. Обе главы разделены на четыре параграфа каждая. В конце работы приведен список использованной литературы.